История еврейского народа вне Страны Израиля в XI—XV вв.

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
(Источники)
 
(21 промежуточная версия не показана)
Строка 1: Строка 1:
-
{{Остатье| ТИП СТАТЬИ  = 2
+
#redirect [[:ej:История еврейского народа вне Страны Израиля в XI—XV вв.]]
-
| АВТОР1 = Л.Гроервейдл
+
-
| АВТОР2 =
+
-
| АВТОР3 =
+
-
| СУПЕРВАЙЗЕР =
+
-
| ПРОЕКТ =
+
-
| ПОДТЕМА =
+
-
| КАЧЕСТВО  =
+
-
| УРОВЕНЬ  =
+
-
| ДАТА СОЗДАНИЯ  = 10.10.2010
+
-
| ВИКИПЕДИЯ =
+
-
| НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ  =
+
-
}}  {{Начало_работы}}
+
-
 
+
-
== В Африке ==
+
-
{{main|История еврейских общин в Африке в XI - XV веках}}
+
-
Начало [[Крестовые походы|крестовых походов]] ухудшило положение еврейских общин Северной Африки, так как сократилась торговля с христианскими странами Европы.
+
-
В исламском мире произошла вспышка религиозного фанатизма.
+
-
 
+
-
В Египте на рубеже X - XI века произошла кампания гонений на евреев. Хотя при смене династии она кончилась, община Египта была поставлена в условия пребывания в прифронтовой стране. Влиятельные члены общины, имевшие дело с властями, всё время отражали поползновения мусульманского духовенства.
+
-
 
+
-
Тем не менее еврейская община Египта стала в это время центром интеллектуальной деятельности восточных евреев. На рубеже XII - XII веков в Египте жил и работал [[РаМБаМ]]. После тяжёлого удара по вавилонской общине во время нашествия монголов вожди египетской общины фактически возглавили евреев Ближнего Востока.
+
-
 
+
-
К западу от Египта дела шли значительно хуже. Евреи Северо-Западной Африки имели доступ к торговым путям Средиземноморья и транссахарской торговле, приносившей огромные прибыли. Но политическая обстановка там в позднем средневековье всё время ухудшалась.
+
-
 
+
-
В XI веке берберские племена Западной Сахары объединились и создали империю Алморавидов, захватив всю Северную Африку, кроме Египта, мусульманскую часть Испании и западную часть сахарской зоны. Они разрушили и разорили многие города по ходу войны, ввергнув еврейские общины в стагнацию. В своей империи они установили жёсткую теократию, усилив угнетение евреев.
+
-
 
+
-
Пришедшие им на смену в XII веке [[Альмохады]] - новое религиозное течение - устроило мусульманский террор. Они вынудили целые общины евреев принять ислам, не прекратив после этого их дискриминацию. Евреи массово бежали от них в глубину Африки.
+
-
 
+
-
Новые африканские государства, крупнейшие из которых - Мали и Гана, быстро исламизировались, и там тоже начинали вводить антиеврейские законы.
+
-
 
+
-
Гнёт несколько ослаб после завоевания Северной Африки турками в XIV веке. В города на побережье Средиземного моря пробирались уцелевшие евреи из внутрисахарских областей и прибывали беженцы из Европы.
+
-
 
+
-
Вплоть до нового времени в ряде областей Южной Сахары и Тропической Африки обнаруживались остатки еврейских общин, бежавших туда в средние века. Некоторые племена Чёрной Африки утверждают, что являются потомками евреев. Современные исследования подтверждают это.<ref>[http://www.mindspring.com/~jaypsand/index.htm The Jews of Africa]</ref>
+
-
 
+
-
Эфиопские евреи - '''бита Израиль''' - утратили связи с другими еврейскими общинами мира и с конца VII века развивались сами по себе. Они держали оборону от христианских государств Эфиопии и от мусульман, наступавших с севера. До конца XV века им удавалось сохранять полунезависимые княжества.
+
-
 
+
-
== В Европе ==
+
-
 
+
-
=== В Западной Европе ===
+
-
{{main|История еврейских общин в Западной Европе в XI - XV веках}}
+
-
 
+
-
Условия жизни евреев в Западной Европе сильно ухудшились, начиная с X века. Усилились религиозные притеснения. Во всех странах урезались экономические и личные права евреев. Законы всё менее защищали их безопасность и имущество. В моменты социальных и религиозных потрясений евреи становились первыми жертвами насилия.
+
-
 
+
-
Массовые убийства евреев, истребление целых общин происходили по пути следования [[крестоносцы|крестоносцев]] во время [[Крестовые походы|крестовых походов]]. Часты были случаи насильственного принуждения к крещению отдельных евреев и целых общин.
+
-
 
+
-
<blockquote>
+
-
В Первый крестовый поход армия бедноты, как наиболее воодушевлённая, тронулась первой, и, перебив по пути много евреев, она постепенно распалась и прекратила существование...
+
-
Жак ле Гофф, "Цивилизация средневекового Запада", стр. 70
+
-
</blockquote>
+
-
 
+
-
Коммунальные революции XI-XII веков в европейских городах сопровождались погромами, изгнанием евреев или сильным ущемлением их прав.
+
-
 
+
-
С развитием экономики Западной Европы евреев стали вытеснять и из тех отраслей, которые до того им оставили.
+
-
 
+
-
<blockquote>
+
-
В течение XI-XII вв., когда недостаточно уже было евреев на роль заимодавцев, которую они до того полностью брали на себя, и когда христианские купцы ещё не перехватили у них её, монастыри, как хорошо показал Робер Жанесталь, выполняли функцию "кредитных касс".
+
-
Жак ле Гофф, "Цивилизация средневекового Запада", стр. 81
+
-
</blockquote>
+
-
 
+
-
С XIII в. в Западной Европе стали распространяться [[Кровавый навет на евреев|кровавые наветы против евреев]], за которыми последовали дополнительные антиеврейские постановления католической церкви.
+
-
 
+
-
В 1348 году евреев обвинили в распространении эпидемии чумы и истребили во многих городах.
+
-
[[Файл:SozhzhtnieEvreev.JPG|200px|thumb|right|Средневековая (XV век) немецкая гравюра "Сожжение евреев" Из книги Г. Шеделя «Weltchronik», 1493. (из Электронной еврейской энциклопедии)]]
+
-
Под давлением горожан евреям постепенно запретили все виды деятельности, кроме финансовых операций и торговли старьём.<ref>Жан-Клод Оке. Средневековая Венеция. Москва, «Вече», 2006 (скверный перевод с оригинала Jean-Claude Hocquet. Venise au Moyen Age. Les Belles Lettres, Paris, 2002) Стр. 131 В XIV веке в большинстве городов Римской империи еврейским общинам было запрещено заниматься коммерцией.</ref>
+
-
 
+
-
Короли и князья периодически изгоняли евреев из своих владений, отбирая у них всё имущество, а затем впускали обратно, чтобы вновь обобрать. Возникла практика закрепощения евреев.
+
-
 
+
-
Во многих государствах, владениях и городах евреям было предписано '''носить особый костюм'''. Как правило для них отводился отдельный [[Еврейские кварталы|квартал в городе]].
+
-
 
+
-
Несмотря на тяжкие экономические условия и постоянные преследования, творческая жизнь не замирала среди евреев.
+
-
Работали великие учёные (теологи, философы, математики, медики) и поэты. В ту эпоху были созданы важные части еврейского культурного наследия.
+
-
Знакомые по арабским переводам с греческой литературой, еврейские интеллектуалы перевели многие классические сочинения на еврейском языке, изучали в подлиннике греческих и латинских авторов. В эпоху возрождения итальянские и нидерландские евреи явились учителями многих гуманистов.
+
-
 
+
-
=== В Восточной Европе ===
+
-
{{main|История еврейских общин в Восточной Европе в XI - XV веках}}
+
-
{{Заготовка_раздела}}
+
-
 
+
-
== В Азии ==
+
-
{{main|История еврейских общин в Азии в XI—XV вв.}}
+
-
 
+
-
=== В Западной Азии ===
+
-
{{main|История еврейских общин в Западной Азии в XI—XV вв.}}
+
-
 
+
-
В начале периода полуостров Малая Азия (Анатолия) был под властью Византии. В Грузии существовало независимое христианское государство. Остальные части региона были под властью мусульманских государств. На протяжении описываемого периода Сирию (включая Ливан) и Страну Израиля периодически захватывали правители Египта, а Месопотамию - правители Ирана или Турции.
+
-
 
+
-
Под властью Византии евреи испытывали сильные притеснения. В мусульманских государствах их жизнь была сравнительно более свободной и экономически прочной.
+
-
 
+
-
В XI веке в регион вторглись [[крестоносцы]], что привело к многочисленным жертвам среди еврейских общин. В мусульманских государствах произошло усиление религиозного фанатизма и репрессий против евреев, происходивших на протяжении всего периода.
+
-
Это способствовало '''переходу в ислам части евреев, принадлежавших к высшим слоям общества'''.
+
-
 
+
-
Тяжкие события вызывали среди евреев религиозно-политические движения. Возникали секты, происходили восстания (самое крупное - под руководством [[Давид Алрои|Давида Алрои]] в XII веке).
+
-
 
+
-
В XI веке турки-сельджуки захватили Азербайджан и отобрали у Византии Анатолию. В их государстве '''евреям стало заметно лучше, чем было при Византии'''. Но постоянные войны между турками, осколками византийской империи и крестоносцами создали опасную обстановку. Торговые пути оказались перекрыты, экономическое положение серьёзно ухудшилось.
+
-
 
+
-
В 1170-х гг. [[Биньямин из Туделы]] и [[Птахия из Регенсбурга]] побывали в странах региона и записали данные о численности евреев по городам и их социальном статусе.
+
-
 
+
-
[[Чингисхан|Нашествие монголов в 1243 году]] было разрушительным и привело к массовым жертвам. Но в ряде случаев евреи Сирии и Месопотамии пострадали меньше мусульман. Евреи Азербайджана массово бежали в сопредельные страны, куда монголы не дошли.
+
-
 
+
-
'''Египетские мамлюки''', воюя в Сирии против турок и крестоносцев , перебили или выселили  еврейские общины целых городов. Они жёстко практиковали дискриминационные Омаровы законы.
+
-
 
+
-
При монгольских ханах (Ильханидах) положение евреев Ирака, Курдистана и Азербайджана чрезвычайно улучшилось. Монголы отменили Омаровы законы и стали принимать евреев на государственную службу. Так продолжалось до тех пор, пока Ильханиды не приняли ислам.
+
-
 
+
-
Вторжение [[Тамерлан]]а в 1383-1401 годах  сопровождались массовыми убийствами, разрушениями, грабежом и угоном людей (в том числе евреев) в рабство. Результатом стала экономическая стагнация. Евреи массово обнищали и деградировали в культурном отношении.
+
-
 
+
-
Восстановив своё государство, турки в XV веке захватили всю Анатолию, Сирию, Ирак и часть Курдистана. '''Условия жизни в их государстве были настолько благоприятнее''', чем где-либо в районе Средиземноморья, что туда стали переселяться евреи из христианских стран и Ирана (включавшего Азербайджан). В конце XV века турки переселили многих евреев в [[Стамбул]]. Туда же прибыли евреи, [[Изгнание евреев из Испании|изгнанные из Испании и Португалии]].
+
-
 
+
-
В Грузии еврейская община пользовалась достаточными правами. Но после нападения [[Чингисхан|монголов]] и [[Тамерлан]]а евреи массово разорились и на несколько веков '''попали в крепостное состояние'''.
+
-
 
+
-
В Аравии, остатки евреев центральной части полуострова были унчтожены, изгнаны или исламизированы в течение XI века.
+
-
 
+
-
Крупная еврейская община осталась в [[Йемен]]е, где власти запретили евреям владеть землёй и периодически предпринимали кампании по насильственному обращению евреев в ислам. Евреи занимались в основном ремёслами и торговлей, в том числе морской.
+
-
 
+
-
Значительно лучше шли дела у небольших общин в Персидском заливе, прежде всего на Бахрейне и в Омане.
+
-
 
+
-
На протяжении всего периода продолжалась интеллектуальная деятельность еврейских учёных. Работали ешивы в [[Багдад]]е и [[Дамаск]]е. Велись религиозные диспуты, писались книги. Шла активная полемика между сторонниками и противниками [[РАМБАМ]]а, раббанитами и караимами. Возникали секты и мессианские движения.
+
-
 
+
-
К концу периода, когда силы местных общин были подорваны бедствиями, пришли [[сефарды]] и возродили интеллектуальную жизнь. До сих пор еврейские общины арабских стран относят к сефардской ветви иудаизма.
+
-
 
+
-
=== В Центральной Азии ===
+
-
{{main|История еврейских общин в Центральной Азии в XI—XV вв.}}
+
-
 
+
-
После отделения Ирана от халифата он некоторое время контролировал практически всю Центральную Азию, включал в себя также многие территории современных Ирака, Афганистана, Туркмении, Узбекистана, Таджикистана и Пакистана.  На периферии существовали полунезависимые небольшие государства, например, Хорезм и буферные китайские княжества.
+
-
 
+
-
В XI веке регион был захвачен турками-сельджуками. В XIII веке туда вторглись [[Чингисхан|монголы]], нанеся большие и необратимые разрушения. В начале XIV века весь регион был захвачен [[Тамерлан]]ом. К концу периода образовались независимые от Ирана государства в Хорезме и Бухарском регионе.
+
-
 
+
-
Все еврейские общины региона были однородны в культурном отношении, представляя из себя субэтнос персидских евреев. Они говорили на еврейско-персидском языке.
+
-
 
+
-
Труды мусульманских географов и историков, источники [[гаон]]ов и отчет [[Биньямин из Туделы|Биньямина из Туделы]] и других путешественников XII-го века позволяют выявить основные направления еврейского расселения. Еврейские колонии были созданы во всех внутренних провинциях Персии. Эти поселения служили плацдармом для дальнейшего расселения в восточной провинции Хорасан, Средней Азии и даже Китае.
+
-
 
+
-
Эта обширная диаспора в Персии и Хорасане зависела культурно и религиозно от официальной еврейской власти в [[Багдад]]е, [[экзиларх]]а и [[гаон]]а, которые контролировали и направляли их на протяжении всего этого периода, осуществляя свое право на назначение судей и [[раввин]]ов.
+
-
 
+
-
Как указывает "Игерет" [[гаон]]а Шмуэля бен Али (XII-го века), энергичные усилия были предприняты для содействия [[талмуд]]ическому образованию в персидской общине. Кульминацией их было создание [[Йешива|йешивы]] в [[Хамадан]]е, который вместе с [[Исфахан]]ом, очевидно, был культурным центром персидской диаспоры в этот период.
+
-
 
+
-
Персидские евреи были заняты во многих отраслях художественных промыслов и ремесел. Они были ткачами, красильщиками, ювелирами, виноделами. Также в качестве купцов и торговцев, они торговали лекарствами, специями и антиквариатом.
+
-
 
+
-
С X века еврейские купцы начали участвовать в банковском (ростовщическом) деле и играть ведущую роль как финансовые эксперты и банкиры на службе халифов и их визирей.
+
-
 
+
-
Организация, известная как ''Яхабидха'' ("суд банкиров") проводила крупные финансовые операции и предоставляла огромные кредиты халифу, его визирям, двору и армии.
+
-
Еврейские банкиры из "суда" находились в близком окружении Буидов, Газневидов, а также сельджукских султанов.
+
-
 
+
-
Многие из богатых еврейских купцов подвергались вымогательству, конфискации и пыткам в различные периоды, результатом чего стала волна эмиграции в другие части исламского мира.
+
-
 
+
-
Евреи региона сильно пострадали, когда монголо-татарские войска [[Чингисхан]]а захватили его. Однако вторжение монголов в Персию привело к фундаментальному изменению в положении евреев персидской диаспоры. При вновь созданной династии '''ильханов''' концепция '''дзимму''' была отменена, и все религии получили равные права. Таким образом. персидским евреям была предоставлена уникальная возможность принять активное участие в делах государства. Новый культурный климат также привёл к генезису и росту иудео-персидской литературы.<ref>[http://www.jewishvirtuallibrary.org/jsource/judaica/ejud_0002_0015_0_15625.html "PERSIA" in Jewish Virtual Library]</ref>
+
-
 
+
-
От времён нашествия [[Тамерлан]]а (XIV век) не осталось документов о судьбе еврейских общин [[Иран]]а, что само по себе свидетельствует об упадке. Известно из других документов, что разрушения и массовые убийства сопровождали вторжение [[Тамерлан]]а в [[Иран]] повсеместно. Следует предположить, что еврейские общины пострадали не меньше, чем прочее население.
+
-
 
+
-
В XIV веке [[Тамерлан]] пригнал в [[Самарканд]] евреев из разорённых городов [[Сирия|Сирии]] и других стран. В этот период [[бухарские евреи]] также образовали около [[Самарканд]]а, столицы [[Тамерлан]]а, основной еврейский центр.
+
-
 
+
-
Мусульманских власти приняли ограничительные правила против евреев.<ref>[http://www.jewishvirtuallibrary.org/jsource/vjw/Uzbekistan.html Jewish Virtual Library]</ref>
+
-
 
+
-
=== В Южной и Восточной Азии ===
+
-
{{main|История еврейских общин в Южной и Восточной Азии в XI—XV вв.}}
+
-
 
+
-
В рассматриваемый период евреи жили в Индии, пришли в очередной раз в Китай и бывали по делам в других странах региона.
+
-
 
+
-
==== В Индии ====
+
-
Евреи Южной Европы, Северной Африки и Адена ходили по торговым делам на западное побережье Индии в X–XII вв. В начале XI в.  немногим евреям разрешили селиться в Кашмире. Однако какие-либо сведения о наличии там еврейской общины в средние века отсутствуют.
+
-
 
+
-
Ещё в раннем средневековье экспедиция йеменских евреев под руководством Йосефа Раббана получила разрешение поселиться на юго-восточном (Малабарском) побережье Индии в районе города Кочин. Глава этой общины был назначен феодалом и получил в своё распоряжение крепостных из местных тамилов. Так возникла община [[Кочинские евреи|кочинских евреев]].
+
-
 
+
-
Община развивалась за счёт обращения в иудаизм рабов и крепостных-тамилов, их браков с представителями нижнего слоя кочинских евреев и за счёт иммиграции из Йемена, Египта и Ирака. "Белые" евреи составляли господствующий слой и не смешивались с "чёрными".<ref>[http://www.jewishencyclopedia.com/view.jsp?artid=558&letter=C Joseph Jacobs, Joseph Ezekiel. "COCHIN" in Jewish Encyclopedia]</ref> Кочинская община имела контакт с еврейским миром и знания о современной ей еврейской культуре.<ref>[http://www.eleven.co.il/article/12210 Электронная еврейская энциклопедия, статья "Кочинские евреи"]</ref>
+
-
 
+
-
Благодаря этому были частично восстановлены еврейские обычаи и религия в общине [[Бней-Исраэль]] в северо-западной Индии, не имевшей связей с другими евреями в течение веков и почти утратившей еврейские признаки.
+
-
 
+
-
[[Бней-Исраэль]] напоминали маратхов по внешнему виду и обычаям, что указывает на смешанные браки между евреями и индийцами. Однако они соблюдали еврейские законы питания, обрезание и соблюдали субботу.<ref>[http://www.jewishvirtuallibrary.org/jsource/Judaism/indians.html The Virtual Jewish History Tour India]</ref> В конце XI века [[Кочинские евреи|кочинский еврей]] ''Давид Рахаби'' посетил район проживания [[Бней-Исраэль]] и, обнаружив там евреев, передал им все знания, какие смог.<ref>[http://www.jewishencyclopedia.com/view.jsp?artid=710&letter=B Joseph Jacobs, Joseph Ezekiel. BENI-ISRAEL in Jewish Encyclopedia]</ref>
+
-
 
+
-
[[Бней-Менаше]] в рассматриваемый период продолжали жить на дальнем северо-востоке Индии (на границе с Бирмой) и не имели никаких связей с еврейскими общинами мира.
+
-
 
+
-
==== В Китае ====
+
-
Евреи, поселившиеся в Китае в древности и раннем средневековье, исчезли из поля зрения историков. Очевидно, часть их покинула Китай, другие погибли или ассимилировались, а оставшиеся смешались с ппришельцами более поздних времён. Например, община города Нинбо помнила, что её основатели прибыли в страну при династии Хань (начало нашей эры).
+
-
 
+
-
Евреи были официально признаны жителями Кайфына (столицы провинции Хэнань) в 960 году.<ref>[http://www.jewishvirtuallibrary.org/jsource/vjw/chinajews.html The Virtual Jewish History Tour China. By Eli Braun]</ref> Они приходили с запада - из Индии или Центральной Азии. Занимались торговлей и ремёслами. Вероятно, община в дальнейшем принимала выходцев из других стран Востока, так как ее литургия (известная по молитвенникам китайских евреев) отражает влияние не только персидских, но и [[йемен]]ских евреев.
+
-
 
+
-
[[Чингисхан|Монгольское нашествие]], очевидно, не очень повредило им, поскольку Марко Поло сообщает о мощном коммерческом и политическое влияние евреев в Китае (под властью монголов) в 1286 году.<ref>См. перевод Мюррея "Путешествия Поло", стр. 99 ("Polo's Travels")</ref>
+
-
 
+
-
Арабские путешественники видели еврейские общины в торговых городах Китая в XIII-XV веках. Однако к середине XV века осталась только община в Кайфыне, не северо-востоке Китая. В китайских летописях евреи называются "Чу ху" (Djuhud).<ref>"Journal North-China Branch of Royal Asiatic Society," new series, x. 38</ref> <ref>[http://www.jewishencyclopedia.com/view.jsp?artid=461&letter=C&search=China#1530 Kaufmann Kohler, Richard Gottheil, Henri Cordier, Executive Committee of the Editorial Board. "China" in Jewish Encyclopedia]</ref>
+
-
Постепенно, за счёт смешанных браков, изменились антропологические характеристики китайских евреев. Персидский язык в обиходе сменился китайским. После получения особого разрешения от властей евреи взяли себе китайские фамилии.<ref>[http://www.eleven.co.il/?mode=article&id=12106&query=%CA%C8%D2%C0%C9%D1%CA%C8%C5+%C5%C2%D0%C5%C8 Электронная еврейская энциклопедия, статья "Китайские евреи" на основании КЕЭ, том 4, кол. 319–325]</ref>
+
-
 
+
-
== Источники ==
+
-
Ссылки
+
-
* [[Даймонт, Макс|Макс Даймонт]], [http://www.fictionbook.ru/author/dayimont_maks_i/evrei_bog_i_istoriya/dayimont_evrei_bog_i_istoriya.html Евреи, Бог и история]
+
-
* [[С.М. Дубнов]], [http://jhistory.nfurman.com/code/dubnov.htm Краткая история евреев]
+
-
* [[С.М. Дубнов]], [http://62.0.35.69/il4u/history/dubnov/index-2.html Новейшая история евреев]
+
-
* [http://jewish-library.ru/dzhonson/populyarnaya_istoriya_evreev/ Пол Джонсон. "Популярная история евреев"]
+
-
* [http://chassidus.ru/library/history/our_people/our_people.htm Яаков Изакс, Наш народ. История еврейского народа]
+
-
* [http://lookstein.israeldesign.org/getfile.php/history/hisind1.php?Look_Sess=7cf383719d187f043052ce2af8709dcf Курс лекций «История еврейства»], Д-р Элиягу Иешурун, составитель русской версии: проф. Йегуда Айзенберг
+
-
* [http://62.0.35.69/il4u/history/ Феликс Кандель, Очерки времен и событий из истории российских евреев]
+
-
* [http://jhistory.nfurman.com/teacher/uch1.htm р. Моше Ойербах, учебник «История еврейского народа»]
+
-
* [[Рот, Сесиль|Сесиль Рот]], [http://school.ort.spb.ru/library/torah/code/rots.htm История евреев с древнейших времён по Шестидневную войну, Иерусалим, 1967]
+
-
* [http://www.machanaim.org/history/in_sultan.htm Зеэв Султанович, Живая связь. Еврейская история, традиции и культура]
+
-
* [http://62.0.35.69/il4u/history/tropy/index.htm Рут Сэмюэлс, По тропам еврейской истории]
+
-
* [http://jhistory.nfurman.com/code/shif.htm Л.Шиффман, От текста к традиции. История иудаизма]
+
-
* [http://www.lookstein.org/russian/lekcii-his/spisok.php Курс лекций по истории еврейского народа, подготовлен научным коллективом под руководством профессора Одеда Шремера]
+
-
* [http://school.ort.spb.ru/(Eng)/library/torah/russ/russ001.htm В. В. Энгель, Курс лекций по истории евреев в России]
+
-
* [http://jhistory.nfurman.com/code/ettinger_02.htm Очерки по истории еврейского народа под редакцией С.Эттингера]
+
-
* [http://jhistory.nfurman.com/code/2t.htm Ресурс по истории еврейского народа]
+
-
* [http://jhistory.nfurman.com/maps/map000.htm Исторические карты и иллюстрации]
+
-
* [http://berkovich-zametki.com/Avtory/theme_list.php Сетевой портал "Заметки по еврейской истории"]
+
-
* [http://toldot.ru/tags/history/ История еврейского народа],подборка статей и очерков
+
-
* [http://www.eleven.co.il/ Электронная еврейская энциклопедия].
+
-
* [http://www.jewishencyclopedia.com/ Jewish Encyclopedia]
+
-
* [http://www.jewishvirtuallibrary.org/ Jewish Virtual Library]
+
-
* [http://www.mindspring.com/~jaypsand/index.htm The Jews of Africa]
+
-
 
+
-
Литература
+
-
* "История Африки". Хрестоматия. М., Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1979
+
-
* Жак ле Гофф. "Цивилизация средневекового Запада". Москва, Издательская группа "Прогресс", "Прогресс-академия", 1992 (перевод с французского издания Jacques le Goff "La civilisation de l'occident medeival" Paris Arthaud 1977)
+
-
* Жан-Клод Оке. Средневековая Венеция. Москва, «Вече», 2006 (скверный перевод с оригинала Jean-Claude Hocquet. Venise au Moyen Age. Les Belles Lettres, Paris, 2002)
+
-
* "Сборник Императорскаво Русскаво Историческаво Общества", XLI. 40.
+
-
* Franco, Histoire des Israélites de l'Empire Ottoman, J.
+
-
 
+
-
Примечания
+
-
{{Примечания}}
+
-
 
+
-
{{WikiCopyRight}}
+
-
 
+
-
[[Категория:История еврейского народа]]
+
-
[[Категория:История евреев в средневековье]]
+
-
[[Категория:История евреев по периодам]]
+
-
[[Категория:История евреев по странам]]
+
-
[[Категория:Евреи в Африке]]
+
-
[[Категория:Евреи в Азии]]
+
-
[[Категория:Евреи в Европе]]
+
-
[[Категория:История евреев Индии]]
+
-
[[Категория:История евреев Китая]]
+
-
[[Категория:Еврейские суб-этносы]]
+
-
 
+
-
{{checked_final}}
+

Текущая версия на 23:24, 30 мая 2013

  1. redirect ej:История еврейского народа вне Страны Израиля в XI—XV вв.
Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация