История еврейского народа вне Страны Израиля в XI—XV вв.

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

Перейти к: навигация, поиск
Тип статьи: Регулярная исправленная статья
Автор статьи: Л.Гроервейдл
Дата создания: 10.10.2010


Содержание

В Африке

Начало крестовых походов ухудшило положение еврейских общин Северной Африки, так как сократилась торговля с христианскими странами Европы. В исламском мире произошла вспышка религиозного фанатизма.

В Египте на рубеже X - XI века произошла кампания гонений на евреев. Хотя при смене династии она кончилась, община Египта была поставлена в условия пребывания в прифронтовой стране. Влиятельные члены общины, имевшие дело с властями, всё время отражали поползновения мусульманского духовенства.

Тем не менее еврейская община Египта стала в это время центром интеллектуальной деятельности восточных евреев. На рубеже XII - XII веков в Египте жил и работал РаМБаМ. После тяжёлого удара по вавилонской общине во время нашествия монголов вожди египетской общины фактически возглавили евреев Ближнего Востока.

К западу от Египта дела шли значительно хуже. Евреи Северо-Западной Африки имели доступ к торговым путям Средиземноморья и транссахарской торговле, приносившей огромные прибыли. Но политическая обстановка там в позднем средневековье всё время ухудшалась.

В XI веке берберские племена Западной Сахары объединились и создали империю Алморавидов, захватив всю Северную Африку, кроме Египта, мусульманскую часть Испании и западную часть сахарской зоны. Они разрушили и разорили многие города по ходу войны, ввергнув еврейские общины в стагнацию. В своей империи они установили жёсткую теократию, усилив угнетение евреев.

Пришедшие им на смену в XII веке Альмохады - новое религиозное течение - устроило мусульманский террор. Они вынудили целые общины евреев принять ислам, не прекратив после этого их дискриминацию. Евреи массово бежали от них в глубину Африки.

Новые африканские государства, крупнейшие из которых - Мали и Гана, быстро исламизировались, и там тоже начинали вводить антиеврейские законы.

Гнёт несколько ослаб после завоевания Северной Африки турками в XIV веке. В города на побережье Средиземного моря пробирались уцелевшие евреи из внутрисахарских областей и прибывали беженцы из Европы.

Вплоть до нового времени в ряде областей Южной Сахары и Тропической Африки обнаруживались остатки еврейских общин, бежавших туда в средние века. Некоторые племена Чёрной Африки утверждают, что являются потомками евреев. Современные исследования подтверждают это.[1]

Эфиопские евреи - бита Израиль - утратили связи с другими еврейскими общинами мира и с конца VII века развивались сами по себе. Они держали оборону от христианских государств Эфиопии и от мусульман, наступавших с севера. До конца XV века им удавалось сохранять полунезависимые княжества.

В Европе

В Западной Европе

Условия жизни евреев в Западной Европе сильно ухудшились, начиная с X века. Усилились религиозные притеснения. Во всех странах урезались экономические и личные права евреев. Законы всё менее защищали их безопасность и имущество. В моменты социальных и религиозных потрясений евреи становились первыми жертвами насилия.

Массовые убийства евреев, истребление целых общин происходили по пути следования крестоносцев во время крестовых походов. Часты были случаи насильственного принуждения к крещению отдельных евреев и целых общин.

В Первый крестовый поход армия бедноты, как наиболее воодушевлённая, тронулась первой, и, перебив по пути много евреев, она постепенно распалась и прекратила существование... Жак ле Гофф, "Цивилизация средневекового Запада", стр. 70

Коммунальные революции XI-XII веков в европейских городах сопровождались погромами, изгнанием евреев или сильным ущемлением их прав.

С развитием экономики Западной Европы евреев стали вытеснять и из тех отраслей, которые до того им оставили.

В течение XI-XII вв., когда недостаточно уже было евреев на роль заимодавцев, которую они до того полностью брали на себя, и когда христианские купцы ещё не перехватили у них её, монастыри, как хорошо показал Робер Жанесталь, выполняли функцию "кредитных касс". Жак ле Гофф, "Цивилизация средневекового Запада", стр. 81

С XIII в. в Западной Европе стали распространяться кровавые наветы против евреев, за которыми последовали дополнительные антиеврейские постановления католической церкви.

В 1348 году евреев обвинили в распространении эпидемии чумы и истребили во многих городах.

Средневековая (XV век) немецкая гравюра "Сожжение евреев" Из книги Г. Шеделя «Weltchronik», 1493. (из Электронной еврейской энциклопедии)

Под давлением горожан евреям постепенно запретили все виды деятельности, кроме финансовых операций и торговли старьём.[2]

Короли и князья периодически изгоняли евреев из своих владений, отбирая у них всё имущество, а затем впускали обратно, чтобы вновь обобрать. Возникла практика закрепощения евреев.

Во многих государствах, владениях и городах евреям было предписано носить особый костюм. Как правило для них отводился отдельный квартал в городе.

Несмотря на тяжкие экономические условия и постоянные преследования, творческая жизнь не замирала среди евреев. Работали великие учёные (теологи, философы, математики, медики) и поэты. В ту эпоху были созданы важные части еврейского культурного наследия. Знакомые по арабским переводам с греческой литературой, еврейские интеллектуалы перевели многие классические сочинения на еврейском языке, изучали в подлиннике греческих и латинских авторов. В эпоху возрождения итальянские и нидерландские евреи явились учителями многих гуманистов.

В Восточной Европе

В Азии

В Западной Азии

В начале периода полуостров Малая Азия (Анатолия) был под властью Византии. В Грузии существовало независимое христианское государство. Остальные части региона были под властью мусульманских государств. На протяжении описываемого периода Сирию (включая Ливан) и Страну Израиля периодически захватывали правители Египта, а Месопотамию - правители Ирана или Турции.

Под властью Византии евреи испытывали сильные притеснения. В мусульманских государствах их жизнь была сравнительно более свободной и экономически прочной.

В XI веке в регион вторглись крестоносцы, что привело к многочисленным жертвам среди еврейских общин. В мусульманских государствах произошло усиление религиозного фанатизма и репрессий против евреев, происходивших на протяжении всего периода. Это способствовало переходу в ислам части евреев, принадлежавших к высшим слоям общества.

Тяжкие события вызывали среди евреев религиозно-политические движения. Возникали секты, происходили восстания (самое крупное - под руководством Давида Алрои в XII веке).

В XI веке турки-сельджуки захватили Азербайджан и отобрали у Византии Анатолию. В их государстве евреям стало заметно лучше, чем было при Византии. Но постоянные войны между турками, осколками византийской империи и крестоносцами создали опасную обстановку. Торговые пути оказались перекрыты, экономическое положение серьёзно ухудшилось.

В 1170-х гг. Биньямин из Туделы и Птахия из Регенсбурга побывали в странах региона и записали данные о численности евреев по городам и их социальном статусе.

Нашествие монголов в 1243 году было разрушительным и привело к массовым жертвам. Но в ряде случаев евреи Сирии и Месопотамии пострадали меньше мусульман. Евреи Азербайджана массово бежали в сопредельные страны, куда монголы не дошли.

Египетские мамлюки, воюя в Сирии против турок и крестоносцев , перебили или выселили еврейские общины целых городов. Они жёстко практиковали дискриминационные Омаровы законы.

При монгольских ханах (Ильханидах) положение евреев Ирака, Курдистана и Азербайджана чрезвычайно улучшилось. Монголы отменили Омаровы законы и стали принимать евреев на государственную службу. Так продолжалось до тех пор, пока Ильханиды не приняли ислам.

Вторжение Тамерлана в 1383-1401 годах сопровождались массовыми убийствами, разрушениями, грабежом и угоном людей (в том числе евреев) в рабство. Результатом стала экономическая стагнация. Евреи массово обнищали и деградировали в культурном отношении.

Восстановив своё государство, турки в XV веке захватили всю Анатолию, Сирию, Ирак и часть Курдистана. Условия жизни в их государстве были настолько благоприятнее, чем где-либо в районе Средиземноморья, что туда стали переселяться евреи из христианских стран и Ирана (включавшего Азербайджан). В конце XV века турки переселили многих евреев в Стамбул. Туда же прибыли евреи, изгнанные из Испании и Португалии.

В Грузии еврейская община пользовалась достаточными правами. Но после нападения монголов и Тамерлана евреи массово разорились и на несколько веков попали в крепостное состояние.

В Аравии, остатки евреев центральной части полуострова были унчтожены, изгнаны или исламизированы в течение XI века.

Крупная еврейская община осталась в Йемене, где власти запретили евреям владеть землёй и периодически предпринимали кампании по насильственному обращению евреев в ислам. Евреи занимались в основном ремёслами и торговлей, в том числе морской.

Значительно лучше шли дела у небольших общин в Персидском заливе, прежде всего на Бахрейне и в Омане.

На протяжении всего периода продолжалась интеллектуальная деятельность еврейских учёных. Работали ешивы в Багдаде и Дамаске. Велись религиозные диспуты, писались книги. Шла активная полемика между сторонниками и противниками РАМБАМа, раббанитами и караимами. Возникали секты и мессианские движения.

К концу периода, когда силы местных общин были подорваны бедствиями, пришли сефарды и возродили интеллектуальную жизнь. До сих пор еврейские общины арабских стран относят к сефардской ветви иудаизма.

В Центральной Азии

После отделения Ирана от халифата он некоторое время контролировал практически всю Центральную Азию, включал в себя также многие территории современных Ирака, Афганистана, Туркмении, Узбекистана, Таджикистана и Пакистана. На периферии существовали полунезависимые небольшие государства, например, Хорезм и буферные китайские княжества.

В XI веке регион был захвачен турками-сельджуками. В XIII веке туда вторглись монголы, нанеся большие и необратимые разрушения. В начале XIV века весь регион был захвачен Тамерланом. К концу периода образовались независимые от Ирана государства в Хорезме и Бухарском регионе.

Все еврейские общины региона были однородны в культурном отношении, представляя из себя субэтнос персидских евреев. Они говорили на еврейско-персидском языке.

Труды мусульманских географов и историков, источники гаонов и отчет Биньямина из Туделы и других путешественников XII-го века позволяют выявить основные направления еврейского расселения. Еврейские колонии были созданы во всех внутренних провинциях Персии. Эти поселения служили плацдармом для дальнейшего расселения в восточной провинции Хорасан, Средней Азии и даже Китае.

Эта обширная диаспора в Персии и Хорасане зависела культурно и религиозно от официальной еврейской власти в Багдаде, экзиларха и гаона, которые контролировали и направляли их на протяжении всего этого периода, осуществляя свое право на назначение судей и раввинов.

Как указывает "Игерет" гаона Шмуэля бен Али (XII-го века), энергичные усилия были предприняты для содействия талмудическому образованию в персидской общине. Кульминацией их было создание йешивы в Хамадане, который вместе с Исфаханом, очевидно, был культурным центром персидской диаспоры в этот период.

Персидские евреи были заняты во многих отраслях художественных промыслов и ремесел. Они были ткачами, красильщиками, ювелирами, виноделами. Также в качестве купцов и торговцев, они торговали лекарствами, специями и антиквариатом.

С X века еврейские купцы начали участвовать в банковском (ростовщическом) деле и играть ведущую роль как финансовые эксперты и банкиры на службе халифов и их визирей.

Организация, известная как Яхабидха ("суд банкиров") проводила крупные финансовые операции и предоставляла огромные кредиты халифу, его визирям, двору и армии. Еврейские банкиры из "суда" находились в близком окружении Буидов, Газневидов, а также сельджукских султанов.

Многие из богатых еврейских купцов подвергались вымогательству, конфискации и пыткам в различные периоды, результатом чего стала волна эмиграции в другие части исламского мира.

Евреи региона сильно пострадали, когда монголо-татарские войска Чингисхана захватили его. Однако вторжение монголов в Персию привело к фундаментальному изменению в положении евреев персидской диаспоры. При вновь созданной династии ильханов концепция дзимму была отменена, и все религии получили равные права. Таким образом. персидским евреям была предоставлена уникальная возможность принять активное участие в делах государства. Новый культурный климат также привёл к генезису и росту иудео-персидской литературы.[3]

От времён нашествия Тамерлана (XIV век) не осталось документов о судьбе еврейских общин Ирана, что само по себе свидетельствует об упадке. Известно из других документов, что разрушения и массовые убийства сопровождали вторжение Тамерлана в Иран повсеместно. Следует предположить, что еврейские общины пострадали не меньше, чем прочее население.

В XIV веке Тамерлан пригнал в Самарканд евреев из разорённых городов Сирии и других стран. В этот период бухарские евреи также образовали около Самарканда, столицы Тамерлана, основной еврейский центр.

Мусульманских власти приняли ограничительные правила против евреев.[4]

В Южной и Восточной Азии

В рассматриваемый период евреи жили в Индии, пришли в очередной раз в Китай и бывали по делам в других странах региона.

В Индии

Евреи Южной Европы, Северной Африки и Адена ходили по торговым делам на западное побережье Индии в X–XII вв. В начале XI в. немногим евреям разрешили селиться в Кашмире. Однако какие-либо сведения о наличии там еврейской общины в средние века отсутствуют.

Ещё в раннем средневековье экспедиция йеменских евреев под руководством Йосефа Раббана получила разрешение поселиться на юго-восточном (Малабарском) побережье Индии в районе города Кочин. Глава этой общины был назначен феодалом и получил в своё распоряжение крепостных из местных тамилов. Так возникла община кочинских евреев.

Община развивалась за счёт обращения в иудаизм рабов и крепостных-тамилов, их браков с представителями нижнего слоя кочинских евреев и за счёт иммиграции из Йемена, Египта и Ирака. "Белые" евреи составляли господствующий слой и не смешивались с "чёрными".[5] Кочинская община имела контакт с еврейским миром и знания о современной ей еврейской культуре.[6]

Благодаря этому были частично восстановлены еврейские обычаи и религия в общине Бней-Исраэль в северо-западной Индии, не имевшей связей с другими евреями в течение веков и почти утратившей еврейские признаки.

Бней-Исраэль напоминали маратхов по внешнему виду и обычаям, что указывает на смешанные браки между евреями и индийцами. Однако они соблюдали еврейские законы питания, обрезание и соблюдали субботу.[7] В конце XI века кочинский еврей Давид Рахаби посетил район проживания Бней-Исраэль и, обнаружив там евреев, передал им все знания, какие смог.[8]

Бней-Менаше в рассматриваемый период продолжали жить на дальнем северо-востоке Индии (на границе с Бирмой) и не имели никаких связей с еврейскими общинами мира.

В Китае

Евреи, поселившиеся в Китае в древности и раннем средневековье, исчезли из поля зрения историков. Очевидно, часть их покинула Китай, другие погибли или ассимилировались, а оставшиеся смешались с ппришельцами более поздних времён. Например, община города Нинбо помнила, что её основатели прибыли в страну при династии Хань (начало нашей эры).

Евреи были официально признаны жителями Кайфына (столицы провинции Хэнань) в 960 году.[9] Они приходили с запада - из Индии или Центральной Азии. Занимались торговлей и ремёслами. Вероятно, община в дальнейшем принимала выходцев из других стран Востока, так как ее литургия (известная по молитвенникам китайских евреев) отражает влияние не только персидских, но и йеменских евреев.

Монгольское нашествие, очевидно, не очень повредило им, поскольку Марко Поло сообщает о мощном коммерческом и политическое влияние евреев в Китае (под властью монголов) в 1286 году.[10]

Арабские путешественники видели еврейские общины в торговых городах Китая в XIII-XV веках. Однако к середине XV века осталась только община в Кайфыне, не северо-востоке Китая. В китайских летописях евреи называются "Чу ху" (Djuhud).[11] [12] Постепенно, за счёт смешанных браков, изменились антропологические характеристики китайских евреев. Персидский язык в обиходе сменился китайским. После получения особого разрешения от властей евреи взяли себе китайские фамилии.[13]

Источники

Ссылки

Литература

  • "История Африки". Хрестоматия. М., Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1979
  • Жак ле Гофф. "Цивилизация средневекового Запада". Москва, Издательская группа "Прогресс", "Прогресс-академия", 1992 (перевод с французского издания Jacques le Goff "La civilisation de l'occident medeival" Paris Arthaud 1977)
  • Жан-Клод Оке. Средневековая Венеция. Москва, «Вече», 2006 (скверный перевод с оригинала Jean-Claude Hocquet. Venise au Moyen Age. Les Belles Lettres, Paris, 2002)
  • "Сборник Императорскаво Русскаво Историческаво Общества", XLI. 40.
  • Franco, Histoire des Israélites de l'Empire Ottoman, J.

Примечания

  1. The Jews of Africa
  2. Жан-Клод Оке. Средневековая Венеция. Москва, «Вече», 2006 (скверный перевод с оригинала Jean-Claude Hocquet. Venise au Moyen Age. Les Belles Lettres, Paris, 2002) Стр. 131 В XIV веке в большинстве городов Римской империи еврейским общинам было запрещено заниматься коммерцией.
  3. "PERSIA" in Jewish Virtual Library
  4. Jewish Virtual Library
  5. Joseph Jacobs, Joseph Ezekiel. "COCHIN" in Jewish Encyclopedia
  6. Электронная еврейская энциклопедия, статья "Кочинские евреи"
  7. The Virtual Jewish History Tour India
  8. Joseph Jacobs, Joseph Ezekiel. BENI-ISRAEL in Jewish Encyclopedia
  9. The Virtual Jewish History Tour China. By Eli Braun
  10. См. перевод Мюррея "Путешествия Поло", стр. 99 ("Polo's Travels")
  11. "Journal North-China Branch of Royal Asiatic Society," new series, x. 38
  12. Kaufmann Kohler, Richard Gottheil, Henri Cordier, Executive Committee of the Editorial Board. "China" in Jewish Encyclopedia
  13. Электронная еврейская энциклопедия, статья "Китайские евреи" на основании КЕЭ, том 4, кол. 319–325

Уведомление: Предварительной основой данной статьи была аналогичная статья в http://ru.wikipedia.org, на условиях CC-BY-SA, http://creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0, которая в дальнейшем изменялась, исправлялась и редактировалась.

Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация