История еврейского народа вне Страны Израиля в XI—XV вв.

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

Перейти к: навигация, поиск
Тип статьи: Регулярная статья
Автор статьи: Л.Гроервейдл
Дата создания: 10.10.2010


Содержание

В Африке

Начало крестовых походов ухудшило положение еврейских общин Северной Африки, так как сократилась торговля с христианскими странами Европы. В исламском мире произошла вспышка религиозного фанатизма.

В Египте на рубеже X - XI века произошла кампания гонений на евреев. Хотя при смене династии она кончилась, община Египта была поставлена в условия пребывания в прифронтовой стране. Влиятельные члены общины, имевшие дело с властями, всё время отражали поползновения мусульманского духовенства.

Тем не менее еврейская община Египта стала в это время центром интеллектуальной деятельности восточных евреев. На рубеже XII - XII веков в Египте жил и работал РаМБаМ. После тяжёлого удара по вавилонской общине во время нашествия монголов вожди египетской общины фактически возглавили евреев Ближнего Востока.

К западу от Египта дела шли значительно хуже. Евреи Северо-Западной Африки имели доступ к торговым путям Средиземноморья и транссахарской торговле, приносившей огромные прибыли. Но политическая обстановка там в позднем средневековье всё время ухудшалась.

В XI веке берберские племена Западной Сахары объединились и создали империю Алморавидов, захватив всю Северную Африку, кроме Египта, мусульманскую часть Испании и западную часть сахарской зоны. Они разрушили и разорили многие города по ходу войны, ввергнув еврейские общины в стагнацию. В своей империи они установили жёсткую теократию, усилив угнетение евреев.

Пришедшие им на смену в XII веке Альмохады - новое религиозное течение - устроило мусульманский террор. Они вынудили целые общины евреев принять ислам, не прекратив после этого их дискриминацию. Евреи массово бежали от них в глубину Африки.

Новые африканские государства, крупнейшие из которых - Мали и Гана, быстро исламизировались, и там тоже начинали вводить антиеврейские законы.

Гнёт несколько ослаб после завоевания Северной Африки турками в XIV веке. В города на побережье Средиземного моря пробирались уцелевшие евреи из внутрисахарских областей и прибывали беженцы из Европы.

Вплоть до нового времени в ряде областей Южной Сахары и Тропической Африки обнаруживались остатки еврейских общин, бежавших туда в средние века. Некоторые племена Чёрной Африки утверждают, что являются потомками евреев. Современные исследования подтверждают это.[1]

Эфиопские евреи - бита Израиль - утратили связи с другими еврейскими общинами мира и с конца VII века развивались сами по себе. Они держали оборону от христианских государств Эфиопии и от мусульман, наступавших с севера. До конца XV века им удавалось сохранять полунезависимые княжества.

В Европе

В Западной Европе

Условия жизни евреев в Западной Европе сильно ухудшились, начиная с X века. Усилились религиозные притеснения. Во всех странах урезались экономические и личные права евреев. Законы всё менее защищали их безопасность и имущество. В моменты социальных и религиозных потрясений евреи становились первыми жертвами насилия.

Файл:FirstCrusade.jpg
Убийство евреев (отмеченных особыми шапками) крестоносцами. Иллюстрация из французской Библии 1250 года.

Массовые убийства евреев, истребление целых общин происходили по пути следования крестоносцев во время крестовых походов. Часты были случаи насильственного принуждения к крещению отдельных евреев и целых общин.

В Первый крестовый поход армия бедноты, как наиболее воодушевлённая, тронулась первой, и, перебив по пути много евреев, она постепенно распалась и прекратила существование... Жак ле Гофф, "Цивилизация средневекового Запада", стр. 70

Коммунальные революции XI-XII веков в европейских городах сопровождались погромами, изгнанием евреев или сильным ущемлением их прав.

С развитием экономики Западной Европы евреев стали вытеснять и из тех отраслей, которые до того им оставили.

В течение XI-XII вв., когда недостаточно уже было евреев на роль заимодавцев, которую они до того полностью брали на себя, и когда христианские купцы ещё не перехватили у них её, монастыри, как хорошо показал Робер Жанесталь, выполняли функцию "кредитных касс". Жак ле Гофф, "Цивилизация средневекового Запада", стр. 81

С XIII в. в Западной Европе стали распространяться кровавые наветы против евреев, за которыми последовали дополнительные антиеврейские постановления католической церкви.

В 1348 году евреев обвинили в распространении эпидемии чумы и истребили во многих городах.

Средневековая (XV век) немецкая гравюра "Сожжение евреев" Из книги Г. Шеделя «Weltchronik», 1493. (из Электронной еврейской энциклопедии)

Под давлением горожан евреям постепенно запретили все виды деятельности, кроме финансовых операций и торговли старьём.[2]

Короли и князья периодически изгоняли евреев из своих владений, отбирая у них всё имущество, а затем впускали обратно, чтобы вновь обобрать. Возникла практика закрепощения евреев.

Во многих государствах, владениях и городах евреям было предписано носить особый костюм. Как правило для них отводился отдельный квартал в городе.

Несмотря на тяжкие экономические условия и постоянные преследования, творческая жизнь не замирала среди евреев. Работали великие учёные (теологи, философы, математики, медики) и поэты. В ту эпоху были созданы важные части еврейского культурного наследия. Знакомые по арабским переводам с греческой литературой, еврейские интеллектуалы перевели многие классические сочинения на еврейском языке, изучали в подлиннике греческих и латинских авторов. В эпоху возрождения итальянские и нидерландские евреи явились учителями многих гуманистов.

Файл:Expulsión judíos.svg
Расселение евреев в Европе (XII - XVI век)

В Центральной Европе

Страны Центральной Европы (современные Австрия, Венгия, Чехия, Словакия, страны бывшей Югославии) находились в несколько иной ситуации, нежели страны Западной Европы. По ним прежде всего били нашествия с востока. На их территории происходила борьба между экспансией германских феодалов и возникшими местными феодальными государствами.

Во всём этом активно участвовала католическая церковь, соперничавшая со своими конкурентами.

Частые войны причиняли несчастья еврейским общинам. Но потребность местных феодалов в экономически активных людях открывала перед евреями некоторые возможности для улучшения жизни.

Австрия на протяжении всего периода владела или контролировала большую часть Словении. Чехия периодически объединялась с ней путём династических браков. В этих странах развитие еврейской общины происходило практически так же, как повсюду в Германии.

Венгры, весь X век воевавшие со всеми соседями, крестились и осели к началу XI. К этому времени они захватили также территорию современной Словакии. В их государстве законы быстро пришли в соответствие с германскими.

В ортодоксальной Сербии, стремившейся сохранить независимость от католических соседей и Византии, развивались похожие процессы.

Период относительного благоденствия евреев Центральной Европы в раннем средневековье, связанного с деятельностью раданитов, закончился вместе с ними. Крестоносцы на своём пути задели автрийские и чешские города, устроив резню евреев. В Венгрию их не пустили, поэтому многие уцелевшие евреи из Германии и Чехии ушли туда.

Короли и крупные феодалы давали евреям привилегии, чтобы поднять экономику своих стран. После вторжения татар в 1241 году пришлось восстанавливать хозяйство Чехии и Венгрии. Короли старались выжать побольше из евреев, постепенно закрепощая их - объявляя "слугами казны". Игнорирую возражения горожан, они помогали евреям наживать деньги, изымая часть. Эта часть постоянно росла.

В крупных еврейских центрах - прежде всего, в Праге - существовали очаги интеллектуальной активности евреев.

В течение XIII века постепенно вводились обычные для католических стран ограничения: на владение землёй, на государственную службу. Вводились еврейские кварталы и ношение отличительного знака.

К XIV веку горожане стали готовы заменить евреев в областях их традиционного преобладания - торговле, финансах, свободных профессиях. А также сами удовлетворяли потребности королей. Защита евреев со стороны центральной власти стала слабеть, а враждебность конкурентов усиливаться.

В этом веке в Центральной Европе участились погромы, кровавые наветы и прочие религиозные гонения. Усилился грабёж со стороны властей - местных и центральных. Чума середины века задела Центральную Европу, и связанная с ней вспышка антисемитизма тоже. Из ряда городов и областей евреев изгнали.

Эти процессы усилились в XV веке, завершившись изгнанием евреев из большей части Центральной Европы и сильным их ущемлением в остальной части. Изгнанные евреи уходили в Восточную Европу, особенно в сильно расширившуюся в это время турецкую империю.

В конце века в этот поток влились изгнанные из Испании, Португалии и Южной Италии сефарды.

В Восточной Европе

Начало периода высокого средневековья в Восточной Европе связано с возникновением новых крупных феодальных государств, принявших христианство и установивших официальные связи со "старыми" цивилизованными странами. Главными из таких стран продолжали оставаться Византия и Германия.

На севере Европы окончилась эпоха викингов, и возникли Дания, Швеция и Норвегия. Централизовавшаяся Русь (также созданная викингами) захватила западную часть Хазарского каганата вместе со всей его инфраструктурой.

Возникли Польское королевство и Великое княжество литовское (было языческим, но с периодически приходившими к власти правителями-христианами; к тому же оно начало завоёвывать христианизированные территории, и христиане быстро стали там большинством населения). Венгры приняли христианство и осели. Болгария, приняв греческий вариант христианства, не согласилась стать вассалом Византии и повела активную собственную политику. Появилось княжество Валахия (будущая Румыния), отстаивавшее свою независимость от Венгрии.[3]

В результате стали меняться торговые пути и номенклатура товаров, ходящих по региону.

Евреи присутствовали в регионе со времён раннего средневековья, а в некоторых местах - с античности. О деятельности раданитов написано в записях еврейского ученого XI века Йегуды hа-Коэна "ספר הדינים (Сефер hа-Диним)".[4] Новые государства нуждались в квалифицированном городском сословии, которое создало бы у них промышленность, торговлю и финансы. Они охотно давали жившим на их территории евреям заниматься всем этим и впускали (а иногда и приглашали) евреев из других стран. Новоприбывшим давались королевские гарантии личных и религиозных прав и экономические привилегии.

Файл:Reception oh Jews in Poland 1096.JPG
Приём евреев в Польше в 1096 году. Картина Яна Матейко

Начавшиеся времена крестовых походов создали невыносимую обстановку для евреев в Западной и Центральной Европе, а вскоре и в Византии. Евреи массово бежали в Польшу, Литву, Болгарию и в итальянские колонии на юге Руси. Примерно в течение XII-XIII веков новые еврейские общины стран Восточной Европы жили сравнительно благополучно. Даже в отдельных районах Византии существовали возможности для нормальной жизни, и некоторая часть потока беженцев направлялась туда.

Биньямин из Туделы и Петахия из Регенсбурга в конце XII века находили крупные и достаточно богатые еврейские общины в городах Польши, Руси, Византии.[5][6]

За XIII-XIV века центр ашкеназской культуры переместился в Польшу и подвластные ей части Руси. Остатки старых общин приняли ашкеназские обычаи и язык идиш.[7] Началась интеллектуальная жизнь, появились йешивы и учёные раввины. Караимы составляли тогда немалую часть евреев Восточной Европы.

Файл:PolishHebrewCoins1.jpg
Средневековые польские монеты с еврейскими надписями

В XIII веке произошло нападение крестоносцев на Византию, и Балканский полуостров на полвека стал зоной военных действий. В 1238 году пришли татаро-монголы, уничтожившие старые общины Руси и наделавшие немало беды в Болгарии, Румынии, Польше и Венгрии.[8] В это же время началась экспансия немцев в Польшу и Литву. Обстановка ухудшилась.

Параллельно действия церкви и горожан-христиан (конкурентов евреев) вызвали обычные для средневековой Европы процессы.[9] Возникли тенденции к ограничению прав евреев (прежде всего на земельную собственность), кровавые наветы, погромы,[10] религиозные притеснения, отдельные еврейские кварталы, ношение отличительных знаков. Ухудшались экономические условия.[11] Евреи всё больше попадали в зависимость к феодалам, переселяясь из городов в их владения.

Королям и крупным феодалам приходилось защищать жизнь и имущество евреев (с которого они имели и свой доход).[12] Евреев в Польше, по примеру Западной Европы, объявили рабами казны.[13]

Под конец периода дошло и до массовых изгнаний[14] - по примеру Западной Европы. Однако обстановка в целом не успела ухудшиться до того уровня, на котором она находилась в то же время на Западе.

Особой зоной оставались татарские владения в Причерноморье, где евреи имели статус зимми, и генуэзские колонии там же, где хозяева готовы были дать права кому угодно.[15]

Появление в XIV на юге региона новых хозяев - турок - дало старт новому витку того же процесса. Туркам тоже были нужны еврейские финансисты, купцы, ремесленники и лица свободных профессий. Они тоже предоставляли наилучшие (для того времени) условия. Захваченные турками области Юго-Восточной Европы стали новым адресом для массового переселения евреев. К потоку беженцев из Западной и Центральной Европы в это время добавилась волна евреев из Испании, Португалии и зависимых от Испании регионов Юго-Западной Европы.

В Азии

К началу XI века еврейские общины жили во всех странах Западной и Центральной Азии, поселились в Индии и Китае. Почти нигде больше в регионе не было евреев-земледельцев из-за прямого запрета властей евреям владеть землёй или налогов, делавших это экономически невозможным. Евреи занимались ремёслами, свободными профессиями, торговлей (в том числе международной) и финансами.

В начале периода резко изменилась международная обстановка во всей Азии. Крестовые походы привели к постоянной военно-политической нестабильности в Западной Азии. Почти в это же время часть тюркских кочевых племён огузов, принявших ислам, начали завоевательные походы. Эти племена, известные как сельджуки, захватили Анатолию, большую часть Ирана (включая Азербайджан, Афганистан, страны Средней Азии), часть Грузии и Армении.

Они начали военные действия против крестоносцев и византийцев. Все стороны этой войны наносили евреям ущерб. Крестоносцы убивали целые общины или изгоняли их. Византийцы грабили и притесняли. Турки установили законы Омара, однако в их государстве было наименее плохо по сравнению с остальными. Сменившие турок египетские мамлюки (XIII век) в ходе военных действий также уничтожали или высылали евреев целыми общинами.

Войны нарушили традиционные торговые пути, вызвав экономический кризис и обеднение многих евреев, связанных с торговлей. Корпорация раданитов кончилась.

В XIII веке произошло нашествие монголов на все азиатские страны. Оно сопровождалось массовыми убийствами, разрушениями инфраструктуры целых стран. Однако после захвата новых владений монголы пользовались услугами любых людей, готовых к сотрудничеству. Все дискриминационные законы против евреев в странах Центральной Азии, Ираке и Сирии были отменены. Евреи получили доступ на государственную службу и возможность создавать влиятельные купеческие и финансовые корпорации. Однако всё это кончилось после исламизации потомков Чингисхана.

На рубеже XIV-XV веков практически все страны Азии пережили нашествие Тамерлана. Разрушения и человеческие потери были ещё страшнее, чем от Чингисхана. После этого еврейские общины Сирии и Ирака впали в нищету (вместе со странами проживания). Многие евреи были угнаны в рабство в Самарканд для участия в строительстве и украшении города. В это время выросла бухарская община, пополненная евреями из разных стран.

Евреи Грузии в это время вследствии разорения и политической нестабильности попали в крепостную зависимость.

На периферии Азии еврейские общины, оставшись в стороне от торговых путей, теряли связи и попадали под гнёт. Община Йемена в эти века подвергалась религиозному гнёту и беднела. Из центральной Аравии были изгнаны последние евреи. Мелкие общины уцелели лишь в торговых странах Персидского залива.

Эмиграция из Йемена и Ирака подпитывала небольшую общину кочинских евреев в южной Индии. Они нашли и помогли восстановиться общине Бней-Исраэль на северо-западе. Община Бней-Менаше существовала изолированно, потеряв почти полностью еврейскую культуру.

В Китае еврейские общины процветали, пока в середине XV века не был введён режим самоизоляции страны. После этого осталась только одна небольшая община в Кайфыне.

Духовная и научная активность упала в период бедствий. Авторитет ешив Вавилонии и Страны Израиля снизился, их влияние ослабло. Главы еврейской общины Вавилонии, руководившие жизнью практически всех еврейских общин Азии, начали утрачивать контроль над событиями. Возникали во множестве сектантские движения среди евреев. В конце XV века прибывшие в Турцию и арабские страны сефарды, изгнанные из Испании, восстановили духовную жизнь в регионе.

Источники и ссылки

Литература

  • "История Африки". Хрестоматия. М., Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1979
  • Жак ле Гофф. "Цивилизация средневекового Запада". Москва, Издательская группа "Прогресс", "Прогресс-академия", 1992 (перевод с французского издания Jacques le Goff "La civilisation de l'occident medeival" Paris Arthaud 1977)
  • Simon Dubnow, History of the Jews in Russia and Poland, Varda Books (2001 reprint), Vol. 2, p. 282.
  • Евреите по българските земи. Родова памет и историческа съдба. Съст. и ред. Еми Барух. С., 2000.
  • И.И. Малышевский, Евреи в южной Руси и Киеве в X–XII веках (1878)
  • Жан-Клод Оке. Средневековая Венеция. Москва, «Вече», 2006 (скверный перевод с оригинала Jean-Claude Hocquet. Venise au Moyen Age. Les Belles Lettres, Paris, 2002)
  • "Сборник Императорскаво Русскаво Историческаво Общества", XLI. 40.
  • "Сборник Императорскаво Русскаво Историческаво Общества", XLI. 40.
  • Bianconi, Géographie Commerciale de la Thrace, Paris;
  • Bulletins of the Alliance Israélite Universelle;
  • Franco, Moïse "Essai sur l'Histoire des Israélites de l'Empire Ottoman", A. Durlacher, Paris, 1897
  • Jireçek, Das Fürstenthum Bulgarien, Leipsic, Vienna, 1880;
  • Jirecek, "Gesch. der Bulgaren", Prague, 1876;
  • Stanisław Krajewski, Poland and the Jews: Reflections of a Polish Polish Jew (Kraków: Austeria P, 2005).
  • Alvydas Nikžentaitis, Stefan Schreiner, Darius Staliūnas (editors). The Vanished World of Lithuanian Jews. Rodopi, 2004, ISBN 90-420-0850-4 Google print
  • Iwo Cyprian Pogonowski, Jews in Poland. A Documentary History, Hippocrene Books, Inc., 1998, ISBN 0-7818-0604-6.
  • Reinach, Theodore "Histoire des Israélites depuis la ruine de leur indépendance nationale jusqu'à nos jours", Hachette et cie, 1903
  • Schwarzfeld, Anuarul Pentrul Israelitzi, 1888;
  • Gh. Sincat ", Cronica Romanilou", Jassy, 1853

Примечания

  1. The Jews of Africa
  2. Жан-Клод Оке. Средневековая Венеция. Москва, «Вече», 2006 (скверный перевод с оригинала Jean-Claude Hocquet. Venise au Moyen Age. Les Belles Lettres, Paris, 2002) Стр. 131 В XIV веке в большинстве городов Римской империи еврейским общинам было запрещено заниматься коммерцией.
  3. Территория Македонии входила по частям в состав Болгарии, Сербии и Византии.
  4. Postan, Miller, Habakkuk. The Cambridge Economic History of Europe. 1948
  5. Электронная еврейская энциклопедия, статья "Киев" на основании КЕЭ, том 4, кол. 252–258
  6. Электронная еврейская энциклопедия, статья "Чернигов" на основании КЕЭ, том 9, кол. 1161–1164
  7. UKRAINE in Jewish Virtual Library
  8. Лев Усыскин. Повелитель пепелища
  9. Simon Dubnow, History of the Jews in Russia and Poland, Varda Books (2001 reprint), Vol. 1, p. 42.(С.М. Дубнов, История евреев в России и Польше, т. 1, стр.42)
  10. 1367 pogrom Poznan. Google Books
  11. The Encyclopedia of World History 1447-92. 2001
  12. "Чёрная смерть. Эпидемия чумы" на сайте Хасидус по-русски
  13. Simon Dubnow, History of the Jews in Russia and Poland, Varda Books (2001 reprint), Vol. 1, p. 44.(С.М. Дубнов, История евреев в России и Польше, т.1, стр. 44)
  14. Ошибка цитирования Неверный тег <ref>; для сносок bdw50 не указан текст
  15. Herman Rosenthal GUIZOLFI (GIEXULFIS), ZACHARIAS DE in Jewish Encyclopedia по материалам "Сборник Императорскаво Русскаво Историческаво Общества", XLI. 40., стр. 71).
Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация