История еврейского народа вне Страны Израиля со II по VII вв.

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
(В Вавилонии до заключения Вавилонского Талмуда (200—500 гг.))
 
(179 промежуточных версий не показаны.)
Строка 1: Строка 1:
-
{{Полуфабрикат}}
+
#redirect [[:ej:История еврейского народа вне Страны Израиля со II по VII вв.]]
-
 
+
-
Обширные потоки еврейской эмиграции направились в [[Древний Египет|Египет]], вдоль всего африканского побережья до [[Марокко]], перешли на [[Пиренейский полуостров]]. Другой эмиграционный поток шёл на [[Балканский полуостров]], вдоль всего [[Чёрное море|Чёрного моря]] ([[Крым]]), отсюда доходил по [[Днепр]]у до [[Киев]]а. Обширные еврейские колонии возникли также в [[Рим]]е, в северной [[Италия|Италии]], южной [[Франция|Франции]] и в [[Рейн|прирейнских]] городах.
+
-
 
+
-
== В странах Ближнего Востока ==
+
-
=== В Вавилонии до заключения Вавилонского Талмуда (200—500 гг.) ===
+
-
После разрушения Храма и особенно разгрома [[восстание Бар-Кохбы|восстания Бар-Кохбы]] главная масса евреев ушла в [[Месопотамия|Месопотамию]], где в течение 8-и веков находился духовный и умственный центр евреев, действовали еврейские талмудические академии, жили духовные главы евреев: [[эксиларх]]и и [[гаон]]ы (этот период еврейской истории называется эксилархатом и гаонатом).
+
-
 
+
-
По-видимому, евреи Вавилонии не проявляли сочувствия к восстанию евреев Иудеи против Рима в 67–70 гг. После разрушения Храма Иосиф Флавий написал обращение «к нашим братьям за Евфратом», в котором, выступая с проримских позиций, пытался снять с Рима ответственность за войну в Иудее. Восстание Бар-Кохбы (132–135 гг. н. э.) также не вызвало заметной поддержки среди вавилонских евреев.
+
-
 
+
-
 
+
-
Эксиларх (по-арамейски реш галута, `глава пребывающих в изгнании`), глава еврейской общины Вавилонии, и наси, возглавлявший Синедрион в Эрец-Исраэль после падения Иерусалима, сотрудничали не только в вопросах религии и культуры, но и в решении экономических проблем. Евреи Вавилонии играли важную роль в торговле шелком, являвшимся тогда одним из важнейших предметов международной торговли: поступая с Дальнего Востока, он прибывал из Вавилонии для переработки в ткацкие мастерские Эрец-Исраэль и Сирии, откуда доставлялся в Рим.
+
-
 
+
-
 
+
-
До разрушения Храма учение фарисеев оказывало лишь незначительное влияние на вавилонское еврейство. Известны только два авторитетных фарисея, живших в Парфянской державе. Первые раввинские иешивы были основаны в Вавилонии лишь после восстания Бар-Кохбы местными законоучителями, получившими образование у учеников рабби Ишма‘эля, бежавшими в Вавилонию от преследований римлянами. Иешивы Эрец-Исраэль стремились в этот период сохранить свою гегемонию над иешивами Вавилонии. Когда один из вавилонских законоучителей Ханания (145 г. н. э.) пытался ввести еврейский календарь местного типа, отличный от принятого в Эрец-Исраэль, оттуда специально прибыли два пользовавшихся большим авторитетом законоучителя, чтобы осудить Хананию за это.
+
-
 
+
-
 
+
-
Со временем возрастало значение иешив, расположенных в вавилонских городах Сура, Нехарде‘а, а затем Пумбедита. Виднейшие вавилонские амораи, как, например, Абба Ариха (Рав), пользовались уже не меньшим авторитетом, чем их палестинские коллеги, а с тех пор как Вавилония стала крупнейшим еврейским культурным центром, и гегемония еврейского законоучения перешла к ней. Позже, около 500 г. н. э., уже в период господства в Вавилонии Сасанидов (см. ниже) в результате трехвековой деятельности в развитии еврейского права, в толковании Библии и Мишны и во всех других областях еврейской культуры окончательно сложился Вавилонский Талмуд, оказавший огромное влияние на жизнь евреев во всем мире в последующие века.
+
-
 
+
-
 
+
-
Еврейская община Вавилонии пользовалась не только культурной и религиозной автономией, но и значительным общественным и правовым самоуправлением. Эксиларх представлял общину перед местной властью и пользовался в глазах последней большим авторитетом.
+
-
 
+
-
 
+
-
С приходом к власти в Иране династии Сасанидов (224–651) Вавилония продолжала оставаться под властью иранцев. Сасаниды использовали зороастризм, получивший статус государственной религии, для укрепления своей власти на всей обширной территорией империи. В Талмуде содержатся данные об ухудшении положения еврейской общины Вавилонии в этот период (БК. 117а), о мерах зороастрийского жречества, толкуемых как направленные против кашрута и еврейских обычаев захоронения мертвых (Иев. 63б) и даже о разрушении иранцами синагог (Иома 10а). Очевидно поэтому один из крупнейших еврейских религиозных авторитетов этого периода, Рав заявил, что евреям власть римлян предпочтительнее власти персов (Шаб. 11а).
+
-
 
+
-
 
+
-
Шапур I (239–272) предоставил полную религиозную свободу сторонникам всех вероисповеданий в пределах иранских владений, надеясь, что это поможет ему сплотить вокруг своего престола все разнородное население своей империи. Широкое распространение получило манихейство, в котором эклектически сочетались элементы зороастрийского дуализма, восточнохристианского гностицизма и индийских учений. Шапур I полностью завоевал симпатии еврейства Вавилонии, хотя тысячи евреев были убиты во время его разрушительных походов против восточных провинций Римской империи.
+
-
 
+
-
 
+
-
При раннесасанидских царях был установлен надзор за еврейскими судами. Под давлением властей один из выдающихся руководителей вавилонского еврейства, амора Шмуэль Ярхина‘а провозгласил, что государственные законы приемлемы и для еврейского религиозного суда (см. Дина де-малхута дина). В царствование Бахрамов I, II и III (273–93) с политикой веротерпимости, введенной Шапуром I, было покончено. Евреи все же, видимо, пострадали меньше манихеев, подвергшихся жестоким преследованиям и изгнанию, и христиан, чьи церкви были разрушены. Нарсе (293–302) возобновил политику веротерпимости Шапура I.
+
-
 
+
-
 
+
-
В правление Шапура II (309–79) еврейскую общину Вавилонии не преследовали, хотя христиане подвергались преследованиям властей. В 363 г. Юлиан Отступник вторгся в Иран и осадил столицу Сасанидов Ктесифон, находившуюся на территории Вавилонии. Среди многих разрушенных им городов был и еврейский город Бирта. Когда Юлиан провозгласил о своем намерении восстановить еврейский Храм в Иерусалиме, местный лжемессия призвал евреев Ктесифона следовать за ним в Святую землю. Это мессианское движение было жестоко разгромлено сасанидскими властями.
+
-
 
+
-
 
+
-
В Вавилонском Талмуде содержатся упоминания царя Йездегерда I (399–421), который, вероятно, имел контакты с руководящими раввинами и с эксилархом. Йездегерд II (439–57) запретил евреям соблюдать субботу (456). Его антиеврейскую политику продолжил Пероз (459–484). Год 468 г. называется в Талмуде «годом разрушения мира»: начиная с этого времени и до 474 г. синагоги сносились, изучение Торы было запрещено, еврейских детей насильно отдавали зороастрийским жрецам и, вероятно, была разрушена славившаяся своей иешивой Сура.
+
-
 
+
-
 
+
-
Следующая волна бедствий прокатилась при Каваде I (488–531), когда Маздак начал проповедовать свою религиозно-социальную доктрину, включавшую общность имущества и жен. Царь принял маздакизм и следовал ему почти до самого конца своего правления, а евреи — поскольку они отвергли это учение — подверглись жестоким преследованиям. Эксиларх Map Зутра II собрал военную силу, которая обороняла еврейские поселения в течение семи лет. Он был захвачен и убит в 520 г. в Мехозе. Несмотря на гонения, и в то время некоторые евреи служили в персидской армии, воевавшей с Византией.
+
-
 
+
-
 
+
-
Данные о столетии со времени смерти Кавада I и до завоевания Вавилонии арабами-мусульманами (30-е гг. 7 в.) очень скудны. Хосров I Ануширван (531–79), по-видимому, благожелательно относился к евреям. Во время правления Хормизда IV (579–90) повторились преследования евреев, и еврейские законоучители Пумбедиты вынуждены были бежать в арабские владения. В царствование Хосрова II Парвеза (591–628) жизнь евреев Вавилонии вернулась в нормальное русло. При Йездегерде III (623–651) Вавилония была завоевана арабами-мусульманами.<ref>[http://www.eleven.co.il/?mode=article&id=10811&query=ВАВИЛОНИЯ Электронная еврейская энциклопедия, статья "Вавилония"]</ref>
+
-
 
+
-
 
+
-
 
+
-
=== В Египте ===
+
-
После разрушения Иерусалимского храма в 70 г. н. э. положение евреев в Египте резко  ухудшилось. В 73 г. был закрыт храм в Леонтополисе и введен fiscus judaicus (еврейский налог).
+
-
 
+
-
В 115 г. вспыхнуло восстание евреев Египта, Кирены и Кипра. Подавление восстания в 117 г. привело к фактическому уничтожению египетского еврейства, которое в этот период составляло около девятой части всего населения страны. Присутствие евреев в Египте в последующие столетия незначительно, особенно в сравнении с предшествующим периодом.
+
-
 
+
-
Распространившееся в Египте христианство, центр которого находился в Александрии, унаследовало традиционный антисемитизм греческого населения города. В 415 г. александрийский патриарх Кирилл изгнал из Александрии проживавших там евреев, изгнание сопровождалось погромом.
+
-
 
+
-
== В Африке ==
+
-
 
+
-
== В Европе ==
+
-
До принятия в Римской империи христианства евреи везде жили мирно среди других народов, занимаясь земледелием, ремёслами, и вели торговые сношения между Востоком и Западом. В Италии, Франции и Германии евреи до начала средних веков не подвергались никаким ограничениям в занятиях. В Ломбардии и южной Франции они занимались земледелием наряду с торговлей.
+
-
=== В Римской империи и Византии ===
+
-
Преследования евреев начались в Византии при [[Феодосий II|Феодосии II]] (401—450).<ref name="ЭСБЭ">Статья [http://slovari.yandex.ru/dict/brokminor/article/17/17667.html ''Евреи''] в [[Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона|Энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона]]</ref>
+
-
 
+
-
== В Азии ==
+
-
 
+
-
== Источники ==
+
-
* [http://www.eleven.co.il/ Электронная еврейская энциклопедия]
+
-
 
+
-
Примечания
+
-
{{Примечания}}
+
-
 
+
-
 
+
-
 
+
-
{{WikiCopyRight}}
+

Текущая версия на 23:24, 30 мая 2013

  1. redirect ej:История еврейского народа вне Страны Израиля со II по VII вв.
Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация