История еврейского народа вне Страны Израиля со II по VII вв.

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
(Во Франции)
 
(158 промежуточных версий не показаны.)
Строка 1: Строка 1:
-
{{Полуфабрикат}}
+
#redirect [[:ej:История еврейского народа вне Страны Израиля со II по VII вв.]]
-
 
+
-
Обширные потоки еврейской эмиграции направились в [[Древний Египет|Египет]], вдоль всего африканского побережья до [[Марокко]], перешли на [[Пиренейский полуостров]]. Другой эмиграционный поток шёл на [[Балканский полуостров]], вдоль всего [[Чёрное море|Чёрного моря]] ([[Крым]]), отсюда доходил по [[Днепр]]у до [[Киев]]а. Обширные еврейские колонии возникли также в [[Рим]]е, в северной [[Италия|Италии]], южной [[Франция|Франции]] и в [[Рейн|прирейнских]] городах.
+
-
 
+
-
== В странах Ближнего Востока ==
+
-
=== В Вавилонии ===
+
-
'''После разрушения Храма и особенно разгрома [[восстание Бар-Кохбы|восстания Бар-Кохбы]] главная масса евреев ушла в [[Месопотамия|Месопотамию]], где в течение 8-и веков находился духовный и умственный центр евреев, действовали еврейские талмудические академии, жили духовные главы евреев: [[эксиларх]]и и [[гаон]]ы (этот период еврейской истории называется эксилархатом и гаонатом).'''
+
-
По-видимому, евреи Вавилонии не проявляли сочувствия к восстанию евреев Иудеи против Рима в 67–70 гг. Восстание Бар-Кохбы (132–135 гг. н. э.) также не вызвало заметной поддержки среди вавилонских евреев.
+
-
 
+
-
Эксиларх (по-арамейски реш галута, `глава пребывающих в изгнании`), глава еврейской общины Вавилонии, и наси, возглавлявший Синедрион в Стране Израиля после падения Иерусалима, сотрудничали в вопросах религии и культуры и в решении экономических проблем. Евреи Вавилонии играли важную роль в торговле шелком, являвшимся тогда одним из важнейших предметов международной торговли.
+
-
 
+
-
До разрушения Храма учение фарисеев оказывало лишь незначительное влияние на вавилонское еврейство. Известны только два авторитетных фарисея, живших в Парфянской державе. Первые раввинские иешивы были основаны в Вавилонии лишь после восстания Бар-Кохбы местными законоучителями, получившими образование у учеников рабби Ишма‘эля, бежавшими в Вавилонию от преследований римлянами. Иешивы Стране Израиля стремились в этот период сохранить свою гегемонию над иешивами Вавилонии.
+
-
 
+
-
С тех пор, как Вавилония стала крупнейшим еврейским культурным центром, гегемония еврейского законоучения перешла к ней. Позже, около 500 г. н. э. в результате трехвековой деятельности в развитии еврейского права, в толковании Библии и Мишны и во всех других областях еврейской культуры окончательно сложился Вавилонский Талмуд, оказавший огромное влияние на жизнь евреев во всем мире в последующие века.
+
-
 
+
-
Еврейская община Вавилонии пользовалась культурной и религиозной автономией и значительным общественным и правовым самоуправлением. Эксиларх представлял общину перед местной властью и пользовался в глазах последней большим авторитетом.
+
-
 
+
-
Шапур I (239–272) предоставил полную религиозную свободу сторонникам всех вероисповеданий в пределах иранских владений. Шапур I полностью завоевал симпатии еврейства Вавилонии, хотя тысячи евреев были убиты во время его разрушительных походов против восточных провинций Римской империи.
+
-
+
-
В Талмуде содержатся данные об ухудшении положения еврейской общины Вавилонии в период правления Сасанидов (224–651) (БК. 117а), о мерах зороастрийского жречества, толкуемых как направленные против кашрута и еврейских обычаев захоронения мертвых (Иев. 63б) и даже о разрушении иранцами синагог (Иома 10а). Очевидно поэтому один из крупнейших еврейских религиозных авторитетов этого периода, Рав, заявил, что евреям власть римлян предпочтительнее власти персов (Шаб. 11а).
+
-
 
+
-
При раннесасанидских царях был установлен надзор за еврейскими судами. Под давлением властей один из выдающихся руководителей вавилонского еврейства, амора Шмуэль Ярхина‘а провозгласил, что государственные законы приемлемы и для еврейского религиозного суда. В царствование Бахрамов I, II и III (273–93) с политикой веротерпимости, введенной Шапуром I, было покончено. Нарсе (293–302) возобновил политику веротерпимости Шапура I.
+
-
 
+
-
В правление Шапура II (309–79) еврейскую общину Вавилонии не преследовали, хотя христиане подвергались преследованиям властей. В 363 г. Юлиан Отступник вторгся в Иран и осадил столицу Сасанидов Ктесифон, находившуюся на территории Вавилонии. Среди многих разрушенных им городов был и еврейский город Бирта. Когда Юлиан провозгласил о своем намерении восстановить еврейский Храм в Иерусалиме, местный лжемессия призвал евреев Ктесифона следовать за ним в Святую землю. Это мессианское движение было жестоко разгромлено сасанидскими властями.
+
-
 
+
-
В Вавилонском Талмуде содержатся упоминания царя Йездегерда I (399–421), который, вероятно, имел контакты с руководящими раввинами и с эксилархом. Йездегерд II (439–57) запретил евреям соблюдать субботу (456). Его антиеврейскую политику продолжил Пероз (459–484). Год 468 г. называется в Талмуде «годом разрушения мира»: начиная с этого времени и до 474 г. синагоги сносились, изучение Торы было запрещено, еврейских детей насильно отдавали зороастрийским жрецам и, вероятно, была разрушена славившаяся своей иешивой Сура.
+
-
 
+
-
Следующая волна бедствий прокатилась при Каваде I (488–531), когда Маздак начал проповедовать свою религиозно-социальную доктрину, включавшую общность имущества и жен. Царь принял маздакизм и следовал ему почти до самого конца своего правления, а евреи — поскольку они отвергли это учение — подверглись жестоким преследованиям. Эксиларх Map Зутра II собрал военную силу, которая обороняла еврейские поселения в течение семи лет. Он был захвачен и убит в 520 г. в Мехозе. Несмотря на гонения, и в то время некоторые евреи служили в персидской армии, воевавшей с Византией.
+
-
 
+
-
Хосров I Ануширван (531–79), по-видимому, благожелательно относился к евреям. Во время правления Хормизда IV (579–90) повторились преследования евреев, и еврейские законоучители Пумбедиты вынуждены были бежать в арабские владения. В царствование Хосрова II Парвеза (591–628) жизнь евреев Вавилонии вернулась в нормальное русло. При Йездегерде III (623–651) Вавилония была завоевана арабами-мусульманами.<ref>[http://www.eleven.co.il/?mode=article&id=10811&query=ВАВИЛОНИЯ Электронная еврейская энциклопедия, статья "Вавилония"]</ref>
+
-
 
+
-
=== В Египте ===
+
-
После разрушения Иерусалимского храма в 70 г. н. э. положение евреев в Египте резко  ухудшилось. В 73 г. был закрыт храм в Леонтополисе и введен fiscus judaicus (еврейский налог).
+
-
 
+
-
В 115 г. вспыхнуло восстание евреев Египта, Кирены и Кипра. Подавление восстания в 117 г. привело к фактическому уничтожению египетского еврейства, которое в этот период составляло около девятой части всего населения страны. Присутствие евреев в Египте в последующие столетия незначительно, особенно в сравнении с предшествующим периодом.
+
-
 
+
-
Распространившееся в Египте христианство, центр которого находился в Александрии, унаследовало традиционный антисемитизм греческого населения города. В 415 г. александрийский патриарх Кирилл изгнал из Александрии проживавших там евреев, изгнание сопровождалось погромом.<ref>[http://www.eleven.co.il/?mode=article&id=11539&query=ЕГИПЕТ Электронная еврейская энциклопедия, статья "Египет"]</ref>
+
-
 
+
-
=== В Сирии ===
+
-
С началом Иудейской войны I в ряде городов Сирии вспыхнули антиеврейские беспорядки; в Дамаске было вырезано все еврейское население, насчитывавшее, по свидетельству Иосифа Флавия, 10 500 человек (Война 2:561). Жители Антиохии просили императора Тита изгнать евреев из города и уничтожить записи их привилегий, однако эта просьба не была удовлетворена.
+
-
 
+
-
Во II–III вв. еврейские общины существовали практически во всех крупных городах страны — в Антиохии, Александретте (ныне Искендерун, Турция), Дамаске, Халебе (Алеппо), Латакии, Хомсе, Тадморе (Пальмира) и других. Евреи Сирии поддерживали тесные контакты как со Страной Израиля, так и с общинами Вавилонии.
+
-
 
+
-
Учитывая географическую близость страны к Стране Израиля и многочисленность ее еврейского населения, некоторые законоучители Мишны распространяли на Сириию действие ряда заповедей, связанных со святой землей. Так, в Мишне утверждается: «Тот, кто покупает землю в Сирии, подобен тому, кто покупает ее на окраине Иерусалима» (Хал. 4:11).
+
-
 
+
-
Сами евреи Сирии, очевидно, считали, что находятся в диаспоре, и потому стремились быть похороненными в Стране Израиля (ряд захоронений сирийских евреев обнаружен, в частности, в городе Бейт-Шеарим), а также оказывали материальную поддержку жившим здесь законоучителям.
+
-
 
+
-
Начиная с I в. н. э., Сирия стала одним из важнейших центров христианства. Превращение христианства в государственную религию Римской империи (325) привело к ухудшению положения евреев Сирии. На Пурим в 423 г. христиане убили многих членов антиохийской общины и разрушили городскую синагогу; поводом к резне послужило ложное обвинение евреев близлежащего города Инместар в распятии христианского мальчика (один из первых исторически достоверных случаев кровавого навета).
+
-
 
+
-
В начале VII в. византийский император Фока пытался силой обратить сирийских евреев в христианство. В ответ община Антиохии восстала; после подавления этого выступления (в ходе которого, в частности, погиб патриарх Антиохии Анастасий) почти все евреи были убиты или изгнаны из города.
+
-
 
+
-
В 610-х гг. Сирия перешла под контроль персидской империи Сасанидов; еврейское население страны в основном поддержало завоевателей, за что после восстановления власти Византии подверглось жестоким репрессиям. В 634–636 гг. Сирию заняли арабы, и положение евреев существенно улучшилось.<ref>[http://www.eleven.co.il/?mode=article&id=13826&query=СИРИЯ Электронная еврейская энциклопедия, статья "Сирия"]</ref>
+
-
 
+
-
=== В Финикии ===
+
-
Число евреев в Ливане быстро росло (ср. Флавий, Война 7:43). В VII в. евреи поддерживали арабов в их борьбе против Византии, владевшей Ливаном с IV в.: завладев Триполи, арабы поручили охрану порта гарнизону из местных евреев.<ref>[http://www.eleven.co.il/?mode=article&id=12441&query=ЛИВАН Электронная еврейская энциклопедия, статья "Ливан"]</ref>
+
-
 
+
-
Согласно Иосифу Флавию, в Тире существовала еврейская община, однако горожане были ярыми врагами евреев (Апион 1:70).<ref>[http://www.eleven.co.il/article/14106 Электронная еврейская энциклопедия, статья "Тир"]</ref>
+
-
 
+
-
К I в. н. э. еврейское население Сидона было столь значительно, что в 66 г., во время антиримского восстания в Иудее, сидоняне боялись напасть на евреев города (Война 2:479). Под византийской властью Сидон пришел в упадок, однако еврейская община продолжала существовать; она сохранилась и в мусульманский период.<ref>[http://www.eleven.co.il/article/13792 Электронная еврейская энциклопедия, статья "Сидон"]</ref>
+
-
 
+
-
Видимо, евреи селились в Бейруте со II в. н. э. В 502 г. произошло сильное землетрясение, разрушившее город; в числе прочих зданий рухнула и синагога.<ref>[http://www.eleven.co.il/article/15573 Электронная еврейская энциклопедия, статья "Бейрут"]</ref>
+
-
 
+
-
== В Африке ==
+
-
=== В Ливии ===
+
-
В 73 г. н. э. Ионатан Ткач, «пророк-пустынник», зелот, после поражения евреев в Иудейской войне I бежавший в Кирену, поднял бунт еврейской бедноты, воспользовавшись которым римский правитель Валерий Катулл казнил около трех тысяч богатых евреев и конфисковал их имущество, что вовлекло в движение зелотов значительные слои эллинизированной еврейской аристократии. В правление Веспасиана (69–79 гг. н. э.) большое число еврейских землевладельцев, в которых римские власти видели нелояльный элемент, были переселены из Кирены в районы, граничащие с пустыней.
+
-
 
+
-
В 115 г. во время 2-й парфянской кампании Траяна евреи под предводительством Лукуаса (или Андреаса) подняли восстание в Кирене. Римские войска, высланные против них, были разбиты и бежали в Александрию, где произвели массовый еврейский погром.
+
-
 
+
-
В ответ на это Лукуас подверг опустошительным набегам территорию Египта, расправляясь со всеми элементами, представлявшими опору римской власти. Потеряв двадцать тысяч убитыми, римляне подавили восстание и устроили массовое избиение евреев (в 117 г.).
+
-
 
+
-
С III в. римские источники вновь сообщают о пребывании евреев в Ливии (большей частью переселенцев из Марокко и Египта). В VI в. еврейская община города Бориона, поддержавшая ариан-вандалов в войне с Византией, была подвергнута византийскими властями насильственному крещению. Незадолго до завоевания Ливии арабами '''иудаизм распространился среди берберов горного района Нефуса'''.<ref>[http://www.eleven.co.il/?mode=article&id=12444&query=ЛИВИЯ Электронная еврейская энциклопедия, статья "Ливия"]</ref>
+
-
 
+
-
=== В Тунисе ===
+
-
Следы пребывания евреев в Карфагене большей частью относятся к II–IV вв. н. э., что, по всей видимости, указывает на массовую еврейскую иммиграцию после разрушения Второго храма (70), подавления антиримского восстания евреев в Киренаике в 115–117 гг. и восстания Бар-Кохбы (132–135).
+
-
 
+
-
При раскопках в Карфагене были обнаружены еврейские светильники, на расположенном близ города кладбище — большое число надгробий с изображением меноры и с надписями на латыни (значительно реже — на иврите).
+
-
 
+
-
Карфагенские мудрецы — рабби Хинна, рабби Ханан, рабби Ицхак и рабби Абба — упоминаются в Талмуде. Евреи жили во многих городах римской провинции Африка Проприя, ядро которой составляла территория современного Туниса, — в Гамарте, Марсе, Гиппо-Диаритусе (ныне Бизерта), Наро (где сохранились руины великолепной синагоги), Симитту (ныне Шемту), Хадруметуме (ныне Сус), Тузурусе (ныне Таузар) и других.
+
-
 
+
-
Во всех этих местах образовались также значительные группы прозелитов; некоторые ученые предполагают, что среди последних преобладали потомки финикийцев, этнически близких евреям, и берберы. И еврейские общины, и прозелиты Туниса подвергались нападкам со стороны христианских авторов, живших в Северной Африке.
+
-
 
+
-
До начала IV в. уровень жизни евреев Карфагена и других городов на территории современного Туниса был сравнительно высоким, многие еврейские семьи принадлежали к наиболее состоятельным слоям общества. На Джербе евреи занимались преимущественно земледелием и переработкой сельскохозяйственной продукции, в других частях страны, особенно в портовых городах, — коммерцией.
+
-
Экспорт зерна и оливкового масла из провинции Африка Проприя находился под почти полным контролем крупных еврейских судовладельцев, живших в Риме и объединенных в корпорацию навикуляриев.
+
-
 
+
-
После того, как государственной религией Римской империи стало христианство (325), во всех ее провинциях положение евреев значительно ухудшилось.
+
-
 
+
-
Вандалы, захватившие территорию современного Туниса в 439 г., по всей видимости, не притесняли их, однако с переходом региона под контроль Византии (534) начались жестокие гонения, продолжавшиеся несколько десятилетий. Во исполнение указа, изданного императором Юстинианом в 535 г., власти объявили иудаизм вне закона, запретили евреям занимать государственные должности и публично совершать богослужения, превратили синагоги в церкви; в городе Борион, близ границы с Киренаикой, все еврейское население подверглось насильственному крещению.
+
-
 
+
-
Многие евреи бежали на Сицилию и в Южную Италию, другие переселились во внутренние области континента, в частности, в горы Аурес, где нашли убежище у берберов, среди которых было немало прозелитов; в результате несколько крупных берберских племен (в частности, джерба и нефуса) оказались под сильным влиянием иудаизма. К концу VI в. византийская администрация фактически перестала выполнять установления, направленные против евреев, и эмиграция последних почти прекратилась.
+
-
 
+
-
В 640-х гг. на территорию современного Туниса вторглись арабы. Византийцы (а с ними и некоторые евреи, например, все жители Карфагена) покинули эти земли.
+
-
 
+
-
Однако берберы, сплотившись вокруг племени джерба, '''занимавшего также территорию юго-восточного Алжира''', '''предводительницей которого с конца 680-х гг. была Кахина (умерла в 698 или 702 г.), исповедовавшая, согласно некоторым источникам, иудаизм''' (ее иногда называют «берберской Деборой»), оказали завоевателям упорное сопротивление. Лишь на рубеже VII–VIII вв. арабам удалось окончательно разгромить Кахину (она погибла в последней битве).<ref>[http://www.eleven.co.il/?mode=article&id=14178&query=ТУНИС Электронная еврейская энциклопедия, статья "Тунис"]</ref>
+
-
 
+
-
=== В Алжире ===
+
-
Еврейское население Алжира увеличилось после разрушения Иерусалима. Согласно тем же преданиям, в этот период иудаизм широко распространился среди берберских племен.<ref>[http://www.eleven.co.il/?mode=article&id=10139&query=АЛЖИР Электронная еврейская энциклопедия, статья "Алжир"]</ref>
+
-
 
+
-
=== В Марокко ===
+
-
Массовое переселение евреев в Марокко началось после разрушения Второго храма (70 г. н. э.). Ко II в. н. э. относятся многочисленные еврейские надписи на могильных камнях.
+
-
 
+
-
Положение ухудшилось после перехода Марокко под власть Византии в 539 г.
+
-
 
+
-
В VII в. еврейское население Марокко увеличилось за счет евреев, бежавших из Испании от притеснений вестготских королей. По сообщениям арабских историков, в это время в Марокко было несколько берберских племен, исповедовавших иудаизм.<ref>[http://www.eleven.co.il/?mode=article&id=12646&query=МАРОККО Электронная еврейская энциклопедия, статья "Марокко"]</ref>
+
-
 
+
-
== В Европе ==
+
-
=== В Греции ===
+
-
Число евреев в Греции, возможно, увеличилось во время Иудейской войны I (66–70 гг. н. э.) за счет еврейских пленников. Иосиф Флавий упоминает о шести тысячах еврейских юношей, отправленных Веспасианом на работы в Коринф. О существовании синагог в Греции говорится также и в Новом завете (Деян. 17:1, 17; 18:1). В синагогах пользовались греческим языком и греческим переводом Библии.
+
-
 
+
-
В период римского владычества евреи Греции не подвергались особым гонениям. Исключением были евреи Кипра. В правление Траяна, по-видимому, в 116–117 гг. н. э. они вместе с евреями Египта, Кирены и Месопотамии восстали против Рима. Согласно некоторым источникам, кипрские евреи разрушили Саламис, главный город Кипра, и убили 240 тыс. греков. После подавления восстания евреям было запрещено селиться на острове. Однако через некоторое время евреи вновь появляются на Кипре и в 3 в. восстанавливают синагоги: к III в. относится обнаруженная при раскопках менора с изображением лулава и этрога.<ref>[http://www.eleven.co.il/article/12084 Электронная еврейская энциклопедия, статья "Кипр"]</ref>
+
-
 
+
-
Первоначальные еврейские поселения Греции послужили основой для общин византийского периода. Ограничение прав евреев Греции и попытки насильственно обратить их в христианство начались в IV в. с крещением императоров Рима и ожесточались по мере утверждения новой религии и окончательного выделения (395) Восточной Римской империи в самостоятельное христианское государство (Византию). В рамках византийской империи евреи Греции до конца 12 в. разделяли судьбу, общую для всех евреев империи.
+
-
 
+
-
Преследования евреев начались в Византии при [[Феодосий II|Феодосии II]] (401—450).<ref name="ЭСБЭ">Статья [http://slovari.yandex.ru/dict/brokminor/article/17/17667.html ''Евреи''] в [[Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона|Энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона]]</ref>
+
-
 
+
-
Сохранились сведения, что в начале V в. евреи Крита были по приказу императора Феодосия II изгнаны с острова, а объявившийся там около 448 г. лжемессия выдавал себя за Моисея и обещал вернувшимся к тому времени изгнанникам «привести их в Иудею без кораблей».<ref>[http://www.eleven.co.il/article/12240 Электронная еврейская энциклопедия, статья "Крит"]</ref>
+
-
 
+
-
В начале VII в. в Фамагусте (на Кипре) существовала большая еврейская община.
+
-
 
+
-
=== В Италии ===
+
-
Численность еврейского населения Италии значительно возросла в результате Иудейской войны. Согласно некоторым источникам, из множества евреев, уведенных в плен Титом, полторы тысячи были привезены в Рим, а пять тысяч — в Апулию, на юго-востоке Италии. Как и пленники Помпея, они были через некоторое время освобождены и остались жить в Италии.
+
-
 
+
-
Веспасиан (конец I века) обложил евреев Римской империи особым налогом (fiscus judaicus), который взимался с неслыханной жестокостью.
+
-
 
+
-
Адриан (начало II века) свирепо преследовал еврейскую религию. Однако поражение восстанияБар-Кохбы , насколько можно судить, не повлекло за собой прямых тяжелых последствий для евреев Италии.
+
-
 
+
-
Императоры, вплоть до начала превращения христианства в господствующую религию Римской империи, относились большей частью терпимо или даже благожелательно к евреям. Эдикт Каракаллы (212), предоставивший римское гражданство всем свободным жителям империи, распространялся и на евреев.
+
-
 
+
-
К началу II в. н. э. численность еврейского населения Римской империи достигла, по некоторым оценкам, пятьдесят тысяч человек; более половины их проживало в Риме (главным образом в районах бедноты) и его окрестностях.
+
-
 
+
-
Средоточием общинной жизни были синагоги, которых в одном Риме было в этот период (хоть и не одновременно) около 12-ти.
+
-
 
+
-
Вне Рима евреи первоначально селились в портовых городах Остия, Порто, Поццуоли, Помпеи, Таранто и Отранто. Позднее они обосновались и в других областях страны и к началу IV в. проживали в Кампании (Неаполь, Капуя и Салерно), Базиликате (Веноса), Апулии (Бари, Таранто и Отранто), Калабрии (Реджо-ди-Калабрия), на острове Сицилия (Сиракуза, Катания и Агридженто). На севере Италии еврейские поселения существовали в городах Чивитавеккья, Феррара, Бреша, Милан, Пола и Аквилея.
+
-
 
+
-
В 1961 г. в Остии найдены остатки древнейшей из известных в Италии и во всей Западной Европе синагог, построенной в конце I в. н. э., перестраивавшейся и расширявшейся во II–III вв. и в начале IV в. Синагога пришла в запустение в V в.<ref>[http://www.eleven.co.il/article/13104 Электронная еврейская энциклопедия, статья "Остия"]</ref> 
+
-
 
+
-
О хозяйственной деятельности и занятиях евреев Италии в разных областях страны в эту эпоху почти ничего не известно. Сохранилось очень мало достоверных данных и о научной и литературной деятельности евреев Италии в первые века н. э. Известно, что Иосиф Флавий завершил свои основные исторические труды при императорском дворе в Риме. Известно также, что во II в. [[танна]] Маттия бен Хереш основал в Риме широко известную уже в его время иешиву.
+
-
 
+
-
Доктрины и обрядность еврейской религии иногда привлекали последователей из числа неевреев, часть которых становилась прозелитами, о чем свидетельствуют многочисленные надписи в еврейских катакомбах.
+
-
 
+
-
Положение евреев Италии значительно ухудшилось с провозглашением в 313 г. христианства господствующей религией в Римской империи. По настоянию отцов церкви издавались законы, которые ограничивали свободу соблюдать обряды иудаизма, ущемляли гражданские права и подрывали общественное и экономическое положение евреев Италии. Проповеди церковных деятелей против иудаизма и евреев нередко имели характер открытого подстрекательства к беспорядкам и, по крайней мере в двух случаях, привели в 388 г. к поджогу и разрушению синагог (Рим, Аквилея).
+
-
 
+
-
В 507–519 гг. король остготов Теодорих заступился за евреев Милана, Генуи, Рима и Равенны, притесняемых христианами.
+
-
 
+
-
К середине V в., когда на Сицилию вторглись вандалы и разрушили синагогу в Сиракузах.
+
-
 
+
-
В 598 г. синагога Палермо была по приказу епископа этого города конфискована и превращена в церковь, однако после вмешательства папы римского Григория I власти вернули евреям находившиеся в ней культовые предметы и возместили общине убытки. По сохранившимся сведениям, в конце VI в. в Сиракузах, Катании и Агридженто наряду с евреями жили и [[самаритяне]].<ref>[http://www.eleven.co.il/article/13831 Электронная еврейская энциклопедия, статья "Сицилия"]</ref>
+
-
 
+
-
С завоеванием Италии Византией во 2-й половине VI в. на еврейское население страны распространились постановления так называемого Кодекса Феодосия II (438) и Свода гражданского права Юстиниана I (529–534), согласно которым евреев относили к низшему классу граждан, обязывали выполнять ряд особых повинностей, закрывали им доступ к государственной и общественной службе и запрещали заниматься определенными профессиями.
+
-
 
+
-
В этот период папа Григорий I требовал, с одной стороны, чтобы евреев не притесняли и позволяли им соблюдать предписания их религии, а с другой — лишил их одинакового с христианами гражданского статуса, а также всех привилегий, кроме признанных за ними законами Римской империи после утверждения христианства.<ref>[http://www.eleven.co.il/?mode=article&id=11873&query=ИТАЛИЯ Электронная еврейская энциклопедия, статья "Италия"]</ref>
+
-
 
+
-
=== Во Франции ===
+
-
Согласно некоторым письменным источникам, в Галлию (Бордо, Арль и Лион) были высланы еврейские пленные, захваченные римскими войсками во время Иудейской войны. Археологические раскопки свидетельствуют о присутствии евреев в Арле с I в. н. э. (было найдено изображение меноры), в Бордо — с III в. н. э.
+
-
 
+
-
В 212 г. евреям Галлии, как и всем свободным гражданам Римской империи, было предоставлено римское гражданство.
+
-
 
+
-
Даже после того, как в 325 г. христианство было провозглашено государственной религией в Римской империи, их не коснулись ограничения.
+
-
 
+
-
К 476 г. (дата падения Римской империи) евреи проживали также в Меце, Авиньоне, Париже, Пуатье и, видимо, в ряде других городов, бывших административными центрами Римской империи.
+
-
 
+
-
Основными занятиями евреев в этот период были торговля, в том числе и работорговля, мореплавание, медицина; некоторые из них находились на государственной службе (сборщики податей).
+
-
+
-
В эпоху правления Меровингов (конец V в. – 751 г.) евреи расселялись по территории Франции: первое упоминание о евреях в Ване относится к 465 г., в Нарбонне — к 471 г., Клермоне — к 471 г., Валансе — к 524 г., Орлеане — к 533 г., Марселе — к 574 г.
+
-
 
+
-
Нередко местные жители принимали иудаизм, что осуждали многие церковные соборы (например, Орлеанский собор 533 г.). Бывали случаи смешанных браков.
+
-
 
+
-
Церковные соборы осуждали христиан за дружеские отношения с евреями. Так, Арльский собор (506) запретил представителям духовенства посещать трапезы евреев.
+
-
Церковные соборы запрещали евреям иметь рабов-христиан, назначать евреев судьями и сборщиками податей, «дабы христиане не оказались в подчинении у евреев». Церковные соборы неоднократно подтверждали свои запреты, но их решения не выполнялись.
+
-
 
+
-
В конце VI в. христианская церковь во Франции предприняла несколько попыток насильственного крещения. В 576 г. епископ Клермона после того, как в городе была разрушена синагога, предложил евреям креститься или покинуть город.
+
-
 
+
-
В 582 г. Хилленрик I, король Нейстрии (западной части франкских земель), предложил евреям своего королевства выбирать между крещением и высылкой. Большинство евреев, отказавшихся креститься, переселилось в Марсель. В 591 г. епископ Марселя также пытался заставить евреев принять христианство, но римский папа Григорий I выступил против насильственного крещения и рекомендовал епископам применять по отношению к евреям только меры убеждения.
+
-
 
+
-
До VII в. численность еврейского населения Франции росла. Еврейское население увеличивалось благодаря еврейской эмиграции во Францию из Италии, Византии, Испании, а также за счет прозелитов, среди которых были представители различных слоев общества — как свободные, так и рабы.
+
-
 
+
-
В VII в. короли из династии Меровингов стали поддерживать антиеврейские решения церковных соборов. Дагоберт I (629–639) предпринял попытку изгнать евреев из страны. Евреям было предложено или креститься, или покинуть страну. По-видимому, большинство из них покинуло Францию, поскольку о евреях нет сведений в источниках до начала правления династии Каролингов.
+
-
 
+
-
Преследованиям, однако не таким жестоким, как на севере, подвергались евреи, жившие на юге Франции в Септимании, вассальном государстве вестготских королей, царствовавших в Испании. В Септимании было много евреев-купцов, торговые операции которых обеспечивали благосостояние широким слоям местного населения.
+
-
С Нарбонном, её центром, связаны самые ранние (около 471 г.) письменные свидетельства о евреях на территории современной Франции.<ref>[http://www.eleven.co.il/article/12905 Электронная еврейская энциклопедия, статья "Нарбонн"]</ref>
+
-
 
+
-
 
+
-
Указ вестготского короля Вамбы (672–680) об изгнании евреев вызвал в Септимании восстание евреев и христиан; после подавления восстания в 673 г. евреи были изгнаны, но сразу после свержения Вамбы им было разрешено вернуться. 689 г. датируется древнейшая из сохранившихся во Франции еврейских надписей — на надгробии трех представителей еврейской семьи из Нарбонна.<ref>[http://www.eleven.co.il/article/15499#01 Электронная еврейская энциклопедия, статья "Франция"]</ref>
+
-
 
+
-
=== В Германии ===
+
-
== В Азии ==
+
-
 
+
-
== Источники ==
+
-
* [http://www.eleven.co.il/ Электронная еврейская энциклопедия]
+
-
 
+
-
Примечания
+
-
{{Примечания}}
+
-
 
+
-
 
+
-
 
+
-
{{WikiCopyRight}}
+

Текущая версия на 23:24, 30 мая 2013

  1. redirect ej:История еврейского народа вне Страны Израиля со II по VII вв.
Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация