История еврейского народа вне Страны Израиля со II по VII вв.

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
(В Европе)
(В Западной Европе)
Строка 147: Строка 147:
В 507–519 гг. король остготов Теодорих заступился за евреев Милана, Генуи, Рима и Равенны, притесняемых христианами.
В 507–519 гг. король остготов Теодорих заступился за евреев Милана, Генуи, Рима и Равенны, притесняемых христианами.
-
К середине V в., когда на Сицилию вторглись вандалы и разрушили синагогу в Сиракузах.  
+
К середине V в. на Сицилию вторглись вандалы и разрушили синагогу в Сиракузах.  
В 598 г. синагога Палермо была по приказу епископа этого города конфискована и превращена в церковь, однако после вмешательства папы римского Григория I власти вернули евреям находившиеся в ней культовые предметы и возместили общине убытки. По сохранившимся сведениям, в конце VI в. в Сиракузах, Катании и Агридженто наряду с евреями жили и [[самаритяне]].<ref>[http://www.eleven.co.il/article/13831 Электронная еврейская энциклопедия, статья "Сицилия"]</ref>
В 598 г. синагога Палермо была по приказу епископа этого города конфискована и превращена в церковь, однако после вмешательства папы римского Григория I власти вернули евреям находившиеся в ней культовые предметы и возместили общине убытки. По сохранившимся сведениям, в конце VI в. в Сиракузах, Катании и Агридженто наряду с евреями жили и [[самаритяне]].<ref>[http://www.eleven.co.il/article/13831 Электронная еврейская энциклопедия, статья "Сицилия"]</ref>
Строка 154: Строка 154:
В этот период папа Григорий I требовал, с одной стороны, чтобы евреев не притесняли и позволяли им соблюдать предписания их религии, а с другой — лишил их одинакового с христианами гражданского статуса, а также всех привилегий, кроме признанных за ними законами Римской империи после утверждения христианства.<ref>[http://www.eleven.co.il/?mode=article&id=11873&query=ИТАЛИЯ Электронная еврейская энциклопедия, статья "Италия"]</ref>
В этот период папа Григорий I требовал, с одной стороны, чтобы евреев не притесняли и позволяли им соблюдать предписания их религии, а с другой — лишил их одинакового с христианами гражданского статуса, а также всех привилегий, кроме признанных за ними законами Римской империи после утверждения христианства.<ref>[http://www.eleven.co.il/?mode=article&id=11873&query=ИТАЛИЯ Электронная еврейская энциклопедия, статья "Италия"]</ref>
 +
 +
==== В Германии ====
 +
Евреи впервые появились в Германии вместе с римскими легионами. Они занимались торговлей и осели в основанных римлянами прирейнских городах. Точная дата основания первых поселений неизвестна.
 +
 +
Первые документальные сведения о поселениях евреев в Германии содержатся в указах императора Константина Великого (321, 331 гг. н. э.) и относятся к еврейской общине Кёльна.<ref>[http://www.eleven.co.il/?mode=article&id=11122&query=ГЕРМАНИЯ Электронная еврейская энциклопедия, статья "Германия"]</ref>
 +
Из них следует, что правовой статус евреев было там такой же, как в других частях Римской империи. Они пользовались всеми гражданскими свободами, и были ограничены только в связи с распространением своей веры, владением  рабами-христианами, а также в приёме на государственную службу. Но они могли свободно заниматься любой работой,  разрешённой гражданам. Они были заняты в сельском хозяйстве, торговле и промышленности, и лишь впоследствии занялись финансами и кредитом.
 +
 +
Эти условия вначале продолжались, когда были созданы германские королевства бургундов и франков. Правители-Меровинги, а также создатели бургундской империи были лишены фанатизма, и мало поддерживали усилия церкви ограничить гражданские и социального права евреев.<ref>[http://www.jewishencyclopedia.com/view.jsp?artid=160&letter=G&search=Germany M. Brann GERMANY in Jewish Encyclopedia]</ref>
==== Во Франции ====
==== Во Франции ====
Строка 185: Строка 193:
Указ вестготского короля Вамбы (672–680) об изгнании евреев вызвал в Септимании восстание евреев и христиан; после подавления восстания в 673 г. евреи были изгнаны, но сразу после свержения Вамбы им было разрешено вернуться. 689 г. датируется древнейшая из сохранившихся во Франции еврейских надписей — на надгробии трех представителей еврейской семьи из Нарбонна.<ref>[http://www.eleven.co.il/article/15499#01 Электронная еврейская энциклопедия, статья "Франция"]</ref>
Указ вестготского короля Вамбы (672–680) об изгнании евреев вызвал в Септимании восстание евреев и христиан; после подавления восстания в 673 г. евреи были изгнаны, но сразу после свержения Вамбы им было разрешено вернуться. 689 г. датируется древнейшая из сохранившихся во Франции еврейских надписей — на надгробии трех представителей еврейской семьи из Нарбонна.<ref>[http://www.eleven.co.il/article/15499#01 Электронная еврейская энциклопедия, статья "Франция"]</ref>
-
 
-
==== В Германии ====
 
-
Евреи впервые появились в Германии вместе с римскими легионами. Они занимались торговлей и осели в основанных римлянами прирейнских городах. Точная дата основания первых поселений неизвестна.
 
-
 
-
Первые документальные сведения о поселениях евреев в Германии содержатся в указах императора Константина Великого (321, 331 гг. н. э.) и относятся к еврейской общине Кёльна.<ref>[http://www.eleven.co.il/?mode=article&id=11122&query=ГЕРМАНИЯ Электронная еврейская энциклопедия, статья "Германия"]</ref>
 
-
Из них следует, что правовой статус евреев было там такой же, как в других частях Римской империи. Они пользовались всеми гражданскими свободами, и были ограничены только в связи с распространением своей веры, владением  рабами-христианами, а также в приёме на государственную службу. Но они могли свободно заниматься любой работой,  разрешённой гражданам. Они были заняты в сельском хозяйстве, торговле и промышленности, и лишь впоследствии занялись финансами и кредитом.
 
-
 
-
Эти условия вначале продолжались, когда были созданы германские королевства бургундов и франков. Правители-Меровинги, а также создатели бургундской империи были лишены фанатизма, и мало поддерживали усилия церкви ограничить гражданские и социального права евреев.<ref>[http://www.jewishencyclopedia.com/view.jsp?artid=160&letter=G&search=Germany M. Brann GERMANY in Jewish Encyclopedia]</ref>
 
==== В Испании ====
==== В Испании ====

Версия 13:35, 6 июня 2010



Обширные потоки еврейской эмиграции направились в Египет, вдоль всего африканского побережья до Марокко, перешли на Пиренейский полуостров. Другой эмиграционный поток шёл на Балканский полуостров, вдоль всего Чёрного моря (Крым), отсюда доходил по Днепру до Киева. Обширные еврейские колонии возникли также в Риме, в северной Италии, южной Франции и в прирейнских городах.

Содержание

В странах Ближнего Востока

В Вавилонии

После разрушения Храма и особенно разгрома восстания Бар-Кохбы главная масса евреев ушла в Месопотамию, где в течение 8-и веков находился духовный и умственный центр евреев, действовали еврейские талмудические академии, жили духовные главы евреев: эксилархи и гаоны (этот период еврейской истории называется эксилархатом и гаонатом). По-видимому, евреи Вавилонии не проявляли сочувствия к восстанию евреев Иудеи против Рима в 67–70 гг. Восстание Бар-Кохбы (132–135 гг. н. э.) также не вызвало заметной поддержки среди вавилонских евреев.

Эксиларх (по-арамейски реш галута, `глава пребывающих в изгнании`), глава еврейской общины Вавилонии, и наси, возглавлявший Синедрион в Стране Израиля после падения Иерусалима, сотрудничали в вопросах религии и культуры и в решении экономических проблем. Евреи Вавилонии играли важную роль в торговле шелком, являвшимся тогда одним из важнейших предметов международной торговли.

До разрушения Храма учение фарисеев оказывало лишь незначительное влияние на вавилонское еврейство. Известны только два авторитетных фарисея, живших в Парфянской державе. Первые раввинские иешивы были основаны в Вавилонии лишь после восстания Бар-Кохбы местными законоучителями, получившими образование у учеников рабби Ишма‘эля, бежавшими в Вавилонию от преследований римлянами. Иешивы Стране Израиля стремились в этот период сохранить свою гегемонию над иешивами Вавилонии.

С тех пор, как Вавилония стала крупнейшим еврейским культурным центром, гегемония еврейского законоучения перешла к ней. Позже, около 500 г. н. э. в результате трехвековой деятельности в развитии еврейского права, в толковании Библии и Мишны и во всех других областях еврейской культуры окончательно сложился Вавилонский Талмуд, оказавший огромное влияние на жизнь евреев во всем мире в последующие века.

Еврейская община Вавилонии пользовалась культурной и религиозной автономией и значительным общественным и правовым самоуправлением. Эксиларх представлял общину перед местной властью и пользовался в глазах последней большим авторитетом.

Шапур I (239–272) предоставил полную религиозную свободу сторонникам всех вероисповеданий в пределах иранских владений. Шапур I полностью завоевал симпатии еврейства Вавилонии, хотя тысячи евреев были убиты во время его разрушительных походов против восточных провинций Римской империи.

В Талмуде содержатся данные об ухудшении положения еврейской общины Вавилонии в период правления Сасанидов (224–651) (БК. 117а), о мерах зороастрийского жречества, толкуемых как направленные против кашрута и еврейских обычаев захоронения мертвых (Иев. 63б) и даже о разрушении иранцами синагог (Иома 10а). Очевидно поэтому один из крупнейших еврейских религиозных авторитетов этого периода, Рав, заявил, что евреям власть римлян предпочтительнее власти персов (Шаб. 11а).

При раннесасанидских царях был установлен надзор за еврейскими судами. Под давлением властей один из выдающихся руководителей вавилонского еврейства, амора Шмуэль Ярхина‘а провозгласил, что государственные законы приемлемы и для еврейского религиозного суда. В царствование Бахрамов I, II и III (273–93) с политикой веротерпимости, введенной Шапуром I, было покончено. Нарсе (293–302) возобновил политику веротерпимости Шапура I.

В правление Шапура II (309–79) еврейскую общину Вавилонии не преследовали, хотя христиане подвергались преследованиям властей. В 363 г. Юлиан Отступник вторгся в Иран и осадил столицу Сасанидов Ктесифон, находившуюся на территории Вавилонии. Среди многих разрушенных им городов был и еврейский город Бирта. Когда Юлиан провозгласил о своем намерении восстановить еврейский Храм в Иерусалиме, местный лжемессия призвал евреев Ктесифона следовать за ним в Святую землю. Это мессианское движение было жестоко разгромлено сасанидскими властями.

В Вавилонском Талмуде содержатся упоминания царя Йездегерда I (399–421), который, вероятно, имел контакты с руководящими раввинами и с эксилархом. Йездегерд II (439–57) запретил евреям соблюдать субботу (456). Его антиеврейскую политику продолжил Пероз (459–484). Год 468 г. называется в Талмуде «годом разрушения мира»: начиная с этого времени и до 474 г. синагоги сносились, изучение Торы было запрещено, еврейских детей насильно отдавали зороастрийским жрецам и, вероятно, была разрушена славившаяся своей иешивой Сура.

Следующая волна бедствий прокатилась при Каваде I (488–531), когда Маздак начал проповедовать свою религиозно-социальную доктрину, включавшую общность имущества и жен. Царь принял маздакизм и следовал ему почти до самого конца своего правления, а евреи — поскольку они отвергли это учение — подверглись жестоким преследованиям. Эксиларх Map Зутра II собрал военную силу, которая обороняла еврейские поселения в течение семи лет. Он был захвачен и убит в 520 г. в Мехозе. Несмотря на гонения, и в то время некоторые евреи служили в персидской армии, воевавшей с Византией.

Хосров I Ануширван (531–79), по-видимому, благожелательно относился к евреям. Во время правления Хормизда IV (579–90) повторились преследования евреев, и еврейские законоучители Пумбедиты вынуждены были бежать в арабские владения. В царствование Хосрова II Парвеза (591–628) жизнь евреев Вавилонии вернулась в нормальное русло. При Йездегерде III (623–651) Вавилония была завоевана арабами-мусульманами.[1]

В Египте

После разрушения Иерусалимского храма в 70 г. н. э. положение евреев в Египте резко ухудшилось. В 73 г. был закрыт храм в Леонтополисе и введен fiscus judaicus (еврейский налог).

В 115 г. вспыхнуло восстание евреев Египта, Кирены и Кипра. Подавление восстания в 117 г. привело к фактическому уничтожению египетского еврейства, которое в этот период составляло около девятой части всего населения страны. Присутствие евреев в Египте в последующие столетия незначительно, особенно в сравнении с предшествующим периодом.

Распространившееся в Египте христианство, центр которого находился в Александрии, унаследовало традиционный антисемитизм греческого населения города. В 415 г. александрийский патриарх Кирилл изгнал из Александрии проживавших там евреев, изгнание сопровождалось погромом.[2]

В Сирии

С началом Иудейской войны I в ряде городов Сирии вспыхнули антиеврейские беспорядки; в Дамаске было вырезано все еврейское население, насчитывавшее, по свидетельству Иосифа Флавия, 10 500 человек (Война 2:561). Жители Антиохии просили императора Тита изгнать евреев из города и уничтожить записи их привилегий, однако эта просьба не была удовлетворена.

Во II–III вв. еврейские общины существовали практически во всех крупных городах страны — в Антиохии, Александретте (ныне Искендерун, Турция), Дамаске, Халебе (Алеппо), Латакии, Хомсе, Тадморе (Пальмира) и других. Евреи Сирии поддерживали тесные контакты как со Страной Израиля, так и с общинами Вавилонии.

Учитывая географическую близость страны к Стране Израиля и многочисленность ее еврейского населения, некоторые законоучители Мишны распространяли на Сириию действие ряда заповедей, связанных со святой землей. Так, в Мишне утверждается: «Тот, кто покупает землю в Сирии, подобен тому, кто покупает ее на окраине Иерусалима» (Хал. 4:11).

Сами евреи Сирии, очевидно, считали, что находятся в диаспоре, и потому стремились быть похороненными в Стране Израиля (ряд захоронений сирийских евреев обнаружен, в частности, в городе Бейт-Шеарим), а также оказывали материальную поддержку жившим здесь законоучителям.

Начиная с I в. н. э., Сирия стала одним из важнейших центров христианства. Превращение христианства в государственную религию Римской империи (325) привело к ухудшению положения евреев Сирии. На Пурим в 423 г. христиане убили многих членов антиохийской общины и разрушили городскую синагогу; поводом к резне послужило ложное обвинение евреев близлежащего города Инместар в распятии христианского мальчика (один из первых исторически достоверных случаев кровавого навета).

В начале VII в. византийский император Фока пытался силой обратить сирийских евреев в христианство. В ответ община Антиохии восстала; после подавления этого выступления (в ходе которого, в частности, погиб патриарх Антиохии Анастасий) почти все евреи были убиты или изгнаны из города.

В 610-х гг. Сирия перешла под контроль персидской империи Сасанидов; еврейское население страны в основном поддержало завоевателей, за что после восстановления власти Византии подверглось жестоким репрессиям. В 634–636 гг. Сирию заняли арабы, и положение евреев существенно улучшилось.[3]

В Финикии

Число евреев в Ливане быстро росло (ср. Флавий, Война 7:43). В VII в. евреи поддерживали арабов в их борьбе против Византии, владевшей Ливаном с IV в.: завладев Триполи, арабы поручили охрану порта гарнизону из местных евреев.[4]

Согласно Иосифу Флавию, в Тире существовала еврейская община, однако горожане были ярыми врагами евреев (Апион 1:70).[5]

К I в. н. э. еврейское население Сидона было столь значительно, что в 66 г., во время антиримского восстания в Иудее, сидоняне боялись напасть на евреев города (Война 2:479). Под византийской властью Сидон пришел в упадок, однако еврейская община продолжала существовать; она сохранилась и в мусульманский период.[6]

Видимо, евреи селились в Бейруте со II в. н. э. В 502 г. произошло сильное землетрясение, разрушившее город; в числе прочих зданий рухнула и синагога.[7]

В Африке

В Ливии

В 73 г. н. э. Ионатан Ткач, «пророк-пустынник», зелот, после поражения евреев в Иудейской войне I бежавший в Кирену, поднял бунт еврейской бедноты, воспользовавшись которым римский правитель Валерий Катулл казнил около трех тысяч богатых евреев и конфисковал их имущество, что вовлекло в движение зелотов значительные слои эллинизированной еврейской аристократии. В правление Веспасиана (69–79 гг. н. э.) большое число еврейских землевладельцев, в которых римские власти видели нелояльный элемент, были переселены из Кирены в районы, граничащие с пустыней.

В 115 г. во время 2-й парфянской кампании Траяна евреи под предводительством Лукуаса (или Андреаса) подняли восстание в Кирене. Римские войска, высланные против них, были разбиты и бежали в Александрию, где произвели массовый еврейский погром.

В ответ на это Лукуас подверг опустошительным набегам территорию Египта, расправляясь со всеми элементами, представлявшими опору римской власти. Потеряв двадцать тысяч убитыми, римляне подавили восстание и устроили массовое избиение евреев (в 117 г.).

С III в. римские источники вновь сообщают о пребывании евреев в Ливии (большей частью переселенцев из Марокко и Египта). В VI в. еврейская община города Бориона, поддержавшая ариан-вандалов в войне с Византией, была подвергнута византийскими властями насильственному крещению. Незадолго до завоевания Ливии арабами иудаизм распространился среди берберов горного района Нефуса.[8]

В Тунисе

Следы пребывания евреев в Карфагене большей частью относятся к II–IV вв. н. э., что, по всей видимости, указывает на массовую еврейскую иммиграцию после разрушения Второго храма (70), подавления антиримского восстания евреев в Киренаике в 115–117 гг. и восстания Бар-Кохбы (132–135).

При раскопках в Карфагене были обнаружены еврейские светильники, на расположенном близ города кладбище — большое число надгробий с изображением меноры и с надписями на латыни (значительно реже — на иврите).

Карфагенские мудрецы — рабби Хинна, рабби Ханан, рабби Ицхак и рабби Абба — упоминаются в Талмуде. Евреи жили во многих городах римской провинции Африка Проприя, ядро которой составляла территория современного Туниса, — в Гамарте, Марсе, Гиппо-Диаритусе (ныне Бизерта), Наро (где сохранились руины великолепной синагоги), Симитту (ныне Шемту), Хадруметуме (ныне Сус), Тузурусе (ныне Таузар) и других.

Во всех этих местах образовались также значительные группы прозелитов; некоторые ученые предполагают, что среди последних преобладали потомки финикийцев, этнически близких евреям, и берберы. И еврейские общины, и прозелиты Туниса подвергались нападкам со стороны христианских авторов, живших в Северной Африке.

До начала IV в. уровень жизни евреев Карфагена и других городов на территории современного Туниса был сравнительно высоким, многие еврейские семьи принадлежали к наиболее состоятельным слоям общества. На Джербе евреи занимались преимущественно земледелием и переработкой сельскохозяйственной продукции, в других частях страны, особенно в портовых городах, — коммерцией. Экспорт зерна и оливкового масла из провинции Африка Проприя находился под почти полным контролем крупных еврейских судовладельцев, живших в Риме и объединенных в корпорацию навикуляриев.

После того, как государственной религией Римской империи стало христианство (325), во всех ее провинциях положение евреев значительно ухудшилось.

Вандалы, захватившие территорию современного Туниса в 439 г., по всей видимости, не притесняли их, однако с переходом региона под контроль Византии (534) начались жестокие гонения, продолжавшиеся несколько десятилетий. Во исполнение указа, изданного императором Юстинианом в 535 г., власти объявили иудаизм вне закона, запретили евреям занимать государственные должности и публично совершать богослужения, превратили синагоги в церкви; в городе Борион, близ границы с Киренаикой, все еврейское население подверглось насильственному крещению.

Многие евреи бежали на Сицилию и в Южную Италию, другие переселились во внутренние области континента, в частности, в горы Аурес, где нашли убежище у берберов, среди которых было немало прозелитов; в результате несколько крупных берберских племен (в частности, джерба и нефуса) оказались под сильным влиянием иудаизма. К концу VI в. византийская администрация фактически перестала выполнять установления, направленные против евреев, и эмиграция последних почти прекратилась.

В 640-х гг. на территорию современного Туниса вторглись арабы. Византийцы (а с ними и некоторые евреи, например, все жители Карфагена) покинули эти земли.

Однако берберы, сплотившись вокруг племени джерба, занимавшего также территорию юго-восточного Алжира, предводительницей которого с конца 680-х гг. была Кахина (умерла в 698 или 702 г.), исповедовавшая, согласно некоторым источникам, иудаизм (ее иногда называют «берберской Деборой»), оказали завоевателям упорное сопротивление. Лишь на рубеже VII–VIII вв. арабам удалось окончательно разгромить Кахину (она погибла в последней битве).[9]

В Алжире

Еврейское население Алжира увеличилось после разрушения Иерусалима. Согласно тем же преданиям, в этот период иудаизм широко распространился среди берберских племен.[10]

В Марокко

Массовое переселение евреев в Марокко началось после разрушения Второго храма (70 г. н. э.). Ко II в. н. э. относятся многочисленные еврейские надписи на могильных камнях.

Положение ухудшилось после перехода Марокко под власть Византии в 539 г.

В VII в. еврейское население Марокко увеличилось за счет евреев, бежавших из Испании от притеснений вестготских королей. По сообщениям арабских историков, в это время в Марокко было несколько берберских племен, исповедовавших иудаизм.[11]

В Европе

В Восточной Европе

В Греции

Число евреев в Греции, возможно, увеличилось во время Иудейской войны I (66–70 гг. н. э.) за счет еврейских пленников. Иосиф Флавий упоминает о шести тысячах еврейских юношей, отправленных Веспасианом на работы в Коринф. О существовании синагог в Греции говорится также и в Новом завете (Деян. 17:1, 17; 18:1). В синагогах пользовались греческим языком и греческим переводом Библии.

В период римского владычества евреи Греции не подвергались особым гонениям. Исключением были евреи Кипра. В правление Траяна, по-видимому, в 116–117 гг. н. э. они вместе с евреями Египта, Кирены и Месопотамии восстали против Рима. Согласно некоторым источникам, кипрские евреи разрушили Саламис, главный город Кипра, и убили 240 тыс. греков. После подавления восстания евреям было запрещено селиться на острове. Однако через некоторое время евреи вновь появляются на Кипре и в 3 в. восстанавливают синагоги: к III в. относится обнаруженная при раскопках менора с изображением лулава и этрога.[12]

Первоначальные еврейские поселения Греции послужили основой для общин византийского периода. Ограничение прав евреев Греции и попытки насильственно обратить их в христианство начались в IV в. с крещением императоров Рима и ожесточались по мере утверждения новой религии и окончательного выделения (395) Восточной Римской империи в самостоятельное христианское государство (Византию). В рамках византийской империи евреи Греции до конца 12 в. разделяли судьбу, общую для всех евреев империи.

Преследования евреев начались в Византии при Феодосии II (401—450).[13]

Сохранились сведения, что в начале V в. евреи Крита были по приказу императора Феодосия II изгнаны с острова, а объявившийся там около 448 г. лжемессия выдавал себя за Моисея и обещал вернувшимся к тому времени изгнанникам «привести их в Иудею без кораблей».[14]

В начале VII в. в Фамагусте (на Кипре) существовала большая еврейская община.

В Центральной Европе

В Чехии

В Западной Европе

В Италии

Численность еврейского населения Италии значительно возросла в результате Иудейской войны. Согласно некоторым источникам, из множества евреев, уведенных в плен Титом, полторы тысячи были привезены в Рим, а пять тысяч — в Апулию, на юго-востоке Италии. Как и пленники Помпея, они были через некоторое время освобождены и остались жить в Италии.

Веспасиан (конец I века) обложил евреев Римской империи особым налогом (fiscus judaicus), который взимался с неслыханной жестокостью.

Адриан (начало II века) свирепо преследовал еврейскую религию. Однако поражение восстанияБар-Кохбы , насколько можно судить, не повлекло за собой прямых тяжелых последствий для евреев Италии.

Императоры, вплоть до начала превращения христианства в господствующую религию Римской империи, относились большей частью терпимо или даже благожелательно к евреям. Эдикт Каракаллы (212), предоставивший римское гражданство всем свободным жителям империи, распространялся и на евреев.

К началу II в. н. э. численность еврейского населения Римской империи достигла, по некоторым оценкам, пятьдесят тысяч человек; более половины их проживало в Риме (главным образом в районах бедноты) и его окрестностях.

Средоточием общинной жизни были синагоги, которых в одном Риме было в этот период (хоть и не одновременно) около 12-ти.

Вне Рима евреи первоначально селились в портовых городах Остия, Порто, Поццуоли, Помпеи, Таранто и Отранто. Позднее они обосновались и в других областях страны и к началу IV в. проживали в Кампании (Неаполь, Капуя и Салерно), Базиликате (Веноса), Апулии (Бари, Таранто и Отранто), Калабрии (Реджо-ди-Калабрия), на острове Сицилия (Сиракуза, Катания и Агридженто). На севере Италии еврейские поселения существовали в городах Чивитавеккья, Феррара, Бреша, Милан, Пола и Аквилея.

В 1961 г. в Остии найдены остатки древнейшей из известных в Италии и во всей Западной Европе синагог, построенной в конце I в. н. э., перестраивавшейся и расширявшейся во II–III вв. и в начале IV в. Синагога пришла в запустение в V в.[15]

О хозяйственной деятельности и занятиях евреев Италии в разных областях страны в эту эпоху почти ничего не известно. Сохранилось очень мало достоверных данных и о научной и литературной деятельности евреев Италии в первые века н. э. Известно, что Иосиф Флавий завершил свои основные исторические труды при императорском дворе в Риме. Известно также, что во II в. танна Маттия бен Хереш основал в Риме широко известную уже в его время иешиву.

Доктрины и обрядность еврейской религии иногда привлекали последователей из числа неевреев, часть которых становилась прозелитами, о чем свидетельствуют многочисленные надписи в еврейских катакомбах.

Положение евреев Италии значительно ухудшилось с провозглашением в 313 г. христианства господствующей религией в Римской империи. По настоянию отцов церкви издавались законы, которые ограничивали свободу соблюдать обряды иудаизма, ущемляли гражданские права и подрывали общественное и экономическое положение евреев Италии. Проповеди церковных деятелей против иудаизма и евреев нередко имели характер открытого подстрекательства к беспорядкам и, по крайней мере в двух случаях, привели в 388 г. к поджогу и разрушению синагог (Рим, Аквилея).

В 507–519 гг. король остготов Теодорих заступился за евреев Милана, Генуи, Рима и Равенны, притесняемых христианами.

К середине V в. на Сицилию вторглись вандалы и разрушили синагогу в Сиракузах.

В 598 г. синагога Палермо была по приказу епископа этого города конфискована и превращена в церковь, однако после вмешательства папы римского Григория I власти вернули евреям находившиеся в ней культовые предметы и возместили общине убытки. По сохранившимся сведениям, в конце VI в. в Сиракузах, Катании и Агридженто наряду с евреями жили и самаритяне.[16]

С завоеванием Италии Византией во 2-й половине VI в. на еврейское население страны распространились постановления так называемого Кодекса Феодосия II (438) и Свода гражданского права Юстиниана I (529–534), согласно которым евреев относили к низшему классу граждан, обязывали выполнять ряд особых повинностей, закрывали им доступ к государственной и общественной службе и запрещали заниматься определенными профессиями.

В этот период папа Григорий I требовал, с одной стороны, чтобы евреев не притесняли и позволяли им соблюдать предписания их религии, а с другой — лишил их одинакового с христианами гражданского статуса, а также всех привилегий, кроме признанных за ними законами Римской империи после утверждения христианства.[17]

В Германии

Евреи впервые появились в Германии вместе с римскими легионами. Они занимались торговлей и осели в основанных римлянами прирейнских городах. Точная дата основания первых поселений неизвестна.

Первые документальные сведения о поселениях евреев в Германии содержатся в указах императора Константина Великого (321, 331 гг. н. э.) и относятся к еврейской общине Кёльна.[18] Из них следует, что правовой статус евреев было там такой же, как в других частях Римской империи. Они пользовались всеми гражданскими свободами, и были ограничены только в связи с распространением своей веры, владением рабами-христианами, а также в приёме на государственную службу. Но они могли свободно заниматься любой работой, разрешённой гражданам. Они были заняты в сельском хозяйстве, торговле и промышленности, и лишь впоследствии занялись финансами и кредитом.

Эти условия вначале продолжались, когда были созданы германские королевства бургундов и франков. Правители-Меровинги, а также создатели бургундской империи были лишены фанатизма, и мало поддерживали усилия церкви ограничить гражданские и социального права евреев.[19]

Во Франции

Согласно некоторым письменным источникам, в Галлию (Бордо, Арль и Лион) были высланы еврейские пленные, захваченные римскими войсками во время Иудейской войны. Археологические раскопки свидетельствуют о присутствии евреев в Арле с I в. н. э. (было найдено изображение меноры), в Бордо — с III в. н. э.

В 212 г. евреям Галлии, как и всем свободным гражданам Римской империи, было предоставлено римское гражданство.

Даже после того, как в 325 г. христианство было провозглашено государственной религией в Римской империи, их не коснулись ограничения.

К 476 г. (дата падения Римской империи) евреи проживали также в Меце, Авиньоне, Париже, Пуатье и, видимо, в ряде других городов, бывших административными центрами Римской империи.

Основными занятиями евреев в этот период были торговля, в том числе и работорговля, мореплавание, медицина; некоторые из них находились на государственной службе (сборщики податей).

В эпоху правления Меровингов (конец V в. – 751 г.) евреи расселялись по территории Франции: первое упоминание о евреях в Ване относится к 465 г., в Нарбонне — к 471 г., Клермоне — к 471 г., Валансе — к 524 г., Орлеане — к 533 г., Марселе — к 574 г.

Нередко местные жители принимали иудаизм, что осуждали многие церковные соборы (например, Орлеанский собор 533 г.). Бывали случаи смешанных браков.

Церковные соборы осуждали христиан за дружеские отношения с евреями. Так, Арльский собор (506) запретил представителям духовенства посещать трапезы евреев. Церковные соборы запрещали евреям иметь рабов-христиан, назначать евреев судьями и сборщиками податей, «дабы христиане не оказались в подчинении у евреев». Церковные соборы неоднократно подтверждали свои запреты, но их решения не выполнялись.

В конце VI в. христианская церковь во Франции предприняла несколько попыток насильственного крещения. В 576 г. епископ Клермона после того, как в городе была разрушена синагога, предложил евреям креститься или покинуть город.

В 582 г. Хилленрик I, король Нейстрии (западной части франкских земель), предложил евреям своего королевства выбирать между крещением и высылкой. Большинство евреев, отказавшихся креститься, переселилось в Марсель. О проживании евреев в Марселе известно с 574 г., когда в нем нашли убежище беглецы из Клермона, где их принуждали к насильственному крещению. В 591 г. епископ Марселя также пытался заставить евреев принять христианство, но римский папа Григорий I выступил против и рекомендовал епископам применять по отношению к евреям только меры убеждения.

До VII в. численность еврейского населения Франции росла. Еврейское население увеличивалось благодаря еврейской эмиграции во Францию из Италии, Византии, Испании, а также за счет прозелитов, среди которых были представители различных слоев общества — как свободные, так и рабы.

В VII в. короли из династии Меровингов стали поддерживать антиеврейские решения церковных соборов. Дагоберт I (629–639) предпринял попытку изгнать евреев из страны. Евреям было предложено или креститься, или покинуть страну. По-видимому, большинство из них покинуло Францию, поскольку о евреях нет сведений в источниках до начала правления династии Каролингов.

Преследованиям, однако не таким жестоким, как на севере, подвергались евреи, жившие на юге Франции в Септимании, вассальном государстве вестготских королей, царствовавших в Испании. В Септимании было много евреев-купцов, торговые операции которых обеспечивали благосостояние широким слоям местного населения. С Нарбонном, её центром, связаны самые ранние (около 471 г.) письменные свидетельства о евреях на территории современной Франции.[20]

Указ вестготского короля Вамбы (672–680) об изгнании евреев вызвал в Септимании восстание евреев и христиан; после подавления восстания в 673 г. евреи были изгнаны, но сразу после свержения Вамбы им было разрешено вернуться. 689 г. датируется древнейшая из сохранившихся во Франции еврейских надписей — на надгробии трех представителей еврейской семьи из Нарбонна.[21]

В Испании

Распространение христианства среди жителей Пиренейского полуострова повлекло за собой сегрегацию евреев: церковный собор в Эльвире (примерно 305 г.) запретил христианам жить в домах евреев, есть с ними за одним столом и т. п.

Вестготы, завоевавшие страну в 412 г., стали притеснять еврейское население Испании вскоре после того, как король Рекаред I принял католичество (586). III Толедский церковный собор (589) постановил крестить детей от смешанных еврейско-христианских браков. Евреи были сильно ограничены в правах, а при короле Сизебуте (612–621) тысячи евреев, отказавшихся принять христианство, были изгнаны из страны (613). В правление Свинтилы (621–631), разрешившего изгнанникам возвратиться в Испанию, большинство принявших крещение вернулись к своей вере.

В эти годы сложилась официальная позиция церкви, касающаяся обращения в христианство и ратифицированная в 633 г. IV Толедским собором: насильственное крещение евреев было запрещено, однако евреи, обращенные в христианство при Сизебуте и вновь перешедшие в иудаизм при Свинтиле, должны были вернуться в лоно церкви. Евреям и «лицам еврейского происхождения» постановлением собора запрещалось занимать должности, которые предоставляли бы им юрисдикцию над христианами.

При короле Хинтиле (636/38–639/42) гонения возобновились: под давлением короля VI Толедский собор (638) постановил, что лишь католики могут жить в Испании.

Многие евреи приняли христианство, другие предпочли покинуть страну. В правление Хиндасвинта (642–649) этот закон фактически не применялся, но король Реккесвинт (649–672) обратился к VIII Толедскому собору (653) с жалобой на присутствие в королевстве евреев (по-видимому, частью вернувшихся из изгнания, частью — крещеных, но вновь начавших исповедовать иудаизм). Король распорядился вернуть крещеных евреев в лоно церкви, если необходимо — силой. Они должны были подписать обязательство быть добропорядочными католиками и оставить все еврейские обычаи; однако таким «новообращенным» разрешалось не есть свинину. Тех, кто попытается вернуться к прежней вере, предписывалось казнить.

Евреев, не принявших ранее христианство, не обращали насильственно, но им было запрещено праздновать субботу и еврейские праздники и делать обрезание. Однако многие феодалы поддерживали и защищали евреев, видя в них союзников в борьбе с неограниченной королевской властью, так что антиеврейские законы практически почти не соблюдались.

При следующем короле, Вамбе (672–680), евреи были изгнаны из Нарбонна и, по-видимому, также из Септимании (область на юге Франции; до 759 г. входила в состав испанских владений).

При короле Эрвике (680–687) были вновь предприняты попытки насильственного крещения; при его преемнике Эгике (687–702) евреям было запрещено владеть землей, заниматься судоходством и внешней торговлей, а также торговать с христианами. Евреев обвинили в подготовке восстания; король объявил всех евреев королевства — за исключением живших на границе Испании и Франции и защищавших страну от набегов франков и бургундов — рабами и распорядился отдать их детей на воспитание христианам.[22]

В Азии

Источники

Примечания

  1. Электронная еврейская энциклопедия, статья "Вавилония"
  2. Электронная еврейская энциклопедия, статья "Египет"
  3. Электронная еврейская энциклопедия, статья "Сирия"
  4. Электронная еврейская энциклопедия, статья "Ливан"
  5. Электронная еврейская энциклопедия, статья "Тир"
  6. Электронная еврейская энциклопедия, статья "Сидон"
  7. Электронная еврейская энциклопедия, статья "Бейрут"
  8. Электронная еврейская энциклопедия, статья "Ливия"
  9. Электронная еврейская энциклопедия, статья "Тунис"
  10. Электронная еврейская энциклопедия, статья "Алжир"
  11. Электронная еврейская энциклопедия, статья "Марокко"
  12. Электронная еврейская энциклопедия, статья "Кипр"
  13. Статья Евреи в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона
  14. Электронная еврейская энциклопедия, статья "Крит"
  15. Электронная еврейская энциклопедия, статья "Остия"
  16. Электронная еврейская энциклопедия, статья "Сицилия"
  17. Электронная еврейская энциклопедия, статья "Италия"
  18. Электронная еврейская энциклопедия, статья "Германия"
  19. M. Brann GERMANY in Jewish Encyclopedia
  20. Электронная еврейская энциклопедия, статья "Нарбонн"
  21. Электронная еврейская энциклопедия, статья "Франция"
  22. Электронная еврейская энциклопедия, статья "Испания"


Уведомление: Предварительной основой данной статьи была аналогичная статья в http://ru.wikipedia.org, на условиях CC-BY-SA, http://creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0, которая в дальнейшем изменялась, исправлялась и редактировалась.

Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация