История еврейского народа в Венгрии, Хорватии и Словакии в XVI—XVIII веках

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
Строка 20: Строка 20:
При преемнике Владислава, Луи II (1516-1526), ​​преследования евреев были обычным явлением. Злобы против них добавляло то, что некий крестившийся еврей, заместитель королевского казначея, сильно пограбил казну, по примеру прочих дворян.<ref>[http://en.wikipedia.org/wiki/History_of_the_Jews_in_Hungary Статья "History of the Jews in Hungary" в английском разделе Википедии]</ref>  
При преемнике Владислава, Луи II (1516-1526), ​​преследования евреев были обычным явлением. Злобы против них добавляло то, что некий крестившийся еврей, заместитель королевского казначея, сильно пограбил казну, по примеру прочих дворян.<ref>[http://en.wikipedia.org/wiki/History_of_the_Jews_in_Hungary Статья "History of the Jews in Hungary" в английском разделе Википедии]</ref>  
 +
=== Турецкое завоевание 1526 года ===
Османская империя победила венгров в битве 29 августа 1526 г., король был убит. Когда об этом стало известно в Буде, двор и дворяне бежали вместе с некоторыми богатыми евреями, в том числе префектом.
Османская империя победила венгров в битве 29 августа 1526 г., король был убит. Когда об этом стало известно в Буде, двор и дворяне бежали вместе с некоторыми богатыми евреями, в том числе префектом.
Прибывших в город турок встречали одетые в траур евреи, которые передали им ключи от пустой незащищённой крепости. Султан прибыл в Буду 11 сентября, а 22 сентября он объявил, что все евреи, оставшиеся в венгерских городах, более 2000 человек, должны быть распределены среди городов турецкой империи. Они были отправлены в [[Константинополь]] ([[Стамбул]]), [[Плевен|Плевну]] и [[София|Софию]], где они сохранили свои отдельные общины на протяжении нескольких десятилетий. Некоторые венгерские евреи из Софии впоследствии поселились в греческом городе Кавала.
Прибывших в город турок встречали одетые в траур евреи, которые передали им ключи от пустой незащищённой крепости. Султан прибыл в Буду 11 сентября, а 22 сентября он объявил, что все евреи, оставшиеся в венгерских городах, более 2000 человек, должны быть распределены среди городов турецкой империи. Они были отправлены в [[Константинополь]] ([[Стамбул]]), [[Плевен|Плевну]] и [[София|Софию]], где они сохранили свои отдельные общины на протяжении нескольких десятилетий. Некоторые венгерские евреи из Софии впоследствии поселились в греческом городе Кавала.
   
   
 +
=== Антисемитские акции после войны с Турцией ===
Некоторые евреи не были депортированы в Турцию, а бежали за границу или в вольные королевские города в западной Венгрии. Вдовствующая королева-регент Мария приблизила к себе врагов евреев. Гражданам [[Шопрон]] (Ödenburg) начали военные действия с изгнания евреев из города, конфисковали их имущество и разграбили освободившиеся дома и [[синагоги]]. Город Братиславу ([[Братислава]]) получил разрешение от королевы (9 октября 1526 г.), чтобы изгнать евреев, проживающих на ее территории, потому что они заявили о своем намерении бежать от турок. Евреи покинули Братиславу 9 ноября.
Некоторые евреи не были депортированы в Турцию, а бежали за границу или в вольные королевские города в западной Венгрии. Вдовствующая королева-регент Мария приблизила к себе врагов евреев. Гражданам [[Шопрон]] (Ödenburg) начали военные действия с изгнания евреев из города, конфисковали их имущество и разграбили освободившиеся дома и [[синагоги]]. Город Братиславу ([[Братислава]]) получил разрешение от королевы (9 октября 1526 г.), чтобы изгнать евреев, проживающих на ее территории, потому что они заявили о своем намерении бежать от турок. Евреи покинули Братиславу 9 ноября.
Строка 29: Строка 31:
-
Турецкая армия ушла из Венгрии, но вернулась в 1541 г., разбила австрийцев и захватила Буду. Центральные области Венгрии были включены в Османскую империю в 1541 г. Положение евреев в этих областях улучшилось. Евреи вернулись в Буду, община которой стала в XVII в. одной из наиболее важных общин в пределах Османской империи.  
+
Турецкая армия ушла из Венгрии, но вернулась в 1541 г., разбила австрийцев и захватила Буду. Центральные области Венгрии были включены в Османскую империю в 1541 г. Положение евреев в этих областях было намного лучше, чем в империи Габсбургов. В периоды 1546-1590 и 1620-1680 община Офена (Буды) процветала.
 +
 
 +
В следующей таблице показано число еврейских плательщиков налога [[джизья]] - глав домашних хозяйств в Буде во время турецкого владычества:
 +
{| class="wikitable"
 +
|-
 +
! 1546
 +
! 1559
 +
! 1562
 +
! 1590
 +
! 1627
 +
! 1633
 +
! 1660
 +
|-
 +
|  50
 +
|  44
 +
|  49
 +
| 109
 +
|  11
 +
|  20
 +
|  80
 +
|}
 +
 
 +
В конце турецкой эпохи около тысячи евреев, живших в Буде, молились в трёх синагогах: [[ашкеназ]]ской, [[сефард]]ской и [[Сирия|сирийской]].
== XVII век ==
== XVII век ==
 +
Евреи вернулись в Буду, община которой стала в XVII в. одной из наиболее важных общин в пределах Османской империи.
 +
{{Заготовка_раздела}}
{{Заготовка_раздела}}
== XVIII век ==
== XVIII век ==
Строка 56: Строка 82:
<!--  
<!--  
-
 
-
Как господин Bösing ([[Пезинок]]) был в долгу перед евреями, [[кровавый навет | кровь обвинение]] было предъявлено этих неудобных кредиторов в 1529 году. Несмотря на то, Мендель, префект, и евреи по всей Венгрии протестовал, обвиняемых были сожжены на костре. На протяжении веков после евреям было запрещено жить в Bösing. Евреи Nagyszombat ([[Трнава]]) вскоре разделили же участь, являясь, в первую наказан по обвинению в ритуальном убийстве, а затем выслан из города (19 февраля 1539 г.).
 
-
 
-
Евреи, живущие в части Венгрии занимали в Османской империи лечили намного лучше, чем живущие в [[Габсбурги]]. В периоды 1546-1590 и 1620-1680, сообщество Офен ([[Буда]]) процветала.
 
-
 
-
В следующей таблице показано число еврейских [[джизью]] налог платить глав домашних хозяйств в Буде во время турецкого владычества:
 
-
{| Класс = "wikitable"
 
-
| -
 
-
! 1546
 
-
! 1559
 
-
! 1562
 
-
! 1590
 
-
! 1627
 
-
! 1633
 
-
! 1660
 
-
| -
 
-
| 50
 
-
| 44
 
-
| 49
 
-
| 109
 
-
| 11
 
-
| 20
 
-
| 80
 
-
|}
 
-
 
-
В конце турецкой эпохи, около тысячи евреев, живущих в Буда поклонялись в три синагоги: ашкенази, сефарды и сирийскому.
 
В то время как турки властвовали в Венгрии, евреям [[Трансильвании]] (в то время независимым княжеством), также неплохо показали себя. По просьбе [[Авраам Sassa]], еврейский врач [[Константинополя]], князь [[Gabriel Бетлена]] Трансильвании получил письмо льгот (18 июня 1623) в [[Испания | Испанский]] Евреи из Турции. Но сообщество иудаизации [[Szekler субботы]], которые существовали в Трансильвании с 1588 года, подвергался преследованиям и в подполье в 1638 году. <ref> Со второй половины 19 века уцелевшие субботы Szekler браки с евреями.
В то время как турки властвовали в Венгрии, евреям [[Трансильвании]] (в то время независимым княжеством), также неплохо показали себя. По просьбе [[Авраам Sassa]], еврейский врач [[Константинополя]], князь [[Gabriel Бетлена]] Трансильвании получил письмо льгот (18 июня 1623) в [[Испания | Испанский]] Евреи из Турции. Но сообщество иудаизации [[Szekler субботы]], которые существовали в Трансильвании с 1588 года, подвергался преследованиям и в подполье в 1638 году. <ref> Со второй половины 19 века уцелевшие субботы Szekler браки с евреями.
Строка 88: Строка 88:
В соответствии со статьей XV закона обнародован [[Диета 1630]], евреям было запрещено взять на себя ответственность [[таможенную]], и это [[указ]] была подтверждена [[Диета 1646]] на том основании, что евреи были исключены из привилегии в стране, что они были неверующими, и не имел совести ('' veluti jurium regni incapaces, infideles и др. Nulla conscientia praediti''). Евреи должны были платить специальный военный налог, когда имперские войска изложенных в конце 16-го века вернуть Буда от турок. [[Буда]] сообщество сильно пострадал во время этой осады, так же как и то, что в Секешфехервар, когда имперские войска взяли город, который в сентябре 1601, многие из ее членов либо были убиты или взяты в плен и продали в рабство, их выкупной затем осуществляется немецкий, итальянский, турецкий и евреев. После заключения мира, который евреи помогли добиться, общины были частично реконструированы, но дальнейшее развитие на территории Габсбургов был арестован, когда [[Леопольд I, император Священной Римской империи | Леопольда I]] (1657-1705 ) изгнал евреев (24 апреля, 1671). Он, однако, отменил свой указ, несколько месяцев спустя (20 августа). Во время осады [[Вена]], в 1683 году, евреи, которые вернулись в этот город опять жестокому обращению. Турки разграбили некоторые общины в Западной Венгрии и депортированных членов в качестве рабов.
В соответствии со статьей XV закона обнародован [[Диета 1630]], евреям было запрещено взять на себя ответственность [[таможенную]], и это [[указ]] была подтверждена [[Диета 1646]] на том основании, что евреи были исключены из привилегии в стране, что они были неверующими, и не имел совести ('' veluti jurium regni incapaces, infideles и др. Nulla conscientia praediti''). Евреи должны были платить специальный военный налог, когда имперские войска изложенных в конце 16-го века вернуть Буда от турок. [[Буда]] сообщество сильно пострадал во время этой осады, так же как и то, что в Секешфехервар, когда имперские войска взяли город, который в сентябре 1601, многие из ее членов либо были убиты или взяты в плен и продали в рабство, их выкупной затем осуществляется немецкий, итальянский, турецкий и евреев. После заключения мира, который евреи помогли добиться, общины были частично реконструированы, но дальнейшее развитие на территории Габсбургов был арестован, когда [[Леопольд I, император Священной Римской империи | Леопольда I]] (1657-1705 ) изгнал евреев (24 апреля, 1671). Он, однако, отменил свой указ, несколько месяцев спустя (20 августа). Во время осады [[Вена]], в 1683 году, евреи, которые вернулись в этот город опять жестокому обращению. Турки разграбили некоторые общины в Западной Венгрии и депортированных членов в качестве рабов.
-
 
-
 
-
 
-
As the lord of Bösing ([[Pezinok]]) was in debt to the Jews, a [[blood libel|blood accusation]] was brought against these inconvenient creditors in 1529. Although Mendel, the prefect, and the Jews throughout Hungary protested, the accused were burned at the stake. For centuries afterward Jews were forbidden to live at Bösing. The Jews of Nagyszombat ([[Trnava]]) soon shared a similar fate, being first punished for alleged ritual murder and then expelled from the city (February 19, 1539).
 
-
 
-
The Jews living in the parts of Hungary occupied by the Ottoman Empire were treated far better than those living under the [[Habsburgs]]. During the periods of 1546-1590 and 1620–1680, the community of Ofen ([[Buda]]) flourished.
 
-
 
-
The following table shows the number of Jewish [[jizya]]-tax paying heads of household in Buda during the Turkish rule:
 
-
{| class="wikitable"
 
-
|-
 
-
! 1546
 
-
! 1559
 
-
! 1562
 
-
! 1590
 
-
! 1627
 
-
! 1633
 
-
! 1660
 
-
|-
 
-
|  50
 
-
|  44
 
-
|  49
 
-
| 109
 
-
|  11
 
-
|  20
 
-
|  80
 
-
|}
 
-
 
-
At the end of the Turkish era, the approximately one thousand Jews living in Buda worshipped in three synagogues: an Ashkenazi, a Sephardi and a Syrian one.
 
While the Turks held sway in Hungary, the Jews of [[Transylvania]] (at that time an independent principality) also fared well. At the instance of [[Abraham Sassa]], a Jewish physician of [[Constantinople]], Prince [[Gabriel Bethlen]] of Transylvania granted a letter of privileges (June 18, 1623) to the [[Spain|Spanish]] Jews from Turkey. But the community of Judaizing [[Szekler Sabbatarians]], which had existed in Transylvania since 1588, was persecuted and driven underground in 1638.<ref>From the second half of the 19th century the surviving Szekler Sabbatarians intermarried with Jews. http://www.haaretz.com/weekend/magazine/discovering-europe-s-non-jews-who-kept-the-faith-1.387208</ref>
While the Turks held sway in Hungary, the Jews of [[Transylvania]] (at that time an independent principality) also fared well. At the instance of [[Abraham Sassa]], a Jewish physician of [[Constantinople]], Prince [[Gabriel Bethlen]] of Transylvania granted a letter of privileges (June 18, 1623) to the [[Spain|Spanish]] Jews from Turkey. But the community of Judaizing [[Szekler Sabbatarians]], which had existed in Transylvania since 1588, was persecuted and driven underground in 1638.<ref>From the second half of the 19th century the surviving Szekler Sabbatarians intermarried with Jews. http://www.haaretz.com/weekend/magazine/discovering-europe-s-non-jews-who-kept-the-faith-1.387208</ref>

Версия 13:50, 26 июля 2012

Тип статьи: Регулярная статья
Автор статьи: Л.Гроервейдл


Часть серии статей об
     

Хронология еврейской истории
Библейская хронология
Библейская история
История антисемитизма
Христианство и антисемитизм

Периоды еврейской истории:

Категории:

История еврейского народа

Антисемитизм · Евреи
История иудаизма
Течения в иудаизме

п·о·р


Содержание

XVI век

В результате династического брака Венгерское королевство присоединилось к империи Габсбургов в начале XVI века. В 1512 году на свадьбе сына короля Чехии и Венгрии Луи II и Марии Австрийской император Максимилиан I (с согласия короля Владислава) принял еврейского префекта Яакова Менделя из Буды со всей его семьёй и всеми остальными венгерскими евреями под свою защиту. Он обещал им те же права, что и всем остальным своим подданным.

При преемнике Владислава, Луи II (1516-1526), ​​преследования евреев были обычным явлением. Злобы против них добавляло то, что некий крестившийся еврей, заместитель королевского казначея, сильно пограбил казну, по примеру прочих дворян.[1]

Турецкое завоевание 1526 года

Османская империя победила венгров в битве 29 августа 1526 г., король был убит. Когда об этом стало известно в Буде, двор и дворяне бежали вместе с некоторыми богатыми евреями, в том числе префектом.

Прибывших в город турок встречали одетые в траур евреи, которые передали им ключи от пустой незащищённой крепости. Султан прибыл в Буду 11 сентября, а 22 сентября он объявил, что все евреи, оставшиеся в венгерских городах, более 2000 человек, должны быть распределены среди городов турецкой империи. Они были отправлены в Константинополь (Стамбул), Плевну и Софию, где они сохранили свои отдельные общины на протяжении нескольких десятилетий. Некоторые венгерские евреи из Софии впоследствии поселились в греческом городе Кавала.

Антисемитские акции после войны с Турцией

Некоторые евреи не были депортированы в Турцию, а бежали за границу или в вольные королевские города в западной Венгрии. Вдовствующая королева-регент Мария приблизила к себе врагов евреев. Гражданам Шопрон (Ödenburg) начали военные действия с изгнания евреев из города, конфисковали их имущество и разграбили освободившиеся дома и синагоги. Город Братиславу (Братислава) получил разрешение от королевы (9 октября 1526 г.), чтобы изгнать евреев, проживающих на ее территории, потому что они заявили о своем намерении бежать от турок. Евреи покинули Братиславу 9 ноября.

В тот же день в Секешфехервар открылось собрание оппозиции германскому императору, на которой Янош Залоля (1526-1540) был избран и коронован в качестве венгерского короля. В ходе этой сессии было объявлено, что евреи должны быть немедленно изгнаны из любой части страны. Заполя, однако, не ратифицировал эти законы. А парламент переехал в Братиславу в декабре 1526 г., где которой Фердинанд Габсбург был избран королем (1526-1564), аннулированы все указы, изданные в Секешфехервары, в том числе выборы Заполя королём.


Турецкая армия ушла из Венгрии, но вернулась в 1541 г., разбила австрийцев и захватила Буду. Центральные области Венгрии были включены в Османскую империю в 1541 г. Положение евреев в этих областях было намного лучше, чем в империи Габсбургов. В периоды 1546-1590 и 1620-1680 община Офена (Буды) процветала.

В следующей таблице показано число еврейских плательщиков налога джизья - глав домашних хозяйств в Буде во время турецкого владычества:

1546 1559 1562 1590 1627 1633 1660
50 44 49 109 11 20 80

В конце турецкой эпохи около тысячи евреев, живших в Буде, молились в трёх синагогах: ашкеназской, сефардской и сирийской.

XVII век

Евреи вернулись в Буду, община которой стала в XVII в. одной из наиболее важных общин в пределах Османской империи.

XVIII век

К началу XVIII в., когда большая часть Венгрии оказалась под властью Габсбургов, в стране сохранились лишь незначительные остатки старых еврейских общин. Однако в то же время началась иммиграция евреев в Венгрию, преимущественно из Моравии и отчасти из Польши. Большинство евреев были мелкими торговцами; жили они большей частью в деревнях, так как горожане относились к ним враждебно.

Положение евреев ухудшилось в царствование Марии Терезии (1740–80), но улучшилось с правлением Иосифа II (1765–90) в результате изданного им Указа о терпимости (1782). В 1783 г. евреям было разрешено селиться в «королевских городах». К этому времени (1787) в Венгрии насчитывалось 81 тыс. евреев.

Источники

Примечания

Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация