История еврейского народа в Венгрии, Хорватии и Словакии в XVI—XVIII веках

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
Строка 99: Строка 99:
[[Категория:Евреи и иудаизм по странам]]
[[Категория:Евреи и иудаизм по странам]]
[[Категория:История евреев Венгрии]]
[[Категория:История евреев Венгрии]]
 +
 +
 +
<!--
 +
 +
== Габсбургов ==
 +
 +
=== Дальнейшего преследования и изгнания (1686-1740) ===
 +
Имперские войска отбили [[Буда]] 2 сентября 1686 года, большинство еврейских жителей были убиты, некоторые в плен и позже освобожден за выкуп. В последующие годы все Венгрии в настоящее время попала под власть [[Габсбургов.]] В разоренной стране должно было быть заселен, епископ граф [[Леопольд Kollonitsch]], впоследствии архиепископ [[Эстергом]] и [[Предстоятеля (религия) | Предстоятель]] Венгрия, посоветовал королю отдавать предпочтение немецким Католики для того, чтобы страна могла бы со временем стать немецкой и католической. Он считал, что евреи не могли быть уничтожены сразу, но они должны быть отсеяны постепенно, как фальшивая монета постепенно изъяты из обращения. Указ принятый Сеймом Братиславу (1687-1688), введение двойного налогообложения на евреев, должны выполняться. Евреев не должно быть разрешено участвовать в [[сельское хозяйство]], ни владеть любое [[недвижимости]], ни сохранить христианскую служащих.
 +
 +
Этот совет вскоре принесла свои плоды и была частично принять соответствующие меры. В августе 1690 года правительство в [[Вена]] приказал [[Шопрон]], чтобы изгнать ее евреям, которые иммигрировали из австрийской провинции. Правительство, желая исполнения указа последнего Сейма, постановил вскоре после этого, что евреи должны быть удалены от должности коллектора. Порядок оказалась неэффективной, но и на работу еврейских должностных лиц таможенных органов была продолжена. Даже казначей области подал пример преступив закон, назначив (1692) [[Simon Хирш]], как фермер таможенный Леопольдштадт ([[Леопольдов]]), а на смерть Хирш, он передается в офис, чтобы Хирш зять в законе.
 +
 +
Восстание [[Kuruc]], в [[Франциск II Ракоци]], вызвало много страданий венгерских евреев. [[Kuruc]] заключен в тюрьму и убили евреев, которые понесли их гнев на стороне партии короля. Евреи [[Айзенштадт]], в сопровождении тех общины [[Маттерсбург | Mattersdorf]], нашли убежище в Вене, [[Винер-Нойштадт]] и [[Forchtenstein]], а те, в Holics ([[ Holic]]) и Sasvár ([[Šaštín-Stráže | Šaštín]]) разгоняется до Göding ([[Годонин]]), в то время как другие, которые не могли оставить свой бизнес в это время бедствия, отправили свои семьи в безопасное место, и сами, невзирая на опасность. Хотя не так много евреев погибло во время этого восстания, он сделал большой хаос в их богатстве, особенно в [[Шопрон (графство) | Шопрон]], где число богатых евреев жили. Король предоставлено букв защиту тех, которые были разрушены восстание, и потребовал удовлетворения для тех, кто был ранен, но в обмен на эти милости Он повелел евреям предоставить сумм, необходимых для подавления восстания.
 +
 +
После восстановления мира евреи были изгнаны из многих городов, которые боялись конкуренции, поэтому [[Эстергом]] изгнали их в 1712 году, на том основании, что города, которые родили [[Санкт- Стивен]] не должны быть осквернены их. Но евреи, живущие в стране, в поместьях своих помещиков, как правило, оставили в покое.
 +
 +
Много евреев было не улучшилась во время правления сына Леопольда, [[Карл VI, император Священной Римской империи | Карл III]] (1711-1740). Он сообщил, правительства (28 июня, 1725), что он намерен сократить число евреев в своих владениях, а вслед за этим правительство направлено стран предоставить статистику [[еврей | еврейской]] жителей. В 1726 г. король объявил, что в австрийской провинции, со дня опубликования указа, только один мужской член в каждой еврейской семье разрешено вступать в брак. Этот указ, ограничивая естественный прирост евреев, существенное влияние еврейских общин Венгрии. Все евреи в австрийской провинции, которые не могли выйти замуж пошли в Венгрию, чтобы найти семьи, поэтому переполнение австрийских евреев населенный Венгрии. Эти иммигранты поселились в основном в северо-западном округах, в Nyitra ([[Нитра]]), Братиславу ([[Братислава]]), и Trencsén ([[Trenčín]]).
 +
 +
[[Моравии]] п евреи продолжали жить в Венгрии в качестве субъектов Моравской, даже те, которые пошли туда с целью вступления в брак и урегулирования клятвенно перед отъездом, что они будут платить те же налоги, живущих в Моравии. В 1734 году евреи Trencsén связали себя клятвой секрет, что во всех своих коммунальных делах они будут представлять еврейский суд в Ungarisch-Брод ([[Угерски Брод]]) только. В течение времени иммигранты отказались платить налоги в австрийской провинции. Моравских евреев, которые пострадали в тяжелые эмиграции, а затем принес жалобу, и [[Мария Тереза ​​из Австрии | Мария Тереза]] приказал, чтобы все еврейские и христианские предметы, которые эмигрировали после 1740 должно быть [[выдаче]], в то время как кто эмигрировал до этой даты должны были быть освобождены от моравского верности.
 +
 +
Правительство не может, однако, проверить большой иммиграции, ибо, хотя строгие законы были разработаны в 1727 году, он не может быть исполнено за счет доброй воли из магнатов по отношению к евреям. Стран либо не отвечать вообще, либо направлены отчеты гласу милосердия, а не преследование.
 +
 +
Между тем, король пытался освободить [[добычи]]-города от евреев - работа, которую Леопольд я уже начал в 1693 году. Евреи, однако, продолжали селиться вблизи этих городов, они представили свои товары на ярмарках, и, с разрешения суда, они даже возвели в литейном Саг ([[Sasinkovo]]). Когда король Карл приказал им покинуть (март 1727), мандат королевской было в некоторых местах игнорируются, а в других евреев повиновались так медленно, что ему пришлось повторить свой указ спустя три месяца.
 +
 +
=== Марии Терезии (1740-1780) ===
 +
В 1735 году, другой [[переписи]] евреев в стране было принято с целью сокращения их числа. Там были в то время 11 621 евреев, живущих в Венгрии, из которых 2474 мужчины главы семьи, и пятьдесят семь были женские головы. Из этих глав семей 35,31 процента объявили себя венгры, остальные иммигрировали. Из иммигрантов 38,35 процентов поступили из Моравии, 11.05 процента по сравнению с Польшей, и 3,07 процента по сравнению с [[Чехия]]. Самая большая еврейская община, насчитывающая 770 человек, в том, что в Братиславу ([[Братислава]]). Большинство евреев были заняты в [[торговля]] или [[промышленности | отрасли]], большинство из них [[торговцы]], торговцы, лавочники и, лишь немногие преследовали сельского хозяйства.
 +
 +
Во времена правления королевы [[Мария Терезия Австрийская | Мария Тереза]] (1740-1780), дочь Карла III, евреи были изгнаны из [[Буда]] (1746) и «[[Терпимость налоговой | терпимости налогов]] »была навязана венгерских евреев. С 1 сентября 1749 года, делегаты венгерских евреев, за исключением тех из [[Сатмар]] округа, собравшиеся на Братиславу и встретился Королевской комиссии, который сообщил им, что они будут высланы из страны, если они не платят этот налог . Перепуганные евреи сразу согласились на это, а затем комиссия потребовала ежегодный налог 50000 [[Австро-Венгерской гульден | гульденов.]] Эта сумма быть чрезмерным, делегаты протестовали, и хотя королева были закреплены 30 000 гульденов в качестве минимального налога, они смогли, наконец, компромисс по выплате 20 000 гульденов в год в течение восьми лет. Делегаты были распределить эту сумму между районами, районов, их суммы между общинами и общинами, их среди отдельных членов.
 +
 +
Королева подтвердила это соглашение комиссии, за исключением восьмилетнего положение, изменив срок до трех лет, которые она впоследствии сделал пять. Соглашение, таким образом ратифицированные королевы, был доставлен 26 ноября в судах, которые были бессильны, чтобы уменьшить евреев от уплаты этого'''' Malkegeld (деньги королевы), как они ее называли.
 +
 +
Евреи, таким образом обремененные новые налоги, думал, что время созрело для принятия мер, чтобы удалить их гнетущей [[инвалидов (еврейский) | ограниченными возможностями.]] Еще в пресбургского делегаты привезли с собой свои жалобы до смешанная комиссия, которая называлась'' delegata в puncto tolerantialis taxae и др. gravaminum Judeorum Комиссар Mixta''. Эти жалобы изображен бедствие евреев того времени. Им не разрешали жить в [[Хорватия]] и [[Славонии]] в [[Баранья (графство) | Баранья]] и [[Хевеш (бывший) | Хевеш]] округах, или в несколько свободных королевских городов и населенных пунктов, и не могли они посещают рынки там. В Секешфехервара ([[Секешфехервар]]), они должны были платить подушный налог в размере 1 гульден, 30 [[Кгеигег'ов]], если они вошли в город в дневное время, если только в течение часа. Во многих местах они не могли бы даже остаться на ночь. Поэтому они просили разрешения на поселение, или, по крайней мере, посетить ярмарки, в Хорватии и Славонии и в тех местах, откуда они были изгнаны в результате зависти [[греки]] и торговцев.
 +
 +
Евреи должны были платить тяжелый мост и паром сборов, чем христианами, в Nagyszombat ([[Трнава]]), они должны были заплатить в три раза больше обычной суммы, а именно, для водителя, для транспортных средств, так и для животных к тем же, а в трех деревнях принадлежащих к той же районе они должны были платить [[Платная дорога | платные]], хотя не было никакого звонок ворот. Евреев, проживавших в имениях дворян должен был дать своим женам и детям, как [[Безопасность интерес # залога | залога]] ов для [[задолженность]] налогов. В Верхней Венгрии они просили об отмене терпимость, налог на камеру Молнии округа ([[Szepes]], [[Спиш]]), на том основании, что в противном случае евреи, живущие там придется платить два таких налогов , и они попросили также быть освобождены от подобного налога в Сейм. Наконец, они просили, что еврейский [[ремесленник]] ов может быть разрешено следовать их сделок в своих домах без помех.
 +
 +
Комиссия заложены эти жалобы Королева, указывая на то, каким образом они могут быть освобождены, а их предложения были впоследствии волею королевой и сделал в закон.
 +
 +
Королева освобожден евреев из налоговой толерантности в Верхней Венгрии только. Что касается других жалоб, она приказала, что евреи должны указать их в деталях, и что правительство должно исправить их, поскольку они попали под его юрисдикцией.
 +
 +
Терпимость налогов едва было возбуждено, когда [[Майкл Хирш]] обратились в правительство будет назначен предстоятелем венгерских евреев для того, чтобы быть в состоянии решить трудности, которые могут возникнуть между ними, а также для сбора налогов. Правительство не рекомендуется Хирш, но решил, что в случае, если евреи должны отказаться от оплаты, было бы целесообразно назначить приматов регулировать вопрос.
 +
 +
До конца пятилетнего периода делегаты евреи снова встретился с комиссией в Братиславу ([[Братислава]]), и предложил увеличить сумму своих налоговых до 25000 гульденов в год, если королева обещала, что он должен остаться на эту сумму в течение следующих десяти лет. Королева были другие планы, однако, не только она освобождает возобновления'''' gravamina евреев, а введенные жесткие правила на них. Их налоговые 20000 гульденов была увеличена до 30000 гульденов в 1760 году, до 50000 в 1772 году, до 80000 в 1778 году, и до 160,000 в 1813 году.
 +
 +
=== Иосиф II (1780-1790) ===
 +
[[Иосиф II, император Священной Римской империи | Иосиф II]] (1780-1790), сын и наследник Марии Терезии, показали сразу по присоединению, что он намерен облегчить положение евреев, общаясь это намерение венгерского канцлера Граф Франц [[Дом Эстерхази | Эстерхази]] уже 13 мая 1781. В результате венгерское правительство выдается (31 марта 1783 г.) указ известный как'' Систематика Gentis Judaicae regulatio'', который уничтожил сразу указов, которые были угнетенные евреи на протяжении веков. Королевский свободных городов, за исключением горно-города, были открыты для евреев, которым было разрешено поселиться в свободное время по всей стране. '''' Regulatio постановил, что юридические документы евреев больше не должны быть составлены в [[иврит | иврите]] или [[идиш]], а в [[латинский]], [[немецкий язык | Немецкий]] и [[Венгерский язык | Венгерские]], языков, используемых в стране в то время, и которые не молодые евреи должны были учиться в течение двух лет.
 +
 +
Документы, написанные на иврите или на идиш не были правовыми, иврите книги должны были быть использованы на поклонение только, евреи должны были организовать [[начальной школе]] с; команды императора, выпущенных в интересах евреев, были будут объявлены в [[синагоги]] ов, и раввины были объяснить народу благотворное воздействие этих декретов. Преподаваемых в еврейских школах должны были быть такими же, как учат в национальных школах, те же учебники должны были быть использованы во всех начальных школах, а также все, что может оскорбить религиозные чувства нонконформистов было должны быть опущены.
 +
 +
[[File: Иосиф II medal.jpg | пальца | Право | 300px | медали чеканились во времена правления Иосифа II в память его предоставления свободы вероисповедания для евреев и [[протестантов]]]].
 +
В первые годы христианские учителя должны были быть заняты в еврейские школы, но они не имеют ничего общего с религиозными делами таких учреждений. По прошествии десяти лет еврей может создать бизнес, заниматься торговлей, только если он может доказать, что он учился в школе. Обычные школьные инспекторы контролировать еврейские школы и доложить правительству. Евреи должны были создать фонд для организации и поддержания их школы. Еврейская молодежь может войти в академии, и, возможно, изучить любой предмет в университетах, кроме [[богословие]]. Евреи могут арендовать хозяйства, только если они могут выращивать то же самое без помощи христиан.
 +
 +
Евреям было разрешено [торговец [| торговать]] и участвовать в различных [[| промышленное]] профессий, а также быть приняты в [[гильдии]] с. Они также позволили выгравировать [[печать (устройства) | печать]] ов, и продать [[порох]] и [[Нитрат калия | селитра]], но их исключение из горно-города осталось в силе. Христианские мастера было разрешено иметь еврейский [[ученик]] с. Все отличительные знаки до сих пор носят евреи должны были быть отменены, и они могут даже носить мечи. С другой стороны, они должны были отказаться от отличительных знаков, установленных их религии и брить бороды. Император Иосиф считал этот указ настолько серьезно, что он позволил никому не нарушать его.
 +
 +
Евреи, в петиции от 22 апреля 1783 года, выразили благодарность императора за его милости, и, напоминая ему о его принцип, что религия не должна мешать, попросил разрешения носить бороды. Император получил молитву заявителей, но подтвердили другие части постановления (24 апреля, 1783). Евреи организовали школы в различных местах, в Братиславу ([[Братислава]]), [[Обуда]], Vágújhely ([[Нове-Место-над-Вагом]]), и Nagyvárad ([[Орадя]]). Был издан указ императора (23 июля 1787 г.) о том, что каждый еврей должен выбрать немецкую фамилию, и еще указ (1789 г.) приказал, к ужасу евреев, чтобы они впредь выполнять [[воинской обязанности | военная служба.]]
 +
 +
После смерти Иосифа II королевский вольных городов показали очень враждебное отношение к евреям. Граждане [Пешт [Венгрия | Пешт]] обратился в городской совет, что после 1 мая 1790 года, евреи больше не будет позволено жить в городе. Правительство вмешивается, и евреи были просто запрещено заниматься торгуют в городе. Семь дней до указа о высылке было выдано на Nagyszombat ([[Трнава]]), 1 мая фиксированы в качестве даты евреев вылета. Евреи обратились к правительству, а в декабре того же года городские власти Nagyszombat сообщили, что Сейм подтвердил бывший права евреев, и что последний не может быть выслан из страны.
 +
 +
 +
The imperial troops recaptured [[Buda]] on September 2, 1686, most Jewish residents were massacred, some captured and later released for ransom. In the following years the whole of Hungary now came under the rule of the [[House of Habsburg]].  As the devastated country had to be repopulated, Bishop Count [[Leopold Kollonitsch]], subsequently Archbishop of [[Esztergom]] and [[Primate (religion)|Primate]] of Hungary, advised the king to give the preference to the German Catholics in order that the country might in time become German and Catholic. He held that the Jews could not be exterminated at once, but they must be weeded out by degrees, as bad coin is gradually withdrawn from circulation. The decree passed by the Diet of Pressburg (1687–1688), imposing double taxation upon the Jews, must be enforced. Jews must not be permitted to engage in [[agriculture]], nor to own any [[real estate]], nor to keep Christian servants.
 +
 +
This advice soon bore fruit and was in part acted upon. In August 1690, the government at [[Vienna]] ordered [[Sopron]] to expel its Jews, who had immigrated from the Austrian provinces. The government, desiring to enforce the edict of the last Diet, decreed soon afterward that Jews should be removed from the office of collector. The order proved ineffective, however; and the employment of Jewish customs officials was continued. Even the treasurer of the realm set the example in transgressing the law by appointing (1692) [[Simon Hirsch]] as farmer of customs at Leopoldstadt ([[Leopoldov]]); and at Hirsch's death he transferred the office to Hirsch's son-in-law.
 +
 +
The revolt of the [[Kuruc]], under [[Francis II Rákóczi]], caused much suffering to the Hungarian Jews. The [[Kuruc]] imprisoned and slew the Jews, who had incurred their anger by siding with the king's party. The Jews of [[Eisenstadt]], accompanied by those of the community of [[Mattersburg|Mattersdorf]], sought refuge at Vienna, [[Wiener-Neustadt]], and [[Forchtenstein]]; those of Holics ([[Holíč]]) and Sasvár ([[Šaštín-Stráže|Šaštín]]) dispersed to Göding ([[Hodonín]]); while others, who could not leave their business in this time of distress, sent their families to safe places, and themselves braved the danger. While not many Jews lost their lives during this revolt, it made great havoc in their wealth, especially in [[Sopron (county)|Sopron County]], where a number of rich Jews were living. The king granted letters of protection to those that had been ruined by the revolt, and demanded satisfaction for those that had been injured; but in return for these favors he commanded the Jews to furnish the sums necessary for suppressing the revolt.
 +
 +
After the restoration of peace the Jews were expelled from many cities that feared their competition; thus [[Esztergom]] expelled them in 1712, on the ground that the city which had given birth to [[St. Stephen]] must not be desecrated by them. But the Jews living in the country, on the estates of their landlords, were generally left alone.
 +
 +
The lot of the Jews was not improved under the reign of Leopold's son, [[Charles VI, Holy Roman Emperor|Charles III]] (1711–1740). He informed the government (June 28, 1725) that he intended to decrease the number of Jews in his domains, and the government thereupon directed the counties to furnish statistics of the [[Jew|Hebrew]] inhabitants. In 1726 the king decreed that in the Austrian provinces, from the day of publication of the decree, only one male member in each Jewish family be allowed to marry. This decree, restricting the natural increase of the Jews, materially affected the Jewish communities of Hungary. All the Jews in the Austrian provinces who could not marry there went to Hungary to found families; thus the overflow of Austrian Jews peopled Hungary. These immigrants settled chiefly in the northwestern counties, in Nyitra ([[Nitra]]), Pressburg ([[Bratislava]]), and Trencsén ([[Trenčín]]).
 +
 +
The [[Moravia]]n Jews continued to live in Hungary as Moravian subjects; even those that went there for the purpose of marrying and settling promised on oath before leaving that they would pay the same taxes as those living in Moravia. In 1734 the Jews of Trencsén bound themselves by a secret oath that in all their communal affairs they would submit to the Jewish court at Ungarisch-Brod ([[Uherský Brod]]) only. In the course of time the immigrants refused to pay taxes to the Austrian provinces. The Moravian Jews, who had suffered by the heavy emigration, then brought complaint; and [[Maria Theresa of Austria|Maria Theresa]] ordered that all Jewish and Christian subjects that had emigrated after 1740 should be [[extradited]], while those who had emigrated before that date were to be released from their Moravian allegiance.
 +
 +
The government could not, however, check the large immigration; for although strict laws were drafted in 1727, they could not be enforced owing to the good-will of the magnates toward the Jews. The counties either did not answer at all, or sent reports bespeaking mercy rather than persecution.
 +
 +
Meanwhile the king endeavored to free the [[mining]]-towns from the Jews — a work which Leopold I had already begun in 1693. The Jews, however, continued to settle near these towns; they displayed their wares at the fairs; and, with the permission of the court, they even erected a foundry at Ság ([[Sasinkovo]]). When King Charles ordered them to leave (March 1727), the royal mandate was in some places ignored; in others the Jews obeyed so slowly that he had to repeat his edict three months later.
 +
 +
===Maria Theresa (1740–1780)===
 +
In 1735, another [[census]] of the Jews of the country was taken with the view of reducing their numbers. There were at that time 11,621 Jews living in Hungary, of which 2,474 were male heads of families, and fifty-seven were female heads. Of these heads of families 35.31 per cent declared themselves to be Hungarians; the rest had immigrated. Of the immigrants 38.35 per cent came from Moravia, 11.05 per cent from Poland, and 3.07 per cent from [[Bohemia]]. The largest Jewish community, numbering 770 persons, was that of Pressburg ([[Bratislava]]). Most of the Jews were engaged in [[commerce]] or [[industry|industries]], most being [[merchants]], traders, or shopkeepers; only a few pursued agriculture.
 +
 +
During the reign of Queen [[Maria Theresa of Austria|Maria Theresa]] (1740–1780), daughter of Charles III, the Jews were expelled from [[Buda]] (1746), and the "[[Toleration tax|toleration-tax]]" was imposed upon the Hungarian Jews. On September 1, 1749, the delegates of the Hungarian Jews, except those from [[Szatmár]] County, assembled at Pressburg and met a royal commission, which informed them that they would be expelled from the country if they did not pay this tax. The frightened Jews at once agreed to do so; and the commission then demanded a yearly tax of 50,000 [[Austro-Hungarian gulden|gulden]]. This sum being excessive, the delegates protested; and although the queen had fixed 30,000 gulden as the minimum tax, they were finally able to compromise on the payment of 20,000 gulden a year for a period of eight years. The delegates were to apportion this amount among the districts; the districts, their respective sums among the communities; and the communities, theirs among the individual members.
 +
 +
The queen confirmed this agreement of the commission, except the eight-year clause, changing the period to three years, which she subsequently made five. The agreement, thus ratified by the queen, was brought on November 26 before the courts, which were powerless to relieve the Jews from the payment of this ''Malkegeld'' (queen's money), as they called it.
 +
 +
The Jews, thus burdened by new taxes, thought the time ripe for taking steps to remove their oppressive [[Disabilities (Jewish)|disabilities]]. While still at Presburg the delegates had brought their grievances before the mixed commission that was called ''delegata in puncto tolerantialis taxae et gravaminum Judeorum commissio mixta''. These complaints pictured the distress of the Jews of that time. They were not allowed to live in [[Croatia]] and [[Slavonia]], in [[Baranya (county)|Baranya]] and [[Heves County (former)|Heves]] Counties, or in several free royal towns and localities; nor might they visit the markets there. At Stuhlweissenburg ([[Székesfehérvár]]) they had to pay a poll-tax of 1 gulden, 30 [[kreuzer]] if they entered the city during the day, if only for an hour. In many places they might not even stay overnight. They therefore begged permission to settle, or at least to visit the fairs, in Croatia and Slavonia and in those places from which they had been driven in consequence of the jealousy of the [[Greeks]] and the merchants.
 +
 +
The Jews also had to pay heavier bridge-and ferry-tolls than the Christians; at Nagyszombat ([[Trnava]]) they had to pay three times the ordinary sum, namely, for the driver, for the vehicle, and for the animal drawing the same; and in three villages belonging to the same district they had to pay [[Toll road|toll]], although there was no toll-gate. Jews living on the estates of the nobles had to give their wives and children as [[Security interest#Pledge|pledge]]s for [[arrears]] of taxes. In Upper Hungary they asked for the revocation of the toleration-tax imposed by the chamber of Zips County ([[Szepes]], [[Spiš]]), on the ground that otherwise the Jews living there would have to pay two such taxes; and they asked also to be relieved from a similar tax paid to the Diet. Finally, they requested that Jewish [[artisan]]s might be allowed to follow their trades in their homes undisturbed.
 +
 +
The commission laid these complaints before the Queen, indicating the manner in which they could be relieved; and their suggestions were subsequently willed by the queen and made into law.
 +
 +
The queen relieved the Jews from the tax of toleration in Upper Hungary only. In regard to the other complaints she ordered that the Jews should specify them in detail, and that the government should remedy them insofar as they came under its jurisdiction.
 +
 +
The toleration-tax had hardly been instituted when [[Michael Hirsch]] petitioned the government to be appointed primate of the Hungarian Jews in order to be able to settle difficulties that might arise among them, and to collect the tax. The government did not recommend Hirsch, but decided that in case the Jews should refuse to pay, it might be advisable to appoint a primate to adjust the matter.
 +
 +
Before the end of the period of five years the delegates of the Jews again met the commission at Pressburg ([[Bratislava]]) and offered to increase the amount of their tax to 25,000 gulden a year if the queen would promise that it should remain at that sum for the next ten years. The queen had other plans, however; not only did she dismiss the renewed ''gravamina'' of the Jews, but rather imposed stiffer regulations upon them. Their tax of 20,000 gulden was increased to 30,000 gulden in 1760; to 50,000 in 1772; to 80,000 in 1778; and to 160,000 in 1813.
 +
 +
===Joseph II (1780–1790)===
 +
[[Joseph II, Holy Roman Emperor|Joseph II]] (1780–1790), son and successor of Maria Theresa, showed immediately on his accession that he intended to alleviate the condition of the Jews, communicating this intention to the Hungarian chancellor, Count Franz [[House of Esterházy|Esterházy]] as early as May 13, 1781. In consequence the Hungarian government issued (March 31, 1783) a decree known as the ''Systematica gentis Judaicae regulatio'', which wiped out at one stroke the decrees that had oppressed the Jews for centuries. The royal free towns, except the mining-towns, were opened to the Jews, who were allowed to settle at leisure throughout the country. The ''regulatio'' decreed that the legal documents of the Jews should no longer be composed in [[Hebrew language|Hebrew]], or in [[Yiddish]], but in [[Latin]], [[German language|German]], and [[Hungarian language|Hungarian]], the languages used in the country at the time, and which the young Jews were required to learn within two years.
 +
 +
Documents written in Hebrew or in Yiddish were not legal; Hebrew books were to be used at worship only; the Jews were to organize [[elementary school]]s; the commands of the emperor, issued in the interests of the Jews, were to be announced in the [[synagogue]]s; and the rabbis were to explain to the people the salutary effects of these decrees. The subjects to be taught in the Jewish schools were to be the same as those taught in the national schools; the same text-books were to be used in all the elementary schools; and everything that might offend the religious sentiment of non-conformists was to be omitted.
 +
 +
[[File:Josef II medal.jpg|thumb|right|300px|A medal minted during the reign of Josef II, commemorating his grant of religious liberty to Jews and [[Protestants]].]]
 +
During the early years Christian teachers were to be employed in the Jewish schools, but they were to have nothing to do with the religious affairs of such institutions. After the lapse of ten years a Jew might establish a business, or engage in trade, only if he could prove that he had attended a school. The usual school-inspectors were to supervise the Jewish schools and to report to the government. The Jews were to create a fund for organizing and maintaining their schools. Jewish youth might enter the academies, and might study any subject at the universities except [[theology]]. Jews might rent farms only if they could cultivate the same without the aid of Christians.
 +
 +
Jews were allowed to [[peddler|peddle]] and to engage in various [[industry|industrial]] occupations, and to be admitted into the [[guild]]s. They were also permitted to engrave [[seal (device)|seal]]s, and to sell [[gunpowder]] and [[Potassium nitrate|saltpeter]]; but their exclusion from the mining-towns remained in force. Christian masters were allowed to have Jewish [[apprentice]]s. All distinctive marks hitherto worn by the Jews were to be abolished, and they might even carry swords. On the other hand, they were required to discard the distinctive marks prescribed by their religion and to shave their beards. Emperor Joseph regarded this decree so seriously that he allowed no one to violate it.
 +
 +
The Jews, in a petition dated April 22, 1783, expressed their gratitude to the emperor for his favors, and, reminding him of his principle that religion should not be interfered with, asked permission to wear beards. The emperor granted the prayer of the petitioners, but reaffirmed the other parts of the decree (April 24, 1783). The Jews organized schools in various places, at Pressburg ([[Bratislava]]),  [[Óbuda]], Vágújhely ([[Nové Mesto nad Váhom]]), and Nagyvárad ([[Oradea]]). A decree was issued by the emperor (July 23, 1787) to the effect that every Jew should choose a German surname; and a further edict (1789) ordered, to the consternation of the Jews, that they should henceforth perform [[Conscription|military service]].
 +
 +
After the death of Joseph II the royal free cities showed a very hostile attitude toward the Jews. The citizens of [[Pest, Hungary|Pest]] petitioned the municipal council that after May 1, 1790, the Jews should no longer be allowed to live in the city. The government interfered; and the Jews were merely forbidden to engage in peddling in the city. Seven days previously a decree of expulsion had been issued at Nagyszombat ([[Trnava]]), May 1 being fixed as the date of the Jews' departure. The Jews appealed to the government; and in the following December the city authorities of Nagyszombat were informed that the Diet had confirmed the former rights of the Jews, and that the latter could not be expelled.
 +
-->

Версия 13:17, 10 августа 2012

Тип статьи: Регулярная статья
Автор статьи: Л.Гроервейдл


Часть серии статей об
     

Хронология еврейской истории
Библейская хронология
Библейская история
История антисемитизма
Христианство и антисемитизм

Периоды еврейской истории:

Категории:

История еврейского народа

Антисемитизм · Евреи
История иудаизма
Течения в иудаизме

п·о·р


Содержание

XVI век

В результате династического брака Венгерское королевство присоединилось к империи Габсбургов в начале XVI века. В 1512 году на свадьбе сына короля Чехии и Венгрии Луи II и Марии Австрийской император Максимилиан I (с согласия короля Владислава) принял еврейского префекта Яакова Менделя из Буды со всей его семьёй и всеми остальными венгерскими евреями под свою защиту. Он обещал им те же права, что и всем остальным своим подданным.

При преемнике Владислава, Луи II (1516-1526), ​​преследования евреев были обычным явлением. Злобы против них добавляло то, что некий крестившийся еврей, заместитель королевского казначея, сильно пограбил казну, по примеру прочих дворян.[1]

Турецкое завоевание 1526 года

Османская империя победила венгров в битве 29 августа 1526 г., король был убит. Когда об этом стало известно в Буде, двор и дворяне бежали вместе с некоторыми богатыми евреями, в том числе префектом.

Прибывших в город турок встречали одетые в траур евреи, которые передали им ключи от пустой незащищённой крепости. Султан прибыл в Буду 11 сентября, а 22 сентября он объявил, что все евреи, оставшиеся в венгерских городах - более 2000 человек, должны быть распределены среди городов турецкой империи. Они были отправлены в Константинополь (Стамбул), Плевну и Софию, где они сохранили свои отдельные общины на протяжении нескольких десятилетий. Некоторые венгерские евреи из Софии впоследствии поселились в греческом городе Кавала.

Антисемитские акции после войны с Турцией

Некоторые евреи не были депортированы в Турцию, а бежали за границу или в вольные королевские города в западной Венгрии. Вдовствующая королева-регент Мария приблизила к себе врагов евреев. Граждане Шопрона (Ödenburg) начали военные действия с изгнания евреев из города, конфисковали их имущество и разграбили освободившиеся дома и синагоги. Город Братислава получил разрешение от королевы (9 октября 1526 г.) изгнать евреев, проживающих на ее территории, потому что они заявили о своем намерении бежать от турок. Евреи покинули Братиславу 9 ноября.

В тот же день в Секешфехерваре открылось собрание оппозиции германскому императору, на которой Янош Заполя (1526-1540) был избран и коронован в качестве венгерского короля. В ходе этой сессии было объявлено, что евреи должны быть немедленно изгнаны из любой части страны. Заполя, однако, не ратифицировал эти законы. А парламент переехал в декабре 1526 г. в Братиславу, где Фердинанд Габсбург был избран королем (1526-1564) и аннулированы все указы, изданные в Секешфехерваре, в том числе выборы Заполя королём.

Турецкая власть в Центральной Венгрии

Турецкая армия ушла из Венгрии, но вернулась в 1541 г., разбила австрийцев и захватила Буду. Центральные области Венгрии были включены в Османскую империю. Положение евреев в этих областях было намного лучше, чем в империи Габсбургов. В периоды 1546-1590 и 1620-1680 община Офена (Буды) процветала.

В следующей таблице показано число еврейских плательщиков налога джизья - глав домашних хозяйств в Буде во время турецкого владычества:

1546 1559 1562 1590 1627 1633 1660
50 44 49 109 11 20 80

В конце турецкой эпохи около тысячи евреев, живших в Буде, молились в трёх синагогах: ашкеназской, сефардской и сирийской.

В австрийской зоне Венгрии

26 ноября 1572 года король Максимилиан II (1563-1576) велел изгнать евреев из Братиславы, заявив, что его указ будет отменён только если они примут христианство. Евреи, однако, оставался в городе, не отказываясь от своей религии. Они находились в постоянном конфликте с горожанами. С 1 июня 1582 г. муниципальный совет постановил, что никто не должен давать убежище евреям, или даже вести с ними дела. Чувства по отношению к евреям в этой части страны, неподвластной Турции видны из указа местного парламента от 1578, о том, что евреи должны были облагаться налогом на сумму, в два раза большую, чем другие граждане.

Евреи должны были платить специальный военный налог, когда имперские войска попытались отбить Буду у турок в самом конце века. Община Буды сильно пострадала во время этой осады.

В Трансильвании

В независимом княжестве Трансильвания (Семиградье), куда ушла часть венгерских евреев, ситуация была лучше, чем в австрийских землях. В 1588 году там даже возникла община иудействующих "шеклерские субботники".[2]

XVII век

Община Буды стала в XVII в. одной из наиболее важных общин в пределах Османской империи.

В то время как турки властвовали в Венгрии, евреям Трансильвании (в то время была независимым княжеством), также неплохо жилось. По просьбе Авраама Сассы, еврейского врача из Константинополя, князь Трансильвании Габриэль Бетлена издал (18 июня 1623) указ о льготах для сефардских евреев из Турции.

Но община "шеклерских субботников", которая существовала в Трансильвании с 1588 года, подверглась преследованиям и ушла в подполье в 1638 году.[2]

В соответствии со статьей XV закона, принятого парламентом 1630 г., евреям было запрещено заниматься сбором налогов, и этот указ был подтверждён парламентом в 1646 г. на том основании, что евреи были исключены из привилегий в стране, что они были неверующими и не имели совести (veluti jurium regni incapaces, infideles, et nulla conscientia praediti).

В сентябре 1601 года имперские войска взяли Секешфехервар. Многие члены еврейской общины были убиты или взяты в плен и проданы в рабство. Их выкупом затем занимались немецкие, итальянские и турецкие евреи.

После заключения мира, которого евреи помогли добиться, общины были частично восстановлены, но дальнейшее развитие на территории Габсбургов был остановлено, когда Леопольд I (1657-1705 ) изгнал евреев 24 апреля 1671 г. Он отменил свой указ 20 августа того же года.

Турки разграбили в 1683 году некоторые общины в Западной Венгрии и угнали их членов в рабство.

XVIII век

К началу XVIII в., когда большая часть Венгрии оказалась под властью Габсбургов, в стране сохранились лишь незначительные остатки старых еврейских общин. Однако в то же время началась иммиграция евреев в Венгрию, преимущественно из Моравии и отчасти из Польши. Большинство евреев были мелкими торговцами; жили они большей частью в деревнях, так как горожане относились к ним враждебно.

Положение евреев ухудшилось в царствование Марии Терезии (1740–80), но улучшилось с правлением Иосифа II (1765–90) в результате изданного им Указа о терпимости (1782). В 1783 г. евреям было разрешено селиться в «королевских городах». К этому времени (1787) в Венгрии насчитывалось 81 тыс. евреев.

Источники

Примечания

Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация