История еврейского народа в Венгрии, Хорватии и Словакии в XVI—XVIII веках

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
Строка 95: Строка 95:
К началу XVIII в., когда большая часть Венгрии оказалась под властью Габсбургов, в стране сохранились лишь незначительные остатки старых еврейских общин. Однако в то же время началась иммиграция евреев в Венгрию, преимущественно из Моравии и отчасти из Польши. Большинство евреев были мелкими торговцами; жили они большей частью в деревнях, так как горожане относились к ним враждебно.  
К началу XVIII в., когда большая часть Венгрии оказалась под властью Габсбургов, в стране сохранились лишь незначительные остатки старых еврейских общин. Однако в то же время началась иммиграция евреев в Венгрию, преимущественно из Моравии и отчасти из Польши. Большинство евреев были мелкими торговцами; жили они большей частью в деревнях, так как горожане относились к ним враждебно.  
 +
=== Восстание Ракоци ===
Восстание ''куруцев'' под руководством Ференца II Ракоци (1703-1706 гг.) принесло много страданий венгерским евреям. Куруцы заключили в тюрьмы и убили евреев, которые сохранили лояльность королю. Евреи Айзенштадта и Маттерсбурга бежали в Вену и другие австрийские города, евреи из Холица и Сашвара были изгнаны в Годонин в Моравской Словакии. Многие евреи, которые не могли оставить свой бизнес, отправили свои семьи в безопасное место, а сами остались.  
Восстание ''куруцев'' под руководством Ференца II Ракоци (1703-1706 гг.) принесло много страданий венгерским евреям. Куруцы заключили в тюрьмы и убили евреев, которые сохранили лояльность королю. Евреи Айзенштадта и Маттерсбурга бежали в Вену и другие австрийские города, евреи из Холица и Сашвара были изгнаны в Годонин в Моравской Словакии. Многие евреи, которые не могли оставить свой бизнес, отправили свои семьи в безопасное место, а сами остались.  
Строка 101: Строка 102:
После восстановления мира евреи были изгнаны из многих городов, которые боялись конкуренции. Из Эстергома их изгнали в 1712 году, на том основании, что город, в котором родился Святой Стефан не должны быть осквернен ими. Но евреев, живших в деревнях, во владениях их хозяев, как правило, оставили в покое.
После восстановления мира евреи были изгнаны из многих городов, которые боялись конкуренции. Из Эстергома их изгнали в 1712 году, на том основании, что город, в котором родился Святой Стефан не должны быть осквернен ими. Но евреев, живших в деревнях, во владениях их хозяев, как правило, оставили в покое.
-
Положение евреев ухудшилось в царствование Марии Терезии (1740–80), но улучшилось с правлением Иосифа II (1765–90) в результате изданного им Указа о терпимости (1782). В 1783 г. евреям было разрешено селиться в «королевских городах». К этому времени (1787) в Венгрии насчитывалось 81 тыс. евреев.
+
=== Закон об ограничении на вступление в брак ===
 +
Карл III (1711-1740) сообщил правительству 28 июня 1725 г., что он намерен сократить число евреев в своих владениях, после чего правительство затребовало от населённых пунктов статистику по еврейскому населению. В 1726 г. король объявил, что в Австрии, со дня опубликования указа, только один мужчина в каждой еврейской семье может вступать в брак.
 +
 
 +
Этот указ не распространялся на Венгрию. Все евреи из австрийских провинций, которые не могли завести семью, переселялись в Венгрию, пополняя её еврейскую общину. Эти иммигранты поселились в основном в северо-западных округах, в Нитре, [[Братислава|Братиславе]] и Тренчине.
 +
 
 +
Моравcкие евреи продолжали жить в Венгрии в качестве жителей Моравии, даже те, которые прибыли туда с целью вступления в брак и обязались перед отъездом платить такие же налоги, как живущие в Моравии. В 1734 году евреи Тренчена заключили между собой секретное соглашение, что всех свои общинные дела они будут решать только в еврейском суде в Унгариш-Броде (Угерски Брод).
 +
 
 +
=== Времена Марии-Терезии ===
 +
Со временем иммигранты отказались платить налоги в австрийских провинциях. Моравские евреи, которые пострадали от тягот эмиграции, направили жалобу, и императрица Мария Терезия приказала, чтобы все еврейские и христианские подданные, которые эмигрировали после 1740 года, должны быть высланы обратно, а те, кто эмигрировал до этой даты должны быть освобождены от моравского подданства.
 +
 
 +
Положение евреев ухудшилось в царствование Марии-Терезии (1740–80), но улучшилось с правлением Иосифа II (1765–90) в результате изданного им Указа о терпимости (1782). В 1783 г. евреям было разрешено селиться в «королевских городах». К этому времени (1787) в Венгрии насчитывалось 81 тыс. евреев.
== Источники ==
== Источники ==
Строка 122: Строка 133:
<!--  
<!--  
-
Много евреев было не улучшилась во время правления сына Леопольда, [[Карл VI, император Священной Римской империи | Карл III]] (1711-1740). Он сообщил, правительства (28 июня, 1725), что он намерен сократить число евреев в своих владениях, а вслед за этим правительство направлено стран предоставить статистику [[еврей | еврейской]] жителей. В 1726 г. король объявил, что в австрийской провинции, со дня опубликования указа, только один мужской член в каждой еврейской семье разрешено вступать в брак. Этот указ, ограничивая естественный прирост евреев, существенное влияние еврейских общин Венгрии. Все евреи в австрийской провинции, которые не могли выйти замуж пошли в Венгрию, чтобы найти семьи, поэтому переполнение австрийских евреев населенный Венгрии. Эти иммигранты поселились в основном в северо-западном округах, в Nyitra ([[Нитра]]), Братиславу ([[Братислава]]), и Trencsén ([[Trenčín]]).
 
-
 
-
[[Моравии]] п евреи продолжали жить в Венгрии в качестве субъектов Моравской, даже те, которые пошли туда с целью вступления в брак и урегулирования клятвенно перед отъездом, что они будут платить те же налоги, живущих в Моравии. В 1734 году евреи Trencsén связали себя клятвой секрет, что во всех своих коммунальных делах они будут представлять еврейский суд в Ungarisch-Брод ([[Угерски Брод]]) только. В течение времени иммигранты отказались платить налоги в австрийской провинции. Моравских евреев, которые пострадали в тяжелые эмиграции, а затем принес жалобу, и [[Мария Тереза ​​из Австрии | Мария Тереза]] приказал, чтобы все еврейские и христианские предметы, которые эмигрировали после 1740 должно быть [[выдаче]], в то время как кто эмигрировал до этой даты должны были быть освобождены от моравского верности.
 
-
 
Правительство не может, однако, проверить большой иммиграции, ибо, хотя строгие законы были разработаны в 1727 году, он не может быть исполнено за счет доброй воли из магнатов по отношению к евреям. Стран либо не отвечать вообще, либо направлены отчеты гласу милосердия, а не преследование.
Правительство не может, однако, проверить большой иммиграции, ибо, хотя строгие законы были разработаны в 1727 году, он не может быть исполнено за счет доброй воли из магнатов по отношению к евреям. Стран либо не отвечать вообще, либо направлены отчеты гласу милосердия, а не преследование.
Строка 163: Строка 170:
После смерти Иосифа II королевский вольных городов показали очень враждебное отношение к евреям. Граждане [Пешт [Венгрия | Пешт]] обратился в городской совет, что после 1 мая 1790 года, евреи больше не будет позволено жить в городе. Правительство вмешивается, и евреи были просто запрещено заниматься торгуют в городе. Семь дней до указа о высылке было выдано на Nagyszombat ([[Трнава]]), 1 мая фиксированы в качестве даты евреев вылета. Евреи обратились к правительству, а в декабре того же года городские власти Nagyszombat сообщили, что Сейм подтвердил бывший права евреев, и что последний не может быть выслан из страны.
После смерти Иосифа II королевский вольных городов показали очень враждебное отношение к евреям. Граждане [Пешт [Венгрия | Пешт]] обратился в городской совет, что после 1 мая 1790 года, евреи больше не будет позволено жить в городе. Правительство вмешивается, и евреи были просто запрещено заниматься торгуют в городе. Семь дней до указа о высылке было выдано на Nagyszombat ([[Трнава]]), 1 мая фиксированы в качестве даты евреев вылета. Евреи обратились к правительству, а в декабре того же года городские власти Nagyszombat сообщили, что Сейм подтвердил бывший права евреев, и что последний не может быть выслан из страны.
-
 
-
The lot of the Jews was not improved under the reign of Leopold's son, [[Charles VI, Holy Roman Emperor|Charles III]] (1711–1740). He informed the government (June 28, 1725) that he intended to decrease the number of Jews in his domains, and the government thereupon directed the counties to furnish statistics of the [[Jew|Hebrew]] inhabitants. In 1726 the king decreed that in the Austrian provinces, from the day of publication of the decree, only one male member in each Jewish family be allowed to marry. This decree, restricting the natural increase of the Jews, materially affected the Jewish communities of Hungary. All the Jews in the Austrian provinces who could not marry there went to Hungary to found families; thus the overflow of Austrian Jews peopled Hungary. These immigrants settled chiefly in the northwestern counties, in Nyitra ([[Nitra]]), Pressburg ([[Bratislava]]), and Trencsén ([[Trenčín]]).
 
-
 
-
The [[Moravia]]n Jews continued to live in Hungary as Moravian subjects; even those that went there for the purpose of marrying and settling promised on oath before leaving that they would pay the same taxes as those living in Moravia. In 1734 the Jews of Trencsén bound themselves by a secret oath that in all their communal affairs they would submit to the Jewish court at Ungarisch-Brod ([[Uherský Brod]]) only. In the course of time the immigrants refused to pay taxes to the Austrian provinces. The Moravian Jews, who had suffered by the heavy emigration, then brought complaint; and [[Maria Theresa of Austria|Maria Theresa]] ordered that all Jewish and Christian subjects that had emigrated after 1740 should be [[extradited]], while those who had emigrated before that date were to be released from their Moravian allegiance.
 
The government could not, however, check the large immigration; for although strict laws were drafted in 1727, they could not be enforced owing to the good-will of the magnates toward the Jews. The counties either did not answer at all, or sent reports bespeaking mercy rather than persecution.
The government could not, however, check the large immigration; for although strict laws were drafted in 1727, they could not be enforced owing to the good-will of the magnates toward the Jews. The counties either did not answer at all, or sent reports bespeaking mercy rather than persecution.

Версия 07:59, 17 августа 2012

Тип статьи: Регулярная статья
Автор статьи: Л.Гроервейдл


Часть серии статей об
     

Хронология еврейской истории
Библейская хронология
Библейская история
История антисемитизма
Христианство и антисемитизм

Периоды еврейской истории:

Категории:

История еврейского народа

Антисемитизм · Евреи
История иудаизма
Течения в иудаизме

п·о·р


Содержание

XVI век

В результате династического брака Венгерское королевство присоединилось к империи Габсбургов в начале XVI века. В 1512 году на свадьбе сына короля Чехии и Венгрии Луи II и Марии Австрийской император Максимилиан I (с согласия короля Владислава) принял еврейского префекта Яакова Менделя из Буды со всей его семьёй и всеми остальными венгерскими евреями под свою защиту. Он обещал им те же права, что и всем остальным своим подданным.

При преемнике Владислава, Луи II (1516-1526), ​​преследования евреев были обычным явлением. Злобы против них добавляло то, что некий крестившийся еврей, заместитель королевского казначея, сильно пограбил казну, по примеру прочих дворян.[1]

Турецкое завоевание 1526 года

Османская империя победила венгров в битве 29 августа 1526 г., король был убит. Когда об этом стало известно в Буде, двор и дворяне бежали вместе с некоторыми богатыми евреями, в том числе префектом.

Прибывших в город турок встречали одетые в траур евреи, которые передали им ключи от пустой незащищённой крепости. Султан прибыл в Буду 11 сентября, а 22 сентября он объявил, что все евреи, оставшиеся в венгерских городах - более 2000 человек, должны быть распределены среди городов турецкой империи. Они были отправлены в Константинополь (Стамбул), Плевну и Софию, где они сохранили свои отдельные общины на протяжении нескольких десятилетий. Некоторые венгерские евреи из Софии впоследствии поселились в греческом городе Кавала.

Антисемитские акции после войны с Турцией

Некоторые евреи не были депортированы в Турцию, а бежали за границу или в вольные королевские города в западной Венгрии. Вдовствующая королева-регент Мария приблизила к себе врагов евреев. Граждане Шопрона (Ödenburg) начали военные действия с изгнания евреев из города, конфисковали их имущество и разграбили освободившиеся дома и синагоги. Город Братислава получил разрешение от королевы (9 октября 1526 г.) изгнать евреев, проживающих на ее территории, потому что они заявили о своем намерении бежать от турок. Евреи покинули Братиславу 9 ноября.

В тот же день в Секешфехерваре открылось собрание оппозиции германскому императору, на которой Янош Заполя (1526-1540) был избран и коронован в качестве венгерского короля. В ходе этой сессии было объявлено, что евреи должны быть немедленно изгнаны из любой части страны. Заполя, однако, не ратифицировал эти законы. А парламент переехал в декабре 1526 г. в Братиславу, где Фердинанд Габсбург был избран королем (1526-1564) и аннулированы все указы, изданные в Секешфехерваре, в том числе выборы Заполя королём.

Турецкая власть в Центральной Венгрии

Турецкая армия ушла из Венгрии, но вернулась в 1541 г., разбила австрийцев и захватила Буду. Центральные области Венгрии были включены в Османскую империю. Положение евреев в этих областях было намного лучше, чем в империи Габсбургов. В периоды 1546-1590 и 1620-1680 община Офена (Буды) процветала.

В следующей таблице показано число еврейских плательщиков налога джизья - глав домашних хозяйств в Буде во время турецкого владычества:

1546 1559 1562 1590 1627 1633 1660
50 44 49 109 11 20 80

В конце турецкой эпохи около тысячи евреев, живших в Буде, молились в трёх синагогах: ашкеназской, сефардской и сирийской.

В австрийской зоне Венгрии

26 ноября 1572 года король Максимилиан II (1563-1576) велел изгнать евреев из Братиславы, заявив, что его указ будет отменён только если они примут христианство. Евреи, однако, оставался в городе, не отказываясь от своей религии. Они находились в постоянном конфликте с горожанами. С 1 июня 1582 г. муниципальный совет постановил, что никто не должен давать убежище евреям, или даже вести с ними дела. Чувства по отношению к евреям в этой части страны, неподвластной Турции видны из указа местного парламента от 1578, о том, что евреи должны были облагаться налогом на сумму, в два раза большую, чем другие граждане.

Евреи должны были платить специальный военный налог, когда имперские войска попытались отбить Буду у турок в самом конце века. Община Буды сильно пострадала во время этой осады.

В Трансильвании

В независимом княжестве Трансильвания (Семиградье), куда ушла часть венгерских евреев, ситуация была лучше, чем в австрийских землях. В 1588 году там даже возникла община иудействующих "шеклерские субботники".[2]

XVII век

В турецкой части Венгрии

В сентябре 1601 года имперские войска взяли Секешфехервар. Многие члены еврейской общины были убиты или взяты в плен и проданы в рабство. Их выкупом затем занимались немецкие, итальянские и турецкие евреи.

Община Буды стала в XVII в. одной из наиболее важных общин в пределах Османской империи.

В Трансильвании

Евреям Трансильвании (в то время была независимым княжеством) жилось неплохо. По просьбе Авраама Сассы, еврейского врача из Константинополя, князь Трансильвании Габриэль Бетлена издал (18 июня 1623) указ о льготах для сефардских евреев из Турции.

Но община "шеклерских субботников", которая существовала в Трансильвании с 1588 года, подверглась преследованиям и ушла в подполье в 1638 году.[2]

В габсбургской империи

В соответствии со статьей XV закона, принятого парламентом 1630 г., евреям было запрещено заниматься сбором налогов, и этот указ был подтверждён парламентом в 1646 г. на том основании, что евреи были исключены из привилегий в стране, что они были неверующими и не имели совести (veluti jurium regni incapaces, infideles, et nulla conscientia praediti).

После заключения мира, которого евреи помогли добиться, общины были частично восстановлены, но дальнейшее развитие на территории Габсбургов был остановлено, когда Леопольд I (1657-1705 ) изгнал евреев 24 апреля 1671 г. Он отменил свой указ 20 августа того же года.

Турки разграбили в 1683 году некоторые общины в Западной Венгрии и угнали их членов в рабство.

Преследования и изгнания конца века

Имперские войска отбили Буду у турок 2 сентября 1686 года. Большинство еврейских жителей были убиты, некоторые попали в плен и позже были освобождены за выкуп.

В последующие годы вся Венгрия попала под власть Габсбургов. Разоренную страну нужно было заселять, и по совету церкви король взял курс на иммиграцию немцев-католиков. Евреев предполагалось вытеснить постепенно.

Парламент Братиславы (1687-1688) ввёл двойное налогообложение евреев. Евреям было запрещено заниматься сельским хозяйством, владеть любой недвижимостью, держать христианских слуг.

В августе 1690 года австрийское правительство приказало графству Шопрон изгнать евреев, иммигрировавших из австрийских провинций.

Правительство, во исполнение указа последнего парламента, постановило вскоре после этого уволить евреев с должностей сборщиков налогов. Приказ оказалась неэффективен, и работа евреев - таможенных чиновников была продолжена. Даже казначей области подал пример нарушения закона, назначив в 1692 г. Симона Ѓирша откупщиком налоговых сборов в Леопольдштадте (Леопольдов), а после его смерти он передал должность зятю Ѓирша.

XVIII век

К началу XVIII в., когда большая часть Венгрии оказалась под властью Габсбургов, в стране сохранились лишь незначительные остатки старых еврейских общин. Однако в то же время началась иммиграция евреев в Венгрию, преимущественно из Моравии и отчасти из Польши. Большинство евреев были мелкими торговцами; жили они большей частью в деревнях, так как горожане относились к ним враждебно.

Восстание Ракоци

Восстание куруцев под руководством Ференца II Ракоци (1703-1706 гг.) принесло много страданий венгерским евреям. Куруцы заключили в тюрьмы и убили евреев, которые сохранили лояльность королю. Евреи Айзенштадта и Маттерсбурга бежали в Вену и другие австрийские города, евреи из Холица и Сашвара были изгнаны в Годонин в Моравской Словакии. Многие евреи, которые не могли оставить свой бизнес, отправили свои семьи в безопасное место, а сами остались.

Хотя не так много евреев погибло во время этого восстания, оно нанесло им большие убытки, особенно в графстве Шопрон, где жило много богатых евреев. Король предоставил защитные письма тем, кто был разрён восстанием, и потребовал компенсации для тех, кто был ранен, но в обмен на эти "милости" он повелел евреям предоставить суммы, необходимые для подавления восстания.

После восстановления мира евреи были изгнаны из многих городов, которые боялись конкуренции. Из Эстергома их изгнали в 1712 году, на том основании, что город, в котором родился Святой Стефан не должны быть осквернен ими. Но евреев, живших в деревнях, во владениях их хозяев, как правило, оставили в покое.

Закон об ограничении на вступление в брак

Карл III (1711-1740) сообщил правительству 28 июня 1725 г., что он намерен сократить число евреев в своих владениях, после чего правительство затребовало от населённых пунктов статистику по еврейскому населению. В 1726 г. король объявил, что в Австрии, со дня опубликования указа, только один мужчина в каждой еврейской семье может вступать в брак.

Этот указ не распространялся на Венгрию. Все евреи из австрийских провинций, которые не могли завести семью, переселялись в Венгрию, пополняя её еврейскую общину. Эти иммигранты поселились в основном в северо-западных округах, в Нитре, Братиславе и Тренчине.

Моравcкие евреи продолжали жить в Венгрии в качестве жителей Моравии, даже те, которые прибыли туда с целью вступления в брак и обязались перед отъездом платить такие же налоги, как живущие в Моравии. В 1734 году евреи Тренчена заключили между собой секретное соглашение, что всех свои общинные дела они будут решать только в еврейском суде в Унгариш-Броде (Угерски Брод).

Времена Марии-Терезии

Со временем иммигранты отказались платить налоги в австрийских провинциях. Моравские евреи, которые пострадали от тягот эмиграции, направили жалобу, и императрица Мария Терезия приказала, чтобы все еврейские и христианские подданные, которые эмигрировали после 1740 года, должны быть высланы обратно, а те, кто эмигрировал до этой даты должны быть освобождены от моравского подданства.

Положение евреев ухудшилось в царствование Марии-Терезии (1740–80), но улучшилось с правлением Иосифа II (1765–90) в результате изданного им Указа о терпимости (1782). В 1783 г. евреям было разрешено селиться в «королевских городах». К этому времени (1787) в Венгрии насчитывалось 81 тыс. евреев.

Источники

Примечания

Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация