История еврейского народа в Западной Европе в Новое время (XVI—XVIII вв.)

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
(В Дании)
(Источники)
Строка 399: Строка 399:
* David S. Katz, ''The Jews in the History of England, 1485-1850'' (Oxford: Oxford University Press, 1994)
* David S. Katz, ''The Jews in the History of England, 1485-1850'' (Oxford: Oxford University Press, 1994)
* [http://en.wikipedia.org/wiki/History_of_the_Jews_in_Italy Статья "History of the Jews in Italy" в английском разделе Википедии]
* [http://en.wikipedia.org/wiki/History_of_the_Jews_in_Italy Статья "History of the Jews in Italy" в английском разделе Википедии]
 +
* [http://www.eleven.co.il/article/11366 Статья "Дания" в ЭЕЭ на основании КЕЭ, том 2, кол. 282–284]
 +
* [http://en.wikipedia.org/wiki/History_of_the_Jews_in_Denmark Статья "History of the Jews in Denmark" в английском разделе Википедии]
 +
* [http://da.wikipedia.org/wiki/Jøder_i_Danmark Статья "Jøder i Danmark" в датском разделе Википедии]
 +
* [http://en.wikipedia.org/wiki/History_of_the_Jews_in_Norway Статья "History of the Jews in Norway" в английском разделе Википедии]
Примечания
Примечания

Версия 10:36, 9 июня 2012

Тип статьи: Регулярная статья
Автор статьи: Л.Гроервейдл
Дата создания: 4.11.2011

Новое время в Европе началось после открытия Америки и морского пути в Южную и Восточную Азию. Началась эпоха колонизации, полностью изменившая карту торговых путей, технологию и номенклатуру мирового рынка.

В то же время в Северо-западной Европе началась религиозная реформация, а из Юго-Западной Европы евреев изгнали. В католических странах набрала силу инквизиция. Южной Европе угрожали турки,

Новая экономическая и политическая обстановка создала новые возможности для евреев. Многие насильственно крещёные евреи устремились в колонии, пытаясь скрыться от преследований инквизиции. Евреи впервые попали в Данию.

Усиление религиозного противостояния между разными ветвями христианства вызвало повышенный интерес к ТАНАХу и многочисленные случаи перехода христиан в иудаизм.

Однако в ходе религиозных войн еврейские общины страдали от всех их сторон. Реакция правителей и духовенства европейских стран на рост благосостояния евреев была резко антиеврейской.

В XVII веке в разных странах региона стали ослабевать антиеврейские ограничения. Евреи Нидерландов и Англии получили значительные экономические и личные права. В течение XVIII века обстановка в целом улучшалась.

Великая Французская революция в конце периода привела к уравнению евреев в гражданских правх не только во Франции, но и в других странах и создала радикально новую реальность.

Содержание

В Испании

Насильственно крещённые в Испании евреи ("конверсос") старались тайно продолжать практиковать иудаизм. Окружающее христианское население обозвало их ругательной кличкой марраны.

Евреи, не ушедшие из Испании после изгнания в 1492 году и не согласные сменить веру, пополнили эту категорию населения, по оценкам историков, на 50 тысяч человек.

Такая практика была смертельно опасна. Инквизиция охотилась за тайными евреями. Наказанием попавшимся была смерть;[1] в редких случаях - каторга с полной конфискацией имущества или пожизненное заключение. В Испании и её владениях в XV—XIX веках инквизиция репрессировала около 350 тысяч человек, в том числе 32 тысячи были приговорены к сожжению. Большинство жертв - марраны в XV-XVII веках.[2]

Уйти из страны было так же смертельно опасно, как и остаться. Уходить приходилось практически без денег (в силу королевского указа). Вероятность прибыть куда-либо живым была невелика из-за болезней, голода и разбоя. В большинстве соседних стран не хотели принимать испанских евреев, в том числе местные еврейские общины.[3] [4][5]

"Новые христиане" продолжали свои дела, стараясь найти способ уехать из страны безопасным путём и с деньгами. Через поколение в Испанию и её колонии вернулись потомки испанских евреев, насильственно крещённых в Португалии.[6]

Марраны массово переезжали в новые испанские колонии в Америке и в Азии. Они рассчитывали скрыться там от инквизиции. Но вскоре инквизиция прибыла и туда, и марранам приходилось уходить всё дальше, на границу испанских владений. Евреи-моряки сформировали многие экипажи кораблей на островах Карибского моря, не контролировавшихся испанскими властями, и грабили испанские корабли.[7][8]

Другим способом скрыться было поселиться в странах Европы под видом испанских купцов. Местные власти, особенно протестантские, не очень заботило, что делают "испанцы" у себя в домах.

Власти Испании запрещали эмиграцию новых христиан, порой перехватывая и возвращая беглецов. И все же тайно или открыто (под каким-либо предлогом или за выкуп) многие тысячи новых христиан покинули полуостров за три с половиной века господства инквизиции.

Ввиду враждебности окружающих марраны продолжали оставаться отдельной группой в испанском обществе, заключая браки преимущественно между собой. Уцелевшие от террора инквизиции тайные евреи вынуждены были урезать практику иудаизма до таких границ, чтобы не попасться. С каждым поколением от этого иудаизма оставалось всё меньше.

И все же тайное исповедание иудаизма сохранялось в Испании вплоть до XVIII в. и даже позднее. До наших дней сохранили обособленность марраны острова Мальорка, называемые чуэтас.

В Португалии

XVI век: марраны и инквизиция

Хотя королевским указом от 30 мая 1497 г. новые христиане были объявлены полноправными гражданами Португалии и запрещалось до 1517 г. преследовать их за ересь, церковь всячески донимала их. Население преследовало "новых христиан", во многих городах прошли погромы со многими жертвами. Марраны старались покинуть страну, несмотря на королевский запрет и необходимость бросить приотъезде всё имущество.

После погромов запрет на эмиграцию был снят в 1507 году. Началась массовая эмиграция в Турцию, Нидерланды, Марокко, Италию и другие страны. Там марраны открыто вернулись к иудаизму, образовав отдельные общины (так называемые португезские конгрегации).

Небольшая группа эмигрантов поселилась в Стране Израиля. В заморских владениях Португалии и Испании, прежде всего в Новом Свете, поселилось столько марранов из Португалии, что во многих странах, в особенности Америки слово «португалец» стало обозначать еврея.

В 1516 г. в король попросил папу учредить в Португалии инквизицию специально для выявления «иудействующих» среди новых христиан.

В 1525 г. в страну прибыл Давид Реувени; его мессианские проповеди пробудили у части марранов Португалии надежды на скорое избавление. Тогда же двое марранов убили апостата Энрике Нуньеса - провокатора властей. Эти события вызвали в ряде мест нападения на новых христиан, переросшие на Азорских островах и острове Мадейра в резню.

В 1531 г. папа Клемент VII разрешил создать в Португалии инквизицию. В 1536 г. в Лиссабоне, Эворе, Коимбре, а также в португальской колонии Гоа (на территории современной Индии) начали действовать трибуналы инквизиции, просуществовавшие до 1821 г. (с перерывами в 1544–47 гг. и 1678–81 гг.).

С 1541 г. по 1739 г. в Португалии и Гоа состоялось 49 аутодафе с участием тысяч новых христиан; несколько сотен марранов было сожжено.

В середине XVI в. в Португалии (как и в Испании) был принят принцип чистоты происхождения, фактически превративший новых христиан в граждан второго сорта: им запрещалось занимать многие государственные и церковные должности, проживать в некоторых городах, вступать в религиозные братства и рыцарские ордена.

Продолжались нападения черни на новых христиан: погромы произошли во многих городах.

В 1557 г. король запретил новым христианам выезд из страны, однако по уплате ими 250 тыс. дукатов отменил свой запрет. Легальная эмиграция вновь прекратилась с присоединением Португалии к Испании в 1581 г., однако многим марранам по-прежнему удавалось покидать страну, в частности, под видом паломничества в Рим.

XVII век: попытки укрыться в колониях и эмиграция

Многих «иудействующих» ссылали в заморские владения Португалии, прежде всего в Бразилию. В то же время колониальные власти нередко направляли заподозренных в ереси местных марранов на суд в Португалию.

В 1601 г. король Филипп III дал новым христианам Португалии разрешение на эмиграцию с вывозом имущества. А в 1603 г. на них распространилось право на выезд, купленное за 200 тыс. дукатов группой новых христиан, переселившихся в Испанию. Еще одна попытка приостановить эмиграцию новых христиан была предпринята в 1604 г. В 1620 г. в королевском совете Испании обсуждалось предложение о высылке новых христиан в Африку.

После восстановления независимости Португалии (1640) новые христиане по-прежнему подвергались дискриминации и преследованиям.

XVIII век

В первой половине XVIII инквизиция продолжала вылавливать и убивать тайных евреев - главным образом в Бразилии.

Лишь в 1768 г. были уничтожены списки новых христиан, а в 1773 г. отменены все правовые ограничения, связанные с этническим происхождением.

Это ускорило процесс ассимиляции марранов, темпы которого постепенно возрастали. Обособленные группы новых христиан, исполнявших некоторые мицвот, сохранились лишь в некоторых городах, среди них Белмонте, Браганса, Вила-Реал, Ковильян, Монкорво и в поселении Аргоселу.

В Нидерландах

Нидерланды в описывемый период включали в себя территорию современного королевства Нидерланды (Голландия), Бельгии и Люксембурга, а также некоторые близлежащие районы современной Франции. В конце XV века в результате династического брака эта страна досталась испанскому королю, который был также и императором Священной римской империи.

После Нидерландской революции южная часть Нидерландов, приблизительно в границах современной Бельгии, осталась испанской и католической. За обладание этими землями шли хронические войны между всеми соседними странами.

Постепенная легализация евреев

В начале века евреи, преимущественно марраны стали селиться южных Нидерландах (Фландрии, Брабанте и Люксембурге). Большинство марранов получило разрешение обосноваться в Антверпене. Их численность возрастала по мере усиления преследований евреев в Португалии.

Император Священной Римской империи и испанский король (в 1516–55 гг. также и принц Нидерландов) Карл V проводил антиеврейскую политику, издавая эдикты против еретиков и евреев. В 1530 г. евреи были вновь изгнаны из Люксембурга, остались лишь криптоевреи, скрывавшие свою веру. При Филиппе II (1556–98) еврейское население Нидерландов было практически изгнано.

Национально-освободительная война 1566–1609 гг. покончила с господством Испании в Нидерландах, и евреям было вновь разрешено проживание на территории страны. В Нидерланды стали прибывать марраны из Испании и Португалии. В 1585 г. прибыла также большая группа марранов из Антверпена, захваченного в том же году испанскими войсками.

Хотя веротерпимость была провозглашена в Утрехтской унии (декларация независимости Нидерландов), марраны скрывали свое возвращение в иудаизм. Видимо, около 1590 г. была основана тайная еврейская община в Амстердаме. После этого туда устремился поток марранов из Антверпена.

Примерно в 1600 г. в Амстердаме была учреждена сефардская община Бейт-Я‘аков, однако в 1603 г. она была раскрыта властями, а ее раввин (ашкеназ) арестован.

Но вскоре евреям Амстердама было официально разрешено основать ряд общин, а также иметь синагоги, кладбища, печатать еврейские книги, однако статус евреев не был четко определен властями. Евреи продолжали селиться в городе, несмотря на отсутствие формального разрешения.

В 1619 г. в провинциях Голландия и Западная Фрисландия каждому городу было предоставлено право проводить собственную политику по отношению к евреям; другие провинции последовали этому примеру. Такое положение сохранялось до 1795 г., поэтому судьба евреев в разных городах была разной.

На большей части территории Нидерландов евреям было разрешено исповедовать иудаизм и создавать общины, евреи были уравнены в имущественных правах с остальными гражданами. Однако они не имели политических прав и должны были приносить в суде специальную еврейскую присягу. Были запрещены браки между евреями и христианами. В 1613 г. амстердамский городской совет исключил евреев из большинства цехов и купеческих гильдий.

Экономическая активность сефардов

Сефарды внесли ощутимый вклад в развитие экономики Нидерландов; благодаря им Амстердам в XVII в. превратился в один из центров мировой торговли.

В конце XVII в. евреям принадлежала четверть всех акций Вест-Индской (Голландской) компании. Сефарды участвовали в создании и развитии некоторых отраслей промышленности (сахарной, шелковой, табачной, а также в производстве шоколада). Амстердам стал огранкии бриллиантов, которая была исключительно еврейским занятием.

Во второй половине XVII в. увеличились банковские вклады евреев, вскоре появились крупные банкиры-евреи, дававшие ссуды правителям Нидерландов.

Культурный расцвет еврейской общины

XVII в. — период расцвета Нидерландов — был также временем процветания голландского еврейства. Крупнейшим еврейским центром в Нидерландах был Амстердам. В 1619 г. общины Амстердама — открыли училище (по существу йешиву) «Эц-Хаим», славившеюся высоким уровнем обучения. В ней преподавали известные ученые и общественные деятели.

Выпускники этого учебного заведения стали раввинами в сефардских общинах многих стран. Среди бывших марранов было много писателей и поэтов, писавших на иврите, португальском и испанском языках. Амстердам был крупным центром еврейского книгопечатания.

Напряженный характер религиозной и духовной жизни сефардов в Нидерландах приводил к внутриобщинным конфликтам, иногда даже к отлучению от общины, как это было с Уриэлем Акостой и Барухом Спинозой. В 1660-х гг. мессианское движение Саббатая Цви нашло в Нидерландах большое количество приверженцев.

Медицина и конкуренция с христианами

Медицина была распространенной профессией среди сефардов Нидерландов. В Амстердаме христианские врачи и фармацевты были объединены в гильдии, куда не принимали евреев. Евреи-врачи занимались частной практикой и имели право лечить всех жителей Нидерландов, хотя при лечении неевреев были обязаны приносить специальную клятву. Евреям-фармацевтам запрещалось (по правилам 1667 г.) продавать лекарства неевреям; это запрещение было отменено лишь в 1711 г.

Внутренние дела еврейской общинв

Сефарды пользовались широкой общинной автономией, включавшей право суда над членами общины, а также право на цензуру печатных изданий. Была создана широкая система благотворительных учреждений. В 1675 г. в Амстердаме была построена сефардская синагога — самая большая из всех существовавших в Нидерландах. Между евреями и христианами иногда возникали трения, но в целом взаимоотношения были хорошими.

Около 1620 г. усиливается приток ашкеназов в Нидерланды. Первая ашкеназская община была создана в Амстердаме в 1635 г. выходцами из Германии; в 1660 г. там же появилась община польских евреев. В 1673 г. по приказу городских властей эти общины объединились. В 1672 г. в Амстердаме была освящена Большая ашкеназская синагога.

Ашкеназы прибывали в страну без денег, их основными занятиями были коробейничество, торговля скотом и служба в качестве прислуги в богатых сефардских домах. Отношения между двумя группами еврейского населения были достаточно напряженными. К концу XVII в. ашкеназы стали принимать активное участие в книгопечатании и обработке алмазов. Их численность к концу века превысила число сефардов.

Положение в XVIII веке

В XVIII в. Сефарды уже превратились в незначительное меньшинство. В 1780 г. в Нидерландах проживали три тысячи Сефардов и двадцать семь тысяч Ашкеназов. Экономическое положение Сефардов ухудшилось, а Ашкеназов упрочилось, среди них появились люди, разбогатевшие на обработке алмазов. Но большинство членов Ашкеназской общины были по-прежнему очень бедны.

Французская оккупация и образование Батавской республики кардинально улучшили правовое положение евреев Нидерландов: в сентябре 1796 г. Национальное собрание республики провозгласило их полную эмансипацию.

Евреи получили возможность свободно селиться в Брюсселе и Антверпене. В Люксембург евреям разрешили организовать общину, включенную в консисторию Трира. В это время туда переехали некоторые евреи из Лотарингии.

Он стремился к ассимиляции еврейского населения королевства. В первый же год его правления была отменена еврейская присяга в судах, а в городах, где проживали евреи, базарный день был перенесен с субботы на понедельник. Были сформированы два еврейских батальона, а также основаны школы для еврейских детей с преподаванием на голландском языке.

Французская оккупация и свержение Оранской династии усугубили раскол среди евреев Нидерландов. Ашкеназская элита была сторонницей идей французской революции. В 1795 г. был создан клуб «Феликс Либертате», члены которого стремились к эмансипации евреев и упразднению общинной автономии. Руководители же Сефардской общины оставались верными свергнутой Оранской династии и боялись эмансипации, сторонники которой образовали в 1797 г. новую общину Адат-Иешурун.

В Великобритании

Марраны в Великобритании XVI - начала XVII века

Первые свидетельства о евреях в тюдоровской Англии после высылки относятся к 1494 году.

Король Генри VIII имел дела с евреями, периодически допуская их в страну. В тридцатых годах XVI века в Лондоне жила нелегальная община марранов из 37 семей,[9] связанная с общиной в Нидерландах. Они занимались в основном торговлей и финансами; многие были врачами.

В 1540 году инквизиция узнала про них и сообщила английским властям. Начались репрессии. Большинство лондонских марранов смогло уехать, а некоторые, обладавшие английским подданством, остались в Англии (власти, очевидно, от них отстали).

В Англию приехали другие марраны. Они селились в Лондоне и Бристоле, выдавая себя за протестантов. При Кровавой Мэри (после 1553 г.) большинство из них бежало в Нидерланды.

В правление Елизаветы в Лондоне и Бристоле вновь несколько лет существовала полулегальная конгрегация марранов, насчитывавшая не менее ста человек. Они занимались в основном торговлей с Испанией и Португалией и снабжали сведениями английское правительство. В частности, оно было предупреждено о приближении испанской армады.

Враждебные отношения Англии с Испанией и Португалией обеспечивали марранам невыдачу инквизиции. В протестантской среде они даже не полностью маскировались, соблюдая по возможности еврейские обычаи.[10] Иногда в елизаветинскую Англию попадали ашкеназские евреи - также нелегально.

В 1609 году последние марраны были высланы из Англии.

Возвращение евреев в XVII веке

К середине XVII в. в Лондоне возникла новая колония марранов. Власти английской республики были враждебны Испании, что исключало возможность выдачи криптоевреев. Они игнорировали доносы и закрывали дела против евреев.

Кромвель попытался легализовать пребывание евреев в Англии. Он пригласил из Нидерландов раввина Менаше Бен-Исраэля с петицией к Государственному совету о возвращении евреев. Собранная по этому поводу конференция не дала согласия. Тогда Кромвель дал неофициальное разрешение на въезд евреев.

В 1656 году евреи в Англии получили право открыто исповедовать иудаизм при условии не совершать обряды в публичных местах и не принимать прозелитов. В 1657 году в Англии была открыта первая синагога. Евреи, давно жившие в Англии, натурализовались.

После возвращения короля Чарлза II начались обращения к нему от купцов и церковников об отмене решений Кромвеля и высылке евреев. Но отсутствие формальных законов давало ему возможность игнорировать эти обращения.

В 1664-м Чарлз II заблокировал в Государственном совете попытку аристократов добиться изгнания евреев и издал официальный указ, обещавший евреям защиту. В 1674 и 1685 годах были подписаны дополнительные документы, подтверждающие эти заявления.[11] Антисемитские действия местных властей отменялись Тайным советом.

В 1688 году престол занял Вильям Оранский, пользовавшийся поддержкой амстердамских евреев. После этого в Лондон переместились многие еврейские финансисты со своими деньгами (около £1,500,000). Вслед за сефардами прибыли ашкеназы, открывшие в 1692 году свою синагогу в Лондоне.

В 1698 году закон о запрещении богохульства гарантировал признание законности исповедования иудаизма в Англии. К концу века в Англии было около 400 евреев.

XVIII век

Вильям III присвоил рыцарское звание первому еврею -Соломону де Медина, 23 июня 1700 года. Джон Черчилль, первый герцог Мальборо, широко пользовался его услугами, и был публично обвинен, что принимал ежегодные субсидии от него.

В 1701 году была открыта сефардская синагога на Бивис Маркс. Пресса на иврите началась в Лондоне в 1705 году.

В 1723 специальный акт парламента позволил евреям владеть землей при условии их принятия присяги при регистрации их владения, причём они получили возможность опустить слова «по вере христианской".

К 1734 году 6000 евреев жили в Англии. Еврейский высший класс по-прежнему состоял из брокеров и купцов, ведших внешнюю торговлю, но евреи постепенно вошли во все сферы жизни.

В 1740 году был принят закон, позволявший евреев, которые проживали в британских колониях свыше семи лет, стать натурализованными.[12] Вскоре после этого аналогичный законопроект был внесён в ирландском парламенте, но не смог пройти палату лордов в 1747 году и был снят.

Во время восстания якобитов в 1745 году евреи показали лояльность к власти. Их главный финансист, Самсон Гидеон, удержал фондовый рынок от падения, а некоторые молодые евреи добровольно вступили в корпус защиты Лондона.

Еврейский капитал увеличился к середине XVIII века до £5,000,000.

В 1753 году был принят закон о натурализации евреев ("еврейский билль"), который дал евреям иностранного происхождения возможность приобретать привилегии евреев, родившихся в Великобритании, но он был отменен из-за антиеврейских волнений.

С 1760 г. время от времени собирался «наблюдательный комитет», состоявший из представителей ашкеназов и сефардов и рассматривавший вопросы, представлявшие общий интерес. Постепенно он превратился в Лондонский совет депутатов британских евреев, в который вошли также представители провинциальных конгрегаций.

В Дании

Нет никаких свидетельств пребывания евреев в Дании в средние века. В 1536 году евреям вместе с католиками был запрещен въезд в Данию.

Когда Кристиан IV основал Глюкштадт на реке Эльба в Шлезвиг-Гольштейне, он позволил нескольким еврейским купцам там поселиться. В 1623 г. он пригласил португальских евреев селиться в Дании, обещая им, привилегии, свободу вероисповедания, право на проведение частных богослужений и содержание своих собственных кладбищ. Прибывшие евреи занились кораблестроением и мореходством.[13]

Следующий король, Фредерик III, пытался снова запретить евреям пребывание в Дании. Но он сильно нуждался в деньгах и получил большую ссуду от Авраама (Диего) де Матос Техейра при условии расширения прав евреев на иммиграцию. Хотя это была ограничено сефардами, сколько-то ашкеназов получили письма на право безопасного прохода и поселились в королевстве в ближайшие после этого годы.

Отдельные евреи в эти времена становились придворными врачами, чиновниками по особым поручениям. Первая еврейская община была основана в недавно созданном городе Фредериция в 1682 году, а в 1684 году ашкеназская община была основана в Копенгагене. Еврейские общины существовали в XVII в. в герцогствах Шлезвиг и Гольштейн, принадлежавших тогда Дании. Вместе с тем, правительством были утверждены денежные квоты для иммигрантов, чтобы ограничить приток бедных евреев из соседних стран.

В 1782 г. в Дании жили 1830 евреев (из них 1503 в Копенгагене), которые занимались торговлей и ремеслами (в частности, ювелирным делом), хотя все были приняты в страну по специальным разрешениям, выданным только на основании личного богатства.

Они зависели от ряда дискриминационных ограничений социального и экономического характера, и в течение короткого периода в 1728 году были вынуждены посещать лютеранскую службу. Но они не должны были жить в гетто и имели значительную степень самоуправления. Судя по искусству и литературе того времени, эти ранние общины держались обособленно.

Экономическое положение евреев значительно ухудшилось из-за дискриминации в сфере хозяйственного права. Запрет еврейским детям учиться в христианских школах привёл к тому, что большинство иммигрантских семей были бедны и необразованны.

Когда еврейское просвещение достигло Дании в конце XVIII века, король ввел ряд реформ с целью облегчения интеграции евреев в датское общества. Евреям было разрешено присоединиться к гильдиям, учиться в университете, покупать недвижимость, а также создавать школы.[14] Еврейские просветители создали сеть профессионально-технического обучения детей.[15]

С конца XIV по начало XIX века Норвегия была вассалом Дании. В 1687 г. были отменены все льготы евреям, предоставленные Кристианом IV. В частности, запретили евреям находиться в Норвегии без специального разрешения. Евреи, находившиеся в стране были посажены в тюрьму и изгнаны, и этот запрет сохранялся до 1851 года.

Во Франции

Файл:Carpentras synagogue 03.jpg
Синагога в Карпентра. Построена в 1367 г., реконструирована в XVIII веке. Это самая старая синагога, сохранившаяся во Франции.[16]

Частью Франции, на территории которой евреи оставались и после указа об изгнании 1394 г., было графство Венессен (до 1791 г. оставалось папским владением), центром которого был Авиньон. С 1550 г. во Францию стали переселяться марраны.

Другую группу еврейского населения составляли евреи-ашкеназы Эльзаса и Лотарингии, которые в XVI-XVIII вв. были присоединены к Франции.

Эти группы еврейского населения отличались друг от друга; кроме того, представителям различных групп были даны разные права.

Евреи графства Венессен в XVI-XVII вв.

Римские папы всё время вводили новые ограничения экономических и бытовых прав евреев. Запретили покупать хлеб на корню, неоднократно аннулировали долговые расписки христиан десятилетней давности, обязывали евреев носить отличительный знак.

В 1567 г. было предпринято полное прекращение всех связей между евреями и христианами - вплоть до запрета разговаривать с евреями. Евреям запрещалось торговать лошадьми и мулами, проводить ночь за стенами гетто, появляться на городских улицах во время церковной службы.

В 1569 г. папа Пий V изгнал евреев из папских владений. В конце XVI в. небольшие группы евреев вновь стали селиться в городах графства. В XVII в. они могли жить в этих городах только в еврейских кварталах. Их преследовала инквизиция. Было запрещено изучать Талмуд, раввины были обязаны принимать участие в религиозных диспутах с монахами, евреев заставляли слушать в синагогах католические проповеди.

Городские и папские власти нуждались в доходах, получаемых от евреев и не хотели их совсем изгонять. Евреям позволили снова заняться торговлей, в которой они преуспели.

Новые христиане из Португалии и Испании в Южной Франции и Париже в XVI–XVIII вв.

В южную Францию приехало около 200 семей марранов, которых власти официально называли «португальскими купцами». Они жили в Бордо, Байонне и некоторых других городах. Они сыграли большую роль в развитии французской экономики: часть из них прибыла во Францию со значительными капиталами, с налаженными торговыми связями в странах Северной Африки.

Французские короли предоставили беженцам так называемые письма о натурализации, которые фактически уравнивали их с местными жителями. «Португальские купцы» внешне соблюдали христианские обряды, но втайне сохраняли верность иудаизму.

С начала XVIII в. они перестали выполнять христианские обряды, стали хоронить умерших на христианских кладбищах, но отдельно от христиан, и делать обрезание как младенцам, так и взрослым. В 1722 г. впервые на могиле умершего «португальского купца» появилась надпись «еврей».

В 1723 г. Людовик XV за хорошую плату разрешил «португальским купцам» называться евреями, права натурализованных граждан за ними были сохранены. Они жили замкнутой группой, заключали браки только внутри общины. Несколько сотен «португальских купцов» жили в Париже. Это были состоятельные банкиры, подрядчики, оптовые торговцы.

Некоторые государственные деятели (например, генеральный интендант финансов, морской министр Ж. Б. Кольбер) высоко оценивали экономическую деятельность евреев и защищали их от преследований.

Евреи вели обширную внутреннюю и внешнюю торговлю, организовывали крупные банкирские и меняльные конторы, занимались кораблестроением. Среди них были оружейники и моряки. Местные купцы часто жаловались на конкуренцию со стороны евреев. В большинстве случаев центральные власти не реагировали на эти жалобы. Однако в некоторые места евреев не допускали.

Евреи Эльзаса и Лотарингии

В 1552-1766 гг. в ходе войн Франция постепенно захватила Эльзас и Лотарингию. Но там сохранились местные привилегии. Во Франции постепенно слабел религиозный фанатизм, и она была заинтересована в восстановлении экономики провинций, пострадавших во время Тридцатилетней войны. Евреи были нужны королевскому правительству и местным герцогам.

С 1657 г. евреи Эльзаса и Лотарингии были под особым покровительством короля (за особую плату). Платили они и за право проживания во владениях отдельных феодалов. Во Франции они считались иностранцами и допускались туда редко, по особым разрешениям и под жёстким контролем. Лишь отдельные лица получили письма о натурализации.

В 1689 г. в Эльзасе, по данным переписи «еврейской нации», было 525 семей (около 2600 человек).

В 1477 г. евреи были изгнаны из Лотарингии. После 1552 г. они начали селиться в Меце, а после 1648 г. - в других городах герцогства. В 1748 г. их там было около 3000 человек.

В августе 1720 г. герцог выслал из Лотарингии всех евреев, кроме 74 семей, живших там до 1680 г. В 1733 г. 180 еврейских семей обязали платить за право жительства годовой налог в 100 тыс. ливров.

Для них ввели многочисленные экономические, личные и религиозные ограничения. Евреям разрешалось молиться только в своих домах (то есть нельзя было открывать синагоги). Жить разрешалось только в еврейском квартале. Еврейкам Меца было запрещено выходить замуж за евреев из других городов. Во многие города евреев не пускали или брали с них налог за временное пребывание и прогон скота (лейбцол).

Евреям были запрещены практически все занятия, кроме торговли скотом или старыми вещами; при этом налоги были огромны, ставя большую часть евреев на грань нищеты. В Эльзасе, где было разрешено заниматься ростовщичеством, евреев неоднократно грабили мошенники при содействии властей.

В течение XVIII века численность евреев Эльзаса выросла до примерно 19600 человек. В 1785 г. в Лотарингии проживало 500 еврейских семей (около 4000 человек).

Положение евреев постепенно улучшалось в течение XVIII века, когда власти отменяли отдельные ограничения. Чуть увеличилось число натурализованных. В Меце около 1760 г. была открыта еврейская типография.

Евреи Франции накануне Великой французской революции

Французские философы "века просвещения" атаковали правительство за притеснения евреев в рамках своей общей линии борьбы со средневековым укладом и властью церкви. При этом некоторые из них (прежде всего Вольтер) воспринимали и евреев как средневековый пережиток и нападали на них с той же силой, как на христианскую церковь.

Под давлением общественной критики и экономических трудностей в конце XVIII века правительство слегка снизило давление на евреев.

В 1776 г. «португальским купцам» было предоставлено право жительства на всей территории Франции. В 1784 г. был отменен лейбцол и издан королевский регламент о евреях Эльзаса.

Им было разрешено заниматься земледелием, виноградарством, но только на арендованной земле. Евреям снова запрещалось приобретать земельную собственность, они могли покупать только дома и огороды ограниченных размеров. Запрещалось использовать наемный труд христиан. Одна из статей регламента запрещала евреям вступать в брак без согласия короля.

Феодалам запрещалось изгнать из своих владений еврея, если он платит налоги (но можно было за дурной поступок). Феодалам и городам не разрешали предоставлять право жительства иностранным евреям без разрешения королевской власти.

Королевский указ 1787 г. о расширении свободы вероисповеданий не распространялся на евреев. В 1788 г. была создана правительственная комиссия для выработки более либерального законодательства о евреях.

В работе комиссии принимали участие еврейские представители. Комиссия не приняла никакого решения, отчасти из-за разногласий между еврейскими делегатами. В меморандуме, «португальских купцов» говорилось о необходимости предоставления евреям равноправия, а в записке евреев Эльзаса и Лотарингии содержался призыв к сохранению элементов еврейской автономии.

От начала Великой французской революции до Наполеона

Перед созывом Генеральных штатов в 1788 г. население давало своим представителям наказы.

Наказы избирателей-христиан

В большинстве случаев в пунктах, касавшихся евреев, содержались требования улучшения их положения.

Но в большинстве наказов из Эльзаса и Лотарингии евреев обвиняли в разорении края, в ростовщичестве и требовали принять против них самые жесткие меры, всё им запретить, вплоть до браков, изгнать их.

Право участвовать в выборах было только у евреев, проживавшие в Бордо и Байонне. Многие христиане были против разрешения евреям участвовать в выборах, и еврейские представители не попали в Генеральные штаты.

Наказы еврейских общин

Самый влиятельный еврей Эльзаса и Лотарингии Х. Серфбёр попросил представительства евреев на Генеральных штатах. Людовик XVI разрешил представителям евреев собраться «без всяких формальностей».

Депутаты собрались в мае и выработали наказ от евреев восточных провинций, содержавший общие пожелания евреев и пожелания евреев Эльзаса, Лотарингии и трех епископств.

Евреи требовали, чтобы отменили все специальные налоги и уравняли их в вопросах налоговой политики с остальными французскими гражданами; чтобы евреям было разрешено заниматься ремеслами, сельским хозяйством, приобретать недвижимость, жить по всей Франции без ограничений.

В наказе содержались жалобы на оскорбительное отношение к евреям. Еврейские представители просили сохранить существующие учреждения общинной автономии.

Депутаты от Лотарингии просили, чтобы им было официально разрешено строить синагоги, как в Эльзасе. При этом они высказывали пожелания, чтобы евреям разрешали селиться в разных городах только при наличии определённых капиталов - не хотели, чтобы общины Лотарингии платили налоги за неимущих евреев, которые могут поселиться в крае.

Начало революции

После 14 июля 1789 г. (взятия Бастилии) по всей Франции начались массовые выступления крестьян, громивших замки дворян. В Эльзасе и Лотарингии крестьяне громили также жилища евреев, многие из которых бежали в Швейцарию.

Аббат А. Грегуар выступил 3 августа в Национальном собрании с требованием защиты «этого гонимого и несчастного народа». Это вызвало недовольство португальско-испанских евреев из Бордо, не желавших, чтобы их смешивали с ашкеназскими евреями Эльзаса и Лотарингии.

В принятой Учредительным собранием 26 августа 1789 г. «Декларации прав человека и гражданина» провозглашалась свобода совести, но этим заявлением не отменялось обширное антиеврейское законодательство, о чем говорилось в письме Учредительному собранию от представителей евреев Парижа. Желая показать себя хорошими французскими гражданами, авторы письма отказывались от элементов общинной автономии. Учредительное собрание передало эти обращения в одну из своих комиссий.

В сентябре 1789 г. в Эльзасе вновь произошли антиеврейские беспорядки. Прогрессивные депутаты Учредительного собрания вели борьбу против депутатов-юдофобов на заседаниях и в прессе. Выдвигалось требование равноправия евреев.

Предоставление равноправия евреям рассматривалось Учредительным собранием 21–23 декабря 1789 г. при обсуждении вопроса о предоставлении активного и пассивного избирательного права. Представителям клерикально-монархического лагеря удалось внушить большинству Собрания, что евреям нельзя предоставить равноправие из-за опасности беспорядков в Эльзасе, и евреи оказались единственной группой, не получившей гражданских прав.

31 декабря 1789 г. евреи Бордо, а 1 января 1790 г. — Байонны представили в Собрание петиции, под которыми были собраны сотни подписей. Они требовали, чтобы им были предоставлены гражданские права независимо от того, как вообще будет решен вопрос с евреями, так как они «никогда не смешивались и не объединялись с толпой прочих потомков Иакова».

Они были оскорблены тем, что их уравняли в правах с «евреями иного происхождения». Они утверждали, что были гражданами и раньше, следовательно, новый конституционный строй должен дать им то, в чем им не отказывал старый режим.

Учредительное собрание 28 января 1790 г. постановило: «Все евреи, известные во Франции под именем португальских, испанских, авиньонских ... могут пользоваться всеми правами активных граждан».

В Бордо произошли антиеврейские демонстрации. Власти приняли меры по защите еврейского населения города. В этот день в Собрание была представлена петиция евреев Эльзаса и Лотарингии с требованием немедленно предоставить им равноправие, но она осталась без ответа.

Борьбу за предоставление равноправия возглавили евреи Парижа, которые принимали активное участие в революции. 28 января 1790 г. в здание Парижской Коммуны явилась делегация евреев Парижа, среди которых было 50 национальных гвардейцев. Они обратились к властям Коммуны с просьбой потребовать от Учредительного собрания предоставить евреям равноправие.

Из 60 парижских округов 59 высказались за немедленное предоставление евреям равноправия. 25 февраля 1790 г. делегация Коммуны передала это требование Учредительному собранию. Оно было благосклонно встречено, но было решено отложить его рассмотрение, так как Собрание должно было решить более срочные вопросы.

Борьба между сторонниками и противниками равноправия евреев велась в Эльзасе. Представители городских общин были против евреев. В течение 1790 года в различных городах Эльзаса происходили антиеврейские инциденты. 20 июля 1790 г. в связи с общей налоговой реформой были отменены все специальные налоги, которые взимались с евреев различных городов Эльзаса и Лотарингии за право жительства.

7 мая 1791 г. Учредительное собрание приняло закон о свободе иудейского богослужения. Евреи начали официально регистрировать синагоги. Представитель евреев в Коммуне М. Годар потребовал, чтобы вслед за свободой религии евреям была предоставлена гражданская свобода. Коммуна приняла постановление о равноправии евреев и отправила его в Учредительное собрание.

14 сентября 1791 г. король утвердил предоставленный ему Учредительным собранием проект конституции. 28 сентября 1791 г. Учредительное собрание приняло закон о предоставлении евреям гражданских прав. Выступления депутатов Эльзаса, угрожавших погромами, вынудили Собрание принять постановление о сокращении на одну треть долгов христианского населения евреям.

Евреи Франции в 1793–99 гг.

Получив равноправие, французские евреи стали принимать еще более активное участие в политической жизни Франции. Многие евреи заняли различные выборные общественные должности, в частности, в Париже.

В Южной Франции появились еврейские революционные организации. Евреи жертвовали большие суммы денег на различные общественные нужды (в Эльзасе - самые большие суммы). Большое количество евреев шло по мобилизации или добровольно во французскую армию. В 1793 г. в армии служило около двух тысяч евреев, многие из них получили офицерские чины.

В ноябре 1793 гг. Конвент принял законопроект о введении «культа Разума», который стали навязывать представителям всех вероисповеданий. В обстановке разнузданной антикатолической пропаганды многие еврейские общественные деятели и раввины стали отказываться от иудаизма в целом или от важнейших религиозных атрибутов.

Большинство синагог якобы добровольно, а на самом деле под сильным нажимом отдали властям все предметы из серебра и золота. Атеистическая кампания сопровождалась принуждением и насилием. Особенно сильным преследованиям подвергался иудаизм в Эльзасе и Лотарингии.

После того, как весной 1794 г. с резкой критикой атеистической кампании выступил М. Робеспьер, нападки на различные вероисповедания, особенно на иудаизм, резко сократились по всей Франции за исключением Эльзаса.

При якобинском терроре издавались декреты и распоряжения властей, от которых евреи иногда страдали больше других слоев населения. Так, 16 октября 1793 г. был принят закон, предписывавший арестовывать всех лиц, родившихся на территории стран, с которыми Франция находилась в состоянии войны.

В начале 1794 г. власти Парижа распорядились, чтобы все иностранцы и дворяне покинули город. Некоторые евреи на основании новых законов были отправлены в тюрьму или высланы из Парижа. Закон о максимуме, принятый в 1793 г., частые реквизиции у представителей крупной буржуазии и вообще вся эгалитарная политика якобинского правительства М. Робеспьера в 1793–94 гг. имели тяжелые последствия для многих евреев.

Некоторые революционные деятели обвиняли евреев в спекуляциях. В Эльзасе антиеврейские настроения были всеобщими.

В начале июня 1793 г. богатых евреев Бордо и Байонны обвинили в связях с жирондистами, в сношениях с эмигрантами, в недостаточном революционном рвении. Некоторые из них были оштрафованы на большие суммы. Несколько евреев было казнено. Но в целом Конвент и революционное правительство были далеки от юдофобии; процент евреев, пострадавших от террора в годы революции, в сравнении с христианами был крайне незначительным.

Во многих европейских странах, которые были заняты французскими войсками, провозглашалось равноправие евреев: в Нидерландах — в 1796 г., на западном берегу Рейна (Германия) — в 1797 г., в Италии — в 1796–98 гг. по мере завоевания различных районов страны французскими войсками. Подавляющее большинство евреев в Западной и Центральной Европе было сторонниками французской революции.

После падения якобинской диктатуры в июле 1794 г. прекратились нападки на еврейскую буржуазию, перестал подвергаться преследованиям иудаизм. Иногда евреи подвергались нападкам клерикально-монархических кругов, активизировавших свою деятельность во Франции. Один из членов Совета пятисот выступил в 1797 г. с юдофобской речью, но был призван к порядку председателем Совета, который заявил, что выступавший «совершил политическое богохульство, упорно считая евреев евреями, в то время, когда на них должно смотреть как на французов».

В Италии

В конце XV века в материковую Италию, большей частью в Неаполитанское королевство, прибыли тысячи изгнанников из Испании и её владений в Италии — Сардинии и Сицилии. В 1504 году Неаполитанское королевство стало испанским владением, и в 1510 г. евреев стали оттуда изгонять (в течение 30 лет). Евреи переселялись в другие итальянские государства, где их принимали в целом неплохо.

Файл:Ghetto ebraico di Venezia - Foto di Giovanni Dall'Orto1.jpg
Центральная площадь венецианского гетто

К началу XVI века улучшилась политика государств Северной Италии, в том числе Венеции, и римских пап в отношении евреев. В 1516 году в Венеции впервые был устроен еврейский квартал на месте старого сталеплавильного завода - по-итальянски "гетто".

В XVI веке в каждом значительном городе Италии была иешива. Особой известностью пользовалась иешива в Падуе. В Италии работали знаменитые представители еврейской культуры и науки того времени. Еврейские врачи лечили римских пап. Еврейские печатники издавали книги, в том числе итальянские.

Контрреформация середины XVI в. сопровождалась жестокими гонениями на евреев, ущемлением их религиозных, экономических и личных прав. По приказу римских пап сжигали экземпляры Талмуда по всей Италии, а в Анконе - и людей. В 1593 г. евреев изгнали из папских владений (исключая Рим, Анкону и Авиньон).

Ограничительные антиеврейские законы действовали в папских владениях более двухсот лет и были приняты почти без изменений рядом государств Италии. В 1597 г. из Миланского герцогства были изгнаны 900 евреев.

До конца XVIII в. в Италии жило около 30,000 евреев. Им разрешалось жить только в гетто. Вне их стен евреи были обязаны носить отличительный знак поверх одежды. Им был закрыт доступ ко всем свободным профессиям, кроме медицины (со строгими ограничениями). Евреям требовалось особое разрешение для междугородных поездок. Почти повсюду их принуждали слушать миссионерские проповеди.

Особенно тяжким было положение римской общины. Однако в Пьемонте и Ливорно евреям предоставлялась свобода применять свои коммерческие способности.

Культурная жизнь евреев Италии с конца XVI вв. стала гораздо беднее, однако не заглохла. Евреи Италии создавали литературные и музыкальные произведения. Наиболее известен композитор Саломоне деи Росси, один из основоположников музыки барокко. Еврейские философы занимались всеми отраслями тогдашней науки; художники создавали предметы иудаики.

В конце XVIII века, после завоевания Италии революционной Францией (1796–98) стены гетто были снесены и евреи получили равноправие, подтверждённое Наполеоном в 1800 г.

Источники

Примечания

  1. Статья "Аутодафе" в Википедии
  2. Статья "Инквизиция" в ЭЕЭ
  3. GENOA (ג'נובה) by: Gotthard Deutsch, Ismar Elbogen in Jewish Encyclopedia
  4. Статья "Рим" из Электронной еврейской энциклопедии на основании КЕЭ, том 7, кол. 208–216
  5. Статья "Марокко" из Электронной еврейской энциклопедии на основании КЕЭ, том 5, кол. 120–130
  6. Статья "Crypto judaism" в английском разделе Википедии
  7. О пирате - кабалисте...
  8. CARLOS LOPEZ DZUR. Piratas judíos en el Caribe / Reseña de libro de E. Kritzler
  9. История общины марранов в тюдоровской Англия открыта Люсьеном Вольфом при исследовании архивов португальской инквизиции (опубликовано начиная с 1928 года). До этого единственнным источником была книга Сиднея Ли "Елизаветинская Англия и евреи".
  10. C. J. Sisson, 'A Colony of Jews in Shakespeare's London' in Essays by Members of the English Association, xxii. 311--51.
  11. Станислав Шустерман, Jewish.ru
  12. 13 Geo. II., cap. 7
  13. Статья "мореходство" в ЭЕЭ на основании КЕЭ, том 5, кол. 464–459
  14. Статья "History of the Jews in Denmark" в английском разделе Википедии
  15. Ovenstående to afsnit stammer fra J. Davidsens Fra det gamle Kongens Kjøbenhavn, 2. del, Gyldendal, 1881, s. 238-243
  16. Carpentras-ventoux.com
Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация