История еврейского народа в Западной Европе в Новое время (XVI—XVIII вв.)

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
(Во Франции)
(В Германии)
Строка 249: Строка 249:
== В Германии ==
== В Германии ==
{{main|История еврейского народа во Германии в Новое время (XVI-XVIII вв.)}}
{{main|История еврейского народа во Германии в Новое время (XVI-XVIII вв.)}}
 +
{{Заготовка_раздела}}
== Во Франции ==
== Во Франции ==

Версия 07:39, 10 июня 2012

Тип статьи: Регулярная статья
Автор статьи: Л.Гроервейдл
Дата создания: 4.11.2011

Новое время в Европе началось после открытия Америки и морского пути в Южную и Восточную Азию. Началась эпоха колонизации, полностью изменившая карту торговых путей, технологию и номенклатуру мирового рынка.

В то же время в Северо-западной Европе началась религиозная реформация, а из Юго-Западной Европы евреев изгнали. В католических странах набрала силу инквизиция. Южной Европе угрожали турки,

Новая экономическая и политическая обстановка создала новые возможности для евреев. Многие насильственно крещёные евреи устремились в колонии, пытаясь скрыться от преследований инквизиции. Евреи впервые попали в Данию.

Усиление религиозного противостояния между разными ветвями христианства вызвало повышенный интерес к ТАНАХу и многочисленные случаи перехода христиан в иудаизм.

Однако в ходе религиозных войн еврейские общины страдали от всех их сторон. Реакция правителей и духовенства европейских стран на рост благосостояния евреев была резко антиеврейской.

В XVII веке в разных странах региона стали ослабевать антиеврейские ограничения. Евреи Нидерландов и Англии получили значительные экономические и личные права. В течение XVIII века обстановка в целом улучшалась.

Великая Французская революция в конце периода привела к уравнению евреев в гражданских правх не только во Франции, но и в других странах и создала радикально новую реальность.

Содержание

В Испании

Насильственно крещённые в Испании евреи ("конверсос") старались тайно продолжать практиковать иудаизм. Окружающее христианское население обозвало их ругательной кличкой марраны. После изгнания в 1492 году эта категория населения, по оценкам историков, увеличилась на 50 тысяч человек.

Инквизиция охотилась за тайными евреями. Наказанием попавшимся была смерть;[1] в редких случаях - каторга с полной конфискацией имущества или пожизненное заключение. В Испании и её владениях в XV—XIX веках были репрессированы около 350 тысяч человек, в том числе 32 тысячи были приговорены к сожжению. Большинство жертв - марраны в XV-XVII веках.[2]

Уйти из страны также было смертельно опасно. Уходить приходилось практически без денег (в силу королевского указа). Вероятность прибыть куда-либо живым была невелика из-за болезней, голода и разбоя. В большинстве соседних стран не хотели принимать испанских евреев, в том числе местные еврейские общины.[3] [4][5]

"Новые христиане" продолжали свои дела, стараясь найти способ уехать из страны безопасным путём и с деньгами. Через поколение в Испанию и её колонии вернулись потомки испанских евреев, насильственно крещённых в Португалии.[6]

Марраны массово переезжали в испанские колонии в Америке и в Азии, рассчитывая скрыться там от инквизиции. Но вскоре она прибыла и туда, и марранам приходилось уходить всё дальше, на границу испанских владений. Евреи-моряки сформировали многие экипажи кораблей на островах Карибского моря, не контролировавшихся испанскими властями, и грабили испанские корабли.[7][8]

Другим способом скрыться было поселиться в странах Европы под видом испанских купцов. Местные власти, особенно протестантские, не очень заботило, что делают "испанцы" у себя в домах.

Власти Испании запрещали эмиграцию новых христиан, порой перехватывая и возвращая беглецов. И все же тайно, или под каким-либо предлогом, или за выкуп многие тысячи новых христиан покинули полуостров за 350 лет господства инквизиции.

Ввиду враждебности окружающих марраны продолжали оставаться отдельной группой в испанском обществе, заключая браки преимущественно между собой. Уцелевшие от террора тайные евреи вынуждены были урезать практику иудаизма до таких границ, чтобы не попасться. С каждым поколением от этого иудаизма оставалось всё меньше, но он сохранился в Испании вплоть до XVIII в. и даже позднее. До наших дней сохранили обособленность марраны острова Мальорка, называемые чуэтас.

В Португалии

XVI век: марраны и инквизиция

Королевским указом от 30 мая 1497 г. новые христиане были объявлены полноправными гражданами Португалии и запрещалось до 1517 г. преследовать их за ересь. Но церковь и население преследовали "новых христиан", во многих городах прошли погромы со многочисленными жертвами.

Марраны старались покинуть страну, несмотря на королевский запрет и необходимость бросить при отъезде всё имущество.

Запрет на эмиграцию был снят в 1507 году. Началась массовая эмиграция в Турцию, Нидерланды, Марокко, Италию и другие страны. Там марраны открыто вернулись к иудаизму, образовав отдельные общины (так называемые португезские конгрегации).

Небольшая группа эмигрантов поселилась в Стране Израиля. В заморских владениях Португалии и Испании, поселилось столько марранов из Португалии, что во многих странах, в особенности Америки слово «португалец» стало обозначать еврея.

В 1516 г. в король попросил папу учредить в Португалии инквизицию специально против «иудействующих».

В 1525 г. в страну прибыл Давид Реувени, породивший мессианское движение среди части марранов. Двое марранов убили провокатора властей. Эти события вызвали в ряде мест нападения на новых христиан, переросшие на Азорских островах и острове Мадейра в резню.

В 1531 г. в Португалии создали инквизицию. В 1536 г. в Лиссабоне, Эворе, Коимбре, а также в колонии Гоа в Индии начали действовать трибуналы инквизиции, просуществовавшие с перерывами до 1821 г.

С 1541 г. по 1739 г. в Португалии и Гоа на 49 аутодафе, жертвами которых стали тысячи новых христиан; несколько сотен из них было сожжено.

В середине XVI в. в Португалии (как и в Испании) был принят принцип чистоты происхождения против новых христиан. Им запрещалось занимать многие государственные и церковные должности, проживать в некоторых городах, вступать в религиозные братства и рыцарские ордена.

Погромы новых христиан произошли во многих городах.

В 1557 г. король запретил новым христианам выезд из страны, однако по уплате ими 250 тыс. дукатов отменил свой запрет. Легальная эмиграция вновь прекратилась с присоединением Португалии к Испании в 1581 г., однако многим марранам удавалось покидать страну, в частности, под видом паломничества в Рим.

XVII век: попытки укрыться в колониях и эмиграция

Многих «иудействующих» ссылали в заморские владения Португалии. В то же время колониальные власти нередко направляли заподозренных в ереси на суд в Португалию.

В 1601 г. новым христианам Португалии разрешили эмиграцию с вывозом имущества. В 1603 г. на них распространилось право на выезд, купленное группой новых христиан, переселившихся в Испанию. Еще одна попытка приостановить эмиграцию новых христиан была предпринята в 1604 г. В 1620 г. королевский совет Испании обсуждал предложение о высылке их в Африку.

После восстановления независимости Португалии (1640) новые христиане по-прежнему подвергались дискриминации и преследованиям.

XVIII век

В первой половине XVIII инквизиция продолжала вылавливать и убивать тайных евреев - главным образом в Бразилии. Лишь в 1768 г. были уничтожены списки новых христиан, а в 1773 г. отменены все правовые ограничения, связанные с этническим происхождением.

Это ускорило процесс ассимиляции. Обособленные группы новых христиан, исполнявших некоторые мицвот, сохранились лишь в некоторых городах, среди них Белмонте, Браганса, Вила-Реал, Ковильян, Монкорво и в поселении Аргоселу.

В Нидерландах

Нидерланды в описывемый период включали в себя территорию современного королевства Нидерланды (Голландия), Бельгии и Люксембурга, а также некоторые близлежащие районы современной Франции. В конце XV века в результате династического брака эта страна досталась испанскому королю, который был также и императором Священной римской империи.

После Нидерландской революции южная часть Нидерландов, приблизительно в границах современной Бельгии, осталась испанской и католической. За обладание этими землями шли хронические войны между всеми соседними странами.

Постепенная легализация евреев

В начале века евреи, преимущественно марраны стали селиться южных Нидерландах, большинство из них - в Антверпене. Их численность возрастала по мере усиления преследований евреев в Португалии.

Испанский король, он же принц Нидерландов Карл V издавал эдикты против евреев. В 1530 г. евреи были вновь изгнаны из Люксембурга, остались лишь криптоевреи, скрывавшие свою веру. При Филиппе II (1556–98) еврейское население Нидерландов было практически изгнано.

После войны 1566–1609 гг. северные Нидерланды освободились, и евреям было вновь разрешено проживание там. В страну (более всего - в Амстердам) стали прибывать марраны из Испании и Португалии; с 1585 г. - также большая группа из Антверпена, захваченного испанскими войсками.

Хотя веротерпимость была провозглашена в Утрехтской унии (декларация независимости Нидерландов), марраны скрывали свое возвращение в иудаизм. Видимо, около 1590 г. была основана тайная еврейская община в Амстердаме.

В 1603 г. она была раскрыта властями, а ее раввин арестован. Но вскоре евреям Амстердама было официально разрешено основать ряд общин со всем положенным при них. Ооднако статус евреев не был четко определен властями. Евреи продолжали селиться в городе, несмотря на отсутствие формального разрешения.

С 1619 по 1795 г. каждый город имел право проводить собственную политику по отношению к евреям.

На большей части территории Нидерландов евреям было разрешено исповедовать иудаизм и создавать общины, евреи были уравнены в имущественных правах с остальными гражданами. Однако они не имели политических прав и должны были приносить в суде специальную еврейскую присягу. Были запрещены браки между евреями и христианами. В 1613 г. амстердамский городской совет исключил евреев из большинства цехов и купеческих гильдий.

Экономическая активность сефардов

Сефарды внесли ощутимый вклад в развитие экономики Нидерландов и превратили Амстердам в один из центров мировой торговли XVII в. и огранки бриллиантов, которая была исключительно еврейским занятием.

В конце XVII в. им принадлежала четверть всех акций Голландской Вест-Индской компании. Евреи участвовали в создании и развитии сахарной, шелковой, табачной промышленности, а также в производстве шоколада.

Во второй половине XVII в. увеличились банковские вклады евреев, вскоре появились крупные банкиры-евреи, дававшие ссуды правителям Нидерландов.

Культурный расцвет еврейской общины

В XVII в. крупнейшим еврейским центром в Нидерландах был Амстердам. В 1619 г. общины Амстердама открыли училище (по существу йешиву) «Эц-Хаим», славившееся высоким уровнем обучения. В ней преподавали известные ученые и общественные деятели. Выпускники его стали раввинами в сефардских общинах многих стран.

Среди бывших марранов было много писателей и поэтов, писавших на иврите, португальском и испанском языках. Амстердам был крупным центром еврейского книгопечатания.

В религиозной и духовной жизни сефардов в Нидерландах случались конфликты, иногда даже к отлучения от общины, апример Уриэля Акосты и Баруха Спинозы. В 1660-х гг. мессианское движение Шабтая Цви нашло в Нидерландах большое количество приверженцев.

Медицина и конкуренция с христианами

Медицина была распространенной профессией среди сефардов Нидерландов. Они занимались частной практикой и имели право лечить всех жителей Нидерландов, хотя при лечении неевреев были обязаны приносить специальную клятву. В Амстердаме христианские врачи и фармацевты были объединены в гильдии, куда не принимали евреев. Евреям-фармацевтам запрещалось (с 1667 по 1711 г.) продавать лекарства неевреям.

Внутренние дела еврейской общинв

Сефарды пользовались широкой общинной автономией, включавшей право суда над членами общины и цензуру печатных изданий. Была создана широкая система благотворительных учреждений. В 1675 г. в Амстердаме была построена сефардская синагога — самая большая из всех существовавших в Нидерландах.

Около 1620 г. усиливается приток ашкеназов в Нидерланды. Первая ашкеназская община была создана в Амстердаме в 1635 г. выходцами из Германии; в 1660 г. там же появилась община польских евреев. В 1673 г. по приказу городских властей эти общины объединились. В 1672 г. в Амстердаме была освящена Большая ашкеназская синагога.

Ашкеназы прибывали в страну без денег, их основными занятиями были коробейничество, торговля скотом и служба в качестве прислуги в богатых сефардских домах. Отношения между двумя группами евреев были достаточно напряженными. К концу XVII в. ашкеназы стали принимать активное участие в книгопечатании и обработке алмазов. Их численность к концу века превысила число сефардов.

Положение в XVIII веке

В 1780 г. в Нидерландах проживали три тысячи сефардов и двадцать семь тысяч ашкеназов. Экономическое положение сефардов ухудшилось, а ашкеназов упрочилось, среди них появились люди, разбогатевшие на обработке алмазов. Но большинство членов ашкеназской общины были по-прежнему очень бедны.

Французская оккупация привела к образование Батавской республики; в сентябре 1796 г. Национальное собрание республики провозгласило полную эмансипацию евреев. Они получили возможность свободно селиться в Брюсселе и Антверпене. В Люксембурге евреям разрешили организовать общину, включенную в консисторию Трира. В это время туда переехали некоторые евреи из Лотарингии.

Французский наместник Луи Наполеон стремился к ассимиляции еврейского населения королевства, отменяя дискриминационные законы. Были сформированы два еврейских батальона, а также основаны школы для еврейских детей с преподаванием на голландском языке.

В этих условиях ашкеназская элита была сторонницей идей французской революции, эмансипации евреев и упразднения общинной автономии. Руководители же Сефардской общины оставались верными свергнутой Оранской династии и боялись эмансипации, сторонники которой образовали в 1797 г. новую общину Адат-Иешурун.

В Великобритании

Марраны в Великобритании XVI - начала XVII века

Первые свидетельства о евреях в тюдоровской Англии после высылки относятся к 1494 году.

Король Генри VIII имел дела с евреями, периодически допуская их в страну. В тридцатых годах XVI века в Лондоне жила нелегальная община марранов из 37 семей,[9] связанная с общиной в Нидерландах. Они занимались в основном торговлей и финансами; многие были врачами.

В 1540 году инквизиция узнала про них и сообщила английским властям. Начались репрессии. Большинство лондонских марранов смогло уехать, а некоторые, обладавшие английским подданством, остались в Англии (власти, очевидно, от них отстали).

В Англию приехали другие марраны. Они селились в Лондоне и Бристоле, выдавая себя за протестантов. При Кровавой Мэри (после 1553 г.) большинство из них бежало в Нидерланды.

В правление Елизаветы в Лондоне и Бристоле вновь несколько лет существовала полулегальная конгрегация марранов, насчитывавшая не менее ста человек. Они занимались в основном торговлей с Испанией и Португалией и снабжали сведениями английское правительство. В частности, оно было предупреждено о приближении испанской армады.

Враждебные отношения Англии с Испанией и Португалией обеспечивали марранам невыдачу инквизиции. В протестантской среде они даже не полностью маскировались, соблюдая по возможности еврейские обычаи.[10] Иногда в елизаветинскую Англию попадали ашкеназские евреи - также нелегально.

В 1609 году последние марраны были высланы из Англии.

Возвращение евреев в XVII веке

К середине XVII в. в Лондоне возникла новая колония марранов. Власти английской республики были враждебны Испании, что исключало возможность выдачи криптоевреев. Они игнорировали доносы и закрывали дела против евреев.

Кромвель попытался легализовать пребывание евреев в Англии. Он пригласил из Нидерландов раввина Менаше Бен-Исраэля с петицией к Государственному совету о возвращении евреев. Собранная по этому поводу конференция не дала согласия. Тогда Кромвель дал неофициальное разрешение на въезд евреев.

В 1656 году евреи в Англии получили право открыто исповедовать иудаизм при условии не совершать обряды в публичных местах и не принимать прозелитов. В 1657 году в Англии была открыта первая синагога. Евреи, давно жившие в Англии, натурализовались.

После возвращения короля Чарлза II начались обращения к нему от купцов и церковников об отмене решений Кромвеля и высылке евреев. Но отсутствие формальных законов давало ему возможность игнорировать эти обращения.

В 1664-м Чарлз II заблокировал в Государственном совете попытку аристократов добиться изгнания евреев и издал официальный указ, обещавший евреям защиту. В 1674 и 1685 годах были подписаны дополнительные документы, подтверждающие эти заявления.[11] Антисемитские действия местных властей отменялись Тайным советом.

В 1688 году престол занял Вильям Оранский, пользовавшийся поддержкой амстердамских евреев. После этого в Лондон переместились многие еврейские финансисты со своими деньгами (около £1,500,000). Вслед за сефардами прибыли ашкеназы, открывшие в 1692 году свою синагогу в Лондоне.

В 1698 году закон о запрещении богохульства гарантировал признание законности исповедования иудаизма в Англии. К концу века в Англии было около 400 евреев.

XVIII век

Вильям III присвоил рыцарское звание первому еврею - Соломону де Медина, 23 июня 1700 года. Джон Черчилль, первый герцог Мальборо, широко пользовался его услугами, и был публично обвинен, что принимал ежегодные субсидии от него.

В 1701 году была открыта сефардская синагога на Бивис Маркс. Пресса на иврите началась в Лондоне в 1705 году.

В 1723 специальный акт парламента позволил евреям владеть землей при условии их принятия присяги при регистрации их владения, причём они получили возможность опустить слова «по вере христианской".

К 1734 году 6000 евреев жили в Англии. Еврейский высший класс по-прежнему состоял из брокеров и купцов, ведших внешнюю торговлю, но евреи постепенно вошли во все сферы жизни.

В 1740 году был принят закон, позволявший евреев, которые проживали в британских колониях свыше семи лет, стать натурализованными.[12] Вскоре после этого аналогичный законопроект был внесён в ирландском парламенте, но не смог пройти палату лордов в 1747 году и был снят.

Во время восстания якобитов в 1745 году евреи показали лояльность к власти. Их главный финансист, Самсон Гидеон, удержал фондовый рынок от падения, а некоторые молодые евреи добровольно вступили в корпус защиты Лондона.

Еврейский капитал увеличился к середине XVIII века до £5,000,000.

В 1753 году был принят закон о натурализации евреев ("еврейский билль"), который дал евреям иностранного происхождения возможность приобретать привилегии евреев, родившихся в Великобритании, но он был отменен из-за антиеврейских волнений.

С 1760 г. время от времени собирался «наблюдательный комитет», состоявший из представителей ашкеназов и сефардов и рассматривавший вопросы, представлявшие общий интерес. Постепенно он превратился в Лондонский совет депутатов британских евреев, в который вошли также представители провинциальных конгрегаций.

В Дании

Нет никаких свидетельств пребывания евреев в Дании в средние века. В 1536 году евреям вместе с католиками был запрещен въезд в Данию.

Когда Кристиан IV основал Глюкштадт на реке Эльба в Шлезвиг-Гольштейне, он позволил нескольким еврейским купцам там поселиться. В 1623 г. он пригласил португальских евреев селиться в Дании, обещая им, привилегии, свободу вероисповедания, право на проведение частных богослужений и содержание своих собственных кладбищ. Прибывшие евреи занялись кораблестроением и мореходством.[13]

Следующий король, Фредерик III, пытался снова запретить евреям пребывание в Дании. Но он сильно нуждался в деньгах и получил большую ссуду от Авраама (Диего) де Матос Техейра при условии расширения прав евреев на иммиграцию. Хотя это была ограничено сефардами, сколько-то ашкеназов получили письма на право безопасного прохода и поселились в королевстве в ближайшие после этого годы.

Отдельные евреи в эти времена становились придворными врачами, чиновниками по особым поручениям. Первая еврейская община была основана в недавно созданном городе Фредериция в 1682 году, а в 1684 году ашкеназская община была основана в Копенгагене. Еврейские общины существовали в XVII в. в герцогствах Шлезвиг и Гольштейн, принадлежавших тогда Дании. Вместе с тем, правительством были утверждены денежные квоты для иммигрантов, чтобы ограничить приток бедных евреев из соседних стран.

В 1782 г. в Дании жили 1830 евреев (из них 1503 в Копенгагене), которые занимались торговлей и ремеслами (в частности, ювелирным делом), хотя все были приняты в страну по специальным разрешениям, выданным только на основании личного богатства.

Они зависели от ряда дискриминационных ограничений социального и экономического характера, и в течение короткого периода в 1728 году были вынуждены посещать лютеранскую службу. Но они не должны были жить в гетто и имели значительную степень самоуправления. Судя по искусству и литературе того времени, эти ранние общины держались обособленно.

Экономическое положение евреев значительно ухудшилось из-за дискриминации в сфере хозяйственного права. Запрет еврейским детям учиться в христианских школах привёл к тому, что большинство иммигрантских семей были бедны и необразованны.

Когда еврейское просвещение достигло Дании в конце XVIII века, король ввел ряд реформ с целью облегчения интеграции евреев в датское общества. Евреям было разрешено присоединиться к гильдиям, учиться в университете, покупать недвижимость, а также создавать школы.[14] Еврейские просветители создали сеть профессионально-технического обучения детей.[15]

С конца XIV по начало XIX века Норвегия была вассалом Дании. В 1687 г. были отменены все льготы евреям, предоставленные Кристианом IV. В частности, запретили евреям находиться в Норвегии без специального разрешения. Евреи, находившиеся в стране были посажены в тюрьму и изгнаны, и этот запрет сохранялся до 1851 года.

В Швеции

Нет никаких сведений даже о временном пребывании евреев в Швеции до середины XVII в. Все предложения о допуске евреев в старну отвергались властями и церковью.

Отдельные евреи попадали туда по особым случаям, например был врач-еврей у первого шведского короля Густава Ваза в XVI в., а знаменитый врач и гуманист Бендито де Кастро (Барух Нехемиас; 1597–1684) из Гамбурга был личным врачом королевы Кристины (1632–54), которая знала иврит и интересовалась еврейскими священными текстами.

Отдельные еврейские семьи в конце XVII в. приезжали в Швецию и селились в стране, но во избежание высылки большинство из них крестились. Крещения производились в присутствии королевской семьи и высокопоставленных особ. Крестившиеся евреи получали особые привилегии и денежное вознаграждение. За столетие было проведено 25 крещений в одном только Стокгольме.

В начале 1680-х гг. группа ашкеназских евреев попыталась легально основать небольшую общину в Стокгольме. После вмешательства церковной власти король Карл XI в 1685 г. приказал в случае приезда евреев в Швецию изгонять их в двухнедельный срок. В следующем году было принято официальное церковное постановление, обязывающее евреев, въезжающих в Швецию, обучаться «истинной вере» с последующим крещением.

Однако и при Карле XI, и при Карле XII (1697–1718) евреи легально въезжали в страну и оставались там на некоторое время. Многие из них оставались в Швеции в течение нескольких лет.

В Швейцарии

В конце XV века евреи были изгнаны из большинства швейцарских городов, оставшись лишь в нескольких из них. В 1622 г. собрание представителей 13 швейцарских кантонов (под их контролем находилась половина территории современной Швейцарии) решило «навечно» изгнать евреев.

В соответствии с решением парламента в 1678 году евреям было разрешено селиться в общинах долины Сурб.

С 1776 года им было разрешено находиться только в двух небольших городах графства Баден — Клингнау и Оберендингене (ныне входят в кантон Аргау). В конце XVIII века 553 евреев, в этих селах представлены почти все еврейское население в Швейцарии.

Деревня Эндинген никогда не построила христианскую церковь, там есть только синагога. Еврейские и христианские семьи жили часто под одной крышей. Дома были построены с двумя отдельными входами, один для евреев и один для христиан.[16]

Евреям занятия только несколькими профессиями, такими как торговля. Они должны были покупать у властей письма о "Защите и безопасности".[17]

Файл:Endingen Doppeltuer.jpg
Две отдальные двери (для христиан и для евреев) в доме в Верхнем Эндингене

В 1783 году несколько евреев из Лотарингии поселились в женевском пригороде Карож, который принадлежал в это время герцогу Савойскому.

После того, как в 1798 г. на большей части территории современной Швейцарии была провозглашена (при поддержке революционной Франции) Гельветическая республика, в швейцарских городах (в частности, в Женеве, Берне, Базеле, Невшателе) вновь стали селиться евреи. Евреи Аргау подали петицию об уравнении их в правах с французскими евреями.

Под нажимом правительства Франции (Директории) Национальное собрание 1 июня 1798 г. отменило, что все особые налоги, которые платили евреи.

Решение парламента вызвало протесты со стороны юдофобски настроенных общественных деятелей. В 1799 г. в результате влияния Франции правительство Швейцарии представило на рассмотрение парламента законопроект, предусматривавший эмансипацию евреев. Большинство депутатов выступили против.

Правительственный законопроект был отвергнут. Правительство разрешило швейцарским евреям проживать на всей территории Баденского округа и приобретать недвижимое имущество.

В Германии

Основная статья: История еврейского народа во Германии в Новое время (XVI-XVIII вв.)

Во Франции

Файл:Carpentras synagogue 03.jpg
Синагога в Карпентра. Построена в 1367 г., реконструирована в XVIII веке. Это самая старая синагога, сохранившаяся во Франции.[18]

После указа об изгнании 1394 г. евреи оставались в графстве Венессен (до 1791 г. оставалось папским владением), центром которого был Авиньон. С 1550 г. во Францию стали переселяться марраны. Евреи-ашкеназы жили в Эльзасе и Лотарингии, которые в XVI-XVIII вв. были присоединены к Франции. Эти группы еврейского населения отличались друг от друга и имели разные права.

Евреи графства Венессен в XVI-XVII вв.

Римские папы всё время вводили новые ограничения экономических и бытовых прав евреев, нанося им убытки, обязывали евреев носить отличительный знак.

В 1567 г. христианам запретили разговаривать с евреями. Евреям запрещалось торговать лошадьми и мулами, проводить ночь за стенами гетто, появляться на городских улицах во время церковной службы.

В 1569 г. папа изгнал евреев из своих владений, но в конце XVI в. небольшие группы евреев вновь стали селиться в городах графства. В XVII в. они могли жить там только в еврейских кварталах. Их преследовала инквизиция. Было запрещено изучать Талмуд, раввины были обязаны принимать участие в религиозных диспутах с монахами, евреев заставляли слушать в синагогах католические проповеди.

Городские и папские власти нуждались в налогах с евреев и не хотели их совсем изгонять. Евреям позволили снова заняться торговлей, в которой они преуспели.

Новые христиане из Португалии и Испании в Южной Франции и Париже в XVI–XVIII вв.

В южную Францию (Бордо, Байонн и некоторые другие городах) приехало около 200 семей марранов, которых власти официально называли «португальскими купцами». Они сыграли большую роль в развитии французской экономики: часть из них прибыла во Францию со значительными капиталами, с налаженными торговыми связями в странах Северной Африки.

Французские короли предоставили беженцам так называемые письма о натурализации, которые фактически уравнивали их с местными жителями. «Португальские купцы» втайне сохраняли верность иудаизму, а внешне соблюдали христианские обряды. С начала XVIII в. они перестали это делать, стали хоронить умерших отдельно от христиан и делать обрезание как младенцам, так и взрослым.

В 1723 г. Людовик XV за хорошую плату разрешил «португальским купцам» называться евреями, права натурализованных граждан за ними были сохранены. Они жили замкнутой группой, заключали браки только внутри общины. Несколько сотен богатых евреев жили в Париже. Некоторые государственные деятели высоко оценивали экономическую деятельность евреев и защищали их от преследований.

Евреи вели обширную торговлю, организовывали крупные банкирские и меняльные конторы, занимались кораблестроением. Среди них были оружейники и моряки. Местные купцы часто жаловались на конкуренцию со стороны евреев - как правило, безрезультатно. Однако в некоторые места евреев не допускали.

Евреи Эльзаса и Лотарингии

В 1552-1766 гг. в ходе войн Франция постепенно захватила Эльзас и Лотарингию. Но там сохранились местные привилегии. Франция была заинтересована в восстановлении экономики провинций после войны. Евреи были нужны королевскому правительству и местным герцогам. После 1552 г. евреи, изгнанные в 1477 г., начали селиться в городах Лотарингии.

С 1657 г. евреи Эльзаса и Лотарингии были под особым покровительством короля (за особую плату). Платили они и за право проживания во владениях отдельных феодалов. Во Франции они считались иностранцами и допускались туда редко, по особым разрешениям и под жёстким контролем. Лишь отдельные лица получили письма о натурализации.

В 1689 г. в Эльзасе, по данным переписи «еврейской нации», было 525 семей (около 2600 человек).

В августе 1720 г. герцог выслал из Лотарингии всех евреев, кроме 74 семей, живших там до 1680 г. В 1733 г. 180 еврейских семей обязали платить за право жительства годовой налог в 100 тыс. ливров. В 1748 г. в Лотарингии было около 3000 евреев.

Евреям разрешалось молиться только в своих домах (то есть нельзя было открывать синагоги). Жить разрешалось только в еврейском квартале. Еврейкам Меца было запрещено выходить замуж за евреев из других городов. Во многие города евреев не пускали или брали с них налог за временное пребывание и прогон скота (лейбцол).

Евреям были запрещены практически все занятия, кроме торговли скотом или старыми вещами; при этом налоги были огромны, ставя большую часть евреев на грань нищеты. В Эльзасе, где было разрешено заниматься ростовщичеством, евреев неоднократно грабили мошенники при содействии властей.

В 1785 г. в Лотарингии проживало 500 еврейских семей (около 4000 человек). В течение XVIII века численность евреев Эльзаса выросла до примерно 19600 человек.

В это время власти постепенно отменяли отдельные ограничения прав евреев. Чуть увеличилось число натурализованных. В Меце около 1760 г. была открыта еврейская типография.

Евреи Франции накануне Великой французской революции

Французские философы XVIII века (не все) атаковали правительство за притеснения евреев. Под давлением общественной критики и экономических трудностей в конце XVIII века правительство слегка снизило давление на евреев.

В 1776 г. «португальским купцам» было предоставлено право жительства на всей территории Франции. В 1784 г. был отменен лейбцол и издан королевский регламент о евреях Эльзаса.

Им было разрешено заниматься земледелием, виноградарством, но с серьёзными ограничениями. Запрещалось использовать наемный труд христиан. Одна из статей регламента запрещала евреям вступать в брак без согласия короля.

Феодалам запрещалось изгонять из своих владений еврея, если он платит налоги (но можно было за дурной поступок). Феодалам и городам не разрешали предоставлять право жительства иностранным евреям без разрешения королевской власти.

Королевский указ 1787 г. о расширении свободы вероисповеданий не распространялся на евреев. В 1788 г. была создана правительственная комиссия для выработки более либерального законодательства о евреях с участием еврейских представителей. Она не приняла никакого решения, отчасти из-за разногласий между еврейскими делегатами.«Португальские купцы» хотели предоставления евреям равноправия, а евреи Эльзаса и Лотарингии - сохранения элементов еврейской автономии.

От начала Великой французской революции до Наполеона

Перед созывом Генеральных штатов в 1788 г. население давало своим представителям наказы.

Наказы избирателей-христиан в большинстве случаев содержали требования улучшения положения евреев. Но в большинстве наказов из Эльзаса и Лотарингии евреев обвиняли в разорении края, в ростовщичестве и требовали всё им запретить, вплоть до браков, и изгнать их.

Право участвовать в выборах было только у евреев из Бордо и Байонна. Многие христиане были против разрешения евреям участвовать в выборах, и еврейские представители не попали в Генеральные штаты.

Людовик XVI разрешил представителям евреев собраться «без всяких формальностей». Депутаты собрались в мае и выработали наказ от евреев Эльзаса, Лотарингии и трех епископств. Они требовали отменить все специальные налоги и уравнять их в вопросах налоговой политики с остальными французскими гражданами; чтобы евреям было разрешено заниматься ремеслами, сельским хозяйством, приобретать недвижимость, жить по всей Франции без ограничений.

Еврейские представители просили сохранить существующие учреждения общинной автономии.

Депутаты от Лотарингии просили разрешения строить синагоги, как в Эльзасе. При этом они желали, чтобы евреям разрешали селиться в городах только при наличии определённых капиталов - не хотели платить налоги за неимущих евреев.

Начало революции

После 14 июля 1789 г. по всей Франции крестьяне начали громивших замки дворян. В Эльзасе и Лотарингии они громили также жилища евреев, многие из которых бежали в Швейцарию.

Аббат А. Грегуар выступил 3 августа в Национальном собрании с требованием защиты евреев. Это вызвало недовольство португальско-испанских евреев из Бордо, не желавших, чтобы их смешивали с ашкеназскими евреями Эльзаса и Лотарингии.

В «Декларации прав человека и гражданина» 1789 г. провозглашалась свобода совести, но этим не отменялось антиеврейское законодательство, о чем говорилось в письме Учредительному собранию от представителей евреев Парижа. Авторы письма отказывались от элементов общинной автономии. Эти обращения попали в одну из комиссий.

В сентябре 1789 г. в Эльзасе вновь произошли антиеврейские беспорядки. Борьба за равноправие евреев велась на заседаниях Учредительного собрания и в прессе. Вопрос рассматривался Учредительным собранием 21–23 декабря 1789 г. Постановили, что евреям нельзя предоставить равноправие из-за опасности беспорядков в Эльзасе, и они оказались единственной группой, не получившей гражданских прав.

31 декабря 1789 г. евреи Бордо, а 1 января 1790 г. — Байонны представили в Собрание петиции, чтобы им были предоставлены гражданские права независимо от того, как вообще будет решен вопрос с евреями, так как они «никогда не смешивались и не объединялись с толпой прочих потомков Иакова».

Они были оскорблены тем, что их уравняли в правах с «евреями иного происхождения». Они утверждали, что были гражданами и раньше, следовательно, новый строй должен дать им то же, что и старый режим.

Учредительное собрание постановило дать гражданские права сефардам юга страны. В Бордо произошли антиеврейские демонстрации. Власти приняли меры по защите еврейского населения города. В этот день в Собрание была представлена петиция евреев Эльзаса и Лотарингии с требованием немедленно предоставить им равноправие, но она осталась без ответа.

Борьбу за предоставление равноправия возглавили евреи Парижа, которые принимали активное участие в революции. 28 января 1790 г. делегация евреев Парижа, среди которых было 50 национальных гвардейцев, обратилась к властям парижской Коммуны с просьбой потребовать от Учредительного собрания предоставить евреям равноправие. 25 февраля 1790 г. делегация Коммуны передала это требование Учредительному собранию. Оно было благосклонно встречено, но было решено отложить его рассмотрение.

Представители городских общин Эльзаса были против евреев. В течение 1790 года там происходили антиеврейские инциденты. 20 июля 1790 г. были отменены все специальные налоги с евреев различных городов Эльзаса и Лотарингии за право жительства.

7 мая 1791 г. Учредительное собрание приняло закон о свободе иудейского богослужения. Евреи начали официально регистрировать синагоги. Парижская Коммуна приняла постановление о равноправии евреев и отправила его в Учредительное собрание.

28 сентября 1791 г. Учредительное собрание приняло закон о предоставлении евреям гражданских прав. Выступления депутатов Эльзаса, угрожавших погромами, вынудили Собрание принять постановление о сокращении на одну треть долгов христианского населения евреям.

Евреи Франции в 1793–99 гг.

Получив равноправие, французские евреи стали принимать еще более активное участие в политической жизни Франции. Многие заняли различные выборные общественные должности, в частности, в Париже.

В Южной Франции появились еврейские революционные организации. Евреи жертвовали большие суммы денег на различные общественные нужды (в Эльзасе - самые большие суммы). Большое количество евреев шло во французскую армию. В 1793 г. в армии служило около двух тысяч евреев, многие из них получили офицерские чины.

В ноябре 1793 гг. Конвент принял законопроект о введении «культа Разума», который стали навязывать представителям всех вероисповеданий. Многие еврейские общественные деятели и раввины стали отказываться от иудаизма в целом или от важнейших религиозных атрибутов.

Большинство синагог отдали властям все предметы из серебра и золота. Атеистическая кампания сопровождалась принуждением и насилием. Особенно сильным преследованиям подвергался иудаизм в Эльзасе и Лотарингии.

Весной 1794 г. с критикой этой кампании выступил М. Робеспьер и нападки на различные вероисповедания, особенно на иудаизм, резко сократились по всей Франции, за исключением Эльзаса.

При якобинском терроре 16 октября 1793 г. был принят закон, предписывавший арестовывать всех лиц, родившихся на территории стран, с которыми Франция находилась в состоянии войны. В начале 1794 г. власти Парижа распорядились, чтобы все иностранцы и дворяне покинули город. Некоторые евреи на основании новых законов были отправлены в тюрьму или высланы из Парижа. Закон о максимуме, принятый в 1793 г., частые реквизиции у представителей крупной буржуазии и вообще вся эгалитарная политика якобинского правительства в 1793–94 гг. имели тяжелые последствия для многих евреев.

Некоторые революционные деятели обвиняли евреев в спекуляциях. В Эльзасе антиеврейские настроения были всеобщими.

В начале июня 1793 г. богатых евреев Бордо и Байонны обвинили во всяких грехах. Некоторые из них были оштрафованы на большие суммы. Несколько евреев было казнено. Но в целом процент евреев, пострадавших от террора в годы революции, в сравнении с христианами был крайне незначительным.

Во многих европейских странах, которые были заняты французскими войсками, провозглашалось равноправие евреев: в Нидерландах — в 1796 г., на западном берегу Рейна (Германия) — в 1797 г., в Италии — в 1796–98 гг. по мере завоевания различных районов страны французскими войсками. Подавляющее большинство евреев в Западной и Центральной Европе было сторонниками французской революции.

После падения якобинской диктатуры в июле 1794 г. прекратились нападки на еврейскую буржуазию, перестал подвергаться преследованиям иудаизм. Иногда евреи подвергались нападкам клерикально-монархических кругов. Но эти тенденции блокировались властями.

В Италии

В конце XV века в материковую Италию, большей частью в Неаполитанское королевство, прибыли тысячи изгнанников из Испании и её владений в Италии — Сардинии и Сицилии. В 1504 году Неаполитанское королевство стало испанским владением, и в 1510 г. евреев стали оттуда изгонять (в течение 30 лет). Евреи переселялись в другие итальянские государства, где их принимали в целом неплохо.

Файл:Ghetto ebraico di Venezia - Foto di Giovanni Dall'Orto1.jpg
Центральная площадь венецианского гетто

К началу XVI века улучшилась политика государств Северной Италии, в том числе Венеции, и римских пап в отношении евреев. В 1516 году в Венеции впервые был устроен еврейский квартал на месте старого сталеплавильного завода - по-итальянски "гетто".

В XVI веке в каждом значительном городе Италии была иешива. Особой известностью пользовалась иешива в Падуе. В Италии работали знаменитые представители еврейской культуры и науки того времени. Еврейские врачи лечили римских пап. Еврейские печатники издавали книги, в том числе итальянские.

Контрреформация середины XVI в. сопровождалась жестокими гонениями на евреев, ущемлением их религиозных, экономических и личных прав. По приказу римских пап сжигали экземпляры Талмуда по всей Италии, а в Анконе - и людей. В 1593 г. евреев изгнали из папских владений (исключая Рим, Анкону и Авиньон).

Ограничительные антиеврейские законы действовали в папских владениях более двухсот лет и были приняты почти без изменений рядом государств Италии. В 1597 г. из Миланского герцогства были изгнаны 900 евреев.

До конца XVIII в. в Италии жило около 30,000 евреев. Им разрешалось жить только в гетто. Вне их стен евреи были обязаны носить отличительный знак поверх одежды. Им был закрыт доступ ко всем свободным профессиям, кроме медицины (со строгими ограничениями). Евреям требовалось особое разрешение для междугородных поездок. Почти повсюду их принуждали слушать миссионерские проповеди.

Особенно тяжким было положение римской общины. Однако в Пьемонте и Ливорно евреям предоставлялась свобода применять свои коммерческие способности.

Культурная жизнь евреев Италии с конца XVI вв. стала гораздо беднее, однако не заглохла. Евреи Италии создавали литературные и музыкальные произведения. Наиболее известен композитор Саломоне деи Росси, один из основоположников музыки барокко. Еврейские философы занимались всеми отраслями тогдашней науки; художники создавали предметы иудаики.

В конце XVIII века, после завоевания Италии революционной Францией (1796–98) стены гетто были снесены и евреи получили равноправие, подтверждённое Наполеоном в 1800 г.

Источники

Примечания

  1. Статья "Аутодафе" в Википедии
  2. Статья "Инквизиция" в ЭЕЭ
  3. GENOA (ג'נובה) by: Gotthard Deutsch, Ismar Elbogen in Jewish Encyclopedia
  4. Статья "Рим" из Электронной еврейской энциклопедии на основании КЕЭ, том 7, кол. 208–216
  5. Статья "Марокко" из Электронной еврейской энциклопедии на основании КЕЭ, том 5, кол. 120–130
  6. Статья "Crypto judaism" в английском разделе Википедии
  7. О пирате - кабалисте...
  8. CARLOS LOPEZ DZUR. Piratas judíos en el Caribe / Reseña de libro de E. Kritzler
  9. История общины марранов в тюдоровской Англия открыта Люсьеном Вольфом при исследовании архивов португальской инквизиции (опубликовано начиная с 1928 года). До этого единственнным источником была книга Сиднея Ли "Елизаветинская Англия и евреи".
  10. C. J. Sisson, 'A Colony of Jews in Shakespeare's London' in Essays by Members of the English Association, xxii. 311--51.
  11. Станислав Шустерман, Jewish.ru
  12. 13 Geo. II., cap. 7
  13. Статья "мореходство" в ЭЕЭ на основании КЕЭ, том 5, кол. 464–459
  14. Статья "History of the Jews in Denmark" в английском разделе Википедии
  15. Ovenstående to afsnit stammer fra J. Davidsens Fra det gamle Kongens Kjøbenhavn, 2. del, Gyldendal, 1881, s. 238-243
  16. Муниципальный сайт Эндингена
  17. Эндинген на сайте "Исторический словарь Шверцарии"
  18. Carpentras-ventoux.com
Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация