История еврейского народа в Польско-Литовском государстве в Новое время (XVI—XVIII вв.)

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
(Духовная жизнь)
Строка 218: Строка 218:
Познанский [[кагал]] задолжал к началу XVIII в. 400 тыс. злотых, а долги Ва‘ада четырех земель составляли около трех млн. злотых. Депутаты на сеймах говорили, что евреев придется терпеть в стране хотя бы потому, что никто не захочет потерять данные взаймы деньги.
Познанский [[кагал]] задолжал к началу XVIII в. 400 тыс. злотых, а долги Ва‘ада четырех земель составляли около трех млн. злотых. Депутаты на сеймах говорили, что евреев придется терпеть в стране хотя бы потому, что никто не захочет потерять данные взаймы деньги.
-
В Литве к концу XVII в. община Бреста уступила главенствующее положение виленской общине.  Во второй половине XVII в. вновь имели место кровавые наветы (Ружаны, 1658; Шаты /близ Трок/, 1679; Тыкоцин, 1680).   
+
В Литве к концу XVII в. община Бреста уступила главенствующее положение виленской общине.  Во второй половине XVII в. вновь имели место [[кровавые наветы]] (Ружаны, 1658; Шаты /близ Трок/, 1679; Тыкоцин, 1680).   
-
Тяготы жизни польских евреев способствовали распространению мистических настроений. [[Саббатианство]] нашло в Польше много сторонников. Когда лжемессия [[Шабтай Цви]] принял [[ислам]], большинство из них покинуло его, но тайные кружки саббатианцев продолжали действовать.  
+
=== Духовная жизнь после Хмельничины ===
 +
С середины XVII в. в Литве доминирующее положение начали приобретать местные раввины — уроженцы Литвы и воспитанники ее йешив:
 +
* Шабтай бен Меир hа-Коhен,
 +
* Давид бен Шмуэль hа-Леви,
 +
* М. Ривкес (умер в 1671 г.).  
 +
В Белоруссии, еврейство которой культурно тяготело к литовским центрам, действовали раввинский проповедник и [[Галаха|галахист]] Ахарон Шмуэль Койдановер (1614–76) и [[талмуд]]ист и историограф И. Гейлприн (Хеилприн, 1660–1746), автор хронологического и библиографического сочинения «Седер ха-дорот» («Порядок поколений», издано в 1769 г.).
 +
 +
 +
Тяготы жизни польских евреев способствовали распространению мистических настроений. [[Саббатианство]] нашло в Польше много сторонников. Когда лжемессия [[Шабтай Цви]] принял [[ислам]], большинство из них покинуло его, но тайные кружки саббатианцев продолжали действовать.
[[Файл:Jewish dress in Poland 17th and 18th century.jpg|250px|right|thumb|Евреи в Польше в XVII—XVIII вв.]]
[[Файл:Jewish dress in Poland 17th and 18th century.jpg|250px|right|thumb|Евреи в Польше в XVII—XVIII вв.]]
Строка 310: Строка 318:
В обширной нравоучительной литературе польского еврейства XVIII в. неоднократно высмеивались евреи, «которым сильные мира сего давали подачки из еврейских денег, получаемых при их же помощи». Моралисты резко порицали богачей, сблизившихся с власть имущими и пытавшихся подражать им в образе жизни, «строить дворцы, разбивать сады и парки».
В обширной нравоучительной литературе польского еврейства XVIII в. неоднократно высмеивались евреи, «которым сильные мира сего давали подачки из еврейских денег, получаемых при их же помощи». Моралисты резко порицали богачей, сблизившихся с власть имущими и пытавшихся подражать им в образе жизни, «строить дворцы, разбивать сады и парки».
 +
 +
=== Духовная жизнь в веке ===
 +
<!--
 +
Во второй половине XVIII в. ведущим авторитетом в области раввинистической учености стал [[|Виленский Гаон]] Элияху бен Шломо Залман, [[Митнагдим|ярый оппонент]][[хасидизм]]а, получившего распространение среди части белорусских евреев, однако не проникшего в собственно Литву. Ученики Виленского Гаона, убедившись в невозможности подавить хасидизм, сосредоточились на углубленном изучении Торы, чем, по их мнению, пренебрегал хасидизм.
 +
 +
Таким образом, была заложена основа талмудического образования широких кругов еврейской молодежи Литвы.
 +
 +
В последней четверти XVIII в. в Белоруссии и Литве появились первые еврейские типографии (Шклов, 1783; Гродно, 1788).
 +
 +
В 1777 г. группа белорусских хасидов во главе с Менахемом Мендлом из Витебска (1730–88) переселилась в [[Эрец-Исраэль]]; в 1808–10 гг. туда же прибыли три группы последователей Виленского Гаона (прушим) из Литвы и Белоруссии; новоприбывшие поселились в [[Иерусалим]]е, [[Цфат]]е, [[Тверия|Тверии]] и [[Хеврон]]е.
 +
 +
В конце XVIII в. в Литву начали проникать идеи [[Ѓаскала|Хаскалы]].
=== Разделы Польши и их последствия ===
=== Разделы Польши и их последствия ===
Строка 348: Строка 368:
[[Категория:История евреев Польши]]
[[Категория:История евреев Польши]]
[[Категория:История евреев в новое время]]
[[Категория:История евреев в новое время]]
-
<!--
 
-
 
-
 
-
С середины 17 в. доминирующее положение начинают приобретать местные раввины — уроженцы Литвы и воспитанники ее иешив: Шабтай бен Меир ха-Кохен, Давид бен Шмуэль ха-Леви, М. Ривкес (умер в 1671 г.). В Белоруссии, еврейство которой культурно тяготело к литовским центрам, действовали раввинский проповедник и галахист (см. Галаха) Ахарон Шмуэль Койдановер (1614–76) и талмудист и историограф И. Гейлприн (Хеилприн, 1660–1746), автор хронологического и библиографического сочинения «Седер ха-дорот» («Порядок поколений», издано в 1769 г.).
 
-
 
-
Во второй половине 18 в. ведущим авторитетом в области раввинистической учености стал Виленский Гаон (см. Элияху бен Шломо Залман), ярый оппонент (см. Митнагдим) хасидизма, получившего распространение среди части белорусских евреев, однако не проникшего в собственно Литву. Ученики Виленского Гаона, убедившись в невозможности подавить хасидизм, сосредоточились на углубленном изучении Торы, чем, по их мнению, пренебрегал хасидизм.
 
-
 
-
Таким образом, была заложена основа талмудического образования широких кругов еврейской молодежи Литвы.
 
-
 
-
В последней четверти 18 в. в Белоруссии и Литве появляются первые еврейские типографии (Шклов, 1783; Гродно, 1788). В 19 в. Вильно становится одним из главных центров еврейского книгопечатания (издательство семьи Ромм и другие).
 
-
 
-
В 1777 г. группа белорусских хасидов во главе с Менахемом Мендлом из Витебска (1730–88) переселилась в Эрец-Исраэль; в 1808–10 гг. туда же прибыли три группы последователей Виленского Гаона (прушим) из Литвы и Белоруссии; новоприбывшие поселились в Иерусалиме, Цфате, Тверии и Хевроне.
 
-
 
-
В конце 18 в. в Литву начинают проникать идеи Хаскалы.  -->
 

Версия 13:16, 26 января 2013

Тип статьи: Регулярная статья
Автор статьи: Л.Гроервейдл
Дата создания: 9.11.2012


В начале Нового времени союз Польши и Литвы превратился в унитарное государство - аристократическую республику. В его состав входили запад и север современной Украины, Белоруссия, юго-запад современной России и юго-западная часть Латвии.

В течение периода в ходе войн Польско-литовское государство подчинило себе Ливонский орден, контролировавший Восточную Прибалтику, но потеряло территории на востоке. В XVII веке оно было ослаблено непрерывными войнами и внутренними беспорядками в контексте религиозных конфликтов эпохи Реформации. В течение XVIII века это государство слабело и во второй половине века было поэтапно поглощено Пруссией, Автро-Венгрией и Россией.

Еврейская община Польско-литовского государства, в начале XVI века имевшая сильные позиции, претерпела в Новое время страшные бедствия и к концу периода деградировала экономически и культурно, став, в основном, сообществом бедняков, лично зависимых от местных феодалов, ограниченных в праве передвижения.

Внутри традиционных общин возникло напряжение между руководством и массой простых евреев. Бедствия снизили уровень образования, усилили мистические настроения. Многие евреи поддержали лже-мессию Шабтая Цви и фантастический проект Франка. После Хмельничины развелось множество "Баалей Шем" - лиц, занимавшихся практической Каббалой или выдававших себя за таковых и зарабатывавших производством чудес на заказ.

Настоящим ответом на бедствия Нового времени в духовно-интеллектуальной сфере стало появление хасидизма.

Содержание

Экономическая основа жизни евреев Польши в конце средневековья

В XV - первой половине XVI вв. евреи в Польше занимались главным образом торговлей. Еврейские купцы из Польши были посредниками в торговле с Турцией и странами христианской Европы, используя свои связи с местными еврейскими общинами. Они вели также торговлю внутри Польши, скупая у шляхты сельскохозяйственные продукты.

Короли поручали евреям заведовать имениями короны и некоторыми отраслями королевских доходов, часто назначали евреев своими поставщиками. Евреи по-прежнему занимались ссудными операциями, часто за пределами польских границ; эти операции нередко приносили им значительные доходы.

В XV - XVI вв. среди польских евреев было много ремесленников, в основном портных, а также мясников. В Кракове евреи владели пивоваренными заводами.

С самого начала еврейским ремесленникам приходилось упорно конкурировать с ремесленными цехами, в которые их не принимали и которые боролись за свое монопольное право заниматься ремеслами.

Со времен Витовта литовские евреи брали на откуп великокняжеские доходы, а также ссужали в рост, хотя ростовщичество не играло существенной роли в экономической жизни евреев Литвы.

XVI век

В 1495 г. великий князь Александр Ягеллон (с 1501 г. — король Польский) изгнал евреев и караимов из Литвы и конфисковал их недвижимости. Часть этих евреев (из северных общин) нашли убежище в приграничных городах Польши.

Тяжелое финансовое положение страны побудило Александра отменить указ в 1503 г. Евреи получили право селиться по всей территории Литвы, им были возвращены дома, синагоги и кладбища. За возвратившимися было признано право взыскивать оставшиеся неоплаченными долги и выкупать конфискованную недвижимость у ее новых владельцев по цене, уплаченной последними княжеской казне.

Вместе с тем, наряду с уплатой значительного ежегодного налога местным властям, евреи были обязаны оплачивать содержание королевского конного отряда в тысячу всадников.

Последняя большая группа иммигрантов переселилась в Польшу из Чехии в начале XVI в. К концу XVI в. в одной лишь Великой Польше насчитывалось 52 еврейских общины, крупнейшие из них в Кракове, Познани, Львове и Люблине. Всего в конце XVI в. в Польше и Литве проживало, видимо, около 100 тыс. евреев.

В XVI вв. усилились антиеврейские настроения в различных кругах польского и литовского общества, в значительной мере под влиянием церкви.

В Литве в начале XVI века

При Сигизмунде I Старом (1506–48) начался период экономического и политического расцвета литовского еврейства. Король подтвердил хартии Витовта (в 1529 г. включены в 1-й Литовский статут).

Вплоть до Люблинской унии (1569) евреи проживали в основном на землях княжеских городов и пользовались покровительством князя. Согласно 1-му Литовскому статуту, убийство дворянина, еврея или горожанина каралось смертной казнью, а семья убийцы была обязана платить семье убитого пеню, причем за убийство еврея равно как за убийство дворянина — 100 грошей, а за убийство горожанина — лишь 12 грошей.

Наиболее знатные евреи именовались в официальных документах «панами». Сигизмунд I широко прибегал к услугам еврейских откупщиков. Один из них, Аврам Езофович (1450–1519), принял православие и был назначен министром финансов великого князя («земским подскарбием»). Наибольшим влиянием среди откупщиков пользовался его брат Михель Езофович (умер, по-видимому, в 1529 г.).

Сигизмунд, стремившийся создать централизованное руководство своих еврейских подданных и обеспечить упорядоченное взимание с них государственных налогов, назначил в 1514 г. М. Езофовича старейшиной литовских евреев, наделив его широкими полномочиями, включая судебные, а в 1525 г. даровал ему потомственное дворянство (единственный случай возведения некрещенного еврея в дворянство). Однако евреи отказались признать назначенного великим князем старейшину.

Несмотря на обвинение евреев Литвы в обращении христиан в иудаизм (1540), рост еврейских общин Литвы продолжался на всем протяжении XVI в. Мигрировавшие из Центральной Европы (главным образом из Богемии) евреи создали общины в Кобрине, Клецке, Новогрудке, Тыкоцине, Слониме и Остроге.

Основа Литовского ва‘ада, который состоял из старейшин и верховных раввинов главных общин, была заложена к 60 гг. XVI в. Главными общинами в этот период были общины Бреста, Гродно и Пинска.

В результате Люблинской унии 1569 г. Волынь и Подолия, включавшие такие крупные общины, как общины Луцка, Владимира-Волынского и Острога, вышли из состава Литвы и были присоединены к Польскому королевству.

Вытеснение евреев из экономики крупных городов

В начале XVI в. города стали объединяться в борьбе против евреев, добиваясь от короля специальных привилегий de non tolerantis judaeis, которые давали муниципалитетам право запрещать или ограничивать проживание евреев в городе.

На основании таких привилегий евреи были изгнаны из ряда городов, в том числе из Варшавы (1525). В других местах им пришлось подписать договоры, по которым их торговые права были сильно урезаны. Во многих городах евреи могли селиться лишь на определенных улицах или в особых предместьях (например, Казимеже близ Кракова), становившихся типичными гетто.

В 1527 г. горожане Вильно добились запрета на поселение евреев в городе, и лишь в 1551 г. немногим еврейским торговцам было разрешено посещать его в коммерческих целях.

Против евреев начали вести борьбу также широкие круги мелкой и средней шляхты. В XV в. шляхтичи были заинтересованы в евреях как посредниках для продажи своих товаров, а в XVI в. они сами вели торговлю сельскохозяйственными продуктами, и евреи-конкуренты стали для них опасны. На Виленском сейме в 1551 г. дворяне ходатайствовали об обложении евреев подушной податью в один злотый в год (введена королевским универсалом в 1563 г.).

Дворянство добилось также внесения антиеврейских ограничений в Литовский статут в 1566 г.: евреям запрещалось ношение дорогой одежды и оружия и вводилось обязательное ношение отличительного знака.

В 1505 г. шляхта добилась издания Радомской конституции, резко ограничивавшей королевскую власть. Конституция запрещала евреям занимать государственные должности и ограничивала деятельность еврейских откупщиков. В 1538 г. сейм запретил евреям вести торговлю в деревнях и брать на откуп государственные доходы. Одним из результатов польско-литовской Люблинской унии 1569 г. было расширение прав дворянства за счет привилегий горожан и евреев.

К концу XVI в. в одной лишь Великой Польше насчитывалось 52 еврейских общины, крупнейшие из них в Кракове, Познани, Львове и Люблине. Всего в 1578 г. в Польше и Литве проживало, видимо, около 100 тыс. евреев.

Переселение евреев во владения феодалов

В этот период многие евреи Польши переселялись из королевских городов во владения магнатов и монастырей, которые в ряде случаев специально приглашали евреев и освобождали их на первое время от уплаты податей. В некоторых (особенно новых) городах, принадлежавших крупным феодалам, торгово-промышленная прослойка формировалась почти исключительно из евреев; иногда они даже составляли большинство населения города.

В 1539 г. под давлением магнатов король Сигизмунд I Старый (1506–48) отказался от доходов с евреев, живших в наследственных феодальных владениях, и одновременно объявил, что снимает с себя все правовые (в том числе судебные) обязательства по отношению к этой группе еврейского населения Польши (в соответствии с принципом «мы обыкновенно не даем своей защиты тем, кто не приносит нам никакой пользы»).

Этот акт ознаменовал переход значительной части польского еврейства из юрисдикции королей под юрисдикцию магнатов, что означало существенное изменение его правового и социального статуса.

Процесс переселения евреев Польши на земли, которые были в частном владении, особенно активно происходил в XVI – начале XVII в. в Украине, где магнатам предоставлялись обширные латифундии. Нуждаясь для освоения новых земель в администраторах, магнаты охотно назначали евреев управляющими или сдавали им поместья в аренду.

Евреи-коммерсанты вели на Украине почти всю внутреннюю торговлю, осуществляли оптовые закупки сельскохозяйственной продукции и ее экспорт. В руках евреев сосредотачивались различные промыслы: виноторговля, производство селитры и поташа, рыболовство, охота. Они брали в аренду корчмы, молочные хозяйства и мельницы.

Численность еврейского населения Украины значительно увеличилась: выросли общины в Луцке, Владимире-Волынском, Ковеле, Остроге, Баре, Брацлаве, Виннице, Немирове, Тульчине. Евреи начали селиться в Белой Церкви, Богуславе, Стародубе, Чернигове и других городах.

Антиеврейская пропаганда и преследования

В 1520–30-х гг. Реформация вызвала ожесточенные религиозные споры в христианской среде Польши. Были отдельные случаи перехода в иудаизм. Так, например, в 1539 г. вдова члена краковского магистрата Екатерина Залешовская была сожжена за склонность к иудаизму. Но эти редкие случаи преувеличивались католической пропагандой, обвинявшей евреев в массовом обращении христиан в иудаизм и в вывозе новообращенных в Литву, где их укрывали местные евреи. Сигизмунд I провел расследование, доказавшее невиновность евреев.

Католическая церковь, ведя борьбу с Реформацией, активно прибегала к антиеврейским действиям. В XVI в. в Польше появилась антисемитская литература. В 1541 г. в Кракове был напечатан памфлет анонимного священника «Об изумительных заблуждениях евреев», где рекомендовалось разрушить новые синагоги и ограничить в городах численность еврейского населения. Автор памфлета «О святых, убиенных иудеями» требовал изгнания евреев из Польши.

В брошюрах врачей-поляков звучали призывы не лечиться у евреев, которые якобы отравляют пациентов-христиан. Юдофобской кампанией руководил глава польской католической церкви П. Гамрат. В 1542 г. проходивший под его председательством церковный собор потребовал уменьшить число евреев в городах, особенно в Кракове, запретить евреям жить в ряде районов страны, разрушить новые синагоги и т. д.

Для борьбы с евреями горожане и церковь пользовались любыми средствами. Так, в 1558 г. многих евреев г. Сохачева арестовали по обвинению в осквернении гостий и, несмотря на приказ короля Сигизмунда II Августа освободить их, сожгли на костре. Король сказал по этому поводу: «Я содрогаюсь при мысли об этом злодействе, да и не желаю прослыть дураком, который верит, что из проколотой гостии может течь кровь».

В это время кровавый навет становится обычным явлением в Польше и Литве: Бельск-Подляски (1564), Росоша (1566), Вогин (1577), Гостынин (1577), Люблин (1598).

Со второй половины XVI в. основную роль в антисемитской пропаганде стали играть иезуиты, а ученики иезуитских школ постоянно избивали евреев. Общины даже платили специальный налог в эти школы, чтобы избежать нападений.

Положение евреев несколько улучшилось в правление Стефана Батория (1576–86), который подтвердил их прежние привилегии и разрешил свободно заниматься ремеслами, торговать в христианские праздники, нанимать христиан для строительных работ. Учитывая религиозные чувства евреев, он упразднил обычай принесения ими присяги в суде, стоя на свиной коже, и исключил из текста присяги унизительную для евреев формулировку, а также решительно выступал против погромов и кровавых наветов.

Стефан Баторий подтвердил старинные привилегии литовских евреев, и их общины достигли значительного расцвета. Евреи занимались ремеслом и торговлей, в том числе экспортной, а также земледелием.

Но король мог только временно ослабить антиеврейские претензии городов и церкви.

Евреи, жившие во владениях магнатов, были защищены лучше. Но они часто становились жертвами войн и восстаний, происходивших в восточных областях. Так, в 1563 г. по приказу царя Ивана IV (Грозного) русские войска уничтожили еврейскую общину занятого ими Полоцка; погибло около 300 человек.

Самоуправление

В первой половине XVI в. во главе еврейских общин Польши стояли раввины, так называемые «доктора» или «сеньоры», которых по рекомендации общины, а иногда и без нее, назначал король. Основной задачей еврейского руководства было удовлетворение финансовых требований польских королей.

Сигизмунд I решил провести централизацию еврейских общин для увеличения доходов, поступавших от евреев. Первоначально назначались отдельные лица для сбора налога с определенной области или со всей страны. Так, в 1511 г. для сбора коронационной подати король назначил двух познанских евреев.

В 1512 г. для сбора податей и налогов король ввел должность экзактора и назначил на нее в Великой Польше и Мазовии Авраама из Чехии, а в Малой Польше казимежского еврея Франциска. Однако против последнего выступили крупнейшие общины Малой Польши — львовская и краковская. Король удовлетворил ходатайство краковской общины, но отклонил просьбу львовской.

Франциск не усмирил недовольных и запутался в долгах казне; тогда король назначил экзактора Великой Польши экзактором и Малой Польши. Но Авраам также не смог собрать денег и стал прибегать к суровым мерам для их получения. В результате он восстановил против себя и христиан, и евреев. Кагалы наложили на него херем, и Авраам отказался от должности экзактора, после чего король вынужден был упразднить ее и предоставить самим общинам раскладку и взимание податей. Были назначены восемь сборщиков податей из кандидатур, предложенных общинами.

В 1527 г. Сигизмунд назначил Самуила Марголиота генеральным сеньором Великой Польши; в 1541 г. — М. Фишла (умер в 1542 г.) и Шалома Шахну генеральными сеньорами Малой Польши. Они получили широкие права и полномочия: были освобождены от налогов, могли жить в любой части Польши и подлежали исключительно королевской юрисдикции. Общины во всем подчинялись генеральным сеньорам (в частности, их утверждению подлежали итоги выборов на должность раввина). Для содержания генеральных сеньоров евреи Польши уплачивали особую подать.

Неограниченная власть назначенных королем генеральных сеньоров, нарушавшая автономию кагалов, вызывала недовольство общин. Краковские евреи не желали подчиниться Ш. Шахне и даже не позволили ему поселиться в Казимеже. Король в специальном декрете угрожал непокорным карой, однако ради регулярного поступления налогов был вынужден пойти на уступки.

В 1541 г. по ходатайству познанского кагала и Великопольского земства Сигизмунд разрешил им избирать генерального сеньора Великой Польши, оставив за собой право его утверждения. Сигизмунд II Август (1548–72) отказался и от этого права: королевским декретом от 1551 г. сеньору, избранному евреями, была передана судебная власть с правом налагать на непокорных херем.

Основными ячейками системы еврейского самоуправления в Польше были общины, каждая из которых была полностью автономна и имела свое выборное руководство (рашим, парнасим), собственные общественные, судебные и религиозные учреждения (подробнее об этом см. Община, а также Израиль — народ в диаспоре. В средневековом христианском мире. Еврейский центр в Восточной Европе).

Общины одной местности объединялись в округ (галиль); их представители собирались на регулярные съезды — окружные ваа́ды. С середины XVI в. руководители и раввины крупнейших общин каждого округа дважды в год съезжались на ярмарки в Люблине и Ярославе, где сложился верховный орган еврейской автономии в Польше — Ваад четырех земель (Великой Польши, Малой Польши, Волыни и Подолии). Действовал также самостоятельный Литовский ваад.

На заседаниях ваадов принимались решения, регулировавшие жизненный уклад евреев всего королевства. Одной из главных функций ваадов было распределение по землям и общинам размера податей в государственную казну.

С XVI в. евреи Польши пользовались также судебной автономией. Все тяжбы между евреями и преступления евреев против евреев рассматривались в еврейских судах, которые могли приговорить подсудимого к штрафу, телесному наказанию или тюремному заключению. Еврейские суды имели право выносить смертные приговоры, однако такие случаи в Польше неизвестны.

Преступления евреев против христиан и иски христиан к евреям рассматривал специальный судья, которого обычно назначал воевода с согласия евреев. В судебном процессе обязательно принимал участие представитель общины (штадлан), должность которого была выборной. Запрещалось вызывать еврея в суд в субботу и в дни еврейских праздников.

Духовная жизнь

Настоящий расцвет еврейской духовной жизни наступил в XVI в. В Польше был открыт ряд йешив, которые впоследствии стали известнейшими, в том числе иешива раввина Я‘акова Полака (1460 или 1470 – после 1533), создателя нового метода изучения Талмуда - пилпула, его ученика, раввина Ш. Шахны, раввина Моше Иссерлеса в Кракове и других.

Если раньше еврейские юноши из Польши уезжали в Германию для продолжения своего образования, то в XVI в. стали из Германии приезжать учиться в польские иешивы. Еврейская ученость в Польше отличалась религиозным рационализмом, много внимания уделялось и изучению светских наук.

Первым известным ученым Литвы был Моше бен Яаков из Киева (1449 – 1520?). В XVI в. раввинами и духовными лидерами литовского еврейства были видные ученые, в своем большинстве приглашавшиеся из-за рубежа:

  • Ицхак бен Бецалель — во Владимире-Волынском (умер в 1567 г.),
  • Шломо Лурия — в Остроге и Бресте,
  • Мордехай Яффе — в Гродно и Кременце,
  • Иоэль Сыркес — в Пружанах, Шидлове, Бресте.

Известностью в XVI в. пользовался хахам караимской общины Ицхак бен Аврахам из Трок (1525/33–1586/94?), автор апологетического и полемического трактата «Хиззук эмуна» («Укрепление веры»).

Среди раввинов были разногласия по вопросу об отношении к нееврейской философии: сторонников ее изучения возглавлял раввин Моше Иссерлес, а противников — раввин Шломо Лурия, обвинявший Иссерлеса в том, что его ученики «молятся по Аристотелю». Польский хронист отмечал, что в Польше и Литве «евреи пользовались ивритским письмом и изучали науки и искусства, астрономию и медицину».

В XVI–XVII вв. юноши из Польши приезжали в Падую изучать медицину. В Польше было много врачей-евреев, лечивших знать и даже королей, что вызывало зависть их христианских коллег.

К концу XVI в. усилился интерес к изучению каббалы. Йоэль Сиркес считал даже, что те, кто в нее не верят, не могут считаться хорошими евреями. В конце XVI в. – начале XVII в. в Польше жили выдающиеся представители раввинской учености М. Яффе и посек Иехошуа бен Александр hа-Коhен Фальк (1555–1614).

Большое внимание уделялось обучению детей. Начальное образование они получали в хедерах, имевшихся во всех общинах, все мальчики от шести до 13 лет были обязаны в них учиться. Способные ученики продолжали занятия в многочисленных иешивах (в некоторых крупных городах — Львове, Кракове, Люблине — было даже по две–три иешивы). В XVI в. Польша была одним из центров еврейского книгопечатания. К концу XVI в. Польша стала интеллектуальным центром караимов.

XVII век

Файл:Zamosc 46.jpg
Синагога в Замоще (1610-1620 год постройки)

Во второй половине XVI – первой половине XVII вв. происходил быстрый рост численности еврейского населения Польши. В 1648 г. она составляла 300 тыс. человек (утроение за 70 лет). Если в конце XVI в. на Украине было 80 еврейских общин, то в 1648 г. — уже 115.

Во время правления Сигизмунда III (1587–1632) духовенство добилось принятия властями ряда требований церковных соборов (в частности, было запрещено строить синагоги без специального разрешения короля). В противоположность Стефану Баторию, Сигизмунд разрешил разбирать дела о кровавых наветах в христианских судах с применением пыток при следствии. В первой половине XVII в. такие дела следовали одно за другим: Люблин (1634),Сандомир (1605), Седльце (1617), Сохачев (1619), Ленчица (1639).

Духовенство добивалось введения все новых ограничений для евреев. Так, на Познанском соборе 1642 г. были приняты постановления, запрещавшие евреям иметь христианскую прислугу, открывать лавки в дни христианских праздников, брить бороды христианам, лечить их, а также гулять по улицам за пределами еврейских кварталов. В это время часто вспыхивали погромы в различных городах.

Положение евреев, находившихся под юрисдикцией магнатов, было в XVI – первой половине XVII вв. более прочным. Однако на Украине и в Белоруссии (где находилась большая часть магнатских владений) евреи нередко страдали во время казацких бунтов, а также русских и турецких вторжений.

В 1637 г. около 200 евреев было убито на Полтавщине казаками и крестьянами, восставшими под предводительством атамана Павлюка. Несмотря на то, что евреи-арендаторы и управляющие поместьями относились к крепостным лучше, чем поляки (в частности, по предписанию ва‘адов предоставляли отдых в субботу), православное население Украины ненавидело евреев, считая их своими главными угнетателями. Эта ненависть стала главной причиной катастрофы, постигшей еврейство восточных областей Польши в середине XVII в.

Восстание Б. Хмельницкого и его последствия во второй половине XVII в.

Основная статья: Хмельничина

В 1648 г. на Украине вспыхнуло восстание под предводительством Б. Хмельницкого, переросшее в русско-польскую войну 1654–67 гг. и сопровождавшееся массовым истреблением евреев. В десятках городов на Украине, в Польше, Литве, Белоруссии еврейские общины были уничтожены; спаслись только евреи, которых захватили крымские татары, союзники Б. Хмельницкого, и продали в рабство в Крым.

Многим евреям Гомеля, Стародуба, Чернигова, Брагина, Пинска, Слуцка и других городов удалось бежать. Сильно пострадали крупные общины Бреста и Пинска.

Некоторые евреи также уцелели после насильственного обращения в православие, однако добровольно спасти свою жизнь таким путем согласились немногие.

Во многих населенных пунктах евреи героически защищались вместе с поляками-католиками, которых казаки тоже вырезали. Но в нескольких местах, например, в Тульчине поляки впустили казаков, поверив их обещанию вырезать только евреев (казаки убили и тех, и других). Убийства евреев сопровождались чудовищными зверствами.

Вступление России в войну принесло евреям новые бедствия. Тысячи были уничтожены русскими войсками и казаками, многие — уведены в плен в Россию.

Евреи Великой и Малой Польши также пострадали во время польско-шведской войны (1656–60). Обвиненные поляками в поддержке шведских оккупантов, целые общины подвергались жестоким избиениям солдатами польских отрядов коронного гетмана С. Чарнецкого. В еврейских летописях С. Чарнецкого вспоминали с тем же ужасом, что и Б. Хмельницкого, называя его «злодеем» и «палачом» Великой Польши.

События этих лет нанесли польскому еврейству удар, от которого оно долго не могло оправиться. Источники называют разное число погибших, но, видимо, общие потери еврейского населения за эти годы составили около 100 тыс. человек.

Если раньше поток еврейской эмиграции шел из Западной Европы в Польшу, то теперь евреи массами бежали в Германию, Нидерланды, Чехию. На левобережной Украине, отошедшей в 1667 г. к России, вообще не осталось евреев. В городах и местечках Волыни оставались целыми по несколько еврейских домов; в некоторых местах все было разрушено.

Десятки тысяч людей лишились всех средств существования. Огромный урон был нанесен еврейской духовной жизни, в полнейший упадок пришло также и еврейское самоуправление. В течение многих лет йешивы не работали, так как большинство преподавателей и учеников были убиты. Когда йешивы вновь открылись, они уже не смогли достичь прежнего уровня. Известные раввины, спасшиеся бегством в Западную Европу, вскоре стали преподавать там. Центр еврейской учености переместился на Запад.

Борьба с последствиями хмельничины

Во второй половине XVII в. началось частичное возрождение польского еврейства. В 1660-х гг. Ваад четырех земель энергично восстанавливал общины и старался укрепить правовой и социальный статус евреев. Ва‘ад собирал деньги для помощи пострадавшим, принял постановление, разрешавшее женам пропавших без вести мужей выйти замуж. Ян Казимир (1648–68) по просьбе Ва‘ада разрешил евреям, насильно обращенным в православие, вернуться в иудаизм. Большую помощь беженцам оказали общины Литвы, пострадавшей в эти годы меньше, чем Польша и Украина.

В 1660–90-х гг. положение евреев, находившихся под юрисдикцией польской короны, несколько улучшилось. По экономическим причинам королевская власть была заинтересована в восстановлении общин, пострадавших в период кризиса. Ян Казимир разрешил им торговать в дни христианских праздников, дал привилегии ряду общин, в том числе краковской. Он разрешил насильственно крещенным евреям вернуться к иудаизму.

Дворянство, со своей стороны, было заинтересовано в исправном поступлении еврейских налогов и потому не требовало радикальных мер по ограничению экономической деятельности евреев.

Король Михаил Вишневецкий (1669–73) подтвердил на коронационном сейме привилегии как генерального статута польских евреев (XIV в.), так и 17 добавочных статей, пожалованных королями в XVI–XVII вв., по которым убийство еврея наказывалось смертной казнью и конфискацией имущества убийцы, а в случае антиеврейских беспорядков на муниципалитет налагался штраф. Евреям предоставлялись равные с христианами экономические права (в частности, они могли свободно заниматься любыми ремеслами). В дни христианских праздников евреям разрешалось торговать и выезжать из города.

Ян III Собеский (1674–96) подтвердил установленные ранее привилегии евреев и дал некоторым общинам новые.

Однако королевские указы часто блокировались сеймом. Так, Варшавский сейм 1670 г. установил для евреев-заимодавцев предельный процент, запретил евреям держать христианских слуг и выходить на улицу во время церковных праздников. Тем самым фактически были отменены привилегии, данные евреям М. Вишневецким.

Продолжалась клерикальная антиеврейская агитация. Под ее воздействием городская чернь совместно с учениками иезуитских школ устраивала погромы (Львов, 1664; Познань, 1687). Против евреев неоднократно выдвигались обвинения в ритуальных убийствах (например, сандомирский кровавый навет 1690 г., поддержанный высшим польским духовенством).

Положение широких слоев еврейского населения было крайне тяжелым, общины брали в долг под большие проценты у дворян и монастырей. Ва‘ад, чтобы платить проценты, был вынужден прибегать к новым займам. Еврейские общины так остро нуждались в средствах, что брали взаймы на любых условиях. В 1666 г. Ва‘ад четырех земель согласился с тем, что в случае неуплаты долга можно будет любого еврея короны преследовать, арестовывать и сажать в тюрьму, пока долг не будет уплачен.

Чтобы избежать обвинений антисемитов в угнетении евреями христиан, а также добиться единства в выплате долгов и налогов, Ваад четырех земель выпустил в 1676 г. воззвание, обращенное к общинам. В нем он потребовал от всех евреев беспрекословно подчиняться своим кагалам, запретил брать на откуп государственные доходы, арендовать шляхетские имения, вступать в коммерческие сотоварищества с неевреями без разрешения кагала, прибегать к содействию властей для достижения целей, вредных еврейскому обществу.

Но подобные обращения мало помогали, и в 1687 г. «еврейские коронные старшины» были вынуждены от имени Ва‘ада четырех земель заявить Яну Собескому, что они не в состоянии отвечать за правильное поступление еврейской поголовной подати, так как отдельные лица уклоняются от взноса, прикрываясь протекцией панов и даже королевской канцелярии.

Иногда кагалы, нуждаясь срочно в деньгах, освобождали от будущих выплат состоятельных членов общины за единовременный крупный денежный взнос, но эти деньги уходили на уплату срочных долгов, а вся тяжесть текущего налогового обложения ложилась на рядовых членов общины.

Это вызывало недовольство, и прежнее уважение к кагальным старшинам сменилось неприязнью и открытой враждой. Внутренняя борьба усиливалась. Многочисленные долги, нищета вынуждали евреев все время заниматься поиском новых источников существования.

Во второй половине XVII в. одной из основных отраслей еврейской торговли стало шинкарство. Евреи-шинкари арендовали виноторговлю у шляхты, имевшей с XVI в. монополию на этот промысел, и были полностью зависимы от ее произвола.

Познанский кагал задолжал к началу XVIII в. 400 тыс. злотых, а долги Ва‘ада четырех земель составляли около трех млн. злотых. Депутаты на сеймах говорили, что евреев придется терпеть в стране хотя бы потому, что никто не захочет потерять данные взаймы деньги.

В Литве к концу XVII в. община Бреста уступила главенствующее положение виленской общине. Во второй половине XVII в. вновь имели место кровавые наветы (Ружаны, 1658; Шаты /близ Трок/, 1679; Тыкоцин, 1680).

Духовная жизнь после Хмельничины

С середины XVII в. в Литве доминирующее положение начали приобретать местные раввины — уроженцы Литвы и воспитанники ее йешив:

  • Шабтай бен Меир hа-Коhен,
  • Давид бен Шмуэль hа-Леви,
  • М. Ривкес (умер в 1671 г.).

В Белоруссии, еврейство которой культурно тяготело к литовским центрам, действовали раввинский проповедник и галахист Ахарон Шмуэль Койдановер (1614–76) и талмудист и историограф И. Гейлприн (Хеилприн, 1660–1746), автор хронологического и библиографического сочинения «Седер ха-дорот» («Порядок поколений», издано в 1769 г.).


Тяготы жизни польских евреев способствовали распространению мистических настроений. Саббатианство нашло в Польше много сторонников. Когда лжемессия Шабтай Цви принял ислам, большинство из них покинуло его, но тайные кружки саббатианцев продолжали действовать.

Файл:Jewish dress in Poland 17th and 18th century.jpg
Евреи в Польше в XVII—XVIII вв.

XVIII в. Разделы Польши.

Период 1697–1776 гг., когда в Польше правили короли из Саксонской династии, характеризуется расцветом анархии, шляхетского своеволия, постоянным вмешательством иностранных держав в польские дела. Саксонская династия не пользовалась в Польше авторитетом, ее короли еще менее могли защитить своих подданных, чем их предшественники. Это особенно тяжело сказывалось на польских евреях.

Начало правления Саксонской династии совпало с Северной войной (1700–1721), которая в Польше сопровождалась гражданской войной. Русские войска действовали совместно с армией короля Августа II (1697–1706, 1709–33) против шведов и поддерживавших их сторонников Станислава Лещинского, кандидата на польский престол.

Евреи в польской анархии начала века

Евреи страдали от военных действий и постоев солдат, но особенно от набегов казачьих отрядов атаманов Самуся и Палея — союзников русских. В 1702 г. казаки, захватив Богуслав, Корсунь, Лысянки и Белую Церковь, перебили там всех евреев. Война положила конец процессу восстановления еврейской общины Литвы после погромов Хмельницкого.

Варшавский «примирительный» сейм 1717 г. значительно увеличил сумму ежегодной подати с еврейских общин, и без того уже разоренных во время войны. Ваад четырех земель и кагалы продолжали свою деятельность, но их значение и престиж резко упали. Август II, хотя и подтвердил в 1720 г. «старинные привилегии» польско-литовских евреев, не мог оградить их от постоянных посягательств шляхты, купечества и ремесленных цехов.

Упадок королевской власти открыл путь для произвола местной администрации, вымогавшей у разоренных еврейских общин взятки за освобождение незаконно арестованных членов и за отмену наказаний за якобы совершенные ими преступления.

Воеводы и старосты не считались ни с какими еврейскими привилегиями, активно вмешивались во внутренние дела общины. С вступлением в должность каждого нового воеводы все существовавшие в прошлом отношения между воеводской властью и еврейской общиной приходилось налаживать заново. Для возобновления прежних привилегий и уставов, которые воеводы меняли и отменяли на свое усмотрение, приходилось давать крупные взятки.

Старосты, которым евреи подчинялись в небольших городах, часто арестовывали руководителей кагалов и держали их в тюрьме до получения выкупа.

Сложным было и положение еврейских арендаторов, торговцев и шинкарей, живших в поместьях шляхты. Их число по сравнению со второй половиной XVII в. увеличилось, а зависимость от шляхты усилилась. Положение этих евреев мало чем отличалось от положения крепостных. На сейме 1740 г. даже звучало требование, чтобы евреи, жившие в поместьях, стали наследственной собственностью владельцев этих поместий.

Обычным явлением стали «наезды» панов на еврейские местечки и хутора, сопровождавшиеся избиениями и насилием.

В XVIII в. возросло влияние католической церкви и усилилась ее антисемитская деятельность. Постановления церковных соборов повторяли все старые ограничения для евреев и вводили много новых, таких, как запрет оставлять свет в синагогах ночью, иметь кладбища вблизи городов, совершать похоронные обряды днем.

Многочисленные кровавые наветы и ложные обвинения влекли за собой тяжелые приговоры. Например, в 1728 г. были подвергнуты пыткам и мучительной казни братья Райцисы, бездоказательно обвиненные в попытке вернуть в иудаизм крещеного еврея. Кровавым наветам верили широкие круги польского общества. Так, писатель Е. Китович утверждал, что «еврейская маца невозможна без крови христиан».

Возмущенный преследованиями и казнями, Ваад четырех земель отправил своих представителей к римскому папе с просьбой защитить евреев от обвинений в совершении ритуальных убийств. Кардинал Лоренц Ганганелли (впоследствии папа Климент XIV) представил записку, защищавшую евреев от обвинения в этом преступлении, после чего король Август III подтвердил старинные привилегии, запрещавшие возводить на евреев кровавые наветы.

Ослабление центральной власти при Августе III (1733–63) и усиление социального брожения позволили гайдамакам, дошедшим до южных окраин Литвы, громить евреев даже в крупных населенных пунктах, особенно в 1734 г., 1750 г. и 1768 г., когда они разрушили много городов и местечек с еврейским населением. Особенно кровавыми были набеги 1768 г. (известные под названием «Колиивщина»), в результате которых было уничтожено еврейское население в Фастове, Тульчине, Балте и Умани.

Однако, несмотря на бедствия, численность еврейского населения Польши возросла. По переписи 1764 г., в Польше проживало 749 968 евреев, из них в Литве 201 191; на самом деле евреев было значительно больше, так как многие уклонялись от переписи, опасаясь, что она приведет к увеличению налогов.

Интеллектуальные последствия угнетения

Тяжелое положение евреев в Польше в XVII-XVIII вв. сопровождалось глубоким идейным брожением.

Саббатианство

Существовали, в основном в Подолии и Галиции, тайные кружки саббатианцев, которые постепенно разделились на два резко отличавшихся течения.

Одно, более умеренное, состояло из тех, кто, ожидая нового прихода Мессии, для приближения его практиковал крайний аскетизм и ревностно исполнял все религиозные предписания. В 1699 г. большая группа аскетических саббатианцев во главе с раввином Иехудой Хасидом hа-Леви и раввином Хаимом Мал’ахом (между 1650 и 1660–1716/17) отправилась в Эрец-Исраэль, чтобы там дождаться пришествия Мессии. Из 1300 человек около 500 погибли в пути.

Несмотря на бедствия, обрушившиеся на литовское еврейство, саббатианство не пустило там глубоких корней. В некоторых городах (например, в Пинске и Вильно — в марте 1666 г.) состоялись манифестации приверженцев движения, вызвавшие антиеврейские нападения. Из-за этого король Ян Казимир запретил ношение по улицам портретов лжемессии и приказал местным властям положить конец беспорядкам (6 мая 1666 г.).

Франкизм

Второе, немногочисленное, течение приняло форму тайных, связанных между собой групп, которые старались привлечь к себе новых последователей. Оно зародившееся в Подолии в середине XVIII в. В основе их мировоззрения лежала вера в божественность Шабтая Цви, в приближающийся конец изгнания. Радикальное саббатианство активно распространял Я. Франк.

Традиции саббатианства и каббалы приобрели у него идейно-политическую окраску. Не Эрец-Исраэль, а Польша представлялась ему избранной страной. Избавление еврейского народа он связывал с активными военно-политическими действиями, мечтая о создании большой еврейской армии, которая осуществила бы эту цель, используя распри между государствами.

Я. Франк и его сторонники отрицали религиозные предписания; безнравственное поведение франкистов (особенно их мистические оргии) вызвало возмущение правоверных евреев.

Движение франкистов не имело успеха в Литве. Опасаясь влияния идей Франка, особенно ввиду предстоявшего публичного диспута с франкистами в Каменце-Подольском, некоторые крупные общины, а затем и Ваад четырех земель, наложили в июне 1757 г. херем на основателя секты и его последователей.

В дальнейшем франкисты обрушились с грубыми нападками на иудаизм, утверждали, что евреи употребляют христианскую кровь в ритуальных целях. Эту клевету они распространяли на диспутах между представителями франкистов и раввинами, устроенных католическим духовенством в Каменце-Подольском в 1757 г. и во Львове в 1759 г.

В 1759 г. Я. Франк и сотни его приверженцев приняли крещение, а к середине XIX в. их последователи полностью ассимилировались.

Хасидизм

В XVIII в. среди польско-украинских евреев возникло движение, оказавшее огромное влияние на религиозную жизнь еврейского народа, — хасидизм, основателем которого был Исраэль бен Эли‘эзер Ба‘ал-Шем-Тов. В Польше жили и проповедовали его ученики, среди которых наиболее известны раввин Дов Бер из Межирича и раввин Яаков Йосеф бен Цви hа-Коhен Кац из Полонного, автор первой хасидской книги «Толдот Я‘аков Иосеф» (1780). В XVIII–XIX вв. в Польше возник целый ряд хасидских дворов, сложились династии цадиков (Гальберштам, Гур, Избица-Радзынь, Карлин, Я‘аков Ицхак Пшисуха и другие).

В 1770-х гг. во многих общинах Польши началась резкая полемика, а затем и ожесточенная борьба между хасидами и их противниками — митнагдим, во главе которых стоял раввин Элияху бен Шломо Залман, известный как Виленский Гаон. В Вильно, Бродах, Кракове и многих других городах хасидам был объявлен херем. В некоторых местах митнагдим громили принадлежавшие хасидам дома и торговые заведения; нередки были доносы властям. Неофициальное примирение между хасидами и митнагдим наступило лишь в первой четверти XIX в., когда их объединила вражда к маскилим.

Последний период независимости Польши

Время правления Станислава-Августа (1764–93) вошло в историю Польши под названием эпохи реформ. Попытки укрепить распадающийся государственный строй Польши охватывали различные стороны польской жизни, в том числе и еврейский вопрос.

Коронационный сейм 1764 г. решил, что введение подушной подати с евреев увеличит доходы казны. Была введена подать в размере двух злотых со всех евреев Польши старше одного года (сейм 1773–75 гг. увеличил ее до трех злотых). Центральный и областные ваады, ведавшие раскладкой податей и налогов, были упразднены. Сейм возложил ответственность за погашение огромных по тому времени долгов, взимаемых с еврейских общин, непосредственно на управление отдельных кагалов.

Произведенная в фискальных целях перепись еврейского населения Литвы установила численность подлежащих налогообложению в приблизительно 150 тыс. человек. Вследствие тяжелого финансового положения многие общины были вынуждены прибегнуть к продаже общинных должностей, включая должность раввина, то есть назначать на эти должности лиц, готовых дать общине крупные займы.

Одним из следствий этой системы были внутриобщинные распри, вызванные требованиями раввинов, заплативших крупные суммы за свои посты, передавать свой пост по наследству членам своих семейств (в Вильно такие распри длились с 1766 г. по 1790 г.), что нанесло ущерб престижу раввината и привело к дальнейшему упадку еврейского самоуправления.

Конфликты по поводу раскладки финансового бремени между пятью «главными» общинами Литвы и соподчиненными им административно малыми общинами побудили последних обратиться с жалобой в Литовский трибунал.

Под давлением городов Варшавский сейм 1768 г. принял следующее решение: «Постановляем, чтобы евреи во всех городах и местечках, где они не имеют особых, одобренных конституцией привилегий, вели себя согласно договорам, заключенным с городами, и не присваивали себе больших прав под угрозой суровой кары».

Это означало, что в тех городах, где евреи не имели привилегий, они не могли заниматься ни ремеслами, ни торговлей, ни шинкарством. Магистраты отказывались заключать договоры с евреями и таким образом избавлялись от них; так, из 115 польских городов было изгнано все еврейское население

Одним из основных занятий польских евреев в конце XVIII в. была торговля, как мелкая розничная, так и оптовая. Евреи контролировали значительную часть внешнеторгового оборота Польши (по подсчетам комиссии Четырехлетнего сейма /1788–92/ — три четверти экспорта и десятую часть импорта). Появилось многочисленное еврейское купечество (в Бродах, во Львове и других городах).

В это время в Польше было много евреев-ремесленников — портных, сапожников, скорняков, ювелиров, плотников, каменщиков, кожевников, кузнецов. В Великой Польше евреи составляли более половины всех ремесленников. Было создано много еврейских цеховых организаций (в крупных общинах — по нескольку); почти во всех местечках имелись еврейские цеха. Распространенным явлением в Польше были странствующие ремесленники-евреи.

Во всей Польше насчитывалось лишь 14 еврейских семей, занимавшихся земледелием (несмотря на то, что сейм 1773–75 гг. обещал евреям-земледельцам значительные налоговые льготы).

В отчете комиссии сейма говорилось, что в целом экономическое положение евреев было очень тяжелым. Нажитое состояние редко удерживалось в одной семье на протяжении нескольких поколений. Каждый двенадцатый еврей не имел определенных занятий, каждый шестидесятый был нищим.

Еврейская автономия находилась в состоянии глубокого кризиса. Борьба внутри еврейских общин обострилась и начала приобретать социальную окраску. Многие влиятельные евреи, пользуясь защитой магнатов, не платили налогов. Кагалы были вынуждены в ответ на это увеличить в своем бюджете долю косвенных налогов, так называемого коробочного сбора, что ухудшало положение малоимущих слоев еврейского населения.

В обширной нравоучительной литературе польского еврейства XVIII в. неоднократно высмеивались евреи, «которым сильные мира сего давали подачки из еврейских денег, получаемых при их же помощи». Моралисты резко порицали богачей, сблизившихся с власть имущими и пытавшихся подражать им в образе жизни, «строить дворцы, разбивать сады и парки».

Духовная жизнь в веке

Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация