История еврейского народа в Польско-Литовском государстве в Новое время (XVI—XVIII вв.)

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
 
(35 промежуточных версий не показаны.)
Строка 1: Строка 1:
-
{{Остатье
+
#redirect [[:ej:История еврейского народа в Польско-Литовском государстве в Новое время (XVI—XVIII вв.)]]
-
| ТИП СТАТЬИ  = 1
+
-
| АВТОР1 = Л.Гроервейдл
+
-
| АВТОР2 =
+
-
| АВТОР3 =
+
-
| СУПЕРВАЙЗЕР =
+
-
| ПРОЕКТ =
+
-
| ПОДТЕМА =
+
-
| КАЧЕСТВО  =
+
-
| УРОВЕНЬ  =
+
-
| ДАТА СОЗДАНИЯ  =9.11.2012
+
-
| ВИКИПЕДИЯ =
+
-
| НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ  =
+
-
}}  {{Начало_работы}}
+
-
 
+
-
=== Экономическая основа жизни евреев Польши в конце средневековья ===
+
-
В XV - первой половине XVI вв. евреи в Польше занимались главным образом торговлей. Еврейские купцы из Польши были посредниками в торговле с Турцией и странами христианской Европы, используя свои связи с местными еврейскими общинами. Они вели также торговлю внутри Польши, скупая у шляхты сельскохозяйственные продукты.
+
-
 
+
-
Короли поручали евреям заведовать имениями короны и некоторыми отраслями королевских доходов, часто назначали евреев своими поставщиками. Евреи по-прежнему занимались ссудными операциями, часто за пределами польских границ; эти операции нередко приносили им значительные доходы.
+
-
 
+
-
В XV - XVI вв. среди польских евреев было много ремесленников, в основном портных, а также мясников. В Кракове евреи владели пивоваренными заводами.
+
-
 
+
-
С самого начала еврейским ремесленникам приходилось упорно конкурировать с ремесленными цехами, в которые их не принимали и которые боролись за свое монопольное право заниматься ремеслами.
+
-
 
+
-
== XVI век ==
+
-
Небольшое число [[сефард]]ов прибыло в Польшу и Литву из Испании и Португалии после [[Изгнание евреев из Испании|изгнания евреев из этих стран]], но они, как правило, не оставались в Польше, а переселялись в Италию и Турцию. Последняя большая группа иммигрантов переселилась в Польшу из Чехии в начале XVI в.
+
-
 
+
-
К концу XVI в. в одной лишь Великой Польше насчитывалось 52 еврейских общины, крупнейшие из них в Кракове, Познани, Львове и Люблине. Всего в конце 16 в. в Польше и Литве проживало, видимо, около 100 тыс. евреев. 
+
-
 
+
-
В 15 – первой половине 16 вв. евреи в Польше занимались различной экономической деятельностью, главным образом торговлей. Еврейские купцы из Польши были посредниками в торговле с Турцией и странами христианской Европы, используя свои связи с местными еврейскими общинами. Они вели также торговлю внутри Польши, скупая у шляхты сельскохозяйственные продукты. Короли поручали евреям заведовать имениями короны и некоторыми отраслями королевских доходов, часто назначали евреев своими поставщиками. Евреи по-прежнему занимались ссудными операциями, часто за пределами польских границ; эти операции нередко приносили им значительные доходы. В 15–16 вв. среди польских евреев было много ремесленников, в основном портных, а также мясников. В Кракове евреи владели пивоваренными заводами. С самого начала еврейским ремесленникам приходилось упорно конкурировать с ремесленными цехами, в которые их не принимали и которые боролись за свое монопольное право заниматься ремеслами.
+
-
 
+
-
В 15–16 вв. усилились антиеврейские настроения в различных кругах польского общества. Значительную роль в распространении ненависти к евреям играла церковь, влияние которой на польское общество и королей возросло, особенно после прихода к власти в Польше в 1386 г. новой королевской династии Ягеллонов; король Владислав II Ягайло (1386–1434) первым из польских королей отказался подтвердить привилегии евреям. В 1420 г. Великопольский церковный собор принял ряд постановлений, отличавшихся резкой нетерпимостью к евреям. В 1423 г. под влиянием католической церкви сейм запретил евреям давать деньги в долг под письменные обязательства. Подтверждение в 1447 г. королем Казимиром II Ягеллончиком (1447–92) старинных еврейских привилегий вызвало бурное возмущение христианского духовенства, которое веками требовало их отмены, и в результате король был вынужден уступить. Нешавские статуты 1454 г. сократили большинство еврейских привилегий, хотя король в основном их не придерживался и продолжал хорошо относиться к евреям. Против евреев стали активно выступать польские города, обвинявшие их в нечестной конкуренции в торговле и в незаконном занятии ремеслами. В 1485 г. евреев Кракова вынудили подписать договор, фактически запрещавший им заниматься торговлей и ремеслами, который они старались всевозможными путями обойти. Вслед за Краковом против евреев выступили Львов, Познань, Люблин, Сандомир. Города требовали, чтобы евреи торговали не весь год, а только во время ярмарок, не продавали товары в розницу и могли торговать только товарами определенной категории. В начале 16 в. города стали объединяться в борьбе против евреев, добиваясь от короля специальных привилегий de non tolerantis judaeis, которые давали муниципалитетам право запрещать или ограничивать проживание евреев в городе. На основании таких привилегий евреи были изгнаны из ряда городов, в том числе из Варшавы (1525). В других местах им пришлось подписать договоры, по которым их торговые права были сильно урезаны. Во многих городах евреи могли селиться лишь на определенных улицах или в особых предместьях (например, Казимеже близ Кракова), становившихся типичными гетто.
+
-
 
+
-
В 16 в. против евреев начали вести борьбу также широкие круги мелкой и средней шляхты. Если в 15 в. шляхтичи были заинтересованы в евреях как посредниках для продажи своих товаров, то в 16 в. они сами вели торговлю сельскохозяйственными продуктами, и евреи-конкуренты стали для них опасны. На сейме 1496 г. было принято постановление, запрещавшее евреям приобретать земельную собственность вне городов. В 1505 г. шляхта добилась издания Радомской конституции, резко ограничивавшей королевскую власть. Конституция запрещала евреям занимать государственные должности и ограничивала деятельность еврейских откупщиков. В 1538 г. сейм запретил евреям вести торговлю в деревнях и брать на откуп государственные доходы. В 1495 г. евреи были изгнаны из Литвы, однако в 1503 г. получили разрешение вернуться.
+
-
 
+
-
Во второй половине 16–первой половине 17 вв. происходил быстрый рост численности еврейского населения Польши. В 1578 г. она составляла 100 тыс. человек, в 1648 г. — 300 тыс. человек. В этот период многие евреи Польши переселялись из королевских городов во владения магнатов и монастырей, которые в ряде случаев специально приглашали евреев и освобождали их на первое время от уплаты податей. В некоторых (особенно новых) городах, принадлежавших крупным феодалам, торгово-промышленная прослойка формировалась почти исключительно из евреев; иногда они даже составляли большинство населения города. В 1539 г. под давлением магнатов король Сигизмунд I Старый (1506–48) отказался от доходов с евреев, живших в наследственных феодальных владениях, и одновременно объявил, что снимает с себя все правовые (в том числе судебные) обязательства по отношению к этой группе еврейского населения Польши (в соответствии с принципом «мы обыкновенно не даем своей защиты тем, кто не приносит нам никакой пользы»). Этот акт ознаменовал переход значительной части польского еврейства из юрисдикции королей под юрисдикцию магнатов, что означало существенное изменение ее правового и социального статуса.
+
-
 
+
-
Процесс переселения евреев Польши на земли, которые были в частном владении, особенно активно происходил в 16 – начале 17 в. на Украине, где магнатам предоставлялись обширные латифундии. Нуждаясь для освоения новых земель в администраторах, магнаты охотно назначали евреев управляющими или сдавали им поместья в аренду. Евреи-коммерсанты вели на Украине почти всю внутреннюю торговлю, осуществляли оптовые закупки сельскохозяйственной продукции и ее экспорт. В руках евреев сосредотачивались различные промыслы: виноторговля, производство селитры и поташа, рыболовство, охота. Они брали в аренду корчмы, молочные хозяйства и мельницы. Численность еврейского населения Украины значительно увеличилась: выросли общины в Луцке, Владимире-Волынском, Ковеле, Остроге, Баре, Брацлаве, Виннице, Немирове, Тульчине. Евреи начали селиться в Белой Церкви, Богуславе, Стародубе, Чернигове и других городах. Если в конце 16 в. на Украине было 80 еврейских общин, то в 1648 г. — уже 115.
+
-
 
+
-
В первой половине 16 в. во главе еврейских общин Польши стояли раввины, так называемые «доктора» или «сеньоры», которых по рекомендации общины, а иногда и без нее, назначал король. Основной задачей еврейского руководства было удовлетворение финансовых требований польских королей. Сигизмунд I решил провести централизацию еврейских общин для увеличения доходов, поступавших от евреев. Первоначально назначались отдельные лица для сбора налога с определенной области или со всей страны. Так, в 1511 г. для сбора коронационной подати король назначил двух познанских евреев. В 1512 г. для сбора податей и налогов король ввел должность экзактора и назначил на нее в Великой Польше и Мазовии Авраама из Чехии, а в Малой Польше казимежского еврея Франциска. Однако против последнего выступили крупнейшие общины Малой Польши — львовская и краковская. Король удовлетворил ходатайство краковской общины, но отклонил просьбу львовской. Франциск не усмирил недовольных и запутался в долгах казне; тогда король назначил экзактора Великой Польши экзактором и Малой Польши. Но Авраам также не смог собрать денег и стал прибегать к суровым мерам для их получения. В результате он восстановил против себя и христиан, и евреев. Кагалы наложили на него херем, и Авраам отказался от должности экзактора, после чего король вынужден был упразднить ее и предоставить самим общинам раскладку и взимание податей. Были назначены восемь сборщиков податей из кандидатур, предложенных общинами.
+
-
 
+
-
В 1527 г. Сигизмунд назначил Самуила Марголиота генеральным сеньором Великой Польши; в 1541 г. — М. Фишла (умер в 1542 г.) и Шалома Шахну генеральными сеньорами Малой Польши. Они получили широкие права и полномочия: были освобождены от налогов, могли жить в любой части Польши и подлежали исключительно королевской юрисдикции. Общины во всем подчинялись генеральным сеньорам (в частности, их утверждению подлежали итоги выборов на должность раввина). Для содержания генеральных сеньоров евреи Польши уплачивали особую подать. Неограниченная власть назначенных королем генеральных сеньоров, нарушавшая автономию кагалов, вызывала недовольство общин. Краковские евреи не желали подчиниться Ш. Шахне и даже не позволили ему поселиться в Казимеже. Король в специальном декрете угрожал непокорным карой, однако ради регулярного поступления налогов был вынужден пойти на уступки. В 1541 г. по ходатайству познанского кагала и Великопольского земства Сигизмунд разрешил им избирать генерального сеньора Великой Польши, оставив за собой право его утверждения. Сигизмунд II Август (1548–72) отказался и от этого права: королевским декретом от 1551 г. сеньору, избранному евреями, была передана судебная власть с правом налагать на непокорных херем.
+
-
 
+
-
=== Самоуправление ===
+
-
Основными ячейками системы еврейского самоуправления в Польше были общины, каждая из которых была полностью автономна и имела свое выборное руководство (рашим, парнасим), собственные общественные, судебные и религиозные учреждения (подробнее об этом см. Община, а также Израиль — народ в диаспоре. В средневековом христианском мире. Еврейский центр в Восточной Европе). Общины одной местности объединялись в округ (галиль); их представители собирались на регулярные съезды — окружные ва‘ады. С середины 16 в. руководители и раввины крупнейших общин каждого округа дважды в год съезжались на ярмарки в Люблине и Ярославе, где сложился верховный орган еврейской автономии в Польше — Ва‘ад четырех земель (Великой Польши, Малой Польши, Волыни и Подолии). Действовал также самостоятельный Литовский ва‘ад. На заседаниях ва‘адов принимались решения, регулировавшие жизненный уклад евреев всего королевства. Одной из главных функций ва‘адов было распределение по землям и общинам размера податей в государственную казну.
+
-
 
+
-
С 16 в. евреи Польши пользовались также судебной автономией. Все тяжбы между евреями и преступления евреев против евреев рассматривались в еврейских судах, которые могли приговорить подсудимого к штрафу, телесному наказанию или тюремному заключению. Еврейские суды имели право выносить смертные приговоры, однако такие случаи в Польше неизвестны. Преступления евреев против христиан и иски христиан к евреям рассматривал специальный судья, которого обычно назначал воевода с согласия евреев. В судебном процессе обязательно принимал участие представитель общины (штадлан), должность которого была выборной. Запрещалось вызывать еврея в суд в субботу и в дни еврейских праздников.
+
-
 
+
-
С волнами иммиграции в Польшу в 13–15 вв. приезжали ученые-талмудисты, раввины. Настоящий расцвет еврейской духовной жизни наступил в 16 в. В Польше был открыт ряд иешив, которые впоследствии стали известнейшими, в том числе иешива раввина Я‘акова Поллака (1460 или 1470 – после 1533), создателя нового метода изучения Талмуда (см. Пилпул), его ученика, раввина Ш. Шахны, раввина Моше Иссерлеса и других. Если раньше еврейские юноши из Польши уезжали в Германию для продолжения своего образования, то в 16 в. стали из Германии приезжать учиться в польские иешивы. Еврейская ученость в Польше отличалась религиозным рационализмом, много внимания уделялось и изучению светских наук. Среди раввинов были разногласия по вопросу об отношении к нееврейской философии: сторонников ее изучения возглавлял раввин Моше Иссерлес, а противников — раввин Шломо Лурия, обвинявший Иссерлеса в том, что его ученики «молятся по Аристотелю». Польский хронист отмечал, что в Польше и Литве «евреи пользовались ивритским (см. Иврит язык) письмом и изучали науки и искусства, астрономию и медицину». В 16–17 вв. юноши из Польши приезжали в Падую изучать медицину. В Польше было много врачей-евреев, лечивших знать и даже королей, что вызывало зависть их христианских коллег. К концу 16 в. усилился интерес к изучению каббалы. Иоэль Сыркес считал даже, что те, кто в нее не верят, не могут считаться хорошими евреями. В конце 16 в. – начале 17 в. в Польше жили выдающиеся представители раввинской учености М. Яффе и посек (см. Поским) Иехошуа бен Александр hа-Кохен Фальк (1555–1614). Большое внимание уделялось обучению детей. Начальное образование они получали в хедерах, имевшихся во всех общинах, все мальчики от шести до 13 лет были обязаны в них учиться. Способные ученики продолжали занятия в многочисленных иешивах (в некоторых крупных городах — Львове, Кракове, Люблине — было даже по две–три иешивы). В 16 в. Польша была одним из центров еврейского книгопечатания. К концу 16 в. Польша стала интеллектуальным центром караимов.
+
-
 
+
-
В 1520–30-х гг. Реформация вызвала ожесточенные религиозные споры в христианской среде Польши. Были отдельные случаи перехода в иудаизм (см. Прозелиты). Так, например, в 1539 г. вдова члена краковского магистрата Екатерина Залешовская была сожжена за склонность к иудаизму. Но эти редкие случаи преувеличивались католической пропагандой, обвинявшей евреев в массовом обращении христиан в иудаизм и в вывозе новообращенных в Литву, где их укрывали местные евреи. Сигизмунд I провел расследование, доказавшее невиновность евреев. Католическая церковь, ведя борьбу с Реформацией, активно прибегала к антиеврейским действиям. В 16 в. в Польше появилась антисемитская литература. В 1541 г. в Кракове был напечатан памфлет анонимного священника «Об изумительных заблуждениях евреев», где рекомендовалось разрушить новые синагоги и ограничить в городах численность еврейского населения. Автор памфлета «О святых, убиенных иудеями» требовал изгнания евреев из Польши. В брошюрах врачей-поляков звучали призывы не лечиться у евреев, которые якобы отравляют пациентов-христиан. Юдофобской кампанией руководил глава польской католической церкви П. Гамрат. В 1542 г. проходивший под его председательством церковный собор потребовал уменьшить число евреев в городах, особенно в Кракове, запретить евреям жить в ряде районов страны, разрушить новые синагоги и т. д.
+
-
 
+
-
Для борьбы с евреями горожане и церковь пользовались любыми средствами. Так, в 1558 г. многих евреев г. Сохачева арестовали по обвинению в осквернении гостий и, несмотря на приказ короля Сигизмунда II Августа освободить их, сожгли на костре. Король сказал по этому поводу: «Я содрогаюсь при мысли об этом злодействе, да и не желаю прослыть дураком, который верит, что из проколотой гостии может течь кровь». В это время кровавый навет становится обычным явлением в Польше: Бельск-Подляски (1564), Росоша (1566), Вогин (1577), Гостынин (1577), Люблин (1598, 1634), Сандомир (1605), Седльце (1617), Сохачев (1619), Ленчица (1639). С второй половины 16 в. основную роль в антисемитской пропаганде стали играть иезуиты, а ученики иезуитских школ постоянно избивали евреев. Общины даже платили специальный налог в эти школы, чтобы избежать нападений.
+
-
 
+
-
Положение евреев несколько улучшилось в правление Стефана Батория (1576–86), который подтвердил их прежние привилегии и разрешил свободно заниматься ремеслами, торговать в христианские праздники, нанимать христиан для строительных работ. Учитывая религиозные чувства евреев, он упразднил обычай принесения ими присяги в суде, стоя на свиной коже, и исключил из текста присяги унизительную для евреев формулировку, а также решительно выступал против погромов и кровавых наветов. Но король мог только временно ослабить антиеврейские претензии городов и церкви. Во время правления Сигизмунда III (1587–1632) духовенство добилось принятия властями ряда требований церковных соборов (в частности, было запрещено строить синагоги без специального разрешения короля). В противоположность Стефану Баторию, Сигизмунд разрешил разбирать дела о кровавых наветах в христианских судах с применением пыток при следствии. В первой половине 17 в. такие дела следовали одно за другим, а духовенство добивалось введения все новых ограничений для евреев. Так, на Познанском соборе 1642 г. были приняты постановления, запрещавшие евреям иметь христианскую прислугу, открывать лавки в дни христианских праздников, брить бороды христианам, лечить их, а также гулять по улицам за пределами еврейских кварталов. В это время часто вспыхивали погромы в различных городах.
+
-
 
+
-
Положение евреев, находившихся под юрисдикцией магнатов, было в 16 – первой половине 17 вв. более прочным. Однако на Украине и в Белоруссии (где находилась большая часть магнатских владений) евреи нередко страдали во время казацких бунтов, а также русских и турецких вторжений. Так, в 1563 г. по приказу царя Ивана IV (Грозного) русские войска уничтожили еврейскую общину занятого ими Полоцка; погибло около 300 человек. В 1637 г. около 200 евреев было убито на Полтавщине казаками и крестьянами, восставшими под предводительством атамана Павлюка. Несмотря на то, что евреи-арендаторы и управляющие поместьями относились к крепостным лучше, чем поляки (в частности, по предписанию ва‘адов предоставляли отдых в субботу), православное население Украины ненавидело евреев, считая их своими главными угнетателями. Эта ненависть стала главной причиной катастрофы, постигшей еврейство восточных областей Польши в середине 17 в.
+
-
 
+
-
== Восстание Б. Хмельницкого и его последствия во второй половине 17 в. ==
+
-
 
+
-
В 1648 г. на Украине вспыхнуло восстание под предводительством Б. Хмельницкого, переросшее в русско-польскую войну 1654–67 гг. и сопровождавшееся массовым истреблением евреев. В десятках городов на Украине, в Польше, Литве, Белоруссии еврейские общины были уничтожены; спаслись только евреи, которых захватили крымские татары, союзники Б. Хмельницкого, и продали в рабство в Турцию. Некоторые евреи также уцелели после насильственного обращения в православие, однако добровольно спасти свою жизнь таким путем согласились немногие. Во многих населенных пунктах евреи героически защищались вместе с поляками-католиками, которым была уготована та же участь, когда православное население помогало казакам врываться в города и устраивать резню. Но бывали другие случаи: например, в Тульчине поляки впустили казаков, поверив их обещанию вырезать только евреев, но казаки расправились и с теми, и с другими. Убийства евреев сопровождались чудовищными зверствами: с людей сдирали кожу, закапывали живыми, грудных младенцев убивали на глазах матерей.
+
-
 
+
-
Вступление России в войну принесло евреям новые бедствия. Тысячи были уничтожены русскими войсками и казаками, многие — уведены в плен в Россию. Евреи Великой и Малой Польши также пострадали во время польско-шведской войны (1656–60). Обвиненные поляками в поддержке шведских оккупантов, целые общины подвергались жестоким избиениям солдатами польских отрядов коронного гетмана С. Чарнецкого. В еврейских летописях С. Чарнецкого вспоминали с тем же ужасом, что и Б. Хмельницкого, называя его «злодеем» и «палачом» Великой Польши. События этих лет нанесли польскому еврейству удар, от которого оно долго не могло оправиться. Источники называют разное число погибших, но, видимо, общие потери еврейского населения за эти годы составили около 100 тыс. человек. Если раньше поток еврейской эмиграции шел из Западной Европы в Польшу, то теперь евреи массами бежали в Германию, Нидерланды, Чехию. На левобережной Украине, отошедшей в 1667 г. к России, вообще не осталось евреев. В городах и местечках Волыни оставались целыми по несколько еврейских домов; в некоторых местах все было разрушено. Десятки тысяч людей лишились всех средств существования. Огромный урон был нанесен еврейской духовной жизни, в полнейший упадок пришло также и еврейское самоуправление. В течение многих лет иешивы не работали, так как большинство преподавателей и учеников были убиты. Когда иешивы вновь открылись, они уже не смогли достичь прежнего уровня. Известные раввины, спасшиеся бегством в Западную Европу, вскоре стали преподавать там. Центр еврейской учености переместился на Запад.
+
-
 
+
-
Во второй половине 17 в. началось частичное возрождение польского еврейства. В 1660-х гг. Ва‘ад четырех земель энергично восстанавливал общины и старался укрепить правовой и социальный статус евреев. Ва‘ад собирал деньги для помощи пострадавшим, принял постановление, разрешавшее женам пропавших без вести мужей выйти замуж (см. Агуна; Брак). Ян Казимир (1648–68) по просьбе Ва‘ада разрешил евреям, насильно обращенным в православие, вернуться в иудаизм. Большую помощь беженцам оказали общины Литвы, пострадавшей в эти годы меньше, чем Польша и Украина.
+
-
 
+
-
В 1660–90-х гг. положение евреев, находившихся под юрисдикцией польской короны, несколько улучшилось. Ян Казимир разрешил им торговать в дни христианских праздников, дал привилегии ряду общин, в том числе краковской. Король Михаил Вишневецкий (1669–73) подтвердил на коронационном сейме привилегии как генерального статута польских евреев (14 в.), так и 17 добавочных статей, пожалованных королями в 16–17 вв., по которым убийство еврея наказывалось смертной казнью и конфискацией имущества убийцы, а в случае антиеврейских беспорядков на муниципалитет налагался штраф. Евреям предоставлялись равные с христианами экономические права (в частности, они могли свободно заниматься любыми ремеслами). В дни христианских праздников евреям разрешалось торговать и выезжать из города. Ян III Собеский (1674–96) подтвердил установленные ранее привилегии евреев и дал некоторым общинам новые.
+
-
 
+
-
Однако королевские указы часто блокировались сеймом. Так, Варшавский сейм 1670 г. установил для евреев-заимодавцев предельный процент, запретил евреям держать христианских слуг и выходить на улицу во время церковных праздников. Тем самым фактически были отменены привилегии, данные евреям М. Вишневецким. Продолжалась клерикальная антиеврейская агитация. Под ее воздействием городская чернь совместно с учениками иезуитских школ устраивала погромы (Львов, 1664; Познань, 1687). Против евреев неоднократно выдвигались обвинения в ритуальных убийствах (например, сандомирский кровавый навет 1690 г., поддержанный высшим польским духовенством).
+
-
 
+
-
Положение широких слоев еврейского населения было крайне тяжелым, общины брали в долг под большие проценты у дворян и монастырей. Ва‘ад, чтобы платить проценты, был вынужден прибегать к новым займам. Познанский кагал задолжал к началу 18 в. 400 тыс. злотых, а долги Ва‘ада четырех земель составляли около трех млн. злотых. Депутаты на сеймах говорили, что евреев придется терпеть в стране хотя бы потому, что никто не захочет потерять данные взаймы деньги. Еврейские общины так остро нуждались в средствах, что брали взаймы на любых условиях. В 1666 г. Ва‘ад четырех земель согласился с тем, что в случае неуплаты долга можно будет любого еврея короны преследовать, арестовывать и сажать в тюрьму, пока долг не будет уплачен.
+
-
 
+
-
Чтобы избежать обвинений антисемитов в угнетении евреями христиан, а также добиться единства в выплате долгов и налогов, Ва‘ад четырех земель выпустил в 1676 г. воззвание, обращенное к общинам. В нем он потребовал от всех евреев беспрекословно подчиняться своим кагалам, запретил брать на откуп государственные доходы, арендовать шляхетские имения, вступать в коммерческие сотоварищества с неевреями без разрешения кагала, прибегать к содействию властей для достижения целей, вредных еврейскому обществу. Но подобные обращения мало помогали, и в 1687 г. «еврейские коронные старшины» были вынуждены от имени Ва‘ада четырех земель заявить Яну Собескому, что они не в состоянии отвечать за правильное поступление еврейской поголовной подати, так как отдельные лица уклоняются от взноса, прикрываясь протекцией панов и даже королевской канцелярии. Иногда кагалы, нуждаясь срочно в деньгах, освобождали от будущих выплат состоятельных членов общины за единовременный крупный денежный взнос, но эти деньги уходили на уплату срочных долгов, а вся тяжесть текущего налогового обложения ложилась на рядовых членов общины. Это вызывало недовольство, и прежнее уважение к кагальным старшинам сменилось неприязнью и открытой враждой. Внутренняя борьба усиливалась. Многочисленные долги, нищета вынуждали евреев все время заниматься поиском новых источников существования. Во второй половине 17 в. одной из основных отраслей еврейской торговли стало шинкарство (см. Спиртные напитки). Евреи-шинкари арендовали виноторговлю у шляхты, имевшей с 16 в. монополию на этот промысел, и были полностью зависимы от ее произвола.
+
-
 
+
-
Тяготы жизни польских евреев способствовали распространению мистических настроений. Саббатианство нашло в Польше много сторонников. Когда лжемессия Саббатай Цви принял ислам, большинство из них покинуло его, но тайные кружки саббатианцев продолжали действовать.
+
-
 
+
-
== 18 в. Разделы Польши. ==
+
-
Период 1697–1776 гг., когда в Польше правили короли из Саксонской династии, характеризуется расцветом анархии, шляхетского своеволия, постоянным вмешательством иностранных держав в польские дела. Это особенно тяжело сказывалось на польских евреях. Однако, несмотря на бедствия, численность еврейского населения Польши возросла. По переписи 1764 г., в Польше проживало 749 968 евреев, из них в Литве 201 191; на самом деле евреев было значительно больше, так как многие уклонялись от переписи, опасаясь, что она приведет к увеличению налогов.
+
-
 
+
-
Начало правления Саксонской династии совпало с Северной войной (1700–1721), которая в Польше сопровождалась гражданской войной. Русские войска действовали совместно с армией короля Августа II против шведов и поддерживавших их сторонников Станислава Лещинского, кандидата на польский престол. Евреи страдали от военных действий и постоев солдат, но особенно от набегов казачьих отрядов атаманов Самуся и Палея — союзников русских. В 1702 г. казаки, захватив Богуслав, Корсунь, Лысянки и Белую Церковь, перебили там всех евреев. Саксонская династия не пользовалась в Польше авторитетом, ее короли еще менее могли защитить своих подданных, чем их предшественники. Варшавский «примирительный» сейм 1717 г. значительно увеличил сумму ежегодной подати с еврейских общин, и без того уже разоренных во время войны. Ва‘ад четырех земель и кагалы продолжали свою деятельность, но их значение и престиж резко упали. Воеводы и старосты не считались ни с какими еврейскими привилегиями, активно вмешивались во внутренние дела общины. С вступлением в должность каждого нового воеводы все существовавшие в прошлом отношения между воеводской властью и еврейской общиной приходилось налаживать заново; для возобновления прежних привилегий и уставов, которые воеводы меняли и отменяли на свое усмотрение, приходилось давать крупные взятки. Старосты, которым евреи подчинялись в небольших городах, часто арестовывали руководителей кагалов и держали их в тюрьме до получения выкупа. Сложным было и положение еврейских арендаторов, торговцев и шинкарей, живших в поместьях шляхты. Их число по сравнению со второй половиной 17 в. увеличилось, а зависимость от шляхты усилилась. Положение этих евреев мало чем отличалось от положения крепостных. На сейме 1740 г. даже звучало требование, чтобы евреи, жившие в поместьях, стали наследственной собственностью владельцев этих поместий. Обычным явлением стали «наезды» панов на еврейские местечки и хутора, сопровождавшиеся избиениями и насилием. В 18 в. возросло влияние католической церкви и усилилась ее антисемитская деятельность. Постановления церковных соборов повторяли все старые ограничения для евреев и вводили много новых, таких, как запрет оставлять свет в синагогах ночью, иметь кладбища вблизи городов, совершать похоронные обряды днем. Многочисленные кровавые наветы и ложные обвинения влекли за собой тяжелые приговоры. Например, в 1728 г. были подвергнуты пыткам и мучительной казни братья Райцисы, бездоказательно обвиненные в попытке вернуть в иудаизм крещеного еврея. Кровавым наветам верили широкие круги польского общества. Так, писатель Е. Китович утверждал, что «еврейская мацца невозможна без крови христиан». Возмущенный преследованиями и казнями, Ва‘ад четырех земель отправил своих представителей к римскому папе с просьбой защитить евреев от обвинений в совершении ритуальных убийств. Кардинал Лоренц Ганганелли (впоследствии папа Климент XIV) представил записку, защищавшую евреев от обвинения в этом преступлении, после чего король Август III подтвердил старинные привилегии, запрещавшие возводить на евреев кровавые наветы. В 18 в. евреи польской Украины тяжело пострадали от набегов гайдамаков, особенно в 1734 г., 1750 г. и 1768 г., когда они разрушили много городов и местечек с еврейским населением. Особенно кровавыми были набеги 1768 г. (известные под названием «Колиивщина»), в результате которых было уничтожено еврейское население в Фастове, Тульчине, Балте и Умани.
+
-
 
+
-
Тяжелое положение евреев в Польше в 18 в. сопровождалось глубоким идейным брожением. Существовали, в основном в Подолии и Галиции, тайные кружки саббатианцев, которые постепенно разделились на два резко отличавшихся течения. Одно, более умеренное, состояло из тех, кто, ожидая нового прихода Мессии, для приближения его практиковал крайний аскетизм и ревностно исполнял все религиозные предписания. В 1699 г. большая группа аскетических саббатианцев во главе с раввином Иехудой Хасидом hа-Леви и раввином Хаимом Мал’ахом (между 1650 и 1660–1716/17) отправилась в Эрец-Исраэль, чтобы там дождаться пришествия Мессии. Из 1300 человек около 500 погибли в пути. Второе, немногочисленное, течение приняло форму тайных, связанных между собой групп, которые старались привлечь к себе новых последователей. В основе их мировоззрения лежала вера в божественность Саббатая Цви, в приближающийся конец изгнания (см. Галут). Радикальное саббатианство активно распространял Я. Франк. Традиции саббатианства и каббалы приобрели у него идейно-политическую окраску. Не Эрец-Исраэль, а Польша представлялась ему избранной страной, а избавление еврейского народа он связывал с активными военно-политическими действиями, мечтая о создании большой еврейской армии, которая осуществила бы эту цель, используя распри между государствами. Я. Франк и его сторонники отрицали религиозные предписания; безнравственное поведение франкистов (особенно их мистические оргии) вызвало возмущение правоверных евреев, наложивших на них херем. В дальнейшем франкисты обрушились с грубыми нападками на иудаизм, утверждали, что евреи употребляют христианскую кровь в ритуальных целях. Эту клевету они распространяли на диспутах между представителями франкистов и раввинами, устроенных католическим духовенством в Каменец-Подольском в 1757 г. и во Львове в 1759 г. В 1759 г. Я. Франк и сотни его приверженцев приняли крещение, а к середине 19 в. их последователи полностью ассимилировались (см. Ассимиляция).
+
-
 
+
-
В 18 в. среди польско-украинских евреев возникло движение, оказавшее огромное влияние на религиозную жизнь еврейского народа, — хасидизм, основателем которого был Исраэль бен Эли‘эзер Ба‘ал-Шем-Тов. В Польше жили и проповедовали его ученики, среди которых наиболее известны раввин Дов Бер из Межирича и раввин Я‘аков Иосеф бен Цви hа-Кохен Кац из Полонного, автор первой хасидской книги «Толдот Я‘аков Иосеф» (1780). В 18–19 вв. в Польше возник целый ряд хасидских дворов, сложились династии цаддиков (Гальберштам, Гур, Избица-Радзынь, Карлин, Я‘аков Ицхак Пшисуха и другие).
+
-
 
+
-
В 1770-х гг. во многих общинах Польши началась резкая полемика, а затем и ожесточенная борьба между хасидами и их противниками — митнагдим, во главе которых стоял раввин Элияху бен Шломо Залман, известный как Виленский Гаон. В Вильно, Бродах, Кракове и многих других городах хасидам был объявлен херем. В некоторых местах митнагдим громили принадлежавшие хасидам дома и торговые заведения; нередки были доносы властям. Неофициальное примирение между хасидами и митнагдим наступило лишь в первой четверти 19 в., когда их объединила вражда к маскилим (см. Хаскала).
+
-
 
+
-
Время правления Станислава-Августа (1764–93) вошло в историю Польши под названием эпохи реформ. Попытки укрепить распадающийся государственный строй Польши охватывали различные стороны польской жизни, в том числе и еврейский вопрос. Коронационный сейм 1764 г. решил, что введение подушной подати с евреев увеличит доходы казны. Была введена подать в размере двух злотых со всех евреев Польши старше одного года (сейм 1773–75 гг. увеличил ее до трех злотых). Центральный и областные ва‘ады, ведавшие раскладкой податей и налогов, были упразднены. Под давлением городов Варшавский сейм 1768 г. принял следующее решение: «Постановляем, чтобы евреи во всех городах и местечках, где они не имеют особых, одобренных конституцией привилегий, вели себя согласно договорам, заключенным с городами, и не присваивали себе больших прав под угрозой суровой кары». Это означало, что в тех городах, где евреи не имели привилегий, они не могли заниматься ни ремеслами, ни торговлей, ни шинкарством. Магистраты отказывались заключать договоры с евреями и таким образом избавлялись от них; так, из 115 польских городов было изгнано все еврейское население
+
-
 
+
-
Одним из основных занятий польских евреев в конце 18 в. была торговля, как мелкая розничная, так и оптовая. Евреи контролировали значительную часть внешнеторгового оборота Польши (по подсчетам комиссии Четырехлетнего сейма /1788–92/ — три четверти экспорта и десятую часть импорта). Появилось многочисленное еврейское купечество (в Бродах, во Львове и других городах). В это время в Польше было много евреев-ремесленников — портных, сапожников, скорняков, ювелиров, плотников, каменщиков, кожевников, кузнецов. В Великой Польше евреи составляли более половины всех ремесленников. Было создано много еврейских цеховых организаций (в крупных общинах — по несколько); почти во всех местечках имелись еврейские цеха. Распространенным явлением в Польше были странствующие ремесленники-евреи (см. Коробейничество). Во всей Польше насчитывалось лишь 14 еврейских семей, занимавшихся земледелием (несмотря на то, что сейм 1773–75 гг. обещал евреям-земледельцам значительные налоговые льготы). В отчете комиссии сейма говорилось, что в целом экономическое положение евреев было очень тяжелым. Нажитое состояние редко удерживалось в одной семье на протяжении нескольких поколений. Каждый двенадцатый еврей не имел определенных занятий, каждый шестидесятый был нищим.
+
-
 
+
-
Еврейская автономия находилась в состоянии глубокого кризиса. Борьба внутри еврейских общин обострилась и начала приобретать социальную окраску. Многие влиятельные евреи, пользуясь защитой магнатов, не платили налогов. Кагалы были вынуждены в ответ на это увеличить в своем бюджете долю косвенных налогов, так называемого коробочного сбора, что ухудшало положение малоимущих слоев еврейского населения. В обширной нравоучительной литературе польского еврейства 18 в. неоднократно высмеивались евреи, «которым сильные мира сего давали подачки из еврейских денег, получаемых при их же помощи». Моралисты резко порицали богачей, сблизившихся с власть имущими и пытавшихся подражать им в образе жизни, «строить дворцы, разбивать сады и парки».
+
-
 
+
-
После первого раздела Польши (1772) в стране усилилось внимание к еврейскому вопросу. Одни государственные деятели Польши предлагали решить его в духе старой клерикальной политики, действуя путем запретов и ограничений. Другие, находясь под влиянием идей Просвещения, настаивали на предоставлении евреям гражданских и политических прав, стремясь в то же время упразднить еврейскую общину и заставить евреев отказаться от своей национальной самобытности. Среди представителей первого лагеря были экс-канцлер А. Замойский, предложивший сейму 1780 г. ряд ограничительных антиеврейских законов, и публицист С. Сташиц, выпустивший антисемитскую брошюру «Предостережение Польше», где называл евреев «саранчой, которая опасна и летом, и зимой». Либеральный лагерь возглавляли видный польский просветитель Г. Коллонтай, государственный деятель и писатель Т. Чацкий, публицист М. Бутримович. Их усилиями еврейский вопрос был включен в повестку дня Четырехлетнего сейма, создавшего для его рассмотрения специальную комиссию во главе с Я. Езерским. Опираясь на предложения Т. Чацкого и других депутатов, она разработала проект нового уложения о евреях (не сохранился). Однако сейм даже не принял его к обсуждению; конституция Польши, принятая сеймом 3 мая 1791 г., никак не изменила положение евреев. По настоянию М. Бутримовича и его единомышленников была создана новая комиссия по еврейскому вопросу во главе с Г. Коллонтаем, однако и ее деятельность не дала никаких конкретных результатов. Лишь постановление, принятое в 1792 г. полицейской комиссией сейма, несколько улучшило положение евреев Польши: на них был распространен принцип неприкосновенности личности, они получили право нанимать слуг-христиан. Городам запрещалось произвольно накладывать на евреев новые повинности.
+
-
 
+
-
В 1793 г., после вступления на территорию Польши иностранных войск, произошел второй раздел Польши. Поляки под предводительством Т. Костюшко подняли восстание, в котором участвовал еврейский полк под командованием Б. Йоселевича; почти все бойцы полка погибли при штурме русскими войсками пригорода Варшавы Праги в ноябре 1794 г. В 1795 г. произошел последний, третий раздел Польши. В результате разделов Польское государство прекратило свое существование. По первому разделу Россия получила Восточную Белоруссию с городами Гомель, Могилев, Витебск, Полоцк; Пруссия — Вармию, воеводства Поморское (без Гданьска), Мальборское, Хелминьское (без Торуня), большую часть Иновроцлавского, Гнезненского и часть Познанского; Австрия — княжества Освенцимское и Заторское, южную часть Краковского и Сандомирского воеводств, Русское воеводство (без Хомской земли). В результате второго раздела Россия получила Западную Белоруссию, остававшуюся в составе Польши, часть Украины, Подолию, восточную часть Волыни и Полесье; Пруссия — Данциг (Гданьск), Торунь, Великую Польшу, значительную часть Мазовии. По условиям третьего раздела России достались Литва и польская часть Ливонии (ныне в Латвии); Пруссии — оставшаяся часть Мазовецкого воеводства с Варшавой, часть Трокского, Подляшского и Равского воеводств; Австрии — воеводства Краковское, Сандомирское, Люблинское и часть воеводств Мазовецкого, Подляшского, Хомского и Брест-Литовского.
+
-
 
+
-
== Источники ==
+
-
* [http://www.eleven.co.il/ Электронная еврейская энциклопедия]
+
-
* [http://en.wikipedia.org/wiki/Main_Page Английский раздел Википедии]
+
-
* [http://he.wikipedia.org/wiki/עמוד_ראשי Ивритский раздел Википедии]
+
-
 
+
-
Примечания
+
-
{{Примечания}}
+
-
 
+
-
[[Категория:История еврейского народа]]
+
-
[[Категория:История евреев Литвы]]
+
-
[[Категория:История евреев Польши]]
+
-
[[Категория:История евреев в новое время]]
+

Текущая версия на 23:24, 30 мая 2013

  1. redirect ej:История еврейского народа в Польско-Литовском государстве в Новое время (XVI—XVIII вв.)
Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация