История еврейского народа в Центральной Европе в Новое время (XVI—XVIII вв.)

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
(В Австрийской империи)
Строка 26: Строка 26:
В описываемый период королевство Австрия стало центром империи Габсбургов, включавшей в себя также Чехию, Венгрию, Словакию, Словению, а в конце периода также часть Польши и Украины. Поэтому события истории еврейских общин в этих странах синхронизированы и часто одинаковы.  
В описываемый период королевство Австрия стало центром империи Габсбургов, включавшей в себя также Чехию, Венгрию, Словакию, Словению, а в конце периода также часть Польши и Украины. Поэтому события истории еврейских общин в этих странах синхронизированы и часто одинаковы.  
-
{{main|История еврейского народа в Австрии в Новое время (XVI—XVIII вв.|История еврейского народа в Чехии в Новое время (XVI—XVIII вв.)}}
+
{{main|История еврейского народа в Австрии в Новое время (XVI—XVIII вв.)|История еврейского народа в Чехии в Новое время (XVI—XVIII вв.)}}
=== В Австрии ===
=== В Австрии ===
Строка 295: Строка 295:
  -->
  -->
-
 
== Литература ==
== Литература ==

Версия 14:07, 21 июля 2012

Тип статьи: Регулярная статья
Автор статьи: Л.Гроервейдл
Дата создания: 13.07.2011


Часть серии статей об
     

Хронология еврейской истории
Библейская хронология
Библейская история
История антисемитизма
Христианство и антисемитизм

Периоды еврейской истории:

Категории:

История еврейского народа

Антисемитизм · Евреи
История иудаизма
Течения в иудаизме

п·о·р


Центральная Европа, культурно, экономически и административно привязана к Западной Европе. Большая её часть в Новое время входила в состав Германской империи.

Особенность стран этого региона, кроме этнического состава населения, в том, что он был ареной противостояния западноевропейской цивилизации и Османской империи. В Новое время, кроме войн европейской Реформации, в Центральной Европе происходили войны за вытеснение турок, воспринимавшиеся народами региона как освободительные. Разумеется, они сопровождались еврейскими погромами и изгнаниями евреев.

В условиях военной экономики появлялись некоторые коммерческие возможности для предприимчивых евреев, обладавших стартовыми капиталами. Все прочие в лучшем случае не имели с этой коньюнктуры никаких прибылей.

К концу периода положение евреев в регионе несколько окрепло, особенно в пределах Австрийского королевства и зависимых от него стран. Однако того прогресса, который был достигнут в Западной Европе, не было.

Содержание

В Австрийской империи

В описываемый период королевство Австрия стало центром империи Габсбургов, включавшей в себя также Чехию, Венгрию, Словакию, Словению, а в конце периода также часть Польши и Украины. Поэтому события истории еврейских общин в этих странах синхронизированы и часто одинаковы.

В Австрии

Император Максимилиан I в конце XV в. изгнал евреев почти со всей территории Австрии, кроме пограничных городов Нижней Австрии.

XVI век

Император Карл V объявил в 1520 г., что евреи не могут быть изгнаны без согласия императора из тех городов, где им было позволено селиться ранее.

В эпоху австро-турецких войн 1540–47, 1551–62, 1566–68, 1592–1606 гг. церковники обвиняли евреев в сочувствии Турции. В 1549 г. был подписан указ об изгнании евреев из Австрии. Но он не был исполнен полностью, и часть еврейского населения осталась.

Фердинанд I (1521–64) в 1556 году подтвердил право евреев жить в тех населенных пунктах, где им было разрешено жить раньше. Евреев заставили носить отличительный знак (жёлтое пятно на одежде) и обложили тяжёлыми налогами. Тем не менее еврейское население Вены росло, и было открыто еврейское кладбище.[1] Некоторые венские евреи пользовались особыми привилегиями, выполняя поручения двора.

Максимилиан II (1546–76) издал указ об изгнании евреев Нижней Австрии (1572), но он также не был приведен в исполнение, несмотря на ходатайства сословий.

XVII век

При Рудольфе II (1576–1612) численность еврейского населения Вены возросла. Увеличилось число придворных евреев. Евреям разрешили построить синагогу.

Еврейское население терпело страшные бедствия во время Тридцатилетней войны (1618-1648) со стороны солдат противоборствующих сторон.

Император Фердинанд II (1619–37) находился под сильным влиянием иезуитов, но война требовала все больше денег. Он получал их в виде огромных налогов с евреев и займов у них. Поэтому в своей политике он был вынужден считаться с интересами венской еврейской общины, среди членов которой было несколько богатых финансистов.

Император разрешил евреям жить в предместьях Вены, где они могли покупать землю. В городе отменялось ношение евреями отличительного знака, населению запрещалось оскорблять евреев, они были отданы под юрисдикцию императорских властей, дома евреев были освобождены от постоев. Но венские евреи обязаны были каждую субботу слушать проповедь священника о преимуществе христианской веры.

Для того, чтобы избежать издания декрета об изгнании евреев из Нижней Австрии в 1652 г. община должна была заплатить 35 тыс. флоринов. Во время Хмельнитчины многие евреи бежали в Австрию.

После смерти Фердинанда II муниципальные власти потребовали, чтобы новый император изгнал евреев из Нижней Австрии. Он не согласился но запретил евреям иметь магазины в Вене и переподчинил их муниципальным властям города. Однако в 1641 г. этот запрет был отменен.

Леопольд I (1657–1705) готов был уступить давлению клерикальных кругов и венского муниципалитета и усилить антиеврейскую политику. В первые годы своего царствования он не мог изменить существующее положение.

Так, в 1658 г. он подтвердил привилегии евреев, в 1661 г. не разрешил венскому муниципалитету провести оценку долгов евреев, не позволил горожанам устроить погром в 1665 г.

Но в 1669 г. был подписан императорский указ об изгнании евреев из Вены, Нижней и Верхней Австрии. Осенью 1669 г. были выселены 1600 евреев. В 1670 г. были высланы остальные, в том числе самые богатые венские евреи. Нескольким придворным евреям было разрешено остаться с семьями и слугами.[1]

Венский муниципалитет оказался не в состоянии платить в казну те налоги, которые раньше платили евреи. Император был вынужден разрешить высланным евреям поселиться в Богемии и Моравии (см. Чехия), а в 1673 г. позволил приезжать на ярмарки в Нижнюю Австрию.

Хотя указ об изгнании евреев из Австрии формально сохранял силу до 1848 г., уже вскоре после его издания отдельные евреи смогли поселиться в Вене. Так, Шмуэль Оппенхеймер и ряд его родственников (в том числе племянник Самсон Вертхеймер) и служащих вместе с семьями прибыли в Вену в 1676 г. Через короткое время в городе сложилась неофициальная еврейская община.

Саббатианство, которое началось в тот же период, достигло еврейской общины в Австрии, и многие евреи эмигрировали в Страну Израиля по стопам Шабтая Цви.

XVIII век

Евреи, жившие в Австрии, не имели права содержать синагоги. Им, особенно богатым евреям Вены, приходилось все время вносить в казну колоссальные суммы. Например, в 1717 г. они должны были предоставить императору заем в 1 млн. 237 тыс. флоринов; 500 тыс. флоринов внес С. Вертхеймер.

Для ограничения еврейского населения в 1727 г. был издан императорский указ, согласно которому только старший сын в еврейской семье имел право жениться. Закон формально существовал до 1848 г.

После завершения австро-турецкую войну 1716–18 гг., евреям — турецким подданным разрешалось свободно жить и торговать в Австрии, их положение было гораздо лучше, чем положение евреев — австрийских подданных.

Императрица Мария Терезия (1740–80) отличалась антиеврейскими взглядами, но была заинтересована в развитии экономики. В специальном декрете 1749 г. евреи поощрялись к созданию мануфактур.

Во время войны за Австрийское наследство (1740–48) она полностью доверяла слухам о том, что евреи поддерживают Пруссию Фридриха II, и заставила евреев заплатить в государственную казну 50 тыс. флоринов.

В декабре 1744 г. и январе 1745 г. были изданы два эдикта об изгнании всех евреев из королевства Богемии, включая Моравию и Силезию. Только вмешательство еврейских банкиров и предпринимателей, папского нунция и диплома­тических представителей ряда государств заставило Марию Терезию в мае 1745 г. отменить указ об изгнании из Моравии и Богемии. В Прагу еврейское население смогло вернуться лишь в 1748 г. (см. подробнее Чехия).

В 1752 году в Вене жили приблизительно 450 евреев, все относились к двенадцати известным семьям[1] - очень состоятельным, сыгравшим большую роль в экономике Австрии и связанным с австрийскими властями.

В результате первого раздела Польши к Австрии отошла Галиция, что привело к резкому увеличению еврейского населения в стране. Многие из евреев Галиции поселились в Вене. Императрица энергично издавала указы, ограничивающие еврейскую автономию в Галиции и передающие власть над евреями в руки государства.

В последние годы правления она проводила более умеренную политику. В 1769 г. было издано распоряжение, что ни один еврейский ребенок не может быть подвергнут крещению без согласия родителей.

В 1772 г. она разрешила еврейским портным торговать своими изделиями. В том же году евреям было разрешено становиться мастерами золотых дел, но без права приема учеников. В 1775 г. евреям было разрешено открывать кожевенные заводы. Она разрешила евреям начать поступать в школы и университеты.

Её сын Иосиф II следовал теории «пользы государства», насаждению светского образования, светской терпимости, а также целям ослабления могущества католической церкви. Он начал осуществлять свою политику после смерти матери в 1780 г., когда стал единоличным правителем.

В октябре 1781 г. было отменено ношение отличительного знака. Стремясь отвлечь евреев от торговли, Иосиф II в 1781 г. разрешил евреям арендовать землю, возделывать ее и заниматься любым ремеслом. Он отменил подоходный налог и обязательное ношение евреями бороды.

В начале 1782 г. был обнародован «Эдикт о терпимости» (Толеранцпатент) для евреев Вены, Богемии, Моравии, Венгрии, в 1789 г. — для евреев Галиции.

Иосиф II разрешил евреям заниматься свободными профессиями, владеть мануфактурами и нанимать рабочих — христиан, предоставил евреям свободу передвижения и право жить в имперских городах (кроме горнозаводских), разрешил учебу в высших учебных заведениях.

Евреям было предписано создавать начальные школы на немецком языке или посылать детей в общеобразовательные школы. Все официальные документы было предписано писать только по-немецки, а не на иврите или идише.

Указ отменял ряд ограничений, сохранившихся с Венского собора 1267 г. Но ограничения для евреев на право жительства в Вене и Нижней Австрии были сохранены. Иммиграция и владение землёй не были разрешены.[1]

В 1787 г. был издан указ, предписывающий евреям брать определенные фамилии, в 1788 г. — указ, вводящий воинскую повинность.

Еврейская общинная автономия была ликвидирована в 1784 г. Раввины были лишены права судить и накладывать херем. Для того, чтобы заставить евреев посещать немецкие школы, не закончившие школу были лишены права жениться до 25 лет.

Указы Иосифа запрещали евреям брать откупа, содержать шинки. Они особенно тяжело отразились на положении еврейского населения Галиции, приверженного традиции и привычным еврейским занятиям. Однако богатые австрийские евреи вложили капиталы в создание текстильной промышленности в Богемии и Моравии. Многие финансисты (включая венских Ротшильдов) вложили капиталы в разные отрасли промышленности. Возникла еврейская пресса, и Вена стала мировой столицей еврейского книгопечатания.[2]

Вследствие сопротивления консервативных кругов с католической и еврейской стороны Эдикт не был полностью реализован. После смарти Иосифа II в 1790 году его наследники снизили напор в реализации реформ.

Многие венские евреи восприняли идеи французской революции и противостояли реакционерам, используя разные каналы влияния (вроде масонских лож). Еврей Иоганн Эммануил Вейт перешел в католичество и стал придворным проповедником в соборе Св. Стефана. Он поддерживал тесные связи с еврейской общиной и активно боролся против антисемитских действий.[1]

В 1803 г. на территории самой Австрии жили 332 еврейских семьи, а в пределах всей империи — 87 тыс. евреев.

В Чехии

Литература

  • Ruth Bondy Boží hody : jak jedli Židé v Čechách a na Moravě. Praha, Nakladatelství Franze Kafky, 2008 ISBN 978-80-86911-16-8
  • Ruth Bondy Mezi námi řečeno : jak mluvili Židé v Čechách a na Moravě. Praha, Nakladatelství Franze Kafky, 2003 ISBN 80-85844-88-5
  • Jiřina Chrastilová, Ivan Prokop Devět židovských cest : procházky po památkách Čech, Moravy a Slezska. Praha, Paseka, 2008 isbn = 978-80-7185-905-5
  • Tomáš Pěkný Historie Židů v Čechách a na Moravě (История евреев в Чехии и на Мораве), издание 2, Praha, Sefer, 2001; ISBN 80-85924-33-1
  • Alexandr Putík, Olga Sixtová Dějiny Židů v Čechách a na Moravě. I, Od počátků po emancipaci : Maiselova synagoga. Praha, Židovské muzeum v Praze, 2005 ISBN 80-86889-00-9
  • Jerzy Tomaszewski, Jaroslav Valenta Židé v české a polské občanské společnosti. Praha, Univerzita Karlova, Filozofická fakulta, 1999 ISBN 80-85899-80-9
  • Veronika Veselá-Prudková Židé a česká společnost v zrcadle literatury : od středověku k počátkům emancipace. Praha, Nakladatelství Lidové noviny, 2003 ISBN 80-7106-430-0
  • Dana Veselská, Iveta Cermenová, Alexandr Putík Nechť mu Bůh dá vyrůst : narození dítěte v kultuře a zvycích českých a moravských Židů. Praha, Židovské muzeum v Praze, 2009 ISBN 978-80-86889-94-8

Источники

Примечания

Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация