История еврейского народа в Центральной Европе в Новое время (XVI—XVIII вв.)

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
(XVII век)
Строка 172: Строка 172:
Прогресс евреев в это время был не только материальный, но и духовный. В Чехии, прежде всего в Праге, процветала еврейская ученость. В частности, при нём жил рабби [[Маhараль|Иегуда Лива бен Бецалель (Маhараль)]]. Широкой известностью в Чехии и далеко за ее пределами пользовалась большая пражская [[йешива]]. Кроме того, в Праге с 1512 года работала еврейская [[Книгопечатание|типография]] семьи Гершонид.<ref>Pěkný (2001). Str. 436.</ref>
Прогресс евреев в это время был не только материальный, но и духовный. В Чехии, прежде всего в Праге, процветала еврейская ученость. В частности, при нём жил рабби [[Маhараль|Иегуда Лива бен Бецалель (Маhараль)]]. Широкой известностью в Чехии и далеко за ее пределами пользовалась большая пражская [[йешива]]. Кроме того, в Праге с 1512 года работала еврейская [[Книгопечатание|типография]] семьи Гершонид.<ref>Pěkný (2001). Str. 436.</ref>
-
== XVII век ==
+
=== XVII век ===
К началу XVII в. численность еврейского населения Богемии превысила, по некоторым сведениям, ''четыре тысячи человек''; половина из них жила в Праге, остальные — преимущественно в населенных пунктах, принадлежавших крупным феодалам. Из королевских городов (помимо Праги) значительные еврейские общины существовали лишь в Колине, Роуднице, Млада-Болеславе.  
К началу XVII в. численность еврейского населения Богемии превысила, по некоторым сведениям, ''четыре тысячи человек''; половина из них жила в Праге, остальные — преимущественно в населенных пунктах, принадлежавших крупным феодалам. Из королевских городов (помимо Праги) значительные еврейские общины существовали лишь в Колине, Роуднице, Млада-Болеславе.  
-
=== Начало века ===
+
==== Начало века ====
Основным занятием евреев Богемии стала торговля. Некоторые занимались кредитным делом.  Отдельные еврейские финансисты были чрезвычайно богаты и влиятельны.  
Основным занятием евреев Богемии стала торговля. Некоторые занимались кредитным делом.  Отдельные еврейские финансисты были чрезвычайно богаты и влиятельны.  
Строка 186: Строка 186:
Автономная и централизованная общинная организация существовала, по всей видимости, и у моравского еврейства, однако сохранившиеся сведений о ней до середины XVII в. мало.
Автономная и централизованная общинная организация существовала, по всей видимости, и у моравского еврейства, однако сохранившиеся сведений о ней до середины XVII в. мало.
-
=== Тридцатилетняя война ===
+
==== Тридцатилетняя война ====
В 1629 г. Фердинанд II (1619–37) расширил привилегии евреев, разрешив им посещать еженедельные рынки и ежегодные ярмарки во всех без исключения городах, заниматься любыми ремеслами, исключая изготовление оружия и пороха, брать на откуп таможенные сборы и пошлины, давать деньги в долг под проценты. С этого времени число евреев-ремесленников стало быстро увеличиваться,.
В 1629 г. Фердинанд II (1619–37) расширил привилегии евреев, разрешив им посещать еженедельные рынки и ежегодные ярмарки во всех без исключения городах, заниматься любыми ремеслами, исключая изготовление оружия и пороха, брать на откуп таможенные сборы и пошлины, давать деньги в долг под проценты. С этого времени число евреев-ремесленников стало быстро увеличиваться,.
В то же время он неоднократно обязывал пражских евреев слушать по субботам проповеди иезуитов (общине всякий раз удавалось избавиться от этого). В 1630 г. он приказал закрыть в Праге все еврейские типографии и конфисковать еврейские книги.  
В то же время он неоднократно обязывал пражских евреев слушать по субботам проповеди иезуитов (общине всякий раз удавалось избавиться от этого). В 1630 г. он приказал закрыть в Праге все еврейские типографии и конфисковать еврейские книги.  
-
Ежегодный взнос еврейских общин в королевскую казну был 40 тыс. гульденов, и евреи обнищали. Вина за государственную аферу с выпусом огромного количества серебряных монет была свалена  на еврейского финансиста [[Башеви, Якуб|Якуба Башеви из Теуенбурка]], который разорился из-за этого.  
+
Ежегодный взнос еврейских Чехии общин в королевскую казну был 40 тыс. гульденов, и евреи обнищали. Вина за государственную аферу с выпусом огромного количества серебряных монет была свалена  на еврейского финансиста [[Башеви, Якуб|Якуба Башеви из Теуенбурка]], который разорился из-за этого.  
Евреи, как и все, несли трудности войны, например, в 1648 приняли активное участие в обороне Праги против шведской армии.<ref>Pěkný (2001). Str. 77-87.</ref> В том же году они сделали крупный внеочередной взнос в казну, и Фердинанд III (1637–57) предоставил им право селиться во всех королевских городах Богемии (исключая округа, где добываются полезные ископаемые).  
Евреи, как и все, несли трудности войны, например, в 1648 приняли активное участие в обороне Праги против шведской армии.<ref>Pěkný (2001). Str. 77-87.</ref> В том же году они сделали крупный внеочередной взнос в казну, и Фердинанд III (1637–57) предоставил им право селиться во всех королевских городах Богемии (исключая округа, где добываются полезные ископаемые).  
Строка 197: Строка 197:
Он разрешил евреям торговать спиртными напитками (только в еврейских кварталах) и подтвердил, что евреи могут заниматься ремеслом (не нанимая в подмастерья христиан и не продавая свою продукцию в населенных ими районах).
Он разрешил евреям торговать спиртными напитками (только в еврейских кварталах) и подтвердил, что евреи могут заниматься ремеслом (не нанимая в подмастерья христиан и не продавая свою продукцию в населенных ими районах).
-
=== После Тридцатилетней войны - период "государственного антисемитизма" ===
+
==== После Тридцатилетней войны - период "государственного антисемитизма" ====
В конце 1640-х – начале 1650-х гг. в Моравии и (в меньшей степени) Богемии поселилось большое число беженцев с Украины от [[Хмельнитчины]].  
В конце 1640-х – начале 1650-х гг. в Моравии и (в меньшей степени) Богемии поселилось большое число беженцев с Украины от [[Хмельнитчины]].  
Строка 204: Строка 204:
После войны еврейские деньги были уже не так важны.<ref>KUDĚLA, Jiří. Poznámky k dějinám židů v habsburské monarchii v 16. - 19. století. In ''Folia Historica Bohemica 16'', Praha: Historický ústav, 1993. ISSN 0231-7494. [dále jen Kuděla (1993)]. Str. 8.</ref>
После войны еврейские деньги были уже не так важны.<ref>KUDĚLA, Jiří. Poznámky k dějinám židů v habsburské monarchii v 16. - 19. století. In ''Folia Historica Bohemica 16'', Praha: Historický ústav, 1993. ISSN 0231-7494. [dále jen Kuděla (1993)]. Str. 8.</ref>
Уже в 1650 г. чешский сейм запретил евреям проживание в тех населенных пунктах Богемии и Моравии, где они поселились после 1618 г. за исключением города Теплице.  
Уже в 1650 г. чешский сейм запретил евреям проживание в тех населенных пунктах Богемии и Моравии, где они поселились после 1618 г. за исключением города Теплице.  
-
[[Файл:Kirkutcieszyn4.jpg|250px|right|thumb|Евреи переселялись в периферийные области, например в чешскую Силезию. Еврейское кладбище в Тешине.]]
+
 
-
<!--
+
В 1651 г. еврейским общинам Богемии пришлось уплатить сверх обычного налога восемнадцать тысяч гульденов, после чего с них потребовали еще двенадцать тысяч (в том числе восемь тысяч — с пражского еврейства).  
В 1651 г. еврейским общинам Богемии пришлось уплатить сверх обычного налога восемнадцать тысяч гульденов, после чего с них потребовали еще двенадцать тысяч (в том числе восемь тысяч — с пражского еврейства).  
-
Когда же они заявили, что больше не могут платить, власти арестовали верховного раввина и еврейских старейшин Праги, приказали войскам оцепить еврейский квартал (что привело к полному прекращению торговли), закрыли синагоги (они оставались опечатанными даже на Рош hа-Шана) и приступили к повальным обыскам (якобы с целью выявления евреев, проживающих в городе незаконно). Репрессии прекратились лишь после того, как община пообещала внести требуемую сумму.  
+
Когда они заявили, что больше не могут платить, власти арестовали верховного раввина и еврейских старейшин Праги, войска оцепили еврейский квартал и приступили к повальным обыскам - пока община не обещала отдать требуемую сумму.  
-
В 1657 г. Фердинанд III подтвердил привилегии, предоставленные чешскому еврейству в 1629 г. (см. выше). Леопольд I (1657–1705) последовал в 1659 г. его примеру, однако в дальнейшем он же запретил еврейским врачам пользовать христиан, а евреям, приезжающим в страну из-за рубежа, — задерживаться в ней больше чем на шесть недель. В Праге при нем начала действовать особая Юденредукционскомиссион (Комиссия по сокращению числа евреев).
+
В 1657 г. Фердинанд III подтвердил привилегии 1629 г. (см. выше). Леопольд I (1657–1705) последовал в 1659 г. его примеру, однако в дальнейшем запретил еврейским врачам пользовать христиан, а евреям, приезжающим в страну из-за рубежа, — задерживаться в ней больше чем на шесть недель. В Праге при нем начала действовать особая Юденредукционскомиссион (Комиссия по сокращению числа евреев).
-
=== Конец века ===
+
==== Конец века ====
-
В середине 1660-х гг. чешское еврейство испытало влияние [[Саббатианство|Шабатая Цви]]; в богемском городе Простеев (по-немецки Просниц) сторонников лжемессии было так много, что за жившими здесь евреями, вне зависимости от их взглядов, закрепилась кличка ''шебсе'' (`саббатианцы`).<ref>В Праге [[Саббатианство|саббатианский кружок]] существовал еще в первой половине XVIII в.; в 1725 г. группа раввинов объявила его участникам [[херем]].</ref>
+
В середине 1660-х гг. чешское еврейство испытало влияние [[Саббатианство|Шабатая Цви]]; в богемском городе Простеев сторонников лжемессии было так много, что за жившими там евреями закрепилась кличка ''шебсе''.
В 1670 г. в Чехии, прежде всего в моравском городе Микулов (по-немецки Никольсбург), обосновалась значительная часть евреев, изгнанных из [[Вена|Вены]].<ref>Pěkný (2001). Str. 87.</ref> Сравнительно благоприятные условия были в тешенском княжестве.<ref>Spyra (2001). Str. 9.</ref>
В 1670 г. в Чехии, прежде всего в моравском городе Микулов (по-немецки Никольсбург), обосновалась значительная часть евреев, изгнанных из [[Вена|Вены]].<ref>Pěkný (2001). Str. 87.</ref> Сравнительно благоприятные условия были в тешенском княжестве.<ref>Spyra (2001). Str. 9.</ref>
 +
[[Файл:Kirkutcieszyn4.jpg|250px|right|thumb|Евреи переселялись в периферийные области, например в чешскую Силезию. Еврейское кладбище в Тешине.]]
 +
В 1681 г. моравским евреям запретили жить в тех городах, где они начали селиться после 1657 г.<ref>Pěkný (2001). Str. 89-90.</ref> В 1683 г. венгерские 'повстанцы-'куруцы'' вырезали в городе Угерски-Брод (Моравия) 113 евреев.
-
В 1681 г. моравским евреям запретили жить в тех городах, где они начали селиться после 1657 г.<ref>Pěkný (2001). Str. 89-90.</ref> В 1683 г. венгерские ''куруцы'' (повстанцы, боровшиеся против австрийского господства) вырезали в городе Угерски-Брод (Моравия) 113 евреев (среди погибших был хронист Н. Н. Ханновер).
+
=== XVIII век ===
-
 
+
В XVII в. численность еврейского населения Чехии заметно увеличилась. В Праге в 1636 г. насчитывалось 7815 евреев, в 1708 г. — свыше двенадцати тысяч. Им принадлежали тринадцать синагог и около трехсот жилых домов, большей частью двух- и трехэтажных.  
-
== XVIII век ==
+
-
В XVII в. численность еврейского населения Чехии заметно увеличилась, несмотря на противодействие властей этому процессу и на бедствия Тридцатилетней войны (1618–48).  
+
-
 
+
-
Так, в Праге в 1636 г. насчитывалось 7815 евреев, в 1708 г. — свыше двенадцати тысяч. Им принадлежали тринадцать синагог и около трехсот жилых домов, большей частью двух- и трехэтажных.  
+
В 1635 г. в Богемии в целом числилось около четырнадцати тысяч евреев-налогоплательщиков, а в 1724 г. в 672 деревнях и 168 провинциальных городах области проживало, по приблизительной оценке, около тридцати тысяч евреев.  
В 1635 г. в Богемии в целом числилось около четырнадцати тысяч евреев-налогоплательщиков, а в 1724 г. в 672 деревнях и 168 провинциальных городах области проживало, по приблизительной оценке, около тридцати тысяч евреев.  

Версия 08:22, 24 июля 2012

Тип статьи: Регулярная статья
Автор статьи: Л.Гроервейдл
Дата создания: 13.07.2011


Часть серии статей об
     

Хронология еврейской истории
Библейская хронология
Библейская история
История антисемитизма
Христианство и антисемитизм

Периоды еврейской истории:

Категории:

История еврейского народа

Антисемитизм · Евреи
История иудаизма
Течения в иудаизме

п·о·р


Центральная Европа, культурно, экономически и административно привязана к Западной Европе. Большая её часть в Новое время входила в состав Германской империи, а внутри неё - в состав владений австрийских Габсбургов, большую часть периода бывших также и германскими императорами. Их владения включали в себя также Чехию, Венгрию, Словакию, Словению, а в конце периода также часть Польши и Украины. Поэтому события истории еврейских общин в этих странах синхронизированы и часто одинаковы.

Особенность стран этого региона, кроме этнического состава населения, в том, что он был ареной противостояния западноевропейской цивилизации и Османской империи. В Новое время, кроме войн европейской Реформации, в Центральной Европе происходили войны за вытеснение турок, воспринимавшиеся народами региона как освободительные. Разумеется, они сопровождались еврейскими погромами и изгнаниями евреев.

В условиях военной экономики появлялись некоторые коммерческие возможности для предприимчивых евреев, обладавших стартовыми капиталами. Некоторые евреи достигали статуса придворных евреев. Все прочие в лучшем случае не имели с этой коньюнктуры никаких прибылей. В худшем они становились жертвами военных преступлений со всех сторон конфликта, а также объектом клеветнических обвинений в измене, погромов и поборов на военные цели.

Императоры, нуждаясь в деньгах, вынуждены были защищать евреев от враждебных действий горожан и церкви. Но это делалось непоследовательно и всегда сопровождалось дополнительным грабежом.

Крупные феодалы охотно принимали евреев в своих владениях, усиливая таким образом свои экономические позиции против городов и центральной власти.[1]

Император Карл V объявил в 1520 г., что евреи не могут быть изгнаны без согласия императора из тех городов, где им было позволено селиться ранее.

В 1551 г. Фердинанд I (1521–64) приказал евреям носить отличительный знак (жёлтое пятно на одежде) и обложил их тяжёлыми налогами.[2] Но в 1556 году он подтвердил право евреев жить в тех населенных пунктах, где им было разрешено жить раньше.

Еврейское население терпело страшные бедствия во время Тридцатилетней войны (1618-1648) со стороны солдат противоборствующих сторон. Евреи встали на сторону Габсбургов, так как не могли быть уверены в позициях других государств.

Император Фердинанд II (1619–37) находился под сильным влиянием иезуитов, но война требовала все больше денег. Он получал их в виде огромных налогов с евреев и займов у них. Поэтому он был вынужден беречь евреев и отменить некоторые ограничения (в частности, была увеличена свобода ремесел и разрешено селиться по всей стране).

Во время Хмельнитчины многие евреи бежали в австрийские владения.

Леопольд I (1657–1705) готов был уступить давлению клерикальных кругов и венского муниципалитета и усилить антиеврейскую политику. В 1669 г. был подписан императорский указ об изгнании евреев из Вены, Нижней и Верхней Австрии. Но поскольку венский муниципалитет не смог платить в казну вместо евреев, император был вынужден разрешить высланным евреям поселиться в Богемии и Моравии, а в 1673 г. позволил приезжать на ярмарки в Нижнюю Австрию. [2]

Саббатианство, которое началось в тот же период, достигло еврейских общины в Австрии и её владений, и многие евреи эмигрировали в Страну Израиля по стопам Шабтая Цви.

Для ограничения еврейского населения в 1727 г. был издан императорский указ, согласно которому только старший сын в еврейской семье имел право жениться. Закон формально существовал до 1848 г.

После завершения австро-турецкую войну 1716–18 гг., евреям — турецким подданным разрешалось свободно жить и торговать в Австрии. Их положение было гораздо лучше, чем положение евреев — австрийских подданных.

Императрица Мария Терезия (1740–80) отличалась антиеврейскими взглядами, но была заинтересована в развитии экономики. В специальном декрете 1749 г. евреи поощрялись к созданию мануфактур.

Во время войны за Австрийское наследство (1740–48) она полностью доверяла слухам о том, что евреи поддерживают Пруссию Фридриха II, и заставила евреев заплатить в государственную казну 50 тыс. флоринов.

В декабре 1744 г. и январе 1745 г. были изданы два эдикта об изгнании всех евреев из королевства Богемии, включая Моравию и Силезию. Только вмешательство еврейских банкиров и предпринимателей, папского нунция и диплома­тических представителей ряда государств заставило Марию Терезию в мае 1745 г. отменить указ об изгнании из Моравии и Богемии (но не из Праги).

В результате первого раздела Польши к Австрии отошла Галиция, что привело к резкому увеличению еврейского населения в стране. Императрица энергично издавала указы, ограничивающие еврейскую автономию в Галиции и передающие власть над евреями в руки государства.

В последние годы правления она проводила более умеренную политику. В 1769 г. было издано распоряжение, что ни один еврейский ребенок не может быть подвергнут крещению без согласия родителей.

В 1772 г. она разрешила еврейским портным торговать своими изделиями. В том же году евреям было разрешено становиться мастерами золотых дел, но без права приема учеников. В 1775 г. евреям было разрешено открывать кожевенные заводы. Она разрешила евреям начать поступать в школы и университеты.

Её сын Иосиф II следовал теории «пользы государства», насаждению светского образования, светской терпимости, а также целям ослабления могущества католической церкви. Он начал осуществлять свою политику после смерти матери в 1780 г., когда стал единоличным правителем.

В октябре 1781 г. было отменено ношение отличительного знака. Стремясь отвлечь евреев от торговли, Иосиф II в 1781 г. разрешил евреям арендовать землю, возделывать ее и заниматься любым ремеслом. Он отменил подоходный налог и обязательное ношение евреями бороды.

В начале 1782 г. был обнародован «Эдикт о терпимости» (Толеранцпатент) для евреев Вены, Богемии, Моравии, Венгрии, в 1789 г. — для евреев Галиции.

Иосиф II разрешил евреям заниматься свободными профессиями, владеть мануфактурами и нанимать рабочих — христиан, предоставил евреям свободу передвижения и право жить в имперских городах (кроме горнозаводских), разрешил учебу в высших учебных заведениях.

Евреям было предписано создавать начальные школы на немецком языке или посылать детей в общеобразовательные школы. Все официальные документы было предписано писать только по-немецки, а не на иврите или идише.

В 1787 г. был издан указ, предписывающий евреям брать определенные фамилии, в 1788 г. — указ, вводящий воинскую повинность. Фамилии должны были быть немецкого образца - для удобства немецких чиновников.

Еврейская общинная автономия была ликвидирована в 1784 г. Раввины были лишены права судить и накладывать херем. Для того, чтобы заставить евреев посещать немецкие школы, не закончившие школу были лишены права жениться до 25 лет.

Указы Иосифа запрещали евреям брать откупа, содержать шинки. Они особенно тяжело отразились на положении еврейского населения Галиции, приверженного традиции и привычным еврейским занятиям. Однако богатые австрийские евреи вложили капиталы в создание текстильной промышленности в Богемии и Моравии. Многие финансисты (включая венских Ротшильдов) вложили капиталы в разные отрасли промышленности.[3]

Вследствие сопротивления консервативных кругов с католической и еврейской стороны Эдикт не был полностью реализован. После смарти Иосифа II в 1790 году его наследники снизили напор в реализации реформ.

К концу периода положение евреев в регионе несколько окрепло. Однако того прогресса, который был достигнут в Западной Европе, не было.

В 1803 г. в пределах всей империи Габсбургов жили 87 тыс. евреев.

Содержание

В Австрии

В описываемый период королевство Австрия стало центром империи Габсбургов,

Император Максимилиан I в конце XV в. изгнал евреев почти со всей территории Австрии, кроме пограничных городов Нижней Австрии.

При Фердинанде I (1521–64) было введено ношение отличительного знака и новые тяжёлые налоги.[2]

При Рудольфе II (1576–1612) увеличилось число придворных евреев.

XVI век

В эпоху австро-турецких войн 1540–47, 1551–62, 1566–68, 1592–1606 гг. церковники обвиняли евреев в сочувствии Турции. В 1549 г. был подписан указ об изгнании евреев из Австрии. Но он не был исполнен полностью, и часть еврейского населения осталась.

При Фердинанде I (1521–64) еврейское население Вены росло, и было открыто еврейское кладбище.[2] Некоторые венские евреи пользовались особыми привилегиями, выполняя поручения двора.

Максимилиан II (1546–76) издал указ об изгнании евреев Нижней Австрии (1572), но он также не был приведен в исполнение, несмотря на ходатайства сословий.

XVII век

При Рудольфе II (1576–1612) численность еврейского населения Вены возросла. Евреям разрешили построить синагогу.

Император Фердинанд II (1619–37) нуждался в деньгах на войну и был вынужден считаться с интересами венской еврейской общины, среди членов которой было несколько богатых финансистов.

Император разрешил евреям жить в предместьях Вены, где они могли покупать землю. В городе отменялось ношение евреями отличительного знака, населению запрещалось оскорблять евреев, они были отданы под юрисдикцию императорских властей, дома евреев были освобождены от постоев. Но венские евреи обязаны были каждую субботу слушать проповедь священника о преимуществе христианской веры.

Для того, чтобы избежать издания декрета об изгнании евреев из Нижней Австрии в 1652 г. община должна была заплатить 35 тыс. флоринов.

После смерти Фердинанда II муниципальные власти потребовали, чтобы новый император изгнал евреев из Нижней Австрии. Он не согласился, но запретил евреям иметь магазины в Вене и переподчинил их муниципальным властям города. Однако в 1641 г. этот запрет был отменен.

Леопольд I (1657–1705) готов был усилить антиеврейскую политику, но вначале он не мог изменить существующее положение. В 1658 г. он подтвердил привилегии евреев, в 1661 г. не разрешил венскому муниципалитету провести оценку долгов евреев, не позволил горожанам устроить погром в 1665 г.

Но в 1669 г. осенью 1669 г. были выселены 1600 евреев. В 1670 г. были высланы остальные, в том числе самые богатые венские евреи. Нескольким придворным евреям было разрешено остаться с семьями и слугами.[2]

Венский муниципалитет оказался не в состоянии платить в казну те налоги, которые раньше платили евреи. Император был вынужден в 1673 г. приезжать на ярмарки в Нижнюю Австрию.

Хотя указ об изгнании евреев из Австрии формально сохранял силу до 1848 г., уже вскоре после его издания отдельные евреи смогли поселиться в Вене. Так, Шмуэль Оппенхеймер и ряд его родственников (в том числе племянник Самсон Вертхеймер) и служащих вместе с семьями прибыли в Вену в 1676 г. Через короткое время в городе сложилась неофициальная еврейская община.

Саббатианство, которое началось в тот же период, достигло еврейской общины в Австрии, и многие евреи эмигрировали в Страну Израиля по стопам Шабтая Цви.

XVIII век

Евреи, жившие в Австрии, не имели права содержать синагоги. Им, особенно богатым евреям Вены, приходилось все время вносить в казну колоссальные суммы. Например, в 1717 г. они должны были предоставить императору заем в 1 млн. 237 тыс. флоринов; 500 тыс. флоринов внес С. Вертхеймер.

В 1752 году в Вене жили приблизительно 450 евреев, все относились к двенадцати известным семьям[2] - очень состоятельным, сыгравшим большую роль в экономике Австрии и связанным с австрийскими властями.

В результате первого раздела Польши (при Марии-Терезии) многие из евреев Галиции поселились в Вене.

"Толеранценпатент" Иосифа II отменял ряд ограничений, сохранившихся с Венского собора 1267 г. Но ограничения для евреев на право жительства в Вене и Нижней Австрии были сохранены. Иммиграция и владение землёй не были разрешены.[2]

Возникла еврейская пресса, и Вена стала мировой столицей еврейского книгопечатания.[4]

Многие венские евреи восприняли идеи французской революции и противостояли реакционерам, используя разные каналы влияния (вроде масонских лож). Еврей Иоганн Эммануил Вейт перешел в католичество и стал придворным проповедником в соборе Св. Стефана. Он поддерживал тесные связи с еврейской общиной и активно боролся против антисемитских действий.[2]

В 1803 г. на территории самой Австрии жили 332 еврейских семьи.

В Чехии

Территория современной Чехии со Средних веков входила в состав Германской империи на правах независимого королевства. Евреи жили там с раннего средневековья.

В конце XV века евреи в Чехии массово переместились из королевских городов в деревни и частные города, находившиеся под юрисдикцией шляхты (феодалов), особенно моравской.[5]

XVI век

В 1504 г. евреям было приказано покинуть Пльзень, а в 1509 г. и 1510 г. представители всех сословий единодушно высказались в пользу поголовного удаления евреев из страны.

Часть еврейских семей переселилась из Чехии в Польшу. В 1514 г. евреям пришлось покинуть Угерске-Градиште — единственный «королевский город» Моравии, в который они имели доступ после 1454 г.

В 1526 г. Чехия вошла в состав империи Габсбургов; в марте 1528 г. император Фердинанд I, вновь подтвердил все привилегии евреев и обещал не выселять их из страны. По некоторым сведениям, это обещание было дано после внесения еврейскими общинами внесли в казну двух тысяч гульденов. В течение 15 лет после этого число евреев в Праге удвоилось.[6]

Дворянство защищало евреев, а в городах евреи были конкурентами ремесленным цехам.[7] Горождане добились денонсации королевских гарантий евреям.[8]

В 1522 году евреи были изгнаны из Опавы, в 1535 из Глубчица.[9]

В 1541 против евреев было выдвинуто обвинение, что они - причина пожаров в Праге и ещё в нескольких чешских городах, и что они - турецкие шпионы, что из-за них турки разгромили австрийцев при Офене.

Попытка штадлана Йосефа бен Гершона из Росхейма доказать беспричинность эих обвинений оказалась безуспешной. Фердинанд I приказал евреям под угрозой смертной казни либо креститься, либо покинуть королевские города Богемии.[10]

После оглашения декрета об изгнании в нескольких городах произошли кровавые погромы. Весной 1542 г. подавляющее большинство богемских евреев, живших в королевских городах, переселилось в Польшу или на территорию Османской империи.

Еврейские общины сохранились лишь в более мелких населенных пунктах Богемии и особенно Моравии, входивших во владения крупных феодалов, которым экономическая деятельность евреев приносила им немалую прибыль.[11]

В 1544 г. евреи начали возвращаться в королевские города Богемии; согласно данным переписи, уже в июне 1546 г. численность еврейского населения Праги достигла одной тысячи человек. Мнение горожан не интересовало императора.[12]

В 1557 г. горожане добились нового изгнания евреев из Чехии, но из-за бюрократических проволочек оно не произошло.[13]

При Максимилиане II и Рудольфе II - вторая половина XVI века

В 1567 г. Максимилиан II (1564–76) подтвердил еврейские привилегии,[14] предоставил евреям право жительства по всей стране (за исключением шести королевских городов Моравии) и разрешил беспрепятственно заниматься торговлей, но в 1568 г. запретил им посещать округа, где добывались полезные ископаемые.

При нём и при Рудольфе II (1576–1611) чешский сейм неоднократно увеличивал размер податей с еврейских общин или вводил новые, чрезвычайные налоги. Кроме того, евреям приходилось делать императору богатые подарки и предоставлять ему безвозмездные или беспроцентные ссуды.

Тем не менее время их правления Максимилиана и Рудольфа считается хорошим для евреев. Рудольф II игнорировал жалобы горожан на евреев, положение еврейского населения на протяжении полувека оставалось стабильным, благосостояние заметно упрочилось. [15]

Прогресс евреев в это время был не только материальный, но и духовный. В Чехии, прежде всего в Праге, процветала еврейская ученость. В частности, при нём жил рабби Иегуда Лива бен Бецалель (Маhараль). Широкой известностью в Чехии и далеко за ее пределами пользовалась большая пражская йешива. Кроме того, в Праге с 1512 года работала еврейская типография семьи Гершонид.[16]

XVII век

К началу XVII в. численность еврейского населения Богемии превысила, по некоторым сведениям, четыре тысячи человек; половина из них жила в Праге, остальные — преимущественно в населенных пунктах, принадлежавших крупным феодалам. Из королевских городов (помимо Праги) значительные еврейские общины существовали лишь в Колине, Роуднице, Млада-Болеславе.

Начало века

Основным занятием евреев Богемии стала торговля. Некоторые занимались кредитным делом. Отдельные еврейские финансисты были чрезвычайно богаты и влиятельны.

Евреи занимались и ремеслом, в частности, золотым литьём. В Моравии ремесленники, прежде всего ткачи и портные, составляли значительную часть еврейского населения. Вместе с еврейскими купцами, торговавшими тканями, они заложили основу текстильного производства.

Во главе всего богемского еврейства стоял выборный совет старейшин пражской общины. Он представлял евреев перед властями и производил разверстку податей.

В конце XVI в. – начале XVII в. общинное руководство сформировалось и в других городах Богемии. Между пражскими и местными общинами возник конфликт из-за раздела полномочий.

Автономная и централизованная общинная организация существовала, по всей видимости, и у моравского еврейства, однако сохранившиеся сведений о ней до середины XVII в. мало.

Тридцатилетняя война

В 1629 г. Фердинанд II (1619–37) расширил привилегии евреев, разрешив им посещать еженедельные рынки и ежегодные ярмарки во всех без исключения городах, заниматься любыми ремеслами, исключая изготовление оружия и пороха, брать на откуп таможенные сборы и пошлины, давать деньги в долг под проценты. С этого времени число евреев-ремесленников стало быстро увеличиваться,.

В то же время он неоднократно обязывал пражских евреев слушать по субботам проповеди иезуитов (общине всякий раз удавалось избавиться от этого). В 1630 г. он приказал закрыть в Праге все еврейские типографии и конфисковать еврейские книги.

Ежегодный взнос еврейских Чехии общин в королевскую казну был 40 тыс. гульденов, и евреи обнищали. Вина за государственную аферу с выпусом огромного количества серебряных монет была свалена на еврейского финансиста Якуба Башеви из Теуенбурка, который разорился из-за этого.

Евреи, как и все, несли трудности войны, например, в 1648 приняли активное участие в обороне Праги против шведской армии.[17] В том же году они сделали крупный внеочередной взнос в казну, и Фердинанд III (1637–57) предоставил им право селиться во всех королевских городах Богемии (исключая округа, где добываются полезные ископаемые).

Он разрешил евреям торговать спиртными напитками (только в еврейских кварталах) и подтвердил, что евреи могут заниматься ремеслом (не нанимая в подмастерья христиан и не продавая свою продукцию в населенных ими районах).

После Тридцатилетней войны - период "государственного антисемитизма"

В конце 1640-х – начале 1650-х гг. в Моравии и (в меньшей степени) Богемии поселилось большое число беженцев с Украины от Хмельнитчины.

К середине XVII в. окончательно сформировалась сложная общинная структура моравского еврейства - Моравский ва‘ад.

После войны еврейские деньги были уже не так важны.[18] Уже в 1650 г. чешский сейм запретил евреям проживание в тех населенных пунктах Богемии и Моравии, где они поселились после 1618 г. за исключением города Теплице.

В 1651 г. еврейским общинам Богемии пришлось уплатить сверх обычного налога восемнадцать тысяч гульденов, после чего с них потребовали еще двенадцать тысяч (в том числе восемь тысяч — с пражского еврейства).

Когда они заявили, что больше не могут платить, власти арестовали верховного раввина и еврейских старейшин Праги, войска оцепили еврейский квартал и приступили к повальным обыскам - пока община не обещала отдать требуемую сумму.

В 1657 г. Фердинанд III подтвердил привилегии 1629 г. (см. выше). Леопольд I (1657–1705) последовал в 1659 г. его примеру, однако в дальнейшем запретил еврейским врачам пользовать христиан, а евреям, приезжающим в страну из-за рубежа, — задерживаться в ней больше чем на шесть недель. В Праге при нем начала действовать особая Юденредукционскомиссион (Комиссия по сокращению числа евреев).

Конец века

В середине 1660-х гг. чешское еврейство испытало влияние Шабатая Цви; в богемском городе Простеев сторонников лжемессии было так много, что за жившими там евреями закрепилась кличка шебсе.

В 1670 г. в Чехии, прежде всего в моравском городе Микулов (по-немецки Никольсбург), обосновалась значительная часть евреев, изгнанных из Вены.[19] Сравнительно благоприятные условия были в тешенском княжестве.[20]

Файл:Kirkutcieszyn4.jpg
Евреи переселялись в периферийные области, например в чешскую Силезию. Еврейское кладбище в Тешине.

В 1681 г. моравским евреям запретили жить в тех городах, где они начали селиться после 1657 г.[21] В 1683 г. венгерские 'повстанцы-'куруцы вырезали в городе Угерски-Брод (Моравия) 113 евреев.

XVIII век

В XVII в. численность еврейского населения Чехии заметно увеличилась. В Праге в 1636 г. насчитывалось 7815 евреев, в 1708 г. — свыше двенадцати тысяч. Им принадлежали тринадцать синагог и около трехсот жилых домов, большей частью двух- и трехэтажных.

В 1635 г. в Богемии в целом числилось около четырнадцати тысяч евреев-налогоплательщиков, а в 1724 г. в 672 деревнях и 168 провинциальных городах области проживало, по приблизительной оценке, около тридцати тысяч евреев.

Репрессии начала века

Обеспокоенные быстрым ростом численности еврейского населения Богемии и Моравии, австрийские власти приняли в 1725–27 гг. ряд мер, направленных на его сокращение.

Было установлено, что в Богемии не должно проживать более 8541 еврейской семьи, в Моравии — более 5106 еврейских семей. Для того, чтобы эти нормы не превышались, император Карл VI установил, что в каждой еврейской семье разрешение на вступление в брак будет даваться лишь старшему сыну (так называемый Закон о фамилиантах).

Кроме того евреям предписали жить в особых кварталах и носить особую одежду,[22] запретили

  • приобретать недвижимость, в особенности мельницы, загоны для стрижки овец и винокурни,
  • заниматься слесарным и ювелирным ремеслом,
  • устраивать молельни в частных домах,
  • переезжать в страну на постоянное жительство из-за рубежа,
  • селиться в тех городах и деревнях, где ранее евреев не было (в случае нарушения последнего положения соответствующему муниципалитету угрожал крупный штраф).

Времена Марии-Терезии

В период так называемой войны за австрийское наследство (1740–48) и прусской оккупации Праги евреев Богемии и Моравии (равно как и других австрийских земель) часто облагали чрезвычайными податями и обвиняли в том, что они втайне сочувствуют противнику и даже помогают ему. Эти обвинения выдвигались несмотря на то, что евреи неоднократно доказывали свой патриотизм, например, активно участвовали в строительстве укреплений в Праге, не прерывая работы даже в Йом-Кипур (с благословения раввинов).

Осенью 1744 г. в Праге и в ряде других городов Богемии произошли погромы; погибло 228 человек. Императрица Мария-Терезия 18 декабря 1744 г. приказала всему еврейскому населению Праги покинуть город к концу января 1745 г., но уже 2 января 1745 г. последовало распоряжение о поголовном изгнании евреев из Богемии и Моравии к концу июня того же года.[23]

Были предприняты действия придворными евреями, в частности, крупным коммерсантом и откупщиком Диего д’Агиляром (Моше Лопес Перейра; 1699?–1759). Последовало заступничество папского нунция и дипломатических представителей ряда государств (Англии, Дании, Польши, Османской империи, Саксонии, Брауншвейга, Майнца и в особенности Нидерландов) при венском дворе.

Мария-Терезия 15 мая 1745 г. отменила указ об изгнании в той его части, которая касалась Богемии и Моравии в целом. Разрешение остаться в стране было дано евреям на 10 лет, однако впоследствии неизменно продлевалось. После ухода евреев из Праги город пережил огромный экономический спад, заставивший власти притормозить дальнейшие изгнания. В Прагу еврейское население смогло вернуться лишь в 1748 г. Одновременно власти значительно повысили взимавшийся с евреев «налог за терпимость».[24]

В 1754 г. Мария-Терезия издала «Общее уложение о полицейском праве и коммерции для евреев маркграфства Моравия», детально регулировавшее и во многом ограничивавшее экономическую деятельность и общинную жизнь еврейского населения этой области; Моравский ва‘ад был фактически ликвидирован.

В 1758 г. Мария-Терезия ввела для евреев средневековый отличительный знак.[25]

Состояние общины во второй половине XVIII века

Ограничительные меры сократили рост численности богемского и моравского еврейства лишь на несколько десятилетий; во второй половине XVIII в. она вновь начала расти. В Богемии в 1754 г. проживали 29 094 еврея, в 1764 г. — 31 937 евреев, в 1780 г. — 39 693 еврея, в 1790 г. — 45 906 евреев, в 1800 г. — 47 865 евреев; в Моравии в 1754 г. жили 20 327 евреев, в 1803 г. — 28 396 евреев.

Еврейские коммерсанты и предприниматели, особенно такие крупные, как Л. Хенигсберг и его сыновья, Ш. Лемель (1766–1845), Вольф Поппер и его сын Хаим (1720–95), играли важную роль в экономической жизни Богемии, Моравии и Австрийской империи в целом, поддерживали тесные связи с императорским двором. Некоторые из них даже были возведены в дворянское достоинство.

Высоким авторитетом пользовались пражские раввины Ионатан Эйбеншюц, Иехезкель бен Иехуда Ландау, Эли‘эзер Флекелес (1754–1826), главные раввины Моравии Габриэль бен Иехуда Лев Эскелес (умер в 1718 г.), его сын Иссахар Беруш (Бернард; 1692–1753, с 1725 г. — главный раввин Венгрии), Моше бен Ахарон Лембергер (1706–57) и Гершон Хайес.

Богемские и моравские йешивы, особенно пражская и микуловская, привлекали учащихся из многих стран Европы.

В 1773–86 гг. в Брно жили Я. Франк и 18 его ближайших сподвижников; франкизм пользовался в этом городе популярностью как среди евреев, так и среди некоторых христиан. Кружки франкистов образовались также в Праге, Колине и Простееве. Несмотря на то, что многие раввины, как богемские (Иехезкель Ландау, Эли‘эзер Флекелес), так и моравские (Гершон Хайес), вели с франкизмом бескомпромиссную борьбу, его влияние на еврейское население обеих областей ощущалось в течение нескольких десятилетий.[26]

Во второй половине XVIII в. Богемия, прежде всего Прага, стала одним из первых очагов Ѓаскалы. Среди наиболее активных ее приверженцев были Н. Х. Хомберг (1749–1841), П. Беер (родился в 1758 г. или 1764 г. – умер в 1838 г.) и представители нескольких поколений семьи Ейтелес — Михель Леб (умер в 1763 г.), Йонас (1735–1806), Барух (Бенедикт; 1762–1813), Иехуда Леб (1773–1828), Ицхак (Игнац; 1783–1843) и другие. В начале XIX в. группа поборников светской культуры создала в Праге Общество младоевреев.

Конец века; просвещение

В 1782 г. Иосиф II издал для Богемии и Моравии (соответственно 2 января и 13 февраля) так называемые эдикты о терпимости. Был отменён отличительный знак. Евреи были освобождены от ряда податей, получили бо́льшую, чем прежде, свободу передвижения и экономической деятельности, право учиться в средних и высших учебных заведениях, открывать собственные школы с преподаванием на немецком языке.

Всё это делалось ради удобства властей в управлении евреями. Поэтому император ограничил полномочия раввинского суда и приказал евреям взять немецкие имена и фамилии, понятные чиновникам.

Одновременно богемское и моравское еврейство почти полностью утратило общинную автономию (она сохранилась лишь в Праге). На евреев была распространена воинская повинность (подавляющее большинство евреев расценило это как несчастье).

Закон о фамилиантах и связанные с ним ограничения в основном остались в силе, как и налог на толерантность.[27] Сохранились также запреты на проживание евреев в шести королевских городах Моравии и в тех местах, где в 1725 г. еврейское население отсутствовало.

Законы о богемских и моравских евреях, изданные на рубеже XVIII в. и XIX в., в период правления Франца II, либо повторяли и развивали основные положения эдикта о терпимости, либо носили ограничительный характер.

Например, так называемый «Систематизированный декрет о евреях», изданный для Богемии в 1797 г.,[28] запрещал им:

  • брать в аренду мельницы и корчмы (аренда земли разрешалась, если еврей обрабатывал ее лично или при помощи батраков-единоверцев),
  • заниматься перепродажей зерна, сена, соломы,
  • торговать спиртными напитками за пределами еврейских кварталов,
  • строить без особого разрешения новые синагоги и т. п.

Вступать в брак по-прежнему могли лишь старшие сыновья, и то с разрешения властей, которое давалось лишь в том случае, если жених мог представить документы о том, что его дед уже умер, а он сам окончил начальную школу с обучением на немецком языке, имеет определенные занятия и установленный капитал (в Праге — пятьсот гульденов, в провинции — триста). На тех, кто добровольно поступал на военную службу, состоял в ремесленном цехе или занимался земледелием, это ограничение не распространялось.

Отмена запрета на приобретение евреями земли последовала лишь в 1841 г., особых еврейских податей и еврейской присяги — в 1846 г.

Эти изменения побудили многих евреев к ассимиляции, чтобы получить тот же статус, как христиане.[29] Из Германии проникали идеи Ѓаскалы как альтернативы ассимиляции. Позднее на стыке этих течений возник реформистский иудаизм.[30]

-->

Литература

  • Ruth Bondy Boží hody : jak jedli Židé v Čechách a na Moravě. Praha, Nakladatelství Franze Kafky, 2008 ISBN 978-80-86911-16-8
  • Ruth Bondy Mezi námi řečeno : jak mluvili Židé v Čechách a na Moravě. Praha, Nakladatelství Franze Kafky, 2003 ISBN 80-85844-88-5
  • Jiřina Chrastilová, Ivan Prokop Devět židovských cest : procházky po památkách Čech, Moravy a Slezska. Praha, Paseka, 2008 isbn = 978-80-7185-905-5
  • Tomáš Pěkný Historie Židů v Čechách a na Moravě (История евреев в Чехии и на Мораве), издание 2, Praha, Sefer, 2001; ISBN 80-85924-33-1
  • Alexandr Putík, Olga Sixtová Dějiny Židů v Čechách a na Moravě. I, Od počátků po emancipaci : Maiselova synagoga. Praha, Židovské muzeum v Praze, 2005 ISBN 80-86889-00-9
  • Jerzy Tomaszewski, Jaroslav Valenta Židé v české a polské občanské společnosti. Praha, Univerzita Karlova, Filozofická fakulta, 1999 ISBN 80-85899-80-9
  • Veronika Veselá-Prudková Židé a česká společnost v zrcadle literatury : od středověku k počátkům emancipace. Praha, Nakladatelství Lidové noviny, 2003 ISBN 80-7106-430-0
  • Dana Veselská, Iveta Cermenová, Alexandr Putík Nechť mu Bůh dá vyrůst : narození dítěte v kultuře a zvycích českých a moravských Židů. Praha, Židovské muzeum v Praze, 2009 ISBN 978-80-86889-94-8

Источники

Примечания

  1. Tomáš Pěkný История евреев в Чехии и на Мораве = Historie Židů v Čechách a na Moravě. — 2. — Praha: Sefer, 2001. — С. 52-61. — ISBN 80-85924-33-1
  2. 2,0 2,1 2,2 2,3 2,4 2,5 2,6 2,7 Статья "Austria" в Jewish Virtual Library
  3. Статья "Вена" в Jewish Virtual Library
  4. Статья "Вена" в Jewish Virtual Library
  5. Tomáš Pěkný История евреев в Чехии и на Мораве = Historie Židů v Čechách a na Moravě. — 2. — Praha: Sefer, 2001. — С. 52-61. — ISBN 80-85924-33-1
  6. Pěkný. Str. 62.
  7. Josef Janáček Чешские деяния. Предбелогорская эпоха. Книга I, часть I. Далее - Janáček = České dějiny I. Doba předbělohorská. Kniha I, díl I. — Praha: Academia, 1968. — С. 70.
  8. Janáček (1968). Str. 178n.
  9. SPYRA, Janusz Евреи в австрийской Силезии (1742-1918). Очерки истории. Далее - Spyra (2001) = Židé v rakouském Slezsku (1742-1918). Nástin dějin. In Židé ve Slezsku: studie k dějinám Židů ve Slezsku.. — 1. — Český Těšín: Muzeum Těšínska, 2001. — С. 7. — ISBN 80-902355-8-1
  10. Pěkný (2001). Str. 63-66.
  11. Spyra (2001). Str. 8.
  12. Janáček (1968). Str. 315-320.
  13. Pěkný (2001). Str. 66-67.
  14. Pěkný (2001). Str. 71.
  15. Pěkný (2001). Str. 72-77.
  16. Pěkný (2001). Str. 436.
  17. Pěkný (2001). Str. 77-87.
  18. KUDĚLA, Jiří. Poznámky k dějinám židů v habsburské monarchii v 16. - 19. století. In Folia Historica Bohemica 16, Praha: Historický ústav, 1993. ISSN 0231-7494. [dále jen Kuděla (1993)]. Str. 8.
  19. Pěkný (2001). Str. 87.
  20. Spyra (2001). Str. 9.
  21. Pěkný (2001). Str. 89-90.
  22. Pěkný (2001). Str. 95n.
  23. CERMANOVÁ, Iveta. Protižidovské bouře v Praze roku 1744. Židovský a křesťanský pohled. In Židovský ročenka 5767 (2006-2007), Praha: FŽO ČR, 2006. Str. 47-62.
  24. Pavel Bělina, Jiří Kaše, Jan Kučera Великая история земли Чешской 1740–1792 = Velké dějiny zemí Koruny české X. 1740–1792. — 1. — Praha: Paseka, 2003. — ISBN 80-7185-384-4
  25. Pěkný (2001). Str. 102-106.
  26. Пражский кружок франкистов просуществовал по крайней мере до 1820-х гг. По некоторым сведениям, в 1832 г. его члены приняли участие в создании первой в Праге реформистской общины.
  27. Pěkný (2001). Str. 107-117.
  28. Adler, Simon (květen 1933). "Das Judenpatent von 1797". Ročenka Společnosti pro dějiny židů v Československé republice: 191–221.
  29. Kuděla (1993). Str. 13.
  30. Pěkný (2001). Str. 233-238.
Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация