История еврейского народа в Центральной Европе в Новое время (XVI—XVIII вв.)

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
(В Венгрии, Хорватии и Словакии)
(Закон об ограничении на вступление в брак)
Строка 378: Строка 378:
''Этот указ не распространялся на Венгрию''. Все евреи из австрийских провинций, которые не могли завести семью, переселялись в Венгрию, пополняя её еврейскую общину. Эти иммигранты поселились в основном в северо-западных округах, в Нитре, [[Братислава|Братиславе]] и Тренчине.
''Этот указ не распространялся на Венгрию''. Все евреи из австрийских провинций, которые не могли завести семью, переселялись в Венгрию, пополняя её еврейскую общину. Эти иммигранты поселились в основном в северо-западных округах, в Нитре, [[Братислава|Братиславе]] и Тренчине.
-
 
+
[[Файл:Trenčín, synagóga zboku.jpg|250px|right|thumb|Тренчинская синагога]]
Моравcкие евреи жили в Венгрии в качестве подданных чешского королевства. Даже те, которые прибыли туда с целью вступления в брак, обязались перед отъездом продолжать платить моравским властям такие же налоги, как живущие в Моравии. В 1734 году евреи Тренчена заключили между собой секретное соглашение, что все свои общинные дела они будут решать только в еврейском суде в Унгариш-Броде (Угерски Брод).  
Моравcкие евреи жили в Венгрии в качестве подданных чешского королевства. Даже те, которые прибыли туда с целью вступления в брак, обязались перед отъездом продолжать платить моравским властям такие же налоги, как живущие в Моравии. В 1734 году евреи Тренчена заключили между собой секретное соглашение, что все свои общинные дела они будут решать только в еврейском суде в Унгариш-Броде (Угерски Брод).  

Версия 12:44, 24 августа 2012

Тип статьи: Регулярная статья
Автор статьи: Л.Гроервейдл
Дата создания: 13.07.2011


Часть серии статей об
     

Хронология еврейской истории
Библейская хронология
Библейская история
История антисемитизма
Христианство и антисемитизм

Периоды еврейской истории:

Категории:

История еврейского народа

Антисемитизм · Евреи
История иудаизма
Течения в иудаизме

п·о·р


Центральная Европа культурно, экономически и административно привязана к Западной Европе. Большая её часть в Новое время входила в состав Германской империи, а внутри неё - в состав владений австрийских Габсбургов, бывших также и германскими императорами. Их владения включали в себя также Чехию, Венгрию, Словакию, Словению, а в конце периода часть Польши и Украины. Поэтому события истории еврейских общин в этих странах синхронизированы и часто одинаковы.

Особенность стран этого региона, кроме этнического состава населения, в том, что он был ареной противостояния западноевропейской цивилизации и Османской империи. В Новое время, кроме войн европейской Реформации, в Центральной Европе происходили войны за вытеснение турок, воспринимавшиеся народами региона как освободительные. Разумеется, они сопровождались еврейскими погромами и изгнаниями евреев.

В условиях военной экономики появлялись некоторые коммерческие возможности для предприимчивых евреев, обладавших стартовыми капиталами. Некоторые евреи достигали статуса придворных евреев. Все прочие в лучшем случае не имели с этой коньюнктуры никаких прибылей. В худшем они становились жертвами военных преступлений со всех сторон конфликта, а также объектом клеветнических обвинений в измене, погромов и поборов на военные цели.

Императоры, нуждаясь в деньгах, вынуждены были защищать евреев от враждебных действий горожан и церкви. Но это делалось непоследовательно и всегда сопровождалось дополнительным грабежом.

Крупные феодалы охотно принимали евреев в своих владениях, усиливая таким образом свои экономические позиции против городов и центральной власти.[1]

Император Карл V объявил в 1520 г., что евреи не могут быть изгнаны без согласия императора из тех городов, где им было позволено селиться ранее.

В 1551 г. Фердинанд I (1521–64) приказал евреям носить отличительный знак (жёлтое пятно на одежде) и обложил их тяжёлыми налогами.[2] Но в 1556 году он подтвердил право евреев жить в тех населенных пунктах, где им было разрешено жить раньше.

Еврейское население терпело страшные бедствия во время Тридцатилетней войны (1618-1648) со стороны солдат противоборствующих сторон. Евреи встали на сторону Габсбургов, так как не могли быть уверены в позициях других государств.

Император Фердинанд II (1619–37) находился под сильным влиянием иезуитов, но война требовала все больше денег. Он получал их в виде огромных налогов с евреев и займов у них. Поэтому он был вынужден беречь евреев и отменить некоторые ограничения (в частности, была увеличена свобода ремесел и разрешено селиться по всей стране).

Во время Хмельнитчины многие евреи бежали в австрийские владения.

Леопольд I (1657–1705) под давлением клерикальных кругов и венского муниципалитета усилил антиеврейскую политику. В 1669 г. он подписал указ об изгнании евреев из Вены, Нижней и Верхней Австрии. Но поскольку венский муниципалитет не смог платить в казну вместо евреев, императору пришлось разрешить высланным евреям поселиться в Богемии и Моравии, а в 1673 г. позволить приезжать на ярмарки в Нижнюю Австрию. [2]

Саббатианство, которое началось в тот же период, достигло еврейских общины в Австрии и её владений, и многие евреи эмигрировали в Страну Израиля по стопам Шабтая Цви.

Для ограничения еврейского населения в 1727 г. был издан императорский указ, согласно которому только старший сын в еврейской семье имел право жениться (так называемый Закон о фамилиантах). Закон формально существовал до 1848 г.

После завершения австро-турецкой войны 1716–18 гг., евреям — турецким подданным разрешалось свободно жить и торговать в Австрии. Их положение было гораздо лучше, чем положение евреев — австрийских подданных.

Императрица Мария Терезия (1740–80) отличалась антиеврейскими взглядами, но была заинтересована в развитии экономики. В специальном декрете 1749 г. евреи поощрялись к созданию мануфактур.

Во время войны за Австрийское наследство (1740–48) она полностью доверяла слухам о том, что евреи поддерживают Пруссию Фридриха II, и заставила евреев заплатить в государственную казну 50 тыс. флоринов.

В декабре 1744 г. и январе 1745 г. были изданы два эдикта об изгнании всех евреев из королевства Богемии, включая Моравию и Силезию. Только вмешательство еврейских банкиров и предпринимателей, папского нунция и диплома­тических представителей ряда государств заставило Марию Терезию в мае 1745 г. отменить указ об изгнании из Моравии и Богемии (но не из Праги).

В результате первого раздела Польши к Австрии отошла Галиция, что привело к резкому увеличению еврейского населения в стране. Императрица энергично издавала указы, ограничивающие еврейскую автономию в Галиции и передающие власть над евреями в руки государства.

В последние годы правления она проводила более умеренную политику. В 1769 г. она запретила крестить еврейских детей без согласия родителей.

В 1772 г. она разрешила еврейским портным торговать своими изделиями. В том же году евреям было разрешено становиться мастерами золотых дел, но без права приема учеников. В 1775 г. евреям было разрешено открывать кожевенные заводы. Она разрешила евреям начать поступать в школы и университеты.

Еврейские коммерсанты и предприниматели Австрийской империи, поддерживали тесные связи с императорским двором. Некоторые из них даже были возведены в дворянское достоинство.

Её сын Иосиф II следовал теории «пользы государства», насаждению светского образования, светской терпимости, а также целям ослабления могущества католической церкви. Он начал осуществлять свою политику после смерти матери в 1780 г., когда стал единоличным правителем.

В октябре 1781 г. было отменено ношение отличительного знака. Стремясь отвлечь евреев от торговли, Иосиф II в 1781 г. разрешил евреям арендовать землю, возделывать ее и заниматься любым ремеслом. Он отменил подоходный налог и обязательное ношение евреями бороды.

В начале 1782 г. был обнародован «Эдикт о терпимости» (Толеранцпатент) для евреев Вены, Богемии, Моравии, Венгрии, в 1789 г. — для евреев Галиции.

Иосиф II разрешил евреям заниматься свободными профессиями, владеть мануфактурами и нанимать рабочих — христиан, предоставил евреям свободу передвижения и право жить в имперских городах (кроме горнозаводских), разрешил учебу в высших учебных заведениях.

Евреям было предписано создавать начальные школы на немецком языке или посылать детей в общеобразовательные школы. Все официальные документы было предписано писать только по-немецки, а не на иврите или идише.

Еврейская общинная автономия была ликвидирована в 1784 г. Раввины были лишены права судить и накладывать херем. Для того, чтобы заставить евреев посещать немецкие школы, не закончившие школу были лишены права жениться до 25 лет.

В 1787 г. был издан указ, предписывающий евреям брать определенные фамилии немецкого образца - для удобства немецких чиновников.

В 1788 г. — была введена воинская повинность (подавляющее большинство евреев расценило это как несчастье).

Закон о фамилиантах и связанные с ним ограничения в основном остались в силе, как и налог на толерантность.[3].

Указы Иосифа запрещали евреям брать откупа, содержать шинки. Они особенно тяжело отразились на положении еврейского населения Галиции, приверженного традиции и привычным еврейским занятиям.

Однако богатые австрийские евреи вложили капиталы в создание текстильной промышленности в Богемии и Моравии. Многие финансисты (включая венских Ротшильдов) вложили капиталы в разные отрасли промышленности.[4]

Вследствие сопротивления консервативных кругов с католической и еврейской стороны Эдикт не был полностью реализован. После смарти Иосифа II в 1790 году его наследники снизили напор в реализации реформ.

К концу периода положение евреев в регионе несколько окрепло. Однако того прогресса, который был достигнут в Западной Европе, не было.

В 1803 г. в пределах всей империи Габсбургов жили 87 тыс. евреев.

Содержание

В Австрии

В описываемый период королевство Австрия стало центром империи Габсбургов,

Император Максимилиан I в конце XV в. изгнал евреев почти со всей территории Австрии, кроме пограничных городов Нижней Австрии.

При Фердинанде I (1521–64) было введено ношение отличительного знака и новые тяжёлые налоги.[2]

При Рудольфе II (1576–1612) увеличилось число придворных евреев.

XVI век

В эпоху австро-турецких войн 1540–47, 1551–62, 1566–68, 1592–1606 гг. церковники обвиняли евреев в сочувствии Турции. В 1549 г. был подписан указ об изгнании евреев из Австрии. Но он не был исполнен полностью, и часть еврейского населения осталась.

При Фердинанде I (1521–64) еврейское население Вены росло, и было открыто еврейское кладбище.[2] Некоторые венские евреи пользовались особыми привилегиями, выполняя поручения двора.

Максимилиан II (1546–76) издал указ об изгнании евреев Нижней Австрии (1572), но он также не был приведен в исполнение, несмотря на ходатайства сословий.

XVII век

При Рудольфе II (1576–1612) численность еврейского населения Вены возросла. Евреям разрешили построить синагогу.

Император Фердинанд II (1619–37) нуждался в деньгах на войну и был вынужден считаться с интересами венской еврейской общины, среди членов которой было несколько богатых финансистов.

Император разрешил евреям жить в предместьях Вены, где они могли покупать землю. В городе отменялось ношение евреями отличительного знака, населению запрещалось оскорблять евреев, они были отданы под юрисдикцию императорских властей, дома евреев были освобождены от постоев. Но венские евреи обязаны были каждую субботу слушать проповедь священника о преимуществе христианской веры.

Для того, чтобы избежать издания декрета об изгнании евреев из Нижней Австрии в 1652 г. община должна была заплатить 35 тыс. флоринов.

После смерти Фердинанда II муниципальные власти потребовали, чтобы новый император изгнал евреев из Нижней Австрии. Он не согласился, но запретил евреям иметь магазины в Вене и переподчинил их муниципальным властям города. Однако в 1641 г. этот запрет был отменен.

Леопольд I (1657–1705) готов был усилить антиеврейскую политику, но вначале он не мог изменить существующее положение. В 1658 г. он подтвердил привилегии евреев, в 1661 г. не разрешил венскому муниципалитету провести оценку долгов евреев, не позволил горожанам устроить погром в 1665 г.

Но в 1669 г. осенью 1669 г. были выселены 1600 евреев. В 1670 г. были высланы остальные, в том числе самые богатые венские евреи. Нескольким придворным евреям было разрешено остаться с семьями и слугами.[2]

Венский муниципалитет оказался не в состоянии платить в казну те налоги, которые раньше платили евреи. Император был вынужден в 1673 г. приезжать на ярмарки в Нижнюю Австрию.

Хотя указ об изгнании евреев из Австрии формально сохранял силу до 1848 г., уже вскоре после его издания отдельные евреи смогли поселиться в Вене. Так, Шмуэль Оппенхеймер и ряд его родственников (в том числе племянник Самсон Вертхеймер) и служащих вместе с семьями прибыли в Вену в 1676 г. Через короткое время в городе сложилась неофициальная еврейская община.

Саббатианство, которое началось в тот же период, достигло еврейской общины в Австрии, и многие евреи эмигрировали в Страну Израиля по стопам Шабтая Цви.

Во время осады Вены турками в 1683 г. евреи, которые вернулись в этот город опять подверглись жестокому обращению.

XVIII век

Евреи, жившие в Австрии, не имели права содержать синагоги. Им, особенно богатым евреям Вены, приходилось все время вносить в казну колоссальные суммы. Например, в 1717 г. они должны были предоставить императору заем в 1 млн. 237 тыс. флоринов; 500 тыс. флоринов внес С. Вертхеймер.

В 1752 году в Вене жили приблизительно 450 евреев, все относились к двенадцати известным семьям[2] - очень состоятельным, сыгравшим большую роль в экономике Австрии и связанным с австрийскими властями.

В результате первого раздела Польши (при Марии-Терезии) многие из евреев Галиции поселились в Вене.

"Толеранценпатент" Иосифа II отменял ряд ограничений, сохранившихся с Венского собора 1267 г. Но ограничения для евреев на право жительства в Вене и Нижней Австрии были сохранены. Иммиграция и владение землёй не были разрешены.[2]

Возникла еврейская пресса, и Вена стала мировой столицей еврейского книгопечатания.[5]

Многие венские евреи восприняли идеи французской революции и противостояли реакционерам, используя разные каналы влияния (вроде масонских лож). Еврей Иоганн Эммануил Вейт перешел в католичество и стал придворным проповедником в соборе Св. Стефана. Он поддерживал тесные связи с еврейской общиной и активно боролся против антисемитских действий.[2]

В 1803 г. на территории самой Австрии жили 332 еврейских семьи.

В Словении

Словения была частью Австрийского королевства. Из двух её провинций - Штирии и Каринтии - евреи были изгнаны в конце XV века, а из третьей - Крайны (южная часть Словении) - в январе 1515 г.

Некоторое число евреев осталось в сельской местности. Их изгнали императорским указом в 1718 г.[6]

В 1709 году император Карл VI позволил евреям вернуться во Внутреннюю Австрию (то есть в Словению). Но евреи в то время поселились почти исключительно в торговых городах Триесте и, гораздо меньше, в Гориции (сейчас в Италии).[7]

В Чехии

Территория современной Чехии со Средних веков входила в состав Германской империи на правах независимого королевства. Евреи жили там с раннего средневековья.

В конце XV века евреи в Чехии массово переместились из королевских городов в деревни и частные города, находившиеся под юрисдикцией шляхты (феодалов), особенно моравской.[8]

XVI век

В 1504 г. евреям было приказано покинуть Пльзень, а в 1509 г. и 1510 г. представители всех сословий единодушно высказались в пользу поголовного удаления евреев из страны.

Часть еврейских семей переселилась из Чехии в Польшу. В 1514 г. евреям пришлось покинуть Угерске-Градиште — единственный «королевский город» Моравии, в который они имели доступ после 1454 г.

В 1526 г. Чехия вошла в состав империи Габсбургов; в марте 1528 г. император Фердинанд I, вновь подтвердил все привилегии евреев и обещал не выселять их из страны. По некоторым сведениям, это обещание было дано после внесения еврейскими общинами внесли в казну двух тысяч гульденов. В течение 15 лет после этого число евреев в Праге удвоилось.[9]

Дворянство защищало евреев, а в городах евреи были конкурентами ремесленным цехам.[10] Горождане добились денонсации королевских гарантий евреям.[11]

В 1522 году евреи были изгнаны из Опавы, в 1535 из Глубчица.[12]

В 1541 против евреев было выдвинуто обвинение, что они - причина пожаров в Праге и ещё в нескольких чешских городах, и что они - турецкие шпионы, что из-за них турки разгромили австрийцев при Офене.

Попытка штадлана Йосефа бен Гершона из Росхейма доказать беспричинность эих обвинений оказалась безуспешной. Фердинанд I приказал евреям под угрозой смертной казни либо креститься, либо покинуть королевские города Богемии.[13]

После оглашения декрета об изгнании в нескольких городах произошли кровавые погромы. Весной 1542 г. подавляющее большинство богемских евреев, живших в королевских городах, переселилось в Польшу или на территорию Османской империи.

Еврейские общины сохранились лишь в более мелких населенных пунктах Богемии и особенно Моравии, входивших во владения крупных феодалов, которым экономическая деятельность евреев приносила им немалую прибыль.[14]

В 1544 г. евреи начали возвращаться в королевские города Богемии; согласно данным переписи, уже в июне 1546 г. численность еврейского населения Праги достигла одной тысячи человек. Мнение горожан не интересовало императора.[15]

В 1557 г. горожане добились нового изгнания евреев из Чехии, но из-за бюрократических проволочек оно не произошло.[16]

При Максимилиане II и Рудольфе II - вторая половина XVI века

В 1567 г. Максимилиан II (1564–76) подтвердил еврейские привилегии,[17] предоставил евреям право жительства по всей стране (за исключением шести королевских городов Моравии) и разрешил беспрепятственно заниматься торговлей, но в 1568 г. запретил им посещать округа, где добывались полезные ископаемые.

При нём и при Рудольфе II (1576–1611) чешский сейм неоднократно увеличивал размер податей с еврейских общин или вводил новые, чрезвычайные налоги. Кроме того, евреям приходилось делать императору богатые подарки и предоставлять ему безвозмездные или беспроцентные ссуды.

Тем не менее время их правления Максимилиана и Рудольфа считается хорошим для евреев. Рудольф II игнорировал жалобы горожан на евреев, положение еврейского населения на протяжении полувека оставалось стабильным, благосостояние заметно упрочилось. [18]

Прогресс евреев в это время был не только материальный, но и духовный. В Чехии, прежде всего в Праге, процветала еврейская ученость. В частности, при нём жил рабби Иегуда Лива бен Бецалель (Маhараль). Широкой известностью в Чехии и далеко за ее пределами пользовалась большая пражская йешива. Кроме того, в Праге с 1512 года работала еврейская типография семьи Гершонид.[19]

XVII век

К началу XVII в. численность еврейского населения Богемии превысила, по некоторым сведениям, четыре тысячи человек; половина из них жила в Праге, остальные — преимущественно в населенных пунктах, принадлежавших крупным феодалам. Из королевских городов (помимо Праги) значительные еврейские общины существовали лишь в Колине, Роуднице, Млада-Болеславе.

Основным занятием евреев Богемии стала торговля. Некоторые занимались кредитным делом. Отдельные еврейские финансисты были чрезвычайно богаты и влиятельны.

Евреи занимались и ремеслом, в частности, золотым литьём. В Моравии ремесленники, прежде всего ткачи и портные, составляли значительную часть еврейского населения. Вместе с еврейскими купцами, торговавшими тканями, они заложили основу текстильного производства.

Во главе всего богемского еврейства стоял выборный совет старейшин пражской общины. Он представлял евреев перед властями и производил разверстку податей.

В конце XVI в. – начале XVII в. общинное руководство сформировалось и в других городах Богемии. Между пражскими и местными общинами возник конфликт из-за раздела полномочий.

Автономная и централизованная общинная организация существовала, по всей видимости, и у моравского еврейства, однако сведений о ней до середины XVII в. мало.

В 1629 г. Фердинанд II (1619–37) расширил привилегии евреев, разрешив им посещать еженедельные рынки и ежегодные ярмарки во всех без исключения городах, заниматься любыми ремеслами, исключая изготовление оружия и пороха, брать на откуп таможенные сборы и пошлины, давать деньги в долг под проценты. С этого времени число евреев-ремесленников стало быстро увеличиваться,.

В то же время он неоднократно обязывал пражских евреев слушать по субботам проповеди иезуитов (общине всякий раз удавалось избавиться от этого). В 1630 г. он приказал закрыть в Праге все еврейские типографии и конфисковать еврейские книги.

Ежегодный взнос еврейских Чехии общин в королевскую казну был 40 тыс. гульденов, и евреи обнищали. Вина за государственную аферу с выпусом огромного количества серебряных монет была свалена на еврейского финансиста Якуба Башеви из Теуенбурка, который разорился из-за этого.

Евреи, как и все, несли трудности войны, например, в 1648 приняли активное участие в обороне Праги против шведской армии.[20] В том же году они сделали крупный внеочередной взнос в казну, и Фердинанд III (1637–57) предоставил им право селиться во всех королевских городах Богемии (исключая округа, где добываются полезные ископаемые).

Он разрешил евреям торговать спиртными напитками (только в еврейских кварталах) и подтвердил, что евреи могут заниматься ремеслом (не нанимая в подмастерья христиан и не продавая свою продукцию в населенных ими районах).

В конце 1640-х – начале 1650-х гг. в Моравии и (в меньшей степени) Богемии поселилось большое число беженцев с Украины от Хмельнитчины. К середине XVII в. окончательно сформировалась сложная общинная структура моравского еврейства - Моравский ва‘ад.

После войны еврейские деньги были уже не так важны.[21] В 1650 г. чешский сейм запретил евреям проживание в тех населенных пунктах Богемии и Моравии, где они поселились после 1618 г. за исключением города Теплице.

В 1651 г. еврейским общинам Богемии пришлось уплатить сверх обычного налога восемнадцать тысяч гульденов, после чего с них потребовали еще двенадцать тысяч (в том числе восемь тысяч — с пражской общины). Когда они заявили, что больше не могут платить, власти арестовали верховного раввина и еврейских старейшин Праги, войска оцепили еврейский квартал и приступили к повальным обыскам - пока община не обещала отдать требуемую сумму.

В 1657 г. Фердинанд III подтвердил привилегии 1629 г. (см. выше). Леопольд I (1657–1705) последовал в 1659 г. его примеру, однако в дальнейшем запретил еврейским врачам пользовать христиан, а евреям, приезжающим в страну из-за рубежа, — задерживаться в ней больше чем на шесть недель. В Праге при нем начала действовать особая Юденредукционскомиссион (Комиссия по сокращению числа евреев).

В середине 1660-х гг. чешское еврейство испытало влияние Шабатая Цви; в богемском городе Простеев сторонников лжемессии было так много, что за жившими там евреями закрепилась кличка шебсе.

В 1670 г. в Чехии, прежде всего в моравском городе Микулов (по-немецки Никольсбург), обосновалась значительная часть евреев, изгнанных из Вены.[22] Сравнительно благоприятные условия были в тешенском княжестве.[23]

Файл:Kirkutcieszyn4.jpg
Евреи переселялись в периферийные области, например в чешскую Силезию. Еврейское кладбище в Тешине.

В 1681 г. моравским евреям запретили жить в тех городах, где они начали селиться после 1657 г.[24] В 1683 г. венгерские 'повстанцы-'куруцы вырезали в городе Угерски-Брод (Моравия) 113 евреев.

XVIII век

В XVII в. численность еврейского населения Чехии заметно увеличилась. В Праге в 1636 г. насчитывалось 7815 евреев, в 1708 г. — свыше двенадцати тысяч. Им принадлежали тринадцать синагог и около трехсот жилых домов.

В 1635 г. в Богемии в целом числилось около четырнадцати тысяч евреев-налогоплательщиков, а в 1724 г. в 672 деревнях и 168 провинциальных городах области проживало около тридцати тысяч евреев.

Австрийские власти приняли в 1725–27 гг. меры, направленных на сокращение численности еврейского населения Богемии и Моравии. Было установлено, что в Богемии не должно проживать более 8541 еврейской семьи, в Моравии — более 5106 еврейских семей. Для этого был принят "Закон о фамилиантах" - разрешение на брак только старшему сыну в семье.

Кроме того евреям предписали жить в особых кварталах и носить особую одежду,[25] ввели ряд запретов на профессии, на иммиграцию и покупку недвижимости.

В период так называемой войны за австрийское наследство (1740–48) и прусской оккупации Праги евреев Богемии и Моравии часто облагали чрезвычайными податями и обвиняли в сочувствии противнику и даже помощи ему. Эти обвинения выдвигались несмотря на то, что евреи неоднократно доказывали свой австрийский патриотизм, например, активно участвовали в строительстве укреплений в Праге.

Осенью 1744 г. в Праге и в ряде других городов Богемии произошли погромы; погибло 228 человек. Императрица Мария-Терезия 18 декабря 1744 г. приказала всему еврейскому населению Праги покинуть город к концу января 1745 г., но уже 2 января 1745 г. последовало распоряжение о поголовном изгнании евреев из Богемии и Моравии к концу июня того же года.[26]

Были предприняты действия придворными евреями. Последовало заступничество папского нунция и дипломатических представителей ряда государств при венском дворе. Мария-Терезия 15 мая 1745 г. отменила указ об изгнании из Богемии и Моравии, но не из Праги.

После ухода евреев Праги пережила огромный экономический спад, заставивший власти притормозить дальнейшие изгнания. Евреи смогли туда вернуться лишь в 1748 г. Одновременно власти значительно повысили взимавшийся с евреев «налог за терпимость».[27]

В 1754 г. Мария-Терезия издала уложение, детально регулировавшее и ограничивавшее экономическую деятельность и общинную жизнь еврейского населения Моравии; Моравский ва‘ад был фактически ликвидирован. В 1758 г. она ввела для евреев отличительный знак.[28]

Ограничительные меры сократили рост численности богемского и моравского еврейства лишь на несколько десятилетий; во второй половине XVIII в. она вновь начала расти. В Богемии в 1754 г. проживали 29 094 еврея, а в 1800 г. — 47 865 евреев; в Моравии в 1754 г. жили 20 327 евреев, в 1803 г. — 28 396 евреев.

Еврейские коммерсанты и предприниматели играли важную роль в экономической жизни Богемии, Моравии и Австрийской империи в целом, поддерживали тесные связи с императорским двором. Некоторые из них даже были возведены в дворянское достоинство.

Высоким авторитетом пользовались пражские раввины. Богемские и моравские йешивы привлекали учащихся из многих стран Европы.

В 1773–86 гг. в Брно жил Я. Франк. Несмотря на то, что многие раввины вели с франкизмом бескомпромиссную борьбу, его влияние на еврейское население ощущалось в течение нескольких десятилетий.

Во второй половине XVIII в. Богемия, прежде всего Прага, стала одним из первых очагов Ѓаскалы.

В 1782 г. после эдиктов о терпимости Иосифа II богемское и моравское еврейство почти полностью утратило общинную автономию (она сохранилась лишь в Праге).

Законы о богемских и моравских евреях, изданные на рубеже XVIII в. и XIX в., в период правления Франца II, либо повторяли и развивали основные положения эдикта о терпимости, либо носили ограничительный характер.[29] Закон о фамилиантах ещё усложнили, добавив новые ограничения. Эти изменения побудили многих евреев к ассимиляции, чтобы получить тот же статус, как христиане.[30]

В Венгрии, Хорватии и Словакии

Территории современной Словакии и большая часть современной Хорватии входили в средние века в состав королевства Венгрии. История еврейских общин этих стран в Новое время неотделима от общего развития еврейской общины Венгрии, а с некоторых пор - и всей империи Габсбургов с центром в Вене.

XVI век

В результате династического брака Венгерское королевство присоединилось к империи Габсбургов в начале XVI века. С этого времени австрийский император был также венгерским королём. При этом страна оставалась отдельным королевством, со своим правительством и парламентом ("Диетом").

В 1512 году на свадьбе сына короля Чехии и Венгрии Луи II и Марии Австрийской император Максимилиан I (с согласия короля Владислава) принял еврейского префекта Яакова Менделя из Буды со всей его семьёй и всеми остальными венгерскими евреями под свою защиту. Он обещал им те же права, что и всем остальным своим подданным.

При Луи II (1516-1526) ​​преследования евреев были обычным явлением. Злобы против них добавляло то, что некий крестившийся еврей, заместитель королевского казначея, сильно пограбил казну, по примеру прочих дворян.[31]

Турецкое завоевание 1526 года

Османская империя победила венгров в битве 29 августа 1526 г., король был убит. Когда об этом стало известно в Буде, двор и дворяне бежали вместе с некоторыми богатыми евреями, в том числе префектом.

Прибывших в город турок встречали одетые в траур евреи, которые передали им ключи от пустой незащищённой крепости. Султан прибыл в Буду 11 сентября, а 22 сентября он объявил, что все евреи, оставшиеся в венгерских городах - более 2000 человек, должны быть распределены среди городов турецкой империи. Они были отправлены в Константинополь (Стамбул), Плевну и Софию, где они сохранили свои отдельные общины на протяжении нескольких десятилетий. Некоторые венгерские евреи из Софии впоследствии поселились в греческом городе Кавала.

Турецкая власть в Центральной Венгрии

Турецкая армия ушла из Венгрии, но вернулась в 1541 г., разбила австрийцев и захватила Буду. Центральные области Венгрии были включены в Османскую империю. Положение евреев в этих областях было намного лучше, чем в империи Габсбургов. В периоды 1546-1590 и 1620-1680 община Офена (Буды) процветала.

В следующей таблице показано число еврейских плательщиков налога джизья - глав домашних хозяйств в Буде во время турецкого владычества:

1546 1559 1562 1590 1627 1633 1660
50 44 49 109 11 20 80

В конце турецкой эпохи около тысячи евреев, живших в Буде, молились в трёх синагогах: ашкеназской, сефардской и сирийской.

Антисемитские акции после войны с Турцией

Некоторые евреи не были депортированы в Турцию, а бежали за границу или в вольные королевские города в западной Венгрии. Вдовствующая королева-регент Мария приблизила к себе врагов евреев. Граждане Шопрона (Ödenburg) начали военные действия с изгнания евреев из города, конфисковали их имущество и разграбили освободившиеся дома и синагоги. Город Братислава получил разрешение от королевы (9 октября 1526 г.) изгнать евреев, проживающих на ее территории, потому что они заявили о своем намерении бежать от турок. Евреи покинули Братиславу 9 ноября.

В тот же день в Секешфехерваре открылось собрание оппозиции германскому императору, на которой Янош Заполя (1526-1540) был избран и коронован в качестве венгерского короля. В ходе этой сессии было объявлено, что евреи должны быть немедленно изгнаны из любой части страны. Заполя, однако, не ратифицировал эти законы. А парламент переехал в декабре 1526 г. в Братиславу, где Фердинанд Габсбург был избран королем (1526-1564) и аннулированы все указы, изданные в Секешфехерваре, в том числе выборы Заполя королём.

В конце 1520-х — начале 1530-х гг. евреи были изгнаны из всех городов Венгрии, включая Словакию. Многие изгнанники переселились в деревни и на участки земли, расположенные внутри городских стен, но не принадлежавшие муниципалитетам (например, в Братиславе евреи продолжали жить на Замковой горе).

Кровавый навет в Пёзинге

В 1529 г. герцог Франц Вольф, владевший городом Пёзинг и задолжавший еврейским кредиторам крупные суммы денег, похитил девятилетнего мальчика из христианской семьи и обвинил евреев города в его ритуальном убийстве. Около 30 человек были арестованы и подвергнуты пыткам, в результате которых многие признали себя виновными. Суд приговорил их к сожжению; герцог Франц изгнал всех евреев из Пёзинга.

Вскоре после этого император Священной Римской империи Фердинанд I Габсбург (под властью которого с 1526 г. находилась значительная часть Словакии) приказал провести новое расследование дела о ритуальном убийстве в Пёзинге. Тем временем еврейские купцы из Вены случайно обнаружили похищенного мальчика, после чего несколько обвиняемых, еще находившихся в тюрьме, были освобождены.

Около 1540 г. протестантский священник Андреас Озиандер выпустил брошюру, изобличавшую организаторов кровавого навета в Пёзинге. Этот труд вызвал недовольство М. Лютера и подвергся нападкам со стороны католического клира.[32]

В австрийской зоне Венгрии в конце века

26 ноября 1572 года король Максимилиан II (1563-1576) велел изгнать евреев из Братиславы, заявив, что его указ будет отменён только если они примут христианство. Евреи, однако, оставался в городе, не отказываясь от своей религии. Они находились в постоянном конфликте с горожанами. С 1 июня 1582 г. муниципальный совет постановил, что никто не должен давать убежище евреям, или даже вести с ними дела. Чувства по отношению к евреям в этой части страны, неподвластной Турции видны из указа местного парламента от 1578, о том, что евреи должны были облагаться налогом на сумму, в два раза большую, чем другие граждане.

Евреи должны были платить специальный военный налог, когда имперские войска попытались отбить Буду у турок в самом конце века. Община Буды сильно пострадала во время этой осады.

В Трансильвании

В независимом княжестве Трансильвания (Семиградье), куда ушла часть венгерских евреев, ситуация была лучше, чем в австрийских землях. В 1588 году там даже возникла община иудействующих "шеклерские субботники".[33]

XVII век

В турецкой части Венгрии

В сентябре 1601 года имперские войска взяли Секешфехервар. Многие члены еврейской общины были убиты или взяты в плен и проданы в рабство. Их выкупом затем занимались немецкие, итальянские и турецкие евреи.

Община Буды стала в XVII в. одной из наиболее важных общин в пределах Османской империи.

В Трансильвании

Евреям Трансильвании (в то время была независимым княжеством) жилось сравнительно неплохо. По просьбе Авраама Сассы, еврейского врача из Константинополя, князь Трансильвании Габриэль Бетлена издал (18 июня 1623) указ о льготах для сефардских евреев из Турции.

Но община "шеклерских субботников", которая существовала в Трансильвании с 1588 года, подверглась преследованиям и ушла в подполье в 1638 году.[33]

В габсбургской империи

В соответствии со статьей XV закона, принятого парламентом 1630 г., евреям было запрещено заниматься сбором налогов, и этот указ был подтверждён парламентом в 1646 г. на том основании, что евреи были исключены из привилегий в стране, что они были неверующими и не имели совести (veluti jurium regni incapaces, infideles, et nulla conscientia praediti).

После заключения мира, которого евреи помогли добиться, общины были частично восстановлены, но дальнейшее развитие на территории Габсбургов был остановлено, когда Леопольд I (1657-1705 ) изгнал евреев 24 апреля 1671 г. Он отменил свой указ 20 августа того же года.

Турки разграбили в 1683 году некоторые общины в Западной Венгрии и угнали их членов в рабство.

Преследования и изгнания конца века

Имперские войска отбили Буду у турок 2 сентября 1686 года. Большинство еврейских жителей были убиты, некоторые попали в плен и позже были освобождены за выкуп.

В последующие годы вся Венгрия попала под власть Габсбургов. Разоренную страну нужно было заселять, и по совету церкви король взял курс на иммиграцию немцев-католиков. Евреев предполагалось вытеснить постепенно.

Парламент Братиславы (1687-1688) ввёл двойное налогообложение евреев. Евреям было запрещено заниматься сельским хозяйством, владеть любой недвижимостью, держать христианских слуг.

В 1692 г. Шмуэль Оппенхеймер получил разрешение поселиться в пригороде Братиславы. За ним последовали другие придворные евреи, и в 1695 г. в городе была открыта синагога, а примерно в 1700 г. — йешива, бейт-мидраш и еврейское кладбище.

В августе 1690 года австрийское правительство приказало графству Шопрон изгнать евреев, иммигрировавших из австрийских провинций.

Правительство, во исполнение указа последнего парламента, постановило вскоре после этого уволить евреев с должностей сборщиков налогов. Приказ оказалась неэффективен, и работа евреев - таможенных чиновников была продолжена. Даже казначей области подал пример нарушения закона, назначив в 1692 г. Симона Ѓирша откупщиком налоговых сборов в Леопольдштадте (Леопольдов), а после его смерти он передал должность зятю Ѓирша.

XVIII век

К началу XVIII в. бо́льшая часть Венгрии оказалась под властью Габсбургов. В стране сохранились лишь незначительные остатки старых еврейских общин. Однако в то же время началась иммиграция евреев в Венгрию, преимущественно из Моравии и отчасти из Польши. Большинство евреев были мелкими торговцами; жили они большей частью в деревнях, так как горожане относились к ним враждебно.

Во второй половине XVII в. — первой половине XVIII в. многие крупные землевладельцы Словакии приглашали евреев — торговцев и ремесленников — в свои поместья, гарантируя им защиту от преследований и свободу экономической деятельности, а иногда даже строили для них синагоги.

В страну, особенно в ее западные районы, начали переселяться евреи из Моравии. Они создали новые общины в городах Голич, Сеница, Миява и Нове-Место-над-Вагом.

Вновь прибывшие сохраняли, особенно на первых порах, свою литургию и обычаи, поддерживали тесные экономические и духовные связи с моравскими общинами. В ряде случаев они даже платили внутренние налоги, взимавшиеся с членов этих общин. Они посылали своих детей учиться в школы талмуд-тора Моравии.

В 1709 г. в Братиславе жили 189 евреев, в 1736 г. — 772. В 1700 г. возникла община в Дольни-Кубине (в 1735 г. там жили три еврейских семьи — 17 человек), около 1760 г. — в Тренчине, во второй половине XVIII в. — в Нойтре и Трнаве. В Новем-Месте-над-Вагом в 1689 г. жили 11 еврейских семей, а к 1735 г. численность еврейского населения достигла 372 человек.

Восстание Ракоци

Восстание куруцев под руководством Ференца II Ракоци (1703-1706 гг.) принесло много страданий венгерским евреям. Куруцы заключили в тюрьмы и убили евреев, которые сохранили лояльность королю. Евреи Айзенштадта и Маттерсбурга бежали в Вену и другие австрийские города, евреи из Холица и Сашвара были изгнаны в Годонин в Моравской Словакии. Многие евреи, которые не могли оставить свой бизнес, отправили свои семьи в безопасное место, а сами остались.

Хотя не так много евреев погибло во время этого восстания, оно нанесло им большие убытки, особенно в графстве Шопрон, где жило много богатых евреев. Король предоставил защитные письма тем, кто был разрён восстанием, и потребовал компенсации для тех, кто был ранен, но в обмен на эти "милости" он повелел евреям предоставить суммы, необходимые для подавления восстания.

После восстановления мира евреи были изгнаны из многих городов, которые боялись конкуренции. Из Эстергома их изгнали в 1712 году, на том основании, что город, в котором родился Святой Стефан не должны быть осквернен ими. Но евреев, живших в деревнях, во владениях их хозяев, как правило, оставили в покое.

Закон об ограничении на вступление в брак

Карл III (1711-1740) сообщил правительству 28 июня 1725 г., что он намерен сократить число евреев в своих владениях, после чего правительство затребовало от населённых пунктов статистику по еврейскому населению. В 1726 г. король объявил, что в Австрии, со дня опубликования указа, только один мужчина в каждой еврейской семье может вступать в брак.

Этот указ не распространялся на Венгрию. Все евреи из австрийских провинций, которые не могли завести семью, переселялись в Венгрию, пополняя её еврейскую общину. Эти иммигранты поселились в основном в северо-западных округах, в Нитре, Братиславе и Тренчине.

Файл:Trenčín, synagóga zboku.jpg
Тренчинская синагога

Моравcкие евреи жили в Венгрии в качестве подданных чешского королевства. Даже те, которые прибыли туда с целью вступления в брак, обязались перед отъездом продолжать платить моравским властям такие же налоги, как живущие в Моравии. В 1734 году евреи Тренчена заключили между собой секретное соглашение, что все свои общинные дела они будут решать только в еврейском суде в Унгариш-Броде (Угерски Брод).

Короли пытались освободить горнодобывающие города от евреев - Леопольд начал это в 1693 году. Евреи, однако, продолжали селиться вблизи этих городов, они выставляли свои товары на ярмарках, и, с разрешения суда, они даже поставили литейный завод в Саге (Сасинково). Когда король Карл приказал им уйти (март 1727), королевский мандат был в некоторых местах проигнорирован, а в других евреи повиновались так медленно, что ему пришлось повторить свой указ спустя три месяца.

В 1735 году в стране была проведена ещё одна перепись евреев с целью сокращения их числа. В то время в Венгрии жили 11621 евреев, из которых 2474 мужчины - главы семей, и 57 женщин - глав семей. Из этих глав семей 35,31 процента объявили себя венгерскими евреями, остальные иммигрировали. Из иммигрантов 38,35% прибыли из Моравии, 11.05% из Польши, и 3,07% из Чехии. Самая большая еврейская община, насчитывающая 770 человек, была в Братиславе. Большинство евреев были заняты в торговле или промышленности, большинство из них были купцы, торговцы, лавочники и, лишь немногие занимались сельским хозяйством.

Времена Марии Терезии (1740-1780)

Со временем иммигранты отказались платить налоги в австрийских провинциях. Моравские евреи, которые пострадали от тягот эмиграции, направили жалобу, и императрица Мария Терезия приказала, чтобы все еврейские и христианские подданные, которые эмигрировали после 1740 года, были высланы обратно, а те, кто эмигрировал до этой даты, были освобождены от моравского подданства.

Но правительство не могло контролировать такую большую иммиграцию. Хотя в 1727 году были изданы строгие законы, они не выполнялись, поскольку магнатам нужны были евреи. Графства либо не реагировали на указ вообще, либо направляли отписки с целью предотвратить высылку евреев.

Во времена правления королевы Марии Терезии евреи были изгнаны из Буды (1746) и был введён «Налог на терпимость» на венгерских евреев.

1 сентября 1749 года делегаты венгерских евреев, кроме Сатмарского округа, собрались в Братиславе и встретились с Королевской комиссией, которая сообщила им, что они будут высланы из страны, если не заплатят этот налог. Перепуганные евреи сразу согласились на это, а затем комиссия потребовала ежегодный налог в 50000 гульденов.

Эта сумма была чрезмерной, делегаты протестовали, и хотя королева установила 30000 гульденов в качестве минимального налога, они сторговались на уплате 20000 гульденов в год в течение восьми лет. Делегаты должны были распределить эту сумму между областями; области - между общинами и общины среди отдельных членов.

Королева утвердила это соглашение комиссии, изменив срок выплаты с восьми до трех лет, которые она впоследствии изменила на пять. Соглашение, таким образом ратифицированное королевой, было представлено 26 ноября в судам, которые были бессильны освободить евреев от уплаты этих малкегелд (денег королевы, идиш), как они это называли.

Евреи, обремененные новым налогом, думали, что пора принимать меры для отмены ограничений.

Еще в Братиславу делегаты привезли свои жалобы в комиссию, которая официально называлась delegata in puncto tolerantialis taxae et gravaminum Judeorum commissio mixta.[34] 

Эти жалобы отображали бедствие евреев того времени. Им не разрешали жить в Хорватии и Славонии[35] в графствах Баранья и Хевеш, в несколько свободных королевских городах и населенных пунктах, и они не могли посещать рынки там. В Секешфехерваре они должны были платить подушный налог в размере 1 гульден и 30 крейцеров, если они вошли в город в дневное время, даже если только на час. Во многих местах они не могли даже остаться на ночь. Поэтому они просили разрешения на поселение, или, по крайней мере, посещение ярмарок в Хорватии и Славонии и в тех местах, откуда они были изгнаны.

Евреи должны были платить втрое больший, чем христиане мостовой и паромный сбор в Трнаве, а в трех деревнях в том же районе они должны были платить за проезд по дороге, хотя там не было никаких открываемых по требованию ворот. Евреи, проживавшие в имениях дворян должны был отдавать своих жен и детей, как залог при задолженности по налогам.

В Верхней Венгрии они просили об отмене налога на терпимость, введённого управляющим округа Зипс, поскольку в противном случае евреям, живущим там придется платить два таких налога. Они попросили также освободить их от подобного налога, платимого парламенту. Наконец, они просили, чтобы еврейским ремесленникам было разрешено работать в своих домах без помех.

Комиссия доложила эти жалобы королеве, указывая на то, каким образом эти проблемы могут быть решены. Эти предложения были впоследствии приняты королевой и вошли в закон.

Королева освободила евреев от налога на терпимость только в Верхней Венгрии. Что касается других жалоб, она приказала, что евреи должны указать их в деталях, и что правительство должно исправить их, поскольку они попали под его юрисдикцию.

Обсуждение налога на терпимость едва началось, когда Михаэль Ѓирш предложил правительству назначить его главой венгерских евреев, чтобы быть в состоянии решать проблемы, которые могут возникнуть между ними, а также для сбора налогов. Правительство не рекомендовало Ѓирша, но решило, что в случае, если евреи откажутся от оплаты, было бы целесообразно назначить главных представителей для решения вопроса.

До конца пятилетнего периода еврейская делегация снова встретилась с комиссией в Братиславе и предложил увеличить сумму налога до 25000 гульденов в год, если королева обещает оставить сумму в течение следующих десяти лет.

Королева не только отменила послабления евреям, а ввела дополнительные жесткие правила для них. Их ежегодные налоговые платежи с 20000 гульденов была увеличена до 30000 гульденов в 1760 году, до 50000 в 1772 году, до 80000 в 1778 году, и до 160,000 в 1813 году.

Времена Иосифа II (1765–90)

Положение евреев улучшилось с правлением Иосифа II в результате изданного им Указа о терпимости (1782).

Иосиф II начал править в 1780 году. 13 мая 1781 он сообщил канцлеру Венгрии о немерении облегчить положение евреев. В результате венгерское правительство издало 31 марта 1783 г. указ, известный как Systematica gentis Judaicae regulatio, который отменил сразу все правила, угнетавшие евреи на протяжении веков.

Королевские вольные города, за исключением горнодобывающих городов, были открыты для евреев, которым было разрешено селиться свободно по всей стране. Regulatio постановил, что юридические документы евреев больше не должны быть составлены на иврите или идише, а только на латыни, немецком или венгерском - языках, используемых в стране в то время, и которые молодые евреи должны были изучать в течение двух лет.

Файл:Josef II medal.jpg
Медаль, чеканившаяся во времена правления Иосифа II в память о предоставлении им свободы вероисповедания евреям и протестантам.

Документы, написанные на иврите или на идиш не принимались правовыми инстанциями. Книги на иврите должны были быть использованы только для религиозных целей. Евреи должны были организовать начальные школы.

Приказы императора, выпущенные в интересах евреев, должны были быть объявлены в синагогах, и раввины должны были объяснить народу благотворное воздействие этих декретов. Программа обучения в еврейских школах должна была быть такой же, как в национальных школах, те же учебники должны были быть использованы во всех начальных школах, при этом все, что может оскорбить религиозные чувства нонконформистов, должно было быть опущено.

В первые годы христианские учителя должны были быть наняты в еврейские школы, но они не имели ничего общего с религиозными делами таких учреждений. По прошествии десяти лет еврей мог создать бизнес, заниматься торговлей, только если он мог доказать, что учился в школе. Обычные школьные инспекторы контролировали еврейские школы и докладывали правительству. Евреи должны были создать фонд для организации и поддержания их школ. Еврейская молодежь могла войти в академии, и, изучать любой предмет в университетах, кроме богословия. Евреи могли арендовать сельскохозяйственные фермы, только если они могли выращивать то же самое без помощи христиан.

Евреям было разрешено торговать и заниматься различными промышленными профессиями, а также быть принятыми в гильдии. Им также позволили гравировать печати, продавать порох и селитру, но запрет на жительство в горнодобывающих городах остался в силе. Христианским мастерам было разрешено иметь еврейских учеников.

Все отличительные знаки, до тех пор носимые евреями, должны были быть отменены, и они могут даже носить шпаги. С другой стороны, они должны были отказаться от отличительных знаков, установленных их религией и брить бороды. Император Иосиф считал этот указ настолько серьезным, что не позволил никому нарушать его.

Евреи в петиции от 22 апреля 1783 года, выразили благодарность императору за его милости, и, напоминая ему о его принципе, что религии не должно мешать, попросили разрешения носить бороды. Император согласился на эту просьбу, но подтвердил другие части постановления от 24 апреля 1783.

К этому времени (1787) в Венгрии насчитывалось 81 тыс. евреев. Численность еврейского населения Словакии увеличилась настолько, что ее стали называть «венгерским Израилем». В 1785 г. в Братиславе жило около трех тысяч евреев, в Нове-Место-над-Вагом — 2320 (43,7% всего населения города), в Тренчине — 72 еврейских семьи.

Евреи организовали школы в различных местах, в Братиславе, Ойбуде, Новем-Месте-над-Вагом и Орадя. Широкой известностью пользовалась йешива Братиславы. Йешивы работали также в городах Ганушовце и Врбове, позднее — в Нойтре и Трнаве.

23 июля 1787 г. был издан указ императора о том, что каждый еврей должен выбрать немецкую фамилию. Указом 1789 г., к ужасу евреев, была введена для них воинская обязанность.

Конец века

После смерти Иосифа II королевские вольные города проявили очень враждебное отношение к евреям. Граждане Пешта попросили городской совет, чтобы после 1 мая 1790 года евреям больше не было позволено жить в городе. Правительство вмешалось, и евреям были просто запрещено заниматься торговлей в городе.

Семь дней для подготовки к высылке было дано евреям в Трнаве, 1 мая назначено датой изгнания евреев. Евреи обратились к правительству. А в декабре того же года городским властям Трнавы сообщили, что парламент подтвердил прежние права евреев, и что они не могут быть высланы из страны.

29 ноября 1790 года евреи Венгрии передали петицию о предоставлении им равенства с другими гражданами королю Леопольду II (1790-1792) в Вене. Он послал его на следующий день в конторы канцлеров Венгрии и Моравии на отзыв. Этот вопрос был представлен перед парламентом 2 декабря, и парламент провёл закон, показывая, что озабочен защитой евреев.

Это решение создано ужас среди врагов евреев. Город Трнава направил меморандум в парламент 4 декабря, в котором потребовал, чтобы парламент защищал привилегии города. Парламент решил в пользу евреев, и решения были положены перед королём.

Евреи, уверенно ожидая решения короля в свою пользу, организовали великолепный праздник 15 ноября 1790 года, в день его коронации. 10 января 1791 года король одобрил закон парламента.

Также ещё один закон, разработанный в соответствии с королевским решением, был зачитан судьей Штефаном Атцелем на заседании 5 февраля. В нём говорилось, что до полного урегулирования положения евреев парламентом, остаются в силе законы по состоянию на 1 января 1790 года. Если евреев откуда-то в стране изгнали, они должны быть допущены обратно.

Таким образом, вступил в силу знаменитый закон, озаглавленный De Judaeis, который является тридцать восьмой статьёй законов Парламента 1790-1791 гг. Этот закон был с благодарностью принят евреями. Он не только предоставлял им защиту, но и давал гарантии, что их дела скоро урегулируются.

Тем не менее, хотя парламент назначил 7 февраля 1791 года комиссию по изучению вопроса, улучшение состояния венгерских евреев было осуществлено лишь полвека спустя, Фердинандом V (1835-1848) во время сессии Парламента 1839-1840 гг.

= В Хорватии

Хорватия в описываемый период частично входила в австрийское королевство, а частично в венгерское.

В 1526 г., когда хорватская знать признала Фердинанда Австрийского своим сюзереном, евреям было запрещено приезжать в Хорватию.

Еврейское присутствие в Далмации (побережье Адриатического моря, вошедшее в состав Хорватии лишь в 1815 г.) было в XVI в. более заметным.

В Дубровнике (Рагузе, в то время — независимом городе-государстве) в конце XV – начале XVI века осела часть сефардов, изгнанных из Испании, Португалии и Южной Италии. Неоднократные попытки удалить их из города (в 1514, 1515, 1545 гг.) не увенчались успехом, однако в 1546 г. евреев Дубровника согнали в гетто (в 1587 г. в нем проживало около 50 семей) и обложили высокими налогами.

В 1622 г. на одного из евреев Дубровника был возведен кровавый навет, ставший поводом для преследований и новых ограничительных мер.

В XVI–XVII вв. уже не только сефарды, но и ашкеназы селились в Сплите (Спалато), принадлежавшем в то время Венеции. К 1638 г. численность еврейской общины достигла здесь 271 человека, что составляло 5–10% населения города. Португальский еврей Даниэль Родрига (Родригес; 1530?–1603) сыграл важную роль в превращении Сплита в крупный торговый центр.

В Задаре (Зара) евреи жили с конца XIV в., однако их число было, по всей видимости, невелико. Среди далматинских евреев преобладали коммерсанты (как крупные, действовавшие в международных масштабах, так и мелкие), финансисты и врачи; кроме того, многие занимались ремеслом.

В XVII в., когда бо́льшая часть территории современной Хорватии находилась под властью Османской империи, туда время от времени приезжали еврейские купцы из Стамбула, Салоник и других городов.

Австро-турецкое мирное соглашение 1699 г. (так называемый Карловицкий мир), по которому Хорватия (без Далмации) вновь вошла в состав Австрии, содержал пункт о свободной торговле между двумя странами. Однако австрийская администрация, как центральная, так и местная, под различными предлогами не допускала в Хорватию еврейских коммерсантов из Османской империи.

В конце XVII в. – первой половине XVIII в. в Хорватию начали переселяться отдельные евреи из Венгрии, Богемии и Моравии, Бургенланда (Западная Австрия) и других стран и областей. Они по большей части оседали в деревнях, занимаясь мелкой торговлей и ремеслом, а в города приезжали поначалу только на ярмарки. Муниципалитеты под влиянием торговых гильдий и ремесленных цехов, видевших в евреях опасных конкурентов, неизменно отказывали им в виде на жительство.

В 1729 г. хорватский са́бор (сословное собрание) подтвердил запрет на пребывание евреев в стране. В 1746 г. двум еврейским семьям (по другим данным — одиннадцати) было позволено обосноваться в Осиеке, однако уже два года спустя их изгнали.

В 1750-х гг. евреи получили возможность приезжать в Хорватию с торговыми целями на срок до трех дней (при условии уплаты ими особого «сбора за терпимость»).

В 1771 г. еврейским коммерсантам разрешили без ограничений участвовать в хорватских ярмарках. Такого рода послабления вызвали недовольство местных властей; так, уже в 1770 г. загребский муниципалитет сообщал в Вену, что пребывание в городе евреев опасно для них самих.

Согласно данным переписи, в 1773 г. в Хорватии насчитывалось лишь 25 еврейских семей. В 1777 г. шесть еврейских семей поселились в Вараждине. Муниципалитет неоднократно пытался изгнать их (к 1806 г. он издал шесть постановлений соответствующего содержания), однако благодаря покровительству местного магната, графа Эрдёди, который поселил евреев в своем доме, им удалось остаться в городе.

В 1782–89 гг. император Иосиф II издал серию «указов о веротерпимости», отменявших многие антиеврейские ограничения, в том числе и запрет на постоянное пребывание в Хорватии.

Уже в 1782 г. Я. Штиглер из Моравии поселился в Загребе (немецкое название Аграм). Муниципалитет предоставил ему вид на жительство лишь пять лет спустя.

К 1806 г., когда в городе официально действовала еврейская община (фактически возникшая, по всей видимости, в конце XVIII в.), здесь уже насчитывалось 75 евреев (20 семей). В Риеке в 1781 г. жили 25 евреев, в Чаковце в 1790 г. — четыре еврейских семьи, в Славонска-Пожеге в 1793 г. — 174 еврея, в Беловаре в 1797 г. — 25 евреев, в Вараждине в том же году — 16 евреев, в Копривнице в 1810 г. — 23 еврея.

Источники

Примечания

  1. Tomáš Pěkný История евреев в Чехии и на Мораве = Historie Židů v Čechách a na Moravě. — 2. — Praha: Sefer, 2001. — С. 52-61. — ISBN 80-85924-33-1
  2. 2,0 2,1 2,2 2,3 2,4 2,5 2,6 2,7 Статья "Austria" в Jewish Virtual Library
  3. Pěkný (2001). Str. 107-117.
  4. Статья "Вена" в Jewish Virtual Library
  5. Статья "Вена" в Jewish Virtual Library
  6. Статья "Словения" в ЭЕЭ на основании КЕЭ, том 8, кол. 39–40
  7. Статья "Словения" в английском разделе Википедии
  8. Tomáš Pěkný История евреев в Чехии и на Мораве = Historie Židů v Čechách a na Moravě. — 2. — Praha: Sefer, 2001. — С. 52-61. — ISBN 80-85924-33-1
  9. Pěkný. Str. 62.
  10. Josef Janáček Чешские деяния. Предбелогорская эпоха. Книга I, часть I. Далее - Janáček = České dějiny I. Doba předbělohorská. Kniha I, díl I. — Praha: Academia, 1968. — С. 70.
  11. Janáček (1968). Str. 178n.
  12. SPYRA, Janusz Евреи в австрийской Силезии (1742-1918). Очерки истории. Далее - Spyra (2001) = Židé v rakouském Slezsku (1742-1918). Nástin dějin. In Židé ve Slezsku: studie k dějinám Židů ve Slezsku.. — 1. — Český Těšín: Muzeum Těšínska, 2001. — С. 7. — ISBN 80-902355-8-1
  13. Pěkný (2001). Str. 63-66.
  14. Spyra (2001). Str. 8.
  15. Janáček (1968). Str. 315-320.
  16. Pěkný (2001). Str. 66-67.
  17. Pěkný (2001). Str. 71.
  18. Pěkný (2001). Str. 72-77.
  19. Pěkný (2001). Str. 436.
  20. Pěkný (2001). Str. 77-87.
  21. KUDĚLA, Jiří. Poznámky k dějinám židů v habsburské monarchii v 16. - 19. století. In Folia Historica Bohemica 16, Praha: Historický ústav, 1993. ISSN 0231-7494. [dále jen Kuděla (1993)]. Str. 8.
  22. Pěkný (2001). Str. 87.
  23. Spyra (2001). Str. 9.
  24. Pěkný (2001). Str. 89-90.
  25. Pěkný (2001). Str. 95n.
  26. CERMANOVÁ, Iveta. Protižidovské bouře v Praze roku 1744. Židovský a křesťanský pohled. In Židovský ročenka 5767 (2006-2007), Praha: FŽO ČR, 2006. Str. 47-62.
  27. Pavel Bělina, Jiří Kaše, Jan Kučera Великая история земли Чешской 1740–1792 = Velké dějiny zemí Koruny české X. 1740–1792. — 1. — Praha: Paseka, 2003. — ISBN 80-7185-384-4
  28. Pěkný (2001). Str. 102-106.
  29. Adler, Simon (květen 1933). "Das Judenpatent von 1797". Ročenka Společnosti pro dějiny židů v Československé republice: 191–221.
  30. Kuděla (1993). Str. 13.
  31. Статья "History of the Jews in Hungary" в английском разделе Википедии
  32. В конце XIX в. как брошюра Озиандера, так и антиеврейская «народная» версия событий XVI в. в Пёзинге широко циркулировали в Венгрии во время следствия и суда по делу о ритуальном убийстве в городе Тисаэслар (1882–83) и в Германии, в связи с кровавым наветом в городе Ксантен (1892).
  33. 33,0 33,1 Со второй половины XIX века уцелевшие шеклерские субботники вступали в браки с евреями. "Обнаружены европейцы-неевреи, принявшие еврейский закон", "Гаарец"
  34. То есть вроде бы должна была заниматься не только налогом, но и разбираться с ущербом, наносимым евреям. Л.Г.
  35. Местность на востоке Хорватии; не путать со Словенией и Словакией.
Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация