История еврейского народа в Центральной Европе в Новое время (XVI—XVIII вв.)

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
(В Чехии)
 
(25 промежуточных версий не показаны.)
Строка 1: Строка 1:
-
{{Остатье| ТИП СТАТЬИ  = 1
+
#redirect [[:ej:История еврейского народа в Центральной Европе в Новое время (XVI—XVIII вв.)]]
-
| АВТОР1 = Л.Гроервейдл
+
-
| АВТОР2 =
+
-
| АВТОР3 =
+
-
| СУПЕРВАЙЗЕР =
+
-
| ПРОЕКТ =
+
-
| ПОДТЕМА =
+
-
| КАЧЕСТВО  =
+
-
| УРОВЕНЬ  =
+
-
| ДАТА СОЗДАНИЯ  =13.07.2011
+
-
| ВИКИПЕДИЯ =
+
-
| НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ  =
+
-
}}
+
-
 
+
-
Центральная Европа, культурно, экономически и административно привязана к Западной Европе. Большая её часть в Новое время входила в состав Германской империи.
+
-
 
+
-
Особенность стран этого региона, кроме этнического состава населения, в том, что он был ареной противостояния западноевропейской цивилизации и Османской империи. В Новое время, кроме войн европейской Реформации, в Центральной Европе происходили войны за вытеснение турок, воспринимавшиеся народами региона как освободительные. Разумеется, они сопровождались еврейскими погромами и изгнаниями евреев.
+
-
 
+
-
В условиях военной экономики появлялись некоторые коммерческие возможности для предприимчивых евреев, обладавших стартовыми капиталами. Все прочие в лучшем случае не имели с этой коньюнктуры никаких прибылей.
+
-
 
+
-
К концу периода положение евреев в регионе несколько окрепло, особенно в пределах Австрийского королевства и зависимых от него стран. Однако того прогресса, который был достигнут в Западной Европе, не было.
+
-
 
+
-
== В Австрии ==
+
-
В описываемый период королевство Австрия стало центром империи Габсбургов, включавшей в себя также Чехию, Венгрию, Словакию, Словению, а в конце периода также часть Польши и Украины. Поэтому события истории еврейских общин в этих странах синхронизированы и часто одинаковы.
+
-
 
+
-
{{main|История еврейского народа в Австрии в Новое время (XVI—XVIII вв.)}}
+
-
 
+
-
Император Максимилиан I в конце XV в. изгнал евреев почти со всей территории Австрии, кроме пограничных городов Нижней Австрии.
+
-
+
-
=== XVI век ===
+
-
Император Карл V объявил в 1520 г., что евреи не могут быть изгнаны без согласия императора из тех городов, где им было позволено селиться ранее.
+
-
 
+
-
В эпоху австро-турецких войн 1540–47, 1551–62, 1566–68, 1592–1606 гг. церковники обвиняли евреев в сочувствии Турции. В 1549 г. был подписан указ об изгнании евреев из Австрии. Но он не был исполнен полностью, и часть еврейского населения осталась.
+
-
 
+
-
Фердинанд I (1521–64) в 1556 году подтвердил право евреев жить в тех населенных пунктах, где им было разрешено жить раньше. Евреев заставили носить [[отличительный знак]] (жёлтое пятно на одежде) и обложили тяжёлыми налогами. Тем не менее еврейское население Вены росло, и было открыто еврейское кладбище.<ref name="JVL">[http://www.jewishvirtuallibrary.org/jsource/vjw/Austria.html Статья "Austria" в Jewish Virtual Library]</ref> Некоторые венские евреи пользовались особыми привилегиями, выполняя поручения двора.
+
-
 
+
-
Максимилиан II (1546–76) издал указ об изгнании евреев Нижней Австрии (1572), но он также не был приведен в исполнение, несмотря на ходатайства сословий.
+
-
 
+
-
=== XVII век ===
+
-
При Рудольфе II (1576–1612) численность еврейского населения Вены возросла. Увеличилось число [[Придворные евреи|придворных евреев]]. Евреям разрешили построить [[Синагога|синагогу]].
+
-
 
+
-
Еврейское население терпело страшные бедствия во время Тридцатилетней войны (1618-1648) со стороны солдат противоборствующих сторон.
+
-
 
+
-
Император Фердинанд II (1619–37) находился под сильным влиянием иезуитов, но война требовала все больше денег. Он получал их в виде огромных налогов с евреев и займов у них. Поэтому в своей политике он был вынужден считаться с интересами венской еврейской общины, среди членов которой было несколько богатых финансистов.
+
-
 
+
-
Император разрешил евреям жить в предместьях Вены, где они могли покупать землю. В городе отменялось ношение евреями [[Отличительный знак|отличительного знака]], населению запрещалось оскорблять евреев, они были отданы под юрисдикцию императорских властей, дома евреев были освобождены от постоев. Но венские евреи обязаны были каждую субботу слушать проповедь священника о преимуществе христианской веры.
+
-
 
+
-
Для того, чтобы избежать издания декрета об изгнании евреев из Нижней Австрии в 1652 г. община должна была заплатить 35 тыс. флоринов. Во время [[Хмельнитчины]] многие евреи бежали в Австрию.
+
-
 
+
-
После смерти Фердинанда II муниципальные власти потребовали, чтобы новый император изгнал евреев из Нижней Австрии. Он не согласился но запретил евреям иметь магазины в Вене и переподчинил их муниципальным властям города. Однако в 1641 г. этот запрет был отменен.
+
-
 
+
-
Леопольд I (1657–1705) готов был уступить давлению клерикальных кругов и венского муниципалитета и усилить антиеврейскую политику. В первые годы своего царствования он не мог изменить существующее положение.
+
-
 
+
-
Так, в 1658 г. он подтвердил привилегии евреев, в 1661 г. не разрешил венскому муниципалитету провести оценку долгов евреев, не позволил горожанам устроить [[погром]] в 1665 г.
+
-
 
+
-
Но в 1669 г. был подписан императорский указ об изгнании евреев из Вены, Нижней и Верхней Австрии. Осенью 1669 г. были выселены 1600 евреев. В 1670 г. были высланы остальные, в том числе самые богатые венские евреи. Нескольким [[Придворные евреи|придворным евреям]] было разрешено остаться с семьями и слугами.<ref name="JVL"/>
+
-
 
+
-
Венский муниципалитет оказался не в состоянии платить в казну те налоги, которые раньше платили евреи. Император был вынужден разрешить высланным евреям поселиться в Богемии и Моравии (см. [[История еврейского народа в Чехии в Новое время (XVI—XVIII вв.)|Чехия]]), а в 1673 г. позволил приезжать на ярмарки в Нижнюю Австрию.
+
-
[[Файл:Samson Wertheimer portrait.jpg|250px|right|thumb|Раввин [[Вертхеймер, Самсон|Самсон Вертхеймер]] (1658 – 1724)]]
+
-
Хотя указ об изгнании евреев из Австрии формально сохранял силу до 1848 г., уже вскоре после его издания отдельные евреи смогли поселиться в Вене. Так, [[Оппенхеймер, Шмуэль|Шмуэль Оппенхеймер]] и ряд его родственников (в том числе племянник [[Вертхеймер, Самсон|Самсон Вертхеймер]]) и служащих вместе с семьями прибыли в Вену в 1676 г. Через короткое время в городе сложилась неофициальная еврейская община.
+
-
 
+
-
[[Саббатианство]], которое началось в тот же период, достигло еврейской общины в Австрии, и многие евреи эмигрировали в [[Страна Израиля|Страну Израиля]] по стопам [[Шабтай Цви|Шабтая Цви]].
+
-
 
+
-
=== XVIII век ===
+
-
Евреи, жившие в Австрии, не имели права содержать [[синагоги]]. Им, особенно богатым евреям Вены, приходилось все время вносить в казну колоссальные суммы. Например, в 1717 г. они должны были предоставить императору заем в 1 млн. 237 тыс. флоринов; 500 тыс. флоринов внес [[Вертхеймер, Самсон|С. Вертхеймер]].
+
-
 
+
-
Для ограничения еврейского населения в 1727 г. был издан императорский указ, согласно которому ''только старший сын в еврейской семье имел право жениться''. Закон формально существовал до 1848 г.
+
-
 
+
-
После завершения австро-турецкую войну 1716–18 гг., евреям — турецким подданным разрешалось свободно жить и торговать в Австрии, их положение было гораздо лучше, чем положение евреев — австрийских подданных.
+
-
 
+
-
Императрица Мария Терезия (1740–80) отличалась антиеврейскими взглядами, но была заинтересована в развитии экономики. В специальном декрете 1749 г. евреи поощрялись к созданию мануфактур.
+
-
 
+
-
Во время войны за Австрийское наследство (1740–48) она полностью доверяла слухам о том, что евреи поддерживают Пруссию Фридриха II, и заставила евреев заплатить в государственную казну 50 тыс. флоринов.
+
-
 
+
-
В декабре 1744 г. и январе 1745 г. были изданы два эдикта об изгнании всех евреев из королевства Богемии, включая Моравию и Силезию. Только вмешательство еврейских банкиров и предпринимателей, папского нунция и диплома­тических представителей ряда государств заставило Марию Терезию в мае 1745 г. отменить указ об изгнании из Моравии и Богемии. В Прагу еврейское население смогло вернуться лишь в 1748 г. (см. подробнее [[История еврейского народа в Чехии в Новое время (XVI—XVIII вв.)|Чехия]]).
+
-
 
+
-
В 1752 году в Вене жили приблизительно 450 евреев, все относились к двенадцати известным семьям<ref name="JVL"/> - очень состоятельным, сыгравшим большую роль в экономике Австрии и связанным с австрийскими властями.
+
-
 
+
-
В результате первого раздела Польши к Австрии отошла Галиция, что привело к резкому увеличению еврейского населения в стране. Многие из евреев Галиции поселились в Вене. Императрица энергично издавала указы, ограничивающие еврейскую автономию в Галиции и передающие власть над евреями в руки государства.
+
-
 
+
-
В последние годы правления она проводила более умеренную политику. В 1769 г. было издано распоряжение, что ни один еврейский ребенок не может быть подвергнут крещению без согласия родителей.
+
-
 
+
-
В 1772 г. она разрешила еврейским портным торговать своими изделиями. В том же году евреям было разрешено становиться мастерами золотых дел, но без права приема учеников. В 1775 г. евреям было разрешено открывать кожевенные заводы. Она разрешила евреям начать поступать в школы и университеты.
+
-
 
+
-
Её сын Иосиф II следовал теории «пользы государства», насаждению светского образования, светской терпимости, а также целям ослабления могущества католической церкви. Он начал осуществлять свою политику после смерти матери в 1780 г., когда стал единоличным правителем.
+
-
 
+
-
В октябре 1781 г. было отменено ношение [[Отличительный знак|отличительного знака]]. Стремясь отвлечь евреев от торговли, Иосиф II в 1781 г. разрешил евреям арендовать землю, возделывать ее и заниматься любым ремеслом. Он отменил подоходный налог и обязательное ношение евреями бороды.
+
-
 
+
-
В начале 1782 г. был обнародован «Эдикт о терпимости» (Толеранцпатент) для евреев Вены, Богемии, Моравии, Венгрии, в 1789 г. — для евреев Галиции.
+
-
 
+
-
Иосиф II разрешил евреям заниматься свободными профессиями, владеть мануфактурами и нанимать рабочих — христиан, предоставил евреям свободу передвижения и право жить в имперских городах (кроме горнозаводских), разрешил учебу в высших учебных заведениях.
+
-
 
+
-
Евреям было предписано создавать начальные школы на немецком языке или посылать детей в общеобразовательные школы. Все официальные документы было предписано писать только по-немецки, а не на [[иврит]]е или [[идиш]]е.
+
-
 
+
-
Указ отменял ряд ограничений, сохранившихся с Венского собора 1267 г.
+
-
Но ограничения для евреев на право жительства в Вене и Нижней Австрии были сохранены. Иммиграция и владение землёй не были разрешены.<ref name="JVL"/>
+
-
 
+
-
В 1787 г. был издан указ, предписывающий евреям ''брать определенные фамилии'', в 1788 г. — указ, вводящий ''воинскую повинность''.
+
-
 
+
-
Еврейская общинная [[автономия]] была ликвидирована в 1784 г. [[Раввин]]ы были лишены права судить и накладывать [[херем]]. Для того, чтобы заставить евреев посещать немецкие школы, не закончившие школу были лишены права жениться до 25 лет.
+
-
 
+
-
Указы Иосифа запрещали евреям брать откупа, содержать шинки. Они особенно тяжело отразились на положении еврейского населения [[Галиция|Галиции]], приверженного традиции и привычным еврейским занятиям. Однако богатые австрийские евреи вложили капиталы в создание текстильной промышленности в Богемии и Моравии. Многие финансисты (включая венских [[Ротшильд, семья|Ротшильдов]]) вложили капиталы в разные отрасли промышленности. Возникла еврейская пресса, и Вена стала мировой столицей еврейского книгопечатания.<ref>[http://www.jewishvirtuallibrary.org/jsource/vjw/Vienna.html Статья "Вена" в Jewish Virtual Library]</ref>
+
-
 
+
-
Вследствие сопротивления консервативных кругов с католической и еврейской стороны ''Эдикт'' не был полностью реализован. После смарти Иосифа II в 1790 году его наследники снизили напор в реализации реформ.
+
-
 
+
-
Многие венские евреи восприняли идеи французской революции и противостояли реакционерам, используя разные каналы влияния (вроде масонских лож). Еврей Иоганн Эммануил Вейт перешел в католичество и стал придворным проповедником в соборе Св. Стефана. Он поддерживал тесные связи с еврейской общиной и активно боролся против антисемитских действий.<ref name="JVL"/>
+
-
 
+
-
В 1803 г. на территории самой Австрии жили ''332 еврейских семьи'', а в пределах всей империи — 87 тыс. евреев.
+
-
 
+
-
=== В Чехии ===
+
-
{{main|История еврейского народа в Чехии в Новое время (XVI—XVIII вв.)}}
+
-
{{Заготовка_раздела}}
+
-
<!-- {{Остатье| ТИП СТАТЬИ  = 1
+
-
| АВТОР1 = Л.Гроервейдл
+
-
| АВТОР2 =
+
-
| АВТОР3 =
+
-
| СУПЕРВАЙЗЕР =
+
-
| ПРОЕКТ =
+
-
| ПОДТЕМА =
+
-
| КАЧЕСТВО  =
+
-
| УРОВЕНЬ  =
+
-
| ДАТА СОЗДАНИЯ  =14.07.2012
+
-
| ВИКИПЕДИЯ =
+
-
| НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ  =
+
-
}}
+
-
{{История еврейского народа}}
+
-
<!-- [[Файл:Spanish Synagogue2.jpg|250px|right|thumb|Испанская синагога в Праге]] -->
+
-
Территория современной Чехии со Средних веков входила в состав Германской империи на правах независимого королевства. Евреи жили там с раннего средневековья.
+
-
 
+
-
В конце XV века жизнь евреев в Чехии преобразилась. Они массово переместились из королевских городов в деревни и частные города, находившиеся под юрисдикцией ''шляхты'' (феодалов), особенно моравской. Те были готовы обеспечить предприимчивым евреям помощь и защиту, чтобы эффективно конкурировать с городами.<ref>{{книга|автор = Tomáš Pěkný|часть = |заглавие = История евреев в Чехии и на Мораве|оригинал = Historie Židů v Čechách a na Moravě|ссылка = |ответственный = |издание = 2|место = Praha|издательство = Sefer|год = 2001|том = |страницы = 52-61|страниц = |серия = |isbn = 80-85924-33-1|тираж = }}</ref> Так евреи оказались участниками борьбы дворянства с королём и городами.
+
-
 
+
-
[[Файл:Město Mikulov.jpeg|250px|right|thumb|Город Микулов, хозяин которого в начале XVI века предоставил евреям подходящие условия жизни]]
+
-
 
+
-
== XVI век ==
+
-
В начале XVI в. стали раздаваться требования об изгнании еврейского населения. В 1501 г. сейм отклонил их, однако уже в 1504 г. евреям было приказано покинуть Пльзень (по-немецки Пилзен), а в 1509 г. и 1510 г. представители всех сословий единодушно высказались в пользу поголовного удаления евреев из страны.
+
-
 
+
-
Несмотря на то, что 10 марта 1510 г. Владислав II подтвердил все привилегии, предоставленные евреям его предшественниками, часть еврейских семей переселилась из Чехии в [[Польша|Польшу]]: в этот период в [[Краков]]е возникла «богемская община», имевшая свою синагогу. В 1514 г. евреям пришлось покинуть Угерске-Градиште (по-немецки Унгариш-Храдиш) — единственный «королевский город» Моравии, в который они имели доступ после 1454 г.
+
-
 
+
-
=== Жизнь при первых Габсбургах ===
+
-
В 1526 г. Чехия вошла в состав империи Габсбургов; в марте 1528 г. император Фердинанд I, ставший чешским королем, вновь подтвердил все привилегии евреев и пообещал ни в коем случае не выселять их из страны. По некоторым сведениям, это обещание было дано после того, как еврейские общины внесли в казну две тысячи гульденов. В течение 15 лет после этого число евреев в Праге удвоилось.<ref>Pěkný. Str. 62.</ref>
+
-
 
+
-
Дворянство защищало евреев, а в городах евреи представляли собой опасных конкурентов ремесленным цехам, которым в силу своего консерватизма, трудно было смириться с развитием внешней торговли и технического прогресса.<ref>{{книга|автор = Josef Janáček|часть = |заглавие = Чешские деяния. Предбелогорская эпоха. Книга I, часть I. Далее - Janáček|оригинал = České dějiny I. Doba předbělohorská. Kniha I, díl I|ссылка = |ответственный = |издание = |место = Praha|издательство = Academia|год = 1968|том = |страницы = 70|страниц = |серия = |isbn = |тираж = }}</ref> Евреи не были связаны цеховыми правилами и могли легко адаптироваться к меняющимся условиям. Горождане постоянно пытались добиться денонсации королевских гарантий евреям.<ref>Janáček (1968). Str. 178n.</ref>
+
-
 
+
-
И добились этого. Сначала это был только один город (в 1522 году евреи были изгнаны из Опавы, в 1535 из Глубчица).<ref>{{книга|автор = SPYRA, Janusz|часть = |заглавие = Евреи в австрийской Силезии (1742-1918). Очерки истории. Далее - Spyra (2001)|оригинал = Židé v rakouském Slezsku (1742-1918). Nástin dějin.  In ''Židé ve Slezsku: studie k dějinám Židů ve Slezsku.''|ссылка = |ответственный = |издание = 1|место = Český Těšín|издательство = Muzeum Těšínska|год = 2001|том = |страницы = 7|страниц = |серия = |isbn = 80-902355-8-1|тираж = }}</ref> В конце 1530-х гг. в сейме вновь стали раздаваться жалобы на злоупотребления, якобы допускаемые евреями
+
-
 
+
-
В 1541 против евреев было выдвинуто обвинение, что они - причина пожара на Малой Стране, в Градчанах и в нескольких чешских городах, и что они - турецкие шпионы, что из-за них турки разгромили австрийцев при Офене.
+
-
 
+
-
Попытка [[штадлан]]а [[Иосеф Бен Гершон из Росхейма|Йосефа бен Гершона из Росхейма]] доказать беспричинность обвинений, предъявленных чешскому еврейству, оказалась безуспешной. Фердинанд I приказал евреям под угрозой смертной казни либо креститься, либо покинуть королевские города Богемии; разрешение остаться в них (сроком на один год) получили лишь 15 человек.<ref>Pěkný (2001). Str. 63-66.</ref>
+
-
 
+
-
После оглашения декрета об изгнании в Литомержице (по-немецки Лейтмериц), Жатеце (по-немецки Заац), Роуднице-над-Лабем (по-немецки Раудниц) и некоторых других местах произошли кровавые [[погром]]ы. Весной 1542 г. подавляющее большинство богемских евреев, живших в королевских городах, переселилось в [[Польша|Польшу]] или на территорию [[Турция|Османской империи]].
+
-
 
+
-
Еврейские общины сохранились лишь в более мелких населенных пунктах Богемии и особенно Моравии, входивших во владения крупных феодалов. Экономическая деятельность евреев приносила им немалую прибыль; кроме того, в Моравии некоторые из них входили в протестантскую секту «моравских братьев», особо чтившую [[ТАНАХ|еврейскую Библию]].
+
-
Дворянство в Моравии и Силезии не было заинтересовано изгонять евреев и проигнорировало указ. Изгнанники из Чехии, таким образом, поселились в основном в этих областях.<ref>Spyra (2001). Str. 8.</ref>
+
-
 
+
-
В 1544 г. евреи начали возвращаться в королевские города Богемии, с разрешения Фердинанда I и без такового; согласно данным переписи, уже в июне 1546 г. численность еврейского населения Праги достигла одной тысячи человек.
+
-
 
+
-
После поражения Восстания сословий в 1547 г. существенно не изменился баланс власти между королем, дворянством и городами - сила городов была сломлена.<ref>Janáček (1968). Str. 315-320.</ref> Они не могли позволить себе протестовать против решения Фердинанда в 1545 г. позволить евреям вернуться в Чехию.
+
-
 
+
-
В 1551 г. Фердинанд I приказал евреям носить [[Отличительный знак|желтую повязку]].
+
-
В 1557 г. горожане обвинили евреев в вывозе серебра и добились нового их изгнания из Чехии, которое, однако, из-за бюрократических проволочек на самом деле не произошло.<ref>Pěkný (2001). Str. 66-67.</ref> Те, кого успели изгнать, вскоре вернулись.
+
-
[[Файл:Maisel Synagogue2.jpg|250px|right|thumb|[[Майзелева синагога]]. Построена [[Придворные евреи|придворным евреем]] Рудольфа II.]]
+
-
 
+
-
=== При Максимилиане II и Рудольфе II - вторая половина XVI века ===
+
-
В апреле 1567 г. Максимилиан II (1564–76) подтвердил еврейские привилегии,<ref>Pěkný (2001). Str. 71.</ref> предоставил евреям право жительства по всей стране (за исключением шести королевских городов Моравии) и разрешил беспрепятственно заниматься торговлей, однако в следующем году запретил им посещать те округа, где добывались полезные ископаемые.
+
-
 
+
-
При Максимилиане и его преемнике Рудольфе II (1576–1611) чешский сейм неоднократно увеличивал размер податей, которые платили еврейские общины, или вводил новые, чрезвычайные налоги. Кроме того, евреям приходилось делать императору богатые подарки и предоставлять ему безвозмездные или беспроцентные ссуды.
+
-
 
+
-
Тем не менее время правления Максимилиана и Рудольфа стало для богемского и (в меньшей степени) для моравского еврейства «золотым веком». Реальное развитие еврейской общины произошло во время правления Рудольфа II. Он игнорировал жалобы горожан на евреев, положение еврейского населения на протяжении полувека оставалось стабильным, благосостояние евреев заметно упрочилось.
+
-
 
+
-
Рудольф II пользовался услугами [[Придворные евреи|придворного еврей]] [[Майзель, Мордехай|Мордехая Майзеля]], который финансировал строительство многих зданий в еврейском [[гетто]]: [[Еврейская ратуша]], [[Высокая синагога]], [[Майзелева синагога]]. Еврейская община в Чехии развивалась.<ref>Pěkný (2001). Str. 72-77.</ref>
+
-
 
+
-
Прогресс евреев в это время был не только материальный, но и духовный. В Чехии, прежде всего в Праге, процветала еврейская ученость.
+
-
Среди крупнейших ее представителей —
+
-
* рабби Я‘аков бен Иосеф Полак (родился в 1460 г. или 1470 г. – умер не ранее 1522 г.),
+
-
* рабби [[Маhараль|Иегуда Лива бен Бецалель (Маhараль)]] (согласно легенде — создатель пражского [[голем]]а),
+
-
* [[Каббала|каббалист]] рабби [[Горовиц Иеша‘яху Бен Аврахам hа-Леви|Йешаяhу  бен Аврахам hа-Леви Горовиц]],
+
-
* рабби [[Геллер, Йом-Тов Липман|Йом-Тов Липман Геллер]],
+
-
* рабби Эфраим из Ленчицы,
+
-
* историк и астроном [[Ганс, Давид|Давид Ганз]] (1541–1613).<ref>Pěkný (2001). Str. 437-461.</ref>
+
-
 
+
-
Широкой известностью в Чехии и далеко за ее пределами пользовалась большая пражская [[йешива]].
+
-
 
+
-
Кроме того, в Праге с 1512 года работала еврейская [[Книгопечатание|типография]] семьи Гершонид.<ref>Pěkný (2001). Str. 436.</ref> В 1512 г. группа печатников во главе с Х. Шахором (умер не позднее 1550 г.) открыла в Праге первую в Центральной Европе [[Книгопечатание|еврейскую типографию]]. Гершом бен Шломо hа-Коhен (умер в 1544 г.), присоединившийся к этой группе в 1514 г., положил начало династии пражских печатников. До начала XVII в. принадлежавшая ей типография была единственной в Праге.
+
-
 
+
-
== XVII век ==
+
-
К началу XVII в. численность еврейского населения Богемии превысила, по некоторым сведениям, ''четыре тысячи человек'' (возможно, при подсчете не были учтены женщины, дети в возрасте до 10 лет и прислуга); половина из них жила в Праге, остальные — преимущественно в населенных пунктах, принадлежавших крупным феодалам. Из королевских городов (помимо Праги) значительные еврейские общины существовали лишь в Колине, Роуднице, Млада-Болеславе (по-немецки Бумсла) и Находе (в еврейских источниках они фигурируют под общей аббревиатурой ''Курбан'' — по первым буквам их названий на [[иврит]]е).
+
-
 
+
-
=== Начало века ===
+
-
Основным занятием евреев Богемии стала торговля (товарообмен между городом и деревней осуществлялся почти исключительно через них). Некоторые занимались кредитным делом.  Отдельные еврейские финансисты, например, [[Майзель, Мордехай|Мордехай Майзель]] (1528–1601) и [[Башеви, Якуб|Я‘аков Башеви]] (1570–1634; первый европейский еврей, возведенный в дворянское достоинство за пределами Италии) были чрезвычайно богаты и влиятельны.
+
-
 
+
-
Евреи занимались и ремеслом (они имели, в частности, репутацию искусных мастеров золотого литья). В Моравии ремесленники, прежде всего ткачи и [[Портняжное дело|портные]], составляли (начиная с XVI в.) значительную часть еврейского населения. Вместе с еврейскими купцами, торговавшими сукном и другими тканями, они заложили основу текстильного производства, которым впоследствии славилась эта область.
+
-
 
+
-
Во главе всего богемского еврейства стоял совет старейшин пражской общины (с 1581 г. его формировала коллегия выборщиков, избиравшаяся раз в три года всеми полноправными членами этой общины). Он представлял евреев перед властями и производил разверстку податей.
+
-
 
+
-
В конце XVI в. – начале XVII в. общинное руководство сформировалось и в других городах Богемии (например, в Колине оно впервые упоминается в 1613 г.). Отказ пражских старейшин передать главам остальных общин часть своих полномочий способствовал возникновению антагонизма между столичным и провинциальным еврейством.
+
-
 
+
-
Автономная и централизованная общинная организация существовала, по всей видимости, и у моравского еврейства, однако сохранившиеся сведения о ней до середины XVII в. чрезвычайно фрагментарны. Известно лишь, что значительную роль в ее становлении сыграли [[Маhараль|Иехуда Лива бен Бецалель (Махарал)]] и [[Геллер, Йом-Тов Липман|Йом-Тов Геллер]], занимавшие в разное время пост главного раввина области.
+
-
 
+
-
=== Тридцатилетняя война ===
+
-
В Тридцатилетней войне евреи встали на сторону Габсбургов, так как не могли быть уверены в позициях других государств. Габсбургам вновь было нужно от евреев огромное количество денег для ведения войны, за которые они получили относительную безопасность и отмену некоторых ограничений (в частности, была увеличена свобода ремесел и разрешено селиться по всей стране).
+
-
 
+
-
В 1629 г. Фердинанд II (правил в 1619–37 гг.) расширил их привилегии, разрешив им посещать еженедельные рынки и ежегодные ярмарки во всех без исключения городах, заниматься любыми ремеслами, исключая изготовление оружия и пороха,, брать на откуп таможенные сборы и пошлины, давать деньги в долг под проценты (не превышающие 6% годовых). С этого времени число евреев-ремесленников стало быстро увеличиваться, особенно в Богемии; начали создаваться еврейские цехи.
+
-
 
+
-
В то же время Фердинанд II неоднократно (в частности, в 1623 г. и 1630 г.) обязывал пражских евреев слушать по субботам проповеди иезуитов, уговаривавших их перейти в христианство (общине всякий раз удавалось под тем или иным предлогом избавиться от этой повинности). В 1630 г. он приказал закрыть в Праге все еврейские типографии и конфисковать еврейские книги.
+
-
 
+
-
Сумма ежегодного взноса еврейских общин в королевскую казну была определена в 40 тыс. гульденов. Большие затраты вызвали обнищание евреев. Рискованные махинации с деньгами привели к знаменитому разорению еврейского купца [[Башеви, Якуб|Якуба Башеви из Теуенбурка]].
+
-
 
+
-
Евреи, как и все, несли трудности войны и в Праге, например, в 1648 приняли активное участие в обороне города против шведской армии.<ref>Pěkný (2001). Str. 77-87.</ref>
+
-
 
+
-
В том же году они сделали крупный внеочередной взнос в казну, и Фердинанд III (правил в 1637–57 гг.) предоставил им право селиться во всех королевских городах Богемии (исключая округа, где добываются полезные ископаемые); из таких городов их запрещалось изгонять без санкции короля. Он разрешил евреям и торговать спиртными напитками (только в еврейских кварталах), а также подтвердил, что евреи могут заниматься ремеслом (не нанимая в подмастерья христиан и не продавая свою продукцию в населенных ими районах).
+
-
 
+
-
=== После Тридцатилетней войны - период "государственного антисемитизма" ===
+
-
В конце 1640-х – начале 1650-х гг. в Моравии и (в меньшей степени) Богемии поселилось большое число беженцев с Украины, где [[Хмельничина|восставшие казаки и крестьяне под предводительством Б. Хмельницкого устроили массовую резню евреев]].
+
-
 
+
-
Среди вновь прибывших были видные [[Ѓалаха|hалахисты]]
+
-
* Гершон Ашкенази (умер в 1693 г.; в 1660-х гг. — главный раввин Моравии) и
+
-
* Шабтай бен Меир hа-Кохен (автор труда «Сифтей Кохен», пользовавшегося известностью как комментарий к [[Шулхан арух]]у; был раввином города Голешов /по-немецки Холешау/, Моравия),
+
-
* хронист Н. Н. Ханновер.
+
-
 
+
-
К середине XVII в. окончательно сформировалась сложная общинная структура моравского еврейства. Она была закреплена в шай [[такканот]] (310 установлениях), собранных, отредактированных и утвержденных в 1651 г. по инициативе [[раввин]]а Менахема Менделя бен Аврахама Крохмаля (1600?–1661), [[Моравский ва‘ад|главного раввина Моравии в 1648–61 гг.]]
+
-
 
+
-
После войны еврейские деньги были уже не так важны, а еврейские привилегии были бельмом на глазу чешского провинциального парламента. Экономическая ситуация ухудшилась, да ещё прибывали беженцы.<ref>KUDĚLA, Jiří. Poznámky k dějinám židů v habsburské monarchii v 16. - 19. století. In ''Folia Historica Bohemica 16'', Praha: Historický ústav, 1993. ISSN 0231-7494. [dále jen Kuděla (1993)]. Str. 8.</ref>
+
-
 
+
-
Уже в 1650 г. чешский сейм запретил евреям проживание в тех населенных пунктах Богемии и Моравии, где они обосновались после 1618 г., во время Тридцатилетней войны. Исключение было сделано только для города Теплице (по-немецки Теплиц).
+
-
[[Файл:Kirkutcieszyn4.jpg|250px|right|thumb|Евреи переселялись в периферийные области, например в чешскую Силезию. Еврейское кладбище в Тешине.]]
+
-
В 1651 г. еврейским общинам Богемии пришлось уплатить сверх обычного налога восемнадцать тысяч гульденов, после чего с них потребовали еще двенадцать тысяч (в том числе восемь тысяч — с пражского еврейства).
+
-
 
+
-
Когда же они заявили, что больше не могут платить, власти арестовали верховного раввина и еврейских старейшин Праги, приказали войскам оцепить еврейский квартал (что привело к полному прекращению торговли), закрыли синагоги (они оставались опечатанными даже на Рош hа-Шана) и приступили к повальным обыскам (якобы с целью выявления евреев, проживающих в городе незаконно). Репрессии прекратились лишь после того, как община пообещала внести требуемую сумму.
+
-
 
+
-
В 1657 г. Фердинанд III подтвердил привилегии, предоставленные чешскому еврейству в 1629 г. (см. выше). Леопольд I (1657–1705) последовал в 1659 г. его примеру, однако в дальнейшем он же запретил еврейским врачам пользовать христиан, а евреям, приезжающим в страну из-за рубежа, — задерживаться в ней больше чем на шесть недель. В Праге при нем начала действовать особая Юденредукционскомиссион (Комиссия по сокращению числа евреев).
+
-
 
+
-
=== Конец века ===
+
-
В середине 1660-х гг. чешское еврейство испытало влияние [[Саббатианство|Шабатая Цви]]; в богемском городе Простеев (по-немецки Просниц) сторонников лжемессии было так много, что за жившими здесь евреями, вне зависимости от их взглядов, закрепилась кличка ''шебсе'' (`саббатианцы`).<ref>В Праге [[Саббатианство|саббатианский кружок]] существовал еще в первой половине XVIII в.; в 1725 г. группа раввинов объявила его участникам [[херем]].</ref>
+
-
 
+
-
В 1670 г. в Чехии, прежде всего в моравском городе Микулов (по-немецки Никольсбург), обосновалась значительная часть евреев, изгнанных из [[Вена|Вены]].<ref>Pěkný (2001). Str. 87.</ref> Сравнительно благоприятные условия были в тешенском княжестве.<ref>Spyra (2001). Str. 9.</ref>
+
-
 
+
-
В 1681 г. моравским евреям запретили жить в тех городах, где они начали селиться после 1657 г.<ref>Pěkný (2001). Str. 89-90.</ref> В 1683 г. венгерские ''куруцы'' (повстанцы, боровшиеся против австрийского господства) вырезали в городе Угерски-Брод (Моравия) 113 евреев (среди погибших был хронист Н. Н. Ханновер).
+
-
 
+
-
== XVIII век ==
+
-
В XVII в. численность еврейского населения Чехии заметно увеличилась, несмотря на противодействие властей этому процессу и на бедствия Тридцатилетней войны (1618–48).
+
-
 
+
-
Так, в Праге в 1636 г. насчитывалось 7815 евреев, в 1708 г. — свыше двенадцати тысяч. Им принадлежали тринадцать синагог и около трехсот жилых домов, большей частью двух- и трехэтажных.
+
-
 
+
-
В 1635 г. в Богемии в целом числилось около четырнадцати тысяч евреев-налогоплательщиков, а в 1724 г. в 672 деревнях и 168 провинциальных городах области проживало, по приблизительной оценке, около тридцати тысяч евреев.
+
-
 
+
-
=== Репрессии начала века ===
+
-
Обеспокоенные быстрым ростом численности еврейского населения Богемии и Моравии, австрийские власти приняли в 1725–27 гг. ряд мер, направленных на его сокращение.
+
-
 
+
-
Было установлено, что в Богемии не должно проживать более 8541 еврейской семьи, в Моравии — более 5106 еврейских семей. Для того, чтобы эти нормы не превышались, император Карл VI установил, что в каждой еврейской семье разрешение на вступление в брак будет даваться лишь старшему сыну (так называемый Закон о фамилиантах).
+
-
 
+
-
Кроме того евреям предписали жить в особых кварталах и носить ''особую одежду'',<ref>Pěkný (2001). Str. 95n.</ref> запретили
+
-
* приобретать недвижимость, в особенности мельницы, загоны для стрижки овец и винокурни,
+
-
* заниматься слесарным и ювелирным ремеслом,
+
-
* устраивать молельни в частных домах,
+
-
* переезжать в страну на постоянное жительство из-за рубежа,
+
-
* селиться в тех городах и деревнях, где ранее евреев не было (в случае нарушения последнего положения соответствующему муниципалитету угрожал крупный штраф).
+
-
 
+
-
=== Времена Марии-Терезии ===
+
-
В период так называемой войны за австрийское наследство (1740–48) и прусской оккупации Праги евреев Богемии и Моравии (равно как и других австрийских земель) часто облагали чрезвычайными податями и обвиняли в том, что они втайне сочувствуют противнику и даже помогают ему. Эти обвинения выдвигались несмотря на то, что евреи неоднократно доказывали свой патриотизм, например, активно участвовали в строительстве укреплений в Праге, не прерывая работы даже в [[Йом-Кипур]] (с благословения [[раввин]]ов).
+
-
 
+
-
Осенью 1744 г. в Праге и в ряде других городов Богемии произошли [[погром]]ы; погибло 228 человек. Императрица Мария-Терезия 18 декабря 1744 г. приказала всему еврейскому населению Праги покинуть город к концу января 1745 г., но уже 2 января 1745 г. последовало распоряжение о поголовном изгнании евреев из Богемии и Моравии к концу июня того же года.<ref>CERMANOVÁ, Iveta. Protižidovské bouře v Praze roku 1744. Židovský a křesťanský pohled. In ''Židovský ročenka 5767 (2006-2007)'', Praha: FŽO ČR, 2006. Str. 47-62.</ref>
+
-
 
+
-
Были предприняты действия [[Придворные евреи|придворными евреями]], в частности, крупным коммерсантом и откупщиком Диего д’Агиляром (Моше Лопес Перейра; 1699?–1759). Последовало заступничество папского нунция и дипломатических представителей ряда государств (Англии, Дании, Польши, Османской империи, Саксонии, Брауншвейга, Майнца и в особенности Нидерландов) при венском дворе.
+
-
 
+
-
Мария-Терезия 15 мая 1745 г. отменила указ об изгнании в той его части, которая касалась Богемии и Моравии в целом. Разрешение остаться в стране было дано евреям на 10 лет, однако впоследствии неизменно продлевалось. После ухода евреев из Праги город пережил огромный экономический спад, заставивший власти притормозить дальнейшие изгнания. В Прагу еврейское население смогло вернуться лишь в 1748 г. Одновременно власти значительно повысили взимавшийся с евреев «налог за терпимость».<ref>{{книга|автор = Pavel Bělina, Jiří Kaše, Jan Kučera|часть = |заглавие =Великая история земли Чешской 1740–1792|оригинал = Velké dějiny zemí Koruny české X. 1740–1792|ссылка = |ответственный = |издание = 1|место = Praha|издательство = Paseka|год = 2003|том = |страницы = |страниц = |серия = |isbn = 80-7185-384-4|тираж = }}</ref>
+
-
 
+
-
В 1754 г. Мария-Терезия издала «Общее уложение о полицейском праве и коммерции для евреев маркграфства Моравия», детально регулировавшее и во многом ограничивавшее экономическую деятельность и общинную жизнь еврейского населения этой области; [[Моравский ва‘ад]] был фактически ликвидирован.
+
-
 
+
-
В 1758 г. Мария-Терезия ввела для евреев средневековый отличительный знак.<ref>Pěkný (2001). Str. 102-106.</ref>
+
-
 
+
-
=== Состояние общины во второй половине XVIII века ===
+
-
Ограничительные меры сократили рост численности богемского и моравского еврейства лишь на несколько десятилетий; во второй половине XVIII в. она вновь начала расти. В Богемии в 1754 г. проживали 29 094 еврея, в 1764 г. — 31 937 евреев, в 1780 г. — 39 693 еврея, в 1790 г. — 45 906 евреев, в 1800 г. — 47 865 евреев; в Моравии в 1754 г. жили 20 327 евреев, в 1803 г. — 28 396 евреев.
+
-
 
+
-
Еврейские коммерсанты и предприниматели, особенно такие крупные, как Л. Хенигсберг и его сыновья, Ш. Лемель (1766–1845), Вольф Поппер и его сын Хаим (1720–95), играли важную роль в экономической жизни Богемии, Моравии и Австрийской империи в целом, поддерживали тесные связи с императорским двором. Некоторые из них даже были возведены в дворянское достоинство.
+
-
 
+
-
Высоким авторитетом пользовались пражские [[раввин]]ы Ионатан Эйбеншюц, Иехезкель бен Иехуда Ландау, Эли‘эзер Флекелес (1754–1826), главные раввины Моравии Габриэль бен Иехуда Лев Эскелес (умер в 1718 г.), его сын Иссахар Беруш (Бернард; 1692–1753, с 1725 г. — главный раввин Венгрии), Моше бен Ахарон Лембергер (1706–57) и Гершон Хайес.
+
-
 
+
-
Богемские и моравские [[йешивы]], особенно пражская и микуловская, привлекали учащихся из многих стран Европы.
+
-
 
+
-
В 1773–86 гг. в Брно жили [[Франк, Яков|Я. Франк]] и 18 его ближайших сподвижников; франкизм пользовался в этом городе популярностью как среди евреев, так и среди некоторых христиан. Кружки франкистов образовались также в Праге, Колине и Простееве. Несмотря на то, что многие раввины, как богемские (Иехезкель Ландау, Эли‘эзер Флекелес), так и моравские (Гершон Хайес), вели с франкизмом бескомпромиссную борьбу, его влияние на еврейское население обеих областей ощущалось в течение нескольких десятилетий.<ref>Пражский кружок франкистов просуществовал по крайней мере до 1820-х гг. По некоторым сведениям, в 1832 г. его члены приняли участие в создании первой в Праге [[Реформизм в иудаизме|реформистской общины]].</ref>
+
-
 
+
-
Во второй половине XVIII в. Богемия, прежде всего Прага, стала одним из первых очагов [[Ѓаскала|Ѓаскалы]]. Среди наиболее активных ее приверженцев были Н. Х. Хомберг (1749–1841), П. Беер (родился в 1758 г. или 1764 г. – умер в 1838 г.) и представители нескольких поколений семьи Ейтелес — Михель Леб (умер в 1763 г.), Йонас (1735–1806), Барух (Бенедикт; 1762–1813), Иехуда Леб (1773–1828), Ицхак (Игнац; 1783–1843) и другие. В начале XIX в. группа поборников светской культуры создала в Праге Общество младоевреев.
+
-
 
+
-
=== Конец века; просвещение ===
+
-
В 1782 г. Иосиф II издал для Богемии и Моравии (соответственно 2 января и 13 февраля) так называемые ''эдикты о терпимости''. Был отменён [[отличительный знак]]. Евреи были освобождены от ряда податей, получили бо́льшую, чем прежде, свободу передвижения и экономической деятельности, право учиться в средних и высших учебных заведениях, открывать собственные школы с преподаванием на немецком языке.
+
-
 
+
-
Всё это делалось ради удобства властей в управлении евреями. Поэтому император ограничил полномочия [[Бейт-дин|раввинского суда]] и приказал евреям взять немецкие имена и фамилии, понятные чиновникам.
+
-
 
+
-
Одновременно богемское и моравское еврейство почти полностью утратило общинную автономию (она сохранилась лишь в Праге). На евреев была распространена воинская повинность (подавляющее большинство евреев расценило это как несчастье).
+
-
 
+
-
Закон о фамилиантах и связанные с ним ограничения в основном остались в силе, как и налог на толерантность.<ref>Pěkný (2001). Str. 107-117.</ref> Сохранились также запреты на проживание евреев в шести королевских городах Моравии и в тех местах, где в 1725 г. еврейское население отсутствовало.
+
-
 
+
-
Законы о богемских и моравских евреях, изданные на рубеже XVIII в. и XIX в., в период правления Франца II, либо повторяли и развивали основные положения эдикта о терпимости, либо носили ограничительный характер.
+
-
 
+
-
Например, так называемый «Систематизированный декрет о евреях», изданный для Богемии в 1797 г.,<ref>{{cite journal |last=Adler |first=Simon|title=Das Judenpatent von 1797|journal=Ročenka Společnosti pro dějiny židů v Československé republice|volume=|year=1933 |month=květen|pages=191–221}}</ref> запрещал им:
+
-
* брать в аренду мельницы и корчмы (аренда земли разрешалась, если еврей обрабатывал ее лично или при помощи батраков-единоверцев),
+
-
* заниматься перепродажей зерна, сена, соломы,
+
-
* торговать спиртными напитками за пределами еврейских кварталов,
+
-
* строить без особого разрешения новые синагоги и т. п.
+
-
 
+
-
Вступать в брак по-прежнему могли лишь старшие сыновья, и то с разрешения властей, которое давалось лишь в том случае, если жених мог представить документы о том, что его дед уже умер, а он сам окончил начальную школу с обучением на немецком языке, имеет определенные занятия и установленный капитал (в Праге — пятьсот гульденов, в провинции — триста). На тех, кто добровольно поступал на военную службу, состоял в ремесленном цехе или занимался земледелием, это ограничение не распространялось.
+
-
 
+
-
Отмена запрета на приобретение евреями земли последовала лишь в 1841 г., особых еврейских податей и [[Клятва|еврейской присяги]] — в 1846 г.
+
-
 
+
-
Эти изменения побудили многих евреев к [[Ассимиляция|ассимиляции]], чтобы получить тот же статус, как христиане.<ref>Kuděla (1993). Str. 13.</ref> Из Германии проникали идеи [[Ѓаскала|Ѓаскалы]] как альтернативы ассимиляции. Позднее на стыке этих течений возник [[Реформизм в иудаизме|реформистский иудаизм]].<ref>Pěkný (2001). Str. 233-238.</ref>
+
-
 
+
-
-->
+
-
 
+
-
== Источники ==
+
-
* [http://www.eleven.co.il/ Электронная еврейская энциклопедия]
+
-
* [http://www.jewishencyclopedia.com/ Jewish Encyclopedia]
+
-
* [http://www.jewishvirtuallibrary.org/ Jewish Virtual Library]
+
-
 
+
-
Примечания
+
-
{{Примечания}}
+
-
 
+
-
[[Категория:История еврейского народа]]
+
-
[[Категория:Евреи в Европе]]
+
-
[[Категория:История евреев в новое время]]
+
-
[[Категория:Преследования евреев]]
+
-
[[Категория:История евреев по странам]]
+
-
[[Категория:Евреи и иудаизм по странам]]
+

Текущая версия на 23:24, 30 мая 2013

  1. redirect ej:История еврейского народа в Центральной Европе в Новое время (XVI—XVIII вв.)
Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация