История еврейского народа в Центральной Европе в Новое время (XVI—XVIII вв.)

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
(Источники)
 
(12 промежуточных версий не показаны.)
Строка 1: Строка 1:
-
{{Остатье| ТИП СТАТЬИ  = 1
+
#redirect [[:ej:История еврейского народа в Центральной Европе в Новое время (XVI—XVIII вв.)]]
-
| АВТОР1 = Л.Гроервейдл
+
-
| АВТОР2 =
+
-
| АВТОР3 =
+
-
| СУПЕРВАЙЗЕР =
+
-
| ПРОЕКТ =
+
-
| ПОДТЕМА =
+
-
| КАЧЕСТВО  =
+
-
| УРОВЕНЬ  =
+
-
| ДАТА СОЗДАНИЯ  =13.07.2011
+
-
| ВИКИПЕДИЯ =
+
-
| НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ  =
+
-
}}
+
-
 
+
-
{{История еврейского народа}}
+
-
 
+
-
Центральная Европа культурно, экономически и административно привязана к Западной Европе. Большая её часть в Новое время входила в состав Германской империи, а внутри неё - в состав владений австрийских Габсбургов, бывших также и германскими императорами. Их владения включали в себя также Чехию, Венгрию, Словакию, Словению, а в конце периода часть Польши и Украины. Поэтому события истории еврейских общин в этих странах синхронизированы и часто одинаковы.
+
-
 
+
-
Особенность стран этого региона, кроме этнического состава населения, в том, что он был ареной противостояния западноевропейской цивилизации и Османской империи. В Новое время, кроме войн европейской Реформации, в Центральной Европе происходили войны за вытеснение турок, воспринимавшиеся народами региона как освободительные. Разумеется, они сопровождались еврейскими погромами и изгнаниями евреев.
+
-
 
+
-
В условиях военной экономики появлялись некоторые коммерческие возможности для предприимчивых евреев, обладавших стартовыми капиталами. Некоторые евреи достигали статуса [[Придворные евреи|придворных евреев]]. Все прочие в лучшем случае не имели с этой коньюнктуры никаких прибылей. В худшем они становились жертвами военных преступлений со всех сторон конфликта, а также объектом клеветнических обвинений в измене, погромов и поборов на военные цели.
+
-
 
+
-
Императоры, нуждаясь в деньгах, вынуждены были защищать евреев от враждебных действий горожан и церкви. Но это делалось непоследовательно и всегда сопровождалось дополнительным грабежом.
+
-
 
+
-
Крупные феодалы охотно принимали евреев в своих владениях, усиливая таким образом свои экономические позиции против городов и центральной власти.<ref>{{книга|автор = Tomáš Pěkný|часть = |заглавие = История евреев в Чехии и на Мораве|оригинал = Historie Židů v Čechách a na Moravě|ссылка = |ответственный = |издание = 2|место = Praha|издательство = Sefer|год = 2001|том = |страницы = 52-61|страниц = |серия = |isbn = 80-85924-33-1|тираж = }}</ref>
+
-
 
+
-
Император Карл V объявил в 1520 г., что евреи не могут быть изгнаны без согласия императора из тех городов, где им было позволено селиться ранее.
+
-
 
+
-
В 1551 г. Фердинанд I (1521–64) приказал евреям носить [[отличительный знак]] (жёлтое пятно на одежде) и обложил их тяжёлыми налогами.<ref name="JVL">[http://www.jewishvirtuallibrary.org/jsource/vjw/Austria.html Статья "Austria" в Jewish Virtual Library]</ref> Но в 1556 году он подтвердил право евреев жить в тех населенных пунктах, где им было разрешено жить раньше.
+
-
 
+
-
Еврейское население терпело страшные бедствия во время Тридцатилетней войны (1618-1648) со стороны солдат противоборствующих сторон. Евреи встали на сторону Габсбургов, так как не могли быть уверены в позициях других государств.
+
-
 
+
-
Император Фердинанд II (1619–37) находился под сильным влиянием иезуитов, но война требовала все больше денег. Он получал их в виде огромных налогов с евреев и займов у них. Поэтому он был вынужден беречь евреев и отменить некоторые ограничения (в частности, была увеличена свобода ремесел и разрешено селиться по всей стране).
+
-
 
+
-
Во время [[Хмельнитчины]] многие евреи бежали в австрийские владения.
+
-
 
+
-
Леопольд I (1657–1705) под давлением клерикальных кругов и венского муниципалитета усилил антиеврейскую политику. В 1669 г. он подписал указ об изгнании евреев из Вены, Нижней и Верхней Австрии. Но поскольку венский муниципалитет не смог платить в казну вместо евреев, императору пришлось разрешить высланным евреям поселиться в Богемии и Моравии, а в 1673 г. позволить приезжать на ярмарки в Нижнюю Австрию. <ref name="JVL"/>
+
-
 
+
-
[[Саббатианство]], которое началось в тот же период, достигло еврейских общины в Австрии и её владений, и многие евреи эмигрировали в [[Страна Израиля|Страну Израиля]] по стопам [[Шабтай Цви|Шабтая Цви]].
+
-
 
+
-
Для ограничения еврейского населения в 1727 г. был издан императорский указ, согласно которому ''только старший сын в еврейской семье имел право жениться'' (так называемый Закон о фамилиантах). Закон формально существовал до 1848 г.
+
-
 
+
-
После завершения австро-турецкой войны 1716–18 гг., евреям — турецким подданным разрешалось свободно жить и торговать в Австрии. Их положение было гораздо лучше, чем положение евреев — австрийских подданных.
+
-
 
+
-
Императрица Мария Терезия (1740–80) отличалась антиеврейскими взглядами, но была заинтересована в развитии экономики. В специальном декрете 1749 г. евреи поощрялись к созданию мануфактур.
+
-
 
+
-
Во время войны за Австрийское наследство (1740–48) она полностью доверяла слухам о том, что евреи поддерживают Пруссию Фридриха II, и заставила евреев заплатить в государственную казну 50 тыс. флоринов.
+
-
 
+
-
В декабре 1744 г. и январе 1745 г. были изданы два эдикта об изгнании всех евреев из королевства Богемии, включая Моравию и Силезию. Только вмешательство еврейских банкиров и предпринимателей, папского нунция и диплома­тических представителей ряда государств заставило Марию Терезию в мае 1745 г. отменить указ об изгнании из Моравии и Богемии (но не из Праги).
+
-
 
+
-
В результате первого раздела Польши к Австрии отошла Галиция, что привело к резкому увеличению еврейского населения в стране. Императрица энергично издавала указы, ограничивающие еврейскую автономию в Галиции и передающие власть над евреями в руки государства.
+
-
 
+
-
В последние годы правления она проводила более умеренную политику. В 1769 г. она запретила крестить еврейских детей без согласия родителей.
+
-
+
-
В 1772 г. она разрешила еврейским портным торговать своими изделиями. В том же году евреям было разрешено становиться мастерами золотых дел, но без права приема учеников. В 1775 г. евреям было разрешено открывать кожевенные заводы. Она разрешила евреям начать поступать в школы и университеты.
+
-
 
+
-
Еврейские коммерсанты и предприниматели Австрийской империи, поддерживали тесные связи с императорским двором. Некоторые из них даже были возведены в дворянское достоинство.
+
-
 
+
-
Её сын Иосиф II следовал теории «пользы государства», насаждению светского образования, светской терпимости, а также целям ослабления могущества католической церкви. Он начал осуществлять свою политику после смерти матери в 1780 г., когда стал единоличным правителем.
+
-
 
+
-
В октябре 1781 г. было отменено ношение [[Отличительный знак|отличительного знака]]. Стремясь отвлечь евреев от торговли, Иосиф II в 1781 г. разрешил евреям арендовать землю, возделывать ее и заниматься любым ремеслом. Он отменил подоходный налог и обязательное ношение евреями бороды.
+
-
 
+
-
В начале 1782 г. был обнародован «Эдикт о терпимости» (Толеранцпатент) для евреев Вены, Богемии, Моравии, Венгрии, в 1789 г. — для евреев Галиции.
+
-
 
+
-
Иосиф II разрешил евреям заниматься свободными профессиями, владеть мануфактурами и нанимать рабочих — христиан, предоставил евреям свободу передвижения и право жить в имперских городах (кроме горнозаводских), разрешил учебу в высших учебных заведениях.
+
-
 
+
-
Евреям было предписано создавать начальные школы на немецком языке или посылать детей в общеобразовательные школы. Все официальные документы было предписано писать только по-немецки, а не на [[иврит]]е или [[идиш]]е.
+
-
 
+
-
Еврейская общинная [[автономия]] была ликвидирована в 1784 г. [[Раввин]]ы были лишены права судить и накладывать [[херем]]. Для того, чтобы заставить евреев посещать немецкие школы, не закончившие школу были лишены права жениться до 25 лет.
+
-
 
+
-
В 1787 г. был издан указ, предписывающий евреям ''брать определенные фамилии'' немецкого образца - для удобства немецких чиновников.
+
-
 
+
-
В 1788 г. — была введена ''воинская повинность'' (подавляющее большинство евреев расценило это как несчастье).
+
-
 
+
-
Закон о фамилиантах и связанные с ним ограничения в основном остались в силе, как и налог на толерантность.<ref>Pěkný (2001). Str. 107-117.</ref>.
+
-
 
+
-
Указы Иосифа запрещали евреям брать откупа, содержать шинки. Они особенно тяжело отразились на положении еврейского населения [[Галиция|Галиции]], приверженного традиции и привычным еврейским занятиям.
+
-
 
+
-
Однако богатые австрийские евреи вложили капиталы в создание текстильной промышленности в Богемии и Моравии. Многие финансисты (включая венских [[Ротшильд, семья|Ротшильдов]]) вложили капиталы в разные отрасли промышленности.<ref>[http://www.jewishvirtuallibrary.org/jsource/vjw/Vienna.html Статья "Вена" в Jewish Virtual Library]</ref>
+
-
 
+
-
Вследствие сопротивления консервативных кругов с католической и еврейской стороны ''Эдикт'' не был полностью реализован. После смарти Иосифа II в 1790 году его наследники снизили напор в реализации реформ.
+
-
 
+
-
К концу периода положение евреев в регионе несколько окрепло. Однако того прогресса, который был достигнут в Западной Европе, не было.
+
-
 
+
-
В 1803 г. в пределах всей империи Габсбургов жили 87 тыс. евреев.
+
-
 
+
-
== В Австрии ==
+
-
{{main|История еврейского народа в Австрии в Новое время (XVI—XVIII вв.)}}
+
-
 
+
-
В описываемый период королевство Австрия стало центром империи Габсбургов,
+
-
 
+
-
Император Максимилиан I в конце XV в. изгнал евреев почти со всей территории Австрии, кроме пограничных городов Нижней Австрии.
+
-
 
+
-
При Фердинанде I (1521–64) было введено ношение [[Отличительный знак|отличительного знака]] и новые тяжёлые налоги.<ref name="JVL">[http://www.jewishvirtuallibrary.org/jsource/vjw/Austria.html Статья "Austria" в Jewish Virtual Library]</ref>
+
-
+
-
При Рудольфе II (1576–1612) увеличилось число [[Придворные евреи|придворных евреев]].
+
-
 
+
-
=== XVI век ===
+
-
В эпоху австро-турецких войн 1540–47, 1551–62, 1566–68, 1592–1606 гг. церковники обвиняли евреев в сочувствии Турции. В 1549 г. был подписан указ об изгнании евреев из Австрии. Но он не был исполнен полностью, и часть еврейского населения осталась.
+
-
 
+
-
При Фердинанде I (1521–64) еврейское население Вены росло, и было открыто еврейское кладбище.<ref name="JVL">[http://www.jewishvirtuallibrary.org/jsource/vjw/Austria.html Статья "Austria" в Jewish Virtual Library]</ref> Некоторые венские евреи пользовались особыми привилегиями, выполняя поручения двора.
+
-
 
+
-
Максимилиан II (1546–76) издал указ об изгнании евреев Нижней Австрии (1572), но он также не был приведен в исполнение, несмотря на ходатайства сословий.
+
-
 
+
-
=== XVII век ===
+
-
При Рудольфе II (1576–1612) численность еврейского населения Вены возросла. Евреям разрешили построить [[Синагога|синагогу]].
+
-
+
-
Император Фердинанд II (1619–37) нуждался в деньгах на войну и был вынужден считаться с интересами венской еврейской общины, среди членов которой было несколько богатых финансистов.
+
-
 
+
-
Император разрешил евреям жить в предместьях Вены, где они могли покупать землю. В городе отменялось ношение евреями [[Отличительный знак|отличительного знака]], населению запрещалось оскорблять евреев, они были отданы под юрисдикцию императорских властей, дома евреев были освобождены от постоев. Но венские евреи обязаны были каждую субботу слушать проповедь священника о преимуществе христианской веры.
+
-
 
+
-
Для того, чтобы избежать издания декрета об изгнании евреев из Нижней Австрии в 1652 г. община должна была заплатить 35 тыс. флоринов.
+
-
 
+
-
После смерти Фердинанда II муниципальные власти потребовали, чтобы новый император изгнал евреев из Нижней Австрии. Он не согласился, но запретил евреям иметь магазины в Вене и переподчинил их муниципальным властям города. Однако в 1641 г. этот запрет был отменен.
+
-
 
+
-
Леопольд I (1657–1705) готов был усилить антиеврейскую политику, но вначале он не мог изменить существующее положение. В 1658 г. он подтвердил привилегии евреев, в 1661 г. не разрешил венскому муниципалитету провести оценку долгов евреев, не позволил горожанам устроить [[погром]] в 1665 г.
+
-
 
+
-
Но в 1669 г. осенью 1669 г. были выселены 1600 евреев. В 1670 г. были высланы остальные, в том числе самые богатые венские евреи. Нескольким [[Придворные евреи|придворным евреям]] было разрешено остаться с семьями и слугами.<ref name="JVL"/>
+
-
 
+
-
Венский муниципалитет оказался не в состоянии платить в казну те налоги, которые раньше платили евреи. Император был вынужден в 1673 г. приезжать на ярмарки в Нижнюю Австрию.
+
-
[[Файл:Samson Wertheimer portrait.jpg|250px|right|thumb|Раввин [[Вертхеймер, Самсон|Самсон Вертхеймер]] (1658 – 1724)]]
+
-
Хотя указ об изгнании евреев из Австрии формально сохранял силу до 1848 г., уже вскоре после его издания отдельные евреи смогли поселиться в Вене. Так, [[Оппенхеймер, Шмуэль|Шмуэль Оппенхеймер]] и ряд его родственников (в том числе племянник [[Вертхеймер, Самсон|Самсон Вертхеймер]]) и служащих вместе с семьями прибыли в Вену в 1676 г. Через короткое время в городе сложилась неофициальная еврейская община.
+
-
 
+
-
[[Саббатианство]], которое началось в тот же период, достигло еврейской общины в Австрии, и многие евреи эмигрировали в [[Страна Израиля|Страну Израиля]] по стопам [[Шабтай Цви|Шабтая Цви]].
+
-
 
+
-
=== XVIII век ===
+
-
Евреи, жившие в Австрии, не имели права содержать [[синагоги]]. Им, особенно богатым евреям Вены, приходилось все время вносить в казну колоссальные суммы. Например, в 1717 г. они должны были предоставить императору заем в 1 млн. 237 тыс. флоринов; 500 тыс. флоринов внес [[Вертхеймер, Самсон|С. Вертхеймер]].
+
-
 
+
-
В 1752 году в Вене жили приблизительно 450 евреев, все относились к двенадцати известным семьям<ref name="JVL"/> - очень состоятельным, сыгравшим большую роль в экономике Австрии и связанным с австрийскими властями.
+
-
 
+
-
В результате первого раздела Польши (при Марии-Терезии) многие из евреев Галиции поселились в Вене.
+
-
 
+
-
"Толеранценпатент" Иосифа II отменял ряд ограничений, сохранившихся с Венского собора 1267 г. Но ограничения для евреев на право жительства в Вене и Нижней Австрии были сохранены. Иммиграция и владение землёй не были разрешены.<ref name="JVL"/>
+
-
 
+
-
Возникла еврейская пресса, и Вена стала мировой столицей еврейского книгопечатания.<ref>[http://www.jewishvirtuallibrary.org/jsource/vjw/Vienna.html Статья "Вена" в Jewish Virtual Library]</ref>
+
-
 
+
-
Многие венские евреи восприняли идеи французской революции и противостояли реакционерам, используя разные каналы влияния (вроде масонских лож). Еврей Иоганн Эммануил Вейт перешел в католичество и стал придворным проповедником в соборе Св. Стефана. Он поддерживал тесные связи с еврейской общиной и активно боролся против антисемитских действий.<ref name="JVL"/>
+
-
 
+
-
В 1803 г. на территории самой Австрии жили ''332 еврейских семьи''.
+
-
 
+
-
=== В Словении ===
+
-
Словения была частью Австрийского королевства. Из двух её провинций - Штирии и Каринтии - евреи были изгнаны в конце XV века, а из третьей - Крайны (южная часть Словении) - в январе 1515 г.
+
-
 
+
-
Некоторое число евреев осталось в сельской местности. Их изгнали императорским указом в 1718 г.<ref>[http://www.eleven.co.il/article/13843 Статья "Словения" в ЭЕЭ на основании КЕЭ, том 8, кол. 39–40]</ref>
+
-
 
+
-
В 1709 году император Карл VI позволил евреям вернуться во Внутреннюю Австрию (то есть в Словению). Но евреи в то время поселились почти исключительно в торговых городах [[Триест]]е и, гораздо меньше, в Гориции (сейчас в [[Италия|Италии]]).<ref>[http://en.wikipedia.org/wiki/History_of_the_Jews_in_Slovenia#cite_ref-2 Статья "Словения" в английском разделе Википедии]</ref>
+
-
 
+
-
== В Чехии ==
+
-
{{main|История еврейского народа в Чехии в Новое время (XVI—XVIII вв.)}}
+
-
 
+
-
[[Файл:Maisel Synagogue2.jpg|250px|right|thumb|[[Майзелева синагога]]. Построена [[Придворные евреи|придворным евреем]] Рудольфа II.]]
+
-
 
+
-
Территория современной Чехии со Средних веков входила в состав Германской империи на правах независимого королевства. Евреи жили там с раннего средневековья.
+
-
 
+
-
В конце XV века евреи в Чехии массово переместились из королевских городов в деревни и частные города, находившиеся под юрисдикцией ''шляхты'' (феодалов), особенно моравской.<ref>{{книга|автор = Tomáš Pěkný|часть = |заглавие = История евреев в Чехии и на Мораве|оригинал = Historie Židů v Čechách a na Moravě|ссылка = |ответственный = |издание = 2|место = Praha|издательство = Sefer|год = 2001|том = |страницы = 52-61|страниц = |серия = |isbn = 80-85924-33-1|тираж = }}</ref>
+
-
 
+
-
=== XVI век ===
+
-
В 1504 г. евреям было приказано покинуть Пльзень, а в 1509 г. и 1510 г. представители всех сословий единодушно высказались в пользу поголовного удаления евреев из страны.
+
-
 
+
-
Часть еврейских семей переселилась из Чехии в [[Польша|Польшу]]. В 1514 г. евреям пришлось покинуть Угерске-Градиште — единственный «королевский город» Моравии, в который они имели доступ после 1454 г.
+
-
 
+
-
В 1526 г. Чехия вошла в состав империи Габсбургов; в марте 1528 г. император Фердинанд I, вновь подтвердил все привилегии евреев и обещал не выселять их из страны. По некоторым сведениям, это обещание было дано после внесения еврейскими общинами внесли в казну двух тысяч гульденов. В течение 15 лет после этого число евреев в Праге удвоилось.<ref>Pěkný. Str. 62.</ref>
+
-
 
+
-
Дворянство защищало евреев, а в городах евреи были конкурентами ремесленным цехам.<ref>{{книга|автор = Josef Janáček|часть = |заглавие = Чешские деяния. Предбелогорская эпоха. Книга I, часть I. Далее - Janáček|оригинал = České dějiny I. Doba předbělohorská. Kniha I, díl I|ссылка = |ответственный = |издание = |место = Praha|издательство = Academia|год = 1968|том = |страницы = 70|страниц = |серия = |isbn = |тираж = }}</ref> Горождане добились денонсации королевских гарантий евреям.<ref>Janáček (1968). Str. 178n.</ref>
+
-
 
+
-
В 1522 году евреи были изгнаны из Опавы, в 1535 из Глубчица.<ref>{{книга|автор = SPYRA, Janusz|часть = |заглавие = Евреи в австрийской Силезии (1742-1918). Очерки истории. Далее - Spyra (2001)|оригинал = Židé v rakouském Slezsku (1742-1918). Nástin dějin.  In ''Židé ve Slezsku: studie k dějinám Židů ve Slezsku.''|ссылка = |ответственный = |издание = 1|место = Český Těšín|издательство = Muzeum Těšínska|год = 2001|том = |страницы = 7|страниц = |серия = |isbn = 80-902355-8-1|тираж = }}</ref>
+
-
 
+
-
В 1541 против евреев было выдвинуто обвинение, что они - причина пожаров в Праге и ещё в нескольких чешских городах, и что они - турецкие шпионы, что из-за них турки разгромили австрийцев при Офене.
+
-
 
+
-
Попытка [[штадлан]]а [[Иосеф Бен Гершон из Росхейма|Йосефа бен Гершона из Росхейма]] доказать беспричинность эих обвинений оказалась безуспешной. Фердинанд I приказал евреям под угрозой смертной казни либо креститься, либо покинуть королевские города Богемии.<ref>Pěkný (2001). Str. 63-66.</ref>
+
-
 
+
-
После оглашения декрета об изгнании в нескольких городах произошли кровавые [[погром]]ы. Весной 1542 г. подавляющее большинство богемских евреев, живших в королевских городах, переселилось в [[Польша|Польшу]] или на территорию [[Турция|Османской империи]].
+
-
 
+
-
Еврейские общины сохранились лишь в более мелких населенных пунктах Богемии и особенно Моравии, входивших во владения крупных феодалов, которым экономическая деятельность евреев приносила им немалую прибыль.<ref>Spyra (2001). Str. 8.</ref>
+
-
 
+
-
В 1544 г. евреи начали возвращаться в королевские города Богемии; согласно данным переписи, уже в июне 1546 г. численность еврейского населения Праги достигла одной тысячи человек. Мнение горожан не интересовало императора.<ref>Janáček (1968). Str. 315-320.</ref>
+
-
 
+
-
В 1557 г. горожане добились нового изгнания евреев из Чехии, но из-за бюрократических проволочек оно не произошло.<ref>Pěkný (2001). Str. 66-67.</ref>
+
-
 
+
-
=== При Максимилиане II и Рудольфе II - вторая половина XVI века ===
+
-
В 1567 г. Максимилиан II (1564–76) подтвердил еврейские привилегии,<ref>Pěkný (2001). Str. 71.</ref> предоставил евреям право жительства по всей стране (за исключением шести королевских городов Моравии) и разрешил беспрепятственно заниматься торговлей, но в 1568 г. запретил им посещать округа, где добывались полезные ископаемые.
+
-
 
+
-
При нём и при Рудольфе II (1576–1611) чешский сейм неоднократно увеличивал размер податей с еврейских общин или вводил новые, чрезвычайные налоги. Кроме того, евреям приходилось делать императору богатые подарки и предоставлять ему безвозмездные или беспроцентные ссуды.
+
-
 
+
-
Тем не менее время их правления Максимилиана и Рудольфа считается хорошим для евреев. Рудольф II игнорировал жалобы горожан на евреев, положение еврейского населения на протяжении полувека оставалось стабильным, благосостояние заметно упрочилось. <ref>Pěkný (2001). Str. 72-77.</ref>
+
-
 
+
-
Прогресс евреев в это время был не только материальный, но и духовный. В Чехии, прежде всего в Праге, процветала еврейская ученость. В частности, при нём жил рабби [[Маhараль|Иегуда Лива бен Бецалель (Маhараль)]]. Широкой известностью в Чехии и далеко за ее пределами пользовалась большая пражская [[йешива]]. Кроме того, в Праге с 1512 года работала еврейская [[Книгопечатание|типография]] семьи Гершонид.<ref>Pěkný (2001). Str. 436.</ref>
+
-
 
+
-
=== XVII век ===
+
-
К началу XVII в. численность еврейского населения Богемии превысила, по некоторым сведениям, ''четыре тысячи человек''; половина из них жила в Праге, остальные — преимущественно в населенных пунктах, принадлежавших крупным феодалам. Из королевских городов (помимо Праги) значительные еврейские общины существовали лишь в Колине, Роуднице, Млада-Болеславе.
+
-
 
+
-
Основным занятием евреев Богемии стала торговля. Некоторые занимались кредитным делом.  Отдельные еврейские финансисты были чрезвычайно богаты и влиятельны.
+
-
 
+
-
Евреи занимались и ремеслом, в частности, золотым литьём. В Моравии ремесленники, прежде всего ткачи и [[Портняжное дело|портные]], составляли значительную часть еврейского населения. Вместе с еврейскими купцами, торговавшими тканями, они заложили основу текстильного производства.
+
-
 
+
-
Во главе всего богемского еврейства стоял выборный совет старейшин пражской общины. Он представлял евреев перед властями и производил разверстку податей.
+
-
 
+
-
В конце XVI в. – начале XVII в. общинное руководство сформировалось и в других городах Богемии. Между пражскими и местными общинами возник конфликт из-за раздела полномочий.
+
-
 
+
-
Автономная и централизованная общинная организация существовала, по всей видимости, и у моравского еврейства, однако сведений о ней до середины XVII в. мало.
+
-
 
+
-
В 1629 г. Фердинанд II (1619–37) расширил привилегии евреев, разрешив им посещать еженедельные рынки и ежегодные ярмарки во всех без исключения городах, заниматься любыми ремеслами, исключая изготовление оружия и пороха, брать на откуп таможенные сборы и пошлины, давать деньги в долг под проценты. С этого времени число евреев-ремесленников стало быстро увеличиваться,.
+
-
 
+
-
В то же время он неоднократно обязывал пражских евреев слушать по субботам проповеди иезуитов (общине всякий раз удавалось избавиться от этого). В 1630 г. он приказал закрыть в Праге все еврейские типографии и конфисковать еврейские книги.
+
-
 
+
-
Ежегодный взнос еврейских Чехии общин в королевскую казну был 40 тыс. гульденов, и евреи обнищали. Вина за государственную аферу с выпусом огромного количества серебряных монет была свалена  на еврейского финансиста [[Башеви, Якуб|Якуба Башеви из Теуенбурка]], который разорился из-за этого.
+
-
 
+
-
Евреи, как и все, несли трудности войны, например, в 1648 приняли активное участие в обороне Праги против шведской армии.<ref>Pěkný (2001). Str. 77-87.</ref> В том же году они сделали крупный внеочередной взнос в казну, и Фердинанд III (1637–57) предоставил им право селиться во всех королевских городах Богемии (исключая округа, где добываются полезные ископаемые).
+
-
 
+
-
Он разрешил евреям торговать спиртными напитками (только в еврейских кварталах) и подтвердил, что евреи могут заниматься ремеслом (не нанимая в подмастерья христиан и не продавая свою продукцию в населенных ими районах).
+
-
 
+
-
В конце 1640-х – начале 1650-х гг. в Моравии и (в меньшей степени) Богемии поселилось большое число беженцев с Украины от [[Хмельнитчины]]. К середине XVII в. окончательно сформировалась сложная общинная структура моравского еврейства - [[Моравский ва‘ад]].
+
-
 
+
-
После войны еврейские деньги были уже не так важны.<ref>KUDĚLA, Jiří. Poznámky k dějinám židů v habsburské monarchii v 16. - 19. století. In ''Folia Historica Bohemica 16'', Praha: Historický ústav, 1993. ISSN 0231-7494. [dále jen Kuděla (1993)]. Str. 8.</ref>
+
-
В 1650 г. чешский сейм запретил евреям проживание в тех населенных пунктах Богемии и Моравии, где они поселились после 1618 г. за исключением города Теплице.
+
-
 
+
-
В 1651 г. еврейским общинам Богемии пришлось уплатить сверх обычного налога восемнадцать тысяч гульденов, после чего с них потребовали еще двенадцать тысяч (в том числе восемь тысяч — с пражской общины). Когда они заявили, что больше не могут платить, власти арестовали верховного раввина и еврейских старейшин Праги, войска оцепили еврейский квартал и приступили к повальным обыскам - пока община не обещала отдать требуемую сумму.
+
-
 
+
-
В 1657 г. Фердинанд III подтвердил привилегии 1629 г. (см. выше). Леопольд I (1657–1705) последовал в 1659 г. его примеру, однако в дальнейшем запретил еврейским врачам пользовать христиан, а евреям, приезжающим в страну из-за рубежа, — задерживаться в ней больше чем на шесть недель. В Праге при нем начала действовать особая Юденредукционскомиссион (Комиссия по сокращению числа евреев).
+
-
 
+
-
В середине 1660-х гг. чешское еврейство испытало влияние [[Саббатианство|Шабатая Цви]]; в богемском городе Простеев сторонников лжемессии было так много, что за жившими там евреями закрепилась кличка ''шебсе''.
+
-
 
+
-
В 1670 г. в Чехии, прежде всего в моравском городе Микулов (по-немецки Никольсбург), обосновалась значительная часть евреев, изгнанных из [[Вена|Вены]].<ref>Pěkný (2001). Str. 87.</ref> Сравнительно благоприятные условия были в тешенском княжестве.<ref>Spyra (2001). Str. 9.</ref>
+
-
[[Файл:Kirkutcieszyn4.jpg|250px|right|thumb|Евреи переселялись в периферийные области, например в чешскую Силезию. Еврейское кладбище в Тешине.]]
+
-
В 1681 г. моравским евреям запретили жить в тех городах, где они начали селиться после 1657 г.<ref>Pěkný (2001). Str. 89-90.</ref> В 1683 г. венгерские 'повстанцы-'куруцы'' вырезали в городе Угерски-Брод (Моравия) 113 евреев.
+
-
 
+
-
=== XVIII век ===
+
-
В XVII в. численность еврейского населения Чехии заметно увеличилась. В Праге в 1636 г. насчитывалось 7815 евреев, в 1708 г. — свыше двенадцати тысяч. Им принадлежали тринадцать синагог и около трехсот жилых домов.
+
-
 
+
-
В 1635 г. в Богемии в целом числилось около четырнадцати тысяч евреев-налогоплательщиков, а в 1724 г. в 672 деревнях и 168 провинциальных городах области проживало около тридцати тысяч евреев.
+
-
 
+
-
Австрийские власти приняли в 1725–27 гг. меры, направленных на сокращение численности еврейского населения Богемии и Моравии. Было установлено, что в Богемии не должно проживать более 8541 еврейской семьи, в Моравии — более 5106 еврейских семей. Для этого был принят "Закон о фамилиантах" - разрешение на брак только старшему сыну в семье.
+
-
 
+
-
Кроме того евреям предписали жить в особых кварталах и носить ''особую одежду'',<ref>Pěkný (2001). Str. 95n.</ref> ввели ряд запретов на профессии, на иммиграцию и покупку недвижимости.
+
-
 
+
-
В период так называемой войны за австрийское наследство (1740–48) и прусской оккупации Праги евреев Богемии и Моравии часто облагали чрезвычайными податями и обвиняли в сочувствии противнику и даже помощи ему. Эти обвинения выдвигались несмотря на то, что евреи неоднократно доказывали свой австрийский патриотизм, например, активно участвовали в строительстве укреплений в Праге.
+
-
 
+
-
Осенью 1744 г. в Праге и в ряде других городов Богемии произошли [[погром]]ы; погибло 228 человек. Императрица Мария-Терезия 18 декабря 1744 г. приказала всему еврейскому населению Праги покинуть город к концу января 1745 г., но уже 2 января 1745 г. последовало распоряжение о поголовном изгнании евреев из Богемии и Моравии к концу июня того же года.<ref>CERMANOVÁ, Iveta. Protižidovské bouře v Praze roku 1744. Židovský a křesťanský pohled. In ''Židovský ročenka 5767 (2006-2007)'', Praha: FŽO ČR, 2006. Str. 47-62.</ref>
+
-
 
+
-
Были предприняты действия [[Придворные евреи|придворными евреями]]. Последовало заступничество папского нунция и дипломатических представителей ряда государств при венском дворе. Мария-Терезия 15 мая 1745 г. отменила указ об изгнании из Богемии и Моравии, но не из Праги.
+
-
 
+
-
После ухода евреев Праги пережила огромный экономический спад, заставивший власти притормозить дальнейшие изгнания. Евреи смогли туда вернуться лишь в 1748 г. Одновременно власти значительно повысили взимавшийся с евреев «налог за терпимость».<ref>{{книга|автор = Pavel Bělina, Jiří Kaše, Jan Kučera|часть = |заглавие =Великая история земли Чешской 1740–1792|оригинал = Velké dějiny zemí Koruny české X. 1740–1792|ссылка = |ответственный = |издание = 1|место = Praha|издательство = Paseka|год = 2003|том = |страницы = |страниц = |серия = |isbn = 80-7185-384-4|тираж = }}</ref>
+
-
 
+
-
В 1754 г. Мария-Терезия издала уложение, детально регулировавшее и ограничивавшее экономическую деятельность и общинную жизнь еврейского населения Моравии; [[Моравский ва‘ад]] был фактически ликвидирован. В 1758 г. она ввела для евреев [[отличительный знак]].<ref>Pěkný (2001). Str. 102-106.</ref>
+
-
 
+
-
Ограничительные меры сократили рост численности богемского и моравского еврейства лишь на несколько десятилетий; во второй половине XVIII в. она вновь начала расти. В Богемии в 1754 г. проживали 29 094 еврея, а в 1800 г. — 47 865 евреев; в Моравии в 1754 г. жили 20 327 евреев, в 1803 г. — 28 396 евреев.
+
-
 
+
-
Еврейские коммерсанты и предприниматели играли важную роль в экономической жизни Богемии, Моравии и Австрийской империи в целом, поддерживали тесные связи с императорским двором. Некоторые из них даже были возведены в дворянское достоинство.
+
-
 
+
-
Высоким авторитетом пользовались пражские [[раввин]]ы. Богемские и моравские [[йешивы]] привлекали учащихся из многих стран Европы.
+
-
 
+
-
В 1773–86 гг. в Брно жил [[Франк, Яков|Я. Франк]]. Несмотря на то, что многие раввины вели с франкизмом бескомпромиссную борьбу, его влияние на еврейское население ощущалось в течение нескольких десятилетий.
+
-
 
+
-
Во второй половине XVIII в. Богемия, прежде всего Прага, стала одним из первых очагов [[Ѓаскала|Ѓаскалы]].
+
-
 
+
-
В 1782 г. после ''эдиктов о терпимости'' Иосифа II  богемское и моравское еврейство почти полностью утратило общинную автономию (она сохранилась лишь в Праге).
+
-
 
+
-
Законы о богемских и моравских евреях, изданные на рубеже XVIII в. и XIX в., в период правления Франца II, либо повторяли и развивали основные положения эдикта о терпимости, либо носили ограничительный характер.<ref>{{cite journal |last=Adler |first=Simon|title=Das Judenpatent von 1797|journal=Ročenka Společnosti pro dějiny židů v Československé republice|volume=|year=1933 |month=květen|pages=191–221}}</ref>
+
-
Закон о фамилиантах ещё усложнили, добавив новые ограничения. Эти изменения побудили многих евреев к [[Ассимиляция|ассимиляции]], чтобы получить тот же статус, как христиане.<ref>Kuděla (1993). Str. 13.</ref>
+
-
 
+
-
== В Венгрии, Хорватии и Словакии ==
+
-
{{main|История еврейского народа в Венгрии, Хорватии и Словакии в XVI—XVIII веках}}
+
-
{{Заготовка_раздела}}
+
-
 
+
-
== Источники ==
+
-
* [http://www.eleven.co.il/ Электронная еврейская энциклопедия]
+
-
* [http://www.jewishencyclopedia.com/ Jewish Encyclopedia]
+
-
* [http://www.jewishvirtuallibrary.org/ Jewish Virtual Library]
+
-
* [http://en.wikipedia.org/wiki Английский раздел Википедии]
+
-
* [http://cs.wikipedia.org/wiki Чешский раздел Википедии]
+
-
 
+
-
Примечания
+
-
{{Примечания}}
+
-
 
+
-
[[Категория:История еврейского народа]]
+
-
[[Категория:Евреи в Европе]]
+
-
[[Категория:История евреев в новое время]]
+
-
[[Категория:Преследования евреев]]
+
-
[[Категория:История евреев по странам]]
+
-
[[Категория:Евреи и иудаизм по странам]]
+
-
[[Категория:История евреев Чехии]]
+

Текущая версия на 23:24, 30 мая 2013

  1. redirect ej:История еврейского народа в Центральной Европе в Новое время (XVI—XVIII вв.)
Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация