История еврейского народа в Центральной Европе в Новое время (XVI—XVIII вв.)

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
 
(1 промежуточная версия не показана)
Строка 1: Строка 1:
-
{{Остатье| ТИП СТАТЬИ  = 1
+
#redirect [[:ej:История еврейского народа в Центральной Европе в Новое время (XVI—XVIII вв.)]]
-
| АВТОР1 = Л.Гроервейдл
+
-
| АВТОР2 =
+
-
| АВТОР3 =
+
-
| СУПЕРВАЙЗЕР =
+
-
| ПРОЕКТ =
+
-
| ПОДТЕМА =
+
-
| КАЧЕСТВО  =
+
-
| УРОВЕНЬ  =
+
-
| ДАТА СОЗДАНИЯ  =13.07.2011
+
-
| ВИКИПЕДИЯ =
+
-
| НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ  =
+
-
}}
+
-
 
+
-
{{История еврейского народа}}
+
-
 
+
-
Центральная Европа культурно, экономически и административно привязана к Западной Европе. Большая её часть в Новое время входила в состав Германской империи, а внутри неё - в состав владений австрийских Габсбургов, бывших также и германскими императорами. Их владения включали в себя также Чехию, Венгрию, Словакию, Словению, а в конце периода часть Польши и Украины. Поэтому события истории еврейских общин в этих странах синхронизированы и часто одинаковы.
+
-
 
+
-
== Общая картина развития еврейских общин региона в Новое время ==
+
-
Особенность стран этого региона, кроме этнического состава населения, в том, что он был ареной противостояния западноевропейской цивилизации и [[Турция|Османской империи]]. В Новое время, кроме войн европейской [[Реформация|Реформации]], в Центральной Европе происходили войны за вытеснение турок, воспринимавшиеся народами региона как освободительные. Разумеется, они сопровождались еврейскими погромами и изгнаниями евреев.
+
-
 
+
-
В условиях военной экономики появлялись некоторые коммерческие возможности для предприимчивых евреев, обладавших стартовыми капиталами. Некоторые из них достигали статуса [[Придворные евреи|придворных евреев]]. Все прочие в лучшем случае не имели с этой коньюнктуры никаких прибылей. В худшем они становились жертвами военных преступлений со всех сторон конфликта, а также объектом клеветнических обвинений в измене, [[погром]]ов и поборов на военные цели.
+
-
 
+
-
Императоры, нуждаясь в деньгах, вынуждены были защищать евреев от враждебных действий горожан и церкви. Но это делалось непоследовательно и всегда сопровождалось дополнительным грабежом.
+
-
 
+
-
Крупные феодалы охотно принимали евреев в своих владениях, усиливая таким образом свои экономические позиции против городов и центральной власти.<ref>{{книга|автор = Tomáš Pěkný|часть = |заглавие = История евреев в Чехии и на Мораве|оригинал = Historie Židů v Čechách a na Moravě|ссылка = |ответственный = |издание = 2|место = Praha|издательство = Sefer|год = 2001|том = |страницы = 52-61|страниц = |серия = |isbn = 80-85924-33-1|тираж = }}</ref>
+
-
 
+
-
Император Карл V объявил в 1520 г., что евреи не могут быть изгнаны без согласия императора из тех городов, где им было позволено селиться ранее.
+
-
 
+
-
В 1551 г. Фердинанд I (1521–64) приказал евреям носить [[отличительный знак]] (жёлтое пятно на одежде) и обложил их тяжёлыми налогами.<ref name="JVL">[http://www.jewishvirtuallibrary.org/jsource/vjw/Austria.html Статья "Austria" в Jewish Virtual Library]</ref> Но в 1556 году он подтвердил право евреев жить в тех населенных пунктах, где им было разрешено жить раньше.
+
-
 
+
-
Еврейское население терпело страшные бедствия во время Тридцатилетней войны (1618-1648) со стороны солдат противоборствующих сторон. Евреи встали на сторону Габсбургов, так как не могли быть уверены в позициях других государств.
+
-
 
+
-
Император Фердинанд II (1619–37) находился под сильным влиянием иезуитов, но война требовала все больше денег. Он получал их в виде огромных налогов с евреев и займов у них. Поэтому он был вынужден беречь евреев и отменить некоторые ограничения (в частности, была увеличена свобода ремесел и разрешено селиться по всей стране).
+
-
 
+
-
Во время [[Хмельнитчины]] многие евреи бежали в австрийские владения.
+
-
 
+
-
Леопольд I (1657–1705) под давлением клерикальных кругов и венского муниципалитета усилил антиеврейскую политику. В 1669 г. он подписал указ об изгнании евреев из Вены, Нижней и Верхней Австрии. Но поскольку венский муниципалитет не смог платить в казну вместо евреев, императору пришлось разрешить высланным евреям поселиться в Богемии и Моравии, а в 1673 г. позволить приезжать на ярмарки в Нижнюю Австрию. <ref name="JVL"/>
+
-
 
+
-
[[Саббатианство]], которое началось в тот же период, достигло еврейских общины в Австрии и её владений, и многие евреи эмигрировали в [[Страна Израиля|Страну Израиля]] по стопам [[Шабтай Цви|Шабтая Цви]].
+
-
 
+
-
Для ограничения еврейского населения в 1727 г. был издан императорский указ, согласно которому ''только старший сын в еврейской семье имел право жениться'' (так называемый Закон о фамилиантах). Закон формально существовал до 1848 г.
+
-
 
+
-
После завершения австро-турецкой войны 1716–18 гг., евреям — турецким подданным разрешалось свободно жить и торговать в Австрии. Их положение было гораздо лучше, чем положение евреев — австрийских подданных.
+
-
 
+
-
Императрица Мария Терезия (1740–80) отличалась антиеврейскими взглядами, но была заинтересована в развитии экономики. В специальном декрете 1749 г. евреи поощрялись к созданию мануфактур.
+
-
 
+
-
Во время войны за Австрийское наследство (1740–48) она полностью доверяла слухам о том, что евреи поддерживают Пруссию Фридриха II, и заставила евреев заплатить в государственную казну 50 тыс. флоринов.
+
-
 
+
-
В декабре 1744 г. и январе 1745 г. были изданы два эдикта об изгнании всех евреев из королевства Богемии, включая Моравию и Силезию. Только вмешательство еврейских банкиров и предпринимателей, папского нунция и диплома­тических представителей ряда государств заставило Марию Терезию в мае 1745 г. отменить указ об изгнании из Моравии и Богемии (но не из Праги).
+
-
 
+
-
В результате первого раздела Польши к Австрии отошла Галиция, что привело к резкому увеличению еврейского населения в стране. Императрица энергично издавала указы, ограничивающие еврейскую автономию в Галиции и передающие власть над евреями в руки государства.
+
-
 
+
-
В последние годы правления она проводила более умеренную политику. В 1769 г. она запретила крестить еврейских детей без согласия родителей.
+
-
+
-
В 1772 г. она разрешила еврейским портным торговать своими изделиями. В том же году евреям было разрешено становиться мастерами золотых дел, но без права приема учеников. В 1775 г. евреям было разрешено открывать кожевенные заводы. Она разрешила евреям начать поступать в школы и университеты.
+
-
 
+
-
Еврейские коммерсанты и предприниматели Австрийской империи, поддерживали тесные связи с императорским двором. Некоторые из них даже были возведены в дворянское достоинство.
+
-
 
+
-
Её сын Иосиф II (начал править в 1780 году) следовал теории «пользы государства», насаждению светского образования, светской терпимости, а также целям ослабления могущества католической церкви. Он начал осуществлять свою политику после смерти матери в 1780 г., когда стал единоличным правителем.
+
-
 
+
-
В октябре 1781 г. было отменено ношение [[Отличительный знак|отличительного знака]]. Стремясь отвлечь евреев от торговли, Иосиф II в 1781 г. разрешил евреям арендовать землю, возделывать ее и заниматься любым ремеслом.
+
-
 
+
-
[[File:Josef II medal.jpg|thumb|right|300px|Медаль, чеканившаяся во времена правления Иосифа II в память о предоставлении им свободы вероисповедания евреям и протестантам.]]
+
-
В начале 1782 г. был обнародован «Эдикт о терпимости» (Толеранцпатент) для евреев Вены, Богемии, Моравии, Венгрии, в 1789 г. — для евреев Галиции.
+
-
 
+
-
Иосиф II разрешил евреям заниматься свободными профессиями, владеть мануфактурами и нанимать рабочих — христиан, предоставил евреям свободу передвижения и право жить в имперских городах (кроме горнозаводских), разрешил учебу в высших учебных заведениях.
+
-
 
+
-
Он отменил подоходный налог, все  [[Отличительный знак|отличительные знаки]], и запретил ношение евреями бороды (впоследствии, по просьбе евреев, разрешил). Император Иосиф считал этот указ настолько серьезным, что не позволил никому нарушать его.
+
-
 
+
-
Евреям было предписано создавать начальные школы на немецком языке с той же программой и учебниками, что и в немецких школах или посылать детей в общеобразовательные школы.
+
-
 
+
-
Все официальные документы было предписано писать только по-немецки (в Венгрии - ещё и на венгерском или латыни), а не на [[иврит]]е или [[идиш]]е.
+
-
 
+
-
Еврейская общинная [[автономия]] была ликвидирована в 1784 г. [[Раввин]]ы были лишены права судить и накладывать [[херем]]. Для того, чтобы заставить евреев посещать немецкие школы, не закончившие школу были лишены права жениться до 25 лет.
+
-
 
+
-
23 июля 1787 г. был издан указ, предписывающий евреям ''брать определенные фамилии'' немецкого образца - для удобства немецких чиновников.
+
-
 
+
-
В 1788 г. (в Венгрии - в 1789) была введена ''воинская повинность''. Подавляющее большинство евреев расценило это как несчастье.
+
-
 
+
-
Закон о фамилиантах и связанные с ним ограничения в основном остались в силе, как и налог на толерантность.<ref>Pěkný (2001). Str. 107-117.</ref>.
+
-
 
+
-
Указы Иосифа запрещали евреям брать откупа, содержать шинки. Они особенно тяжело отразились на положении еврейского населения [[Галиция|Галиции]], приверженного традиции и привычным еврейским занятиям.
+
-
 
+
-
Однако богатые австрийские евреи вложили капиталы в создание текстильной промышленности в Богемии и Моравии. Многие финансисты (включая венских [[Ротшильд, семья|Ротшильдов]]) вложили капиталы в разные отрасли промышленности.<ref>[http://www.jewishvirtuallibrary.org/jsource/vjw/Vienna.html Статья "Вена" в Jewish Virtual Library]</ref>
+
-
 
+
-
Вследствие сопротивления консервативных кругов с католической и еврейской стороны ''Эдикт'' не был полностью реализован. После смарти Иосифа II в 1790 году его наследники снизили напор в реализации реформ.
+
-
 
+
-
К концу периода положение евреев в регионе несколько окрепло. Однако того прогресса, который был достигнут в Западной Европе, не было.
+
-
 
+
-
В 1803 г. в пределах всей империи Габсбургов жили 87 тыс. евреев.
+
-
 
+
-
== В Австрии ==
+
-
{{main|История еврейского народа в Австрии в Новое время (XVI—XVIII вв.)}}
+
-
 
+
-
В описываемый период королевство Австрия стало центром империи Габсбургов,
+
-
 
+
-
Император Максимилиан I в конце XV в. изгнал евреев почти со всей территории Австрии, кроме пограничных городов Нижней Австрии.
+
-
 
+
-
При Фердинанде I (1521–64) было введено ношение [[Отличительный знак|отличительного знака]] и новые тяжёлые налоги.<ref name="JVL">[http://www.jewishvirtuallibrary.org/jsource/vjw/Austria.html Статья "Austria" в Jewish Virtual Library]</ref>
+
-
+
-
При Рудольфе II (1576–1612) увеличилось число [[Придворные евреи|придворных евреев]].
+
-
 
+
-
=== XVI век ===
+
-
В эпоху австро-турецких войн 1540–47, 1551–62, 1566–68, 1592–1606 гг. церковники обвиняли евреев в сочувствии Турции. В 1549 г. был подписан указ об изгнании евреев из Австрии. Но он не был исполнен полностью, и часть еврейского населения осталась.
+
-
 
+
-
При Фердинанде I (1521–64) еврейское население Вены росло, и было открыто еврейское кладбище.<ref name="JVL">[http://www.jewishvirtuallibrary.org/jsource/vjw/Austria.html Статья "Austria" в Jewish Virtual Library]</ref> Некоторые венские евреи пользовались особыми привилегиями, выполняя поручения двора.
+
-
 
+
-
Максимилиан II (1546–76) издал указ об изгнании евреев Нижней Австрии (1572), но он также не был приведен в исполнение, несмотря на ходатайства сословий.
+
-
 
+
-
=== XVII век ===
+
-
При Рудольфе II (1576–1612) численность еврейского населения Вены возросла. Евреям разрешили построить [[Синагога|синагогу]].
+
-
+
-
Император Фердинанд II (1619–37) нуждался в деньгах на войну и был вынужден считаться с интересами венской еврейской общины, среди членов которой было несколько богатых финансистов.
+
-
 
+
-
Император разрешил евреям жить в предместьях Вены, где они могли покупать землю. В городе отменялось ношение евреями [[Отличительный знак|отличительного знака]], населению запрещалось оскорблять евреев, они были отданы под юрисдикцию императорских властей, дома евреев были освобождены от постоев. Но венские евреи обязаны были каждую субботу слушать проповедь священника о преимуществе христианской веры.
+
-
 
+
-
Для того, чтобы избежать издания декрета об изгнании евреев из Нижней Австрии в 1652 г. община должна была заплатить 35 тыс. флоринов.
+
-
 
+
-
После смерти Фердинанда II муниципальные власти потребовали, чтобы новый император изгнал евреев из Нижней Австрии. Он не согласился, но запретил евреям иметь магазины в Вене и переподчинил их муниципальным властям города. Однако в 1641 г. этот запрет был отменен.
+
-
 
+
-
Леопольд I (1657–1705) готов был усилить антиеврейскую политику, но вначале он не мог изменить существующее положение. В 1658 г. он подтвердил привилегии евреев, в 1661 г. не разрешил венскому муниципалитету провести оценку долгов евреев, не позволил горожанам устроить [[погром]] в 1665 г.
+
-
 
+
-
Но в 1669 г. осенью 1669 г. были выселены 1600 евреев. В 1670 г. были высланы остальные, в том числе самые богатые венские евреи. Нескольким [[Придворные евреи|придворным евреям]] было разрешено остаться с семьями и слугами.<ref name="JVL"/>
+
-
 
+
-
Венский муниципалитет оказался не в состоянии платить в казну те налоги, которые раньше платили евреи. Император был вынужден в 1673 г. приезжать на ярмарки в Нижнюю Австрию.
+
-
[[Файл:Samson Wertheimer portrait.jpg|250px|right|thumb|Раввин [[Вертхеймер, Самсон|Самсон Вертхеймер]] (1658 – 1724)]]
+
-
Хотя указ об изгнании евреев из Австрии формально сохранял силу до 1848 г., уже вскоре после его издания отдельные евреи смогли поселиться в Вене. Так, [[Оппенхеймер, Шмуэль|Шмуэль Оппенхеймер]] и ряд его родственников (в том числе племянник [[Вертхеймер, Самсон|Самсон Вертхеймер]]) и служащих вместе с семьями прибыли в Вену в 1676 г. Через короткое время в городе сложилась неофициальная еврейская община.
+
-
 
+
-
[[Саббатианство]], которое началось в тот же период, достигло еврейской общины в Австрии, и многие евреи эмигрировали в [[Страна Израиля|Страну Израиля]] по стопам [[Шабтай Цви|Шабтая Цви]].
+
-
 
+
-
Во время осады [[Вена|Вены]] турками в 1683 г. евреи, которые вернулись в этот город опять подверглись жестокому обращению.
+
-
 
+
-
=== XVIII век ===
+
-
Евреи, жившие в Австрии, не имели права содержать [[синагоги]]. Им, особенно богатым евреям Вены, приходилось все время вносить в казну колоссальные суммы. Например, в 1717 г. они должны были предоставить императору заем в 1 млн. 237 тыс. флоринов; 500 тыс. флоринов внес [[Вертхеймер, Самсон|С. Вертхеймер]].
+
-
 
+
-
В 1752 году в Вене жили приблизительно 450 евреев, все относились к двенадцати известным семьям<ref name="JVL"/> - очень состоятельным, сыгравшим большую роль в экономике Австрии и связанным с австрийскими властями.
+
-
 
+
-
В результате первого раздела Польши (при Марии-Терезии) многие из евреев Галиции поселились в Вене.
+
-
 
+
-
"Толеранценпатент" Иосифа II отменял ряд ограничений, сохранившихся с Венского собора 1267 г. Но ограничения для евреев на право жительства в Вене и Нижней Австрии были сохранены. Иммиграция и владение землёй не были разрешены.<ref name="JVL"/>
+
-
 
+
-
Возникла еврейская пресса, и Вена стала мировой столицей еврейского книгопечатания.<ref>[http://www.jewishvirtuallibrary.org/jsource/vjw/Vienna.html Статья "Вена" в Jewish Virtual Library]</ref>
+
-
 
+
-
Многие венские евреи восприняли идеи французской революции и противостояли реакционерам, используя разные каналы влияния (вроде масонских лож). Еврей Иоганн Эммануил Вейт перешел в католичество и стал придворным проповедником в соборе Св. Стефана. Он поддерживал тесные связи с еврейской общиной и активно боролся против антисемитских действий.<ref name="JVL"/>
+
-
 
+
-
В 1803 г. на территории самой Австрии жили ''332 еврейских семьи''.
+
-
 
+
-
=== В Словении ===
+
-
Словения была частью Австрийского королевства. Из двух её провинций - Штирии и Каринтии - евреи были изгнаны в конце XV века, а из третьей - Крайны (южная часть Словении) - в январе 1515 г.
+
-
 
+
-
Некоторое число евреев осталось в сельской местности. Их изгнали императорским указом в 1718 г.<ref>[http://www.eleven.co.il/article/13843 Статья "Словения" в ЭЕЭ на основании КЕЭ, том 8, кол. 39–40]</ref>
+
-
 
+
-
В 1709 году император Карл VI позволил евреям вернуться во Внутреннюю Австрию (то есть в Словению). Но евреи в то время поселились почти исключительно в торговых городах [[Триест]]е и, гораздо меньше, в Гориции (сейчас в [[Италия|Италии]]).<ref>[http://en.wikipedia.org/wiki/History_of_the_Jews_in_Slovenia#cite_ref-2 Статья "Словения" в английском разделе Википедии]</ref>
+
-
 
+
-
== В Чехии ==
+
-
{{main|История еврейского народа в Чехии в Новое время (XVI—XVIII вв.)}}
+
-
 
+
-
[[Файл:Maisel Synagogue2.jpg|250px|right|thumb|[[Майзелева синагога]]. Построена [[Придворные евреи|придворным евреем]] Рудольфа II.]]
+
-
 
+
-
Территория современной Чехии со Средних веков входила в состав Германской империи на правах независимого королевства. Евреи жили там с раннего средневековья.
+
-
 
+
-
В конце XV века евреи в Чехии массово переместились из королевских городов в деревни и частные города, находившиеся под юрисдикцией ''шляхты'' (феодалов), особенно моравской.<ref>{{книга|автор = Tomáš Pěkný|часть = |заглавие = История евреев в Чехии и на Мораве|оригинал = Historie Židů v Čechách a na Moravě|ссылка = |ответственный = |издание = 2|место = Praha|издательство = Sefer|год = 2001|том = |страницы = 52-61|страниц = |серия = |isbn = 80-85924-33-1|тираж = }}</ref>
+
-
 
+
-
=== XVI век ===
+
-
В 1504 г. евреям было приказано покинуть Пльзень, а в 1509 г. и 1510 г. представители всех сословий единодушно высказались в пользу поголовного удаления евреев из страны.
+
-
 
+
-
Часть еврейских семей переселилась из Чехии в [[Польша|Польшу]]. В 1514 г. евреям пришлось покинуть Угерске-Градиште — единственный «королевский город» Моравии, в который они имели доступ после 1454 г.
+
-
 
+
-
В 1526 г. Чехия вошла в состав империи Габсбургов; в марте 1528 г. император Фердинанд I, вновь подтвердил все привилегии евреев и обещал не выселять их из страны. По некоторым сведениям, это обещание было дано после внесения еврейскими общинами внесли в казну двух тысяч гульденов. В течение 15 лет после этого число евреев в Праге удвоилось.<ref>Pěkný. Str. 62.</ref>
+
-
 
+
-
Дворянство защищало евреев, а в городах евреи были конкурентами ремесленным цехам.<ref>{{книга|автор = Josef Janáček|часть = |заглавие = Чешские деяния. Предбелогорская эпоха. Книга I, часть I. Далее - Janáček|оригинал = České dějiny I. Doba předbělohorská. Kniha I, díl I|ссылка = |ответственный = |издание = |место = Praha|издательство = Academia|год = 1968|том = |страницы = 70|страниц = |серия = |isbn = |тираж = }}</ref> Горождане добились денонсации королевских гарантий евреям.<ref>Janáček (1968). Str. 178n.</ref>
+
-
 
+
-
В 1522 году евреи были изгнаны из Опавы, в 1535 из Глубчица.<ref>{{книга|автор = SPYRA, Janusz|часть = |заглавие = Евреи в австрийской Силезии (1742-1918). Очерки истории. Далее - Spyra (2001)|оригинал = Židé v rakouském Slezsku (1742-1918). Nástin dějin.  In ''Židé ve Slezsku: studie k dějinám Židů ve Slezsku.''|ссылка = |ответственный = |издание = 1|место = Český Těšín|издательство = Muzeum Těšínska|год = 2001|том = |страницы = 7|страниц = |серия = |isbn = 80-902355-8-1|тираж = }}</ref>
+
-
 
+
-
В 1541 против евреев было выдвинуто обвинение, что они - причина пожаров в Праге и ещё в нескольких чешских городах, и что они - турецкие шпионы, что из-за них турки разгромили австрийцев при Офене.
+
-
 
+
-
Попытка [[штадлан]]а [[Иосеф Бен Гершон из Росхейма|Йосефа бен Гершона из Росхейма]] доказать беспричинность эих обвинений оказалась безуспешной. Фердинанд I приказал евреям под угрозой смертной казни либо креститься, либо покинуть королевские города Богемии.<ref>Pěkný (2001). Str. 63-66.</ref>
+
-
 
+
-
После оглашения декрета об изгнании в нескольких городах произошли кровавые [[погром]]ы. Весной 1542 г. подавляющее большинство богемских евреев, живших в королевских городах, переселилось в [[Польша|Польшу]] или на территорию [[Турция|Османской империи]].
+
-
 
+
-
Еврейские общины сохранились лишь в более мелких населенных пунктах Богемии и особенно Моравии, входивших во владения крупных феодалов, которым экономическая деятельность евреев приносила им немалую прибыль.<ref>Spyra (2001). Str. 8.</ref>
+
-
 
+
-
В 1544 г. евреи начали возвращаться в королевские города Богемии; согласно данным переписи, уже в июне 1546 г. численность еврейского населения Праги достигла одной тысячи человек. Мнение горожан не интересовало императора.<ref>Janáček (1968). Str. 315-320.</ref>
+
-
 
+
-
В 1557 г. горожане добились нового изгнания евреев из Чехии, но из-за бюрократических проволочек оно не произошло.<ref>Pěkný (2001). Str. 66-67.</ref>
+
-
 
+
-
=== При Максимилиане II и Рудольфе II - вторая половина XVI века ===
+
-
В 1567 г. Максимилиан II (1564–76) подтвердил еврейские привилегии,<ref>Pěkný (2001). Str. 71.</ref> предоставил евреям право жительства по всей стране (за исключением шести королевских городов Моравии) и разрешил беспрепятственно заниматься торговлей, но в 1568 г. запретил им посещать округа, где добывались полезные ископаемые.
+
-
 
+
-
При нём и при Рудольфе II (1576–1611) чешский сейм неоднократно увеличивал размер податей с еврейских общин или вводил новые, чрезвычайные налоги. Кроме того, евреям приходилось делать императору богатые подарки и предоставлять ему безвозмездные или беспроцентные ссуды.
+
-
 
+
-
Тем не менее время их правления Максимилиана и Рудольфа считается хорошим для евреев. Рудольф II игнорировал жалобы горожан на евреев, положение еврейского населения на протяжении полувека оставалось стабильным, благосостояние заметно упрочилось. <ref>Pěkný (2001). Str. 72-77.</ref>
+
-
 
+
-
Прогресс евреев в это время был не только материальный, но и духовный. В Чехии, прежде всего в Праге, процветала еврейская ученость. В частности, при нём жил рабби [[Маhараль|Иегуда Лива бен Бецалель (Маhараль)]]. Широкой известностью в Чехии и далеко за ее пределами пользовалась большая пражская [[йешива]]. Кроме того, в Праге с 1512 года работала еврейская [[Книгопечатание|типография]] семьи Гершонид.<ref>Pěkný (2001). Str. 436.</ref>
+
-
 
+
-
=== XVII век ===
+
-
К началу XVII в. численность еврейского населения Богемии превысила, по некоторым сведениям, ''четыре тысячи человек''; половина из них жила в Праге, остальные — преимущественно в населенных пунктах, принадлежавших крупным феодалам. Из королевских городов (помимо Праги) значительные еврейские общины существовали лишь в Колине, Роуднице, Млада-Болеславе.
+
-
 
+
-
Основным занятием евреев Богемии стала торговля. Некоторые занимались кредитным делом.  Отдельные еврейские финансисты были чрезвычайно богаты и влиятельны.
+
-
 
+
-
Евреи занимались и ремеслом, в частности, золотым литьём. В Моравии ремесленники, прежде всего ткачи и [[Портняжное дело|портные]], составляли значительную часть еврейского населения. Вместе с еврейскими купцами, торговавшими тканями, они заложили основу текстильного производства.
+
-
 
+
-
Во главе всего богемского еврейства стоял выборный совет старейшин пражской общины. Он представлял евреев перед властями и производил разверстку податей.
+
-
 
+
-
В конце XVI в. – начале XVII в. общинное руководство сформировалось и в других городах Богемии. Между пражскими и местными общинами возник конфликт из-за раздела полномочий.
+
-
 
+
-
Автономная и централизованная общинная организация существовала, по всей видимости, и у моравского еврейства, однако сведений о ней до середины XVII в. мало.
+
-
 
+
-
В 1629 г. Фердинанд II (1619–37) расширил привилегии евреев, разрешив им посещать еженедельные рынки и ежегодные ярмарки во всех без исключения городах, заниматься любыми ремеслами, исключая изготовление оружия и пороха, брать на откуп таможенные сборы и пошлины, давать деньги в долг под проценты. С этого времени число евреев-ремесленников стало быстро увеличиваться,.
+
-
 
+
-
В то же время он неоднократно обязывал пражских евреев слушать по субботам проповеди иезуитов (общине всякий раз удавалось избавиться от этого). В 1630 г. он приказал закрыть в Праге все еврейские типографии и конфисковать еврейские книги.
+
-
 
+
-
Ежегодный взнос еврейских Чехии общин в королевскую казну был 40 тыс. гульденов, и евреи обнищали. Вина за государственную аферу с выпусом огромного количества серебряных монет была свалена  на еврейского финансиста [[Башеви, Якуб|Якуба Башеви из Теуенбурка]], который разорился из-за этого.
+
-
 
+
-
Евреи, как и все, несли трудности войны, например, в 1648 приняли активное участие в обороне Праги против шведской армии.<ref>Pěkný (2001). Str. 77-87.</ref> В том же году они сделали крупный внеочередной взнос в казну, и Фердинанд III (1637–57) предоставил им право селиться во всех королевских городах Богемии (исключая округа, где добываются полезные ископаемые).
+
-
 
+
-
Он разрешил евреям торговать спиртными напитками (только в еврейских кварталах) и подтвердил, что евреи могут заниматься ремеслом (не нанимая в подмастерья христиан и не продавая свою продукцию в населенных ими районах).
+
-
 
+
-
В конце 1640-х – начале 1650-х гг. в Моравии и (в меньшей степени) Богемии поселилось большое число беженцев с Украины от [[Хмельнитчины]]. К середине XVII в. окончательно сформировалась сложная общинная структура моравского еврейства - [[Моравский ва‘ад]].
+
-
 
+
-
После войны еврейские деньги были уже не так важны.<ref>KUDĚLA, Jiří. Poznámky k dějinám židů v habsburské monarchii v 16. - 19. století. In ''Folia Historica Bohemica 16'', Praha: Historický ústav, 1993. ISSN 0231-7494. [dále jen Kuděla (1993)]. Str. 8.</ref>
+
-
В 1650 г. чешский сейм запретил евреям проживание в тех населенных пунктах Богемии и Моравии, где они поселились после 1618 г. за исключением города Теплице.
+
-
 
+
-
В 1651 г. еврейским общинам Богемии пришлось уплатить сверх обычного налога восемнадцать тысяч гульденов, после чего с них потребовали еще двенадцать тысяч (в том числе восемь тысяч — с пражской общины). Когда они заявили, что больше не могут платить, власти арестовали верховного раввина и еврейских старейшин Праги, войска оцепили еврейский квартал и приступили к повальным обыскам - пока община не обещала отдать требуемую сумму.
+
-
 
+
-
В 1657 г. Фердинанд III подтвердил привилегии 1629 г. (см. выше). Леопольд I (1657–1705) последовал в 1659 г. его примеру, однако в дальнейшем запретил еврейским врачам пользовать христиан, а евреям, приезжающим в страну из-за рубежа, — задерживаться в ней больше чем на шесть недель. В Праге при нем начала действовать особая Юденредукционскомиссион (Комиссия по сокращению числа евреев).
+
-
 
+
-
В середине 1660-х гг. чешское еврейство испытало влияние [[Саббатианство|Шабатая Цви]]; в богемском городе Простеев сторонников лжемессии было так много, что за жившими там евреями закрепилась кличка ''шебсе''.
+
-
 
+
-
В 1670 г. в Чехии, прежде всего в моравском городе Микулов (по-немецки Никольсбург), обосновалась значительная часть евреев, изгнанных из [[Вена|Вены]].<ref>Pěkný (2001). Str. 87.</ref> Сравнительно благоприятные условия были в тешенском княжестве.<ref>Spyra (2001). Str. 9.</ref>
+
-
[[Файл:Kirkutcieszyn4.jpg|250px|right|thumb|Евреи переселялись в периферийные области, например в чешскую Силезию. Еврейское кладбище в Тешине.]]
+
-
В 1681 г. моравским евреям запретили жить в тех городах, где они начали селиться после 1657 г.<ref>Pěkný (2001). Str. 89-90.</ref> В 1683 г. венгерские 'повстанцы-'куруцы'' вырезали в городе Угерски-Брод (Моравия) 113 евреев.
+
-
 
+
-
=== XVIII век ===
+
-
В XVII в. численность еврейского населения Чехии заметно увеличилась. В Праге в 1636 г. насчитывалось 7815 евреев, в 1708 г. — свыше двенадцати тысяч. Им принадлежали тринадцать синагог и около трехсот жилых домов.
+
-
 
+
-
В 1635 г. в Богемии в целом числилось около четырнадцати тысяч евреев-налогоплательщиков, а в 1724 г. в 672 деревнях и 168 провинциальных городах области проживало около тридцати тысяч евреев.
+
-
 
+
-
Австрийские власти приняли в 1725–27 гг. меры, направленных на сокращение численности еврейского населения Богемии и Моравии. Было установлено, что в Богемии не должно проживать более 8541 еврейской семьи, в Моравии — более 5106 еврейских семей. Для этого был принят "Закон о фамилиантах" - разрешение на брак только старшему сыну в семье.
+
-
 
+
-
Кроме того евреям предписали жить в особых кварталах и носить ''особую одежду'',<ref>Pěkný (2001). Str. 95n.</ref> ввели ряд запретов на профессии, на иммиграцию и покупку недвижимости.
+
-
 
+
-
В период так называемой войны за австрийское наследство (1740–48) и прусской оккупации Праги евреев Богемии и Моравии часто облагали чрезвычайными податями и обвиняли в сочувствии противнику и даже помощи ему. Эти обвинения выдвигались несмотря на то, что евреи неоднократно доказывали свой австрийский патриотизм, например, активно участвовали в строительстве укреплений в Праге.
+
-
 
+
-
Осенью 1744 г. в Праге и в ряде других городов Богемии произошли [[погром]]ы; погибло 228 человек. Императрица Мария-Терезия 18 декабря 1744 г. приказала всему еврейскому населению Праги покинуть город к концу января 1745 г., но уже 2 января 1745 г. последовало распоряжение о поголовном изгнании евреев из Богемии и Моравии к концу июня того же года.<ref>CERMANOVÁ, Iveta. Protižidovské bouře v Praze roku 1744. Židovský a křesťanský pohled. In ''Židovský ročenka 5767 (2006-2007)'', Praha: FŽO ČR, 2006. Str. 47-62.</ref>
+
-
 
+
-
Были предприняты действия [[Придворные евреи|придворными евреями]]. Последовало заступничество папского нунция и дипломатических представителей ряда государств при венском дворе. Мария-Терезия 15 мая 1745 г. отменила указ об изгнании из Богемии и Моравии, но не из Праги.
+
-
 
+
-
После ухода евреев Праги пережила огромный экономический спад, заставивший власти притормозить дальнейшие изгнания. Евреи смогли туда вернуться лишь в 1748 г. Одновременно власти значительно повысили взимавшийся с евреев «налог за терпимость».<ref>{{книга|автор = Pavel Bělina, Jiří Kaše, Jan Kučera|часть = |заглавие =Великая история земли Чешской 1740–1792|оригинал = Velké dějiny zemí Koruny české X. 1740–1792|ссылка = |ответственный = |издание = 1|место = Praha|издательство = Paseka|год = 2003|том = |страницы = |страниц = |серия = |isbn = 80-7185-384-4|тираж = }}</ref>
+
-
 
+
-
В 1754 г. Мария-Терезия издала уложение, детально регулировавшее и ограничивавшее экономическую деятельность и общинную жизнь еврейского населения Моравии; [[Моравский ва‘ад]] был фактически ликвидирован. В 1758 г. она ввела для евреев [[отличительный знак]].<ref>Pěkný (2001). Str. 102-106.</ref>
+
-
 
+
-
Ограничительные меры сократили рост численности богемского и моравского еврейства лишь на несколько десятилетий; во второй половине XVIII в. она вновь начала расти. В Богемии в 1754 г. проживали 29 094 еврея, а в 1800 г. — 47 865 евреев; в Моравии в 1754 г. жили 20 327 евреев, в 1803 г. — 28 396 евреев.
+
-
 
+
-
Еврейские коммерсанты и предприниматели играли важную роль в экономической жизни Богемии, Моравии и Австрийской империи в целом, поддерживали тесные связи с императорским двором. Некоторые из них даже были возведены в дворянское достоинство.
+
-
 
+
-
Высоким авторитетом пользовались пражские [[раввин]]ы. Богемские и моравские [[йешивы]] привлекали учащихся из многих стран Европы.
+
-
 
+
-
В 1773–86 гг. в Брно жил [[Франк, Яков|Я. Франк]]. Несмотря на то, что многие раввины вели с франкизмом бескомпромиссную борьбу, его влияние на еврейское население ощущалось в течение нескольких десятилетий.
+
-
 
+
-
Во второй половине XVIII в. Богемия, прежде всего Прага, стала одним из первых очагов [[Ѓаскала|Ѓаскалы]].
+
-
 
+
-
В 1782 г. после ''эдиктов о терпимости'' Иосифа II  богемское и моравское еврейство почти полностью утратило общинную автономию (она сохранилась лишь в Праге).
+
-
 
+
-
Законы о богемских и моравских евреях, изданные на рубеже XVIII в. и XIX в., в период правления Франца II, либо повторяли и развивали основные положения эдикта о терпимости, либо носили ограничительный характер.<ref>{{cite journal |last=Adler |first=Simon|title=Das Judenpatent von 1797|journal=Ročenka Společnosti pro dějiny židů v Československé republice|volume=|year=1933 |month=květen|pages=191–221}}</ref>
+
-
Закон о фамилиантах ещё усложнили, добавив новые ограничения. Эти изменения побудили многих евреев к [[Ассимиляция|ассимиляции]], чтобы получить тот же статус, как христиане.<ref>Kuděla (1993). Str. 13.</ref>
+
-
 
+
-
== В Венгрии, Хорватии и Словакии ==
+
-
{{main|История еврейского народа в Венгрии, Хорватии и Словакии в XVI—XVIII веках}}
+
-
 
+
-
Территории современной Словакии и большая часть современной Хорватии входили в состав королевства Венгрии. История еврейских общин этих стран в Новое время - часть общей истории еврейской общины Венгрии.
+
-
 
+
-
В результате династического брака Венгерское королевство присоединилось к империи Габсбургов в начале XVI века. С этого времени австрийский император был также венгерским королём. При этом страна оставалась отдельным королевством, со своим правительством и парламентом ("Диетом").
+
-
 
+
-
=== XVI век ===
+
-
В 1512 году австрийской император Максимилиан I принял венгерских евреев под свою защиту. Он обещал им те же права, что и всем остальным своим подданным. При Луи II (1516-1526) ​​преследования евреев были обычным явлением.<ref>[http://en.wikipedia.org/wiki/History_of_the_Jews_in_Hungary Статья "History of the Jews in Hungary" в английском разделе Википедии]</ref>
+
-
 
+
-
==== Турецкое завоевание 1526 года ====
+
-
[[Турция|Османская империя]] победила венгров в битве 29 августа 1526 г., король был убит. Двор и дворяне бежали из Буды вместе с некоторыми богатыми евреями, в том числе ''префектом''.
+
-
 
+
-
Прибывших в город турок встречали одетые в траур евреи, которые передали им ключи от пустой незащищённой крепости. Все евреи, оставшиеся в венгерских городах - более 2000 человек - были отправлены в [[Константинополь]] ([[Стамбул]]), [[Плевен|Плевну]] и [[София|Софию]], где они сохранили свои отдельные общины на протяжении нескольких десятилетий. Некоторые венгерские евреи из Софии впоследствии поселились в греческом городе Кавала.
+
-
 
+
-
Турецкая армия ушла из Венгрии, но вернулась в 1541 г., разбила австрийцев и захватила Буду. Центральные области Венгрии были включены в Османскую империю. Положение евреев в этих областях было намного лучше, чем в империи Габсбургов. В периоды 1546-1590 и 1620-1680 община Офена (Буды) процветала.
+
-
 
+
-
В следующей таблице показано число еврейских плательщиков налога [[джизья]] - глав домашних хозяйств в Буде во время турецкого владычества:
+
-
{| class="wikitable"
+
-
|-
+
-
! 1546
+
-
! 1559
+
-
! 1562
+
-
! 1590
+
-
! 1627
+
-
! 1633
+
-
! 1660
+
-
|-
+
-
|  50
+
-
|  44
+
-
|  49
+
-
| 109
+
-
|  11
+
-
|  20
+
-
|  80
+
-
|}
+
-
 
+
-
В конце турецкой эпохи около тысячи евреев, живших в Буде, молились в трёх синагогах: [[ашкеназ]]ской, [[сефард]]ской и [[Сирия|сирийской]].
+
-
+
-
==== В австрийской части Венгрии ====
+
-
Некоторые евреи не были депортированы в Турцию, а бежали за границу или в ''вольные королевские города'' в западной Венгрии.
+
-
 
+
-
===== Изгнания =====
+
-
Вдовствующая королева-регент Мария приблизила к себе врагов евреев. Граждане Шопрона (Ödenburg) изгнали евреев из города, конфисковали их имущество и разграбили дома и [[синагоги]]. Город [[Братислава]], получив разрешение от королевы, изгнал евреев 9 ноября 1526 г.
+
-
 
+
-
В тот же день в Секешфехерваре открылось собрание оппозиции германскому императору. Оно постановило немедленно изгнать евреев из любой части страны. В декабре 1526 г. парламент переехал в Братиславу, где Фердинанд Габсбург был избран королем (1526-1564) и аннулировал все указы, изданные в Секешфехерваре.
+
-
 
+
-
В конце 1520-х — начале 1530-х гг. евреи были изгнаны из всех городов Венгрии, включая Словакию. Многие изгнанники переселились в деревни и на участки земли, расположенные внутри городских стен, но не принадлежавшие муниципалитетам (например, в Братиславе евреи продолжали жить на Замковой горе).
+
-
 
+
-
===== Кровавый навет в Пёзинге =====
+
-
В 1529 г. герцог Франц Вольф, владевший городом Пёзинг, похитил христианского мальчика и обвинил евреев города в его ритуальном убийстве. Около 30 человек были арестованы и подвергнуты пыткам, многие признали себя виновными. Суд приговорил их к сожжению; герцог Франц изгнал всех евреев из Пёзинга.
+
-
 
+
-
Вскоре после этого император Фердинанд I Габсбург приказал провести новое расследование. Тем временем еврейские купцы из Вены случайно обнаружили похищенного мальчика. Несколько обвиняемых, еще находившихся в тюрьме, были освобождены.
+
-
 
+
-
Около 1540 г. [[Протестантизм|протестантский]] священник Андреас Озиандер выпустил брошюру, изобличавшую организаторов [[Кровавый навет|кровавого навета]] в Пёзинге. Этот труд вызвал недовольство [[Лютер, Мартин|М. Лютера]] и подвергся нападкам со стороны католического клира.<ref>В конце XIX в. как брошюра Озиандера, так и антиеврейская «народная» версия событий XVI в. в Пёзинге широко циркулировали в Венгрии во время следствия и суда по делу о ритуальном убийстве в городе Тисаэслар (1882–83) и в Германии, в связи с кровавым наветом в городе Ксантен (1892).</ref>
+
-
 
+
-
===== В конце века =====
+
-
26 ноября 1572 года король Максимилиан II (1563-1576) велел изгнать евреев из Братиславы, если они не примут [[христианство]]. Евреи оставались в городе, находясь в постоянном конфликте с горожанами. В 1578 г. местный парламент обложил евреев двойным налогом.
+
-
С 1 июня 1582 г. муниципальный совет запретил давать убежище евреям или вести с ними дела.
+
-
 
+
-
Евреи должны были платить специальный военный налог, когда имперские войска попытались отбить Буду у турок в самом конце века. Община Буды сильно пострадала во время этой осады.
+
-
 
+
-
==== В Трансильвании ====
+
-
В независимом княжестве Трансильвания (Семиградье), куда ушла часть венгерских евреев, ситуация была лучше, чем в австрийских землях. В 1588 году там даже возникла община иудействующих "[[шеклерские субботники]]".<ref name="Szekler Sabbatarians">[http://www.haaretz.com/weekend/magazine/discovering-europe-s-non-jews-who-kept-the-faith-1.387208 Со второй половины XIX века уцелевшие шеклерские субботники вступали в браки с евреями. "Обнаружены европейцы-неевреи, принявшие еврейский закон", "Гаарец"]</ref>
+
-
 
+
-
=== XVII век ===
+
-
В сентябре 1601 года имперские войска взяли Секешфехервар, убили или продали в рабство многих евреев. Их выкупали потом немецкие, итальянские и турецкие евреи.
+
-
 
+
-
Община Буды стала в XVII в. одной из наиболее важных общин в пределах Османской империи.
+
-
 
+
-
Князь Трансильвании издал 18 июня 1623 указ о льготах для [[сефард]]ских евреев из Турции.
+
-
А община "[[Шеклерские субботники|шеклерских субботников]]" подверглась преследованиям и ушла в подполье в 1638 году.<ref name="Szekler Sabbatarians"/>
+
-
 
+
-
Парламент 1630 г. запретил евреям заниматься сбором налогов; этот указ был подтверждён парламентом в 1646 г.
+
-
 
+
-
После заключения мира с Турцией общины были частично восстановлены, но Леопольд I изгнал евреев 24 апреля 1671 г. Он отменил свой указ 20 августа того же года.
+
-
 
+
-
Турки разграбили в 1683 году некоторые общины в Западной Венгрии и угнали их членов в рабство. Имперские войска отбили Буду у турок 2 сентября 1686 года. Большинство еврейских жителей были убиты, некоторые попали в плен и позже были освобождены за выкуп.
+
-
 
+
-
В последующие годы вся Венгрия попала под власть Габсбургов. Король взял курс на иммиграцию немцев-католиков. Евреев предполагалось вытеснить постепенно.
+
-
 
+
-
Парламент Братиславы (1687-1688) ввёл двойное налогообложение евреев, запретил им заниматься сельским хозяйством, владеть любой недвижимостью, держать христианских слуг.
+
-
 
+
-
В августе 1690 года австрийское правительство приказало графству Шопрон изгнать евреев, иммигрировавших из австрийских провинций.
+
-
 
+
-
Правительство Венгрии, во исполнение указа последнего парламента, постановило вскоре после этого уволить евреев с должностей сборщиков налогов. Однако власти на местах не выполняли этот указ, продолжая держать евреев на фискальных должностях.
+
-
 
+
-
В 1692 г. Шмуэль Оппенхеймер, а за ним другие [[придворные евреи]], получил разрешение поселились в пригороде Братиславы. В 1695 г. в городе была открыта [[синагога]], а примерно в 1700 г. — [[йешива]], [[бейт-мидраш]] и еврейское кладбище.
+
-
 
+
-
=== XVIII век ===
+
-
К началу XVIII в. в стране сохранились лишь незначительные остатки старых еврейских общин. В то же время началась иммиграция евреев в Венгрию, преимущественно из Моравии и отчасти из Польши.
+
-
 
+
-
Во второй половине XVII в. — первой половине XVIII в. многие крупные землевладельцы Словакии приглашали евреев — торговцев и ремесленников — в свои поместья, гарантируя им защиту от преследований и свободу экономической деятельности, а иногда даже строили для них [[синагоги]].
+
-
 
+
-
Большинство евреев были мелкими торговцами; жили большей частью в деревнях.
+
-
Они создали новые общины в городах Голич, Сеница, Миява и Нове-Место-над-Вагом.
+
-
 
+
-
Вновь прибывшие поддерживали тесные экономические и духовные связи с моравскими общинами. В ряде случаев они даже платили внутренние налоги, взимавшиеся с членов этих общин. Они посылали своих детей учиться в Моравии.
+
-
 
+
-
В 1709 г. в Братиславе жили 189 евреев. В нескольких других городах число евреев было от нескольких человек до нескольких десятков.
+
-
 
+
-
==== Восстание Ракоци ====
+
-
Куруцы заключили в тюрьмы и убили евреев, которые сохранили лояльность королю. Евреи из зоны восстания бежали или были изгнаны. Многие евреи, которые не могли оставить свой бизнес, отправили семьи в безопасное место, а сами остались.
+
-
 
+
-
Восстание нанесло евреям большие убытки, особенно в графстве Шопрон. Король предоставил защитные письма тем, кто был разрён восстанием, и потребовал компенсации для тех, кто был ранен, но в обмен на эти "милости" он повелел евреям предоставить суммы, необходимые для подавления восстания.
+
-
 
+
-
После восстановления мира евреи были изгнаны из многих городов. Но евреев, живших во владениях хозяев деревень, как правило, оставили в покое.
+
-
 
+
-
==== Закон об ограничении на вступление в брак ====
+
-
Карл III объявил в 1726 г., что в Австрии только один мужчина в каждой еврейской семье может вступать в брак. ''Указ не распространялся на Венгрию''. Все евреи из австрийских провинций, которые не могли завести семью, переселялись туда. Они поселились в основном в северо-западных округах, в Нитре, [[Братислава|Братиславе]] и Тренчине.
+
-
[[Файл:Trenčín, synagóga zboku.jpg|250px|right|thumb|Тренчинская синагога.]]
+
-
[[Файл:Synagogue in Nitra.JPG|250px|right|thumb|Синагога в Нитре.]]
+
-
Моравcкие евреи жили в Венгрии в качестве подданных чешского королевства. Они обязались перед отъездом продолжать платить моравским властям такие же налоги, как живущие в Моравии.
+
-
 
+
-
Короли запретили евреям жить в горнодобывающих городах. Евреи продолжали селиться вблизи этих городов, торговали на ярмарках, и даже поставили литейный завод в Сасинково. Когда король приказал им уйти (март 1727), королевский мандат был в некоторых местах проигнорирован, а в других ему пришлось повторить свой указ спустя три месяца.
+
-
 
+
-
В 1735 году в стране была проведена ещё одна перепись евреев с целью сокращения их числа. В то время в Венгрии жили 11621 евреев. Из этих глав семей 35,31 процента объявили себя венгерскими евреями, остальные иммигрировали. Самая большая еврейская община, насчитывающая 770 человек, была в [[Братислава|Братиславе]]. Большинство евреев были заняты в торговле или промышленности, и лишь немногие занимались сельским хозяйством.
+
-
 
+
-
==== Времена Марии Терезии (1740-1780) ====
+
-
Со временем иммигранты отказались платить налоги в австрийских провинциях. Моравские евреи направили жалобу. Императрица Мария Терезия приказала, чтобы все, кто эмигрировал в Венгрию после 1740 года, были высланы обратно, а те, кто до этой даты, были освобождены от моравского подданства.
+
-
 
+
-
Но магнатам нужны были евреи. Графства либо не реагировали на указ вообще, либо направляли отписки с целью предотвратить их высылку.
+
-
 
+
-
В 1746 г. евреи были изгнаны из Буды и был введён «Налог на терпимость» на венгерских евреев. 1 сентября 1749 года в Братиславе Королевская комиссия сообщила делегатам венгерских евреев, что они будут высланы из страны, если не заплатят этот налог. Евреи сразу согласились, и комиссия потребовала ежегодную уплату 50000 гульденов.
+
-
 
+
-
Хотя королева установила 30000 гульденов в качестве минимального налога, они сторговались на уплате 20000 гульденов в год в течение восьми лет. Выплата налога распределялась между областями, затем - на нижние уровни вплоть до отдельных людей. Королева утвердила это соглашение, изменив срок выплаты до трех лет, которые она впоследствии изменила на пять.
+
-
 
+
-
Еще в Братиславу делегаты привезли свои жалобы в Комиссию на ограничения в месте жительства, местные поборы и запрет на торговлю и работу в разных отраслях. Они просили всё это отменить.
+
-
 
+
-
Комиссия доложила эти жалобы королеве, предложив пути решения проблем. Эти предложения были впоследствии приняты королевой и вошли в закон.
+
-
 
+
-
Королева освободила евреев от ''налога на терпимость'' только в Верхней Венгрии. Другие жалобы она приказала евреям указать в деталях, а правительству - исправить дело.
+
-
 
+
-
До конца пятилетнего периода еврейская делегация снова встретилась с комиссией в Братиславе и предложил увеличить сумму налога до 25000 гульденов в год, если королева обещает оставить сумму постоянной в течение следующих десяти лет.
+
-
 
+
-
Королева в ответ отменила послабления евреям и ввела дополнительные жесткие правила для них. Их ежегодные налоговые платежи была увеличена до 30000 гульденов в 1760 году, до 50000 в 1772 году, до 80000 в 1778 году, и до 160,000 в 1813 году.
+
-
 
+
-
==== Времена Иосифа II (1765–90) ====
+
-
Положение евреев улучшилось с правлением в результате Указа о терпимости Иосифа II (1782). Венгерское правительство издало 31 марта 1783 г. указ, известный как ''Systematica gentis Judaicae regulatio'', который воспроизводил с некоторыми дополнениями императорский указ.
+
-
 
+
-
Книги на [[иврит]]е должны были быть использованы только для религиозных целей. Приказы императора, выпущенные в интересах евреев, должны были быть объявлены в [[синагога]]х, и [[раввин]]ы должны были объяснить народу благотворное воздействие этих декретов.
+
-
 
+
-
Программа обучения и учебники в создаваемых еврейских школах должна была быть такой же, как в национальных школах; при этом все, что может оскорбить религиозные чувства евреев, должно было быть опущено. Учителя-христиане, нанимаемые в первые годы в еврейские школы, не должны были вмешиваться в религиозные дела. Еврейские общины обязывались создать особые фонды для финансирования школ.
+
-
 
+
-
Еврейская молодежь могла изучать любой предмет в университетах, кроме богословия. Евреи могли арендовать сельскохозяйственные фермы, только если они могли выращивать то же самое без помощи христиан.
+
-
 
+
-
Евреи в петиции от 22 апреля 1783 года выразили благодарность императору и попросили разрешения носить бороды. Он разрешил, но подтвердил другие части постановления от 24 апреля 1783.
+
-
 
+
-
К 1787 году в Венгрии насчитывалось 81 тыс. евреев. Численность еврейского населения Словакии увеличилась настолько, что ее стали называть «венгерским Израилем». В 1785 г. в Братиславе жило около 3000 евреев, в Нове-Место-над-Вагом — 2320 (43,7% всего населения города), в Тренчине — 72 еврейских семьи.
+
-
 
+
-
Евреи организовали школы в Братиславе, Ойбуде, Новем-Месте-над-Вагом и Орадя. Работали также несколько йешив. Широкой известностью пользовалась [[йешива]] Братиславы. 
+
-
 
+
-
==== Конец века ====
+
-
После смерти Иосифа II королевские вольные города проявили очень враждебное отношение к евреям. Граждане Пешта и Трнавы пытались с 1 мая 1790 года выгнать евреев из городов. Правительство вмешалось, и евреям были просто запрещено заниматься торговлей в Пеште.
+
-
 
+
-
29 ноября 1790 года евреи Венгрии передали петицию о предоставлении им равенства с другими гражданами королю Леопольду II (1790-1792) в Вене. В результате парламент провёл закон о защите евреев. Несмотря на сопротивление антисемитов, 10 января 1791 года король одобрил закон парламента.
+
-
 
+
-
Ещё один закон, ''De Judaeis'', разработанный в соответствии с королевским решением,  говорил, что до полного урегулирования положения евреев парламентом остаются в силе законы по состоянию на 1 января 1790 года. Если евреев откуда-то в стране изгнали, они должны быть допущены обратно.
+
-
 
+
-
Этот закон не только предоставлял евреям защиту, но и давал гарантии, что их дела скоро урегулируются. Тем не менее, улучшение состояния венгерских евреев было осуществлено лишь полвека спустя.
+
-
 
+
-
=== В Хорватии ===
+
-
Хорватия в описываемый период частично входила в австрийское королевство, а частично в венгерское.
+
-
 
+
-
В 1526 г., когда хорватская знать признала Фердинанда Австрийского своим сюзереном, евреям было запрещено приезжать в Хорватию.
+
-
 
+
-
Еврейское присутствие в Далмации (побережье Адриатического моря, вошедшее в состав Хорватии лишь в 1815 г.) было в XVI в. более заметным.
+
-
 
+
-
В Дубровнике (Рагузе, в то время — независимом городе-государстве) в конце XV – начале XVI века осела часть [[сефард]]ов, [[Изгнание евреев из Испании|изгнанных из Испании, Португалии и Южной Италии]]. Неоднократные попытки удалить их из города (в 1514, 1515, 1545 гг.) не увенчались успехом, однако в 1546 г. евреев Дубровника согнали в [[гетто]] (в 1587 г. в нем проживало около 50 семей) и обложили высокими налогами.
+
-
 
+
-
В 1622 г. на одного из евреев Дубровника был возведен [[кровавый навет]], ставший поводом для преследований и новых ограничительных мер.
+
-
 
+
-
В XVI–XVII вв. уже не только [[сефард]]ы, но и [[ашкеназ]]ы селились в Сплите (Спалато), принадлежавшем в то время [[Венеция|Венеции]]. К 1638 г. численность еврейской общины достигла здесь 271 человека, что составляло 5–10% населения города. Португальский еврей Даниэль Родрига (Родригес; 1530?–1603) сыграл важную роль в превращении Сплита в крупный торговый центр.
+
-
 
+
-
В Задаре (Зара) евреи жили с конца XIV в., однако их число было, по всей видимости, невелико. Среди далматинских евреев преобладали коммерсанты (как крупные, действовавшие в международных масштабах, так и мелкие), финансисты и врачи; кроме того, многие занимались ремеслом.
+
-
 
+
-
В XVII в., когда бо́льшая часть территории современной Хорватии находилась под властью [[Турция|Османской империи]], туда время от времени приезжали еврейские купцы из [[Стамбул]]а, [[Салоники|Салоник]] и других городов.
+
-
 
+
-
Австро-турецкое мирное соглашение 1699 г. (так называемый Карловицкий мир), по которому Хорватия (без Далмации) вновь вошла в состав Австрии, содержал пункт о свободной торговле между двумя странами. Однако австрийская администрация, как центральная, так и местная, под различными предлогами не допускала в Хорватию еврейских коммерсантов из Османской империи.
+
-
 
+
-
В конце XVII в. – первой половине XVIII в. в Хорватию начали переселяться отдельные евреи из Венгрии, Богемии и [[Чехия|Моравии]], Бургенланда (Западная Австрия) и других стран и областей. Они по большей части оседали в деревнях, занимаясь мелкой торговлей и ремеслом, а в города приезжали поначалу только на ярмарки. Муниципалитеты под влиянием торговых гильдий и ремесленных цехов, видевших в евреях опасных конкурентов, неизменно отказывали им в виде на жительство.
+
-
 
+
-
В 1729 г. хорватский ''са́бор'' (сословное собрание) подтвердил запрет на пребывание евреев в стране. В 1746 г. двум еврейским семьям (по другим данным — одиннадцати) было позволено обосноваться в Осиеке, однако уже два года спустя их изгнали.
+
-
 
+
-
В 1750-х гг. евреи получили возможность приезжать в Хорватию с торговыми целями на срок до трех дней (при условии уплаты ими особого «сбора за терпимость»).
+
-
 
+
-
В 1771 г. еврейским коммерсантам разрешили без ограничений участвовать в хорватских ярмарках. Такого рода послабления вызвали недовольство местных властей; так, уже в 1770 г. загребский муниципалитет сообщал в Вену, что пребывание в городе евреев опасно для них самих.
+
-
 
+
-
Согласно данным переписи, в 1773 г. в Хорватии насчитывалось лишь 25 еврейских семей. В 1777 г. шесть еврейских семей поселились в Вараждине. Муниципалитет неоднократно пытался изгнать их (к 1806 г. он издал шесть постановлений соответствующего содержания), однако благодаря покровительству местного магната, графа Эрдёди, который поселил евреев в своем доме, им удалось остаться в городе.
+
-
 
+
-
В 1782–89 гг. император Иосиф II издал серию «указов о веротерпимости», отменявших многие антиеврейские ограничения, в том числе и запрет на постоянное пребывание в Хорватии.
+
-
 
+
-
Уже в 1782 г. Я. Штиглер из Моравии поселился в Загребе (немецкое название Аграм). Муниципалитет предоставил ему вид на жительство лишь пять лет спустя.
+
-
 
+
-
К 1806 г., когда в городе официально действовала еврейская община (фактически возникшая, по всей видимости, в конце XVIII в.), здесь уже насчитывалось 75 евреев (20 семей). В Риеке в 1781 г. жили 25 евреев, в Чаковце в 1790 г. — четыре еврейских семьи, в Славонска-Пожеге в 1793 г. — 174 еврея, в Беловаре в 1797 г. — 25 евреев, в Вараждине в том же году — 16 евреев, в Копривнице в 1810 г. — 23 еврея.
+
-
 
+
-
== Источники ==
+
-
* [http://www.eleven.co.il/ Электронная еврейская энциклопедия]
+
-
* [http://www.jewishencyclopedia.com/ Jewish Encyclopedia]
+
-
* [http://www.jewishvirtuallibrary.org/ Jewish Virtual Library]
+
-
* [http://en.wikipedia.org/wiki Английский раздел Википедии]
+
-
* [http://cs.wikipedia.org/wiki Чешский раздел Википедии]
+
-
 
+
-
Примечания
+
-
{{Примечания|2}}
+
-
 
+
-
[[Категория:История еврейского народа]]
+
-
[[Категория:Евреи в Европе]]
+
-
[[Категория:История евреев в новое время]]
+
-
[[Категория:Преследования евреев]]
+
-
[[Категория:История евреев по странам]]
+
-
[[Категория:Евреи и иудаизм по странам]]
+
-
[[Категория:История евреев Чехии]]
+
-
[[Категория:История евреев Венгрии]]
+

Текущая версия на 23:24, 30 мая 2013

  1. redirect ej:История еврейского народа в Центральной Европе в Новое время (XVI—XVIII вв.)
Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация