История еврейского народа в Центральной Европе в Новое время (XVI—XVIII вв.)

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

Перейти к: навигация, поиск
Тип статьи: Регулярная статья
Автор статьи: Л.Гроервейдл
Дата создания: 13.07.2011


Часть серии статей об
     

Хронология еврейской истории
Библейская хронология
Библейская история
История антисемитизма
Христианство и антисемитизм

Периоды еврейской истории:

Категории:

История еврейского народа

Антисемитизм · Евреи
История иудаизма
Течения в иудаизме

п·о·р


Центральная Европа, культурно, экономически и административно привязана к Западной Европе. Большая её часть в Новое время входила в состав Германской империи, а внутри неё - в состав владений австрийских Габсбургов, большую часть периода бывших также и германскими императорами. Их владения включали в себя также Чехию, Венгрию, Словакию, Словению, а в конце периода также часть Польши и Украины. Поэтому события истории еврейских общин в этих странах синхронизированы и часто одинаковы.

Особенность стран этого региона, кроме этнического состава населения, в том, что он был ареной противостояния западноевропейской цивилизации и Османской империи. В Новое время, кроме войн европейской Реформации, в Центральной Европе происходили войны за вытеснение турок, воспринимавшиеся народами региона как освободительные. Разумеется, они сопровождались еврейскими погромами и изгнаниями евреев.

В условиях военной экономики появлялись некоторые коммерческие возможности для предприимчивых евреев, обладавших стартовыми капиталами. Некоторые евреи достигали статуса придворных евреев. Все прочие в лучшем случае не имели с этой коньюнктуры никаких прибылей. В худшем они становились жертвами военных преступлений со всех сторон конфликта, а также объектом клеветнических обвинений в измене, погромов и поборов на военные цели.

Императоры, нуждаясь в деньгах, вынуждены были защищать евреев от враждебных действий горожан и церкви. Но это делалось непоследовательно и всегда сопровождалось дополнительным грабежом.

Крупные феодалы охотно принимали евреев в своих владениях, усиливая таким образом свои экономические позиции против городов и центральной власти.[1]

Император Карл V объявил в 1520 г., что евреи не могут быть изгнаны без согласия императора из тех городов, где им было позволено селиться ранее.

В 1551 г. Фердинанд I (1521–64) приказал евреям носить отличительный знак (жёлтое пятно на одежде) и обложил их тяжёлыми налогами.[2] Но в 1556 году он подтвердил право евреев жить в тех населенных пунктах, где им было разрешено жить раньше.

Еврейское население терпело страшные бедствия во время Тридцатилетней войны (1618-1648) со стороны солдат противоборствующих сторон. Евреи встали на сторону Габсбургов, так как не могли быть уверены в позициях других государств.

Император Фердинанд II (1619–37) находился под сильным влиянием иезуитов, но война требовала все больше денег. Он получал их в виде огромных налогов с евреев и займов у них. Поэтому он был вынужден беречь евреев и отменить некоторые ограничения (в частности, была увеличена свобода ремесел и разрешено селиться по всей стране).

Во время Хмельнитчины многие евреи бежали в австрийские владения.

Леопольд I (1657–1705) готов был уступить давлению клерикальных кругов и венского муниципалитета и усилить антиеврейскую политику. В 1669 г. был подписан императорский указ об изгнании евреев из Вены, Нижней и Верхней Австрии. Но поскольку венский муниципалитет не смог платить в казну вместо евреев, император был вынужден разрешить высланным евреям поселиться в Богемии и Моравии, а в 1673 г. позволил приезжать на ярмарки в Нижнюю Австрию. [2]

Саббатианство, которое началось в тот же период, достигло еврейских общины в Австрии и её владений, и многие евреи эмигрировали в Страну Израиля по стопам Шабтая Цви.

Для ограничения еврейского населения в 1727 г. был издан императорский указ, согласно которому только старший сын в еврейской семье имел право жениться. Закон формально существовал до 1848 г.

После завершения австро-турецкую войну 1716–18 гг., евреям — турецким подданным разрешалось свободно жить и торговать в Австрии. Их положение было гораздо лучше, чем положение евреев — австрийских подданных.

Императрица Мария Терезия (1740–80) отличалась антиеврейскими взглядами, но была заинтересована в развитии экономики. В специальном декрете 1749 г. евреи поощрялись к созданию мануфактур.

Во время войны за Австрийское наследство (1740–48) она полностью доверяла слухам о том, что евреи поддерживают Пруссию Фридриха II, и заставила евреев заплатить в государственную казну 50 тыс. флоринов.

В декабре 1744 г. и январе 1745 г. были изданы два эдикта об изгнании всех евреев из королевства Богемии, включая Моравию и Силезию. Только вмешательство еврейских банкиров и предпринимателей, папского нунция и диплома­тических представителей ряда государств заставило Марию Терезию в мае 1745 г. отменить указ об изгнании из Моравии и Богемии (но не из Праги).

В результате первого раздела Польши к Австрии отошла Галиция, что привело к резкому увеличению еврейского населения в стране. Императрица энергично издавала указы, ограничивающие еврейскую автономию в Галиции и передающие власть над евреями в руки государства.

В последние годы правления она проводила более умеренную политику. В 1769 г. было издано распоряжение, что ни один еврейский ребенок не может быть подвергнут крещению без согласия родителей.

В 1772 г. она разрешила еврейским портным торговать своими изделиями. В том же году евреям было разрешено становиться мастерами золотых дел, но без права приема учеников. В 1775 г. евреям было разрешено открывать кожевенные заводы. Она разрешила евреям начать поступать в школы и университеты.

Её сын Иосиф II следовал теории «пользы государства», насаждению светского образования, светской терпимости, а также целям ослабления могущества католической церкви. Он начал осуществлять свою политику после смерти матери в 1780 г., когда стал единоличным правителем.

В октябре 1781 г. было отменено ношение отличительного знака. Стремясь отвлечь евреев от торговли, Иосиф II в 1781 г. разрешил евреям арендовать землю, возделывать ее и заниматься любым ремеслом. Он отменил подоходный налог и обязательное ношение евреями бороды.

В начале 1782 г. был обнародован «Эдикт о терпимости» (Толеранцпатент) для евреев Вены, Богемии, Моравии, Венгрии, в 1789 г. — для евреев Галиции.

Иосиф II разрешил евреям заниматься свободными профессиями, владеть мануфактурами и нанимать рабочих — христиан, предоставил евреям свободу передвижения и право жить в имперских городах (кроме горнозаводских), разрешил учебу в высших учебных заведениях.

Евреям было предписано создавать начальные школы на немецком языке или посылать детей в общеобразовательные школы. Все официальные документы было предписано писать только по-немецки, а не на иврите или идише.

В 1787 г. был издан указ, предписывающий евреям брать определенные фамилии, в 1788 г. — указ, вводящий воинскую повинность. Фамилии должны были быть немецкого образца - для удобства немецких чиновников.

Еврейская общинная автономия была ликвидирована в 1784 г. Раввины были лишены права судить и накладывать херем. Для того, чтобы заставить евреев посещать немецкие школы, не закончившие школу были лишены права жениться до 25 лет.

Указы Иосифа запрещали евреям брать откупа, содержать шинки. Они особенно тяжело отразились на положении еврейского населения Галиции, приверженного традиции и привычным еврейским занятиям. Однако богатые австрийские евреи вложили капиталы в создание текстильной промышленности в Богемии и Моравии. Многие финансисты (включая венских Ротшильдов) вложили капиталы в разные отрасли промышленности.[3]

Вследствие сопротивления консервативных кругов с католической и еврейской стороны Эдикт не был полностью реализован. После смарти Иосифа II в 1790 году его наследники снизили напор в реализации реформ.

К концу периода положение евреев в регионе несколько окрепло. Однако того прогресса, который был достигнут в Западной Европе, не было.

В 1803 г. в пределах всей империи Габсбургов жили 87 тыс. евреев.

Содержание

В Австрии

В описываемый период королевство Австрия стало центром империи Габсбургов,

Император Максимилиан I в конце XV в. изгнал евреев почти со всей территории Австрии, кроме пограничных городов Нижней Австрии.

При Фердинанде I (1521–64) было введено ношение отличительного знака и новые тяжёлые налоги.[2]

При Рудольфе II (1576–1612) увеличилось число придворных евреев.

XVI век

В эпоху австро-турецких войн 1540–47, 1551–62, 1566–68, 1592–1606 гг. церковники обвиняли евреев в сочувствии Турции. В 1549 г. был подписан указ об изгнании евреев из Австрии. Но он не был исполнен полностью, и часть еврейского населения осталась.

При Фердинанде I (1521–64) еврейское население Вены росло, и было открыто еврейское кладбище.[2] Некоторые венские евреи пользовались особыми привилегиями, выполняя поручения двора.

Максимилиан II (1546–76) издал указ об изгнании евреев Нижней Австрии (1572), но он также не был приведен в исполнение, несмотря на ходатайства сословий.

XVII век

При Рудольфе II (1576–1612) численность еврейского населения Вены возросла. Евреям разрешили построить синагогу.

Император Фердинанд II (1619–37) нуждался в деньгах на войну и был вынужден считаться с интересами венской еврейской общины, среди членов которой было несколько богатых финансистов.

Император разрешил евреям жить в предместьях Вены, где они могли покупать землю. В городе отменялось ношение евреями отличительного знака, населению запрещалось оскорблять евреев, они были отданы под юрисдикцию императорских властей, дома евреев были освобождены от постоев. Но венские евреи обязаны были каждую субботу слушать проповедь священника о преимуществе христианской веры.

Для того, чтобы избежать издания декрета об изгнании евреев из Нижней Австрии в 1652 г. община должна была заплатить 35 тыс. флоринов.

После смерти Фердинанда II муниципальные власти потребовали, чтобы новый император изгнал евреев из Нижней Австрии. Он не согласился, но запретил евреям иметь магазины в Вене и переподчинил их муниципальным властям города. Однако в 1641 г. этот запрет был отменен.

Леопольд I (1657–1705) готов был усилить антиеврейскую политику, но вначале он не мог изменить существующее положение. В 1658 г. он подтвердил привилегии евреев, в 1661 г. не разрешил венскому муниципалитету провести оценку долгов евреев, не позволил горожанам устроить погром в 1665 г.

Но в 1669 г. осенью 1669 г. были выселены 1600 евреев. В 1670 г. были высланы остальные, в том числе самые богатые венские евреи. Нескольким придворным евреям было разрешено остаться с семьями и слугами.[2]

Венский муниципалитет оказался не в состоянии платить в казну те налоги, которые раньше платили евреи. Император был вынужден в 1673 г. приезжать на ярмарки в Нижнюю Австрию.

Хотя указ об изгнании евреев из Австрии формально сохранял силу до 1848 г., уже вскоре после его издания отдельные евреи смогли поселиться в Вене. Так, Шмуэль Оппенхеймер и ряд его родственников (в том числе племянник Самсон Вертхеймер) и служащих вместе с семьями прибыли в Вену в 1676 г. Через короткое время в городе сложилась неофициальная еврейская община.

Саббатианство, которое началось в тот же период, достигло еврейской общины в Австрии, и многие евреи эмигрировали в Страну Израиля по стопам Шабтая Цви.

XVIII век

Евреи, жившие в Австрии, не имели права содержать синагоги. Им, особенно богатым евреям Вены, приходилось все время вносить в казну колоссальные суммы. Например, в 1717 г. они должны были предоставить императору заем в 1 млн. 237 тыс. флоринов; 500 тыс. флоринов внес С. Вертхеймер.

В 1752 году в Вене жили приблизительно 450 евреев, все относились к двенадцати известным семьям[2] - очень состоятельным, сыгравшим большую роль в экономике Австрии и связанным с австрийскими властями.

В результате первого раздела Польши (при Марии-Терезии) многие из евреев Галиции поселились в Вене.

"Толеранценпатент" Иосифа II отменял ряд ограничений, сохранившихся с Венского собора 1267 г. Но ограничения для евреев на право жительства в Вене и Нижней Австрии были сохранены. Иммиграция и владение землёй не были разрешены.[2]

Возникла еврейская пресса, и Вена стала мировой столицей еврейского книгопечатания.[4]

Многие венские евреи восприняли идеи французской революции и противостояли реакционерам, используя разные каналы влияния (вроде масонских лож). Еврей Иоганн Эммануил Вейт перешел в католичество и стал придворным проповедником в соборе Св. Стефана. Он поддерживал тесные связи с еврейской общиной и активно боролся против антисемитских действий.[2]

В 1803 г. на территории самой Австрии жили 332 еврейских семьи.

В Чехии

Территория современной Чехии со Средних веков входила в состав Германской империи на правах независимого королевства. Евреи жили там с раннего средневековья.

В конце XV века евреи в Чехии массово переместились из королевских городов в деревни и частные города, находившиеся под юрисдикцией шляхты (феодалов), особенно моравской.[5]

XVI век

В 1504 г. евреям было приказано покинуть Пльзень, а в 1509 г. и 1510 г. представители всех сословий единодушно высказались в пользу поголовного удаления евреев из страны.

Часть еврейских семей переселилась из Чехии в Польшу. В 1514 г. евреям пришлось покинуть Угерске-Градиште — единственный «королевский город» Моравии, в который они имели доступ после 1454 г.

В 1526 г. Чехия вошла в состав империи Габсбургов; в марте 1528 г. император Фердинанд I, вновь подтвердил все привилегии евреев и обещал не выселять их из страны. По некоторым сведениям, это обещание было дано после внесения еврейскими общинами внесли в казну двух тысяч гульденов. В течение 15 лет после этого число евреев в Праге удвоилось.[6]

Дворянство защищало евреев, а в городах евреи были конкурентами ремесленным цехам.[7] Горождане добились денонсации королевских гарантий евреям.[8]

В 1522 году евреи были изгнаны из Опавы, в 1535 из Глубчица.[9]

В 1541 против евреев было выдвинуто обвинение, что они - причина пожаров в Праге и ещё в нескольких чешских городах, и что они - турецкие шпионы, что из-за них турки разгромили австрийцев при Офене.

Попытка штадлана Йосефа бен Гершона из Росхейма доказать беспричинность эих обвинений оказалась безуспешной. Фердинанд I приказал евреям под угрозой смертной казни либо креститься, либо покинуть королевские города Богемии.[10]

После оглашения декрета об изгнании в нескольких городах произошли кровавые погромы. Весной 1542 г. подавляющее большинство богемских евреев, живших в королевских городах, переселилось в Польшу или на территорию Османской империи.

Еврейские общины сохранились лишь в более мелких населенных пунктах Богемии и особенно Моравии, входивших во владения крупных феодалов, которым экономическая деятельность евреев приносила им немалую прибыль.[11]

В 1544 г. евреи начали возвращаться в королевские города Богемии; согласно данным переписи, уже в июне 1546 г. численность еврейского населения Праги достигла одной тысячи человек. Мнение горожан не интересовало императора.[12]

В 1557 г. горожане добились нового изгнания евреев из Чехии, но из-за бюрократических проволочек оно не произошло.[13]

При Максимилиане II и Рудольфе II - вторая половина XVI века

В 1567 г. Максимилиан II (1564–76) подтвердил еврейские привилегии,[14] предоставил евреям право жительства по всей стране (за исключением шести королевских городов Моравии) и разрешил беспрепятственно заниматься торговлей, но в 1568 г. запретил им посещать округа, где добывались полезные ископаемые.

При нём и при Рудольфе II (1576–1611) чешский сейм неоднократно увеличивал размер податей с еврейских общин или вводил новые, чрезвычайные налоги. Кроме того, евреям приходилось делать императору богатые подарки и предоставлять ему безвозмездные или беспроцентные ссуды.

Тем не менее время их правления Максимилиана и Рудольфа считается хорошим для евреев. Рудольф II игнорировал жалобы горожан на евреев, положение еврейского населения на протяжении полувека оставалось стабильным, благосостояние заметно упрочилось. [15]

Прогресс евреев в это время был не только материальный, но и духовный. В Чехии, прежде всего в Праге, процветала еврейская ученость. В частности, при нём жил рабби Иегуда Лива бен Бецалель (Маhараль). Широкой известностью в Чехии и далеко за ее пределами пользовалась большая пражская йешива. Кроме того, в Праге с 1512 года работала еврейская типография семьи Гершонид.[16]

XVII век

К началу XVII в. численность еврейского населения Богемии превысила, по некоторым сведениям, четыре тысячи человек; половина из них жила в Праге, остальные — преимущественно в населенных пунктах, принадлежавших крупным феодалам. Из королевских городов (помимо Праги) значительные еврейские общины существовали лишь в Колине, Роуднице, Млада-Болеславе.

Начало века

Основным занятием евреев Богемии стала торговля. Некоторые занимались кредитным делом. Отдельные еврейские финансисты были чрезвычайно богаты и влиятельны.

Евреи занимались и ремеслом, в частности, золотым литьём. В Моравии ремесленники, прежде всего ткачи и портные, составляли значительную часть еврейского населения. Вместе с еврейскими купцами, торговавшими тканями, они заложили основу текстильного производства.

Во главе всего богемского еврейства стоял выборный совет старейшин пражской общины. Он представлял евреев перед властями и производил разверстку податей.

В конце XVI в. – начале XVII в. общинное руководство сформировалось и в других городах Богемии. Между пражскими и местными общинами возник конфликт из-за раздела полномочий.

Автономная и централизованная общинная организация существовала, по всей видимости, и у моравского еврейства, однако сохранившиеся сведений о ней до середины XVII в. мало.

Тридцатилетняя война

В 1629 г. Фердинанд II (1619–37) расширил привилегии евреев, разрешив им посещать еженедельные рынки и ежегодные ярмарки во всех без исключения городах, заниматься любыми ремеслами, исключая изготовление оружия и пороха, брать на откуп таможенные сборы и пошлины, давать деньги в долг под проценты. С этого времени число евреев-ремесленников стало быстро увеличиваться,.

В то же время он неоднократно обязывал пражских евреев слушать по субботам проповеди иезуитов (общине всякий раз удавалось избавиться от этого). В 1630 г. он приказал закрыть в Праге все еврейские типографии и конфисковать еврейские книги.

Ежегодный взнос еврейских общин в королевскую казну был 40 тыс. гульденов, и евреи обнищали. Вина за государственную аферу с выпусом огромного количества серебряных монет была свалена на еврейского финансиста Якуба Башеви из Теуенбурка, который разорился из-за этого.

Евреи, как и все, несли трудности войны, например, в 1648 приняли активное участие в обороне Праги против шведской армии.[17] В том же году они сделали крупный внеочередной взнос в казну, и Фердинанд III (1637–57) предоставил им право селиться во всех королевских городах Богемии (исключая округа, где добываются полезные ископаемые).

Он разрешил евреям торговать спиртными напитками (только в еврейских кварталах) и подтвердил, что евреи могут заниматься ремеслом (не нанимая в подмастерья христиан и не продавая свою продукцию в населенных ими районах).

После Тридцатилетней войны - период "государственного антисемитизма"

В конце 1640-х – начале 1650-х гг. в Моравии и (в меньшей степени) Богемии поселилось большое число беженцев с Украины от Хмельнитчины.

К середине XVII в. окончательно сформировалась сложная общинная структура моравского еврейства - Моравский ва‘ад.

После войны еврейские деньги были уже не так важны.[18] Уже в 1650 г. чешский сейм запретил евреям проживание в тех населенных пунктах Богемии и Моравии, где они поселились после 1618 г. за исключением города Теплице.

Файл:Kirkutcieszyn4.jpg
Евреи переселялись в периферийные области, например в чешскую Силезию. Еврейское кладбище в Тешине.

Литература

  • Ruth Bondy Boží hody : jak jedli Židé v Čechách a na Moravě. Praha, Nakladatelství Franze Kafky, 2008 ISBN 978-80-86911-16-8
  • Ruth Bondy Mezi námi řečeno : jak mluvili Židé v Čechách a na Moravě. Praha, Nakladatelství Franze Kafky, 2003 ISBN 80-85844-88-5
  • Jiřina Chrastilová, Ivan Prokop Devět židovských cest : procházky po památkách Čech, Moravy a Slezska. Praha, Paseka, 2008 isbn = 978-80-7185-905-5
  • Tomáš Pěkný Historie Židů v Čechách a na Moravě (История евреев в Чехии и на Мораве), издание 2, Praha, Sefer, 2001; ISBN 80-85924-33-1
  • Alexandr Putík, Olga Sixtová Dějiny Židů v Čechách a na Moravě. I, Od počátků po emancipaci : Maiselova synagoga. Praha, Židovské muzeum v Praze, 2005 ISBN 80-86889-00-9
  • Jerzy Tomaszewski, Jaroslav Valenta Židé v české a polské občanské společnosti. Praha, Univerzita Karlova, Filozofická fakulta, 1999 ISBN 80-85899-80-9
  • Veronika Veselá-Prudková Židé a česká společnost v zrcadle literatury : od středověku k počátkům emancipace. Praha, Nakladatelství Lidové noviny, 2003 ISBN 80-7106-430-0
  • Dana Veselská, Iveta Cermenová, Alexandr Putík Nechť mu Bůh dá vyrůst : narození dítěte v kultuře a zvycích českých a moravských Židů. Praha, Židovské muzeum v Praze, 2009 ISBN 978-80-86889-94-8

Источники

Примечания

  1. Tomáš Pěkný История евреев в Чехии и на Мораве = Historie Židů v Čechách a na Moravě. — 2. — Praha: Sefer, 2001. — С. 52-61. — ISBN 80-85924-33-1
  2. 2,0 2,1 2,2 2,3 2,4 2,5 2,6 2,7 Статья "Austria" в Jewish Virtual Library
  3. Статья "Вена" в Jewish Virtual Library
  4. Статья "Вена" в Jewish Virtual Library
  5. Tomáš Pěkný История евреев в Чехии и на Мораве = Historie Židů v Čechách a na Moravě. — 2. — Praha: Sefer, 2001. — С. 52-61. — ISBN 80-85924-33-1
  6. Pěkný. Str. 62.
  7. Josef Janáček Чешские деяния. Предбелогорская эпоха. Книга I, часть I. Далее - Janáček = České dějiny I. Doba předbělohorská. Kniha I, díl I. — Praha: Academia, 1968. — С. 70.
  8. Janáček (1968). Str. 178n.
  9. SPYRA, Janusz Евреи в австрийской Силезии (1742-1918). Очерки истории. Далее - Spyra (2001) = Židé v rakouském Slezsku (1742-1918). Nástin dějin. In Židé ve Slezsku: studie k dějinám Židů ve Slezsku.. — 1. — Český Těšín: Muzeum Těšínska, 2001. — С. 7. — ISBN 80-902355-8-1
  10. Pěkný (2001). Str. 63-66.
  11. Spyra (2001). Str. 8.
  12. Janáček (1968). Str. 315-320.
  13. Pěkný (2001). Str. 66-67.
  14. Pěkný (2001). Str. 71.
  15. Pěkný (2001). Str. 72-77.
  16. Pěkný (2001). Str. 436.
  17. Pěkný (2001). Str. 77-87.
  18. KUDĚLA, Jiří. Poznámky k dějinám židů v habsburské monarchii v 16. - 19. století. In Folia Historica Bohemica 16, Praha: Historický ústav, 1993. ISSN 0231-7494. [dále jen Kuděla (1993)]. Str. 8.
Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация