История еврейского народа в Юго-восточной Европе в Новое время (XVI—XVIII вв.)

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
(В Боснии и Герцоговине)
(В Боснии и Герцоговине)
Строка 69: Строка 69:
== В Боснии и Герцоговине ==
== В Боснии и Герцоговине ==
-
Первые евреи прибыли в регион Боснии и Герцоговины с 1492 по 1497 год из Испании и Португалии, когда султан Баязид II начал политику привлечения [[сефард]]ских беженцев в свою империю.<ref name=autogenerated26>{{cite web|url=http://www.jewishencyclopedia.com/view.jsp?artid=1357&letter=B&search=Bosnia |title=BOSNIA |publisher=JewishEncyclopedia.com |accessdate= 24 April 2012}}</ref> Большое число евреев прибыло в регион в XVI веке и поселилось преимущественно в [[Сараево]].
+
Первые евреи прибыли в регион Боснии и Герцоговины с 1492 по 1497 год из Испании и Португалии, когда султан Баязид II начал политику привлечения [[сефард]]ских беженцев в свою империю.<ref name=autogenerated26>{{cite web|url=http://www.jewishencyclopedia.com/view.jsp?artid=1357&letter=B&search=Bosnia |title=BOSNIA |publisher=JewishEncyclopedia.com |accessdate= 24 April 2012}}</ref> Большое число евреев прибыло в регион в XVI веке и поселилось преимущественно в [[Сараево]] (в том числе большая группа иммигрантов из Турции и Греции в 1541 году). По требованию турецких жителей Сараева был организован отдельный [[еврейский квартал]], который стал называться ''"Чуфут хан"''.
 +
 
 +
Вначале община Сараево была подведомственна раввинату [[Салоники|Салоников]], затем [[Белград]]а, которые сами подчинялись верховному раввинату [[Стамбул]]а. В XVIII веке в Сараево появился собственный раввинат, который стал верховным раввинатом Боснии и Герцоговины.
Первые ашкеназские евреи прибыли из Венгрии в 1686 году, когда [[Турция|турки]] были вытеснены из Венгрии.<ref name=autogenerated2>[http://www.centropa.org Excerpts from Jews in Yugoslavia – Part I]</ref>
Первые ашкеназские евреи прибыли из Венгрии в 1686 году, когда [[Турция|турки]] были вытеснены из Венгрии.<ref name=autogenerated2>[http://www.centropa.org Excerpts from Jews in Yugoslavia – Part I]</ref>

Версия 17:52, 30 сентября 2012

Тип статьи: Регулярная статья
Автор статьи: Л.Гроервейдл
Дата создания: 27.08.2012


В Османской империи евреи имели статус зимми и, как правило, в мирное время не подвергались сильному угнетению.

В начале периода в захваченные турками балканские страны прибыло много евреев - изгнанников из Испании и Португалии. В культурном и экономическом отношении они были сильнее местных общин и за короткое время растворили их в себе.

Они получили значительную автономию, с различными правами, включая право покупать недвижимость, строить синагоги и вести торговлю по всей Османской империи.[1]

Отношения между евреями и местным нееврейским населением, как правило, были хорошие.[2] Свидетельство хороших условий для евреев в Македонии и Османской Европе в целом находится в письме 1475 года от македонского раввина Исаака Царфати, направленного немецким и венгерским евреям c с уведомлением о благоприятных условиях в Османской империи и советом им иммигрировать на Балканы.[3]

Турецкие власти поощряли иммиграцию евреев на свою территорию по экономическим соображениям. Однако на Балканах вновь прибывшие евреи встретили сильную конкуренцию в областях своей традиционной занятости и не достигли такой степени экономической мощи, как в некоторых странах Европы. Постепенно сложился многочисленный слой евреев среднего достатка и бедняков, занятых во всех сферах несельскохозяйственного производства (поскольку земли у евреев не было).

Содержание

В Болгарии

В начале XVI века еврейские общины были в Видине, Никополе, Силистре, Плевене, Ямболе, Пловдиве и Старой Загоре. Центром еврейской жизни считался Никополь.

В 1523–36 гг. в Никополе жил Йосеф Каро. Он основал там йешиву и написал книгу Бейт Йосеф. Синагога рабби Йосефа Каро в городе была разрушена.

В XVI – начале XVII вв. в Софии были четыре еврейские общины: романиотская (то есть выходцев из Византии), ашкеназская, сефардская и венгерская - евреев, переселенных из Буды в 1627 году.[4] Однако в 1640 г. для всех общин был назначен общий раввин.

Ашкеназский молитвенник был напечатан в Салониках ашкеназским раввином Софии Биньямином hа-Леви Ашкенази из Нюрнберга в 1548 - 1550 гг.

В целом о жизни евреев в этот период мало сведений. Известно, что их сильно обирали турецкие чиновники и их помощники - греки.

Евреи продолжали селиться в различных частях страны, в новых торговых центрах, как Пазарджик. Они торговали с другими частями Османской империи, Валахией, Молдовой, Дубровником и Венецией. В городе была ярмарка тканей, на которую привозили товар из Салоник.

Расширение их хозяйственной деятельности было связано с полученными ими привилегиями и изгнанием многих дубровницких купцов (евреев) после того как они приняли участие в восстании в 1688 году.

В городе Самоков в собственности евреев была шахта и кожевенный завод. Еврей по прозвищу Бакиш прославился тем, что начал выпускать османскую монету.

В XVII в. многие евреи Болгарии примкнули к движению Шабатая Цви. Сторонники его движения, как Натан из Газы и Самуэль Примо, были активны в Софии.

В XVIII веке еврей - личный врач и фармацевт наместника Болгарии оказался причастен к попытке этого наместника отравить султана. Султан постановил вырезать всех евреев в Болгарии, и уже назначил для этого день - вечер Пурима, но каким-то чудом это было отменено.

В Македонии

Богатые торговые города в современной Республике Македония, такие как Скопье, Битола и Штип привлекали многих евреев. Евреи в этой области процветали в сферах торговли, банковского дела, медицины и права, а некоторые даже вошли во властные структуры. Еврейское кладбище в Битоле было создано в 1497 году, вскоре после приезда первых сефардских евреев в этот район. Это самое старое еврейское кладбище в Македонии, если не на Балканах в целом.

Итальянский путешественник писал в 1560 году, что в Скопье численность евреев превысила численность других групп населения.[5]

В XVII веке в Скопье было 3000 евреев и две синагоги, Бейт-Арон и Бейт-Яаков.[6]

В 1680 году Натан из Газы умер и был похоронен в Скопье.[7] Его захоронение было местом паломничества после его смерти, [7] но было разрушен во время Второй мировой войны.[8]

В конце XVII века Нехемия Хия бен Моше Хайон был членом раввината Скопье.[9]

В Битоле было девять синагог, в Скопье три и в Штипе две.[10]

Несколько известных еврейских философов родились или жили какое-то время в Македонии, в том числе:

  • Шмуэль бен Моше де Медина (акроним Махарашдам, 1506–89), глава еврейской общины Салоник,[11][12]
  • Иосеф бен Давид Ибн Лев (1505–80; жил в Салониках в 1534–50 гг.)
  • Шломо Коэн (1540-1602),[13]
  • Яаков там Давид Яхья,
  • Ицхак бен Шмуэль Адарби,
  • Аарон бен Иосиф Сасон и
  • Сал-амон.[14]

Австрийский генерал Пикколомини, отступая из Скопье во время войны с турками 1688-1689 гг., сжёг город дотла. Еврейская община Скопье после этого сильно уменьшилась.[5]

В Боснии и Герцоговине

Первые евреи прибыли в регион Боснии и Герцоговины с 1492 по 1497 год из Испании и Португалии, когда султан Баязид II начал политику привлечения сефардских беженцев в свою империю.[15] Большое число евреев прибыло в регион в XVI веке и поселилось преимущественно в Сараево (в том числе большая группа иммигрантов из Турции и Греции в 1541 году). По требованию турецких жителей Сараева был организован отдельный еврейский квартал, который стал называться "Чуфут хан".

Вначале община Сараево была подведомственна раввинату Салоников, затем Белграда, которые сами подчинялись верховному раввинату Стамбула. В XVIII веке в Сараево появился собственный раввинат, который стал верховным раввинатом Боснии и Герцоговины.

Первые ашкеназские евреи прибыли из Венгрии в 1686 году, когда турки были вытеснены из Венгрии.[16]

Сефардская община Боснии, жившая рядом с мусульманами на правах зимми, была одним из крупнейших центров сефардской культуры.[17] Она пользовалась автономией и экономически преуспевала.[18]

Литература

  • A. Assa Македония и еврейский народ = Macedonia and the Jewish people. — Skopje: University of Pittsburgh Press, 1992.

Источники и ссылки

Примечания

  1. A. Assa, p.36.
  2. Remembering the Past - Jewish culture battling for survival in Macedonia, Zhidas Daskalovski
  3. Assa, p.40.
  4. Статья "History of the Jews in Hungary" в английском разделе Википедии
  5. 5,0 5,1 Encyclopedia of the Jewish diaspora: origins, experiences, and culture, Volume 1, p. 980
  6. The Expulsion of the Jews: Five Hundred Years of Exodus By Yale Strom p. 17
  7. 7,0 7,1 Sephardi and Middle Eastern Jewries: history and culture in the modern era By Harvey E. Goldberg, Jewish Theological Seminary of America p. 75
  8. Honored by the Glory of Islam: Conversion and Conquest in Ottoman Europe By Marc David Baer p. 300
  9. Статья "Хайон Нехемия Хия бен Моше" из ЭЕЭ
  10. eSefarad - Noticias del Mundo Sefaradi
  11. Статья "Сиддур" в ЭЕЭ
  12. http://www.eleven.co.il/article/13664 Статья "Салоники" в ЭЕЭ
  13. Статья "שלמה הכהן (מהרש"ך)" в ивритском разделе Википедии
  14. [ books.google.com/books?id=NoPZu79hqaEC&pg=PA980 Encyclopedia of the Jewish diaspora: origins, experiences, and culture, Volume 1, p. 980]
  15. BOSNIA. JewishEncyclopedia.com. Проверено 24 апреля 2012.
  16. Excerpts from Jews in Yugoslavia – Part I
  17. Sarajevo Rose: A Balkan Jewish Notebook, by Stephen Schwartz
  18. "Macedonia and the Jewish people", A. Assa, Skopje, 1992, p.36
Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация