История еврейского народа в Юго-восточной Европе в Новое время (XVI—XVIII вв.)

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
(В Румынии и Молдове)
Строка 35: Строка 35:
== В Румынии и Молдове ==
== В Румынии и Молдове ==
-
В XVI в. еврейские общины были в нескольких городах Молдовы: в Яссах, Ботошани, Сучаве, Сирете. Евреи жили в Молдове спокойно, особенно во времена правления господарей Стефана Воды ("Великого", 1457–1504) и Богдана Воды "Слепого", (1504–17). В конце XV в. – начале XVI в. руководителем княжеской администрации Молдовы был Ицхак бен Биньямин Шор из Ясс. Он сначала был назначен "стольником", а затем "логофетом".
+
В XVI в. еврейские общины были в нескольких городах Молдовы: в Яссах, Ботошани, Сучаве, Сирете. Евреи жили в Молдове спокойно, особенно во времена правления господарей Стефана Воды ("Великого", 1457–1504) и Богдана Воды "Слепого", (1504–17). В конце XV в. – начале XVI в. руководителем княжеской администрации Молдовы был ''Ицхак бен Биньямин Шор из Ясс'' (''Исак-бей''). Он сначала был назначен "стольником", а затем "логофетом".
В XVI в. в Румынии селились [[сефард]]ы, приезжавшие из Болгарии, Греции и других балканских стран. В 1550-х годах появились записи о евреях, живших в [[Бухарест]]е.<ref>Djuvara, p. 179; Giurescu, p. 271</ref> Еврейские общины в южной Бессарабии образовались уже в XVI в. Еврейское население Буковины постоянно увеличивалось и поддерживало тесный контакт с евреями Польско-Литовского государства. Крымские [[караимы]], жившие вокруг Чёрного моря, в том числе в торговых портах между Дунаем и Днестром, присутствовали и на некоторых ярмарках в Молдове в XVI в. или ещё раньше.<ref name="Rezachevici, September 1995, p.60">Rezachevici, September 1995, p. 60</ref>
В XVI в. в Румынии селились [[сефард]]ы, приезжавшие из Болгарии, Греции и других балканских стран. В 1550-х годах появились записи о евреях, живших в [[Бухарест]]е.<ref>Djuvara, p. 179; Giurescu, p. 271</ref> Еврейские общины в южной Бессарабии образовались уже в XVI в. Еврейское население Буковины постоянно увеличивалось и поддерживало тесный контакт с евреями Польско-Литовского государства. Крымские [[караимы]], жившие вокруг Чёрного моря, в том числе в торговых портах между Дунаем и Днестром, присутствовали и на некоторых ярмарках в Молдове в XVI в. или ещё раньше.<ref name="Rezachevici, September 1995, p.60">Rezachevici, September 1995, p. 60</ref>
Строка 41: Строка 41:
В XVI в. основным занятием евреев Молдовы и Валахии была торговля. Господари были этим недовольны и принимали меры против торговцев-евреев. Молдовский господарь Петр Рареш в 1530-х гг. несколько раз конфисковывал у них лошадей, а Петр Хромой в 1579 г. приказал выслать евреев из Молдовы, так как они якобы разорили местных торговцев. В ряде городов княжества в это время произошли антиеврейские беспорядки.  
В XVI в. основным занятием евреев Молдовы и Валахии была торговля. Господари были этим недовольны и принимали меры против торговцев-евреев. Молдовский господарь Петр Рареш в 1530-х гг. несколько раз конфисковывал у них лошадей, а Петр Хромой в 1579 г. приказал выслать евреев из Молдовы, так как они якобы разорили местных торговцев. В ряде городов княжества в это время произошли антиеврейские беспорядки.  
-
Несмотря на то, что с середины XVI в. Молдова и Валахи находились в зависимости от Турции, правители которой терпимо относились к евреям, власти княжеств проводили антиеврейскую политику. Влиятельные евреи [[Стамбул]]а, например, врач Шломо бен Натан Ашкенази, пытались заставить господарей Молдовы и Валахии отказаться от этой политики, но не всегда такое вмешательство приносило плоды. В 1591 г. стараниями Ашкенази на престол господаря Молдовы был возведен Иммануэль Арон, еврей по происхождению. Однако надежда, что он не будет преследовать евреев, не оправдалась: на еврейское население Молдовы обрушились невиданные ранее гонения. По распоряжению господаря была уничтожена община [[Бухарест]]а.  
+
Несмотря на то, что с середины XVI в. Молдова и Валахи находились в зависимости от Турции, правители которой терпимо относились к евреям, власти княжеств проводили антиеврейскую политику.<ref name="Rezachevici, September 1995, p.60"/> Влиятельные евреи [[Стамбул]]а, например, врач Шломо бен Натан Ашкенази, пытались заставить господарей Молдовы и Валахии отказаться от этой политики, но не всегда такое вмешательство приносило плоды. В 1591 г. стараниями Ашкенази на престол господаря Молдовы был возведен Иммануэль Арон, еврей по происхождению. Однако надежда, что он не будет преследовать евреев, не оправдалась: на еврейское население Молдовы обрушились невиданные ранее гонения. По распоряжению господаря была уничтожена община [[Бухарест]]а.  
В 1640 г. в Румынии были приняты церковные законы, объявлявшие евреев врагами православной церкви и запрещавшие все отношения с ними. В 1650, 1652 и 1653 гг. евреи Румынии сильно пострадали от [[Хмельничина|набегов отрядов Б. Хмельницкого]]. Вторжение казаков из Украины в 1656 г. нанесло тяжелый удар евреям Буковины. В страну хлынул поток беженцев из Украины и Польши, спасавшихся от резни, устроенной казаками. Среди румынских евреев было много сторонников [[Шабтай Цви|Шабтая Цви]].  
В 1640 г. в Румынии были приняты церковные законы, объявлявшие евреев врагами православной церкви и запрещавшие все отношения с ними. В 1650, 1652 и 1653 гг. евреи Румынии сильно пострадали от [[Хмельничина|набегов отрядов Б. Хмельницкого]]. Вторжение казаков из Украины в 1656 г. нанесло тяжелый удар евреям Буковины. В страну хлынул поток беженцев из Украины и Польши, спасавшихся от резни, устроенной казаками. Среди румынских евреев было много сторонников [[Шабтай Цви|Шабтая Цви]].  
Строка 59: Строка 59:
 +
]] <ref name="Rezachevici, сентября 1995, p.60"/> [[Александр Лэпушняну]] (первое правило: 1552-61). [[Преследование евреев | преследованиям]] сообщество наряду с другими социальных категорий, пока он не был свергнут с престола [[Иоан Якоб Heraclid | Jacob Гераклид]], [[греки | Греческие]] [[лютеранство | лютеранской]], который был снисходителен к своим еврейским предметам; Лэпушняну не продлевать его преследований после его возвращение на трон в 1564 году. Роль [[История евреев в Турции | османского]] и местных евреев в финансировании различных князей увеличился Османской экономические требования были монтажных после 1550 (в 1570-х, влиятельные еврейские [[герцогство Архипелаг | Герцог Архипелага ]], [[Иосиф Наси]], опираясь как Гераклид и Лэпушняну на престол);. несколько насильственных инцидентов в течение всего периода было возбуждено князья не в состоянии погасить свои долги <ref> Rezachevici, сентябрь 1995 г., стр. 60-61 < / Ref>
-
  Also in Moldavia, [[Stephen III of Moldavia|Stephen the Great]] (1457–1504) treated Jews with consideration. [[Isaac ben Benjamin Shor]] of [[Iaşi]] (''Isak [[Bey]]'', originally employed by [[Uzun Hassan]]) was appointed ''[[stolnic]]'', being subsequently advanced to the rank of ''[[logofăt]]''; he continued to hold this office under [[Bogdan III cel Orb|Bogdan the Blind]] (1504–1517), the son and successor of Stephen.
+
  [[Alexandru Lăpuşneanu]] (first rule: 1552-61) [[Persecution of Jews|persecuted]] the community alongside other social categories, until he was dethroned by [[Ioan Iacob Heraclid|Jacob Heraclides]], a [[Greeks|Greek]] [[Lutheranism|Lutheran]], who was lenient to his Jewish subjects; Lăpuşneanu did not renew his persecutions after his return on the throne in 1564. The role of [[History of the Jews in Turkey|Ottoman]] and local Jews in financing various princes increased as Ottoman economic demands were mounting after 1550 (in the 1570s, the influential Jewish [[Duchy of the Archipelago|Duke of the Archipelago]], [[Joseph Nasi]], backed both Heraclides and Lăpuşneanu to the throne); several violent incidents throughout the period were instigated by princes unable to repay their debts.<ref>Rezachevici, September 1995, pp. 60–61</ref>
-
 
+
-
At this time both [[Danubian Principalities]] came under the [[suzerainty]] of the [[Ottoman Empire]], and a number of Sephardim living in [[Istanbul]] migrated to Wallachia, while Jews from Poland and the [[Holy Roman Empire]] settled in Moldavia. Although they took an important part in [[State organisation of the Ottoman Empire|Ottoman government]] and formed a large part of a community of foreign creditors and traders,<ref name="Rezachevici, September 1995, p.60"/> Jews were harassed by the ''[[hospodars]]'' of the two Principalities. Moldavia's Prince [[Ştefăniţă]] (1522) deprived the Jewish merchants of almost all the rights given to them by his two predecessors; [[Petru Rareş]] confiscated Jewish wealth in 1541, after alleging that Jews in the cattle trade had engaged in [[tax evasion]].<ref name="Rezachevici, September 1995, p.60"/> [[Alexandru Lăpuşneanu]] (first rule: 1552-61) [[Persecution of Jews|persecuted]] the community alongside other social categories, until he was dethroned by [[Ioan Iacob Heraclid|Jacob Heraclides]], a [[Greeks|Greek]] [[Lutheranism|Lutheran]], who was lenient to his Jewish subjects; Lăpuşneanu did not renew his persecutions after his return on the throne in 1564. The role of [[History of the Jews in Turkey|Ottoman]] and local Jews in financing various princes increased as Ottoman economic demands were mounting after 1550 (in the 1570s, the influential Jewish [[Duchy of the Archipelago|Duke of the Archipelago]], [[Joseph Nasi]], backed both Heraclides and Lăpuşneanu to the throne); several violent incidents throughout the period were instigated by princes unable to repay their debts.<ref>Rezachevici, September 1995, pp. 60–61</ref>
+
During the first short reign of [[Petru Şchiopul|Peter the Lame]] (1574–1579) the Jews of Moldavia, mainly traders from Poland who were competing with locals, were taxed and ultimately expelled.<ref name="Rezachevici, September 1995, p.61">Rezachevici, September 1995, p.61</ref> In 1582, he succeeded in regaining his rule over the country with the help of the Jewish physician Benveniste, who was a friend of the influential [[Solomon Ashkenazi]];<ref name="Rezachevici, September 1995, p.61"/> the latter then exerted his influence with the Prince in favor of his coreligionists.
During the first short reign of [[Petru Şchiopul|Peter the Lame]] (1574–1579) the Jews of Moldavia, mainly traders from Poland who were competing with locals, were taxed and ultimately expelled.<ref name="Rezachevici, September 1995, p.61">Rezachevici, September 1995, p.61</ref> In 1582, he succeeded in regaining his rule over the country with the help of the Jewish physician Benveniste, who was a friend of the influential [[Solomon Ashkenazi]];<ref name="Rezachevici, September 1995, p.61"/> the latter then exerted his influence with the Prince in favor of his coreligionists.
In Wallachia, [[List of rulers of Wallachia|Prince]] [[Alexandru II Mircea]] (1567–1577) engaged as his private secretary and counselor [[Isaiah ben Joseph]], who used his influence on behalf of the Jews. In 1573 Isaiah was dismissed, owing to court intrigues, but he was not harmed any further, and subsequently left for Moldavia (where he entered the service of [[Muscovy]]'s [[Grand Prince of Moscow|Grand Prince]] [[Ivan the Terrible]]). Through the efforts of Solomon Ashkenazi, [[Aron Tiranul]] was placed on the throne of Moldavia; nevertheless, the new ruler persecuted and executed nineteen Jewish creditors in [[Iaşi]], who were [[Decapitation|decapitated]] without process of law.<ref name="Rezachevici, September 1995, p.61"/> At around the same time, in Wallachia, the violent repression of creditors peaked under [[Michael the Brave]], who, after killing Turkish creditors in [[Bucharest]] (1594), probably enagaged in violence against Jews settled south of the [[Danube]] during his campaign in [[Rumelia]] (while maintaining good relations with Transylvanian Jews).<ref>Rezachevici, September 1995, pp. 61–62</ref>
In Wallachia, [[List of rulers of Wallachia|Prince]] [[Alexandru II Mircea]] (1567–1577) engaged as his private secretary and counselor [[Isaiah ben Joseph]], who used his influence on behalf of the Jews. In 1573 Isaiah was dismissed, owing to court intrigues, but he was not harmed any further, and subsequently left for Moldavia (where he entered the service of [[Muscovy]]'s [[Grand Prince of Moscow|Grand Prince]] [[Ivan the Terrible]]). Through the efforts of Solomon Ashkenazi, [[Aron Tiranul]] was placed on the throne of Moldavia; nevertheless, the new ruler persecuted and executed nineteen Jewish creditors in [[Iaşi]], who were [[Decapitation|decapitated]] without process of law.<ref name="Rezachevici, September 1995, p.61"/> At around the same time, in Wallachia, the violent repression of creditors peaked under [[Michael the Brave]], who, after killing Turkish creditors in [[Bucharest]] (1594), probably enagaged in violence against Jews settled south of the [[Danube]] during his campaign in [[Rumelia]] (while maintaining good relations with Transylvanian Jews).<ref>Rezachevici, September 1995, pp. 61–62</ref>
-
Еврейские общины на то, что позже станет румынской территорией прошли аттестацию в начале 2-го века нашей эры, в то время, когда [[Римская империя]] создал свое господство над [[римской Дакии | Dacia]]. Надписи и монеты были найдены в таких местах, как [[Sarmizegetusa]] и [[Orşova]]. В 8-м веке, [[иудаизм | Иудейская]] [[хазар]] присутствовавших на запад до [[Бессарабия]]. Три века спустя, [[Вениамин из Туделы]] свидетельствуют, что евреи из [[Византийской империи]] были заняты в торговле с [[Vlachs]], живущих к югу от [[Дунай]].
 
-
В это время как [[Дунайских княжествах]] попали под [[сюзеренитет]] из [[Османская империя]], а также ряд жизни сефардов в [[Стамбул]] мигрировали в Валахии, в то время как евреи из Польши и [ [Священной Римской империи]] поселился в Молдавии. Хотя они взяли важную роль в [[Государственная организация Османской империи | османского правительства]] и формируется большая часть сообщества иностранными кредиторами и торговцы, <ref name="Rezachevici, сентября 1995, p.60"/> Евреи подвергались притеснениям со стороны'' [[господарей]]'' из двух княжеств. Принц Молдавии [[Ştefăniţă]] (1522) лишили еврейские купцы почти все права, предоставленные им двух его предшественников; [[Петру Рареш]] конфискованной еврейской богатство в 1541 году, после того, утверждалось, что евреи в торговых крупного рогатого скота занимались [[уклонении от уплаты налогов]] <ref name="Rezachevici, сентября 1995, p.60"/> [[Александр Лэпушняну]] (первое правило: 1552-61). [[Преследование евреев | преследованиям]] сообщество наряду с другими социальных категорий, пока он не был свергнут с престола [[Иоан Якоб Heraclid | Jacob Гераклид]], [[греки | Греческие]] [[лютеранство | лютеранской]], который был снисходителен к своим еврейским предметам; Лэпушняну не продлевать его преследований после его возвращение на трон в 1564 году. Роль [[История евреев в Турции | османского]] и местных евреев в финансировании различных князей увеличился Османской экономические требования были монтажных после 1550 (в 1570-х, влиятельные еврейские [[герцогство Архипелаг | Герцог Архипелага ]], [[Иосиф Наси]], опираясь как Гераклид и Лэпушняну на престол);. несколько насильственных инцидентов в течение всего периода было возбуждено князья не в состоянии погасить свои долги <ref> Rezachevici, сентябрь 1995 г., стр. 60-61 < / Ref>
+
 
В течение первого короткого правления [[Петр Şchiopul | Петра Хромого.]] (1574-1579) евреев Молдавии, в основном торговцы из Польши, которые конкурируют с местными жителями, были обложены налогом и в конце концов изгнали <Ref имя = "Rezachevici сентября 1995, с.61 "> Rezachevici, сентябрь 1995, с.61 </ исх> В 1582 году, он преуспел в восстановлении своего господства над страной с помощью еврейской Бенвенист врач, который был другом влиятельных [[Соломон Ашкенази]]; <ref name="Rezachevici, сентября 1995, p.61"/> последнем затем оказывали свое влияние на принца в пользу своих единоверцев.
В течение первого короткого правления [[Петр Şchiopul | Петра Хромого.]] (1574-1579) евреев Молдавии, в основном торговцы из Польши, которые конкурируют с местными жителями, были обложены налогом и в конце концов изгнали <Ref имя = "Rezachevici сентября 1995, с.61 "> Rezachevici, сентябрь 1995, с.61 </ исх> В 1582 году, он преуспел в восстановлении своего господства над страной с помощью еврейской Бенвенист врач, который был другом влиятельных [[Соломон Ашкенази]]; <ref name="Rezachevici, сентября 1995, p.61"/> последнем затем оказывали свое влияние на принца в пользу своих единоверцев.

Версия 02:33, 1 января 2013

Тип статьи: Регулярная статья
Автор статьи: Л.Гроервейдл
Дата создания: 27.08.2012

В Османской империи евреи имели статус зимми и, как правило, в мирное время не подвергались сильному угнетению.

Файл:White Tower of Thessaloniki (2007-06-15).jpg
Белая башня в Салониках, на юго-восточном углу еврейского квартала

В начале периода в захваченные турками балканские страны прибыло много евреев - изгнанников из Испании и Португалии. Турецкие власти поощряли иммиграцию евреев на свою территорию по экономическим соображениям. Султан Баязид II послал в Испанию эскадру кораблей для вывоза богатых и чем-либо примечательных евреев в свои балканские владения. Многие из них привезли с собой большие деньги.[1]

Они получили значительную автономию, с различными правами, включая право покупать недвижимость, строить синагоги и вести торговлю по всей Османской империи.[2] Как и другие религиозные общины, евреи были организованы в миллет во главе с хахам-баши (главным раввином), решавший внутри себя почти все свои проблемы.[3]

В культурном и экономическом отношении они были сильнее местных общин и за короткое время растворили их в себе. Евреи в турецкой империи могли заниматься практически любой работой.[4]

Однако на Балканах вновь прибывшие евреи встретили сильную конкуренцию в областях своей традиционной занятости и не достигли такой степени экономической мощи, как в некоторых странах Европы. Постепенно сложился многочисленный слой евреев среднего достатка и бедняков, занятых во всех сферах несельскохозяйственного производства (поскольку земли у евреев не было).

Отношения между евреями и местным нееврейским населением, как правило, были хорошие.[5] Свидетельство хороших условий для евреев в Македонии и Османской Европе в целом находится в письме 1475 года от македонского раввина Ицхака Царфати, направленного немецким и венгерским евреям c с уведомлением о благоприятных условиях в Османской империи и советом им иммигрировать на Балканы.[6]

Он написал :

«

Турция - страна, где ни в чём нет недостатка. ... Неужели вам кажется хуже жить под мусульманами, чем под христианами?[7][8]

»

В XVII веке после краха затеи лжемессии Шабтая Цви он сам перешёл в ислам и призвал к этому своих последователей. Волна перехода в ислам в турецкой империи была остановлена усилиями выдающихся раввинов. Потомки перешедших в ислам саббатианцев образовали общину дёнме.

В течение XVIII века экономический вес евреев в турецкой империи уменьшался под давлением конкурентов-греков, а с ним и политическое влияние. Единственной значительной фигурой в этом веке остался врач и дипломат Даниэль де Фонсека, участвовавший в переговорах с королём Швеции Карлом XII. Его упоминал Вольтер.

Содержание

В Румынии и Молдове

В XVI в. еврейские общины были в нескольких городах Молдовы: в Яссах, Ботошани, Сучаве, Сирете. Евреи жили в Молдове спокойно, особенно во времена правления господарей Стефана Воды ("Великого", 1457–1504) и Богдана Воды "Слепого", (1504–17). В конце XV в. – начале XVI в. руководителем княжеской администрации Молдовы был Ицхак бен Биньямин Шор из Ясс (Исак-бей). Он сначала был назначен "стольником", а затем "логофетом".

В XVI в. в Румынии селились сефарды, приезжавшие из Болгарии, Греции и других балканских стран. В 1550-х годах появились записи о евреях, живших в Бухаресте.[9] Еврейские общины в южной Бессарабии образовались уже в XVI в. Еврейское население Буковины постоянно увеличивалось и поддерживало тесный контакт с евреями Польско-Литовского государства. Крымские караимы, жившие вокруг Чёрного моря, в том числе в торговых портах между Дунаем и Днестром, присутствовали и на некоторых ярмарках в Молдове в XVI в. или ещё раньше.[10]

В XVI в. основным занятием евреев Молдовы и Валахии была торговля. Господари были этим недовольны и принимали меры против торговцев-евреев. Молдовский господарь Петр Рареш в 1530-х гг. несколько раз конфисковывал у них лошадей, а Петр Хромой в 1579 г. приказал выслать евреев из Молдовы, так как они якобы разорили местных торговцев. В ряде городов княжества в это время произошли антиеврейские беспорядки.

Несмотря на то, что с середины XVI в. Молдова и Валахи находились в зависимости от Турции, правители которой терпимо относились к евреям, власти княжеств проводили антиеврейскую политику.[10] Влиятельные евреи Стамбула, например, врач Шломо бен Натан Ашкенази, пытались заставить господарей Молдовы и Валахии отказаться от этой политики, но не всегда такое вмешательство приносило плоды. В 1591 г. стараниями Ашкенази на престол господаря Молдовы был возведен Иммануэль Арон, еврей по происхождению. Однако надежда, что он не будет преследовать евреев, не оправдалась: на еврейское население Молдовы обрушились невиданные ранее гонения. По распоряжению господаря была уничтожена община Бухареста.

В 1640 г. в Румынии были приняты церковные законы, объявлявшие евреев врагами православной церкви и запрещавшие все отношения с ними. В 1650, 1652 и 1653 гг. евреи Румынии сильно пострадали от набегов отрядов Б. Хмельницкого. Вторжение казаков из Украины в 1656 г. нанесло тяжелый удар евреям Буковины. В страну хлынул поток беженцев из Украины и Польши, спасавшихся от резни, устроенной казаками. Среди румынских евреев было много сторонников Шабтая Цви.

В 1719 г. по представлению господаря Молдовы султан назначил хахам-баши, который руководил всей общинной организацией евреев Румынии (как Молдовы, так и Валахии) и имел широкие полномочия светского и религиозного характера. Как правило, на этот пост назначался один из наиболее известных раввинов.

В 1710 г. на евреев Румынии впервые был возведен кровавый навет в городе Нямц, приведший к погрому, во время которого погибло пять человек. В 1714 г. кровавый навет возвели на евреев города Роман. Румынская православная церковь активно поддерживала эти обвинения и выступала против евреев. В XVII в. господари, находившиеся под сильным влиянием православного духовенства (Стефан Кантакузин, Константин Маврокордато), преследовали евреев.

В Румынии появились антиеврейские памфлеты («Золотой порядок» и другие), но, в отличие от подобного рода литературы в других европейских странах, они не содержали никаких экономических обвинений; евреи в них вновь объявлялись врагами православной церкви и обвинялись в употреблении христианской крови. Более независимые от влияния духовенства господари (например, Николай Маврокордато; 1716–30) приглашали из соседних стран еврейских купцов и ремесленников для развития экономики княжества и предоставляли различные льготы целым еврейским общинам. Бояре ценили деловые качества евреев и поручали им организацию небольших поселений. Евреи, армяне и греки составляли подавляющее большинство торговцев и ремесленников в Румынии, и местные крестьяне охотно покупали и обменивали у них товары.

Во время русско-турецких войн второй половины XVIII в. (в 1768–74 гг. и 1787–91 гг.) над евреями жестоко издевались и русские солдаты, и янычары. В конце XVIII в. усилились антиеврейские выступления духовенства, по всей стране на евреев возводились кровавые наветы. В 1797 г. в результате одного из них произошел погром в Галаце с многочисленными жертвами.

Во второй половине XVIII – начале XIX в. усилилась напряженность внутри еврейской общины Румынии. Многочисленные еврейские беженцы из России и Галиции не признавали власть хахам-баши; выступления против нее возглавляли хасидские цадики.

К началу XVIII в. в нескольких торговых городах Бессарабии уже существовало постоянное еврейское население. К концу XVIII в. сравнительно большое число евреев жило почти во всех городах и во многих деревнях. Их численность оценивалась в 1812 г. в 20 тысяч человек. В это время евреи в Бессарабии занимались главным образом мелкой торговлей и шинкарством; некоторые из них вели более значительную торговлю с соседними областями.

В Болгарии

В начале XVI века еврейские общины были в Видине, Никополе, Силистре, Плевене, Ямболе, Пловдиве и Старой Загоре. Центром еврейской жизни считался Никополь.

В 1523–36 гг. в Никополе жил Йосеф Каро. Он основал там йешиву и написал книгу Бейт Йосеф. Синагога рабби Йосефа Каро в городе была разрушена.

В XVI – начале XVII вв. в Софии были четыре еврейские общины: романиотская (то есть выходцев из Византии), ашкеназская, сефардская и венгерская - евреев, переселенных из Буды в 1627 году.[11] Однако в 1640 г. для всех общин был назначен общий раввин.

Ашкеназский молитвенник был напечатан в Салониках ашкеназским раввином Софии Биньямином hа-Леви Ашкенази из Нюрнберга в 1548 - 1550 гг.

В целом о жизни евреев в этот период мало сведений. Известно, что их сильно обирали турецкие чиновники и их помощники - греки.

Евреи продолжали селиться в различных частях страны, в новых торговых центрах, как Пазарджик. Они торговали с другими частями Османской империи, Валахией, Молдовой, Дубровником и Венецией. В городе была ярмарка тканей, на которую привозили товар из Салоник.

Расширение их хозяйственной деятельности было связано с полученными ими привилегиями и изгнанием многих дубровницких купцов (евреев) после того как они приняли участие в восстании в 1688 году.

В городе Самоков в собственности евреев была шахта и кожевенный завод. Еврей по прозвищу Бакиш прославился тем, что начал выпускать османскую монету.

В XVII в. многие евреи Болгарии примкнули к движению Шабатая Цви. Сторонники его движения, как Натан из Газы и Самуэль Примо, были активны в Софии.

В XVIII веке еврей - личный врач и фармацевт наместника Болгарии оказался причастен к попытке этого наместника отравить султана. Султан постановил вырезать всех евреев в Болгарии, и уже назначил для этого день - вечер Пурима, но каким-то чудом это было отменено.

В Македонии

Богатые торговые города в современной Республике Македония, такие как Скопье, Битола и Штип привлекали многих евреев. Евреи в этой области процветали в сферах торговли, банковского дела, медицины и права, а некоторые даже вошли во властные структуры. Еврейское кладбище в Битоле было создано в 1497 году, вскоре после приезда первых сефардских евреев в этот район. Это самое старое еврейское кладбище в Македонии, если не на Балканах в целом.

Итальянский путешественник писал в 1560 году, что в Скопье численность евреев превысила численность других групп населения.[12]

В XVII веке в Скопье было 3000 евреев и две синагоги, Бейт-Арон и Бейт-Яаков.[13]

В 1680 году Натан из Газы умер и был похоронен в Скопье.[14] Его захоронение было местом паломничества после его смерти, [14] но было разрушен во время Второй мировой войны.[15]

В конце XVII века Нехемия Хия бен Моше Хайон был членом раввината Скопье.[16]

В Битоле было девять синагог, в Скопье три и в Штипе две.[17]

Несколько известных еврейских философов родились или жили какое-то время в Македонии, в том числе:

  • Шмуэль бен Моше де Медина (акроним Махарашдам, 1506–89), глава еврейской общины Салоник,[18][19]
  • Иосеф бен Давид Ибн Лев (1505–80; жил в Салониках в 1534–50 гг.)
  • Шломо Коэн (1540-1602),[20]
  • Яаков там Давид Яхья,
  • Ицхак бен Шмуэль Адарби,
  • Аарон бен Иосиф Сасон и
  • Сал-амон.[21]

Австрийский генерал Пикколомини, отступая из Скопье во время войны с турками 1688-1689 гг., сжёг город дотла. Еврейская община Скопье после этого сильно уменьшилась.[12]

В Боснии и Герцоговине

Первые евреи прибыли в регион Боснии и Герцоговины с 1492 по 1497 год из Испании и Португалии, когда султан Баязид II начал политику привлечения сефардских беженцев в свою империю.[22] Большое число евреев прибыло в регион в XVI веке и поселилось преимущественно в Сараево (в том числе большая группа иммигрантов из Турции и Греции в 1541 году). По требованию турецких жителей Сараева был организован отдельный еврейский квартал, который стал называться "Чуфут хан".

Вначале община Сараево была подведомственна раввинату Салоников, затем Белграда, которые сами подчинялись верховному раввинату Стамбула. В XVIII веке в Сараево появился собственный раввинат, который стал верховным раввинатом Боснии и Герцоговины.

Первые ашкеназские евреи прибыли из Венгрии в 1686 году, когда турки были вытеснены из Венгрии.[23]

Сефардская община Боснии, жившая рядом с мусульманами на правах зимми, была одним из крупнейших центров сефардской культуры.[24] Она пользовалась автономией и экономически преуспевала.[25]

В Сербии и Черногории

Черногория была частью исторической Сербии до начала XIX В 1521 г., когда войска Османской империи захватили Белград, часть живших здесь евреев была переселена в Стамбул.

В первой половине XVI в. в Сербию начинают прибывать сефарды, многие из Салоник. К 1530 г. в Белграде существовали две общины — сефардская и ашкеназская. Тогда же в городе возник еврейский квартал, размещавшийся близ реки Сава (в XVII в. перенесен на берег Дуная); проживание в нем не было обязательным. В это же время образовались общины в расположенных недалеко от Белграда городах Шабац, Смедерево и Пожаревац.

В XVI–XVII вв. численность еврейского населения Сербии постоянно колебалась: ее стабильному росту препятствовали эпидемии, пожары и войны. Тем не менее, к 1663 г. в Белграде жили примерно восемьсот евреев; город был, таким образом, третьим по величине еврейским центром на Балканах (после Салоник и Стамбула).

Сербские евреи занимались в этот период главным образом торговлей и кредитным делом, поддерживая тесные деловые контакты с Дубровником, Сплитом, Салониками, Будой, куда плавали по Дунаю на собственных судах, а также со столицей Болгарии Софией и главным городом Вардарской Македонии — Скопье.

Еврейские купцы вывозили из Сербии кожи, воск, медь, ввозили тонкие сукна и другие товары. Объем этой торговли заметно возрос в конце XVI в., когда реконструкция порта в Сплите обеспечила надежную связь между Балканами и Венецией.

В XVII в. Белград был крупным центром еврейской учености: широкой известностью пользовалась иешива, открывшаяся здесь в 1617 г. по инициативе рабби Иехуды Лермы (раввин Белграда в 1617–42 гг.).

В 1688 г., когда австрийские войска осадили Белград, янычары разграбили еврейский квартал, а после падения города австрийцы сожгли синагоги и учинили массовую резню евреев, а уцелевших взяли в плен, намереваясь продать в рабство. Многих из них впоследствии выкупили еврейские общины Австрии. Лишь немногим удалось бежать в Болгарию и в другие страны. Эти трагические события нашли отклик в среде европейского еврейства; в Лондоне был учрежден фонд помощи пострадавшим.

Два года спустя, когда Белград вновь перешел под власть Османской империи, некоторые евреи вернулись в город и отстроили одну синагогу, но даже в начале XVIII в. здесь насчитывалось не более 50 еврейских семей (в четыре раза меньше, чем до 1688 г.).

В 1690 г. бесчинства гайдуков (участников вооруженного антиосманского движения) вынудили евреев бежать из Шабаца. В XVIII в. северная часть Сербии (включая Белград) неоднократно становилась ареной австро-турецких войн. При этом обе стороны преследовали евреев и неоднократно вводили против них дискриминационные ограничительные меры, в результате чего численность еврейского насления здесь не только не росла, но и сокращалась. На юге страны, где политическая ситуация была более стабильной, в это время возник ряд новых общин, самая крупная из них — в городе Ниш (1728).

Евреи области Воеводина

В Бачке, Банате и Среме (образовавших в середине XIX в. область Воеводина, которая с 1918 г. входит в состав Сербии) в XVI–XVII вв., когда эти территории находились под властью Османской империи, жили отдельные семьи сефардов.

Почти все они покинули край в конце XVII в. – начале XVIII в., когда Бачка, Банат и Срем перешли под контроль Австрии; немногие оставшиеся были убиты или проданы в рабство.

В то же время на территории современной Воеводины начали селиться ашкеназы — выходцы из Венгрии, Австрии и Чехии. Первоначально почти все они жили в селах, занимаясь мелкой торговлей. Вид на жительство в городе могли получить лишь владельцы постоялых дворов, корчмари и поставщики австрийской армии (среди последних был И. б. И. З. Оппенхеймер).

Первая еврейская община на территории современной Воеводины возникла в городе Петроварадин в 1697 г.; в 1699 г. образовалась община в городе Нови-Сад, ставшая вскоре крупнейшей в области: на протяжении XVIII в. в этом городе было построено несколько синагог, организована хевра кадиша, открыта еврейская школа. В 1786 г. возникла община в городе Суботица, в 1790 г. — в городе Бечкерек (ныне Зренянин), в 1793 г. — в городе Сента.

В Греции

Файл:Rhodes Synagogue.JPG
Старейшая синагога Греции на Родосе

На острове Корфу обосновалась община италоязычных евреев (потомки изгнанных из Апулии в 1540 г.). В XVI—XVII вв. в Греции поселились испанские марраны, а после 1648 г. — бежавшие от ужасов резни Б. Хмельницкого и гонений польские евреи.

Влияние Давида бен Хаим hа-Коhена (XVI в.), верховного раввина Патраса, распространилось на Италию и на восточное Средиземноморье.

В XVI—XVIII вв. крупнейшая еврейская община Греции сложилась в Салониках — городе, который стал не только крупнейшим центром культуры евреев Греции, но и одним из очагов сефардского еврейства после изгнания из Испании. К началу XX в. евреи составляли там большинство населения.

После завоевания Родоса турками (1552) там поселились евреи из Салоник, занявшие ведущие позиции в торговле острова. В царствование султана Селима II (правил в 1566–74 гг.) Иосеф Наси был назначен санджак-беем Наксоса и соседних островов.[26]

Основным занятием евреев Греции в XVI—XVIII вв. было шелкопрядение, выделка шерсти, сукноделие. Они также играли видную роль в торговле, ссудном деле и в откупах налогов. Коммерсанты-евреи установили прочные связи с торговыми центрами Европы и Леванта. В то же время уровень жизни евреев Фессалии и Пелопоннеса, мелких торговцев и жестянщиков, был очень низок.

Кипр

В период венецианского владычества (1489–1571) на Кипре проживало лишь небольшое число евреев, как свидетельствует анонимный путешественник в 1495 г., а рабби Моше Басола (1480–1560), посетивший Кипр в 1521 г., сообщает, что застал в Фамагусте лишь 12 еврейских семейств, выходцев с Сицилии.

Попытка поднять на Кипре протурецкое восстание в 1568 г. приписывалась турецкому государственному деятелю, еврею Иосефу Наси. Турция, завоевавшая Кипр в 1571 г., стремясь уменьшить процент христианского населения на острове, пыталась переселить на него евреев из Цфата, однако эти попытки были малоуспешны.

Крит

На Крите евреи играли значительную роль в транзитной торговле; остров был известен также своими раввинами и учеными. Там жили выдающийся талмудист и учёный Элияху бен Элкана Капсали (1483–1555) и другие.

Усилившиеся в XVI в. антиеврейские выступления христианского населения Крита и притеснение евреев правительством острова не прекратились и после их сурового порицания Константинопольским патриархом (1568). Фанатичный религиозный правитель Крита Дж. Фоскарини (правил в 1574–77 гг.) принял строгие меры к изоляции евреев, отказавшихся перейти в христианство, и обложил еврейскую общину тяжелыми налогами.

В 1583 г., во время войны с Турцией, греки Кандии, возбужденные слухами о том, что евреи укрывают турок, напали на еврейский квартал, и лишь вмешательство венецианского войска предотвратило резню. Годовщина этого события (18 таммуза) отмечалась евреями Крита как Пурим Кандия. Вместе с тем экономическое положение еврейского населения Крита оставалось удовлетворительным. В их руках была сосредоточена торговля сахаром, воском, кожей, индиго, вином и т. п. Некоторые евреи занимались ростовщичеством и банковским делом.

В период турецкого владычества (1669–1898) наступил упадок еврейской общины Крита; оторванность от западноевропейских центров привела к ее материальному и культурному обнищанию. Благожелательное отношение турецких властей к еврейскому населению острова и лояльность последнего к Турции усиливала неприязнь греческого населения к евреям.

Родос

В 1502 г. великий магистр иоаннитов Д’Обюссон приказал всем евреям Родоса креститься или покинуть остров в течение 50 дней; указ предусматривал также насильственное крещение детей. Часть евреев Родоса приняла католичество; остальные были вынуждены переселиться в Ниццу, входившую в то время в герцогство Савойя. Несколько евреев, отказавшихся выполнить распоряжение великого магистра, были брошены в тюрьму и после пыток казнены.

Община распалась; численность еврейского населения острова значительно сократилась. В то же время среди пленных, которых в первые два десятилетия XVI в. привозили на Родос военные корабли ордена иоаннитов, было немало (по некоторым сведениям, от двух до трех тысяч) евреев. Они находились на положении рабов; их труд использовался, в частности, на строительстве укреплений.

В декабре 1522 г. Родос был захвачен турецкими войсками. Сразу же после этого почти все евреи острова вернулись к иудаизму и воссоздали общину. По преданию, султан Сулейман I Великолепный даровал им ряд привилегий, включая освобождение от налогов на сто лет. На Родос начали переселяться сефарды из Салоник, Измира, Стамбула, Иерусалима; это были главным образом изгнанники из Испании и Португалии или их потомки.

Численность общины возросла в несколько раз; по некоторым сообщениям современников, евреи даже составили большинство населения острова. Влияние новоприбывших было сильным: в быту и в официальных документах общины стал использоваться еврейско-испанский язык; литургические и обрядовые традиции романиотов постепенно заменялись сефардскими. Не позднее 1517 г. на Родосе была построена вторая синагога.

В 1522–1840 гг. евреи Родоса имели юридический статус зимми, пользовались свободой вероисповедания, административной и судебной автономией (только по гражданским делам). Общиной руководил совет семи нотаблей (мемуним), действовал бейт-дин. Несмотря на отдельные инциденты (например, нападение на талмуд-тору и убийство нескольких ее учеников в 1739 г.), с мусульманским населением острова поддерживались дружественные отношения.

В XVI в. община Родоса процветала: ее члены занимались винокурением и виноторговлей, производством льняных и хлопчатобумажных тканей (экспортировавшихся до конца XIX в. в Малую Азию и в Египет), разными ремеслами, оптовой и розничной торговлей, кредитным делом. Евреи также брали на откуп таможенные пошлины. В XVII–XVIII вв. в связи с общим хозяйственным упадком в Османской империи экономическое положение евреев Родоса постепенно ухудшалось; доля нищих и бедняков среди членов общины значительно возросла.

С XVI в. Родос стал одним из центров еврейской учености. На острове действовала иешива, появились новые талмуд-торы. Среди раввинов Родоса наибольшей известностью пользовались Иехуда Ибн Верга (XVI в.), Моше Буссал (XVII в.), Иехиэль Бассан (XVIII в.) и многочисленные представители семьи Исраэль (XVIII–XIX вв.). В XVI в. на острове жил поэт Иехуда Зарко.

В европейской части Турции

На момент захвата турками Константинополя (Стамбула) город был в упадке. Он ещё не оправился от разгрома крестоносцами в 1204 году и эпидемии чумы 1347 года. В рамках мероприятий по восстановлению города[27] турецкий султан приказал завезти в него население, в том числе евреев из других мест.[28][27]

Через несколько месяцев практически все романиоты были сосредоточены с Стамбуле, где составил 10% от населения города.[29] К ним присоединились ашкеназские беженцы из Центральной Европы.

После прибытия сефардских евреев в Стамбул в начале XVI века его еврейская община достигла численности 30,000 человек. У них было 44 синагоги. Султан Баязид расселил евреев по берегу залива Золотой рог.

В XVI веке ведущими финансистами в Стамбуле были греки и евреи. Многие еврейские финансисты были выходцами из Иберии и бежали в период подготовки изгнания евреев из Испании, успев забрать свои деньги.

Наиболее заметной была марранская семья Мендес, которая поселилась в Стамбуле в 1552 году. Когда Альваро Мендес прибыл в Стамбул в 1588 году, он, как сообщается, привез с собой 85 тысяч золотых дукатов.[30] Эта семья вскоре заняла доминирующее положение в государственных финансах Османской империи и в торговле с Европой.[31]

Известен министр финансов ("дефтендар") султана Мехмеда II Хеким Якуп Паса и его же личный врач португальский еврей Моше Хамон, личный врач Мурада II Абраhам де Кастро.

Литература

Источники и ссылки

Примечания

  1. Michael Dumper, Bruce E. Stanley Города Ближнего Востока и Северной Африки. Историческая энциклопедия = Cities of the Middle East and North Africa: a historical encyclopedia. — ABC-CLIO, 2007. — С. 185.
  2. A. Assa, p.36.
  3. B. Lewis, The Jews of Islam, PUP, (1987) 137–141
  4. L. Stavrianos; The Balkans since 1453, NYU Press (2000)
  5. Remembering the Past - Jewish culture battling for survival in Macedonia, Zhidas Daskalovski
  6. Assa, p.40.
  7. "Letter of Rabbi Isaac Zarfati". Turkishjews.com. Retrieved 2012-10-16.
  8. B. Lewis, "The Jews of Islam", New York (1984), pp. 135 –136
  9. Djuvara, p. 179; Giurescu, p. 271
  10. 10,0 10,1 Rezachevici, September 1995, p. 60
  11. Статья "History of the Jews in Hungary" в английском разделе Википедии
  12. 12,0 12,1 Encyclopedia of the Jewish diaspora: origins, experiences, and culture, Volume 1, p. 980
  13. The Expulsion of the Jews: Five Hundred Years of Exodus By Yale Strom p. 17
  14. 14,0 14,1 Sephardi and Middle Eastern Jewries: history and culture in the modern era By Harvey E. Goldberg, Jewish Theological Seminary of America p. 75
  15. Honored by the Glory of Islam: Conversion and Conquest in Ottoman Europe By Marc David Baer p. 300
  16. Статья "Хайон Нехемия Хия бен Моше" из ЭЕЭ
  17. eSefarad - Noticias del Mundo Sefaradi
  18. Статья "Сиддур" в ЭЕЭ
  19. http://www.eleven.co.il/article/13664 Статья "Салоники" в ЭЕЭ
  20. Статья "שלמה הכהן (מהרש"ך)" в ивритском разделе Википедии
  21. Encyclopedia of the Jewish diaspora: origins, experiences, and culture, Volume 1, p. 980
  22. BOSNIA. JewishEncyclopedia.com. Проверено 24 апреля 2012.
  23. Excerpts from Jews in Yugoslavia – Part I
  24. Sarajevo Rose: A Balkan Jewish Notebook, by Stephen Schwartz
  25. "Macedonia and the Jewish people", A. Assa, Skopje, 1992, p.36
  26. Charles Issawi & Dmitri Gondicas; Ottoman Greeks in the Age of Nationalism, Princeton, (1999)
  27. 27,0 27,1 Inalcik, Halil. “The Policy of Mehmed II toward the Greek Population of Istanbul and the Byzantine Buildings of the City.” Dumbarton Oaks Papers 23, (1969): 229–249.pg236
  28. The Black Death, Channel 4 – History.
  29. Avigdor Levy; The Jews of the Ottoman Empire, New Jersey, (1994)
  30. Halil İnalcık, Donald Quataert Экономическая и социальная история Османской империи, 1300-1914 = An economic and social history of the Ottoman Empire, 1300-1914. — Cambridge University Press, 1994. — С. 212.
  31. Clifford Edmund Bosworth Исторические города исламского мира = Historic cities of the Islamic world. — BRILL, 2007. — С. 207.
Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация