История еврейского народа в Юго-восточной Европе в Новое время (XVI—XVIII вв.)

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
 
(28 промежуточных версий не показаны.)
Строка 1: Строка 1:
-
{{Остатье
+
#redirect [[:ej:История еврейского народа в Юго-восточной Европе в Новое время (XVI—XVIII вв.)]]
-
| ТИП СТАТЬИ  = 1
+
-
| АВТОР1 = Л.Гроервейдл
+
-
| АВТОР2 =
+
-
| АВТОР3 =
+
-
| СУПЕРВАЙЗЕР =
+
-
| ПРОЕКТ =
+
-
| ПОДТЕМА =
+
-
| КАЧЕСТВО  =
+
-
| УРОВЕНЬ  =
+
-
| ДАТА СОЗДАНИЯ  =27.08.2012
+
-
| ВИКИПЕДИЯ =
+
-
| НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ  =
+
-
}}  {{Начало_работы}}
+
-
В [[Турция|Османской империи]] евреи имели статус [[зимми]] и, как правило, в мирное время не подвергались сильному угнетению.
+
-
 
+
-
В начале периода в захваченные турками балканские страны прибыло много [[Изгнание евреев из Испании|евреев - изгнанников из Испании и Португалии]]. Турецкие власти поощряли иммиграцию евреев на свою территорию по экономическим соображениям. Султан Баязид II послал в Испанию эскадру кораблей для вывоза богатых и чем-либо примечательных евреев в свои балканские владения.
+
-
 
+
-
<!--
+
-
 
+
-
В шестнадцатом веке, ведущие финансисты в Стамбуле были греки и евреи. Многие еврейские финансисты были выходцами из Иберии и бежали в период подготовки к [Указ [Alhambra | изгнания евреев из Испании]]. Многие из этих семей принесла огромные состояния с ними <ref> {{цитировать книгу | название = городов на Ближнем Востоке и в Северной Африке. Историческая энциклопедия | first1 = Michael | last1 = Dumper | first2 = Bruce E. | last2 = Stanley | издатель = ABC-CLIO | год = 2007 | страниц = 185
+
-
Наиболее заметным из еврейских семей банкинга в шестнадцатом веке Османская империя была [[марранов]] банкирского дома Мендес которые переехали в и поселился в Стамбуле в 1552 году, под защитой султана Сулеймана Великолепного. Когда Альваро Мендес прибыл в Стамбул в 1588 году, он, как сообщается, привез с собой 85 тысяч золотых дукатов <ref> {{цитировать книгу |. Название = экономической и социальной истории Османской империи, 1300-1914 | first1 = Халил | last1 = İnalcık | first2 = Дональд | last2 = Quataert | издатель = Cambridge University Press | год = 1994 | страниц = 212 Мендес семья вскоре приобрел доминирующее положение в государственных финансах Османской империи, а в торговле с Европой <ref> {{цитировать книгу |. Название = исторических городов исламского мира | первый = Клиффорд Эдмунд | последний = Bosworth | издатель = BRILL | год = 2007
+
-
===Banking and finance===
+
-
 
+
-
In the sixteenth century, the leading financiers in Istanbul were Greeks and Jews.  Many of the Jewish financiers were originally from Iberia and had fled during the period leading up to the [[Alhambra Decree|expulsion of Jews from Spain]].  Many of these families brought great fortunes with them.<ref>{{cite book |title=Cities of the Middle East and North Africa: a historical encyclopedia |first1=Michael |last1=Dumper|first2=Bruce E. |last2=Stanley |publisher=ABC-CLIO |year=2007 |page=185 |url=http://books.google.com/books?id=3SapTk5iGDkC&pg=PA185&lpg=PA185&dq=Marrano+banking&source=bl&ots=8sTF94Oa1w&sig=S7EkbxOydN-srw4UCrlCHC1Ku8I&hl=en&ei=3-qeTb7gNqrdiAKG1omDAw&sa=X&oi=book_result&ct=result&resnum=5&ved=0CCkQ6AEwBA#v=onepage&q=Marrano%20banking&f=false}}</ref> 
+
-
The most notable of the Jewish banking families in the sixteenth century Ottoman Empire was the [[Marrano]] banking house of Mendes which moved to and settled in Istanbul in 1552, under the protection of Sultan Suleyman the Magnificent.  When Alvaro Mendes arrived in Istanbul in 1588, he is reported to have brought with him 85,000 gold ducats.<ref>{{cite book |title=An economic and social history of the Ottoman Empire, 1300-1914|first1=Halil |last1=İnalcık |first2=Donald |last2=Quataert |publisher=Cambridge University Press |year=1994 |page=212 |url=http://books.google.com/books?id=MWUlNdskNfIC&pg=PA212&lpg=PA212&dq=Marrano+banking&source=bl&ots=b16xixwrg6&sig=6sSusKxzjnVmDGgqtDgo1ak5i7A&hl=en&ei=qemeTZTIMIrmiAKIu8yRAw&sa=X&oi=book_result&ct=result&resnum=3&ved=0CCIQ6AEwAg#v=onepage&q=Marrano%20banking&f=false}}</ref> The Mendès family soon acquired a dominating position in the state finances of the Ottoman Empire and in commerce with Europe.<ref>{{cite book|title=Historic cities of the Islamic world |first=Clifford Edmund |last=Bosworth |publisher=BRILL |year=2007 |page=207|url=http://books.google.com/books?id=UB4uSVt3ulUC&pg=PA207&lpg=PA207&dq=Marrano+banking&source=bl&ots=FCF1tS1jvO&sig=cH30pGDMogt-dfeNPavF0VlHzww&hl=en&ei=3-qeTb7gNqrdiAKG1omDAw&sa=X&oi=book_result&ct=result&resnum=4&ved=0CCYQ6AEwAw#v=onepage&q=Marrano%20banking&f=false}}</ref>
+
-
 
+
-
 
+
-
-->
+
-
 
+
-
Они получили значительную автономию, с различными правами, включая право покупать недвижимость, строить [[синагоги]] и вести торговлю по всей [[Турция|Османской империи]].<ref>A. Assa, p.36.</ref>
+
-
 
+
-
В культурном и экономическом отношении они были сильнее местных общин и за короткое время растворили их в себе.
+
-
 
+
-
Однако на Балканах вновь прибывшие евреи встретили сильную конкуренцию в областях своей традиционной занятости и не достигли такой степени экономической мощи, как в некоторых странах Европы. Постепенно сложился многочисленный слой евреев среднего достатка и бедняков, занятых во всех сферах несельскохозяйственного производства (поскольку земли у евреев не было).
+
-
 
+
-
Отношения между евреями и местным нееврейским населением, как правило, были хорошие.<ref name="ce-review.org">[http://www.ce-review.org/00/4/daskalovski4.html Remembering the Past - Jewish culture battling for survival in Macedonia, Zhidas Daskalovski]</ref> Свидетельство хороших условий для евреев в Македонии и [[Турция|Османской Европе]] в целом находится в письме 1475 года от македонского [[раввин]]а Ицхака Царфати, направленного немецким и венгерским евреям c с уведомлением о благоприятных условиях в Османской империи и советом им иммигрировать на Балканы.<ref>Assa, p.40.</ref>
+
-
 
+
-
Он написал :
+
-
{{цитата|
+
-
Турция - страна, где ни в чём нет недостатка. ... Неужели вам кажется хуже жить под мусульманами, чем под христианами?<ref>[http://www.turkishjews.com/history/letter.asp "Letter of Rabbi Isaac Zarfati". Turkishjews.com. Retrieved 2012-10-16.]</ref><ref>[[Льюис, Бернард|B. Lewis]], "The Jews of Islam", New York (1984), pp. 135 –136</ref>
+
-
}}
+
-
 
+
-
== В Болгарии ==
+
-
В начале XVI века еврейские общины были в Видине, Никополе, Силистре, Плевене, Ямболе, Пловдиве и Старой Загоре. Центром еврейской жизни считался Никополь.
+
-
 
+
-
В 1523–36 гг. в Никополе жил [[Каро, Йосеф|Йосеф Каро]]. Он основал там [[Йешива|йешиву]] и написал книгу [[Бейт Йосеф]]. [[Синагога]] рабби Йосефа Каро в городе была разрушена. 
+
-
 
+
-
В XVI – начале XVII вв. в Софии были четыре еврейские общины: романиотская (то есть выходцев из Византии), [[ашкеназ]]ская, [[сефард]]ская и венгерская - евреев, переселенных из Буды в 1627 году.<ref>[http://en.wikipedia.org/wiki/History_of_the_Jews_in_Hungary Статья "History of the Jews in Hungary" в английском разделе Википедии]</ref> Однако в 1640 г. для всех общин был назначен общий [[раввин]].
+
-
 
+
-
[[Ашкеназ]]ский молитвенник был напечатан в [[Салоники|Салониках]] [[ашкеназ]]ским  [[раввин]]ом Софии Биньямином hа-Леви Ашкенази из [[Нюрнберг]]а в 1548 - 1550 гг.
+
-
 
+
-
В целом о жизни евреев в этот период мало сведений. Известно, что их сильно обирали турецкие чиновники и их помощники - греки.
+
-
 
+
-
Евреи продолжали селиться в различных частях страны, в новых торговых центрах, как Пазарджик. Они торговали с другими частями Османской империи, Валахией, Молдовой, [[Дубровник]]ом и [[Венеция|Венецией]]. В городе была ярмарка тканей, на которую привозили товар из [[Салоники|Салоник]].
+
-
 
+
-
Расширение их хозяйственной деятельности было связано с полученными ими привилегиями и изгнанием многих [[Дубровник|дубровницких]] купцов (евреев) после того как они приняли участие в восстании в 1688 году.
+
-
 
+
-
В городе Самоков в собственности евреев была шахта и кожевенный завод. Еврей по прозвищу ''Бакиш'' прославился тем, что начал выпускать османскую монету.
+
-
+
-
В XVII в. многие евреи Болгарии примкнули к движению [[Шабтай Цви|Шабатая Цви]]. Сторонники его движения, как [[Натан из Газы]] и Самуэль Примо, были активны в Софии.
+
-
 
+
-
В XVIII веке еврей - личный врач и фармацевт наместника Болгарии оказался причастен к попытке этого наместника отравить султана. Султан постановил вырезать всех евреев в Болгарии, и уже назначил для этого день - вечер [[Пурим]]а, но каким-то чудом это было отменено.
+
-
 
+
-
== В Македонии ==
+
-
Богатые торговые города в современной Республике [[Македония]], такие как [[Скопье]], [[Битола]] и [[Штип]] привлекали многих евреев. Евреи в этой области процветали в сферах торговли, банковского дела, медицины и права, а некоторые даже вошли во властные структуры. Еврейское кладбище в Битоле было создано в 1497 году, вскоре после приезда первых [[сефард]]ских евреев в этот район. Это самое старое еврейское кладбище в Македонии, если не на Балканах в целом.
+
-
 
+
-
Итальянский путешественник писал в 1560 году, что в Скопье численность евреев превысила численность других групп населения.<ref name="books.google.com">[http://books.google.com/books?id=NoPZu79hqaEC&pg=PA980 Encyclopedia of the Jewish diaspora: origins, experiences, and culture, Volume 1, p. 980]</ref>
+
-
 
+
-
В XVII веке в [[Скопье]] было 3000 евреев и две синагоги, Бейт-Арон и Бейт-Яаков.<ref>[http://books.google.com/books?id=8zKt08jnug0C&pg=PA17 The Expulsion of the Jews: Five Hundred Years of Exodus By Yale Strom p. 17]</ref>
+
-
 
+
-
В 1680 году [[Натан из Газы]] умер и был похоронен в [[Скопье]].<ref name="YEnq2cYMTwYC p. 75">[http://books.google.com/books?id=YEnq2cYMTwYC&pg=PA75 Sephardi and Middle Eastern Jewries: history and culture in the modern era By Harvey E. Goldberg, Jewish Theological Seminary of America p. 75]</ref> Его захоронение было местом паломничества после его смерти, <ref name="YEnq2cYMTwYC p. 75"/> но было разрушен во время [[Вторая мировая война|Второй мировой войны]].<ref>[http://books.google.com/books?id=CIPR5L5SAtYC&pg=PA300 Honored by the Glory of Islam: Conversion and Conquest in Ottoman Europe By Marc David Baer p. 300]</ref>
+
-
 
+
-
В конце XVII века [[Хайон, Нехемия Хия Бен Моше|Нехемия Хия бен Моше Хайон]] был членом раввината [[Скопье]].<ref>[http://www.eleven.co.il/article/14414 Статья "Хайон Нехемия Хия бен Моше" из ЭЕЭ]</ref>
+
-
 
+
-
В [[Битола|Битоле]] было девять синагог, в [[Скопье]] три и в [[Штип]]е две.<ref>[http://www.esefarad.com/?p=16786 eSefarad - Noticias del Mundo Sefaradi]</ref>
+
-
 
+
-
Несколько известных еврейских философов родились или жили какое-то время в Македонии, в том числе:
+
-
* [[Шмуэль бен Моше де Медина]] (акроним Махарашдам, 1506–89), глава еврейской общины Салоник,<ref>[http://www.eleven.co.il/article/13790 Статья "Сиддур" в ЭЕЭ]</ref><ref>http://www.eleven.co.il/article/13664 Статья "Салоники" в ЭЕЭ</ref>
+
-
* Иосеф бен Давид Ибн Лев (1505–80; жил в Салониках в 1534–50 гг.)
+
-
* Шломо Коэн (1540-1602),<ref>[http://he.wikipedia.org/wiki/שלמה_הכהן_(מהרש%22ך) Статья "שלמה הכהן (מהרש"ך)" в ивритском разделе Википедии]</ref>
+
-
* Яаков там Давид Яхья,
+
-
* [[Ицхак бен Шмуэль Адарби]],
+
-
* Аарон бен Иосиф Сасон и
+
-
* Сал-амон.<ref>[http://www.books.google.com/books?id=NoPZu79hqaEC&pg=PA980 Encyclopedia of the Jewish diaspora: origins, experiences, and culture, Volume 1, p. 980]</ref>
+
-
+
-
Австрийский генерал Пикколомини, отступая из Скопье во время войны с турками 1688-1689 гг., сжёг город дотла. Еврейская община [[Скопье]] после этого сильно уменьшилась.<ref name="books.google.com"/>
+
-
 
+
-
== В Боснии и Герцоговине ==
+
-
Первые евреи прибыли в регион Боснии и Герцоговины с 1492 по 1497 год из Испании и Португалии, когда султан Баязид II начал политику привлечения [[сефард]]ских беженцев в свою империю.<ref name=autogenerated26>{{cite web|url=http://www.jewishencyclopedia.com/view.jsp?artid=1357&letter=B&search=Bosnia |title=BOSNIA |publisher=JewishEncyclopedia.com |accessdate= 24 April 2012}}</ref> Большое число евреев прибыло в регион в XVI веке и поселилось преимущественно в [[Сараево]] (в том числе большая группа иммигрантов из Турции и Греции в 1541 году). По требованию турецких жителей Сараева был организован отдельный [[еврейский квартал]], который стал называться ''"Чуфут хан"''.
+
-
 
+
-
Вначале община Сараево была подведомственна раввинату [[Салоники|Салоников]], затем [[Белград]]а, которые сами подчинялись верховному раввинату [[Стамбул]]а. В XVIII веке в Сараево появился собственный раввинат, который стал верховным раввинатом Боснии и Герцоговины.
+
-
 
+
-
Первые ашкеназские евреи прибыли из Венгрии в 1686 году, когда [[Турция|турки]] были вытеснены из Венгрии.<ref name=autogenerated2>[http://www.centropa.org Excerpts from Jews in Yugoslavia – Part I]</ref>
+
-
 
+
-
Сефардская община Боснии, жившая рядом с мусульманами на правах [[зимми]], была одним из крупнейших центров сефардской культуры.<ref name=autogenerated>[http://www.jewcy.com/ Sarajevo Rose: A Balkan Jewish Notebook, by Stephen Schwartz]</ref> Она пользовалась автономией и экономически преуспевала.<ref>"''Macedonia and the Jewish people''", A. Assa, Skopje, 1992, p.36</ref>
+
-
 
+
-
== В Сербии и Черногории ==
+
-
Черногория была частью исторической Сербии до начала XIX
+
-
В 1521 г., когда войска [[Турция|Османской империи]] захватили [[Белград]], часть живших здесь евреев была переселена в [[Стамбул]].
+
-
 
+
-
В первой половине XVI в. в Сербию начинают прибывать [[сефарды]], многие из [[Салоники|Салоник]]. К 1530 г. в Белграде существовали две общины — [[сефард]]ская и [[ашкеназ]]ская. Тогда же в городе возник [[еврейский квартал]], размещавшийся близ реки Сава (в XVII в. перенесен на берег Дуная); проживание в нем не было обязательным. В это же время образовались общины в расположенных недалеко от Белграда городах Шабац, Смедерево и Пожаревац.
+
-
 
+
-
В XVI–XVII вв. численность еврейского населения Сербии постоянно колебалась: ее стабильному росту препятствовали эпидемии, пожары и войны. Тем не менее, к 1663 г. в Белграде жили примерно восемьсот евреев; город был, таким образом, третьим по величине еврейским центром на Балканах (после [[Салоники|Салоник]] и [[Стамбул]]а).
+
-
 
+
-
Сербские евреи занимались в этот период главным образом торговлей и [[Ссуда денежная|кредитным делом]], поддерживая тесные деловые контакты с [[Дубровник]]ом, [[Сплит]]ом, Салониками, [[Будапешт|Будой]], куда плавали по Дунаю на собственных судах, а также со столицей Болгарии Софией и главным городом Вардарской Македонии — [[Скопье]].
+
-
 
+
-
Еврейские купцы вывозили из Сербии кожи, воск, медь, ввозили тонкие сукна и другие товары. Объем этой торговли заметно возрос в конце XVI в., когда реконструкция порта в Сплите обеспечила надежную связь между Балканами и Венецией.
+
-
 
+
-
В XVII в. Белград был крупным центром еврейской учености: широкой известностью пользовалась [[иешива]], открывшаяся здесь в 1617 г. по инициативе рабби Иехуды Лермы ([[раввин]] Белграда в 1617–42 гг.).
+
-
 
+
-
В 1688 г., когда австрийские войска осадили Белград, янычары разграбили [[еврейский квартал]], а после падения города австрийцы сожгли [[синагоги]] и учинили массовую резню евреев, а уцелевших взяли в плен, намереваясь продать в рабство. Многих из них впоследствии выкупили еврейские общины Австрии. Лишь немногим удалось бежать в Болгарию и в другие страны. Эти трагические события нашли отклик в среде европейского еврейства; в Лондоне был учрежден фонд помощи пострадавшим.
+
-
 
+
-
Два года спустя, когда Белград вновь перешел под власть Османской империи, некоторые евреи вернулись в город и отстроили одну синагогу, но даже в начале XVIII в. здесь насчитывалось не более 50 еврейских семей (в четыре раза меньше, чем до 1688 г.).
+
-
 
+
-
В 1690 г. бесчинства гайдуков (участников вооруженного антиосманского движения) вынудили евреев бежать из Шабаца. В XVIII в. северная часть Сербии (включая Белград) неоднократно становилась ареной австро-турецких войн. При этом обе стороны преследовали евреев и неоднократно вводили против них дискриминационные ограничительные меры, в результате чего численность еврейского насления здесь не только не росла, но и сокращалась. На юге страны, где политическая ситуация была более стабильной, в это время возник ряд новых общин, самая крупная из них — в городе Ниш (1728).
+
-
 
+
-
=== Евреи области Воеводина ===
+
-
В Бачке, Банате и Среме (образовавших в середине XIX в. область Воеводина, которая с 1918 г. входит в состав Сербии) в XVI–XVII вв., когда эти территории находились под властью [[Турция|Османской империи]], жили отдельные семьи [[сефард]]ов.
+
-
 
+
-
Почти все они покинули край в конце XVII в. – начале XVIII в., когда Бачка, Банат и Срем перешли под контроль Австрии; немногие оставшиеся были убиты или проданы в рабство.
+
-
 
+
-
В то же время на территории современной Воеводины начали селиться [[ашкеназ]]ы — выходцы из Венгрии, Австрии и Чехии. Первоначально почти все они жили в селах, занимаясь мелкой торговлей. Вид на жительство в городе могли получить лишь владельцы постоялых дворов, корчмари и поставщики австрийской армии (среди последних был  [[Оппенгеймер, Иосиф Зюсс|И. б. И. З. Оппенхеймер]]).
+
-
 
+
-
Первая еврейская община на территории современной Воеводины возникла в городе Петроварадин в 1697 г.; в 1699 г. образовалась община в городе Нови-Сад, ставшая вскоре крупнейшей в области: на протяжении XVIII в. в этом городе было построено несколько синагог, организована [[хевра кадиша]], открыта еврейская школа. В 1786 г. возникла община в городе Суботица, в 1790 г. — в городе Бечкерек (ныне Зренянин), в 1793 г. — в городе Сента.
+
-
 
+
-
== В Греции ==
+
-
{{Заготовка_раздела}}
+
-
[[Файл:White Tower of Thessaloniki (2007-06-15).jpg|250px|right|thumb|Белая башня в Салониках, на юго-восточном углу еврейского квартала]]
+
-
На острове Корфу обосновалась община италоязычных евреев (потомки изгнанных из Апулии в 1540 г.). В XVI—XVII вв. в Греции поселились испанские [[марраны]], а после 1648 г. — бежавшие от ужасов резни [[Хмельничина|Б. Хмельницкого]] и гонений польские евреи.
+
-
 
+
-
Влияние Давида бен Хаим hа-Коhена (XVI в.), верховного [[раввин]]а Патраса, распространилось на Италию и на восточное Средиземноморье.
+
-
 
+
-
В XVI—XVIII вв. крупнейшая еврейская община Греции сложилась в [[Салоники|Салониках]] — городе, который стал не только крупнейшим центром культуры евреев Греции, но и одним из очагов [[сефард]]ского еврейства после [[Изгнание евреев из Испании|изгнания из Испании]]. К началу XX в. евреи составляли там большинство населения.
+
-
 
+
-
После завоевания Родоса турками (1552) там поселились евреи из [[Салоники|Салоник]], занявшие ведущие позиции в торговле острова. В царствование султана Селима II (правил в 1566–74 гг.) [[Наси, Иосеф|Иосеф Наси]] был назначен ''санджак-беем'' Наксоса и соседних островов.<ref>Charles Issawi & Dmitri Gondicas; Ottoman Greeks in the Age of Nationalism, Princeton, (1999)</ref>
+
-
 
+
-
Основным занятием евреев Греции в XVI—XVIII вв. было шелкопрядение, выделка шерсти, сукноделие. Они также играли видную роль в торговле, [[Ссуда денежная|ссудном деле]] и в откупах налогов. Коммерсанты-евреи установили прочные связи с торговыми центрами Европы и Леванта. В то же время уровень жизни евреев Фессалии и Пелопоннеса, мелких торговцев и жестянщиков, был очень низок.
+
-
 
+
-
=== Кипр ===
+
-
В период венецианского владычества (1489–1571) на [[Кипр]]е проживало лишь небольшое число евреев, как свидетельствует анонимный путешественник в 1495 г., а рабби Моше Басола (1480–1560), посетивший Кипр в 1521 г., сообщает, что застал в Фамагусте лишь 12 еврейских семейств, выходцев с Сицилии.
+
-
 
+
-
Попытка поднять на Кипре протурецкое восстание в 1568 г. приписывалась турецкому государственному деятелю, еврею [[Наси, Иосеф|Иосефу Наси]]. [[Турция]], завоевавшая Кипр в 1571 г., стремясь уменьшить процент христианского населения на острове, пыталась переселить на него евреев из [[Цфат]]а, однако эти попытки были малоуспешны.
+
-
 
+
-
=== Крит ===
+
-
На [[Крит]]е евреи играли значительную роль в транзитной торговле; остров был известен также своими [[раввин]]ами и учеными. Там жили выдающийся [[талмуд]]ист и учёный Элияху бен Элкана Капсали (1483–1555) и другие.
+
-
 
+
-
Усилившиеся в XVI в. антиеврейские выступления христианского населения Крита и притеснение евреев правительством острова не прекратились и после их сурового порицания Константинопольским патриархом (1568). Фанатичный религиозный правитель Крита Дж. Фоскарини (правил в 1574–77 гг.) принял строгие меры к изоляции евреев, отказавшихся перейти в христианство, и обложил еврейскую общину тяжелыми налогами.
+
-
 
+
-
В 1583 г., во время войны с Турцией, греки Кандии, возбужденные слухами о том, что евреи укрывают турок, напали на еврейский квартал, и лишь вмешательство венецианского войска предотвратило резню. Годовщина этого события (18 таммуза) отмечалась евреями Крита как [[Пурим катан|Пурим Кандия]]. Вместе с тем экономическое положение еврейского населения Крита оставалось удовлетворительным. В их руках была сосредоточена торговля сахаром, воском, кожей, индиго, вином и т. п. Некоторые евреи занимались [[Ссуда денежная|ростовщичеством]] и банковским делом.
+
-
 
+
-
В период турецкого владычества (1669–1898) наступил упадок еврейской общины Крита; оторванность от западноевропейских центров привела к ее материальному и культурному обнищанию. Благожелательное отношение турецких властей к еврейскому населению острова и лояльность последнего к Турции усиливала неприязнь греческого населения к евреям.
+
-
 
+
-
=== Родос ===
+
-
В 1502 г. великий магистр иоаннитов Д’Обюссон приказал всем евреям Родоса креститься или покинуть остров в течение 50 дней; указ предусматривал также [[насильственное крещение]] детей. Часть евреев Родоса приняла католичество; остальные были вынуждены переселиться в Ниццу, входившую в то время в [[Пьемонт|герцогство Савойя]]. Несколько евреев, отказавшихся выполнить распоряжение великого магистра, были брошены в тюрьму и после пыток казнены.
+
-
 
+
-
Община распалась; численность еврейского населения острова значительно сократилась. В то же время среди пленных, которых в первые два десятилетия XVI в. привозили на [[Родос]] военные корабли ордена иоаннитов, было немало (по некоторым сведениям, от двух до трех тысяч) евреев. Они находились на положении рабов; их труд использовался, в частности, на строительстве укреплений.
+
-
 
+
-
В декабре 1522 г. [[Родос]] был захвачен турецкими войсками. Сразу же после этого почти все евреи острова вернулись к [[иудаизм]]у и воссоздали общину. По преданию, султан Сулейман I Великолепный даровал им ряд привилегий, включая освобождение от налогов на сто лет. На Родос начали переселяться [[сефард]]ы из [[Салоники|Салоник]], [[Измир]]а, [[Стамбул]]а, [[Иерусалим]]а; это были главным образом [[Изгнание евреев из Испании|изгнанники из Испании и Португалии]] или их потомки.
+
-
 
+
-
Численность общины возросла в несколько раз; по некоторым сообщениям современников, евреи даже составили большинство населения острова. Влияние новоприбывших было сильным: в быту и в официальных документах общины стал использоваться [[Ладино|еврейско-испанский язык]]; [[Литургия|литургические]] и обрядовые традиции [[Романиоты|романиотов]] постепенно заменялись [[сефард]]скими. Не позднее 1517 г. на [[Родос]]е была построена вторая [[синагога]].
+
-
 
+
-
В 1522–1840 гг. евреи Родоса имели юридический статус [[зимми]], пользовались свободой вероисповедания, административной и судебной автономией (только по гражданским делам). Общиной руководил совет семи нотаблей (''мемуним''), действовал [[бейт-дин]]. Несмотря на отдельные инциденты (например, нападение на [[Талмуд-тора|талмуд-тору]] и убийство нескольких ее учеников в 1739 г.), с мусульманским населением острова поддерживались дружественные отношения.
+
-
 
+
-
В XVI в. община [[Родос]]а процветала: ее члены занимались винокурением и виноторговлей, производством льняных и хлопчатобумажных тканей (экспортировавшихся до конца XIX в. в Малую Азию и в [[Египет]]), разными ремеслами, оптовой и розничной торговлей, [[Ссуда денежная|кредитным делом]]. Евреи также брали на откуп таможенные пошлины. В XVII–XVIII вв. в связи с общим хозяйственным упадком в Османской империи экономическое положение евреев Родоса постепенно ухудшалось; доля нищих и бедняков среди членов общины значительно возросла.
+
-
 
+
-
С XVI в. Родос стал одним из центров еврейской учености. На острове действовала [[иешива]], появились новые [[Талмуд-тора|талмуд-торы]]. Среди [[раввин]]ов Родоса наибольшей известностью пользовались Иехуда Ибн Верга (XVI в.), Моше Буссал (XVII в.), Иехиэль Бассан (XVIII в.) и многочисленные представители семьи Исраэль (XVIII–XIX вв.). В XVI в. на острове жил поэт Иехуда Зарко.
+
-
 
+
-
== В европейской части Турции ==
+
-
После прибытия сефардских евреев в Стамбул в начале XVI века его еврейская община достигла численности 30000 человек. У них было 44 синагоги. Султан Баязид расселил евреев по берегу залива Золотой рог.
+
-
 
+
-
== Литература ==
+
-
* {{книга|автор = A. Assa|часть = |заглавие = Македония и еврейский народ|оригинал = Macedonia and the Jewish people|ссылка = |ответственный = |издание = |место = Skopje|издательство = University of Pittsburgh Press|год = 1992|том = |страницы = |страниц = |серия = |isbn = |тираж = }}
+
-
* {{книга|автор = Charles Issawi & Dmitri Gondicas|часть = |заглавие = Оттоманские греки в эпоху национализма|оригинал = Ottoman Greeks in the Age of Nationalism|ссылка = |ответственный = |издание = |место = Princeton|издательство = |год = 1999|том = |страницы = |страниц = |серия = |isbn = |тираж = }}
+
-
* {{книга|автор = Льюис, Бернард|B. Lewis|часть = |заглавие = Евреи ислама|оригинал = The Jews of Islam|ссылка = |ответственный = |издание = |место = New York|издательство = |год = 1984|том = |страницы = |страниц = |серия = |isbn = |тираж = }}
+
-
 
+
-
== Источники и ссылки ==
+
-
* [http://www.eleven.co.il/ Электронная еврейская энциклопедия]
+
-
* [http://www.jewishencyclopedia.com/ Jewish Encyclopedia]
+
-
* [http://www.jewishvirtuallibrary.org/ Jewish Virtual Library]
+
-
* [http://en.wikipedia.org/wiki/Main_Page Английский раздел Википедии]
+
-
* [http://he.wikipedia.org/wiki/עמוד_ראשי Ивритский раздел Википедии]
+
-
* [http://www1.yadvashem.org/yv/en/exhibitions/communities/monastir/index.asp?WT.mc_id=wiki Monastir: The Story of a Sephardic Community in Macedonia] an online exhibition by [[Яд ва-Шем|Yad Vashem]]
+
-
* [http://www.jewish.org.mk/ A website of the Jewish community in Republic of Macedonia] (in Macedonian)
+
-
* [http://www.balkanalysis.com/blog/2007/03/14/macedonia%E2%80%99s-jewish-community-commemorates-the-holocaust-and-embraces-the-future/ A comprehensive article about the past, present and future of Jewish life in Macedonia]
+
-
* [http://www.esefarad.com/?p=16786 The Jews on the Balkans]
+
-
* [http://www.ezrm.org.mk/index.php/en/history The History of the Jews in Macedonia, from the The Jewish Community in the Republic of Macedonia]
+
-
 
+
-
Примечания
+
-
<references/>
+
-
 
+
-
[[Категория:История еврейского народа]]
+
-
[[Категория:Евреи в Европе]]
+
-
[[Категория:История евреев по странам]]
+
-
[[Категория:Преследования евреев]]
+
-
[[Категория:Османская империя]]
+

Текущая версия на 23:24, 30 мая 2013

  1. redirect ej:История еврейского народа в Юго-восточной Европе в Новое время (XVI—XVIII вв.)
Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация