История еврейского народа в Юго-восточной Европе в Новое время (XVI—XVIII вв.)

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
(В Болгарии)
 
(20 промежуточных версий не показаны.)
Строка 1: Строка 1:
-
{{Остатье
+
#redirect [[:ej:История еврейского народа в Юго-восточной Европе в Новое время (XVI—XVIII вв.)]]
-
| ТИП СТАТЬИ  = 1
+
-
| АВТОР1 = Л.Гроервейдл
+
-
| АВТОР2 =
+
-
| АВТОР3 =
+
-
| СУПЕРВАЙЗЕР =
+
-
| ПРОЕКТ =
+
-
| ПОДТЕМА =
+
-
| КАЧЕСТВО  =
+
-
| УРОВЕНЬ  =
+
-
| ДАТА СОЗДАНИЯ  =27.08.2012
+
-
| ВИКИПЕДИЯ =
+
-
| НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ  =
+
-
}}
+
-
В [[Турция|Османской империи]] евреи имели статус [[зимми]] и, как правило, в мирное время не подвергались сильному угнетению.
+
-
[[Файл:White Tower of Thessaloniki (2007-06-15).jpg|250px|right|thumb|Белая башня в Салониках, на юго-восточном углу еврейского квартала]]
+
-
В начале периода в захваченные турками балканские страны прибыло много [[Изгнание евреев из Испании|евреев - изгнанников из Испании и Португалии]]. Турецкие власти поощряли иммиграцию евреев на свою территорию по экономическим соображениям. Султан Баязид II послал в Испанию эскадру кораблей для вывоза богатых и чем-либо примечательных евреев в свои балканские владения. Многие из них привезли с собой большие деньги.<ref>{{книга|автор = Michael Dumper, Bruce E. Stanley|часть = |заглавие = Города Ближнего Востока и Северной Африки. Историческая энциклопедия|оригинал = Cities of the Middle East and North Africa: a historical encyclopedia|ссылка = http://books.google.com/books?id=3SapTk5iGDkC&pg=PA185&lpg=PA185&dq=Marrano+banking&source=bl&ots=8sTF94Oa1w&sig=S7EkbxOydN-srw4UCrlCHC1Ku8I&hl=en&ei=3-qeTb7gNqrdiAKG1omDAw&sa=X&oi=book_result&ct=result&resnum=5&ved=0CCkQ6AEwBA#v=onepage&q=Marrano%20banking&f=false|ответственный = |издание = |место = |издательство = ABC-CLIO|год = 2007|том = |страницы = 185|страниц = |серия = |isbn = |тираж = }}</ref>
+
-
 
+
-
Они получили значительную автономию, с различными правами, включая право покупать недвижимость, строить [[синагоги]] и вести торговлю по всей [[Турция|Османской империи]].<ref>A. Assa, p.36.</ref> Как и другие религиозные общины, евреи были организованы в ''миллет'' во главе с ''хахам-баши'' (главным [[раввин]]ом), решавший внутри себя почти все свои проблемы.<ref>B. Lewis, The Jews of Islam, PUP, (1987) 137–141</ref>
+
-
 
+
-
В культурном и экономическом отношении они были сильнее местных общин и за короткое время растворили их в себе. Евреи в турецкой империи могли заниматься практически любой работой.<ref>L. Stavrianos; The Balkans since 1453, NYU Press (2000)</ref>
+
-
 
+
-
Однако на Балканах вновь прибывшие евреи встретили сильную конкуренцию в областях своей традиционной занятости и не достигли такой степени экономической мощи, как в некоторых странах Европы. Постепенно сложился многочисленный слой евреев среднего достатка и бедняков, занятых во всех сферах несельскохозяйственного производства (поскольку земли у евреев не было).
+
-
 
+
-
Отношения между евреями и местным нееврейским населением, как правило, были хорошие.<ref name="ce-review.org">[http://www.ce-review.org/00/4/daskalovski4.html Remembering the Past - Jewish culture battling for survival in Macedonia, Zhidas Daskalovski]</ref> Свидетельство хороших условий для евреев в Македонии и [[Турция|Османской Европе]] в целом находится в письме 1475 года от македонского [[раввин]]а ''Ицхака Царфати'', направленного немецким и венгерским евреям c с уведомлением о благоприятных условиях в Османской империи и советом им иммигрировать на Балканы.<ref>Assa, p.40.</ref>
+
-
 
+
-
Он написал :
+
-
{{цитата|
+
-
Турция - страна, где ни в чём нет недостатка. ... Неужели вам кажется хуже жить под мусульманами, чем под христианами?<ref>[http://www.turkishjews.com/history/letter.asp "Letter of Rabbi Isaac Zarfati". Turkishjews.com. Retrieved 2012-10-16.]</ref><ref>[[Льюис, Бернард|B. Lewis]], "The Jews of Islam", New York (1984), pp. 135 –136</ref>
+
-
}}
+
-
 
+
-
В XVII веке после краха затеи лжемессии [[Шабтай Цви|Шабтая Цви]] он сам перешёл в [[ислам]] и призвал к этому своих последователей. Волна перехода в ислам в турецкой империи была остановлена усилиями выдающихся [[раввин]]ов. Потомки перешедших в ислам [[Саббатианство|саббатианцев]] образовали общину [[дёнме]].
+
-
 
+
-
В течение XVIII века экономический вес евреев в турецкой империи уменьшался под давлением конкурентов-греков, а с ним и политическое влияние. Единственной значительной фигурой в этом веке остался врач и дипломат ''Даниэль де Фонсека'', участвовавший в переговорах с королём Швеции Карлом XII. Его упоминал [[Вольтер]].
+
-
 
+
-
== В Валахии и Молдове ==
+
-
{{Заготовка_раздела}}
+
-
== В Болгарии ==
+
-
В начале XVI века еврейские общины были в Видине, Никополе, Силистре, Плевене, Ямболе, Пловдиве и Старой Загоре. Центром еврейской жизни считался Никополь.
+
-
 
+
-
В 1523–36 гг. в Никополе жил [[Каро, Йосеф|Йосеф Каро]]. Он основал там [[Йешива|йешиву]] и написал книгу [[Бейт Йосеф]]. [[Синагога]] рабби Йосефа Каро в городе была разрушена. 
+
-
 
+
-
В XVI – начале XVII вв. в Софии были четыре еврейские общины: романиотская (то есть выходцев из Византии), [[ашкеназ]]ская, [[сефард]]ская и венгерская - евреев, переселенных из Буды в 1627 году.<ref>[http://en.wikipedia.org/wiki/History_of_the_Jews_in_Hungary Статья "History of the Jews in Hungary" в английском разделе Википедии]</ref> Однако в 1640 г. для всех общин был назначен общий [[раввин]].
+
-
 
+
-
[[Ашкеназ]]ский молитвенник был напечатан в [[Салоники|Салониках]] [[ашкеназ]]ским  [[раввин]]ом Софии Биньямином hа-Леви Ашкенази из [[Нюрнберг]]а в 1548 - 1550 гг.
+
-
 
+
-
В целом о жизни евреев в этот период мало сведений. Известно, что их сильно обирали турецкие чиновники и их помощники - греки.
+
-
 
+
-
Евреи продолжали селиться в различных частях страны, в новых торговых центрах, как Пазарджик. Они торговали с другими частями Османской империи, Валахией, Молдовой, [[Дубровник]]ом и [[Венеция|Венецией]]. В городе была ярмарка тканей, на которую привозили товар из [[Салоники|Салоник]].
+
-
 
+
-
Расширение их хозяйственной деятельности было связано с полученными ими привилегиями и изгнанием многих [[Дубровник|дубровницких]] купцов (евреев) после того как они приняли участие в восстании в 1688 году.
+
-
 
+
-
В городе Самоков в собственности евреев была шахта и кожевенный завод. Еврей по прозвищу ''Бакиш'' прославился тем, что начал выпускать османскую монету.
+
-
+
-
В XVII в. многие евреи Болгарии примкнули к движению [[Шабтай Цви|Шабатая Цви]]. Сторонники его движения, как [[Натан из Газы]] и Самуэль Примо, были активны в Софии.
+
-
 
+
-
В XVIII веке еврей - личный врач и фармацевт наместника Болгарии оказался причастен к попытке этого наместника отравить султана. Султан постановил вырезать всех евреев в Болгарии, и уже назначил для этого день - вечер [[Пурим]]а, но каким-то чудом это было отменено.
+
-
 
+
-
== В Македонии ==
+
-
Богатые торговые города в современной Республике [[Македония]], такие как [[Скопье]], [[Битола]] и [[Штип]] привлекали многих евреев. Евреи в этой области процветали в сферах торговли, банковского дела, медицины и права, а некоторые даже вошли во властные структуры. Еврейское кладбище в Битоле было создано в 1497 году, вскоре после приезда первых [[сефард]]ских евреев в этот район. Это самое старое еврейское кладбище в Македонии, если не на Балканах в целом.
+
-
 
+
-
Итальянский путешественник писал в 1560 году, что в Скопье численность евреев превысила численность других групп населения.<ref name="books.google.com">[http://books.google.com/books?id=NoPZu79hqaEC&pg=PA980 Encyclopedia of the Jewish diaspora: origins, experiences, and culture, Volume 1, p. 980]</ref>
+
-
 
+
-
В XVII веке в [[Скопье]] было 3000 евреев и две синагоги, Бейт-Арон и Бейт-Яаков.<ref>[http://books.google.com/books?id=8zKt08jnug0C&pg=PA17 The Expulsion of the Jews: Five Hundred Years of Exodus By Yale Strom p. 17]</ref>
+
-
 
+
-
В 1680 году [[Натан из Газы]] умер и был похоронен в [[Скопье]].<ref name="YEnq2cYMTwYC p. 75">[http://books.google.com/books?id=YEnq2cYMTwYC&pg=PA75 Sephardi and Middle Eastern Jewries: history and culture in the modern era By Harvey E. Goldberg, Jewish Theological Seminary of America p. 75]</ref> Его захоронение было местом паломничества после его смерти, <ref name="YEnq2cYMTwYC p. 75"/> но было разрушен во время [[Вторая мировая война|Второй мировой войны]].<ref>[http://books.google.com/books?id=CIPR5L5SAtYC&pg=PA300 Honored by the Glory of Islam: Conversion and Conquest in Ottoman Europe By Marc David Baer p. 300]</ref>
+
-
 
+
-
В конце XVII века [[Хайон, Нехемия Хия Бен Моше|Нехемия Хия бен Моше Хайон]] был членом раввината [[Скопье]].<ref>[http://www.eleven.co.il/article/14414 Статья "Хайон Нехемия Хия бен Моше" из ЭЕЭ]</ref>
+
-
 
+
-
В [[Битола|Битоле]] было девять синагог, в [[Скопье]] три и в [[Штип]]е две.<ref>[http://www.esefarad.com/?p=16786 eSefarad - Noticias del Mundo Sefaradi]</ref>
+
-
 
+
-
Несколько известных еврейских философов родились или жили какое-то время в Македонии, в том числе:
+
-
* [[Шмуэль бен Моше де Медина]] (акроним Махарашдам, 1506–89), глава еврейской общины Салоник,<ref>[http://www.eleven.co.il/article/13790 Статья "Сиддур" в ЭЕЭ]</ref><ref>http://www.eleven.co.il/article/13664 Статья "Салоники" в ЭЕЭ</ref>
+
-
* Иосеф бен Давид Ибн Лев (1505–80; жил в Салониках в 1534–50 гг.)
+
-
* Шломо Коэн (1540-1602),<ref>[http://he.wikipedia.org/wiki/שלמה_הכהן_(מהרש%22ך) Статья "שלמה הכהן (מהרש"ך)" в ивритском разделе Википедии]</ref>
+
-
* Яаков там Давид Яхья,
+
-
* [[Ицхак бен Шмуэль Адарби]],
+
-
* Аарон бен Иосиф Сасон и
+
-
* Сал-амон.<ref>[http://www.books.google.com/books?id=NoPZu79hqaEC&pg=PA980 Encyclopedia of the Jewish diaspora: origins, experiences, and culture, Volume 1, p. 980]</ref>
+
-
+
-
Австрийский генерал Пикколомини, отступая из Скопье во время войны с турками 1688-1689 гг., сжёг город дотла. Еврейская община [[Скопье]] после этого сильно уменьшилась.<ref name="books.google.com"/>
+
-
 
+
-
== В Боснии и Герцоговине ==
+
-
Первые евреи прибыли в регион Боснии и Герцоговины с 1492 по 1497 год из Испании и Португалии, когда султан Баязид II начал политику привлечения [[сефард]]ских беженцев в свою империю.<ref name=autogenerated26>{{cite web|url=http://www.jewishencyclopedia.com/view.jsp?artid=1357&letter=B&search=Bosnia |title=BOSNIA |publisher=JewishEncyclopedia.com |accessdate= 24 April 2012}}</ref> Большое число евреев прибыло в регион в XVI веке и поселилось преимущественно в [[Сараево]] (в том числе большая группа иммигрантов из Турции и Греции в 1541 году). По требованию турецких жителей Сараева был организован отдельный [[еврейский квартал]], который стал называться ''"Чуфут хан"''.
+
-
 
+
-
Вначале община Сараево была подведомственна раввинату [[Салоники|Салоников]], затем [[Белград]]а, которые сами подчинялись верховному раввинату [[Стамбул]]а. В XVIII веке в Сараево появился собственный раввинат, который стал верховным раввинатом Боснии и Герцоговины.
+
-
 
+
-
Первые ашкеназские евреи прибыли из Венгрии в 1686 году, когда [[Турция|турки]] были вытеснены из Венгрии.<ref name=autogenerated2>[http://www.centropa.org Excerpts from Jews in Yugoslavia – Part I]</ref>
+
-
 
+
-
Сефардская община Боснии, жившая рядом с мусульманами на правах [[зимми]], была одним из крупнейших центров сефардской культуры.<ref name=autogenerated>[http://www.jewcy.com/ Sarajevo Rose: A Balkan Jewish Notebook, by Stephen Schwartz]</ref> Она пользовалась автономией и экономически преуспевала.<ref>"''Macedonia and the Jewish people''", A. Assa, Skopje, 1992, p.36</ref>
+
-
 
+
-
== В Сербии и Черногории ==
+
-
Черногория была частью исторической Сербии до начала XIX
+
-
В 1521 г., когда войска [[Турция|Османской империи]] захватили [[Белград]], часть живших здесь евреев была переселена в [[Стамбул]].
+
-
 
+
-
В первой половине XVI в. в Сербию начинают прибывать [[сефарды]], многие из [[Салоники|Салоник]]. К 1530 г. в Белграде существовали две общины — [[сефард]]ская и [[ашкеназ]]ская. Тогда же в городе возник [[еврейский квартал]], размещавшийся близ реки Сава (в XVII в. перенесен на берег Дуная); проживание в нем не было обязательным. В это же время образовались общины в расположенных недалеко от Белграда городах Шабац, Смедерево и Пожаревац.
+
-
 
+
-
В XVI–XVII вв. численность еврейского населения Сербии постоянно колебалась: ее стабильному росту препятствовали эпидемии, пожары и войны. Тем не менее, к 1663 г. в Белграде жили примерно восемьсот евреев; город был, таким образом, третьим по величине еврейским центром на Балканах (после [[Салоники|Салоник]] и [[Стамбул]]а).
+
-
 
+
-
Сербские евреи занимались в этот период главным образом торговлей и [[Ссуда денежная|кредитным делом]], поддерживая тесные деловые контакты с [[Дубровник]]ом, [[Сплит]]ом, Салониками, [[Будапешт|Будой]], куда плавали по Дунаю на собственных судах, а также со столицей Болгарии Софией и главным городом Вардарской Македонии — [[Скопье]].
+
-
 
+
-
Еврейские купцы вывозили из Сербии кожи, воск, медь, ввозили тонкие сукна и другие товары. Объем этой торговли заметно возрос в конце XVI в., когда реконструкция порта в Сплите обеспечила надежную связь между Балканами и Венецией.
+
-
 
+
-
В XVII в. Белград был крупным центром еврейской учености: широкой известностью пользовалась [[иешива]], открывшаяся здесь в 1617 г. по инициативе рабби Иехуды Лермы ([[раввин]] Белграда в 1617–42 гг.).
+
-
 
+
-
В 1688 г., когда австрийские войска осадили Белград, янычары разграбили [[еврейский квартал]], а после падения города австрийцы сожгли [[синагоги]] и учинили массовую резню евреев, а уцелевших взяли в плен, намереваясь продать в рабство. Многих из них впоследствии выкупили еврейские общины Австрии. Лишь немногим удалось бежать в Болгарию и в другие страны. Эти трагические события нашли отклик в среде европейского еврейства; в Лондоне был учрежден фонд помощи пострадавшим.
+
-
 
+
-
Два года спустя, когда Белград вновь перешел под власть Османской империи, некоторые евреи вернулись в город и отстроили одну синагогу, но даже в начале XVIII в. здесь насчитывалось не более 50 еврейских семей (в четыре раза меньше, чем до 1688 г.).
+
-
 
+
-
В 1690 г. бесчинства гайдуков (участников вооруженного антиосманского движения) вынудили евреев бежать из Шабаца. В XVIII в. северная часть Сербии (включая Белград) неоднократно становилась ареной австро-турецких войн. При этом обе стороны преследовали евреев и неоднократно вводили против них дискриминационные ограничительные меры, в результате чего численность еврейского насления здесь не только не росла, но и сокращалась. На юге страны, где политическая ситуация была более стабильной, в это время возник ряд новых общин, самая крупная из них — в городе Ниш (1728).
+
-
 
+
-
=== Евреи области Воеводина ===
+
-
В Бачке, Банате и Среме (образовавших в середине XIX в. область Воеводина, которая с 1918 г. входит в состав Сербии) в XVI–XVII вв., когда эти территории находились под властью [[Турция|Османской империи]], жили отдельные семьи [[сефард]]ов.
+
-
 
+
-
Почти все они покинули край в конце XVII в. – начале XVIII в., когда Бачка, Банат и Срем перешли под контроль Австрии; немногие оставшиеся были убиты или проданы в рабство.
+
-
 
+
-
В то же время на территории современной Воеводины начали селиться [[ашкеназ]]ы — выходцы из Венгрии, Австрии и Чехии. Первоначально почти все они жили в селах, занимаясь мелкой торговлей. Вид на жительство в городе могли получить лишь владельцы постоялых дворов, корчмари и поставщики австрийской армии (среди последних был  [[Оппенгеймер, Иосиф Зюсс|И. б. И. З. Оппенхеймер]]).
+
-
 
+
-
Первая еврейская община на территории современной Воеводины возникла в городе Петроварадин в 1697 г.; в 1699 г. образовалась община в городе Нови-Сад, ставшая вскоре крупнейшей в области: на протяжении XVIII в. в этом городе было построено несколько синагог, организована [[хевра кадиша]], открыта еврейская школа. В 1786 г. возникла община в городе Суботица, в 1790 г. — в городе Бечкерек (ныне Зренянин), в 1793 г. — в городе Сента.
+
-
 
+
-
== В Греции ==
+
-
[[Файл:Rhodes Synagogue.JPG|250px|right|thumb|Старейшая синагога Греции на Родосе]]
+
-
На острове Корфу обосновалась община италоязычных евреев (потомки изгнанных из Апулии в 1540 г.). В XVI—XVII вв. в Греции поселились испанские [[марраны]], а после 1648 г. — бежавшие от ужасов резни [[Хмельничина|Б. Хмельницкого]] и гонений польские евреи.
+
-
 
+
-
Влияние Давида бен Хаим hа-Коhена (XVI в.), верховного [[раввин]]а Патраса, распространилось на Италию и на восточное Средиземноморье.
+
-
 
+
-
В XVI—XVIII вв. крупнейшая еврейская община Греции сложилась в [[Салоники|Салониках]] — городе, который стал не только крупнейшим центром культуры евреев Греции, но и одним из очагов [[сефард]]ского еврейства после [[Изгнание евреев из Испании|изгнания из Испании]]. К началу XX в. евреи составляли там большинство населения.
+
-
 
+
-
После завоевания Родоса турками (1552) там поселились евреи из [[Салоники|Салоник]], занявшие ведущие позиции в торговле острова. В царствование султана Селима II (правил в 1566–74 гг.) [[Наси, Иосеф|Иосеф Наси]] был назначен ''санджак-беем'' Наксоса и соседних островов.<ref>Charles Issawi & Dmitri Gondicas; Ottoman Greeks in the Age of Nationalism, Princeton, (1999)</ref>
+
-
 
+
-
Основным занятием евреев Греции в XVI—XVIII вв. было шелкопрядение, выделка шерсти, сукноделие. Они также играли видную роль в торговле, [[Ссуда денежная|ссудном деле]] и в откупах налогов. Коммерсанты-евреи установили прочные связи с торговыми центрами Европы и Леванта. В то же время уровень жизни евреев Фессалии и Пелопоннеса, мелких торговцев и жестянщиков, был очень низок.
+
-
 
+
-
=== Кипр ===
+
-
В период венецианского владычества (1489–1571) на [[Кипр]]е проживало лишь небольшое число евреев, как свидетельствует анонимный путешественник в 1495 г., а рабби Моше Басола (1480–1560), посетивший Кипр в 1521 г., сообщает, что застал в Фамагусте лишь 12 еврейских семейств, выходцев с Сицилии.
+
-
 
+
-
Попытка поднять на Кипре протурецкое восстание в 1568 г. приписывалась турецкому государственному деятелю, еврею [[Наси, Иосеф|Иосефу Наси]]. [[Турция]], завоевавшая Кипр в 1571 г., стремясь уменьшить процент христианского населения на острове, пыталась переселить на него евреев из [[Цфат]]а, однако эти попытки были малоуспешны.
+
-
 
+
-
=== Крит ===
+
-
На [[Крит]]е евреи играли значительную роль в транзитной торговле; остров был известен также своими [[раввин]]ами и учеными. Там жили выдающийся [[талмуд]]ист и учёный Элияху бен Элкана Капсали (1483–1555) и другие.
+
-
 
+
-
Усилившиеся в XVI в. антиеврейские выступления христианского населения Крита и притеснение евреев правительством острова не прекратились и после их сурового порицания Константинопольским патриархом (1568). Фанатичный религиозный правитель Крита Дж. Фоскарини (правил в 1574–77 гг.) принял строгие меры к изоляции евреев, отказавшихся перейти в христианство, и обложил еврейскую общину тяжелыми налогами.
+
-
 
+
-
В 1583 г., во время войны с Турцией, греки Кандии, возбужденные слухами о том, что евреи укрывают турок, напали на еврейский квартал, и лишь вмешательство венецианского войска предотвратило резню. Годовщина этого события (18 таммуза) отмечалась евреями Крита как [[Пурим катан|Пурим Кандия]]. Вместе с тем экономическое положение еврейского населения Крита оставалось удовлетворительным. В их руках была сосредоточена торговля сахаром, воском, кожей, индиго, вином и т. п. Некоторые евреи занимались [[Ссуда денежная|ростовщичеством]] и банковским делом.
+
-
 
+
-
В период турецкого владычества (1669–1898) наступил упадок еврейской общины Крита; оторванность от западноевропейских центров привела к ее материальному и культурному обнищанию. Благожелательное отношение турецких властей к еврейскому населению острова и лояльность последнего к Турции усиливала неприязнь греческого населения к евреям.
+
-
 
+
-
=== Родос ===
+
-
В 1502 г. великий магистр иоаннитов Д’Обюссон приказал всем евреям Родоса креститься или покинуть остров в течение 50 дней; указ предусматривал также [[насильственное крещение]] детей. Часть евреев Родоса приняла католичество; остальные были вынуждены переселиться в Ниццу, входившую в то время в [[Пьемонт|герцогство Савойя]]. Несколько евреев, отказавшихся выполнить распоряжение великого магистра, были брошены в тюрьму и после пыток казнены.
+
-
 
+
-
Община распалась; численность еврейского населения острова значительно сократилась. В то же время среди пленных, которых в первые два десятилетия XVI в. привозили на [[Родос]] военные корабли ордена иоаннитов, было немало (по некоторым сведениям, от двух до трех тысяч) евреев. Они находились на положении рабов; их труд использовался, в частности, на строительстве укреплений.
+
-
 
+
-
В декабре 1522 г. [[Родос]] был захвачен турецкими войсками. Сразу же после этого почти все евреи острова вернулись к [[иудаизм]]у и воссоздали общину. По преданию, султан Сулейман I Великолепный даровал им ряд привилегий, включая освобождение от налогов на сто лет. На Родос начали переселяться [[сефард]]ы из [[Салоники|Салоник]], [[Измир]]а, [[Стамбул]]а, [[Иерусалим]]а; это были главным образом [[Изгнание евреев из Испании|изгнанники из Испании и Португалии]] или их потомки.
+
-
 
+
-
Численность общины возросла в несколько раз; по некоторым сообщениям современников, евреи даже составили большинство населения острова. Влияние новоприбывших было сильным: в быту и в официальных документах общины стал использоваться [[Ладино|еврейско-испанский язык]]; [[Литургия|литургические]] и обрядовые традиции [[Романиоты|романиотов]] постепенно заменялись [[сефард]]скими. Не позднее 1517 г. на [[Родос]]е была построена вторая [[синагога]].
+
-
 
+
-
В 1522–1840 гг. евреи Родоса имели юридический статус [[зимми]], пользовались свободой вероисповедания, административной и судебной автономией (только по гражданским делам). Общиной руководил совет семи нотаблей (''мемуним''), действовал [[бейт-дин]]. Несмотря на отдельные инциденты (например, нападение на [[Талмуд-тора|талмуд-тору]] и убийство нескольких ее учеников в 1739 г.), с мусульманским населением острова поддерживались дружественные отношения.
+
-
 
+
-
В XVI в. община [[Родос]]а процветала: ее члены занимались винокурением и виноторговлей, производством льняных и хлопчатобумажных тканей (экспортировавшихся до конца XIX в. в Малую Азию и в [[Египет]]), разными ремеслами, оптовой и розничной торговлей, [[Ссуда денежная|кредитным делом]]. Евреи также брали на откуп таможенные пошлины. В XVII–XVIII вв. в связи с общим хозяйственным упадком в Османской империи экономическое положение евреев Родоса постепенно ухудшалось; доля нищих и бедняков среди членов общины значительно возросла.
+
-
 
+
-
С XVI в. Родос стал одним из центров еврейской учености. На острове действовала [[иешива]], появились новые [[Талмуд-тора|талмуд-торы]]. Среди [[раввин]]ов Родоса наибольшей известностью пользовались Иехуда Ибн Верга (XVI в.), Моше Буссал (XVII в.), Иехиэль Бассан (XVIII в.) и многочисленные представители семьи Исраэль (XVIII–XIX вв.). В XVI в. на острове жил поэт Иехуда Зарко.
+
-
 
+
-
== В европейской части Турции ==
+
-
На момент захвата турками Константинополя (Стамбула) город был в упадке. Он ещё не оправился от разгрома крестоносцами в 1204 году и эпидемии чумы 1347 года. В рамках мероприятий по восстановлению города<ref name="Inalcik, Halil 1969 pg236">Inalcik, Halil. “The Policy of Mehmed II toward the Greek Population of Istanbul and the Byzantine Buildings of the City.” Dumbarton Oaks Papers 23, (1969): 229–249.pg236</ref> турецкий султан приказал завезти в него население, в том числе евреев из других мест.<ref>[http://www.channel4.com/history/microsites/H/history/a-b/blackdeath.html The Black Death], Channel 4 – History.</ref><ref name="Inalcik, Halil 1969 pg236"/>
+
-
 
+
-
Через несколько месяцев практически все [[романиоты]] были сосредоточены с [[Стамбул]]е, где составил 10% от населения города.<ref name="Avigdor Levy 1994">Avigdor Levy; The Jews of the Ottoman Empire, New Jersey, (1994)</ref> К ним присоединились [[ашкеназ]]ские беженцы из Центральной Европы.
+
-
 
+
-
После прибытия сефардских евреев в Стамбул в начале XVI века его еврейская община достигла численности 30,000 человек. У них было 44 [[синагоги]]. Султан Баязид расселил евреев по берегу залива Золотой рог.
+
-
 
+
-
В XVI веке ведущими финансистами в [[Стамбул]]е были греки и евреи. Многие еврейские финансисты были выходцами из Иберии и бежали в период подготовки [[Альгамбрский декрет| изгнания евреев из Испании]], успев забрать свои деньги.
+
-
 
+
-
Наиболее заметной была [[Марраны|марран]]ская семья Мендес, которая поселилась в Стамбуле в 1552 году. Когда Альваро Мендес прибыл в Стамбул в 1588 году, он, как сообщается, привез с собой 85 тысяч золотых дукатов.<ref>{{книга|автор = Halil İnalcık, Donald Quataert|часть = |заглавие = Экономическая и социальная история Османской империи, 1300-1914|оригинал = An economic and social history of the Ottoman Empire, 1300-1914|ссылка = http://books.google.com/books?id=MWUlNdskNfIC&pg=PA212&lpg=PA212&dq=Marrano+banking&source=bl&ots=b16xixwrg6&sig=6sSusKxzjnVmDGgqtDgo1ak5i7A&hl=en&ei=qemeTZTIMIrmiAKIu8yRAw&sa=X&oi=book_result&ct=result&resnum=3&ved=0CCIQ6AEwAg#v=onepage&q=Marrano%20banking&f=false|ответственный = |издание = |место = |издательство = Cambridge University Press|год = 1994|том = |страницы = 212|страниц = |серия = |isbn = |тираж = }}</ref> Эта семья вскоре заняла доминирующее положение в государственных финансах Османской империи и в торговле с Европой.<ref>{{книга|автор = Clifford Edmund Bosworth|часть = |заглавие = Исторические города исламского мира|оригинал =Historic cities of the Islamic world |ссылка = http://books.google.com/books?id=UB4uSVt3ulUC&pg=PA207&lpg=PA207&dq=Marrano+banking&source=bl&ots=FCF1tS1jvO&sig=cH30pGDMogt-dfeNPavF0VlHzww&hl=en&ei=3-qeTb7gNqrdiAKG1omDAw&sa=X&oi=book_result&ct=result&resnum=4&ved=0CCYQ6AEwAw#v=onepage&q=Marrano%20banking&f=false|ответственный = |издание = |место = |издательство = BRILL|год = 2007|том = |страницы = 207|страниц = |серия = |isbn = |тираж = }}</ref>
+
-
 
+
-
Известен министр финансов ("''дефтендар''") султана Мехмеда II Хеким Якуп Паса и его же личный врач португальский еврей Моше Хамон, личный врач Мурада II Абраhам де Кастро.
+
-
 
+
-
== Литература ==
+
-
* {{книга|автор = A. Assa|часть = |заглавие = Македония и еврейский народ|оригинал = Macedonia and the Jewish people|ссылка = |ответственный = |издание = |место = Skopje|издательство = University of Pittsburgh Press|год = 1992|том = |страницы = |страниц = |серия = |isbn = |тираж = }}
+
-
* {{книга|автор = Clifford Edmund Bosworth|часть = |заглавие = Исторические города исламского мира|оригинал =Historic cities of the Islamic world |ссылка = http://books.google.com/books?id=UB4uSVt3ulUC&pg=PA207&lpg=PA207&dq=Marrano+banking&source=bl&ots=FCF1tS1jvO&sig=cH30pGDMogt-dfeNPavF0VlHzww&hl=en&ei=3-qeTb7gNqrdiAKG1omDAw&sa=X&oi=book_result&ct=result&resnum=4&ved=0CCYQ6AEwAw#v=onepage&q=Marrano%20banking&f=false|ответственный = |издание = |место = |издательство = BRILL|год = 2007|том = |страницы = 207|страниц = |серия = |isbn = |тираж = }}
+
-
* {{книга|автор = Michael Dumper, Bruce E. Stanley|часть = |заглавие = Города Ближнего Востока и Северной Африки. Историческая энциклопедия|оригинал = Cities of the Middle East and North Africa: a historical encyclopedia|ссылка = http://books.google.com/books?id=3SapTk5iGDkC&pg=PA185&lpg=PA185&dq=Marrano+banking&source=bl&ots=8sTF94Oa1w&sig=S7EkbxOydN-srw4UCrlCHC1Ku8I&hl=en&ei=3-qeTb7gNqrdiAKG1omDAw&sa=X&oi=book_result&ct=result&resnum=5&ved=0CCkQ6AEwBA#v=onepage&q=Marrano%20banking&f=false|ответственный = |издание = |место = |издательство = ABC-CLIO|год = 2007|том = |страницы = 185|страниц = |серия = |isbn = |тираж = }}
+
-
* {{книга|автор = Halil İnalcık, Donald Quataert|часть = |заглавие = Экономическая и социальная история Османской империи, 1300-1914|оригинал = An economic and social history of the Ottoman Empire, 1300-1914|ссылка = http://books.google.com/books?id=MWUlNdskNfIC&pg=PA212&lpg=PA212&dq=Marrano+banking&source=bl&ots=b16xixwrg6&sig=6sSusKxzjnVmDGgqtDgo1ak5i7A&hl=en&ei=qemeTZTIMIrmiAKIu8yRAw&sa=X&oi=book_result&ct=result&resnum=3&ved=0CCIQ6AEwAg#v=onepage&q=Marrano%20banking&f=false|ответственный = |издание = |место = |издательство = Cambridge University Press|год = 1994|том = |страницы = 212|страниц = |серия = |isbn = |тираж = }}
+
-
* {{книга|автор = Charles Issawi & Dmitri Gondicas|часть = |заглавие = Оттоманские греки в эпоху национализма|оригинал = Ottoman Greeks in the Age of Nationalism|ссылка = |ответственный = |издание = |место = Princeton|издательство = |год = 1999|том = |страницы = |страниц = |серия = |isbn = |тираж = }}
+
-
* {{книга|автор = Льюис, Бернард|B. Lewis|часть = |заглавие = Евреи ислама|оригинал = The Jews of Islam|ссылка = |ответственный = |издание = |место = New York|издательство = |год = 1984|том = |страницы = |страниц = |серия = |isbn = |тираж = }}
+
-
 
+
-
== Источники и ссылки ==
+
-
* [http://www.eleven.co.il/ Электронная еврейская энциклопедия]
+
-
* [http://www.jewishencyclopedia.com/ Jewish Encyclopedia]
+
-
* [http://www.jewishvirtuallibrary.org/ Jewish Virtual Library]
+
-
* [http://en.wikipedia.org/wiki/Main_Page Английский раздел Википедии]
+
-
* [http://he.wikipedia.org/wiki/עמוד_ראשי Ивритский раздел Википедии]
+
-
* [http://www1.yadvashem.org/yv/en/exhibitions/communities/monastir/index.asp?WT.mc_id=wiki Monastir: The Story of a Sephardic Community in Macedonia] an online exhibition by [[Яд ва-Шем|Yad Vashem]]
+
-
* [http://www.jewish.org.mk/ A website of the Jewish community in Republic of Macedonia] (in Macedonian)
+
-
* [http://www.balkanalysis.com/blog/2007/03/14/macedonia%E2%80%99s-jewish-community-commemorates-the-holocaust-and-embraces-the-future/ A comprehensive article about the past, present and future of Jewish life in Macedonia]
+
-
* [http://www.esefarad.com/?p=16786 The Jews on the Balkans]
+
-
* [http://www.ezrm.org.mk/index.php/en/history The History of the Jews in Macedonia, from the The Jewish Community in the Republic of Macedonia]
+
-
 
+
-
Примечания
+
-
<references/>
+
-
 
+
-
[[Категория:История еврейского народа]]
+
-
[[Категория:Евреи в Европе]]
+
-
[[Категория:История евреев по странам]]
+
-
[[Категория:Преследования евреев]]
+
-
[[Категория:Османская империя]]
+

Текущая версия на 23:24, 30 мая 2013

  1. redirect ej:История еврейского народа в Юго-восточной Европе в Новое время (XVI—XVIII вв.)
Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация