История еврейского народа в Юго-восточной Европе в Новое время (XVI—XVIII вв.)

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
(В Румынии и Молдове)
 
(13 промежуточных версий не показаны.)
Строка 1: Строка 1:
-
{{Остатье
+
#redirect [[:ej:История еврейского народа в Юго-восточной Европе в Новое время (XVI—XVIII вв.)]]
-
| ТИП СТАТЬИ  = 1
+
-
| АВТОР1 = Л.Гроервейдл
+
-
| АВТОР2 =
+
-
| АВТОР3 =
+
-
| СУПЕРВАЙЗЕР =
+
-
| ПРОЕКТ =
+
-
| ПОДТЕМА =
+
-
| КАЧЕСТВО  =
+
-
| УРОВЕНЬ  =
+
-
| ДАТА СОЗДАНИЯ  =27.08.2012
+
-
| ВИКИПЕДИЯ =
+
-
| НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ  =
+
-
}}
+
-
В [[Турция|Османской империи]] евреи имели статус [[зимми]] и, как правило, в мирное время не подвергались сильному угнетению.
+
-
[[Файл:White Tower of Thessaloniki (2007-06-15).jpg|250px|right|thumb|Белая башня в Салониках, на юго-восточном углу еврейского квартала]]
+
-
В начале периода в захваченные турками балканские страны прибыло много [[Изгнание евреев из Испании|евреев - изгнанников из Испании и Португалии]]. Турецкие власти поощряли иммиграцию евреев на свою территорию по экономическим соображениям. Султан Баязид II послал в Испанию эскадру кораблей для вывоза богатых и чем-либо примечательных евреев в свои балканские владения. Многие из них привезли с собой большие деньги.<ref>{{книга|автор = Michael Dumper, Bruce E. Stanley|часть = |заглавие = Города Ближнего Востока и Северной Африки. Историческая энциклопедия|оригинал = Cities of the Middle East and North Africa: a historical encyclopedia|ссылка = http://books.google.com/books?id=3SapTk5iGDkC&pg=PA185&lpg=PA185&dq=Marrano+banking&source=bl&ots=8sTF94Oa1w&sig=S7EkbxOydN-srw4UCrlCHC1Ku8I&hl=en&ei=3-qeTb7gNqrdiAKG1omDAw&sa=X&oi=book_result&ct=result&resnum=5&ved=0CCkQ6AEwBA#v=onepage&q=Marrano%20banking&f=false|ответственный = |издание = |место = |издательство = ABC-CLIO|год = 2007|том = |страницы = 185|страниц = |серия = |isbn = |тираж = }}</ref>
+
-
 
+
-
Они получили значительную автономию, с различными правами, включая право покупать недвижимость, строить [[синагоги]] и вести торговлю по всей [[Турция|Османской империи]].<ref>A. Assa, p.36.</ref> Как и другие религиозные общины, евреи были организованы в ''миллет'' во главе с ''хахам-баши'' (главным [[раввин]]ом), решавший внутри себя почти все свои проблемы.<ref>B. Lewis, The Jews of Islam, PUP, (1987) 137–141</ref>
+
-
 
+
-
В культурном и экономическом отношении они были сильнее местных общин и за короткое время растворили их в себе. Евреи в турецкой империи могли заниматься практически любой работой.<ref>L. Stavrianos; The Balkans since 1453, NYU Press (2000)</ref>
+
-
 
+
-
Однако на Балканах вновь прибывшие евреи встретили сильную конкуренцию в областях своей традиционной занятости и не достигли такой степени экономической мощи, как в некоторых странах Европы. Постепенно сложился многочисленный слой евреев среднего достатка и бедняков, занятых во всех сферах несельскохозяйственного производства (поскольку земли у евреев не было).
+
-
 
+
-
Отношения между евреями и местным нееврейским населением, как правило, были хорошие.<ref name="ce-review.org">[http://www.ce-review.org/00/4/daskalovski4.html Remembering the Past - Jewish culture battling for survival in Macedonia, Zhidas Daskalovski]</ref> Свидетельство хороших условий для евреев в Македонии и [[Турция|Османской Европе]] в целом находится в письме 1475 года от македонского [[раввин]]а ''Ицхака Царфати'', направленного немецким и венгерским евреям c с уведомлением о благоприятных условиях в Османской империи и советом им иммигрировать на Балканы.<ref>Assa, p.40.</ref>
+
-
 
+
-
Он написал :
+
-
{{цитата|
+
-
Турция - страна, где ни в чём нет недостатка. ... Неужели вам кажется хуже жить под мусульманами, чем под христианами?<ref>[http://www.turkishjews.com/history/letter.asp "Letter of Rabbi Isaac Zarfati". Turkishjews.com. Retrieved 2012-10-16.]</ref><ref>[[Льюис, Бернард|B. Lewis]], "The Jews of Islam", New York (1984), pp. 135 –136</ref>
+
-
}}
+
-
 
+
-
В XVII веке после краха затеи лжемессии [[Шабтай Цви|Шабтая Цви]] он сам перешёл в [[ислам]] и призвал к этому своих последователей. Волна перехода в ислам в турецкой империи была остановлена усилиями выдающихся [[раввин]]ов. Потомки перешедших в ислам [[Саббатианство|саббатианцев]] образовали общину [[дёнме]].
+
-
 
+
-
В течение XVIII века экономический вес евреев в турецкой империи уменьшался под давлением конкурентов-греков, а с ним и политическое влияние. Единственной значительной фигурой в этом веке остался врач и дипломат ''Даниэль де Фонсека'', участвовавший в переговорах с королём Швеции Карлом XII. Его упоминал [[Вольтер]].
+
-
 
+
-
== В Румынии и Молдове ==
+
-
В XVI в. еврейские общины были в нескольких городах Молдовы: в Яссах, Ботошани, Сучаве, Сирете. Евреи жили в Молдове спокойно, особенно во времена правления господарей Стефана Воды (1457–1504) и Богдана Воды (1504–17); в конце XV в. – начале XVI в. руководителем княжеской администрации Молдовы был Ицхак бен Биньямин Шор.
+
-
 
+
-
В XVI в. в Румынии селились [[сефард]]ы, приезжавшие из Болгарии, Греции и других балканских стран. В 1550-х годах появились записи о евреях, живших в [[Бухарест]]е.<ref>Djuvara, p. 179; Giurescu, p. 271</ref> Еврейские общины в южной Бессарабии образовались уже в XVI в. Еврейское население Буковины постоянно увеличивалось и поддерживало тесный контакт с евреями Польско-Литовского государства. Крымские [[караимы]], жившие вокруг Чёрного моря, в том числе в торговых портах между Дунаем и Днестром, присутствовали и на некоторых ярмарках в Молдове в XVI в. или ещё раньше.<ref name="Rezachevici, September 1995, p.60">Rezachevici, September 1995, p. 60</ref>
+
-
 
+
-
В XVI в. основным занятием евреев Молдовы и Валахии была торговля. Господари были этим недовольны и принимали меры против торговцев-евреев. Молдовский господарь Петр Рареш в 1530-х гг. несколько раз конфисковывал у них лошадей, а Петр Хромой в 1579 г. приказал выслать евреев из Молдовы, так как они якобы разорили местных торговцев. В ряде городов княжества в это время произошли антиеврейские беспорядки.
+
-
 
+
-
Несмотря на то, что с середины XVI в. Молдова и Валахи находились в зависимости от Турции, правители которой терпимо относились к евреям, власти княжеств проводили антиеврейскую политику. Влиятельные евреи [[Стамбул]]а, например, врач Шломо бен Натан Ашкенази, пытались заставить господарей Молдовы и Валахии отказаться от этой политики, но не всегда такое вмешательство приносило плоды. В 1591 г. стараниями Ашкенази на престол господаря Молдовы был возведен Иммануэль Арон, еврей по происхождению. Однако надежда, что он не будет преследовать евреев, не оправдалась: на еврейское население Молдовы обрушились невиданные ранее гонения. По распоряжению господаря была уничтожена община [[Бухарест]]а.
+
-
 
+
-
В 1640 г. в Румынии были приняты церковные законы, объявлявшие евреев врагами православной церкви и запрещавшие все отношения с ними. В 1650, 1652 и 1653 гг. евреи Румынии сильно пострадали от [[Хмельничина|набегов отрядов Б. Хмельницкого]]. Вторжение казаков из Украины в 1656 г. нанесло тяжелый удар евреям Буковины. В страну хлынул поток беженцев из Украины и Польши, спасавшихся от резни, устроенной казаками. Среди румынских евреев было много сторонников [[Шабтай Цви|Шабтая Цви]].
+
-
 
+
-
В 1719 г. по представлению господаря Молдовы султан назначил ''хахам-баши'', который руководил всей общинной организацией евреев Румынии (как Молдовы, так и Валахии) и имел широкие полномочия светского и религиозного характера. Как правило, на этот пост назначался один из наиболее известных [[раввин]]ов.
+
-
 
+
-
В 1710 г. на евреев Румынии впервые был возведен [[кровавый навет]] в городе Нямц, приведший к [[погром]]у, во время которого погибло пять человек. В 1714 г. кровавый навет возвели на евреев города Роман. Румынская православная церковь активно поддерживала эти обвинения и выступала против евреев. В XVII в. господари, находившиеся под сильным влиянием православного духовенства (Стефан Кантакузин, Константин Маврокордато), преследовали евреев.
+
-
 
+
-
В Румынии появились антиеврейские памфлеты («Золотой порядок» и другие), но, в отличие от подобного рода литературы в других европейских странах, они не содержали никаких экономических обвинений; евреи в них вновь объявлялись врагами православной церкви и обвинялись в употреблении христианской крови. Более независимые от влияния духовенства господари (например, Николай Маврокордато; 1716–30) приглашали из соседних стран еврейских купцов и ремесленников для развития экономики княжества и предоставляли различные льготы целым еврейским общинам. Бояре ценили деловые качества евреев и поручали им организацию небольших поселений. Евреи, армяне и греки составляли подавляющее большинство торговцев и ремесленников в Румынии, и местные крестьяне охотно покупали и обменивали у них товары.
+
-
 
+
-
Во время русско-турецких войн второй половины XVIII в. (в 1768–74 гг. и 1787–91 гг.) над евреями жестоко издевались и русские солдаты, и янычары. В конце XVIII в. усилились антиеврейские выступления духовенства, по всей стране на евреев возводились [[кровавые наветы]]. В 1797 г. в результате одного из них произошел погром в Галаце с многочисленными жертвами.
+
-
 
+
-
Во второй половине XVIII – начале XIX в. усилилась напряженность внутри еврейской общины Румынии. Многочисленные еврейские беженцы из России и Галиции не признавали власть ''хахам-баши''; выступления против нее возглавляли [[хасид]]ские [[цадик]]и.
+
-
 
+
-
К началу XVIII в. в нескольких торговых городах Бессарабии уже существовало постоянное еврейское население. К концу XVIII в. сравнительно большое число евреев жило почти во всех городах и во многих деревнях. Их численность оценивалась в 1812 г. в 20 тысяч человек. В это время евреи в Бессарабии занимались главным образом мелкой торговлей и шинкарством; некоторые из них вели более значительную торговлю с соседними областями.
+
-
<!--
+
-
 
+
-
 
+
-
Во второй половине 14-го века, будущий территории Румынии стал важным убежищем для евреев, изгнанных из [[Королевства Венгрии]] и [[Польша]] на [[Список правителей Венгрия | король]] [[Людовик I Венгрии | Людовик I]]. В [[Трансильвания]], [[История евреев в Венгрии | венгерских евреев]] были записаны в [[трансильванских саксов | саксонской]] цитадели вокруг тысяча четыреста девяносто две <ref> Rezachevici, сентябрь 1995, с.. 59 </ Ref>
+
-
 
+
-
they were first attested in the 1550s, living in [[Bucharest]].<ref>Djuvara, p. 179; Giurescu, p. 271</ref> During the second half of the 14th century, the future territory of Romania became an important place of refuge for Jews expelled from the [[Kingdom of Hungary]] and [[Poland]] by [[List of rulers of Hungary|King]] [[Louis I of Hungary|Louis I]]. In [[Transylvania]], [[History of the Jews in Hungary|Hungarian Jews]] were recorded in [[Transylvanian Saxons|Saxon]] citadels around 1492.<ref>Rezachevici, September 1995, p. 59</ref>
+
-
 
+
-
[[List of rulers of Moldavia|Prince]] [[Roman I of Moldavia|Roman I]] (1391-1394?) exempted the Jews from [[Moldavian military forces|military service]], in exchange for a tax of 3 ''[[löwenthaler]]'' per person. Also in Moldavia, [[Stephen III of Moldavia|Stephen the Great]] (1457–1504) treated Jews with consideration. [[Isaac ben Benjamin Shor]] of [[Iaşi]] (''Isak [[Bey]]'', originally employed by [[Uzun Hassan]]) was appointed ''[[stolnic]]'', being subsequently advanced to the rank of ''[[logofăt]]''; he continued to hold this office under [[Bogdan III cel Orb|Bogdan the Blind]] (1504–1517), the son and successor of Stephen.
+
-
 
+
-
At this time both [[Danubian Principalities]] came under the [[suzerainty]] of the [[Ottoman Empire]], and a number of Sephardim living in [[Istanbul]] migrated to Wallachia, while Jews from Poland and the [[Holy Roman Empire]] settled in Moldavia. Although they took an important part in [[State organisation of the Ottoman Empire|Ottoman government]] and formed a large part of a community of foreign creditors and traders,<ref name="Rezachevici, September 1995, p.60"/> Jews were harassed by the ''[[hospodars]]'' of the two Principalities. Moldavia's Prince [[Ştefăniţă]] (1522) deprived the Jewish merchants of almost all the rights given to them by his two predecessors; [[Petru Rareş]] confiscated Jewish wealth in 1541, after alleging that Jews in the cattle trade had engaged in [[tax evasion]].<ref name="Rezachevici, September 1995, p.60"/> [[Alexandru Lăpuşneanu]] (first rule: 1552-61) [[Persecution of Jews|persecuted]] the community alongside other social categories, until he was dethroned by [[Ioan Iacob Heraclid|Jacob Heraclides]], a [[Greeks|Greek]] [[Lutheranism|Lutheran]], who was lenient to his Jewish subjects; Lăpuşneanu did not renew his persecutions after his return on the throne in 1564. The role of [[History of the Jews in Turkey|Ottoman]] and local Jews in financing various princes increased as Ottoman economic demands were mounting after 1550 (in the 1570s, the influential Jewish [[Duchy of the Archipelago|Duke of the Archipelago]], [[Joseph Nasi]], backed both Heraclides and Lăpuşneanu to the throne); several violent incidents throughout the period were instigated by princes unable to repay their debts.<ref>Rezachevici, September 1995, pp. 60–61</ref>
+
-
 
+
-
During the first short reign of [[Petru Şchiopul|Peter the Lame]] (1574–1579) the Jews of Moldavia, mainly traders from Poland who were competing with locals, were taxed and ultimately expelled.<ref name="Rezachevici, September 1995, p.61">Rezachevici, September 1995, p.61</ref> In 1582, he succeeded in regaining his rule over the country with the help of the Jewish physician Benveniste, who was a friend of the influential [[Solomon Ashkenazi]];<ref name="Rezachevici, September 1995, p.61"/> the latter then exerted his influence with the Prince in favor of his coreligionists.
+
-
 
+
-
In Wallachia, [[List of rulers of Wallachia|Prince]] [[Alexandru II Mircea]] (1567–1577) engaged as his private secretary and counselor [[Isaiah ben Joseph]], who used his influence on behalf of the Jews. In 1573 Isaiah was dismissed, owing to court intrigues, but he was not harmed any further, and subsequently left for Moldavia (where he entered the service of [[Muscovy]]'s [[Grand Prince of Moscow|Grand Prince]] [[Ivan the Terrible]]). Through the efforts of Solomon Ashkenazi, [[Aron Tiranul]] was placed on the throne of Moldavia; nevertheless, the new ruler persecuted and executed nineteen Jewish creditors in [[Iaşi]], who were [[Decapitation|decapitated]] without process of law.<ref name="Rezachevici, September 1995, p.61"/> At around the same time, in Wallachia, the violent repression of creditors peaked under [[Michael the Brave]], who, after killing Turkish creditors in [[Bucharest]] (1594), probably enagaged in violence against Jews settled south of the [[Danube]] during his campaign in [[Rumelia]] (while maintaining good relations with Transylvanian Jews).<ref>Rezachevici, September 1995, pp. 61–62</ref>
+
-
Еврейские общины на то, что позже станет румынской территорией прошли аттестацию в начале 2-го века нашей эры, в то время, когда [[Римская империя]] создал свое господство над [[римской Дакии | Dacia]]. Надписи и монеты были найдены в таких местах, как [[Sarmizegetusa]] и [[Orşova]]. В 8-м веке, [[иудаизм | Иудейская]] [[хазар]] присутствовавших на запад до [[Бессарабия]]. Три века спустя, [[Вениамин из Туделы]] свидетельствуют, что евреи из [[Византийской империи]] были заняты в торговле с [[Vlachs]], живущих к югу от [[Дунай]].
+
-
 
+
-
[[Список правителей Молдавии | Prince]] [[Римская я Молдавия | Роман I]] (1391-1394?) Освобождены от евреев [[Молдавские военные силы | военной службы]], в обмен на налоги из 3 '' [[löwenthaler]]'' на человека. Кроме того, в Молдавии, [[Стефан III Молдавии | Штефана Великого]] (1457-1504) обращались с евреями с рассмотрения. [[Исаак бен Биньямин Шор]] из [[Яссы]] ('' Исак [[Bey]]'', первоначально используемых [[Узун Хасана]]) был назначен'' [[stolnic]]'', будучи впоследствии расширенный до звания'' [[logofăt]]'', он продолжал держать эту должность в соответствии с [[Богдан III чел Orb | Богдан слепых]] (1504-1517), сын и преемник Стефана.
+
-
 
+
-
В это время как [[Дунайских княжествах]] попали под [[сюзеренитет]] из [[Османская империя]], а также ряд жизни сефардов в [[Стамбул]] мигрировали в Валахии, в то время как евреи из Польши и [ [Священной Римской империи]] поселился в Молдавии. Хотя они взяли важную роль в [[Государственная организация Османской империи | османского правительства]] и формируется большая часть сообщества иностранными кредиторами и торговцы, <ref name="Rezachevici, сентября 1995, p.60"/> Евреи подвергались притеснениям со стороны'' [[господарей]]'' из двух княжеств. Принц Молдавии [[Ştefăniţă]] (1522) лишили еврейские купцы почти все права, предоставленные им двух его предшественников; [[Петру Рареш]] конфискованной еврейской богатство в 1541 году, после того, утверждалось, что евреи в торговых крупного рогатого скота занимались [[уклонении от уплаты налогов]] <ref name="Rezachevici, сентября 1995, p.60"/> [[Александр Лэпушняну]] (первое правило: 1552-61). [[Преследование евреев | преследованиям]] сообщество наряду с другими социальных категорий, пока он не был свергнут с престола [[Иоан Якоб Heraclid | Jacob Гераклид]], [[греки | Греческие]] [[лютеранство | лютеранской]], который был снисходителен к своим еврейским предметам; Лэпушняну не продлевать его преследований после его возвращение на трон в 1564 году. Роль [[История евреев в Турции | османского]] и местных евреев в финансировании различных князей увеличился Османской экономические требования были монтажных после 1550 (в 1570-х, влиятельные еврейские [[герцогство Архипелаг | Герцог Архипелага ]], [[Иосиф Наси]], опираясь как Гераклид и Лэпушняну на престол);. несколько насильственных инцидентов в течение всего периода было возбуждено князья не в состоянии погасить свои долги <ref> Rezachevici, сентябрь 1995 г., стр. 60-61 < / Ref>
+
-
 
+
-
В течение первого короткого правления [[Петр Şchiopul | Петра Хромого.]] (1574-1579) евреев Молдавии, в основном торговцы из Польши, которые конкурируют с местными жителями, были обложены налогом и в конце концов изгнали <Ref имя = "Rezachevici сентября 1995, с.61 "> Rezachevici, сентябрь 1995, с.61 </ исх> В 1582 году, он преуспел в восстановлении своего господства над страной с помощью еврейской Бенвенист врач, который был другом влиятельных [[Соломон Ашкенази]]; <ref name="Rezachevici, сентября 1995, p.61"/> последнем затем оказывали свое влияние на принца в пользу своих единоверцев.
+
-
 
+
-
В Валахии, [[Список правителей Валахии | Prince]] [[Александр II Мирчи]] (1567-1577) занимался своим личным секретарем и советником [[Исаия бен Иосиф]], который использовал свое влияние, от имени евреев . В 1573 году Исаия был уволен из-за придворных интриг, но он не пострадал дальше, а затем уехал в Молдавии (где он поступил на службу [[Московии]] 'с [[Великий князь Московский | Великий Князь]] [ [Иван Грозный]]). Благодаря усилиям Соломон Ашкенази, [[Арон Tiranul]] был сделан на престол Молдавии, тем не менее, новый правитель преследовали и казнили девятнадцать еврейские кредиторов в [[Яссы]], которые [[Обезглавливание | обезглавленное]] без процесса права. <ref name="Rezachevici, сентября 1995, p.61"/> Примерно в то же время, в Валахию, насильственного подавления кредиторами достигла максимума в [[Михая Храброго]], который после убийства турецкого кредиторов в [[Бухарест]] (1594), вероятно, enagaged насилия в отношении евреи поселились к югу от [[Дунай]] во время его похода в [[Румелии]] (при сохранении хороших отношений с трансильванских евреев). <ref> Rezachevici, сентябрь 1995 года , стр. 61-62 </ исх>
+
-
 
+
-
-->
+
-
 
+
-
== В Болгарии ==
+
-
В начале XVI века еврейские общины были в Видине, Никополе, Силистре, Плевене, Ямболе, Пловдиве и Старой Загоре. Центром еврейской жизни считался Никополь.
+
-
 
+
-
В 1523–36 гг. в Никополе жил [[Каро, Йосеф|Йосеф Каро]]. Он основал там [[Йешива|йешиву]] и написал книгу [[Бейт Йосеф]]. [[Синагога]] рабби Йосефа Каро в городе была разрушена. 
+
-
 
+
-
В XVI – начале XVII вв. в Софии были четыре еврейские общины: романиотская (то есть выходцев из Византии), [[ашкеназ]]ская, [[сефард]]ская и венгерская - евреев, переселенных из Буды в 1627 году.<ref>[http://en.wikipedia.org/wiki/History_of_the_Jews_in_Hungary Статья "History of the Jews in Hungary" в английском разделе Википедии]</ref> Однако в 1640 г. для всех общин был назначен общий [[раввин]].
+
-
 
+
-
[[Ашкеназ]]ский молитвенник был напечатан в [[Салоники|Салониках]] [[ашкеназ]]ским  [[раввин]]ом Софии Биньямином hа-Леви Ашкенази из [[Нюрнберг]]а в 1548 - 1550 гг.
+
-
 
+
-
В целом о жизни евреев в этот период мало сведений. Известно, что их сильно обирали турецкие чиновники и их помощники - греки.
+
-
 
+
-
Евреи продолжали селиться в различных частях страны, в новых торговых центрах, как Пазарджик. Они торговали с другими частями Османской империи, Валахией, Молдовой, [[Дубровник]]ом и [[Венеция|Венецией]]. В городе была ярмарка тканей, на которую привозили товар из [[Салоники|Салоник]].
+
-
 
+
-
Расширение их хозяйственной деятельности было связано с полученными ими привилегиями и изгнанием многих [[Дубровник|дубровницких]] купцов (евреев) после того как они приняли участие в восстании в 1688 году.
+
-
 
+
-
В городе Самоков в собственности евреев была шахта и кожевенный завод. Еврей по прозвищу ''Бакиш'' прославился тем, что начал выпускать османскую монету.
+
-
+
-
В XVII в. многие евреи Болгарии примкнули к движению [[Шабтай Цви|Шабатая Цви]]. Сторонники его движения, как [[Натан из Газы]] и Самуэль Примо, были активны в Софии.
+
-
 
+
-
В XVIII веке еврей - личный врач и фармацевт наместника Болгарии оказался причастен к попытке этого наместника отравить султана. Султан постановил вырезать всех евреев в Болгарии, и уже назначил для этого день - вечер [[Пурим]]а, но каким-то чудом это было отменено.
+
-
 
+
-
== В Македонии ==
+
-
Богатые торговые города в современной Республике [[Македония]], такие как [[Скопье]], [[Битола]] и [[Штип]] привлекали многих евреев. Евреи в этой области процветали в сферах торговли, банковского дела, медицины и права, а некоторые даже вошли во властные структуры. Еврейское кладбище в Битоле было создано в 1497 году, вскоре после приезда первых [[сефард]]ских евреев в этот район. Это самое старое еврейское кладбище в Македонии, если не на Балканах в целом.
+
-
 
+
-
Итальянский путешественник писал в 1560 году, что в Скопье численность евреев превысила численность других групп населения.<ref name="books.google.com">[http://books.google.com/books?id=NoPZu79hqaEC&pg=PA980 Encyclopedia of the Jewish diaspora: origins, experiences, and culture, Volume 1, p. 980]</ref>
+
-
 
+
-
В XVII веке в [[Скопье]] было 3000 евреев и две синагоги, Бейт-Арон и Бейт-Яаков.<ref>[http://books.google.com/books?id=8zKt08jnug0C&pg=PA17 The Expulsion of the Jews: Five Hundred Years of Exodus By Yale Strom p. 17]</ref>
+
-
 
+
-
В 1680 году [[Натан из Газы]] умер и был похоронен в [[Скопье]].<ref name="YEnq2cYMTwYC p. 75">[http://books.google.com/books?id=YEnq2cYMTwYC&pg=PA75 Sephardi and Middle Eastern Jewries: history and culture in the modern era By Harvey E. Goldberg, Jewish Theological Seminary of America p. 75]</ref> Его захоронение было местом паломничества после его смерти, <ref name="YEnq2cYMTwYC p. 75"/> но было разрушен во время [[Вторая мировая война|Второй мировой войны]].<ref>[http://books.google.com/books?id=CIPR5L5SAtYC&pg=PA300 Honored by the Glory of Islam: Conversion and Conquest in Ottoman Europe By Marc David Baer p. 300]</ref>
+
-
 
+
-
В конце XVII века [[Хайон, Нехемия Хия Бен Моше|Нехемия Хия бен Моше Хайон]] был членом раввината [[Скопье]].<ref>[http://www.eleven.co.il/article/14414 Статья "Хайон Нехемия Хия бен Моше" из ЭЕЭ]</ref>
+
-
 
+
-
В [[Битола|Битоле]] было девять синагог, в [[Скопье]] три и в [[Штип]]е две.<ref>[http://www.esefarad.com/?p=16786 eSefarad - Noticias del Mundo Sefaradi]</ref>
+
-
 
+
-
Несколько известных еврейских философов родились или жили какое-то время в Македонии, в том числе:
+
-
* [[Шмуэль бен Моше де Медина]] (акроним Махарашдам, 1506–89), глава еврейской общины Салоник,<ref>[http://www.eleven.co.il/article/13790 Статья "Сиддур" в ЭЕЭ]</ref><ref>http://www.eleven.co.il/article/13664 Статья "Салоники" в ЭЕЭ</ref>
+
-
* Иосеф бен Давид Ибн Лев (1505–80; жил в Салониках в 1534–50 гг.)
+
-
* Шломо Коэн (1540-1602),<ref>[http://he.wikipedia.org/wiki/שלמה_הכהן_(מהרש%22ך) Статья "שלמה הכהן (מהרש"ך)" в ивритском разделе Википедии]</ref>
+
-
* Яаков там Давид Яхья,
+
-
* [[Ицхак бен Шмуэль Адарби]],
+
-
* Аарон бен Иосиф Сасон и
+
-
* Сал-амон.<ref>[http://www.books.google.com/books?id=NoPZu79hqaEC&pg=PA980 Encyclopedia of the Jewish diaspora: origins, experiences, and culture, Volume 1, p. 980]</ref>
+
-
+
-
Австрийский генерал Пикколомини, отступая из Скопье во время войны с турками 1688-1689 гг., сжёг город дотла. Еврейская община [[Скопье]] после этого сильно уменьшилась.<ref name="books.google.com"/>
+
-
 
+
-
== В Боснии и Герцоговине ==
+
-
Первые евреи прибыли в регион Боснии и Герцоговины с 1492 по 1497 год из Испании и Португалии, когда султан Баязид II начал политику привлечения [[сефард]]ских беженцев в свою империю.<ref name=autogenerated26>{{cite web|url=http://www.jewishencyclopedia.com/view.jsp?artid=1357&letter=B&search=Bosnia |title=BOSNIA |publisher=JewishEncyclopedia.com |accessdate= 24 April 2012}}</ref> Большое число евреев прибыло в регион в XVI веке и поселилось преимущественно в [[Сараево]] (в том числе большая группа иммигрантов из Турции и Греции в 1541 году). По требованию турецких жителей Сараева был организован отдельный [[еврейский квартал]], который стал называться ''"Чуфут хан"''.
+
-
 
+
-
Вначале община Сараево была подведомственна раввинату [[Салоники|Салоников]], затем [[Белград]]а, которые сами подчинялись верховному раввинату [[Стамбул]]а. В XVIII веке в Сараево появился собственный раввинат, который стал верховным раввинатом Боснии и Герцоговины.
+
-
 
+
-
Первые ашкеназские евреи прибыли из Венгрии в 1686 году, когда [[Турция|турки]] были вытеснены из Венгрии.<ref name=autogenerated2>[http://www.centropa.org Excerpts from Jews in Yugoslavia – Part I]</ref>
+
-
 
+
-
Сефардская община Боснии, жившая рядом с мусульманами на правах [[зимми]], была одним из крупнейших центров сефардской культуры.<ref name=autogenerated>[http://www.jewcy.com/ Sarajevo Rose: A Balkan Jewish Notebook, by Stephen Schwartz]</ref> Она пользовалась автономией и экономически преуспевала.<ref>"''Macedonia and the Jewish people''", A. Assa, Skopje, 1992, p.36</ref>
+
-
 
+
-
== В Сербии и Черногории ==
+
-
Черногория была частью исторической Сербии до начала XIX
+
-
В 1521 г., когда войска [[Турция|Османской империи]] захватили [[Белград]], часть живших здесь евреев была переселена в [[Стамбул]].
+
-
 
+
-
В первой половине XVI в. в Сербию начинают прибывать [[сефарды]], многие из [[Салоники|Салоник]]. К 1530 г. в Белграде существовали две общины — [[сефард]]ская и [[ашкеназ]]ская. Тогда же в городе возник [[еврейский квартал]], размещавшийся близ реки Сава (в XVII в. перенесен на берег Дуная); проживание в нем не было обязательным. В это же время образовались общины в расположенных недалеко от Белграда городах Шабац, Смедерево и Пожаревац.
+
-
 
+
-
В XVI–XVII вв. численность еврейского населения Сербии постоянно колебалась: ее стабильному росту препятствовали эпидемии, пожары и войны. Тем не менее, к 1663 г. в Белграде жили примерно восемьсот евреев; город был, таким образом, третьим по величине еврейским центром на Балканах (после [[Салоники|Салоник]] и [[Стамбул]]а).
+
-
 
+
-
Сербские евреи занимались в этот период главным образом торговлей и [[Ссуда денежная|кредитным делом]], поддерживая тесные деловые контакты с [[Дубровник]]ом, [[Сплит]]ом, Салониками, [[Будапешт|Будой]], куда плавали по Дунаю на собственных судах, а также со столицей Болгарии Софией и главным городом Вардарской Македонии — [[Скопье]].
+
-
 
+
-
Еврейские купцы вывозили из Сербии кожи, воск, медь, ввозили тонкие сукна и другие товары. Объем этой торговли заметно возрос в конце XVI в., когда реконструкция порта в Сплите обеспечила надежную связь между Балканами и Венецией.
+
-
 
+
-
В XVII в. Белград был крупным центром еврейской учености: широкой известностью пользовалась [[иешива]], открывшаяся здесь в 1617 г. по инициативе рабби Иехуды Лермы ([[раввин]] Белграда в 1617–42 гг.).
+
-
 
+
-
В 1688 г., когда австрийские войска осадили Белград, янычары разграбили [[еврейский квартал]], а после падения города австрийцы сожгли [[синагоги]] и учинили массовую резню евреев, а уцелевших взяли в плен, намереваясь продать в рабство. Многих из них впоследствии выкупили еврейские общины Австрии. Лишь немногим удалось бежать в Болгарию и в другие страны. Эти трагические события нашли отклик в среде европейского еврейства; в Лондоне был учрежден фонд помощи пострадавшим.
+
-
 
+
-
Два года спустя, когда Белград вновь перешел под власть Османской империи, некоторые евреи вернулись в город и отстроили одну синагогу, но даже в начале XVIII в. здесь насчитывалось не более 50 еврейских семей (в четыре раза меньше, чем до 1688 г.).
+
-
 
+
-
В 1690 г. бесчинства гайдуков (участников вооруженного антиосманского движения) вынудили евреев бежать из Шабаца. В XVIII в. северная часть Сербии (включая Белград) неоднократно становилась ареной австро-турецких войн. При этом обе стороны преследовали евреев и неоднократно вводили против них дискриминационные ограничительные меры, в результате чего численность еврейского насления здесь не только не росла, но и сокращалась. На юге страны, где политическая ситуация была более стабильной, в это время возник ряд новых общин, самая крупная из них — в городе Ниш (1728).
+
-
 
+
-
=== Евреи области Воеводина ===
+
-
В Бачке, Банате и Среме (образовавших в середине XIX в. область Воеводина, которая с 1918 г. входит в состав Сербии) в XVI–XVII вв., когда эти территории находились под властью [[Турция|Османской империи]], жили отдельные семьи [[сефард]]ов.
+
-
 
+
-
Почти все они покинули край в конце XVII в. – начале XVIII в., когда Бачка, Банат и Срем перешли под контроль Австрии; немногие оставшиеся были убиты или проданы в рабство.
+
-
 
+
-
В то же время на территории современной Воеводины начали селиться [[ашкеназ]]ы — выходцы из Венгрии, Австрии и Чехии. Первоначально почти все они жили в селах, занимаясь мелкой торговлей. Вид на жительство в городе могли получить лишь владельцы постоялых дворов, корчмари и поставщики австрийской армии (среди последних был  [[Оппенгеймер, Иосиф Зюсс|И. б. И. З. Оппенхеймер]]).
+
-
 
+
-
Первая еврейская община на территории современной Воеводины возникла в городе Петроварадин в 1697 г.; в 1699 г. образовалась община в городе Нови-Сад, ставшая вскоре крупнейшей в области: на протяжении XVIII в. в этом городе было построено несколько синагог, организована [[хевра кадиша]], открыта еврейская школа. В 1786 г. возникла община в городе Суботица, в 1790 г. — в городе Бечкерек (ныне Зренянин), в 1793 г. — в городе Сента.
+
-
 
+
-
== В Греции ==
+
-
[[Файл:Rhodes Synagogue.JPG|250px|right|thumb|Старейшая синагога Греции на Родосе]]
+
-
На острове Корфу обосновалась община италоязычных евреев (потомки изгнанных из Апулии в 1540 г.). В XVI—XVII вв. в Греции поселились испанские [[марраны]], а после 1648 г. — бежавшие от ужасов резни [[Хмельничина|Б. Хмельницкого]] и гонений польские евреи.
+
-
 
+
-
Влияние Давида бен Хаим hа-Коhена (XVI в.), верховного [[раввин]]а Патраса, распространилось на Италию и на восточное Средиземноморье.
+
-
 
+
-
В XVI—XVIII вв. крупнейшая еврейская община Греции сложилась в [[Салоники|Салониках]] — городе, который стал не только крупнейшим центром культуры евреев Греции, но и одним из очагов [[сефард]]ского еврейства после [[Изгнание евреев из Испании|изгнания из Испании]]. К началу XX в. евреи составляли там большинство населения.
+
-
 
+
-
После завоевания Родоса турками (1552) там поселились евреи из [[Салоники|Салоник]], занявшие ведущие позиции в торговле острова. В царствование султана Селима II (правил в 1566–74 гг.) [[Наси, Иосеф|Иосеф Наси]] был назначен ''санджак-беем'' Наксоса и соседних островов.<ref>Charles Issawi & Dmitri Gondicas; Ottoman Greeks in the Age of Nationalism, Princeton, (1999)</ref>
+
-
 
+
-
Основным занятием евреев Греции в XVI—XVIII вв. было шелкопрядение, выделка шерсти, сукноделие. Они также играли видную роль в торговле, [[Ссуда денежная|ссудном деле]] и в откупах налогов. Коммерсанты-евреи установили прочные связи с торговыми центрами Европы и Леванта. В то же время уровень жизни евреев Фессалии и Пелопоннеса, мелких торговцев и жестянщиков, был очень низок.
+
-
 
+
-
=== Кипр ===
+
-
В период венецианского владычества (1489–1571) на [[Кипр]]е проживало лишь небольшое число евреев, как свидетельствует анонимный путешественник в 1495 г., а рабби Моше Басола (1480–1560), посетивший Кипр в 1521 г., сообщает, что застал в Фамагусте лишь 12 еврейских семейств, выходцев с Сицилии.
+
-
 
+
-
Попытка поднять на Кипре протурецкое восстание в 1568 г. приписывалась турецкому государственному деятелю, еврею [[Наси, Иосеф|Иосефу Наси]]. [[Турция]], завоевавшая Кипр в 1571 г., стремясь уменьшить процент христианского населения на острове, пыталась переселить на него евреев из [[Цфат]]а, однако эти попытки были малоуспешны.
+
-
 
+
-
=== Крит ===
+
-
На [[Крит]]е евреи играли значительную роль в транзитной торговле; остров был известен также своими [[раввин]]ами и учеными. Там жили выдающийся [[талмуд]]ист и учёный Элияху бен Элкана Капсали (1483–1555) и другие.
+
-
 
+
-
Усилившиеся в XVI в. антиеврейские выступления христианского населения Крита и притеснение евреев правительством острова не прекратились и после их сурового порицания Константинопольским патриархом (1568). Фанатичный религиозный правитель Крита Дж. Фоскарини (правил в 1574–77 гг.) принял строгие меры к изоляции евреев, отказавшихся перейти в христианство, и обложил еврейскую общину тяжелыми налогами.
+
-
 
+
-
В 1583 г., во время войны с Турцией, греки Кандии, возбужденные слухами о том, что евреи укрывают турок, напали на еврейский квартал, и лишь вмешательство венецианского войска предотвратило резню. Годовщина этого события (18 таммуза) отмечалась евреями Крита как [[Пурим катан|Пурим Кандия]]. Вместе с тем экономическое положение еврейского населения Крита оставалось удовлетворительным. В их руках была сосредоточена торговля сахаром, воском, кожей, индиго, вином и т. п. Некоторые евреи занимались [[Ссуда денежная|ростовщичеством]] и банковским делом.
+
-
 
+
-
В период турецкого владычества (1669–1898) наступил упадок еврейской общины Крита; оторванность от западноевропейских центров привела к ее материальному и культурному обнищанию. Благожелательное отношение турецких властей к еврейскому населению острова и лояльность последнего к Турции усиливала неприязнь греческого населения к евреям.
+
-
 
+
-
=== Родос ===
+
-
В 1502 г. великий магистр иоаннитов Д’Обюссон приказал всем евреям Родоса креститься или покинуть остров в течение 50 дней; указ предусматривал также [[насильственное крещение]] детей. Часть евреев Родоса приняла католичество; остальные были вынуждены переселиться в Ниццу, входившую в то время в [[Пьемонт|герцогство Савойя]]. Несколько евреев, отказавшихся выполнить распоряжение великого магистра, были брошены в тюрьму и после пыток казнены.
+
-
 
+
-
Община распалась; численность еврейского населения острова значительно сократилась. В то же время среди пленных, которых в первые два десятилетия XVI в. привозили на [[Родос]] военные корабли ордена иоаннитов, было немало (по некоторым сведениям, от двух до трех тысяч) евреев. Они находились на положении рабов; их труд использовался, в частности, на строительстве укреплений.
+
-
 
+
-
В декабре 1522 г. [[Родос]] был захвачен турецкими войсками. Сразу же после этого почти все евреи острова вернулись к [[иудаизм]]у и воссоздали общину. По преданию, султан Сулейман I Великолепный даровал им ряд привилегий, включая освобождение от налогов на сто лет. На Родос начали переселяться [[сефард]]ы из [[Салоники|Салоник]], [[Измир]]а, [[Стамбул]]а, [[Иерусалим]]а; это были главным образом [[Изгнание евреев из Испании|изгнанники из Испании и Португалии]] или их потомки.
+
-
 
+
-
Численность общины возросла в несколько раз; по некоторым сообщениям современников, евреи даже составили большинство населения острова. Влияние новоприбывших было сильным: в быту и в официальных документах общины стал использоваться [[Ладино|еврейско-испанский язык]]; [[Литургия|литургические]] и обрядовые традиции [[Романиоты|романиотов]] постепенно заменялись [[сефард]]скими. Не позднее 1517 г. на [[Родос]]е была построена вторая [[синагога]].
+
-
 
+
-
В 1522–1840 гг. евреи Родоса имели юридический статус [[зимми]], пользовались свободой вероисповедания, административной и судебной автономией (только по гражданским делам). Общиной руководил совет семи нотаблей (''мемуним''), действовал [[бейт-дин]]. Несмотря на отдельные инциденты (например, нападение на [[Талмуд-тора|талмуд-тору]] и убийство нескольких ее учеников в 1739 г.), с мусульманским населением острова поддерживались дружественные отношения.
+
-
 
+
-
В XVI в. община [[Родос]]а процветала: ее члены занимались винокурением и виноторговлей, производством льняных и хлопчатобумажных тканей (экспортировавшихся до конца XIX в. в Малую Азию и в [[Египет]]), разными ремеслами, оптовой и розничной торговлей, [[Ссуда денежная|кредитным делом]]. Евреи также брали на откуп таможенные пошлины. В XVII–XVIII вв. в связи с общим хозяйственным упадком в Османской империи экономическое положение евреев Родоса постепенно ухудшалось; доля нищих и бедняков среди членов общины значительно возросла.
+
-
 
+
-
С XVI в. Родос стал одним из центров еврейской учености. На острове действовала [[иешива]], появились новые [[Талмуд-тора|талмуд-торы]]. Среди [[раввин]]ов Родоса наибольшей известностью пользовались Иехуда Ибн Верга (XVI в.), Моше Буссал (XVII в.), Иехиэль Бассан (XVIII в.) и многочисленные представители семьи Исраэль (XVIII–XIX вв.). В XVI в. на острове жил поэт Иехуда Зарко.
+
-
 
+
-
== В европейской части Турции ==
+
-
На момент захвата турками Константинополя (Стамбула) город был в упадке. Он ещё не оправился от разгрома крестоносцами в 1204 году и эпидемии чумы 1347 года. В рамках мероприятий по восстановлению города<ref name="Inalcik, Halil 1969 pg236">Inalcik, Halil. “The Policy of Mehmed II toward the Greek Population of Istanbul and the Byzantine Buildings of the City.” Dumbarton Oaks Papers 23, (1969): 229–249.pg236</ref> турецкий султан приказал завезти в него население, в том числе евреев из других мест.<ref>[http://www.channel4.com/history/microsites/H/history/a-b/blackdeath.html The Black Death], Channel 4 – History.</ref><ref name="Inalcik, Halil 1969 pg236"/>
+
-
 
+
-
Через несколько месяцев практически все [[романиоты]] были сосредоточены с [[Стамбул]]е, где составил 10% от населения города.<ref name="Avigdor Levy 1994">Avigdor Levy; The Jews of the Ottoman Empire, New Jersey, (1994)</ref> К ним присоединились [[ашкеназ]]ские беженцы из Центральной Европы.
+
-
 
+
-
После прибытия сефардских евреев в Стамбул в начале XVI века его еврейская община достигла численности 30,000 человек. У них было 44 [[синагоги]]. Султан Баязид расселил евреев по берегу залива Золотой рог.
+
-
 
+
-
В XVI веке ведущими финансистами в [[Стамбул]]е были греки и евреи. Многие еврейские финансисты были выходцами из Иберии и бежали в период подготовки [[Альгамбрский декрет| изгнания евреев из Испании]], успев забрать свои деньги.
+
-
 
+
-
Наиболее заметной была [[Марраны|марран]]ская семья Мендес, которая поселилась в Стамбуле в 1552 году. Когда Альваро Мендес прибыл в Стамбул в 1588 году, он, как сообщается, привез с собой 85 тысяч золотых дукатов.<ref>{{книга|автор = Halil İnalcık, Donald Quataert|часть = |заглавие = Экономическая и социальная история Османской империи, 1300-1914|оригинал = An economic and social history of the Ottoman Empire, 1300-1914|ссылка = http://books.google.com/books?id=MWUlNdskNfIC&pg=PA212&lpg=PA212&dq=Marrano+banking&source=bl&ots=b16xixwrg6&sig=6sSusKxzjnVmDGgqtDgo1ak5i7A&hl=en&ei=qemeTZTIMIrmiAKIu8yRAw&sa=X&oi=book_result&ct=result&resnum=3&ved=0CCIQ6AEwAg#v=onepage&q=Marrano%20banking&f=false|ответственный = |издание = |место = |издательство = Cambridge University Press|год = 1994|том = |страницы = 212|страниц = |серия = |isbn = |тираж = }}</ref> Эта семья вскоре заняла доминирующее положение в государственных финансах Османской империи и в торговле с Европой.<ref>{{книга|автор = Clifford Edmund Bosworth|часть = |заглавие = Исторические города исламского мира|оригинал =Historic cities of the Islamic world |ссылка = http://books.google.com/books?id=UB4uSVt3ulUC&pg=PA207&lpg=PA207&dq=Marrano+banking&source=bl&ots=FCF1tS1jvO&sig=cH30pGDMogt-dfeNPavF0VlHzww&hl=en&ei=3-qeTb7gNqrdiAKG1omDAw&sa=X&oi=book_result&ct=result&resnum=4&ved=0CCYQ6AEwAw#v=onepage&q=Marrano%20banking&f=false|ответственный = |издание = |место = |издательство = BRILL|год = 2007|том = |страницы = 207|страниц = |серия = |isbn = |тираж = }}</ref>
+
-
 
+
-
Известен министр финансов ("''дефтендар''") султана Мехмеда II Хеким Якуп Паса и его же личный врач португальский еврей Моше Хамон, личный врач Мурада II Абраhам де Кастро.
+
-
 
+
-
== Литература ==
+
-
* {{книга|автор = A. Assa|часть = |заглавие = Македония и еврейский народ|оригинал = Macedonia and the Jewish people|ссылка = |ответственный = |издание = |место = Skopje|издательство = University of Pittsburgh Press|год = 1992|том = |страницы = |страниц = |серия = |isbn = |тираж = }}
+
-
* {{книга|автор = Clifford Edmund Bosworth|часть = |заглавие = Исторические города исламского мира|оригинал =Historic cities of the Islamic world |ссылка = http://books.google.com/books?id=UB4uSVt3ulUC&pg=PA207&lpg=PA207&dq=Marrano+banking&source=bl&ots=FCF1tS1jvO&sig=cH30pGDMogt-dfeNPavF0VlHzww&hl=en&ei=3-qeTb7gNqrdiAKG1omDAw&sa=X&oi=book_result&ct=result&resnum=4&ved=0CCYQ6AEwAw#v=onepage&q=Marrano%20banking&f=false|ответственный = |издание = |место = |издательство = BRILL|год = 2007|том = |страницы = 207|страниц = |серия = |isbn = |тираж = }}
+
-
* {{книга|автор = Michael Dumper, Bruce E. Stanley|часть = |заглавие = Города Ближнего Востока и Северной Африки. Историческая энциклопедия|оригинал = Cities of the Middle East and North Africa: a historical encyclopedia|ссылка = http://books.google.com/books?id=3SapTk5iGDkC&pg=PA185&lpg=PA185&dq=Marrano+banking&source=bl&ots=8sTF94Oa1w&sig=S7EkbxOydN-srw4UCrlCHC1Ku8I&hl=en&ei=3-qeTb7gNqrdiAKG1omDAw&sa=X&oi=book_result&ct=result&resnum=5&ved=0CCkQ6AEwBA#v=onepage&q=Marrano%20banking&f=false|ответственный = |издание = |место = |издательство = ABC-CLIO|год = 2007|том = |страницы = 185|страниц = |серия = |isbn = |тираж = }}
+
-
* {{книга|автор = Halil İnalcık, Donald Quataert|часть = |заглавие = Экономическая и социальная история Османской империи, 1300-1914|оригинал = An economic and social history of the Ottoman Empire, 1300-1914|ссылка = http://books.google.com/books?id=MWUlNdskNfIC&pg=PA212&lpg=PA212&dq=Marrano+banking&source=bl&ots=b16xixwrg6&sig=6sSusKxzjnVmDGgqtDgo1ak5i7A&hl=en&ei=qemeTZTIMIrmiAKIu8yRAw&sa=X&oi=book_result&ct=result&resnum=3&ved=0CCIQ6AEwAg#v=onepage&q=Marrano%20banking&f=false|ответственный = |издание = |место = |издательство = Cambridge University Press|год = 1994|том = |страницы = 212|страниц = |серия = |isbn = |тираж = }}
+
-
* {{книга|автор = Charles Issawi & Dmitri Gondicas|часть = |заглавие = Оттоманские греки в эпоху национализма|оригинал = Ottoman Greeks in the Age of Nationalism|ссылка = |ответственный = |издание = |место = Princeton|издательство = |год = 1999|том = |страницы = |страниц = |серия = |isbn = |тираж = }}
+
-
* {{книга|автор = Льюис, Бернард|B. Lewis|часть = |заглавие = Евреи ислама|оригинал = The Jews of Islam|ссылка = |ответственный = |издание = |место = New York|издательство = |год = 1984|том = |страницы = |страниц = |серия = |isbn = |тираж = }}
+
-
 
+
-
== Источники и ссылки ==
+
-
* [http://www.eleven.co.il/ Электронная еврейская энциклопедия]
+
-
* [http://www.jewishencyclopedia.com/ Jewish Encyclopedia]
+
-
* [http://www.jewishvirtuallibrary.org/ Jewish Virtual Library]
+
-
* [http://en.wikipedia.org/wiki/Main_Page Английский раздел Википедии]
+
-
* [http://he.wikipedia.org/wiki/עמוד_ראשי Ивритский раздел Википедии]
+
-
* [http://www1.yadvashem.org/yv/en/exhibitions/communities/monastir/index.asp?WT.mc_id=wiki Monastir: The Story of a Sephardic Community in Macedonia] an online exhibition by [[Яд ва-Шем|Yad Vashem]]
+
-
* [http://www.jewish.org.mk/ A website of the Jewish community in Republic of Macedonia] (in Macedonian)
+
-
* [http://www.balkanalysis.com/blog/2007/03/14/macedonia%E2%80%99s-jewish-community-commemorates-the-holocaust-and-embraces-the-future/ A comprehensive article about the past, present and future of Jewish life in Macedonia]
+
-
* [http://www.esefarad.com/?p=16786 The Jews on the Balkans]
+
-
* [http://www.ezrm.org.mk/index.php/en/history The History of the Jews in Macedonia, from the The Jewish Community in the Republic of Macedonia]
+
-
 
+
-
Примечания
+
-
<references/>
+
-
 
+
-
[[Категория:История еврейского народа]]
+
-
[[Категория:Евреи в Европе]]
+
-
[[Категория:История евреев по странам]]
+
-
[[Категория:Преследования евреев]]
+
-
[[Категория:Османская империя]]
+

Текущая версия на 23:24, 30 мая 2013

  1. redirect ej:История еврейского народа в Юго-восточной Европе в Новое время (XVI—XVIII вв.)
Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация