История еврейского народа в Юго-восточной Европе в Новое время (XVI—XVIII вв.)

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

Перейти к: навигация, поиск
Тип статьи: Регулярная статья
Автор статьи: Л.Гроервейдл
Дата создания: 27.08.2012


В Османской империи евреи имели статус зимми и, как правило, в мирное время не подвергались сильному угнетению.

В начале периода в захваченные турками балканские страны прибыло много евреев - изгнанников из Испании и Португалии. В культурном и экономическом отношении они были сильнее местных общин и за короткое время растворили их в себе.

Они получили значительную автономию, с различными правами, включая право покупать недвижимость, строить синагоги и вести торговлю по всей Османской империи.[1]

Отношения между евреями и местным нееврейским населением, как правило, были хорошие.[2] Свидетельство хороших условий для евреев в Македонии и Османской Европе в целом находится в письме 1475 года от македонского раввина Исаака Царфати, направленного немецким и венгерским евреям c с уведомлением о благоприятных условиях в Османской империи и советом им иммигрировать на Балканы.[3]

Турецкие власти поощряли иммиграцию евреев на свою территорию по экономическим соображениям. Однако на Балканах вновь прибывшие евреи встретили сильную конкуренцию в областях своей традиционной занятости и не достигли такой степени экономической мощи, как в некоторых странах Европы. Постепенно сложился многочисленный слой евреев среднего достатка и бедняков, занятых во всех сферах несельскохозяйственного производства (поскольку земли у евреев не было).

Содержание

В Болгарии

В начале XVI века еврейские общины были в Видине, Никополе, Силистре, Плевене, Ямболе, Пловдиве и Старой Загоре. Центром еврейской жизни считался Никополь.

В 1523–36 гг. в Никополе жил Йосеф Каро. Он основал там йешиву и написал книгу Бейт Йосеф. Синагога рабби Йосефа Каро в городе была разрушена.

В XVI – начале XVII вв. в Софии были четыре еврейские общины: романиотская (то есть выходцев из Византии), ашкеназская, сефардская и венгерская - евреев, переселенных из Буды в 1627 году.[4] Однако в 1640 г. для всех общин был назначен общий раввин.

Ашкеназский молитвенник был напечатан в Салониках ашкеназским раввином Софии Биньямином hа-Леви Ашкенази из Нюрнберга в 1548 - 1550 гг.

В целом о жизни евреев в этот период мало сведений. Известно, что их сильно обирали турецкие чиновники и их помощники - греки.

Евреи продолжали селиться в различных частях страны, в новых торговых центрах, как Пазарджик. Они торговали с другими частями Османской империи, Валахией, Молдовой, Дубровником и Венецией. В городе была ярмарка тканей, на которую привозили товар из Салоник.

Расширение их хозяйственной деятельности было связано с полученными ими привилегиями и изгнанием многих дубровницких купцов (евреев) после того как они приняли участие в восстании в 1688 году.

В городе Самоков в собственности евреев была шахта и кожевенный завод. Еврей по прозвищу Бакиш прославился тем, что начал выпускать османскую монету.

В XVII в. многие евреи Болгарии примкнули к движению Шабатая Цви. Сторонники его движения, как Натан из Газы и Самуэль Примо, были активны в Софии.

В XVIII веке еврей - личный врач и фармацевт наместника Болгарии оказался причастен к попытке этого наместника отравить султана. Султан постановил вырезать всех евреев в Болгарии, и уже назначил для этого день - вечер Пурима, но каким-то чудом это было отменено.

В Македонии

Богатые торговые города в современной Республике Македония, такие как Скопье, Битола и Штип привлекали многих евреев. Евреи в этой области процветали в сферах торговли, банковского дела, медицины и права, а некоторые даже вошли во властные структуры. Еврейское кладбище в Битоле было создано в 1497 году, вскоре после приезда первых сефардских евреев в этот район. Это самое старое еврейское кладбище в Македонии, если не на Балканах в целом.

Итальянский путешественник писал в 1560 году, что в Скопье численность евреев превысила численность других групп населения.[5]

В XVII веке в Скопье было 3000 евреев и две синагоги, Бейт-Арон и Бейт-Яаков.[6]

В 1680 году Натан из Газы умер и был похоронен в Скопье.[7] Его захоронение было местом паломничества после его смерти, [7] но было разрушен во время Второй мировой войны.[8]

В конце XVII века Нехемия Хия бен Моше Хайон был членом раввината Скопье.[9]

В Битоле было девять синагог, в Скопье три и в Штипе две.[10]

Несколько известных еврейских философов родились или жили какое-то время в Македонии, в том числе:

  • Шмуэль бен Моше де Медина (акроним Махарашдам, 1506–89), глава еврейской общины Салоник,[11][12]
  • Иосеф бен Давид Ибн Лев (1505–80; жил в Салониках в 1534–50 гг.)
  • Шломо Коэн (1540-1602),[13]
  • Яаков там Давид Яхья,
  • Ицхак бен Шмуэль Адарби,
  • Аарон бен Иосиф Сасон и
  • Сал-амон.[14]

Австрийский генерал Пикколомини, отступая из Скопье во время войны с турками 1688-1689 гг., сжёг город дотла. Еврейская община Скопье после этого сильно уменьшилась.[5]

В Боснии и Герцоговине

Первые евреи прибыли в регион Боснии и Герцоговины с 1492 по 1497 год из Испании и Португалии, когда султан Баязид II начал политику привлечения сефардских беженцев в свою империю.[15] Большое число евреев прибыло в регион в XVI веке и поселилось преимущественно в Сараево.

Первые ашкеназские евреи прибыли из Венгрии в 1686 году, когда турки были вытеснены из Венгрии.[16]

Сефардская община Боснии, жившая рядом с мусульманами на правах дзимми, была одним из крупнейших центров сефардской культуры.[17] Она пользовалась автономией и экономически преуспевала.[18]

Литература

  • A. Assa Македония и еврейский народ = Macedonia and the Jewish people. — Skopje: University of Pittsburgh Press, 1992.

Источники и ссылки

Примечания

  1. A. Assa, p.36.
  2. Remembering the Past - Jewish culture battling for survival in Macedonia, Zhidas Daskalovski
  3. Assa, p.40.
  4. Статья "History of the Jews in Hungary" в английском разделе Википедии
  5. 5,0 5,1 Encyclopedia of the Jewish diaspora: origins, experiences, and culture, Volume 1, p. 980
  6. The Expulsion of the Jews: Five Hundred Years of Exodus By Yale Strom p. 17
  7. 7,0 7,1 Sephardi and Middle Eastern Jewries: history and culture in the modern era By Harvey E. Goldberg, Jewish Theological Seminary of America p. 75
  8. Honored by the Glory of Islam: Conversion and Conquest in Ottoman Europe By Marc David Baer p. 300
  9. Статья "Хайон Нехемия Хия бен Моше" из ЭЕЭ
  10. eSefarad - Noticias del Mundo Sefaradi
  11. Статья "Сиддур" в ЭЕЭ
  12. http://www.eleven.co.il/article/13664 Статья "Салоники" в ЭЕЭ
  13. Статья "שלמה הכהן (מהרש"ך)" в ивритском разделе Википедии
  14. [ books.google.com/books?id=NoPZu79hqaEC&pg=PA980 Encyclopedia of the Jewish diaspora: origins, experiences, and culture, Volume 1, p. 980]
  15. BOSNIA. JewishEncyclopedia.com. Проверено 24 апреля 2012.
  16. Excerpts from Jews in Yugoslavia – Part I
  17. Sarajevo Rose: A Balkan Jewish Notebook, by Stephen Schwartz
  18. "Macedonia and the Jewish people", A. Assa, Skopje, 1992, p.36
Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация