История еврейского народа в Юго-восточной Европе в Новое время (XVI—XVIII вв.)

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

Перейти к: навигация, поиск
Тип статьи: Регулярная статья
Автор статьи: Л.Гроервейдл
Дата создания: 27.08.2012


В Османской империи евреи имели статус зимми и, как правило, в мирное время не подвергались сильному угнетению.

В начале периода в захваченные турками балканские страны прибыло много евреев - изгнанников из Испании и Португалии. Турецкие власти поощряли иммиграцию евреев на свою территорию по экономическим соображениям. Султан Баязид II послал в Испанию эскадру кораблей для вывоза богатых и чем-либо примечательных евреев в свои балканские владения.


Они получили значительную автономию, с различными правами, включая право покупать недвижимость, строить синагоги и вести торговлю по всей Османской империи.[1]

В культурном и экономическом отношении они были сильнее местных общин и за короткое время растворили их в себе.

Однако на Балканах вновь прибывшие евреи встретили сильную конкуренцию в областях своей традиционной занятости и не достигли такой степени экономической мощи, как в некоторых странах Европы. Постепенно сложился многочисленный слой евреев среднего достатка и бедняков, занятых во всех сферах несельскохозяйственного производства (поскольку земли у евреев не было).

Отношения между евреями и местным нееврейским населением, как правило, были хорошие.[2] Свидетельство хороших условий для евреев в Македонии и Османской Европе в целом находится в письме 1475 года от македонского раввина Ицхака Царфати, направленного немецким и венгерским евреям c с уведомлением о благоприятных условиях в Османской империи и советом им иммигрировать на Балканы.[3]

Он написал :

«

Турция - страна, где ни в чём нет недостатка. ... Неужели вам кажется хуже жить под мусульманами, чем под христианами?[4][5]

»

Содержание

В Болгарии

В начале XVI века еврейские общины были в Видине, Никополе, Силистре, Плевене, Ямболе, Пловдиве и Старой Загоре. Центром еврейской жизни считался Никополь.

В 1523–36 гг. в Никополе жил Йосеф Каро. Он основал там йешиву и написал книгу Бейт Йосеф. Синагога рабби Йосефа Каро в городе была разрушена.

В XVI – начале XVII вв. в Софии были четыре еврейские общины: романиотская (то есть выходцев из Византии), ашкеназская, сефардская и венгерская - евреев, переселенных из Буды в 1627 году.[6] Однако в 1640 г. для всех общин был назначен общий раввин.

Ашкеназский молитвенник был напечатан в Салониках ашкеназским раввином Софии Биньямином hа-Леви Ашкенази из Нюрнберга в 1548 - 1550 гг.

В целом о жизни евреев в этот период мало сведений. Известно, что их сильно обирали турецкие чиновники и их помощники - греки.

Евреи продолжали селиться в различных частях страны, в новых торговых центрах, как Пазарджик. Они торговали с другими частями Османской империи, Валахией, Молдовой, Дубровником и Венецией. В городе была ярмарка тканей, на которую привозили товар из Салоник.

Расширение их хозяйственной деятельности было связано с полученными ими привилегиями и изгнанием многих дубровницких купцов (евреев) после того как они приняли участие в восстании в 1688 году.

В городе Самоков в собственности евреев была шахта и кожевенный завод. Еврей по прозвищу Бакиш прославился тем, что начал выпускать османскую монету.

В XVII в. многие евреи Болгарии примкнули к движению Шабатая Цви. Сторонники его движения, как Натан из Газы и Самуэль Примо, были активны в Софии.

В XVIII веке еврей - личный врач и фармацевт наместника Болгарии оказался причастен к попытке этого наместника отравить султана. Султан постановил вырезать всех евреев в Болгарии, и уже назначил для этого день - вечер Пурима, но каким-то чудом это было отменено.

В Македонии

Богатые торговые города в современной Республике Македония, такие как Скопье, Битола и Штип привлекали многих евреев. Евреи в этой области процветали в сферах торговли, банковского дела, медицины и права, а некоторые даже вошли во властные структуры. Еврейское кладбище в Битоле было создано в 1497 году, вскоре после приезда первых сефардских евреев в этот район. Это самое старое еврейское кладбище в Македонии, если не на Балканах в целом.

Итальянский путешественник писал в 1560 году, что в Скопье численность евреев превысила численность других групп населения.[7]

В XVII веке в Скопье было 3000 евреев и две синагоги, Бейт-Арон и Бейт-Яаков.[8]

В 1680 году Натан из Газы умер и был похоронен в Скопье.[9] Его захоронение было местом паломничества после его смерти, [9] но было разрушен во время Второй мировой войны.[10]

В конце XVII века Нехемия Хия бен Моше Хайон был членом раввината Скопье.[11]

В Битоле было девять синагог, в Скопье три и в Штипе две.[12]

Несколько известных еврейских философов родились или жили какое-то время в Македонии, в том числе:

  • Шмуэль бен Моше де Медина (акроним Махарашдам, 1506–89), глава еврейской общины Салоник,[13][14]
  • Иосеф бен Давид Ибн Лев (1505–80; жил в Салониках в 1534–50 гг.)
  • Шломо Коэн (1540-1602),[15]
  • Яаков там Давид Яхья,
  • Ицхак бен Шмуэль Адарби,
  • Аарон бен Иосиф Сасон и
  • Сал-амон.[16]

Австрийский генерал Пикколомини, отступая из Скопье во время войны с турками 1688-1689 гг., сжёг город дотла. Еврейская община Скопье после этого сильно уменьшилась.[7]

В Боснии и Герцоговине

Первые евреи прибыли в регион Боснии и Герцоговины с 1492 по 1497 год из Испании и Португалии, когда султан Баязид II начал политику привлечения сефардских беженцев в свою империю.[17] Большое число евреев прибыло в регион в XVI веке и поселилось преимущественно в Сараево (в том числе большая группа иммигрантов из Турции и Греции в 1541 году). По требованию турецких жителей Сараева был организован отдельный еврейский квартал, который стал называться "Чуфут хан".

Вначале община Сараево была подведомственна раввинату Салоников, затем Белграда, которые сами подчинялись верховному раввинату Стамбула. В XVIII веке в Сараево появился собственный раввинат, который стал верховным раввинатом Боснии и Герцоговины.

Первые ашкеназские евреи прибыли из Венгрии в 1686 году, когда турки были вытеснены из Венгрии.[18]

Сефардская община Боснии, жившая рядом с мусульманами на правах зимми, была одним из крупнейших центров сефардской культуры.[19] Она пользовалась автономией и экономически преуспевала.[20]

В Сербии и Черногории

Черногория была частью исторической Сербии до начала XIX В 1521 г., когда войска Османской империи захватили Белград, часть живших здесь евреев была переселена в Стамбул.

В первой половине XVI в. в Сербию начинают прибывать сефарды, многие из Салоник. К 1530 г. в Белграде существовали две общины — сефардская и ашкеназская. Тогда же в городе возник еврейский квартал, размещавшийся близ реки Сава (в XVII в. перенесен на берег Дуная); проживание в нем не было обязательным. В это же время образовались общины в расположенных недалеко от Белграда городах Шабац, Смедерево и Пожаревац.

В XVI–XVII вв. численность еврейского населения Сербии постоянно колебалась: ее стабильному росту препятствовали эпидемии, пожары и войны. Тем не менее, к 1663 г. в Белграде жили примерно восемьсот евреев; город был, таким образом, третьим по величине еврейским центром на Балканах (после Салоник и Стамбула).

Сербские евреи занимались в этот период главным образом торговлей и кредитным делом, поддерживая тесные деловые контакты с Дубровником, Сплитом, Салониками, Будой, куда плавали по Дунаю на собственных судах, а также со столицей Болгарии Софией и главным городом Вардарской Македонии — Скопье.

Еврейские купцы вывозили из Сербии кожи, воск, медь, ввозили тонкие сукна и другие товары. Объем этой торговли заметно возрос в конце XVI в., когда реконструкция порта в Сплите обеспечила надежную связь между Балканами и Венецией.

В XVII в. Белград был крупным центром еврейской учености: широкой известностью пользовалась иешива, открывшаяся здесь в 1617 г. по инициативе рабби Иехуды Лермы (раввин Белграда в 1617–42 гг.).

В 1688 г., когда австрийские войска осадили Белград, янычары разграбили еврейский квартал, а после падения города австрийцы сожгли синагоги и учинили массовую резню евреев, а уцелевших взяли в плен, намереваясь продать в рабство. Многих из них впоследствии выкупили еврейские общины Австрии. Лишь немногим удалось бежать в Болгарию и в другие страны. Эти трагические события нашли отклик в среде европейского еврейства; в Лондоне был учрежден фонд помощи пострадавшим.

Два года спустя, когда Белград вновь перешел под власть Османской империи, некоторые евреи вернулись в город и отстроили одну синагогу, но даже в начале XVIII в. здесь насчитывалось не более 50 еврейских семей (в четыре раза меньше, чем до 1688 г.).

В 1690 г. бесчинства гайдуков (участников вооруженного антиосманского движения) вынудили евреев бежать из Шабаца. В XVIII в. северная часть Сербии (включая Белград) неоднократно становилась ареной австро-турецких войн. При этом обе стороны преследовали евреев и неоднократно вводили против них дискриминационные ограничительные меры, в результате чего численность еврейского насления здесь не только не росла, но и сокращалась. На юге страны, где политическая ситуация была более стабильной, в это время возник ряд новых общин, самая крупная из них — в городе Ниш (1728).

Евреи области Воеводина

В Бачке, Банате и Среме (образовавших в середине XIX в. область Воеводина, которая с 1918 г. входит в состав Сербии) в XVI–XVII вв., когда эти территории находились под властью Османской империи, жили отдельные семьи сефардов.

Почти все они покинули край в конце XVII в. – начале XVIII в., когда Бачка, Банат и Срем перешли под контроль Австрии; немногие оставшиеся были убиты или проданы в рабство.

В то же время на территории современной Воеводины начали селиться ашкеназы — выходцы из Венгрии, Австрии и Чехии. Первоначально почти все они жили в селах, занимаясь мелкой торговлей. Вид на жительство в городе могли получить лишь владельцы постоялых дворов, корчмари и поставщики австрийской армии (среди последних был И. б. И. З. Оппенхеймер).

Первая еврейская община на территории современной Воеводины возникла в городе Петроварадин в 1697 г.; в 1699 г. образовалась община в городе Нови-Сад, ставшая вскоре крупнейшей в области: на протяжении XVIII в. в этом городе было построено несколько синагог, организована хевра кадиша, открыта еврейская школа. В 1786 г. возникла община в городе Суботица, в 1790 г. — в городе Бечкерек (ныне Зренянин), в 1793 г. — в городе Сента.

В Греции

Файл:White Tower of Thessaloniki (2007-06-15).jpg
Белая башня в Салониках, на юго-восточном углу еврейского квартала

На острове Корфу обосновалась община италоязычных евреев (потомки изгнанных из Апулии в 1540 г.). В XVI—XVII вв. в Греции поселились испанские марраны, а после 1648 г. — бежавшие от ужасов резни Б. Хмельницкого и гонений польские евреи.

Влияние Давида бен Хаим hа-Коhена (XVI в.), верховного раввина Патраса, распространилось на Италию и на восточное Средиземноморье.

В XVI—XVIII вв. крупнейшая еврейская община Греции сложилась в Салониках — городе, который стал не только крупнейшим центром культуры евреев Греции, но и одним из очагов сефардского еврейства после изгнания из Испании. К началу XX в. евреи составляли там большинство населения.

После завоевания Родоса турками (1552) там поселились евреи из Салоник, занявшие ведущие позиции в торговле острова. В царствование султана Селима II (правил в 1566–74 гг.) Иосеф Наси был назначен санджак-беем Наксоса и соседних островов.[21]

Основным занятием евреев Греции в XVI—XVIII вв. было шелкопрядение, выделка шерсти, сукноделие. Они также играли видную роль в торговле, ссудном деле и в откупах налогов. Коммерсанты-евреи установили прочные связи с торговыми центрами Европы и Леванта. В то же время уровень жизни евреев Фессалии и Пелопоннеса, мелких торговцев и жестянщиков, был очень низок.

Кипр

В период венецианского владычества (1489–1571) на Кипре проживало лишь небольшое число евреев, как свидетельствует анонимный путешественник в 1495 г., а рабби Моше Басола (1480–1560), посетивший Кипр в 1521 г., сообщает, что застал в Фамагусте лишь 12 еврейских семейств, выходцев с Сицилии.

Попытка поднять на Кипре протурецкое восстание в 1568 г. приписывалась турецкому государственному деятелю, еврею Иосефу Наси. Турция, завоевавшая Кипр в 1571 г., стремясь уменьшить процент христианского населения на острове, пыталась переселить на него евреев из Цфата, однако эти попытки были малоуспешны.

Крит

На Крите евреи играли значительную роль в транзитной торговле; остров был известен также своими раввинами и учеными. Там жили выдающийся талмудист и учёный Элияху бен Элкана Капсали (1483–1555) и другие.

Усилившиеся в XVI в. антиеврейские выступления христианского населения Крита и притеснение евреев правительством острова не прекратились и после их сурового порицания Константинопольским патриархом (1568). Фанатичный религиозный правитель Крита Дж. Фоскарини (правил в 1574–77 гг.) принял строгие меры к изоляции евреев, отказавшихся перейти в христианство, и обложил еврейскую общину тяжелыми налогами.

В 1583 г., во время войны с Турцией, греки Кандии, возбужденные слухами о том, что евреи укрывают турок, напали на еврейский квартал, и лишь вмешательство венецианского войска предотвратило резню. Годовщина этого события (18 таммуза) отмечалась евреями Крита как Пурим Кандия. Вместе с тем экономическое положение еврейского населения Крита оставалось удовлетворительным. В их руках была сосредоточена торговля сахаром, воском, кожей, индиго, вином и т. п. Некоторые евреи занимались ростовщичеством и банковским делом.

В период турецкого владычества (1669–1898) наступил упадок еврейской общины Крита; оторванность от западноевропейских центров привела к ее материальному и культурному обнищанию. Благожелательное отношение турецких властей к еврейскому населению острова и лояльность последнего к Турции усиливала неприязнь греческого населения к евреям.

Родос

В 1502 г. великий магистр иоаннитов Д’Обюссон приказал всем евреям Родоса креститься или покинуть остров в течение 50 дней; указ предусматривал также насильственное крещение детей. Часть евреев Родоса приняла католичество; остальные были вынуждены переселиться в Ниццу, входившую в то время в герцогство Савойя. Несколько евреев, отказавшихся выполнить распоряжение великого магистра, были брошены в тюрьму и после пыток казнены.

Община распалась; численность еврейского населения острова значительно сократилась. В то же время среди пленных, которых в первые два десятилетия XVI в. привозили на Родос военные корабли ордена иоаннитов, было немало (по некоторым сведениям, от двух до трех тысяч) евреев. Они находились на положении рабов; их труд использовался, в частности, на строительстве укреплений.

В декабре 1522 г. Родос был захвачен турецкими войсками. Сразу же после этого почти все евреи острова вернулись к иудаизму и воссоздали общину. По преданию, султан Сулейман I Великолепный даровал им ряд привилегий, включая освобождение от налогов на сто лет. На Родос начали переселяться сефарды из Салоник, Измира, Стамбула, Иерусалима; это были главным образом изгнанники из Испании и Португалии или их потомки.

Численность общины возросла в несколько раз; по некоторым сообщениям современников, евреи даже составили большинство населения острова. Влияние новоприбывших было сильным: в быту и в официальных документах общины стал использоваться еврейско-испанский язык; литургические и обрядовые традиции романиотов постепенно заменялись сефардскими. Не позднее 1517 г. на Родосе была построена вторая синагога.

В 1522–1840 гг. евреи Родоса имели юридический статус зимми, пользовались свободой вероисповедания, административной и судебной автономией (только по гражданским делам). Общиной руководил совет семи нотаблей (мемуним), действовал бейт-дин. Несмотря на отдельные инциденты (например, нападение на талмуд-тору и убийство нескольких ее учеников в 1739 г.), с мусульманским населением острова поддерживались дружественные отношения.

В XVI в. община Родоса процветала: ее члены занимались винокурением и виноторговлей, производством льняных и хлопчатобумажных тканей (экспортировавшихся до конца XIX в. в Малую Азию и в Египет), разными ремеслами, оптовой и розничной торговлей, кредитным делом. Евреи также брали на откуп таможенные пошлины. В XVII–XVIII вв. в связи с общим хозяйственным упадком в Османской империи экономическое положение евреев Родоса постепенно ухудшалось; доля нищих и бедняков среди членов общины значительно возросла.

С XVI в. Родос стал одним из центров еврейской учености. На острове действовала иешива, появились новые талмуд-торы. Среди раввинов Родоса наибольшей известностью пользовались Иехуда Ибн Верга (XVI в.), Моше Буссал (XVII в.), Иехиэль Бассан (XVIII в.) и многочисленные представители семьи Исраэль (XVIII–XIX вв.). В XVI в. на острове жил поэт Иехуда Зарко.

В европейской части Турции

После прибытия сефардских евреев в Стамбул в начале XVI века его еврейская община достигла численности 30000 человек. У них было 44 синагоги. Султан Баязид расселил евреев по берегу залива Золотой рог.

Литература

  • A. Assa Македония и еврейский народ = Macedonia and the Jewish people. — Skopje: University of Pittsburgh Press, 1992.
  • Charles Issawi & Dmitri Gondicas Оттоманские греки в эпоху национализма = Ottoman Greeks in the Age of Nationalism. — Princeton: 1999.
  • Льюис, Бернард Евреи ислама = The Jews of Islam. — New York: 1984.

Источники и ссылки

Примечания

  1. A. Assa, p.36.
  2. Remembering the Past - Jewish culture battling for survival in Macedonia, Zhidas Daskalovski
  3. Assa, p.40.
  4. "Letter of Rabbi Isaac Zarfati". Turkishjews.com. Retrieved 2012-10-16.
  5. B. Lewis, "The Jews of Islam", New York (1984), pp. 135 –136
  6. Статья "History of the Jews in Hungary" в английском разделе Википедии
  7. 7,0 7,1 Encyclopedia of the Jewish diaspora: origins, experiences, and culture, Volume 1, p. 980
  8. The Expulsion of the Jews: Five Hundred Years of Exodus By Yale Strom p. 17
  9. 9,0 9,1 Sephardi and Middle Eastern Jewries: history and culture in the modern era By Harvey E. Goldberg, Jewish Theological Seminary of America p. 75
  10. Honored by the Glory of Islam: Conversion and Conquest in Ottoman Europe By Marc David Baer p. 300
  11. Статья "Хайон Нехемия Хия бен Моше" из ЭЕЭ
  12. eSefarad - Noticias del Mundo Sefaradi
  13. Статья "Сиддур" в ЭЕЭ
  14. http://www.eleven.co.il/article/13664 Статья "Салоники" в ЭЕЭ
  15. Статья "שלמה הכהן (מהרש"ך)" в ивритском разделе Википедии
  16. Encyclopedia of the Jewish diaspora: origins, experiences, and culture, Volume 1, p. 980
  17. BOSNIA. JewishEncyclopedia.com. Проверено 24 апреля 2012.
  18. Excerpts from Jews in Yugoslavia – Part I
  19. Sarajevo Rose: A Balkan Jewish Notebook, by Stephen Schwartz
  20. "Macedonia and the Jewish people", A. Assa, Skopje, 1992, p.36
  21. Charles Issawi & Dmitri Gondicas; Ottoman Greeks in the Age of Nationalism, Princeton, (1999)
Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация