История еврейского народа в высоком и позднем средневековье (XI—XV вв.)
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Статья-полуфабрикат:
На настоящий момент эта статья является полуфабрикатом для дальнейшей работы. Вы можете помочь проекту, превратив еe в нормальную полноценную статью |
Изгнания и преследования евреев привели к рассеянию еврейского народа по всем уголкам мира — от Северной Африки и Османской империи до открытой Колумбом Америки и сопровождались усилением изоляции евреев и их вытеснением на периферию общественной жизни в Европе.
В Стране Израиля крестоносцы уничтожили всех евреев и запретили въезд евреев из других стран. Там оставалась маленькая еврейская община в венецианском квартале Ако.[1] После изгнания крестоносцев в начале XIII века евреи начали медленно возвращаться.
Еврейские общины Азии сильно пострадали при нашествиях Чингисхана в XIII веке и Тамерлана в XIV веке.
Условия жизни евреев в Западной Европе сильно ухудшились, начиная с X века. Усилились религиозные притеснения. Во всех странах урезались экономические и личные права евреев. Законы всё менее защищали их безопасность и имущество. В моменты социальных и религиозных потрясений евреи становились первыми жертвами насилия.
Массовые убийства евреев, истребление целых общин происходили по пути следования крестоносцев во время Крестовых походов. Часты были случаи насильственного принуждения к крещению отдельных евреев и целых общин.
Коммунальные революции XI-XII веков в европейских городах сопровождались погромами, изгнанием евреев или сильным ущемлением их прав.
В XII в. в Испании и Северной Африке значительное число евреев были насильственно обращены в ислам мусульманскими фанатиками альмохадами.
С XIII в. в Западной Европе стали распространяться кровавые наветы против евреев, за которыми последовали дополнительные антиеврейские постановления католической церкви.
В 1348 году евреев обвинили в распространении эпидемии чумы и истребили во многих городах.
Под давлением горожан евреям постепенно запретили все виды деятельности, кроме финансовых операций и торговли старьём.[2]
Короли (напр., Филипп II Август и др.) и князья, когда нуждались в деньгах, изгоняли евреев из своих владений, отбирали у них всё имущество. Затем призывали их назад для оживления торговли, давали евреям наживать состояния, чтобы вновь отобрать всё.
Целые общины были вынуждены уходить в страны, где местные власти ещё нуждались в экономически активном населении сильнее, чем в поддержке духовенства и горожан. В Европе такими странами были Великое княжество Литва, Польша и балканские владения Турции. Там евреям давались права на общинное самоуправление и экономическкую деятельность указами верховных правителей.
Евреи массами переселялись из Германии в Польшу и Литву (включавшую также территорию современных Украины и Белоруссии). К XIV центр ашкеназского еврейства оказался в Польше.
Похожие процессы происходили в других частях света. Евреи выдавливались религиозными и экономическими притеснениями на периферию цивилизованных областей.
Во многих государствах, владениях и городах евреям было предписано носить особый костюм.[3] Как правило для них отводился отдельный квартал в городе.
Несмотря на тяжкие экономические условия и постоянные преследования, творческая жизнь не замирала среди евреев. Знакомые по арабским переводам с греческой литературой, они перевели многие классические сочинения на еврейском языке, изучали в подлиннике греческих и латинских авторов. В эпоху возрождения итальянские и нидерландские евреи явились учителями многих гуманистов.
В Стране Израиля
В 1099 европейские крестоносцы захватили Страну Израиля. Они полностью вырезали еврейские общины всех захваченных городов и запретили въезд евреев в свои владения. Только в венецианском квартале Аккры (Ако) благодаря венецианским законам смогло поселиться небольшое число евреев.[4] В 1291 арабы выгнали крестоносцев.
В 1260 году мамлюки из Египта вторглись в Страну Израиля и к 1266 году захватили её[5].
Вне Страны Израиля
Источники
Ссылки
- Макс Даймонт, Евреи, Бог и история
- С.М. Дубнов, Краткая история евреев
- С.М. Дубнов, Новейшая история евреев
- Пол Джонсон. "Популярная история евреев"
- Яаков Изакс, Наш народ. История еврейского народа
- Курс лекций «История еврейства», Д-р Элиягу Иешурун, составитель русской версии: проф. Йегуда Айзенберг
- Феликс Кандель, Очерки времен и событий из истории российских евреев
- р. Моше Ойербах, учебник «История еврейского народа»
- Сесиль Рот, История евреев с древнейших времён по Шестидневную войну, Иерусалим, 1967
- Зеэв Султанович, Живая связь. Еврейская история, традиции и культура
- Рут Сэмюэлс, По тропам еврейской истории
- Л.Шиффман, От текста к традиции. История иудаизма
- Курс лекций по истории еврейского народа, подготовлен научным коллективом под руководством профессора Одеда Шремера
- В. В. Энгель, Курс лекций по истории евреев в России
- Очерки по истории еврейского народа под редакцией С.Эттингера
- Ресурс по истории еврейского народа
- Исторические карты и иллюстрации
- Сетевой портал "Заметки по еврейской истории"
- История еврейского народа,подборка статей и очерков
- Электронная еврейская энциклопедия.
Литература
- Жан-Клод Оке. Средневековая Венеция. Москва, «Вече», 2006 (скверный перевод с оригинала Jean-Claude Hocquet. Venise au Moyen Age. Les Belles Lettres, Paris, 2002)
Примечания
- ↑ Жан-Клод Оке. Средневековая Венеция. Москва, «Вече», 2006 (скверный перевод с оригинала Jean-Claude Hocquet. Venise au Moyen Age. Les Belles Lettres, Paris, 2002) Стр. 127-128 Венецианская колония в Аккре (Ако) существовала до 1291 года (захвата города арабами). Коммуна Венеции натурализовала всех жителей колоний, в том числе евреев. Они обладали гражданством в пределах колоний. Такие евреи были в Ако.
- ↑ Жан-Клод Оке. Средневековая Венеция. Москва, «Вече», 2006 (скверный перевод с оригинала Jean-Claude Hocquet. Venise au Moyen Age. Les Belles Lettres, Paris, 2002) Стр. 131 В XIV веке в большинстве городов Римской империи еврейским общинам было запрещено заниматься коммерцией.
- ↑ Жан-Клод Оке. Средневековая Венеция. Москва, «Вече», 2006 (скверный перевод с оригинала Jean-Claude Hocquet. Venise au Moyen Age. Les Belles Lettres, Paris, 2002) В Венеции евреи должны были носить жёлтые береты. Кроме них, в жёлтом было предписано ходить проституткам и сутенёрам.
- ↑ Жан-Клод Оке. Средневековая Венеция. Москва, «Вече», 2006 (скверный перевод с оригинала Jean-Claude Hocquet. Venise au Moyen Age. Les Belles Lettres, Paris, 2002). Стр. 127-128
- ↑ Мамелюкский период
Уведомление: Предварительной основой данной статьи была аналогичная статья в http://ru.wikipedia.org, на условиях CC-BY-SA, http://creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0, которая в дальнейшем изменялась, исправлялась и редактировалась.