|
|
(26 промежуточных версий не показаны.) |
Строка 1: |
Строка 1: |
- | {{Полуфабрикат}}
| + | #redirect [[:ej:История еврейского народа в раннем средневековье (VII—X вв.)]] |
- | | + | |
- | : '''''Существование еврейских общин в диаспоре между двумя цивилизациями — христианством и исламом. Формирование основных институтов общинного самоуправления.''''' | + | |
- | | + | |
- | В Европе и бассейне Средиземноморья раннее средневековье было эпохой великих переселений народов. На месте Западной Римской империи и её окраин возникли новые государства.
| + | |
- | | + | |
- | Некоторые из них, расставаясь с язычеством, приняли иудаизм в качестве государственной религии. Нумидия (на территории современного Алжира) и Йемен были вскоре завоёваны мусульманами. А Хазария в степях Восточной Европы стала региональной сверхдержавой и сохраняла своё положение до конца X века. Её наличие заставляло многие другие государства считаться с евреями.
| + | |
- | | + | |
- | С VII века н. э. положение евреев усложнилось. Еврейские общины в диаспоре оказались разделены между двумя цивилизациями — христианством и исламом. Новая исламская цивилизация повела борьбу с христианской цивилизацией как за политическое господство в Земле Израиля, так и за духовные ценности живущих в ней народов, в том числе и евреев.
| + | |
- | | + | |
- | Евреи, не имевшие ни своего государства, ни своей армии, должны были выработать новые формы социальной организации, которые позволили бы им сохранить своё духовное наследие и утвердить свой автономный статус в нееврейском обществе. Такой формой стала средневековая община, вписавшаяся в общую корпоративную структуру феодального общества и создавшая условия для удовлетворения социальных, религиозных и экономических потребностей евреев. Руководство еврейских общин не только справилось с задачей выживания, но и создало условия для экономического и духовного развития, более того, евреи зачастую становились торговыми и культурными посредниками между враждующими христианами и мусульманами.
| + | |
- | | + | |
- | Сталкиваясь с новыми формами общественной жизни и входя в контакт с новой для них культурой, евреи не замыкались в традиционной системе представлений, а стремились обогатить свой внутренний мир за счёт достижений окружающего их общества. Результатом этого процесса стало формирование многообразной и самобытной средневековой еврейской культуры, включавшей в себя как древние культурные пласты, так и плоды творческой деятельности последних поколений.
| + | |
- | | + | |
- | === В Земле Израиля ===
| + | |
- | {{main|История Страны Израиля в Средние Века}}
| + | |
- | | + | |
- | После арабского завоевания (638) были введены тяжёлые налоги на евреев. Это сделало экономически невозможным заниматься сельским хозяйством и некоторыми другими видами деятельности. Многие евреи эмигрировали или переселились в города и перешли к высокорентабельным занятиям (торговля, финансовые операции, производство дорогих ремесленных изделий, свободные профессии).
| + | |
- | | + | |
- | == За пределами Страны Израиля ==
| + | |
- | {{main|История еврейского народа в раннем средневековье за пределами Страны Израиля }}
| + | |
- | | + | |
- | Большинство евреев оказалось рассредоточено по другим странам. Условия жизни в них сильно различались - от наличия автономных районов с собственными органами управления (в бывшей Вавилонии) до положения дискриминируемой касты, как в Византии.
| + | |
- | Евреи в этот период играли во многих странах роль цивилизующего фактора, наследников древней культуры среди варварских народов.
| + | |
- | | + | |
- | Они налаживали международную торговлю и просвещение, возрождали античные технологии.
| + | |
- | Целые государства и отдельные люди в этот период переходили в иудаизм.
| + | |
- | Жрецы конкурирующих религий (христианства, ислама, зороастризма) во всех странах вели враждебные действия против евреев, подстрекая против них власти и народ.
| + | |
- | | + | |
- | === В странах Ближнего Востока ===
| + | |
- | ==== В Месопотамии ====
| + | |
- | В Месопотамии при багдадских халифах евреи пользовались равноправием, допускались к высшим государственным должностям.
| + | |
- | ==== В Египте ====
| + | |
- | В 640 г. Египет был завоеван арабами. Евреи Египта, как и всех мусульманских стран, получают статус [[зимми]].
| + | |
- | | + | |
- | В первые века мусульманского владычества происходит некоторое увеличение еврейского населения Египта, в частности за счет переселенцев из Ирака и Сирии. Эти переселенцы образуют собственные общины со своими синагогами и судами и поддерживают тесные связи с вавилонскими и палестинскими академиями. О высоком уровне еврейского образования в Египте в этот период свидетельствует тот факт, что [[Саадия Гаон]] получил глубокое и разностороннее образование именно в Египте.
| + | |
- | | + | |
- | В 969 г. Египет был завоеван Фатимидами и стал центром обширного государства, включавшего почти всю Северную Африку, Сирию и Палестину. Период владычества династии Фатимидов отмечен экономическим расцветом и высокой степенью терпимости к немусульманским религиозным общинам; исключение представляет правление Ал-Хакима (996–1020), ознаменовавшееся преследованиями религиозных меньшинств.
| + | |
- | | + | |
- | В начале правления Фатимидов была учреждена должность '''нагида''' — официального главы еврейской общины, и первый нагид Палтиэль пользовался большим влиянием при дворе. В Египет переселяются многие евреи из Ирака, Сирии и Эрец-Исраэль; на основании свидетельств путешественников и других данных, '''число евреев в Египте составляло в этот период 12–20 тыс. человек'''.
| + | |
- | | + | |
- | Духовным центром египетского еврейства становится основанная в 10 в. иешива в Фостате ([[Каир]]). Еврейство Египта оказывает поддержку еврейскому населению Эрец-Исраэль. Под властью Фатимидов Египет становится узловым пунктом связи между еврейскими общинами Испании, стран Северной и Западной Африки, Эрец-Исраэль и Вавилонии, где действовали [[гаон|гаоны]]. В эту же эпоху Египет является одним из центров [[Караимы|караимства]]. Одним из самых влиятельных сановников первых халифов из династии Фатимидов был перешедший в ислам еврей Якуб Ибн Килис (930–991).
| + | |
- | | + | |
- | === В Европе ===
| + | |
- | ==== В Западной Европе ====
| + | |
- | В Западной Европе еврейские общины существовали со времён Римской империи. Они, как правило, сохранились в уцелевших римских городах и начали развиваться после прекращения варварских нашествий.
| + | |
- | | + | |
- | В империи [[Карл Великий|Карла Великого]] (конец VII - начало VIII века) евреи пользовались определёнными имущественными правами. Существовали евреи-землевладельцы. Сам император пользовался услугами еврейских купцов; отправлял евреев с политическими и торговыми поручениями в Азию и Африку. Очевидно, '''к периоду царствования Карла Великого относится возникновение ряда еврейских общин Германии, главным образом в Рейнской области'''.
| + | |
- | | + | |
- | Вместе с тем, церковь продолжала в этот период настаивать на требовании держать евреев в унижении и налагать на них различные ограничения. Так, еврей, обращавшийся в суд с жалобой на христианина, должен был представить больше свидетелей, чем христианин; евреям запрещалось брать в залог под ссуду вещи, принадлежавшие христианину; христианам запрещалось отдавать землю в аренду евреям, а евреям — иметь христианских арендаторов; евреям запрещалось занимать христиан работами для себя по воскресеньям и христианским праздникам; осуждалась продажа евреям церковного имущества. Евреям были запрещены некоторые виды брака, разрешенные еврейским правом; брак смешанный евреев и христиан находился под контролем церкви.<ref>[http://www.eleven.co.il/?mode=article&id=11979&query=КАРЛ+ВЕЛИКИЙ Статья "Карл Великий" из Электронной еврейской энциклопедии]</ref>
| + | |
- | | + | |
- | ==== В Германии ====
| + | |
- | Еврейская община Ахена возникла ещё во времена Римской империи (первые века нашей эры)<ref>[http://www.jewishencyclopedia.com/ Jewish Encyclopedia]
| + | |
- | </ref>. Тем самым она может считаться одной из древнейших в Германии. [[Карл Великий]], сделавший Ахен своей столицей, имел дела с евреями города.
| + | |
- | | + | |
- | В каролингский период еврейский квартал располагался недалеко от королевского дворца. Еврейские купцы Аахена упоминаются в капитулярии восьмого века<ref>[http://www.jewishencyclopedia.com/ Jewish Encyclopedia]
| + | |
- | </ref>.
| + | |
- |
| + | |
- | Хроники сообщают, что в 802 году [http://www.vokrugsveta.ru/chronograph/423/ Исаака, который сопровождал посла Карла Великого к халифу Гаруну-аль-Рашиду] <ref>[http://www.vokrugsveta.ru/chronograph/423/ "Вокруг света"]</ref>, торжественно принимали в королевской резиденции Аахена<ref>[http://www.jewishencyclopedia.com/view.jsp?artid=1019&letter=A JewishEncyclopedia]</ref>. Среди евреев Аахена в 828 вошёл в историю Давид, лечивший [http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%AD%D0%B9%D0%BD%D1%85%D0%B0%D1%80%D0%B4 Эйнхарда]<ref>[http://www.jewishencyclopedia.com/view.jsp?artid=1019&letter=A JewishEncyclopedia]</ref>.
| + | |
- | | + | |
- | ===== Во Франции =====
| + | |
- | ===== В Испании =====
| + | |
- | В мусульманских государствах Испании евреи были почти равноправными с мусульманами. Известны многочисленные евреи, занимавшие высокие должности при правителях мусульманских государств.
| + | |
- | | + | |
- | === В Восточной Европе ===
| + | |
- | {{planned}}
| + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | === В Византии ===
| + | |
- | {{planned}}
| + | |
- | | + | |
- | == Источники ==
| + | |
- | * [http://www.eleven.co.il/ Электронная еврейская энциклопедия]
| + | |
- | | + | |
- | Примечания
| + | |
- | {{Примечания}}
| + | |
- | | + | |
- | {{WikiCopyRight}}
| + | |