|
|
(8 промежуточных версий не показаны.) |
Строка 1: |
Строка 1: |
- | {{Остатье| ТИП СТАТЬИ = 1
| + | #redirect [[:ej:История еврейского народа в раннем средневековье (VII—X вв.)]] |
- | | АВТОР1 = Л.Гроервейдл
| + | |
- | | АВТОР2 =
| + | |
- | | АВТОР3 =
| + | |
- | | СУПЕРВАЙЗЕР =
| + | |
- | | ПРОЕКТ =
| + | |
- | | ПОДТЕМА =
| + | |
- | | КАЧЕСТВО =
| + | |
- | | УРОВЕНЬ =
| + | |
- | | ДАТА СОЗДАНИЯ =
| + | |
- | | ВИКИПЕДИЯ =
| + | |
- | | НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ =
| + | |
- | }} {{Полуфабрикат}}
| + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | : '''''Существование еврейских общин в диаспоре между двумя цивилизациями — христианством и исламом. Формирование основных институтов общинного самоуправления.'''''
| + | |
- | | + | |
- | После арабского завоевания Страны Израиля (638) были введены тяжёлые налоги на евреев. Это сделало экономически невозможным заниматься сельским хозяйством и некоторыми другими видами деятельности. Многие евреи переселились в города и перешли к высокорентабельным занятиям (торговля, финансовые операции, производство дорогих ремесленных изделий, свободные профессии) или эмигрировали.
| + | |
- | {{main|История Страны Израиля в Средние Века}}
| + | |
- | | + | |
- | Большинство евреев оказалось рассредоточено по другим странам. Условия жизни в них сильно различались - от наличия автономных районов с собственными органами управления (в бывшей Вавилонии) до положения дискриминируемой касты, как в Византии.
| + | |
- | В Европе и бассейне Средиземноморья начало раннего средневековья было эпохой великих переселений народов. На месте Западной Римской империи и её окраин возникли новые государства.
| + | |
- | | + | |
- | Некоторые из них, расставаясь с язычеством, приняли иудаизм в качестве государственной религии. Нумидия (на территории современного Алжира) и Йемен были вскоре завоёваны мусульманами. А Хазария в степях Восточной Европы стала региональной сверхдержавой и сохраняла своё положение до конца X века. Её наличие заставляло многие другие государства считаться с евреями.
| + | |
- | | + | |
- | Народы, создавшие новые империи (франки, арабы, тюркские племенные союзы) были довольно отсталыми в культурном отношении и не могли наладить управление своими владениями без участия местных кадров. Везде, где существовали еврейские общины, они поставляли правителям образованных советников. Евреи в этот период играли во многих странах роль цивилизующего фактора, наследников древней культуры среди варварских народов.
| + | |
- | | + | |
- | Они налаживали международную торговлю ([[раданиты]]) и просвещение, возрождали античные технологии, переводили древние научные сочинения на латынь и арабский. Один из первых мусульманских математиков Аль-Хорезми, формализовав некоторое количество правил, назвал написанный им трактат "Аль-Джебр", то есть еврейское.
| + | |
- | | + | |
- | Жрецы конкурирующих религий (христианства, ислама, зороастризма) во всех странах вели враждебные действия против евреев, подстрекая против них власти и народ. В некоторых странах правители устраивали гонения на евреев.
| + | |
- | | + | |
- | С конца VII века н. э. еврейские общины в диаспоре оказались разделены между христианством и исламом. Евреи, не имевшие ни своего государства, ни своей армии, должны были выработать новые формы социальной организации, которые позволили бы им сохранить своё духовное наследие и утвердить свой автономный статус в нееврейском обществе. Такой формой стала средневековая община, вписавшаяся в общую корпоративную структуру феодального общества и создавшая условия для удовлетворения социальных, религиозных и экономических потребностей евреев. Руководство еврейских общин не только справилось с задачей выживания, но и создало условия для экономического и духовного развития, более того, евреи зачастую становились торговыми и культурными посредниками между враждующими христианами и мусульманами.
| + | |
- | | + | |
- | Сталкиваясь с новыми формами общественной жизни и входя в контакт с новой для них культурой, евреи не замыкались в традиционной системе представлений, а стремились обогатить свой внутренний мир за счёт достижений окружающего их общества. Результатом этого процесса стало формирование многообразной и самобытной средневековой еврейской культуры, включавшей в себя как древние культурные пласты, так и плоды творческой деятельности последних поколений.
| + | |
- | | + | |
- | Конец раннего средневековья принёс очередную волну великого переселения народов. От Западной Европы до Дальнего Востока кочевые племена нападали на более или менее культурные области, понизив в целом уровень цивилизации в Старом Свете. Результатом этого было, в частности, усиление религиозного фанатизма, феодальная раздробленность и междоусобные войны. Всё это резко ухудшило условия жизни евреев.
| + | |
- | | + | |
- | {{main|История еврейского народа в раннем средневековье (VII - X века) за пределами Страны Израиля}}
| + | |
- | | + | |
- | == Источники ==
| + | |
- | * [http://www.eleven.co.il/ Электронная еврейская энциклопедия]
| + | |
- | * [http://www.jewishencyclopedia.com/ Jewish Encyclopedia]
| + | |
- | * [http://www.vokrugsveta.ru/ Вокруг Cвета]
| + | |
- | * [http://www.mindspring.com/~jaypsand/index.htm The Jews of Africa]
| + | |
- | | + | |
- | Литература
| + | |
- | * Жак ле Гофф. "Цивилизация средневекового Запада". Москва, Издательская группа "Прогресс", "Прогресс-академия", 1992 (перевод с французского издания Jacques le Goff "La civilisation de l'occident medeival" Paris Arthaud 1977)
| + | |
- | | + | |
- | Примечания
| + | |
- | {{Примечания}}
| + | |
- | | + | |
- | {{WikiCopyRight}}
| + | |
- | | + | |
- | [[Категория:требует категоризации]]{{checked_final}}
| + | |