История еврейского народа в раннем средневековье (VII—X вв.)

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
м (переименовал «История еврейского народа в раннем средневековье (VI—IX вв.)» в «[[История еврейского народа в раннем средневековье (VII—X вв.))
Строка 3: Строка 3:
: '''''Существование еврейских общин в диаспоре между двумя цивилизациями — христианством и исламом. Формирование основных институтов общинного самоуправления.'''''
: '''''Существование еврейских общин в диаспоре между двумя цивилизациями — христианством и исламом. Формирование основных институтов общинного самоуправления.'''''
-
В Европе и бассейне Средиземноморья раннее средневековье было эпохой великих переселений народов. На месте Западной Римской империи и её окраин возникли новые государства.
+
После арабского завоевания Страны Израиля (638) были введены тяжёлые налоги на евреев. Это сделало экономически невозможным заниматься сельским хозяйством и некоторыми другими видами деятельности. Многие евреи переселились в города и перешли к высокорентабельным занятиям (торговля, финансовые операции, производство дорогих ремесленных изделий, свободные профессии) или эмигрировали.
-
 
+
Большинство евреев оказалось рассредоточено по другим странам. Условия жизни в них сильно различались - от наличия автономных районов с собственными органами управления (в бывшей Вавилонии) до положения дискриминируемой касты, как в Византии.
 +
В Европе и бассейне Средиземноморья начало раннего средневековья было эпохой великих переселений народов. На месте Западной Римской империи и её окраин возникли новые государства.
Некоторые из них, расставаясь с язычеством, приняли иудаизм в качестве государственной религии. Нумидия (на территории современного Алжира) и Йемен были вскоре завоёваны мусульманами. А Хазария в степях Восточной Европы стала региональной сверхдержавой и сохраняла своё положение до конца X века. Её наличие заставляло многие другие государства считаться с евреями.
Некоторые из них, расставаясь с язычеством, приняли иудаизм в качестве государственной религии. Нумидия (на территории современного Алжира) и Йемен были вскоре завоёваны мусульманами. А Хазария в степях Восточной Европы стала региональной сверхдержавой и сохраняла своё положение до конца X века. Её наличие заставляло многие другие государства считаться с евреями.
-
 
+
Народы, создавшие новые империи (франки, арабы, тюркские племенные союзы) были довольно отсталыми в культурном отношении и не могли наладить управление своими владениями без участия местных кадров. Везде, где существовали еврейские общины, они поставляли правителям образованных советников. Евреи в этот период играли во многих странах роль цивилизующего фактора, наследников древней культуры среди варварских народов.
-
С VII века н. э. положение евреев усложнилось. Еврейские общины в диаспоре оказались разделены между двумя цивилизациями — христианством и исламом. Новая исламская цивилизация повела борьбу с христианской цивилизацией как за политическое господство в Земле Израиля, так и за духовные ценности живущих в ней народов, в том числе и евреев.
+
Они налаживали международную торговлю (раданиты)и просвещение, возрождали античные технологии, переводили древние научные сочинения на латынь и арабский. Один из первых мусульманских математиков Аль-Хорезми, формализовав некоторое количество правил, назвал написанный им трактат "Аль-Джебр", то есть еврейское.
-
 
+
Жрецы конкурирующих религий (христианства, ислама, зороастризма) во всех странах вели враждебные действия против евреев, подстрекая против них власти и народ. В некоторых странах правители устраивали гонения на евреев.
-
Евреи, не имевшие ни своего государства, ни своей армии, должны были выработать новые формы социальной организации, которые позволили бы им сохранить своё духовное наследие и утвердить свой автономный статус в нееврейском обществе. Такой формой стала средневековая община, вписавшаяся в общую корпоративную структуру феодального общества и создавшая условия для удовлетворения социальных, религиозных и экономических потребностей евреев. Руководство еврейских общин не только справилось с задачей выживания, но и создало условия для экономического и духовного развития, более того, евреи зачастую становились торговыми и культурными посредниками между враждующими христианами и мусульманами.
+
С VII века н. э. еврейские общины в диаспоре оказались разделены между христианством и исламом. Евреи, не имевшие ни своего государства, ни своей армии, должны были выработать новые формы социальной организации, которые позволили бы им сохранить своё духовное наследие и утвердить свой автономный статус в нееврейском обществе. Такой формой стала средневековая община, вписавшаяся в общую корпоративную структуру феодального общества и создавшая условия для удовлетворения социальных, религиозных и экономических потребностей евреев. Руководство еврейских общин не только справилось с задачей выживания, но и создало условия для экономического и духовного развития, более того, евреи зачастую становились торговыми и культурными посредниками между враждующими христианами и мусульманами.
-
 
+
Сталкиваясь с новыми формами общественной жизни и входя в контакт с новой для них культурой, евреи не замыкались в традиционной системе представлений, а стремились обогатить свой внутренний мир за счёт достижений окружающего их общества. Результатом этого процесса стало формирование многообразной и самобытной средневековой еврейской культуры, включавшей в себя как древние культурные пласты, так и плоды творческой деятельности последних поколений.
Сталкиваясь с новыми формами общественной жизни и входя в контакт с новой для них культурой, евреи не замыкались в традиционной системе представлений, а стремились обогатить свой внутренний мир за счёт достижений окружающего их общества. Результатом этого процесса стало формирование многообразной и самобытной средневековой еврейской культуры, включавшей в себя как древние культурные пласты, так и плоды творческой деятельности последних поколений.
 +
Конец раннего средневековья принёс очередную волну великого переселения народов. От Западной Европы до Дальнего Востока кочевые племена нападали на более или менее культурные области, понизив в целом уровень цивилизации в Старом Свете. Результатом этого было, в частности, усиление религиозного фанатизма, феодальная раздробленность и междоусобные войны. Всё это резко ухудшило условия жизни евреев.
=== В Земле Израиля ===
=== В Земле Израиля ===

Версия 08:44, 18 июля 2010



Существование еврейских общин в диаспоре между двумя цивилизациями — христианством и исламом. Формирование основных институтов общинного самоуправления.

После арабского завоевания Страны Израиля (638) были введены тяжёлые налоги на евреев. Это сделало экономически невозможным заниматься сельским хозяйством и некоторыми другими видами деятельности. Многие евреи переселились в города и перешли к высокорентабельным занятиям (торговля, финансовые операции, производство дорогих ремесленных изделий, свободные профессии) или эмигрировали. Большинство евреев оказалось рассредоточено по другим странам. Условия жизни в них сильно различались - от наличия автономных районов с собственными органами управления (в бывшей Вавилонии) до положения дискриминируемой касты, как в Византии. В Европе и бассейне Средиземноморья начало раннего средневековья было эпохой великих переселений народов. На месте Западной Римской империи и её окраин возникли новые государства. Некоторые из них, расставаясь с язычеством, приняли иудаизм в качестве государственной религии. Нумидия (на территории современного Алжира) и Йемен были вскоре завоёваны мусульманами. А Хазария в степях Восточной Европы стала региональной сверхдержавой и сохраняла своё положение до конца X века. Её наличие заставляло многие другие государства считаться с евреями. Народы, создавшие новые империи (франки, арабы, тюркские племенные союзы) были довольно отсталыми в культурном отношении и не могли наладить управление своими владениями без участия местных кадров. Везде, где существовали еврейские общины, они поставляли правителям образованных советников. Евреи в этот период играли во многих странах роль цивилизующего фактора, наследников древней культуры среди варварских народов. Они налаживали международную торговлю (раданиты)и просвещение, возрождали античные технологии, переводили древние научные сочинения на латынь и арабский. Один из первых мусульманских математиков Аль-Хорезми, формализовав некоторое количество правил, назвал написанный им трактат "Аль-Джебр", то есть еврейское. Жрецы конкурирующих религий (христианства, ислама, зороастризма) во всех странах вели враждебные действия против евреев, подстрекая против них власти и народ. В некоторых странах правители устраивали гонения на евреев. С VII века н. э. еврейские общины в диаспоре оказались разделены между христианством и исламом. Евреи, не имевшие ни своего государства, ни своей армии, должны были выработать новые формы социальной организации, которые позволили бы им сохранить своё духовное наследие и утвердить свой автономный статус в нееврейском обществе. Такой формой стала средневековая община, вписавшаяся в общую корпоративную структуру феодального общества и создавшая условия для удовлетворения социальных, религиозных и экономических потребностей евреев. Руководство еврейских общин не только справилось с задачей выживания, но и создало условия для экономического и духовного развития, более того, евреи зачастую становились торговыми и культурными посредниками между враждующими христианами и мусульманами. Сталкиваясь с новыми формами общественной жизни и входя в контакт с новой для них культурой, евреи не замыкались в традиционной системе представлений, а стремились обогатить свой внутренний мир за счёт достижений окружающего их общества. Результатом этого процесса стало формирование многообразной и самобытной средневековой еврейской культуры, включавшей в себя как древние культурные пласты, так и плоды творческой деятельности последних поколений. Конец раннего средневековья принёс очередную волну великого переселения народов. От Западной Европы до Дальнего Востока кочевые племена нападали на более или менее культурные области, понизив в целом уровень цивилизации в Старом Свете. Результатом этого было, в частности, усиление религиозного фанатизма, феодальная раздробленность и междоусобные войны. Всё это резко ухудшило условия жизни евреев.

Содержание

В Земле Израиля

После арабского завоевания (638) были введены тяжёлые налоги на евреев. Это сделало экономически невозможным заниматься сельским хозяйством и некоторыми другими видами деятельности. Многие евреи эмигрировали или переселились в города и перешли к высокорентабельным занятиям (торговля, финансовые операции, производство дорогих ремесленных изделий, свободные профессии).

За пределами Страны Израиля

Большинство евреев оказалось рассредоточено по другим странам. Условия жизни в них сильно различались - от наличия автономных районов с собственными органами управления (в бывшей Вавилонии) до положения дискриминируемой касты, как в Византии. Евреи в этот период играли во многих странах роль цивилизующего фактора, наследников древней культуры среди варварских народов.

Они налаживали международную торговлю и просвещение, возрождали античные технологии. Целые государства и отдельные люди в этот период переходили в иудаизм. Жрецы конкурирующих религий (христианства, ислама, зороастризма) во всех странах вели враждебные действия против евреев, подстрекая против них власти и народ.

В странах Ближнего Востока

В Месопотамии

В Месопотамии при багдадских халифах евреи пользовались равноправием, допускались к высшим государственным должностям.

В Египте

В 640 г. Египет был завоеван арабами. Евреи Египта, как и всех мусульманских стран, получают статус зимми.

В первые века мусульманского владычества происходит некоторое увеличение еврейского населения Египта, в частности за счет переселенцев из Ирака и Сирии. Эти переселенцы образуют собственные общины со своими синагогами и судами и поддерживают тесные связи с вавилонскими и палестинскими академиями. О высоком уровне еврейского образования в Египте в этот период свидетельствует тот факт, что Саадия Гаон получил глубокое и разностороннее образование именно в Египте.

В Европе

В Западной Европе

В Западной Европе еврейские общины существовали со времён Римской империи. Они, как правило, сохранились в уцелевших римских городах и начали развиваться после прекращения варварских нашествий.

В империи Карла Великого (конец VII - начало VIII века) евреи пользовались определёнными имущественными правами. Существовали евреи-землевладельцы. Сам император пользовался услугами еврейских купцов; отправлял евреев с политическими и торговыми поручениями в Азию и Африку. Очевидно, к периоду царствования Карла Великого относится возникновение ряда еврейских общин Германии, главным образом в Рейнской области.

Вместе с тем, церковь продолжала в этот период настаивать на требовании держать евреев в унижении и налагать на них различные ограничения. Так, еврей, обращавшийся в суд с жалобой на христианина, должен был представить больше свидетелей, чем христианин; евреям запрещалось брать в залог под ссуду вещи, принадлежавшие христианину; христианам запрещалось отдавать землю в аренду евреям, а евреям — иметь христианских арендаторов; евреям запрещалось занимать христиан работами для себя по воскресеньям и христианским праздникам; осуждалась продажа евреям церковного имущества. Евреям были запрещены некоторые виды брака, разрешенные еврейским правом; брак смешанный евреев и христиан находился под контролем церкви.[1]

В Германии

Еврейская община Ахена возникла ещё во времена Римской империи (первые века нашей эры)[2]. Тем самым она может считаться одной из древнейших в Германии. Карл Великий, сделавший Ахен своей столицей, имел дела с евреями города.

В каролингский период еврейский квартал располагался недалеко от королевского дворца. Еврейские купцы Аахена упоминаются в капитулярии восьмого века[3].

Хроники сообщают, что в 802 году Исаака, который сопровождал посла Карла Великого к халифу Гаруну-аль-Рашиду [4], торжественно принимали в королевской резиденции Аахена[5]. Среди евреев Аахена в 828 вошёл в историю Давид, лечивший Эйнхарда[6].

Во Франции

В Испании

В мусульманских государствах Испании евреи были почти равноправными с мусульманами. Известны многочисленные евреи, занимавшие высокие должности при правителях мусульманских государств.

В Восточной Европе


В Византии

Источники

Примечания

Уведомление: Предварительной основой данной статьи была аналогичная статья в http://ru.wikipedia.org, на условиях CC-BY-SA, http://creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0, которая в дальнейшем изменялась, исправлялась и редактировалась.

Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация