История еврейского народа в раннем средневековье (VII—X вв.)

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
(Delete this category, not in RUB)
Строка 23: Строка 23:
Конец раннего средневековья принёс очередную волну великого переселения народов. От Западной Европы до Дальнего Востока кочевые племена нападали на более или менее культурные области, понизив в целом уровень цивилизации в Старом Свете. Результатом этого было, в частности, усиление религиозного фанатизма, феодальная раздробленность и междоусобные войны. Всё это резко ухудшило условия жизни евреев.
Конец раннего средневековья принёс очередную волну великого переселения народов. От Западной Европы до Дальнего Востока кочевые племена нападали на более или менее культурные области, понизив в целом уровень цивилизации в Старом Свете. Результатом этого было, в частности, усиление религиозного фанатизма, феодальная раздробленность и междоусобные войны. Всё это резко ухудшило условия жизни евреев.
-
{{main|История еврейского народа в раннем средневековье за пределами Страны Израиля}}
+
{{main|История еврейского народа в раннем средневековье (VII - X века)за пределами Страны Израиля}}
== Источники ==
== Источники ==

Версия 18:57, 13 ноября 2010



Существование еврейских общин в диаспоре между двумя цивилизациями — христианством и исламом. Формирование основных институтов общинного самоуправления.

После арабского завоевания Страны Израиля (638) были введены тяжёлые налоги на евреев. Это сделало экономически невозможным заниматься сельским хозяйством и некоторыми другими видами деятельности. Многие евреи переселились в города и перешли к высокорентабельным занятиям (торговля, финансовые операции, производство дорогих ремесленных изделий, свободные профессии) или эмигрировали.

Большинство евреев оказалось рассредоточено по другим странам. Условия жизни в них сильно различались - от наличия автономных районов с собственными органами управления (в бывшей Вавилонии) до положения дискриминируемой касты, как в Византии. В Европе и бассейне Средиземноморья начало раннего средневековья было эпохой великих переселений народов. На месте Западной Римской империи и её окраин возникли новые государства.

Некоторые из них, расставаясь с язычеством, приняли иудаизм в качестве государственной религии. Нумидия (на территории современного Алжира) и Йемен были вскоре завоёваны мусульманами. А Хазария в степях Восточной Европы стала региональной сверхдержавой и сохраняла своё положение до конца X века. Её наличие заставляло многие другие государства считаться с евреями.

Народы, создавшие новые империи (франки, арабы, тюркские племенные союзы) были довольно отсталыми в культурном отношении и не могли наладить управление своими владениями без участия местных кадров. Везде, где существовали еврейские общины, они поставляли правителям образованных советников. Евреи в этот период играли во многих странах роль цивилизующего фактора, наследников древней культуры среди варварских народов.

Они налаживали международную торговлю (раданиты) и просвещение, возрождали античные технологии, переводили древние научные сочинения на латынь и арабский. Один из первых мусульманских математиков Аль-Хорезми, формализовав некоторое количество правил, назвал написанный им трактат "Аль-Джебр", то есть еврейское.

Жрецы конкурирующих религий (христианства, ислама, зороастризма) во всех странах вели враждебные действия против евреев, подстрекая против них власти и народ. В некоторых странах правители устраивали гонения на евреев.

С конца VII века н. э. еврейские общины в диаспоре оказались разделены между христианством и исламом. Евреи, не имевшие ни своего государства, ни своей армии, должны были выработать новые формы социальной организации, которые позволили бы им сохранить своё духовное наследие и утвердить свой автономный статус в нееврейском обществе. Такой формой стала средневековая община, вписавшаяся в общую корпоративную структуру феодального общества и создавшая условия для удовлетворения социальных, религиозных и экономических потребностей евреев. Руководство еврейских общин не только справилось с задачей выживания, но и создало условия для экономического и духовного развития, более того, евреи зачастую становились торговыми и культурными посредниками между враждующими христианами и мусульманами.

Сталкиваясь с новыми формами общественной жизни и входя в контакт с новой для них культурой, евреи не замыкались в традиционной системе представлений, а стремились обогатить свой внутренний мир за счёт достижений окружающего их общества. Результатом этого процесса стало формирование многообразной и самобытной средневековой еврейской культуры, включавшей в себя как древние культурные пласты, так и плоды творческой деятельности последних поколений.

Конец раннего средневековья принёс очередную волну великого переселения народов. От Западной Европы до Дальнего Востока кочевые племена нападали на более или менее культурные области, понизив в целом уровень цивилизации в Старом Свете. Результатом этого было, в частности, усиление религиозного фанатизма, феодальная раздробленность и междоусобные войны. Всё это резко ухудшило условия жизни евреев.

Источники

Литература

  • Жак ле Гофф. "Цивилизация средневекового Запада". Москва, Издательская группа "Прогресс", "Прогресс-академия", 1992 (перевод с французского издания Jacques le Goff "La civilisation de l'occident medeival" Paris Arthaud 1977)

Примечания

Уведомление: Предварительной основой данной статьи была аналогичная статья в http://ru.wikipedia.org, на условиях CC-BY-SA, http://creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0, которая в дальнейшем изменялась, исправлялась и редактировалась.

Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация