История еврейского народа в раннем средневековье (VII—X вв.)

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

Перейти к: навигация, поиск



Существование еврейских общин в диаспоре между двумя цивилизациями — христианством и исламом. Формирование основных институтов общинного самоуправления.

В Европе и бассейне Средиземноморья раннее средневековье было эпохой великих переселений народов. На месте Западной Римской империи и её окраин возникли новые государства.

Некоторые из них, расставаясь с язычеством, приняли иудаизм в качестве государственной религии. Нумидия (на территории современного Алжира) и Йемен были вскоре завоёваны мусульманами. А Хазария в степях Восточной Европы стала региональной сверхдержавой и сохраняла своё положение до конца X века. Её наличие заставляло многие другие государства считаться с евреями.

С VII века н. э. положение евреев усложнилось. Еврейские общины в диаспоре оказались разделены между двумя цивилизациями — христианством и исламом. Новая исламская цивилизация повела борьбу с христианской цивилизацией как за политическое господство в Земле Израиля, так и за духовные ценности живущих в ней народов, в том числе и евреев.

Евреи, не имевшие ни своего государства, ни своей армии, должны были выработать новые формы социальной организации, которые позволили бы им сохранить своё духовное наследие и утвердить свой автономный статус в нееврейском обществе. Такой формой стала средневековая община, вписавшаяся в общую корпоративную структуру феодального общества и создавшая условия для удовлетворения социальных, религиозных и экономических потребностей евреев. Руководство еврейских общин не только справилось с задачей выживания, но и создало условия для экономического и духовного развития, более того, евреи зачастую становились торговыми и культурными посредниками между враждующими христианами и мусульманами.

Сталкиваясь с новыми формами общественной жизни и входя в контакт с новой для них культурой, евреи не замыкались в традиционной системе представлений, а стремились обогатить свой внутренний мир за счёт достижений окружающего их общества. Результатом этого процесса стало формирование многообразной и самобытной средневековой еврейской культуры, включавшей в себя как древние культурные пласты, так и плоды творческой деятельности последних поколений.

Содержание

В Земле Израиля

После арабского завоевания (638) были введены тяжёлые налоги на евреев. Это сделало экономически невозможным заниматься сельским хозяйством и некоторыми другими видами деятельности. Многие евреи эмигрировали или переселились в города и перешли к высокорентабельным занятиям (торговля, финансовые операции, производство дорогих ремесленных изделий, свободные профессии).

За пределами Страны Израиля

Большинство евреев оказалось рассредоточено по другим странам. Условия жизни в них сильно различались - от наличия автономных районов с собственными органами управления (в бывшей Вавилонии) до положения дискриминируемой касты, как в Византии. Евреи в этот период играли во многих странах роль цивилизующего фактора, наследников древней культуры среди варварских народов.

Они налаживали международную торговлю и просвещение, возрождали античные технологии. Целые государства и отдельные люди в этот период переходили в иудаизм. Жрецы конкурирующих религий (христианства, ислама, зороастризма) во всех странах вели враждебные действия против евреев, подстрекая против них власти и народ.

В странах Ближнего Востока

В Месопотамии

В Месопотамии при багдадских халифах евреи пользовались равноправием, допускались к высшим государственным должностям.

В Египте

В 640 г. Египет был завоеван арабами. Евреи Египта, как и всех мусульманских стран, получают статус зимми.

В первые века мусульманского владычества происходит некоторое увеличение еврейского населения Египта, в частности за счет переселенцев из Ирака и Сирии. Эти переселенцы образуют собственные общины со своими синагогами и судами и поддерживают тесные связи с вавилонскими и палестинскими академиями. О высоком уровне еврейского образования в Египте в этот период свидетельствует тот факт, что Саадия Гаон получил глубокое и разностороннее образование именно в Египте.

В 969 г. Египет был завоеван Фатимидами и стал центром обширного государства, включавшего почти всю Северную Африку, Сирию и Палестину. Период владычества династии Фатимидов отмечен экономическим расцветом и высокой степенью терпимости к немусульманским религиозным общинам; исключение представляет правление Ал-Хакима (996–1020), ознаменовавшееся преследованиями религиозных меньшинств.

В начале правления Фатимидов была учреждена должность нагида — официального главы еврейской общины, и первый нагид Палтиэль пользовался большим влиянием при дворе. В Египет переселяются многие евреи из Ирака, Сирии и Эрец-Исраэль; на основании свидетельств путешественников и других данных, число евреев в Египте составляло в этот период 12–20 тыс. человек.

Духовным центром египетского еврейства становится основанная в 10 в. иешива в Фостате (Каир). Еврейство Египта оказывает поддержку еврейскому населению Эрец-Исраэль. Под властью Фатимидов Египет становится узловым пунктом связи между еврейскими общинами Испании, стран Северной и Западной Африки, Эрец-Исраэль и Вавилонии, где действовали гаоны. В эту же эпоху Египет является одним из центров караимства. Одним из самых влиятельных сановников первых халифов из династии Фатимидов был перешедший в ислам еврей Якуб Ибн Килис (930–991).

В Европе

В Западной Европе

В Западной Европе еврейские общины существовали со времён Римской империи. Они, как правило, сохранились в уцелевших римских городах и начали развиваться после прекращения варварских нашествий.

В империи Карла Великого (конец VII - начало VIII века) евреи пользовались определёнными имущественными правами. Существовали евреи-землевладельцы. Сам император пользовался услугами еврейских купцов; отправлял евреев с политическими и торговыми поручениями в Азию и Африку. Очевидно, к периоду царствования Карла Великого относится возникновение ряда еврейских общин Германии, главным образом в Рейнской области.

Вместе с тем, церковь продолжала в этот период настаивать на требовании держать евреев в унижении и налагать на них различные ограничения. Так, еврей, обращавшийся в суд с жалобой на христианина, должен был представить больше свидетелей, чем христианин; евреям запрещалось брать в залог под ссуду вещи, принадлежавшие христианину; христианам запрещалось отдавать землю в аренду евреям, а евреям — иметь христианских арендаторов; евреям запрещалось занимать христиан работами для себя по воскресеньям и христианским праздникам; осуждалась продажа евреям церковного имущества. Евреям были запрещены некоторые виды брака, разрешенные еврейским правом; брак смешанный евреев и христиан находился под контролем церкви.[1]

В Германии

Еврейская община Ахена возникла ещё во времена Римской империи (первые века нашей эры)[2]. Тем самым она может считаться одной из древнейших в Германии. Карл Великий, сделавший Ахен своей столицей, имел дела с евреями города.

В каролингский период еврейский квартал располагался недалеко от королевского дворца. Еврейские купцы Аахена упоминаются в капитулярии восьмого века[3].

Хроники сообщают, что в 802 году Исаака, который сопровождал посла Карла Великого к халифу Гаруну-аль-Рашиду [4], торжественно принимали в королевской резиденции Аахена[5]. Среди евреев Аахена в 828 вошёл в историю Давид, лечивший Эйнхарда[6].

Во Франции

В Испании

В мусульманских государствах Испании евреи были почти равноправными с мусульманами. Известны многочисленные евреи, занимавшие высокие должности при правителях мусульманских государств.

В Восточной Европе


В Византии

Источники

Примечания

Уведомление: Предварительной основой данной статьи была аналогичная статья в http://ru.wikipedia.org, на условиях CC-BY-SA, http://creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0, которая в дальнейшем изменялась, исправлялась и редактировалась.

Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация