История еврейского народа в раннем средневековье (VII - X века) за пределами Страны Израиля

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
(В Греции (Византии))
 
(19 промежуточных версий не показаны.)
Строка 1: Строка 1:
-
{{Остатье| ТИП СТАТЬИ  = 2
+
#redirect [[:ej:История еврейского народа в раннем средневековье (VII - X века) за пределами Страны Израиля]]
-
| АВТОР1 = Л.Гроервейдл
+
-
| АВТОР2 =
+
-
| АВТОР3 =
+
-
| СУПЕРВАЙЗЕР =
+
-
| ПРОЕКТ =
+
-
| ПОДТЕМА =
+
-
| КАЧЕСТВО  =
+
-
| УРОВЕНЬ  =
+
-
| ДАТА СОЗДАНИЯ  =27.12.2010
+
-
| ВИКИПЕДИЯ =
+
-
| НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ  =
+
-
}}
+
-
 
+
-
== В странах Ближнего Востока ==
+
-
Арабское завоевание на первых порах улучшило положение евреев. Арабы не могли управлять захваченными землями без поддержки местных образованных людей.
+
-
 
+
-
Религиозные преследования со стороны византийских и иранских властей сменились денежным налогом и некоторым ограничением прав по сравнению с мусульманами - более слабым, чем раньше.
+
-
{{main|Еврейские общины стран Ближнего Востока в VII - X веках}}
+
-
=== В Месопотамии ===
+
-
Вавилонские евреи, страдавшие от преследований иранских правителей, поддерживали арабских завоевателей. За это халифы расширили права евреев.
+
-
Халиф Али ибн Аби Талиб признал '''рабби Ицхака''' (630–660) духовным вождем евреев Ирака.
+
-
 
+
-
Иешивы [[Сура|Суры]] и [[Пумбедита|Пумбедиты]], главы которых с конца VI в. носили титул [[гаон]]ов, достигли расцвета при владычестве арабских халифов в VII–XI вв.
+
-
'''Еврейская община Месопотамии стала духовным центром для евреев, рассеянных по всему миру и сохранивших с ней связь.''' Во второй половине VIII в. – начале IX в. еврейская община раскололась на [[караимы|караимов]] и приверженцев раббанитского иудаизма.
+
-
 
+
-
При толерантных халифах евреи платили налоги и неплохо жили.
+
-
При фанатичных халифах евреи подвергались ограничениям и гонениям. Так, халиф Мутаваккил в 850 г. впервые придал силу закона предписаниям о ношении немусульманами '''особых одеяний''' и приказал евреям жить в [[еврейские кварталы|еврейских кварталах]].
+
-
В некоторых провинциях судьба евреев во многом определялась политикой губернаторов.
+
-
 
+
-
В 762 г. Багдад (где еврейская община существовала с III в.) был превращен в столицу халифата и стал резиденцией [[эксиларх]]а с наиболее значительной еврейской общиной Ирака.
+
-
 
+
-
Многие евреи достигли значительных успехов, проявив себя как выдающиеся врачи, ученые, писатели и '''заняв ключевые позиции в административном аппарате'''.
+
-
 
+
-
С 945 г. по 1055 г. Ирак находился под фактической властью персов-шиитов. Они возложили обязанность взимания подушных налогов  на известных своей жестокостью мусульманских сборщиков.<ref>[http://www.eleven.co.il/article/11842 Электронная еврейская энциклопедия, статья "Ирак"]</ref>
+
-
 
+
-
На севере Месопотамии продолжала существование автономная община ассирийских евреев. После заселения этого района кочевыми племенами курдов местная еврейская община стала называться '''курдскими евреями'''.
+
-
 
+
-
=== В Сирии ===
+
-
В 634–636 гг. Сирию заняли арабы, освободив евреев от византийских угнетателей.
+
-
 
+
-
Среди приближенных халифов из династии Омейядов были евреи. С приходом к власти Аббасидов (750) евреям было предписано платить высокую подушную подать (джизья) и носить на одежде отличительный знак; их настойчиво побуждали к переходу в ислам.
+
-
 
+
-
Евреи Сирии сильно пострадали и от военно-политических смут (конец IX в. – первая половина X в.). В то же время в Сирию шёл приток переселенцев из Вавилонии. В крупных городах Сирии они образовали самостоятельные общины и построили собственные синагоги.
+
-
Среди них было много членов возникших там сект и движения караимов.<ref>[http://www.jewishvirtuallibrary.org/jsource/judaica/ejud_0002_0005_0_04829.html Jewish Virtual Library]</ref>
+
-
 
+
-
В 990 г. великий визирь Фатимидского халифата (правившего в это время Сирией) Абу ал-Фарадж Я‘куб ибн-Юсуф ибн-Киллис (930–991) он назначил '''Менашше бен Аврахама Ибн-Каззаза''' главой местной администрации Сирии. Тот использовал эту должность во благо своим единоверцам.<ref>[http://www.eleven.co.il/?mode=article&id=13826&query=СИРИЯ Электронная еврейская энциклопедия, статья "Сирия"]</ref>
+
-
 
+
-
=== В Ливане ===
+
-
В VII в. евреи поддерживали арабов в их борьбе против Византии. Завладев Триполи, арабы поручили охрану порта гарнизону из местных евреев. В первые века арабского владычества немногочисленное еврейское население Ливана достигло материального и духовного процветания.
+
-
 
+
-
Главными занятиями евреев были изготовление и вывоз изделий из стекла, а также ввоз в страны Леванта специй и льна из Магриба и Египта.<ref>[http://www.eleven.co.il/?mode=article&id=12441&query=ЛИВАН Электронная еврейская энциклопедия, статья "Ливан"]</ref>
+
-
 
+
-
=== В Аравии ===
+
-
После смерти Мухаммада калиф Омар ибн аль-Хаттаб (634-44) выслал евреев из своих владений. Они ушли в Сирию.<ref>[http://www.jewishencyclopedia.com/view.jsp?artid=1683&amp;letter=A&amp;search=Arabia#5010 Morris Jastrow Jr., Gerson B. Levi, Richard Gottheil, Hartwig Hirschfeld, Marcus Jastrow, Louis Ginzberg "Arabia" in Jewish Encyclopedia]</ref> Возможно, в это время многие из обращенных в иудаизм южных арабов приняли ислам.
+
-
 
+
-
Но, по свидетельству арабских авторов и документов [[Каирская гениза|каирской генизы]], многие евреи жили в Центральной Аравии до XI века.<ref>[http://www.jewishvirtuallibrary.org/jsource/judaica/ejud_0002_0002_0_01214.html "Arabia" in Jewish Virtual Library]</ref>
+
-
 
+
-
Евреи [[Йемен]]а, сохранившие верность иудаизму, получили статус [[зимми]]. Лишенные права владеть землей и (за редким исключением) заниматься земледелием, они стали в основном ремесленниками, а также торговцами.
+
-
 
+
-
Сложившиеся в период персидского владычества тесные связи евреев [[Йемен]]а с центром еврейской учености в [[Вавилония|Вавилонии]] продолжали существовать и после исламизации страны. Евреи [[Йемен]]а оказывали материальную поддержку иешивам вавилонских [[гаон]]ов.<ref>[http://www.eleven.co.il/article/11893 Электронная еврейская энциклопедия, статья "Йемен" на основании КЕЭ, том 3, кол. 999–1005]</ref>
+
-
 
+
-
Ранняя еврейская община Сохара (Оман) стала известна благодаря Исхаку бин Яхуда, сохарскому купцу, упомянутому Бузурком ибн Шахрияр в его "Китаб 'Аджья'иб аль-Хинд"("Книга чудес Индии", c. 950). ООн пишет, что еврейский торговый моряк Исхак бин Яхуда посетил Индию и Китай из Сохара в период с 882 по 912 гг. после ссоры с коллегами-евреями. Исхак отбыл из Сохара нищим искать счастья в Индии, оттуда в Китай и вернулся в Оман тридцать лет спустя с большим богатством. После разногласий с местным правителем он отплыл в Китай еще раз, но в порту острова Суматра его корабль со всем грузом был отнят, и Исхак был убит по приказу местного правителя.<ref>http://www.jewishvirtuallibrary.org/jsource/anti-semitism/omanjews.html "The Jews of Oman" in Jewish Virtual Library] на основании [http://www.oman.org/ Oman Studies Centre for Documentation and Research on Oman and the Arabian Gulf</ref><ref>[http://www.jewishvirtuallibrary.org/jsource/judaica/ejud_0002_0020_0_20011.html "TRAVELERS AND EXPLORERS" in Jewish Virtual Library]</ref>
+
-
 
+
-
Арабские источники сообщают, что евреи Бахрейна отказались принять ислам в 630 году, когда туда пришли воины Мухаммада. В XII веке [[Биньямин из Туделы]] нашёл на Бахрейне около 5500 евреев.<ref>[http://www.jewishvirtuallibrary.org/jsource/vjw/bahrain.html Ariel Scheib "Bahrain" in Jewish Virtual Library] на основании [http://www.internationalspecialreports.com/middleeast/00/bahrain/23.html “The Jews of Bahrain”]</ref> Следует предположить, что еврейская община жила на Бахрейне всё время с VII по XII век.
+
-
 
+
-
== В Африке ==
+
-
{{main|Еврейские общины Африки в VII - X веках}}
+
-
Арабское завоевание в седьмом веке улучшило положение евреев Северной Африки по сравнению с византийскими временами.  Арабы, пришедшие туда, были весьма малочисленны и не изменили по существу строй местной жизни.
+
-
 
+
-
Под властью мусульман евреи имели статус [[зимми]]. Он обеспечивал личную неприкосновенность, свободу вероисповедания и экономической деятельности, общинную автономию. С другой стороны, евреи должны были платить подушную подать (джизья или джавали) и во многих отношениях дискриминировались.
+
-
 
+
-
В ранний мусульманский период существенно окрепли экономически общины Египта, Туниса, Алжира, Марокко. Евреи активно участвовали в ремесленном развитии региона и налаживании новых торговых путей - например, через Сахару, создавая общины в базовых поселениях на трассах этой торговли в тропической Западной Африке.
+
-
 
+
-
Экономический расцвет сопровождался активной интеллектуальной деятельностью.
+
-
 
+
-
Но в конце X века произошло новое арабское вторжение - на этот раз массовое. Оно сопровождалось насилием и грабежами, нанесшими тяжёлый урон городскому населению, в том числе евреям. Наличие большого количества новых поселенцев - мусульманских фанатиков создало предпосылки для постепенного упадка культуры и ухудшения жизни в регионе.
+
-
 
+
-
В то же время евреи Эфиопии практически утратили связь с другими общинами мира. Последним контактом перед многовековой изоляцией было прибытие евреев-пленников из Йемена после поражения [[Химьяр|Химьяритского царства]].
+
-
 
+
-
=== В Египте ===
+
-
После арабского завоевания в 640 г. еврейского населения Египта несколько увеличилось. Переселенцы из Ирака и Сирии образовали собственные общины и поддерживали тесные связи с академиями Вавилонии и Страны Израиля.
+
-
Еврейское образование в Египте в этот период было на высоком уровне.
+
-
 
+
-
В 969 г. Египет стал центром их государства Фатимидов, включавшего почти всю Северную Африку, Сирию и Страну Израиля. При них был достигнут  экономический расцвет и высокая степень терпимости к немусульманам. С этого времени евреям давали видные должности на службе у калифов.
+
-
 
+
-
В это время Египет стал узловым пунктом связи между еврейскими общинами Испании, стран Северной и Западной Африки, Страны Израиля и Вавилонии. Община Египта поддерживала еврейское население Страны Израиля. 
+
-
В Египет переселились многие евреи из Ирака, Сирии и Страны Израиля. Число евреев в Египте составляло в этот период 12–20 тыс. человек.
+
-
 
+
-
Духовным центром Египетского еврейства стала иешива в Фостате (пригород Каира).
+
-
 
+
-
В эту же эпоху Египет является одним из центров [[Караимы|караимства]].<ref>[http://www.eleven.co.il/?mode=article&id=11539&query=ЕГИПЕТ Электронная еврейская энциклопедия, статья "Египет"]</ref><ref>[http://www.jewishencyclopedia.com/view.jsp?artid=67&letter=E&search=Egypt#200 Emil G. Hirsch, W. Max Muller, Richard Gottheil. "Egypt" in Jewish Encyclopedia]</ref>
+
-
 
+
-
=== В Ливии ===
+
-
Письменные источники свидетельствуют о присутствии евреев в Ливии до арабского завоевания и в XI веке. '''Возможно предположить, что эти общины были там и в промежутке между упомянутыми временами'''.
+
-
 
+
-
=== В Тунисе ===
+
-
После арабского завоевания берберы, в прошлом ставшие иудеями, приняли ислам. "Старые" еврейские общины этого не сделали.
+
-
 
+
-
При всех мусульманских правителях раннего средневековья евреи Туниса процветали. В страну переселялись евреи из Алжира, Марокко, Испании, Италии (включая Сицилию) и, возможно, из Египта. Еврейское население страны росло.
+
-
 
+
-
Главным еврейским центром Туниса стала его столица [[Кайруан]]. Еврейские общины существовали в этот период также в других городах, прежде всего портовых.
+
-
 
+
-
Как следует из документов IX–XI вв., еврейские коммерсанты из Туниса играли важную роль в экономике страны и в мировой торговле. Они экспортировали широкий ассортимент товаров, в том числе продукцию '''еврейских ткачей'''. Импортировали ещё более широкий ассортимент со всех концов света. Колонии тунисских евреев существовали на островах Средиземного моря, в Египте, Стране Израиля, Йемене и других местах.
+
-
 
+
-
Представители 20 еврейских семей, контролировавших морскую торговлю, как правило, пользовались немалым влиянием при дворе и доминировали в руководящих органах общин.
+
-
 
+
-
В IX в. – первой половине XI в. в городах Махдия, Габес и особенно [[Кайруан]] действовали большие и влиятельные иешивы, жили и работали видные законоучители. Благодаря им Тунис стал одной из первых стран диаспоры, где сложился независимый от Вавилонии центр [[Галаха|галахического]] творчества.<ref>[http://www.eleven.co.il/?mode=article&id=14178&query=ТУНИС Электронная еврейская энциклопедия, статья "Тунис"]</ref>
+
-
 
+
-
=== В Алжире ===
+
-
В седьмом веке арабы победили и заставили принять ислам берберские племена Алжира. Однако евреев - горожан они практически не тронули.
+
-
Восточные евреи, следовавшие за арабскими войсками, пополнили существующие общины и основали новые в разных городах страны. Они поддерживали связи с еврейскими общинами других стран и даже с [[гаон]]ами Вавилонии и Страны Израиля.
+
-
 
+
-
Воинствующие кочевники, жившие в районе Варглы, были [[Караимы|караимами]].<ref>[http://www.eleven.co.il/?mode=article&id=10139&query=%C0%CB%C6%C8%D0 Электронная еврейская энциклопедия, статья "Алжир"]</ref>
+
-
Существование иудаизма среди берберов продолжалось до правления основателя династии Идрисидов (конец VIII века). Кроме того, по некоторым сведениям, часть племени Хенанша (юг округа Константина) остались иудеями.<ref>[http://www.jewishencyclopedia.com/view.jsp?artid=1221&letter=A W. Marçais "ALGERIA" in Jewish Encyclopedia]</ref>
+
-
 
+
-
=== В Марокко ===
+
-
После завоевания Марокко арабами (703–711) некоторые племена берберов продолжали исповедовать иудаизм.<ref>[http://www.jewishencyclopedia.com/view.jsp?artid=801&letter=M&search=Morocco#2734 Joseph Jacobs, Max Schloessinger, Gotthard Deutsch, Budgett Meakin. "Morocco" in Jewish Encyclopedia]</ref>
+
-
В это время в Марокко переселилось большое число евреев, как правило из арабских стран.
+
-
 
+
-
В 788 г. евреи приняли участие в войне Идрисидов против халифата (с обеих сторон). Захватив страну, Идрис I (788–793) устроил репрессии против евреев.<ref>[http://www.jewishencyclopedia.com/view.jsp?artid=801&letter=M&search=Morocco#2734 Joseph Jacobs, Max Schloessinger, Gotthard Deutsch, Budgett Meakin. "Morocco" in Jewish Encyclopedia]</ref> Впоследствии он разрешил евреям селиться в различных городах Марокко при условии выплаты подушной подати.
+
-
 
+
-
В новой столице Идрисидов - [[Фес]]е - евреям был отведен особый квартал.
+
-
Отношение к евреям со стороны Идрисидов (788–974) было в общем благоприятным.
+
-
 
+
-
В [[Фес]]е и [[Сиджилмаса|Сиджилмасе]] находились крупные иешивы. Создавались многочисленные произведения в различных областях еврейских знаний. Как явствует из респонсов вавилонских [[гаон]]ов, фесские раввины регулярно обращались к ним с запросами [[Галаха|галахического]] характера.<ref>[http://www.eleven.co.il/?mode=article&id=12646&query=МАРОККО Электронная еврейская энциклопедия, статья "Марокко"]</ref><ref>[http://www.eleven.co.il/article/14267  Электронная еврейская энциклопедия, статья "Фес"]</ref>
+
-
 
+
-
=== В Эфиопии ===
+
-
Пленные йеменские евреи, захваченные эфиопским царём после разгрома Химьяритского царства в 625 году, были расселены в области Сымен, где '''уже жили евреи'''. Они укрепили общину.
+
-
 
+
-
В горных районах к северу от оз. Тана евреи сохраняли политическую независимость под предводительством собственных правителей.<ref>[http://www.eleven.co.il/article/15132 Электронная еврейская энциклопедия, статья "Эфиопские евреи"]</ref>
+
-
 
+
-
В десятом веке еврейская царица по имени Юдит (по другим источникам, Эстер или Тердаё-Гобаз), во главе евреев провинции Сымен, судя по всему, свергла царя Аксума, и основала  династию, которая занимала трон в течение трех столетий. [[Галеви, Жозеф|Жозеф Галеви]] не сомневался в этой истории, которую подтвердили дальнейшие исследования.<ref>[http://www.jewishencyclopedia.com/view.jsp?artid=13&letter=F&search=Ethiopia J.D. Perruchon, Richard Gottheil. "FALASHAS" in Jewish Encyclopedia]</ref>
+
-
 
+
-
=== В Западной Африке ===
+
-
В восьмом веке [[раданиты]] стали селиться в в Тимбукту на территории будущего царства Мали. Там они основали торговый центр, из которого проложили сеть торговых маршрутов по всей Сахаре.<ref>[http://www.jewishvirtuallibrary.org/jsource/vjw/mali.html Ariel Scheib. The Jewish Virtual History Tour, Mali]</ref>
+
-
 
+
-
== В Европе ==
+
-
{{main|Еврейские общины Европы в VII - X веках}}
+
-
=== В Западной Европе ===
+
-
В Западной Европе еврейские общины существовали со времён Римской империи.
+
-
Однако от "тёмных веков" почти не осталось документов о жизни этих общин между концом римской эпохи и возникновением новых европейских государств. В большинстве европейских городов документы о еврейском присутствии начали появляться лишь в X - XI веках. Иногда археологические открытия дают более ранние даты, не зафиксированные в письменных источниках. 
+
-
 
+
-
Карл Мартелл, фактический правитель франкского королевства в 720–737 гг., разрешил евреям владеть землей и предоставил другие значительные права.
+
-
 
+
-
Его потомок [[Карл Великий]] (конец VII - начало VIII века) противился давлению церкви в сторону притеснения евреев, охотно использовал их на государственной службе.
+
-
Тем не менее, при нём произошли постепенное ухудшение жизни евреев.
+
-
 
+
-
В империи Карла Великого существовали евреи-землевладельцы. Сам император пользовался услугами еврейских купцов; отправлял евреев с политическими и торговыми поручениями в Азию и Африку.
+
-
 
+
-
Во времена Каролингов евреям разрешили нанимать на работу христиан, иметь рабов-нехристиан (католическая церковь запретила обращать этих рабов в католичество).
+
-
Каролингские  императоры позволяли евреям становиться поставщиками императорского двора.
+
-
 
+
-
Евреи имели монополию денежного кредитования, когда церковь запрещала христианам заниматься ростовщичеством. Они ездили по стране свободно, поселяясь также в восточной части.<ref>[http://www.jewishencyclopedia.com/view.jsp?artid=160&letter=G&search=Germany#608 Executive Committee of the Editorial Board; M. Brann. "Germany" in Jewish Encyclopedia]</ref><ref>Как указано в многочисленных источника, (см., например Жак ле Гофф. "Цивилизация средневекового Запада"), б'''о'''льшая часть христианского населения в те времена была просто неграмотна, к тому же привязана к своему сословию. Так что заниматься торговлей тогдашним жителям Западной Европы было и не позволено, и практически невозможно. Л.Гроервейдл</ref>
+
-
 
+
-
Торговые сообщества [[Раданиты|раданитов]] наладили поступление товаров и технологий из Сирии в Центральную и Западную Европу, основали там новые общины и пополнили старые.
+
-
<blockquote>
+
-
"Облик цивилизации изменился отнюдь не сразу же после Великого переселения народов. Несмотря на грабежи и разрушения, традиционные очаги культуры лишь в редких случаях быстро угасали и переставали излучать свой свет. Города, ставшие первой жертвой нашествия, в той или иной мере ещё сохраняли жизнь.
+
-
 
+
-
Своей жизненной силой они иногда были обязаны связанной с ввозом предметов роскоши торговле '''и наездам восточных купцов, которых называли сирийцами, но которые по большей части были евреями'''..." 
+
-
 
+
-
Жак ле Гофф, "Цивилизация средневекового Запада", стр. 111
+
-
</blockquote>
+
-
 
+
-
Вместе с тем, церковь продолжала в этот период настаивать на требовании держать евреев в унижении и добилась наложения на них различных ограничений.<ref>[http://www.eleven.co.il/?mode=article&amp;id=11979&amp;query=КАРЛ+ВЕЛИКИЙ Статья "Карл Великий" из Электронной еврейской энциклопедии]</ref>
+
-
 
+
-
В Южной Европе евреи стали важным фактором развития в новых государствах. Мусульманские завоеватели охотно принимали их на государственную службу.
+
-
 
+
-
==== В Германии ====
+
-
В средневековых еврейских текстах с X века Германия называлась '''"Ашкеназ"'''. Поэтому евреи из германских общин стали называться '''ашкеназим'''.
+
-
 
+
-
Во всей империи франков и государствах других германских народов (баваров, фризов и т.д.) церковь старалась заставить власти угнетать евреев. Но евреи обеспечивали необходимые для местной экономики торговые связи, которые были важнее для правителей, чем указания церкви.
+
-
 
+
-
Меровинги (франкские короли) и правители бургундской империи слабо поддерживали усилия церкви ограничить права евреев.<ref>[http://www.jewishencyclopedia.com/view.jsp?artid=160&letter=G&search=Germany#608 Executive Committee of the Editorial Board; M. Brann. "Germany" in Jewish Encyclopedia]</ref>
+
-
 
+
-
Очевидно, '''к периоду царствования Карла Великого относится возникновение ряда еврейских общин Германии, главным образом в Рейнской области'''.
+
-
 
+
-
'''Евреи говорили на тех же языках и часто имели такие же имена, как немцы'''<ref>Следует предположить, что это и дало начало языку [[идиш]]. Л.Гроервейдл</ref>. '''Многие немцы в этот период переходили в иудаизм'''.
+
-
 
+
-
Евреи могли занимать государственные посты, владеть землей и работать в любой отрасли. В отличие от немцев, евреи были освобождены от военной службы. Торговля и коммерческая деятельность были практически полностью в их руках.
+
-
 
+
-
Через всю Германию проходили маршруты [[Раданиты|раданитов]].
+
-
 
+
-
Евреи наравне с прочим населением страдали от войн между германскими государствами и нападений варваров (викингов и венгров в IX - XI вв.).
+
-
 
+
-
В X веке начало процветать интеллектуальное движение ашкеназских евреев. '''[[Бен-Йеhуда, Гершом|Рабби Гершом бен Йеhуда]] (960-1028) (получивший посмертно прозвище "свет в изгнании") основал ешиву в Майнце.''' Йешивы в Майнце и Вормсе приобрели большее значение, чем вавилонские.<ref>[http://www.jewishvirtuallibrary.org/jsource/vjw/germany.html David Shyovitz. Germany in The Virtual Jewish History Tour]</ref>
+
-
 
+
-
==== В Нидерландах ====
+
-
Хотя первые евреи пришли на территорию современных Нидерландов, Бельгии и Люксембурга ещё с римскими легионами, нет сведений об их присутствии там в раннем средневековье.
+
-
==== Во Франции ====
+
-
В VII - VIII веках Франция входила во Франкское королевство (со времени [[Карл Великий|Карла Великого]] - империю). В дальнейшем она стала Западно-Франкским королевством. На её территории существовали также более мелкие государства и владения.
+
-
 
+
-
В VIII веке евреи принимали активное участие в медицине и [[Раданиты|торговле]], в том числе со странами Востока. Им принадлежали флотилии кораблей, в этот период было много евреев-моряков.
+
-
 
+
-
Евреи также занимались сельским хозяйством и доминировали в области виноградарства.<ref>[http://www.jewishvirtuallibrary.org/jsource/vjw/France.html#Middle Ages Jewish Virtual Library, France]</ref>
+
-
 
+
-
Короли охотно брали евреев на государственную службу. Часто еврейские купцы выполняли специальные поручения королей.
+
-
 
+
-
Короли покровительствовали еврейским купцам, которые должны были платить налог в размере '''одной десятой части от своих доходов''', в то время как христиане должны были платить '''одну одиннадцатую'''.
+
-
 
+
-
Евреи были подсудны только королевской власти. Короли тщательно следили за соблюдением еврейских привилегий. За это отвечал специальный чиновник, жёстко наказывавший нарушителей.
+
-
 
+
-
Однако, существовали различные ограничения в сфере имущественного и семейного права и неполноправие в суде.
+
-
 
+
-
С конца IX в. практиковались конфискации земель у евреев.
+
-
 
+
-
Католическое духовенство неоднократно требовало от королей ограничить права евреев.
+
-
 
+
-
Продолжалась массовая иммиграцией из Италии и Испании. Многие христиане, в том числе аристократы и церковники, принимали иудаизм.<ref>[http://www.eleven.co.il/article/15499#02 Электронная еврейская энциклопедия, статья "Франция"]</ref>
+
-
 
+
-
==== В Провансе ====
+
-
До конца XV века Прованс (на побережье Средиземного моря) юридически не входил во Францию.
+
-
Там неоднократно находили убежище евреи, изгнанные или бежавшие из Франци.
+
-
 
+
-
Часть Прованса принадлежала вестготам, затем была захвачена арабами. Существует предание о том, что евреи оказали помощь франкам в изгнании арабов в 759 г.
+
-
 
+
-
В IX в. евреи бывали в Провансе '''даже феодалами'''. Они владели собственностью, свободной от ленной повинности, могли нанимать христиан для работы '''на своих виноградниках, мельницах и полях''', что вызывало недовольство духовенства.<ref>[http://www.eleven.co.il/article/12905 Электронная еврейская энциклопедия, статья "Нарбонн"]</ref>
+
-
 
+
-
==== На Балеарских островах ====
+
-
Практически ничего не известно об истории островов с VI до VIII века - и еще меньше из истории евреев в этот период. Похоже, что '''еврейское поселение было разрушено''', когда византийский генерал Велизарий победил вандалов и взял Мальорку в 534 г. Аналогичным образом, мало сведений о периоде мусульманского завоевания.<ref>[http://www.jewishvirtuallibrary.org/jsource/judaica/ejud_0002_0013_0_13064.html "MAJORCA" in Jewish Virtual Library]</ref>
+
-
 
+
-
==== В Испании ====
+
-
Вестготские короли Испании проводили активную антиеврейскую политику, приведшую к массовому бегству евреев и насильственным крещениям.
+
-
 
+
-
К моменту прихода в Испанию арабов (711) там остались только те евреи, которые исповедовали иудаизм тайно. В войске арабов, пришедших из Марокко, был еврейский отряд. По преданиям VIII века, арабы поручали евреям охрану завоеванных городов.
+
-
 
+
-
После разгрома вестготов '''арабы предоставили евреям свободу вероисповедания и судебную автономию'''. Еврейские самоуправляемые общины, а также еврейские кварталы назывались алджама (на испанском алхама). Для евреев был установлен подушный налог в 1 динар (золотая монета) в год.<ref> (Adolf do Castro, "Historia de los Judios en España," pp. 33 et seq.; Rios, "Hist." i. 106 et seq.; G. van Vlooten, "Recherches sur la Domination Arabe," Amsterdam, 1894)</ref>
+
-
 
+
-
Вслед за арабскими войсками в Испанию прибыли многие евреи из Африки. Первое десятилетие было временем интенсивной еврейской иммиграции.
+
-
 
+
-
Получив возможность '''заниматься любыми видами деятельности''', евреи быстро достигли экономического и культурного прогресса. Еврейская культура процветала бок о бок с арабской и испытывала влияние последней. В Лусене и Гранаде действовали ешивы.
+
-
 
+
-
Арабские географы называют Лусену, [[Гранада|Гранаду]] и Таррагону еврейскими городами.
+
-
 
+
-
Уменьшилась зависимость испанского еврейства от авторитета вавилонских [[гаон]]ов. <ref>[http://www.jewishencyclopedia.com/ Электронная еврейская энциклопедия, статья "Испания"]</ref><ref>[http://www.jewishencyclopedia.com/view.jsp?artid=992&letter=S&search=Spain#3219 Richard Gottheil, Meyer Kayserling, Joseph Jacobs. "SPAIN" in Jewish Encyclopedia]</ref>
+
-
 
+
-
==== В Италии ====
+
-
Северные районы Италии в рассматриваемый период были под властью варварских королевств, а с VIII в. вошли в империю Каролингов. На евреев распространились законы [[Карл Великий|Карла Великого]].
+
-
 
+
-
Город Рим и его ближайшие окрестности были под прямым управлением римских пап. Папы  со времён Григория I (VI в.) требовали, с одной стороны, чтобы евреев не притесняли и позволяли им соблюдать предписания их религии, а с другой — чтобы лишили их одинакового с христианами гражданского статуса и привилегий, и выступали против насильственного крещения.
+
-
 
+
-
Среди римских евреев в VIII–XII вв. было много состоятельных людей: торговцев, финансистов, '''встречались даже землевладельцы'''. Они имели тесную связь с папским двором и ходатайствовали за своих единоверцев в других странах.<ref>[http://www.eleven.co.il/article/13523 Электронная еврейская энциклопедия, статья "Рим"]</ref>
+
-
 
+
-
В обстановке постоянных политических раздоров евреев оставили в покое. В каждом государстве им была предоставлена определенная защита для обеспечения деятельности их коммерческих предприятий.<ref>[http://www.jewishencyclopedia.com/view.jsp?artid=369&letter=I&search=Italy Richard Gottheil, Vittore Castiglione. Italy in Jewish Encyclopedia]</ref>
+
-
 
+
-
В части Италии, контролируемой Византией со 2-й половине VI в. евреев относили к низшему классу граждан, обязывали выполнять ряд особых повинностей, закрывали им доступ к государственной и общественной службе и запрещали заниматься определенными профессиями.
+
-
 
+
-
Положение евреев южных областей Италии резко ухудшилось в IX - X веках, когда издали ряд ограничительных законов и понуждали евреев принять христианство.
+
-
 
+
-
При завоевании южной Италии арабами многие евреи были убиты или взяты в плен в ходе боевых действий, а другие убиты христианскими погромщиками.<ref>[http://www.jewishvirtuallibrary.org/jsource/judaica/ejud_0002_0002_0_01207.html Jewish Virtual Library, Apulia]</ref>
+
-
 
+
-
В период арабского владычества (827–1061 г.г.) евреи Сицилии имели статус [[зимми]] и должны были платить подушную подать и налог на недвижимость, а также '''носить отличительный знак с изображением обезьяны'''. Им разрешалось владеть недвижимостью, но запрещалось строить новые синагоги.<ref>[http://www.eleven.co.il/?mode=article&id=13831&query=СИЦИЛИЯ Электронная еврейская энциклопедия, статья "Сицилия"]</ref>
+
-
 
+
-
Из периода начиная с момента создания самостоятельного королевства в '''Сардинии''' (665), до присоединение острова к Арагону (1325), известно лишь несколько упоминаний о еврейских общинах.
+
-
Синагога в Кальяри сгорела в 790 году, скорее всего, подожжённая христианскими  фанатиками (Де Кастро, "Библиотека", стр. 75).
+
-
В VIII–XIII вв. положение евреев Сардинии было в целом благоприятным. Общины существовали во всех частях острова, за исключением области Арборея.<ref>[http://www.eleven.co.il/?mode=article&id=13699&query=%D1%C0%D0%C4%C8%CD%C8%DF Электронная еврейская энциклопедия, статья "Сардиния" на основании КЕЭ, том 7, кол. 680–682]</ref> 
+
-
В этой провинции в Ористано часто происходили кровавые конфликты между евреями и христианами. Для того, чтобы положить этому конец, евреям  было приказано покинуть область в течение двух месяцев.<ref>[http://www.jewishencyclopedia.com/view.jsp?artid=251&letter=S&search=Sardinia Joseph Jacobs, Isaac Broydé. "Sardinia" in Jewish Encyclopedia]</ref>
+
-
 
+
-
В Риме, Лукке, Веносе, Бари, Отранто и Сипонто существовали иешивы. Среди наиболее выдающихся еврейских ученых и писателей того времени были литургический поэт Шфатия бен Амиттай из Ории (умер в 866 г.), астроном и медик Шабтай Донноло, летописец и поэт Ахима‘ац бен Палтиэль.
+
-
 
+
-
Известны также члены семьи '''Калонимус''', впоследствии переселившейся (видимо, по приглашению императора Оттона II) в Германию: [[Галаха|галахисты]] и литургические поэты Моше бен Калонимус (IX в.), Калонимус бен Моше и Мешуллам бен Калонимус из Лукки (X в.).<ref>[http://www.eleven.co.il/?mode=article&id=11873&query=%C8%D2%C0%CB%C8%DF Электронная еврейская энциклопедия, статья "Италия" на основнии КЕЭ, том 3, кол. 957–968]</ref>
+
-
 
+
-
Впервые евреи упоминаются в документах сената Венеции (945 г. и 992 г.), запрещавших судам, приходившим с Востока и '''направлявшимся на Восток''', брать на борт евреев.<ref>[http://www.eleven.co.il/article/10887 Электронная еврейская энциклопедия, статья "Венеция" на основнии КЕЭ, том 1, кол. 646–648]</ref>
+
-
 
+
-
==== На Мальте ====
+
-
Существуют признаки еврейского присутствия на Мальте в период арабского владычества
+
-
(870–1091 гг.).<ref>[http://www.eleven.co.il/?mode=article&id=12596&query=%CC%C0%CB%DC%D2%C0 Электронная еврейская энциклопедия, статья "Мальта"]</ref>
+
-
 
+
-
В это время члены еврейской общины служили в качестве гражданских служащих, и один был даже назначен визирем.<ref>[http://www.jewishvirtuallibrary.org/jsource/vjw/Malta.html "Malta" in Jewish Virtual Library]</ref>
+
-
 
+
-
=== В Центральной Европе ===
+
-
==== В Австрии ====
+
-
Евреи прибыли в Австрию с римскими легионами. В раннем средневековье она стала юго-восточной пограничной областью Германии.
+
-
Через неё проходили маршруты [[раданиты|раданитов]].
+
-
 
+
-
После распада Римской империи, следующая известная запись о присутствии евреев в Австрии была сделана в IX веке.
+
-
В постановлении о налогах начала IX века упоминаются «''евреи и другие купцы''», на которых оно распространяется.<ref>[http://www.eleven.co.il/?mode=article&id=10050&query=%C0%C2%D1%D2%D0%C8%DF Электронная еврейская энциклопедия, статья "Австрия"]</ref><ref>[http://www.jewishvirtuallibrary.org/jsource/vjw/Austria.html#MiddleAges Jacqueline Shields. "Austria" in Jewish Virtual Library]</ref>
+
-
 
+
-
==== В Чехии ====
+
-
Часть территории Чехии входила в германское королество, другая - в славянское королевство Великая Моравия (ядро которой составляли Моравия и Богемия), уничтоженное при нашествии венгров в X веке.
+
-
 
+
-
Самое раннее свидетельство о жизни евреев в [[Прага|Праге]] относится к 970 г. Но евреи и раньше, видимо, проживали в городе в течение некоторого времени.<ref>[http://www.eleven.co.il/article/13302 Электронная еврейская энциклопедия, статья "Прага"]</ref>
+
-
 
+
-
Евреи впервые прибыли в регионы Богемии, Моравии и Силезии в 995 году, когда они получили разрешение на проживание там после оказания помощи Византийской империи против язычников.<ref>[http://www.jewishvirtuallibrary.org/jsource/vjw/Czech.html#1 "Czech" in Jewish Virtual Library]</ref>
+
-
 
+
-
По территории современной Чехии в IX–X вв. (а возможно, и в VII–VIII вв.) проходил один из маршрутов [[Раданиты|раданитов]].
+
-
 
+
-
В Рафлштеттенском таможенно-навигационном уставе (903–906), регулировавшем торговые отношения между Великой Моравией и государствами, где правили представители династии Каролингов, упоминаются богемские евреи-коммерсанты, в том числе и работорговцы.
+
-
 
+
-
Ко второй половине 960-х гг. относится сообщение еврейского путешественника [[Ибраhим ибн Яакуба из Тортосы|Ибраhима ибн Яакуба из Тортосы]] о еврейских работорговцах в [[Прага|Праге]]. В 988 г. Адальберт, епископ [[Прага|Праги]], ушел со своего поста из-за того, что ему не удалось выкупить группу рабов-христиан, приобретенных еврейским купцом.<ref>[http://www.eleven.co.il/?mode=article&id=14681&query=%D7%C5%D5%C8%DF Электронная еврейская энциклопедия, статья "Чехия" на основании КЕЭ, том 9, кол. 1198–1214]</ref>
+
-
 
+
-
==== В Венгрии ====
+
-
Евреи, поселившиеся в Паннонии при римской империи, не могли там остаться при непрерывных варварских нашествиях IV - IX веков. Только после окончательного захвата страны венграми в конце IX века стало возможно поселиться там и проложить торговые маршруты.
+
-
 
+
-
Первый исторический документ, касающийся евреев Венгрии - это письмо 960 года [[Хазары|хазарскому]] царю  Иосифу от [[Хасдай ибн Шафрут|Хасдая ибн Шафрута]]. Там упомянуты евреи, живущим в "стране Унгарин".<ref>Jew. Encyc. iv. 3, s.v. Chazars</ref>
+
-
 
+
-
Примерно в то же время [[Ибн Якуб, Ибрагим|Ибрагим ибн Якуб]] записал, что евреи пришли из Венгрии в Прагу по торговым делам.<ref>[http://www.jewishencyclopedia.com/view.jsp?artid=970&letter=H&search=Pannonia#2584 Gotthard Deutsch, Alexander Büchler. "Hungary" in Jewish Encyclopedia]</ref>
+
-
 
+
-
==== В Сербии ====
+
-
В начале XXI века раскопан некрополь VIII-IX веков в Челарево (современная Воеводина). Некрополь находился на окраине очень большого по тем временам города, возможно - столицы Аварского каганата. Большая часть могил содержит скелеты людей монголоидного типа, а другая часть - несомненно, евреев.
+
-
 
+
-
В могилах найдены остатки деревянных щитов, отделявших тело покойного от земли. В каждую могилу клались обломки кирпичей с выцарапанными на них изображениями [[Менора|меноры]] (иногда - [[Ханукия|ханукии]]), а также [[лулав]]а, [[этрог]]а и [[шофар]]а и надписями на [[иврит]]е, содержащими имя Б-га и слово "Исраэль".<ref>Бунарджич Радован. Челарево – некрополь и поселение VIII-IX веков. В сборнике "Хазары. Евреи и славяне. Том 16 (Jews and slavs, volume 16)". Сборник под ред. В. Петрухина, [[Москович, Вольф Абрамович|В. Московича]], А. Федорчука, А. Кулика, Д. Шапиро. Серия Bibliotheca Judaica. «Гешарим», Иерусалим – «Мосты культуры», Москва, 2005 ISBN 5-93273-196-6; стр. 524-525</ref>
+
-
 
+
-
Сохранились свидетельства пребывания евреев в Белграде и в других населенных пунктах на берегах реки Дунай в X  в., когда Сербия стала независимым княжеством.<ref>[http://www.eleven.co.il/?mode=article&id=13768&query=%D1%C5%D0%C1%C8%DF Электронная еврейская энциклопедия, статья "Сербия" на основании КЕЭ, том 7, кол. 761–765]</ref>
+
-
 
+
-
==== В Хорватии ====
+
-
''Евреи жили на территории нынешней Хорватии со II-III века.''
+
-
 
+
-
Еврейская община в Солине существовала до 641 года, когда город был разрушен аварами.<ref>[http://www.jewishvirtuallibrary.org/jsource/judaica/ejud_0002_0021_0_21336.html Jewish Virtual Library, статья "Yugoslavia" на основании Encyclopaedia Judaica Edition 2 Published by Macmillan Reference USA 2007 Dartmouth Medal winner]</ref><ref>[http://www.eleven.co.il/?mode=article&id=14548&query=%D5%CE%D0%C2%C0%D2%C8%DF Электронная еврейская энциклопедия, статья "Хорватия" на основании КЕЭ, том 9, кол. 872–876]</ref>
+
-
 
+
-
Хорваты, которые проникли на Балканы в седьмом веке, нашли там несколько еврейских общин.
+
-
 
+
-
Там были найдены документы, датированные рассматриваемым периодом. Евреи не были допущены к поселению или торговле там, потому что они были конкурентами для нееврейских купцов.<ref>[http://www.jewishvirtuallibrary.org/jsource/vjw/Croatia.html Stephanie Persin. "Croatia" in Jewish Virtual Library]</ref>
+
-
 
+
-
Упоминание о евреях в Хорватии в десятом веке можно найти в письме от испанского визиря [[Хасдай ибн Шафрут|Хасдая ибн Шафрута]] к Иосифу, царю [[Хазария|Хазар]]. Два человека, по имени мар Саул и мар Иосиф, пришли с послом "царя Гиблим, славян" к Хасдаю в Кордову. Поскольку там указано, что страна гиблим граничит с Венгрией, обычно предполагается, что "гиблим" - это  хорваты.<ref>[http://www.jewishencyclopedia.com/view.jsp?artid=893&letter=C&search=Croatia Gotthard Deutsch, Gabriel Schwarz. "Croatia" in Jewish Encyclopedia]</ref><ref>[http://www.eleven.co.il/?mode=article&id=14548&query=%D5%CE%D0%C2%C0%D2%C8%DF Электронная еврейская энциклопедия, статья "Хорватия" на основании КЕЭ, том 9, кол. 872–876]</ref>
+
-
 
+
-
=== В Восточной Европе ===
+
-
==== В Иллирии (Албании) ====
+
-
С римских времён евреи жили в северном регионе Албании. На протяжении веков евреи временно поселялись в Албании, но никогда не основывали постоянную общину.<ref>[http://www.jewishvirtuallibrary.org/jsource/vjw/albania.html Ariel Scheib. "Albania" in Jewish Virtual Library]</ref>
+
-
 
+
-
==== В Польше ====
+
-
Первыми евреями, появившимися на территории Польши в IX в., были купцы-[[раданиты]] из Испании и Франции. В X–XI вв. в страну часто приезжали из соседних славянских земель еврейские купцы.<ref>[http://www.eleven.co.il/?mode=article&id=13274&query=%CF%CE%CB%DC%D8%C0 Электронная еврейская энциклопедия, статья "Польша"]</ref>
+
-
 
+
-
==== В Литве ====
+
-
Пражский епископ Адальберт, посланный в 997 г. насаждать христианство среди литовцев, сообщает о наличии в Литве евреев.<ref>[http://www.eleven.co.il/?mode=article&id=12474&query=%CB%C8%D2%C2%C0 Электронная еврейская энциклопедия на основании КЕЭ, том 4, кол. 864–876]</ref>
+
-
 
+
-
==== В Румынии ====
+
-
В VIII в. евреи Румынии помогли [[Хазария|хазарам]] завоевать страну. По свидетельствам византийских историков, в это время иудаизм был господствующей религией в Румынии.
+
-
Нет никаких сведений о евреях в Румынии в IX–XI вв.<ref>[http://www.eleven.co.il/?mode=article&id=13620&query=%D0%D3%CC%DB%CD%C8%DF Электронная еврейская энциклопедия, статья "Румыния"]</ref>
+
-
 
+
-
==== В Болгарии ====
+
-
Во времена византийского императора Льва III (718–741) многие евреи бежали в Болгарию от преследований.
+
-
 
+
-
Болгарский царь Крум привёл сколько-то евреев среди 30000 пленников из Фессалии в 811 году.
+
-
Отношение болгар к евреям в то время было благожелательным.
+
-
 
+
-
Во время правления царя Бориса I (852-89), евреи пытались обращать болгар в иудаизм. Но христианские эмиссары были более успешными. Вера ранних болгарских христиан была смесью христианских, еврейских и языческих верований.
+
-
 
+
-
Много византийских евреев обосновались в Болгарии в 967 году: в Никополе ([http://ejwiki.org/wiki/История_еврейского_народа_от_разрушения_Храма_до_арабских_завоеваний_вне_Страны_Израиля рядом с которым еврейское поселение было ещё во II веке]), Видине, Силистрии и Софии.<ref> Solomon Abraham Cohen, Responsa, Leghorn, 1592</ref><ref>"Маiм Rabbim", Amsterdam, 1637</ref>.<ref>[http://www.eleven.co.il/?mode=article&id=10695&query=%C1%CE%CB%C3%C0%D0%C8%DF Электронная еврейская энциклопедия, статья "Болгария"]</ref><ref>[http://www.jewishvirtuallibrary.org/jsource/vjw/bulgaria.html#ancient "Bulgaria" in Jewish Virtual Library]</ref><ref>
+
-
[http://www.jewishencyclopedia.com/view.jsp?artid=1583&letter=B&search=Thrace#4578 Gotthard Deutsch, M. Franco "Bulgaria" in Jewish Encyclopedia]</ref>
+
-
 
+
-
==== В Хазарии (от Дуная до Северного Прикаспия) ====
+
-
{{main|Хазарский каганат}}
+
-
[[Хазария]] стала сверхдержавой приблизительно в VIII веке. В это время она контролировала территорию от Дуная на западе до Хорезма (в Средней Азии) на востоке, от Дербента и Крыма на юге до лесостепной зоны в современной Украине и Средней Волги на севере.
+
-
 
+
-
Там с древности жили евреи, проходили важнейшие торговые пути того времени и находились важные узловые пункты маршрутов [[раданиты|раданитов]].
+
-
 
+
-
В Закавказье хазары вели тяжёлые войны с арабским халифатом, став, тем самым, союзником Византии.
+
-
 
+
-
Вероятно, в это время ''каган'' и его вельможи вместе с большим количеством народа принял еврейскую религию. Царь Иосиф в своем письме [[Хасдай ибн Шафрут|Хасдаю ибн Шафруту]] (около 960), сообщил, что хазары приняли иудаизм при ''царе Булане'' (см. [[Гаркави, Авраам Яковлевич|Гаркави А.Я.]], "Сообщения о Хазарах", в "Еврейская Библиотека", VII 153).<ref>[http://www.jewishencyclopedia.com/view.jsp?artid=402&letter=C&search=Chazars#1366 Herman Rosenthal CHAZARS in Jewish Encyclopedia]</ref>
+
-
 
+
-
По словам арабских писателей десятого века, только царь и вельможи были последователями [[иудаизм]]а. Остальные хазары были христианами, мусульманами и язычниками, а евреи были в меньшинстве (Frähn, "De Chazaris," pp. 13-18, 584-590).
+
-
Можно предположить, что в девятом веке многие хазары-язычники стали евреями в связи с религиозным рвением ''[[Овадия (хазарский царь)|царя Овадии]]''.
+
-
 
+
-
Еврейское население Хазарии между седьмым и десятым веками, должно было быть значительным. Несомненно, кавказские и другие восточные евреи жили там и вели дела с хазарами задолго до прибытия еврейских беженцев из Греции (723 г.).
+
-
 
+
-
Евреи в хазарской империи могли заниматься любыми делами - от государственной службы и военного дела до ремесла и сельского хозяйства. После нескольких поколений проживания на иноплеменной территории евреи начинали говорить на местных языках. Так, среди славян местные евреи перешли на славянский язык.
+
-
 
+
-
При этом евреи оставили след в местной традиции. Так, одного из легендарных основателей Киева звали ''Хорив'', и в Киеве осталась гора ''Хоревица'' - как та гора Хорив, на которой [[Моше]] получил скрижали [[Завет]]а. В то время там же существовала крепость ''Самватас'' - одноимённая с чудо-рекой из [[Талмуд]]а.<ref>Петрухин В.Я. Русь и Хазария: к оценке исторических взаимосвязей. В сборнике "Хазары. Евреи и славяне. Том 16 (Jews and slavs, volume 16)". Сборник под ред. В. Петрухина, В. Московича, А. Федорчука, А. Кулика, Д. Шапиро. «Гешарим», Иерусалим – «Мосты культуры», Москва, 2005; стр, 87</ref>
+
-
 
+
-
В 969 году шведы в союзе с кочевыми ордами разрушили столицу Хазарии в дельте Волги и нанесли большой урон хазарской державе. Восточная часть страны вскоре была уничтожена кочевниками. Население ушло в Среднюю Азию и Дагестан, при этом массово перейдя в [[ислам]].
+
-
 
+
-
Хазары ещё в языческие времена не обращали никакого внимания на чужую веру. Это привлекло в [[Крым]] много евреев из соседних стран, особенно из Византийской империи во время правления Льва III Исавра (718), который занимался религиозными гонениями. После обращения хазарских правителей в [[иудаизм]], крымские евреи стали практически правителямии страны до 1016, когда хазары были вытеснены оттуда совместными усилиями русских и византийцев. Перечень всех крымских городов во владении хазар (965) приведен в [[Еврейско-хазарская переписка|письме царя Иосифа Хасдаю ибн Шапруту]].
+
-
 
+
-
Причерноморская часть Хазарии продержалась ещё не менее ста лет. Отдельные хазарские княжества вошли в качестве вассалов в последующие государства на территории Восточно-Европейской равнины.
+
-
 
+
-
==== В Греции (Византии) ====
+
-
[[Файл: BizJews.JPG|right|thumb|Греческие евреи X века]]
+
-
Евреи в Греции в византийские времена назывались [[Романиоты|романиотами]] (в отличие от евреев других общин). Через Грецию проходили многочисленные маршруты [[раданиты|раданитов]] из всех цивилизованных стран. Община Фив доминировала в шёлковой промышленности, а евреи Крита были производителями и экспортёрами сельскохозяйственной продукции.
+
-
 
+
-
Многие евреи интегрировались в греческую культуру. Некоторые общины пытались сохранить [[иврит]], записывая разделы [[Танах]]а на греческом языке еврейскими буквами. Другие были ассимилированы полностью.
+
-
 
+
-
Византийские законы по поводу евреев были основаны на религиозной нетерпимости. Минимальную защиту жизни и имущества евреи всё же получали, но их права были урезаны до предела. Их заставляли заниматься самыми невыгодными и постыдными работами (быть ассенизаторами, палачами и т.п.).
+
-
 
+
-
Каждое политическое событие, носившее всегда религиозную окраску, приводило к антиеврейским акциям властей и населения. Бурные события конца VII — начала VIII в. привели к распространению среди евреев Византии ''апокалиптических теорий''.
+
-
 
+
-
В период ''иконоборчества'' (VIII – начало IX в.) обе стороны конфликта вредили евреям.
+
-
В 720-х годах иконоборцы потребовали от евреев креститься или уйти из [[Константинополь|Константинополя]]. После победы иконопочитателей (843) на евреев обрушились еще более тяжелые репрессии и волны [[Насильственное крещение|насильственного крещения]], хотя в 787 г. второй Никейский собор косвенно осудил это. Часть евреев бежала от преследований к [[Хазария|хазарам]], в [[Болгария|Болгарию]] и в [[Крым]].
+
-
 
+
-
Лишь в конце IX в. Лев VI (886–912) разрешил исповедовать [[иудаизм]] и предоставил насильственно обращенным возможность вернуться к вере отцов. Константинопольская община была восстановлена. Во главе ее встал совет старейшин, ведавший административными, финансовыми и религиозными делами, а также представлявший еврейское население во взаимоотношениях с христианами. Важную роль играли также главы [[Йешива|йешив]] и дидаскалы (по-гречески `учителя`, занимались вопросами культа).<ref>[http://www.eleven.co.il/article/13936 Электронная еврейская энциклопедия, статья "Стамбул"]</ref>
+
-
 
+
-
С IX по XII века многие ''[[Ашкеназы|евреи-ашкенази]]'' из Центральной Европы, где бывало ещё хуже, чем в Византии, нашли приют в Северной Греции, в [[Салоники|Салониках]].<ref>[http://www.eleven.co.il/article/10910 Электронная еврейская энциклопедия, статья "Византия"]</ref><ref>[http://www.jewishvirtuallibrary.org/jsource/vjw/Greece.html#Jewish Greece Shira Schoenberg. "Greece" in Jewish Virtual Library]</ref>
+
-
 
+
-
== В Азии ==
+
-
{{main|Еврейские общины в Азии в VII - X веках}}
+
-
=== В Западной Азии ===
+
-
==== В Анатолии ====
+
-
Полуостров Малая Азия (Анатолия) в раннем средневековье входил в состав Византии. На евреев, живших там, распространялась политика византийских императоров.
+
-
 
+
-
Еврейские общины Смирны, Эфеса и других древних городов на побережье сократились в этот период, несмотря на расцвет торговли по '''Великому шёлковому пути'''.
+
-
 
+
-
Юго-восточная часть Анатолии была захвачена арабами. Жившие там евреи составляли, фактически, часть сирийской и вавилонской общин. Они имели статус [[зимми]].
+
-
 
+
-
==== В Грузии ====
+
-
До арабского завоевания еврейская община в Грузии существовала более полутора тысяч лет. В шестом веке она пополнилась переселенцами из Византии и беженцами из районов восточного Закавказья.
+
-
 
+
-
В рассматриваемый период грузинские евреи уже полностью перешли на грузинский язык..
+
-
 
+
-
Под властью арабов в конце девятого века, Абу-Имран Муса аль-Зафарани основал караимскую секту, которая называлась Тифлисской сектой на протяжении более 300 лет.<ref>[http://www.jewishvirtuallibrary.org/jsource/vjw/Georgia.html#a Joanna Sloame. "Georgia" in Jewish Virtual Library]</ref>
+
-
 
+
-
==== В Армении ====
+
-
В начале средних веков большинство городов Армения не допускало поселения евреев.
+
-
 
+
-
К концу периода армянская община исчезла, частично влившись в курдскую.<ref>[http://www.eleven.co.il/?mode=article&id=10288&query=%C0%D0%CC%C5%CD%C8%DF Электронная еврейская энциклопедия]</ref>
+
-
<ref>[[http://www.jewishvirtuallibrary.org/jsource/vjw/armenia.html#history Ariel Scheib. "Armenia" in Jewish Virtual Library]]</ref>
+
-
==== В Азербайджане ====
+
-
В середине VII в. Азербайджан (включая Дагестан) был захвачен арабами у Хазарии.
+
-
 
+
-
В районе Баку раскопаны остатки еврейского квартала и Шабранской синагоги VII в. (некоторые историки связывают ее с периодом правления хазар).<ref>[http://www.eleven.co.il/?mode=article&id=10098&query=%C0%C7%C5%D0%C1%C0%C9%C4%C6%C0%CD Электронная еврейская энциклопедия, статья "Азербайджан"]</ref>
+
-
 
+
-
Под властью Арабского халифата евреи продолжали селиться в районе Дербента.<ref>[http://www.eleven.co.il/?mode=article&id=11403&query=%C4%C5%D0%C1%C5%CD%D2 Электронная еврейская энциклопедия, статья "Дербент"]</ref>
+
-
Когда шведы ("русы") в X веке опустошили хазарские города, оставшиеся в живых жители Семендера, а также [[Итиль|Итиля]] (столицы Хазарии), среди которых было много евреев, бежали в Дербент ([[Гаркави А.Я.|Гаркави]], "Сказание мусульманских писателей о славянах и русских", стр. 220).<ref>[http://www.jewishencyclopedia.com/view.jsp?artid=258&letter=D&search=Derbent Herman Rosenthal. "Derbent" in Jewish Encyclopedia]</ref>
+
-
 
+
-
=== В Центральной Азии ===
+
-
По Центральной Азии проходили пути [[Раданиты|раданитов]] из Хазарии и Ирана в Китай и Индию. Все древние торговые города там продолжали существовать в раннем средневековье, несмотря на все нашествия. Общины евреев в них росли и быстро восстанавливались после любого бедствия.
+
-
 
+
-
'''Евреи были единственной группой в Центральной Азии, которые не приняли ислам'''.
+
-
 
+
-
Существуют доказательства того, что еврейские общины процветали в регионе с IX по XII век, особенно в городах [[Балх]], [[Хорезм]] и [[Самарканд]], и что они признали авторитет [[экзиларх]]а в [[Багдад]]е и общались с ним.<ref>[http://www.jewishvirtuallibrary.org/jsource/judaica/ejud_0002_0004_0_03718.html "BUKHARA" in Jewish Virtual Library]</ref>
+
-
 
+
-
Мусульманские правители были довольно терпимы к бухарским евреям, с которых брали большие налоги в рамках статуса "[[Зимми|Зимми]]".<ref>[http://www.jewishvirtuallibrary.org/jsource/History/Bukharan_Jews.html#1 Joanna Sloame. "Bukharan Jews" in Jewish Virtual Library]</ref>
+
-
 
+
-
Ранние мусульманские источники (конца VII - начала VIII века) ссылаются на присутствие евреев в [[Мерв]]е.<ref>[http://www.jewishvirtuallibrary.org/jsource/judaica/ejud_0002_0004_0_03718.html "BUKHARA" in Jewish Virtual Library]</ref> На оссуариях V–VII вв. (эпохи Сасанидов), найденных при раскопках (1954–56) в историческом заповеднике Мерв (близ города Байрам-Али, Туркмения), начертаны на иврите имена: «Я‘аков», «Иосеф бар Я‘аков» «Ашер бар...».<ref>[http://www.eleven.co.il/article/12892 Электронная еврейская энциклопедия, статья "Надгробие" на основании КЕЭ, том 5, кол. 577–582]</ref>
+
-
 
+
-
==== В Иране ====
+
-
После арабского завоевания в 642 году еврейская община [[Иран]]а получила статус '''[[зимми]]'''.
+
-
 
+
-
В еврейской общине произошло в VIII веке разделение на раввинистический иудаизм, опирающийся на [[Талмуд]], и очень многочисленные [[караимы|караимские]], мессианские и сектантские общины.
+
-
Раввинистическая часть [[иран]]ских евреев была до конца раннего средневековья частью единой вавилоно-иранской еврейской общности.
+
-
 
+
-
Налог на землю для немусульман вытеснил евреев в города, заниматься ремеслами и торговлей.
+
-
 
+
-
К середине VIII века евреи уже заняли ведущие позиции в торговле и финансовом деле в Иране в халифате в целом. Само слово "[[раданиты]]" - иранского происхождения.<ref>[http://www.eleven.co.il/?mode=article&id=11843&query=%C8%D0%C0%CD Электронная еврейская энциклопедия]</ref>
+
-
 
+
-
Из восточной провинции Ирана - Хорасана (ныне - территория Узбекистана) еврейские купцы ходили в '''Хазарию''' и '''Китай''' и постепенно создавали там свои поселения. Многие евреи пришли в [[Хазария|Хазарию]] именно с территории Ирана.<ref>[http://www.jewishvirtuallibrary.org/jsource/judaica/ejud_0002_0020_0_20267.html "UZBEKISTAN" in Jewish Virtual Library]</ref>
+
-
 
+
-
Еврейские общины отмечены в [[Нишапур]]е, [[Балх]]е, [[Газни]], [[Кабул]]е, [[Систан]]е, [[Мерв]]е, [[Самарканд]]е, [[Хива|Хиве]], [[Бухара|Бухаре]] и других регионах. Нет четкой картины возникновения и численности еврейской диаспоры в Персии в этот период. Некоторые персидские и арабские географы X веке делали сравнительные отчеты, показывающие соотношение некоторых немусульманских групп в различных персидских провинциях.
+
-
 
+
-
Так, арабский географ X века аль-Мукаддаси, при сравнении различных немусульманских меньшинств заявил, что "в провинции Джибаль евреев больше, чем христиан, в провинции Хузистан христиан очень мало, и евреи не многочисленные, в то время в провинции Фарс зороастрийцы являются более многочисленными, чем евреев и есть только несколько христиан".
+
-
<ref>[http://www.jewishvirtuallibrary.org/jsource/judaica/ejud_0002_0015_0_15625.html "PERSIA" in Jewish Virtual Library]</ref>
+
-
 
+
-
===== Экономическая деятельность =====
+
-
Персидские евреи были заняты во многих отраслях художественных промыслов и ремесел. Они были ткачами, красильщиками, ювелирами, виноделами. Также в качестве купцов и торговцев, они торговали лекарствами, специями и антиквариатом.
+
-
 
+
-
С все возрастающей урбанизации исламского Востока и развитие торговли на международном уровне, класс богатых еврейских купцов появился в ведущих центров диаспоры, таких, как [[Багдад]], [[Ахваз]], [[Исфахан]] и [[Шираз]].
+
-
 
+
-
С X века еврейские купцы начали участвовать в банковском (ростовщическом) деле и играть ведущую роль как финансовые эксперты и банкиры на службе халифов и их визирей.
+
-
 
+
-
Организация, известная как ''Яхабидха'' ("суд банкиров") проводила крупные финансовые операции, такие как ведение депозитов, денежные переводы средств с места на место через посредство ''суфтайя'' ("аккредитив") и предоставляла огромные кредиты халифу, его визирям, двору и армии. Еврейские банкиры из "суда" находились в судах Буидов, Газневидов и сельджукских султанов.
+
-
 
+
-
Так, во времена султана Махмуда (997-1030) из династии Газневидов, еврей Исаак, житель Газни, был на службе султана и ему было поручено управление свинцовыми рудниками в [[Балх]]е в [[Хорасан]]е. 
+
-
 
+
-
===== Связь с вавилонской общиной =====
+
-
Главой персидской общины был вавилонский [[экзиларх]], "рош hа-галут", назначаемый исламскими властями. Он отвечал за сбор и доставку подушной подати.
+
-
 
+
-
Он и [[гаон]]ы из [[талмуд]]ических академий в [[Вавилония|Вавилонии]] были признанными властями для разбросанной еврейской диаспоры на Востоке. Персидские общины должны были направлять финансовую поддержку для академий [[Сура|Суры]] и [[Пумбедита|Пумбедиты]]. Доступные источники описывают годовой вклад Нехавенда, Фарса, Хулвана и других общин, но также показывают, что некоторые общины отказывались или грубо нарушали сроки отправки взносов. Это иногда приводили к посылке специальных посланников из [[Вавилон]]а для сбора доходов с вмешательством исламских властей.
+
-
 
+
-
Хроника X века Натана бен Ицхака hа-Коэна hа-Бавли, и параллельная версия в Седер Олам Зута сообщает о споре между Коэном Цедеком бен Йосефом, главой академии в [[Пумбедита|Пумбедите]], и [[экзиларх]]ом Укбой за юрисдикцию в отношении евреев Хорасана.
+
-
 
+
-
===== Секты =====
+
-
В ранние века исламского правления в Иране происходили религиозно-политические брожения, затронувшие и евреев. Появились секты, пытавшиеся интегрировать евреев в ислам.
+
-
 
+
-
В конце VIII века портной Абу-Иса провозгласил себя [[Машиах|мессией]], признал [[Моше|Моисея]], [[Иисус Христос|Иисуса]] и [[Мухаммад]]а как истинных пророков, выступал за фундаментальные изменения в еврейском календаре, ритуале и молитвах, направленных на реформу и восстание против раввинского иудаизма. Он получил значительную популярность среди евреев [[Исфахан]]а и других мест среди необразованных евреев.
+
-
Абу Иса вступил в открытый конфликт с исламским властями, и, как говорят, был убит в битве с войсками халифа.
+
-
 
+
-
После его смерти его движение продолжалось под руководством его ученика Юдхана из Хамадана, который еще более радикально порвал с [[Галаха|Галахой]]. Его сторонники, известный как исфаханцы, как говорят, с нетерпением ждали возвращения своих Махди Абу Иса в Исфахане до X века.
+
-
 
+
-
Некий Мушка из Кума создал другое движение, провозгласив [[Мухаммад]]а истинным пророком, и призвал своих сторонников вести "священную войну".
+
-
 
+
-
В отдаленном районе Хорасана в IX веке еврей из города Балх, известный как Хиви аль-Балхи, бродил среди рассеянных еврейских общин. Его еретическое учение известно главным образом из 200 ответов, которые [[Саадия Гаон]] написал в опровержение его убеждений.
+
-
 
+
-
===== Караимы =====
+
-
Наибольшим расколом среди восточных евреев в эти века был рост [[Караимы|караимского]] движения. Основано Ананом бен Давидом в VIII веке, а некоторые из его самых выдающихся лидеров - родом из Персии, например, Беньямин бен Моше Нахавенди, Даниэль бен Моше аль-Кумиси и другие. Ученый и путешественник - [[караим]] Яаков аль-Куркисани (X век) писал о распространении караимских общин во многих персидских провинциях и городах.
+
-
 
+
-
Благодаря вмешательству [[Саадия Гаон|Саадии Гаона]] и деятельности последующих [[гаон]]ов и [[экзиларх]]ов, раввинско-талмудичесий иудаизма утвердил своё влияние на персидские общин, хотя караимские общины продолжали существовать во многих городах Персии и в XVI веке.<ref>[http://www.jewishvirtuallibrary.org/jsource/judaica/ejud_0002_0015_0_15625.html PERSIA in Jewish Virtual Library]</ref>
+
-
 
+
-
==== В Афганистане ====
+
-
В раннем средневековье Афганистан часто служил местом ссылки или добровольного изгнания для евреев, нежелательных для руководителей еврейской общины Месопотамии.
+
-
 
+
-
Еврейские и мусульманские источники сообщают о существовании еврейской общины в Балхе, Газни в X–XI вв., в Кандагаре и Кабуле в X в.<ref>[http://www.eleven.co.il/?mode=article&id=10329&query=%C0%D4%C3%C0%CD%C8%D1%D2%C0%CD Электронная еврейская энциклопедия, статья "Афганистан"]</ref>
+
-
 
+
-
Пуштуны (африди)- потомки северных племён, выселенных на территорию Афганистана ассирийцами, приняли ислам после арабского завоевания.
+
-
 
+
-
Другие сообщения говорят о персидских евреях, отвергших ислам, бежавших от мусульманского завоевания в VII и VIII веках и поселившихся в Афганистане.<ref>[http://www.jewishvirtuallibrary.org/jsource/vjw/Afghanistan.html Alden Oreck, "Afghanistan" in Jewish Virtual Library]</ref>
+
-
 
+
-
==== В Узбекистане и Туркмении ====
+
-
Первые достоверные сведения о еврейских поселениях в ряде городов Средней Азии ([[Мерв]]е, [[Балх]]е, [[Хорезм]]е) относятся к VIII-IX вв., хотя по ряду косвенных данных можно полагать, что евреи могли появиться здесь уже в VI в. до н. э.
+
-
 
+
-
В то время они жили в находящемся в нижнем течении Аму-Дарьи Хорезмском оазисе, в частности, в столице [[Хорезм]]а, городе Кят (близ современного города Беруни). В X в. в Ферганской долине упоминается населенный пункт Яхудлык (это название можно перевести как «место, обильно населенное евреями»).
+
-
 
+
-
Многочисленность еврейского населения Хорасана (под которым понимались тогда все населенные иранцами земли к востоку от пустыни Деште-Кевир, включая Среднею Азию) в X в. отмечается арабским географом ал-Макдиси. Я‘куб ал-Киркисани говорит о наличии там в том же веке и [[караим]]ских общин.<ref>[http://www.eleven.co.il/article/14202 Электронная еврейская энциклопедия, статья "Узбекистан" на основании КЕЭ, том 8, кол. 1156–1165]</ref><ref>[http://www.eleven.co.il/article/10799 Электронная еврейская энциклопедия, статья "Бухарские евреи" на основании КЕЭ, том 1+Доп.2, кол. 565–572+245–247]</ref>
+
-
 
+
-
=== В Восточной Азии ===
+
-
==== В Индии ====
+
-
{{main|Евреи Индии}}
+
-
Самым ранним документом, связанным с евреями в Малабаре, являются две медные таблички (974–1020) с текстом на тамильском языке о привилегиях и владениях, которые правитель области дарует еврею из Шинкали Иосефу Раббану. Это считается документом о возникновении общины [[Кочинские евреи|кочинских евреев]].<ref>[http://www.eleven.co.il/article/12210 Электронная еврейская энциклопедия, статья "Кочинские евреи"]</ref>
+
-
 
+
-
 
+
-
Приблизительно в 30 км к югу от Бомбея в Махараштре жила община [[Бней-Исраэль]], возникшая ещё во II веке до н.э. Эти евреи потеряли связь с другими еврейскими общинами и забыли многое, но продолжали соблюдать основные еврейские традиции.<ref>[http://www.eleven.co.il/article/10673 Электронная еврейская энциклопедия, статья "Бней-Исраэль"]</ref>
+
-
 
+
-
Так же жили и [[Бней-Менаше]] на северо-востоке Индии, утратившие все письменные источники и сильно перемешавшиеся с местными народами.
+
-
 
+
-
Три общины индийских евреев жили отдельно, не зная друг о друге. Они вели сельский образ жизни и были весьма небогаты.
+
-
 
+
-
==== В Китае ====
+
-
Еврейские купцы пришли в Китай в начале восьмого века. Они поселились в дальнем западном регионе страны, в городе Пьен-Лян и были официально признаны его жителями в 960 году.<ref>[http://www.jewishvirtuallibrary.org/jsource/vjw/chinajews.html Eli Braun The Pien-Liang (Kiafeng) Jewish Community in Jewish Virtual Library]</ref>
+
-
В IX в. евреи появились также на юге Китая в порту Гуанчжоу.
+
-
 
+
-
По данным мусульманских путешественников, в IX веке многие евреи поступили на государственную службу и отказались от своей религии. Евреи упоминаются среди 120000 иностранцев, перебитых повстанцами в порту Канфу в 884 году.<ref>Reinaud, "Géographie d'Abulfeda," i. lxxxiii., Paris, 1848</ref>
+
-
 
+
-
Представляется весьма вероятным, что в десятом веке новая колония евреев появилась в Китае, прийдя из Индии морским путем.<ref>[http://www.eleven.co.il/?mode=article&amp;id=12104&amp;query=КИТАЙ Электронная еврейская энциклопедия, статья "Китай"]</ref><ref>[http://www.jewishencyclopedia.com/view.jsp?artid=461&letter=C&search=China#1530 Kaufmann Kohler, Richard Gottheil, Henri Cordier, Executive Committee of the Editorial Board. "China" in Jewish Encyclopedia]</ref>
+
-
 
+
-
== Источники и ссылки ==
+
-
* [http://www.eleven.co.il/ Электронная еврейская энциклопедия]
+
-
* [http://www.jewishencyclopedia.com/ Jewish Encyclopedia]
+
-
* [http://www.jewishvirtuallibrary.org/ Jewish virtual library]
+
-
* [http://www.mindspring.com/~jaypsand/index.htm The Jews of Africa]
+
-
* [http://www.vokrugsveta.ru/ Вокруг Cвета]
+
-
* [http://www.lechaim.ru/ Журнал "Лехаим"]
+
-
* [http://www.bukharianjews.com/ Bukharan Jewish Global Portal]
+
-
 
+
-
Литература
+
-
* Артамонов М.И., История хазар (1962), 283–7
+
-
* Березанский Евгений. Евреи, хазары, Русь. Герцлия, Исрадон, 2006
+
-
* [[Гаркави А.Я.]], "Сообщения о Хазарах", в "Еврейская Библиотека", VII 153
+
-
* [[Гаркави А.Я.]], היהודים ושפת סלבים;
+
-
* он же, Об языке евреев, etc.;
+
-
* он же, в הכרמל, iv., Nos. 31, 43; v., Nos. 2, 3, 9, 10;
+
-
* он же, в Magazin, vi. 118;
+
-
* он же, в "Русские евреи", 1883, Nos. 5 and 6;
+
-
* он же, "Сказание мусульманских писателей о славянах и русских";
+
-
* он же, Altjüdische Denkmäler aus der Krim;
+
-
* Жак ле Гофф. "Цивилизация средневекового Запада". Москва, Издательская группа "Прогресс", "Прогресс-академия", 1992 (перевод с французского издания Jacques le Goff "La civilisation de l'occident medeival" Paris Arthaud 1977)
+
-
* Поляк А.Н., Хазария (1951), index;
+
-
* Толстов С.П., По следам древнехорезмийской цивилизации (1948: Auf den Spuren der altchoresmischen Kultur, 1953), esp. chs. 9–10;
+
-
* он же, в "Советская этнография" (1946), 94–104;
+
-
* Хазары. Евреи и славяне. Том 16 (Jews and slavs, volume 16). «Хазары. Khazars. Сборник под ред. В. Петрухина, В. Московича, А. Федорчука, А. Кулика, Д. Шапиро» «Гешарим», Иерусалим – «Мосты культуры», Москва, 2005
+
-
* [[Хвольсон, Даниил Авраамович|Хвольсон]], Труды пятаво Археологическаво съезда в Тифлисе, Москва, 1887;
+
-
* он же, Achtzehn Hebräusche Grabinschriften aus der Krim, 1865;
+
-
* он же, in Corpus Inscriptionum Hebraucarum;
+
-
* F. Altheim and R. Stiehl, in: Anales de historia antigua y medieval, 8 (1955), 56–61; idem, Finanzgeschichte der Spaetantike (1957), 264–72.
+
-
* Baron, Social2, 3 (1954), 326;
+
-
* Abu-Raiḥān al-Bīrūnī, The Chronology of Ancient Nations, tr. and ed. by C.E. Sachau (1879), 42;
+
-
* Adolf do Castro, "Historia de los Judios en España;
+
-
* Solomon Abraham Cohen, Responsa, Leghorn, 1592;
+
-
* E. Deinard, Massa' Ḳrim;
+
-
* idem, Toledot Ḳrim;
+
-
* D.M. Dunlop, History of the Jewish Khazars (1954), index S.V. Khwārism;
+
-
* Encyclopaedia Judaica Edition 2 Published by Macmillan Reference USA 2007 Dartmouth Medal winner;
+
-
* Fuenn, in הכרמל, ii., iii., v.;
+
-
* Geiger, Jüd. Zeit. v. 221, vi. 234, x. 228, 304.H. R. I. Br.
+
-
* Latyshew, Inscriptiones Antiquæ Oræ Septentrionalis Ponti Euxini Grœcœ et Latinœ, 1890, ii., No. 50;
+
-
* Levi, Peter. Atlas of the Greek World. Facts on File, New York: 1980;
+
-
* Löwe, "Die Reste der Germanen am Schwarzen Meere," стр. 72, Halle, 1896
+
-
* "Маiм Rabbim", Amsterdam, 1637;
+
-
* Mandl, Benedikt, “A Jewish History of Austria”;
+
-
* Neubauer, Aus der Petersburger Bibliothek;
+
-
* Reinaud, "Géographie d'Abulfeda", Paris, 1848;
+
-
* Schürer, Die Juden im Bosporanischen Reiche, in Sitzungsberichte der Berliner Akademie, 1897, pp. 204-225;
+
-
* Stillman, Norman A. [http://www.amazon.com/exec/obidos/tg/detail/-/0827601980/qid=1089297538/sr=1-4/ref=sr_1_4/103-6800785-8013401?v=glance&s=books The Jews of Arab Lands]. The Jewish Publication Society of America; Philadelphia, 1979
+
-
* S. Szyszman, in: RHR, 152 (1957), 186–90;
+
-
* M. ibn J. al-Ṭabarī, Annales: Tarīkh al-Rusul wal-Mulūk … ed. by M.J. de Goeje, ser. 1 pt. 5 (repr., 1964), 2903; ser. 2 pt. 2 (repr., 1964), 1142–43, 1236–41; cf. Fr. tr. by M.H. Zotenberg, 3 (1871), 573; 4 (1874), 177;
+
-
* G. van Vlooten, "Recherches sur la Domination Arabe" Amsterdam, 1894
+
-
* Zaidner, Michael. Jewish Travel Guide 2000. Intl Specialized Book Service, 2000
+
-
 
+
-
Примечания
+
-
{{Примечания}}
+
-
 
+
-
{{WikiCopyRight}}
+
-
 
+
-
[[Категория:Караимы]]
+
-
[[Категория:История еврейского народа]]
+
-
[[Категория:История евреев в средневековье]]
+
-
[[Категория:Еврейские общины]]
+
-
[[Категория:История евреев по периодам]]
+
-
[[Категория:История евреев по странам]]
+
-
{{checked_final}}
+

Текущая версия на 23:24, 30 мая 2013

  1. redirect ej:История еврейского народа в раннем средневековье (VII - X века) за пределами Страны Израиля
Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация