История еврейского народа в раннем средневековье (VII - X века) за пределами Страны Израиля

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
(В Западной Европе)
 
(247 промежуточных версий не показаны.)
Строка 1: Строка 1:
-
{{Остатье| ТИП СТАТЬИ  = 1
+
#redirect [[:ej:История еврейского народа в раннем средневековье (VII - X века) за пределами Страны Израиля]]
-
| АВТОР1  =
+
-
| АВТОР2 =
+
-
| АВТОР3 =
+
-
| СУПЕРВАЙЗЕР =
+
-
| ПРОЕКТ =
+
-
| ПОДТЕМА =
+
-
| КАЧЕСТВО  =
+
-
| УРОВЕНЬ  =
+
-
| ДАТА СОЗДАНИЯ  =
+
-
| ВИКИПЕДИЯ =
+
-
| НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ  =
+
-
}}  {{Полуфабрикат}}
+
-
 
+
-
=== В странах Ближнего Востока ===
+
-
==== В Месопотамии ====
+
-
Вавилонские евреи, страдавшие от преследований иранских правителей, поддерживали арабских завоевателей. За это халиф Омар ибн ал-Хаттаб расширил права евреев, оказал почести [[эксиларх]]у.
+
-
 
+
-
Завоевав Фируз-Шапур (658), халиф Али ибн Аби Талиб признал главу местной иешивы '''рабби Ицхака''' (630–660) духовным вождем евреев Ирака и разрешил ему издавать [[такканот]] по упорядочению общинной жизни еврейского населения страны.
+
-
 
+
-
Иешивы Суры и Пумбедиты, главы которых с конца VI в. носили титул гаонов, достигли расцвета при владычестве арабских халифов в VII–XI вв. Этот период считается '''золотым веком еврейской учености''' в Месопотамии.
+
-
 
+
-
Еврейская община Месопотамии стала духовным центром для евреев, рассеянных по всему миру и сохранивших с ней связь.
+
-
 
+
-
Положение евреев Ирака зависело от отношения правящего халифа к немусульманским подданным. При толерантных халифах евреи платили налоги и неплохо жили.
+
-
При фанатичных халифах евреи, как и другие немусульмане, подвергались ограничениям и гонениям. В некоторых провинциях судьба евреев во многом определялась политикой губернаторов.
+
-
 
+
-
В 762 г. Багдад (незначительный пригород бывшей столицы Сасанидов Ктесифона, где еврейская община существовала с III в.) был превращен в столицу халифата и стал резиденцией [[эксиларх]]а с наиболее значительной еврейской общиной Ирака.
+
-
 
+
-
Во второй половине VIII в. – начале IX в. еврейская община раскололась на [[караимы|караимов]] и приверженцев раббанитского иудаизма. [[Гаон]]ы ссорились между собой и с  эксилархом.
+
-
 
+
-
В IX веке фанатичные халифы ухудшили положение еврейской общины Ирака. Под властью просвещенного покровителя наук халифа ал-Мамуна (813–833) положение евреев на некоторое время улучшилось, но вновь стало особенно тяжелым в годы правления халифа ал-Мутаваккила (847–861). Предписаниям прежних халифов о ношении немусульманами '''особых одеяний''' (что, видимо, не слишком соблюдалось) халиф Мутаваккил в 850 г. впервые придал силу закона. Он обязал зажиточных [[зимми]] носить '''жёлтые головные уборы''', а их слуг и бедняков-немусульман — '''жёлтые лоскуты на спине и груди'''.
+
-
 
+
-
Ему приписываются также указы о заключении еврейского населения в [[еврейские кварталы]] , дискриминационном налогообложении и т. п. Однако и эти постановления, по-видимому, не всегда приводились в исполнение.
+
-
 
+
-
Многие евреи достигли значительных успехов, проявив себя как выдающиеся врачи, ученые, писатели и '''заняв ключевые позиции в административном аппарате'''. В правление аббасидского халифа ал-Му‘тадида (892–902) правительство побуждало образованных евреев поступать на государственную службу, считая их (а также христиан) более честными служащими, чем мусульмане.
+
-
 
+
-
'''Предложение халифа отменить обязательный для евреев подушный налог было отвергнуто главой багдадской общины Нетирой (умер в 916 г.), опасавшимся, что отмена налога лишит евреев статуса [[зимми]], обеспечивавшего им покровительство властей.'''
+
-
 
+
-
С 945 г. по 1055 г. Ирак находился под фактической властью персов-шиитов,  преследовавших всех '''нешиитов'''. Они отменили традиционные привилегии [[эксиларх]]а и, лишив его прерогативы взимания подушных налогов, возложили эту обязанность на известных своей жестокостью мусульманских сборщиков.<ref>[http://www.eleven.co.il/article/11842 Электронная еврейская энциклопедия, статья "Ирак"]</ref>
+
-
 
+
-
=== В Европе ===
+
-
==== В Западной Европе ====
+
-
В Западной Европе еврейские общины существовали со времён Римской империи. Они, как правило, сохранились в уцелевших римских городах и начали развиваться после прекращения варварских нашествий.
+
-
 
+
-
В империи Карла Великого (конец VII - начало VIII века) евреи пользовались определёнными имущественными правами. Существовали евреи-землевладельцы. Сам император пользовался услугами еврейских купцов; отправлял евреев с политическими и торговыми поручениями в Азию и Африку. Очевидно, '''к периоду царствования Карла Великого относится возникновение ряда еврейских общин Германии, главным образом в Рейнской области'''.
+
-
 
+
-
Вместе с тем, церковь продолжала в этот период настаивать на требовании держать евреев в унижении и налагать на них различные ограничения. Так, еврей, обращавшийся в суд с жалобой на христианина, должен был представить больше свидетелей, чем христианин; евреям запрещалось брать в залог под ссуду вещи, принадлежавшие христианину; христианам запрещалось отдавать землю в аренду евреям, а евреям — иметь христианских арендаторов; евреям запрещалось занимать христиан работами для себя по воскресеньям и христианским праздникам; осуждалась продажа евреям церковного имущества. Евреям были запрещены некоторые виды брака, разрешенные еврейским правом; брак смешанный евреев и христиан находился под контролем церкви.<ref>[http://www.eleven.co.il/?mode=article&id=11979&query=КАРЛ+ВЕЛИКИЙ Статья "Карл Великий" из Электронной еврейской энциклопедии]</ref>
+
-
 
+
-
Торговые сообщества [[раданиты|раданитов]] наладили поступление товаров и технологий из Сирии в Центральную и Западную Европу. Прибывшие из Сирии евреи, говорившие по-арамейски, пополнили старые общины Европы и сильно повлияли на них в культурном плане. В ашкензском диалекте иврита чувствуется сильный арамейский акцент.
+
-
 
+
-
<blockquote>
+
-
...особенно важной статьёй торговли были такие ценности, как дорогие ткани, пряности, которые восточные купцы, именовавшиеся "сирийцами", а в действительности бывшие евреями, привозили на Запад; ими же торговали восточные купцы, осевшие в христианском мире, которым доставляли их компатриоты.
+
-
</blockquote>
+
-
Жак ле Гофф, "Цивилизация средневекового Запада", стр. 30
+
-
+
-
 
+
-
В Южной Европе евреи стали важным фактором развития в новых государствах. Мусульманские завоеватели охотно принимали их на государственную службу и позволяли подниматься довольно высоко.
+
-
 
+
-
==== В Германии ====
+
-
Еврейская община Ахена возникла ещё во времена Римской империи (первые века нашей эры)<ref>[http://www.jewishencyclopedia.com/ Jewish Encyclopedia]
+
-
</ref>. Тем самым она может считаться одной из древнейших в Германии. [[Карл Великий]], сделавший Ахен своей столицей, имел дела с евреями города.
+
-
 
+
-
В каролингский период еврейский квартал располагался недалеко от королевского дворца. Еврейские купцы Аахена упоминаются в капитулярии восьмого века<ref>[http://www.jewishencyclopedia.com/ Jewish Encyclopedia]
+
-
</ref>.
+
-
 
+
-
Хроники сообщают, что в 802 году [http://www.vokrugsveta.ru/chronograph/423/ Исаака, который сопровождал посла Карла Великого к халифу Гаруну-аль-Рашиду] <ref>[http://www.vokrugsveta.ru/chronograph/423/ "Вокруг света"]</ref>, торжественно принимали в королевской резиденции Аахена<ref>[http://www.jewishencyclopedia.com/view.jsp?artid=1019&letter=A JewishEncyclopedia]</ref>. Среди евреев Аахена в 828 вошёл в историю Давид, лечивший  [http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%AD%D0%B9%D0%BD%D1%85%D0%B0%D1%80%D0%B4 Эйнхарда]<ref>[http://www.jewishencyclopedia.com/view.jsp?artid=1019&letter=A JewishEncyclopedia]</ref>.
+
-
 
+
-
===== Во Франции =====
+
-
===== В Испании =====
+
-
В мусульманских государствах Испании евреи были почти равноправными с мусульманами. Известны многочисленные евреи, занимавшие высокие должности при правителях мусульманских государств.
+
-
 
+
-
==== В Восточной Европе ====
+
-
{{planned}}
+
-
 
+
-
 
+
-
===== В Византии =====
+
-
{{planned}}
+
-
 
+
-
== Ссылки ==
+
-
* [http://www.eleven.co.il/ Электронная еврейская энциклопедия]
+
-
* [http://www.jewishencyclopedia.com/ Jewish Encyclopedia]
+
-
* [http://www.jewishvirtuallibrary.org/ Jewish virtual library]
+
-
 
+
-
Литература
+
-
* Жак ле Гофф. "Цивилизация средневекового Запада". Москва, Издательская группа "Прогресс", "Прогресс-академия", 1992 (перевод с французского издания Jacques le Goff "La civilisation de l'occident medeival" Paris Arthaud 1977)
+
-
 
+
-
Примечания
+
-
{{Примечания}}
+
-
 
+
-
{{WikiCopyRight}}
+

Текущая версия на 23:24, 30 мая 2013

  1. redirect ej:История еврейского народа в раннем средневековье (VII - X века) за пределами Страны Израиля
Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация