|
|
(243 промежуточные версии не показаны) |
Строка 1: |
Строка 1: |
- | {{Остатье| ТИП СТАТЬИ = 1
| + | #redirect [[:ej:История еврейского народа в раннем средневековье (VII - X века) за пределами Страны Израиля]] |
- | | АВТОР1 =
| + | |
- | | АВТОР2 =
| + | |
- | | АВТОР3 =
| + | |
- | | СУПЕРВАЙЗЕР =
| + | |
- | | ПРОЕКТ =
| + | |
- | | ПОДТЕМА =
| + | |
- | | КАЧЕСТВО =
| + | |
- | | УРОВЕНЬ =
| + | |
- | | ДАТА СОЗДАНИЯ =
| + | |
- | | ВИКИПЕДИЯ =
| + | |
- | | НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ =
| + | |
- | }} {{Полуфабрикат}}
| + | |
- | | + | |
- | === В странах Ближнего Востока ===
| + | |
- | ==== В Месопотамии ====
| + | |
- | Вавилонские евреи, страдавшие от преследований иранских правителей, поддерживали арабских завоевателей. За это халиф Омар ибн ал-Хаттаб расширил права евреев, оказал почести [[эксиларх]]у.
| + | |
- | | + | |
- | Завоевав Фируз-Шапур (658), халиф Али ибн Аби Талиб признал главу местной иешивы '''рабби Ицхака''' (630–660) духовным вождем евреев Ирака и разрешил ему издавать [[такканот]] по упорядочению общинной жизни еврейского населения страны.
| + | |
- | | + | |
- | Иешивы Суры и Пумбедиты, главы которых с конца VI в. носили титул гаонов, достигли расцвета при владычестве арабских халифов в VII–XI вв. Этот период считается '''золотым веком еврейской учености''' в Месопотамии.
| + | |
- | | + | |
- | Еврейская община Месопотамии стала духовным центром для евреев, рассеянных по всему миру и сохранивших с ней связь.
| + | |
- | | + | |
- | Положение евреев Ирака зависело от отношения правящего халифа к немусульманским подданным. При толерантных халифах евреи платили налоги и неплохо жили.
| + | |
- | При фанатичных халифах евреи, как и другие немусульмане, подвергались ограничениям и гонениям. В некоторых провинциях судьба евреев во многом определялась политикой губернаторов.
| + | |
- | | + | |
- | В 762 г. Багдад (незначительный пригород бывшей столицы Сасанидов Ктесифона, где еврейская община существовала с III в.) был превращен в столицу халифата и стал резиденцией [[эксиларх]]а с наиболее значительной еврейской общиной Ирака.
| + | |
- | | + | |
- | Во второй половине VIII в. – начале IX в. еврейская община раскололась на [[караимы|караимов]] и приверженцев раббанитского иудаизма. [[Гаон]]ы ссорились между собой и с эксилархом.
| + | |
- | | + | |
- | В IX веке фанатичные халифы ухудшили положение еврейской общины Ирака. Под властью просвещенного покровителя наук халифа ал-Мамуна (813–833) положение евреев на некоторое время улучшилось, но вновь стало особенно тяжелым в годы правления халифа ал-Мутаваккила (847–861). Предписаниям прежних халифов о ношении немусульманами '''особых одеяний''' (что, видимо, не слишком соблюдалось) халиф Мутаваккил в 850 г. впервые придал силу закона. Он обязал зажиточных [[зимми]] носить '''жёлтые головные уборы''', а их слуг и бедняков-немусульман — '''жёлтые лоскуты на спине и груди'''.
| + | |
- | | + | |
- | Ему приписываются также указы о заключении еврейского населения в [[еврейские кварталы]] , дискриминационном налогообложении и т. п. Однако и эти постановления, по-видимому, не всегда приводились в исполнение.
| + | |
- | | + | |
- | Многие евреи достигли значительных успехов, проявив себя как выдающиеся врачи, ученые, писатели и '''заняв ключевые позиции в административном аппарате'''. В правление аббасидского халифа ал-Му‘тадида (892–902) правительство побуждало образованных евреев поступать на государственную службу, считая их (а также христиан) более честными служащими, чем мусульмане.
| + | |
- | | + | |
- | '''Предложение халифа отменить обязательный для евреев подушный налог было отвергнуто главой багдадской общины Нетирой (умер в 916 г.), опасавшимся, что отмена налога лишит евреев статуса [[зимми]], обеспечивавшего им покровительство властей.'''
| + | |
- | | + | |
- | С 945 г. по 1055 г. Ирак находился под фактической властью персов-шиитов, преследовавших всех '''нешиитов'''. Они отменили традиционные привилегии [[эксиларх]]а и, лишив его прерогативы взимания подушных налогов, возложили эту обязанность на известных своей жестокостью мусульманских сборщиков.<ref>[http://www.eleven.co.il/article/11842 Электронная еврейская энциклопедия, статья "Ирак"]</ref>
| + | |
- | === В Сирии ===
| + | |
- | В 634–636 гг. Сирию заняли арабы, освободив евреев от византийских угнетателей.
| + | |
- | | + | |
- | Среди приближенных халифов из династии Омейядов были христиане и евреи. С приходом к власти Аббасидов (750) были введены Омаровы законы: евреям (так же, как и христианам) было предписано платить высокую подушную подать (джизья) и носить на одежде отличительный знак; их настойчиво побуждали к переходу в ислам.
| + | |
- | | + | |
- | Евреи Сирии сильно пострадали и от военно-политических смут (конец IX в. – первая половина X в.). В то же время в Сирию шёл приток переселенцев из Вавилонии, разоренной непрерывными войнами. В крупных городах Сирии (таких, как Дамаск) выходцы из Вавилонии образовали самостоятельные общины и построили собственные синагоги.
| + | |
- | | + | |
- | Среди переселенцев из Ирака было много членов возникших там сект и движения караимов.<ref>[http://www.jewishvirtuallibrary.org/jsource/judaica/ejud_0002_0005_0_04829.html Jewish Virtual Library]</ref>
| + | |
- | | + | |
- | В 969 г. Сирия перешла под управление египетской династии Фатимидов (их власть была прочной только в южных и центральных областях страны). В 977–991 гг. (с небольшим перерывом) пост великого визиря Фатимидского халифата занимал Абу ал-Фарадж Я‘куб ибн-Юсуф ибн-Киллис (930–991), еврей, принявший ислам.
| + | |
- | | + | |
- | В 990 г. он назначил '''Менашше бен Аврахама Ибн-Каззаза''' главой местной администрации Сирии, и тот использовал эту влиятельную должность во благо своим единоверцам.
| + | |
- | | + | |
- | В начале XI в. халиф ал-Хаким предпринял насильственное обращение евреев и христиан в ислам. В ряде городов Сирии синагоги были разрушены или превращены в мечети. Однако уже через несколько лет ал-Хаким отменил свои распоряжения, вернул синагоги евреям и разрешил им строить новые.<ref>[http://www.eleven.co.il/?mode=article&id=13826&query=СИРИЯ Электронная еврейская энциклопедия, статья "Сирия"]</ref>
| + | |
- | | + | |
- | === В Ливане ===
| + | |
- | В VII в. евреи поддерживали арабов в их борьбе против Византии. Завладев Триполи, арабы поручили охрану порта гарнизону из местных евреев. В первые века арабского владычества немногочисленное еврейское население Ливана, сосредоточенное главным образом в крупнейших городах — Тире, Сидоне, Триполи и Бейруте, — достигло материального и духовного процветания.
| + | |
- | | + | |
- | Главными занятиями евреев были изготовление и вывоз изделий из стекла, а также ввоз в страны Леванта специй и льна из Магриба и Египта.<ref>[http://www.eleven.co.il/?mode=article&id=12441&query=ЛИВАН Электронная еврейская энциклопедия, статья "Ливан"]</ref>
| + | |
- | | + | |
- | === В Аравии ===
| + | |
- | | + | |
- | === В Европе ===
| + | |
- | ==== В Западной Европе ====
| + | |
- | В Западной Европе еврейские общины существовали со времён Римской империи. Они, как правило, сохранились в уцелевших римских городах и начали развиваться после прекращения варварских нашествий.
| + | |
- | | + | |
- | В империи Карла Великого (конец VII - начало VIII века) евреи пользовались определёнными имущественными правами. Существовали евреи-землевладельцы. Сам император пользовался услугами еврейских купцов; отправлял евреев с политическими и торговыми поручениями в Азию и Африку. Очевидно, '''к периоду царствования Карла Великого относится возникновение ряда еврейских общин Германии, главным образом в Рейнской области'''.
| + | |
- | | + | |
- | Вместе с тем, церковь продолжала в этот период настаивать на требовании держать евреев в унижении и налагать на них различные ограничения. Так, еврей, обращавшийся в суд с жалобой на христианина, должен был представить больше свидетелей, чем христианин; евреям запрещалось брать в залог под ссуду вещи, принадлежавшие христианину; христианам запрещалось отдавать землю в аренду евреям, а евреям — иметь христианских арендаторов; евреям запрещалось занимать христиан работами для себя по воскресеньям и христианским праздникам; осуждалась продажа евреям церковного имущества. Евреям были запрещены некоторые виды брака, разрешенные еврейским правом; брак смешанный евреев и христиан находился под контролем церкви.<ref>[http://www.eleven.co.il/?mode=article&id=11979&query=КАРЛ+ВЕЛИКИЙ Статья "Карл Великий" из Электронной еврейской энциклопедии]</ref>
| + | |
- | | + | |
- | Торговые сообщества [[раданиты|раданитов]] наладили поступление товаров и технологий из Сирии в Центральную и Западную Европу. Прибывшие из Сирии евреи, говорившие по-арамейски, пополнили старые общины Европы и сильно повлияли на них в культурном плане. В ашкензском диалекте иврита чувствуется сильный арамейский акцент.
| + | |
- | | + | |
- | <blockquote>
| + | |
- | ...особенно важной статьёй торговли были такие ценности, как дорогие ткани, пряности, которые восточные купцы, именовавшиеся "сирийцами", а в действительности бывшие евреями, привозили на Запад; ими же торговали восточные купцы, осевшие в христианском мире, которым доставляли их компатриоты.
| + | |
- | | + | |
- | Жак ле Гофф, "Цивилизация средневекового Запада", стр. 30
| + | |
- | </blockquote>
| + | |
- | | + | |
- | В Южной Европе евреи стали важным фактором развития в новых государствах. Мусульманские завоеватели охотно принимали их на государственную службу и позволяли подниматься довольно высоко.
| + | |
- | | + | |
- | ==== В Германии ====
| + | |
- | Еврейская община Ахена возникла ещё во времена Римской империи (первые века нашей эры)<ref>[http://www.jewishencyclopedia.com/ Jewish Encyclopedia]
| + | |
- | </ref>. Тем самым она может считаться одной из древнейших в Германии. [[Карл Великий]], сделавший Ахен своей столицей, имел дела с евреями города.
| + | |
- | | + | |
- | В каролингский период еврейский квартал располагался недалеко от королевского дворца. Еврейские купцы Аахена упоминаются в капитулярии восьмого века<ref>[http://www.jewishencyclopedia.com/ Jewish Encyclopedia]
| + | |
- | </ref>.
| + | |
- |
| + | |
- | Хроники сообщают, что в 802 году [http://www.vokrugsveta.ru/chronograph/423/ Исаака, который сопровождал посла Карла Великого к халифу Гаруну-аль-Рашиду] <ref>[http://www.vokrugsveta.ru/chronograph/423/ "Вокруг света"]</ref>, торжественно принимали в королевской резиденции Аахена<ref>[http://www.jewishencyclopedia.com/view.jsp?artid=1019&letter=A JewishEncyclopedia]</ref>. Среди евреев Аахена в 828 вошёл в историю Давид, лечивший [http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%AD%D0%B9%D0%BD%D1%85%D0%B0%D1%80%D0%B4 Эйнхарда]<ref>[http://www.jewishencyclopedia.com/view.jsp?artid=1019&letter=A JewishEncyclopedia]</ref>.
| + | |
- | | + | |
- | ===== Во Франции =====
| + | |
- | ===== В Испании =====
| + | |
- | В мусульманских государствах Испании евреи были почти равноправными с мусульманами. Известны многочисленные евреи, занимавшие высокие должности при правителях мусульманских государств.
| + | |
- | | + | |
- | ==== В Восточной Европе ====
| + | |
- | {{planned}}
| + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | ===== В Византии =====
| + | |
- | {{planned}}
| + | |
- | | + | |
- | == Ссылки ==
| + | |
- | * [http://www.eleven.co.il/ Электронная еврейская энциклопедия]
| + | |
- | * [http://www.jewishencyclopedia.com/ Jewish Encyclopedia]
| + | |
- | * [http://www.jewishvirtuallibrary.org/ Jewish virtual library]
| + | |
- | | + | |
- | Литература
| + | |
- | * Жак ле Гофф. "Цивилизация средневекового Запада". Москва, Издательская группа "Прогресс", "Прогресс-академия", 1992 (перевод с французского издания Jacques le Goff "La civilisation de l'occident medeival" Paris Arthaud 1977)
| + | |
- | | + | |
- | Примечания
| + | |
- | {{Примечания}}
| + | |
- | | + | |
- | {{WikiCopyRight}}
| + | |