История еврейского народа в раннем средневековье (VII - X века) за пределами Страны Израиля

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
(В Германии)
 
(200 промежуточных версий не показаны.)
Строка 1: Строка 1:
-
{{Остатье| ТИП СТАТЬИ  = 1
+
#redirect [[:ej:История еврейского народа в раннем средневековье (VII - X века) за пределами Страны Израиля]]
-
| АВТОР1  =
+
-
| АВТОР2 =
+
-
| АВТОР3 =
+
-
| СУПЕРВАЙЗЕР =
+
-
| ПРОЕКТ =
+
-
| ПОДТЕМА =
+
-
| КАЧЕСТВО  =
+
-
| УРОВЕНЬ  =
+
-
| ДАТА СОЗДАНИЯ  =
+
-
| ВИКИПЕДИЯ =
+
-
| НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ  =
+
-
}}  {{Полуфабрикат}}
+
-
 
+
-
== В странах Ближнего Востока ==
+
-
Арабское завоевание на первых порах улучшило положение евреев. Арабы были сравнительно малочисленны, культурно слабы и не могли управлять захваченными землями без поддержки местных образованных людей.
+
-
 
+
-
Религиозные преследования со стороны византийских и иранских властей остались в прошлом, сменившись денежным налогом и некоторым ограничением прав по сравнению с мусульманами - более слабым, чем раньше.
+
-
=== В Месопотамии ===
+
-
Вавилонские евреи, страдавшие от преследований иранских правителей, поддерживали арабских завоевателей. За это халиф Омар ибн ал-Хаттаб расширил права евреев, оказал почести [[эксиларх]]у.
+
-
 
+
-
Завоевав Фируз-Шапур (658), халиф Али ибн Аби Талиб признал главу местной иешивы '''рабби Ицхака''' (630–660) духовным вождем евреев Ирака и разрешил ему издавать [[такканот]] по упорядочению общинной жизни еврейского населения страны.
+
-
 
+
-
Иешивы Суры и Пумбедиты, главы которых с конца VI в. носили титул гаонов, достигли расцвета при владычестве арабских халифов в VII–XI вв. Этот период считается '''золотым веком еврейской учености''' в Месопотамии.
+
-
 
+
-
Еврейская община Месопотамии стала духовным центром для евреев, рассеянных по всему миру и сохранивших с ней связь.
+
-
 
+
-
Положение евреев Ирака зависело от отношения правящего халифа к немусульманским подданным. При толерантных халифах евреи платили налоги и неплохо жили.
+
-
При фанатичных халифах евреи, как и другие немусульмане, подвергались ограничениям и гонениям. В некоторых провинциях судьба евреев во многом определялась политикой губернаторов.
+
-
 
+
-
В 762 г. Багдад (незначительный пригород бывшей столицы Сасанидов Ктесифона, где еврейская община существовала с III в.) был превращен в столицу халифата и стал резиденцией [[эксиларх]]а с наиболее значительной еврейской общиной Ирака.
+
-
 
+
-
Во второй половине VIII в. – начале IX в. еврейская община раскололась на [[караимы|караимов]] и приверженцев раббанитского иудаизма. [[Гаон]]ы ссорились между собой и с  эксилархом.
+
-
 
+
-
В IX веке фанатичные халифы ухудшили положение еврейской общины Ирака. Под властью просвещенного покровителя наук халифа ал-Мамуна (813–833) положение евреев на некоторое время улучшилось, но вновь стало особенно тяжелым в годы правления халифа ал-Мутаваккила (847–861). Предписаниям прежних халифов о ношении немусульманами '''особых одеяний''' (что, видимо, не слишком соблюдалось) халиф Мутаваккил в 850 г. впервые придал силу закона. Он обязал зажиточных [[зимми]] носить '''жёлтые головные уборы''', а их слуг и бедняков-немусульман — '''жёлтые лоскуты на спине и груди'''.
+
-
 
+
-
Ему приписываются также указы о заключении еврейского населения в [[еврейские кварталы]] , дискриминационном налогообложении и т. п. Однако и эти постановления, по-видимому, не всегда приводились в исполнение.
+
-
 
+
-
Многие евреи достигли значительных успехов, проявив себя как выдающиеся врачи, ученые, писатели и '''заняв ключевые позиции в административном аппарате'''. В правление аббасидского халифа ал-Му‘тадида (892–902) правительство побуждало образованных евреев поступать на государственную службу, считая их (а также христиан) более честными служащими, чем мусульмане.
+
-
 
+
-
'''Предложение халифа отменить обязательный для евреев подушный налог было отвергнуто главой багдадской общины Нетирой (умер в 916 г.), опасавшимся, что отмена налога лишит евреев статуса [[зимми]], обеспечивавшего им покровительство властей.'''
+
-
 
+
-
С 945 г. по 1055 г. Ирак находился под фактической властью персов-шиитов,  преследовавших всех '''нешиитов'''. Они отменили традиционные привилегии [[эксиларх]]а и, лишив его прерогативы взимания подушных налогов, возложили эту обязанность на известных своей жестокостью мусульманских сборщиков.<ref>[http://www.eleven.co.il/article/11842 Электронная еврейская энциклопедия, статья "Ирак"]</ref>
+
-
 
+
-
=== В Сирии ===
+
-
В 634–636 гг. Сирию заняли арабы, освободив евреев от византийских угнетателей.
+
-
 
+
-
Среди приближенных халифов из династии Омейядов были христиане и евреи. С приходом к власти Аббасидов (750) были введены Омаровы законы: евреям (так же, как и христианам) было предписано платить высокую подушную подать (джизья) и носить на одежде отличительный знак; их настойчиво побуждали к переходу в ислам.
+
-
 
+
-
Евреи Сирии сильно пострадали и от военно-политических смут (конец IX в. – первая половина X в.). В то же время в Сирию шёл приток переселенцев из Вавилонии, разоренной непрерывными войнами. В крупных городах Сирии (таких, как Дамаск) выходцы из Вавилонии образовали самостоятельные общины и построили собственные синагоги.
+
-
 
+
-
Среди переселенцев из Ирака было много членов возникших там сект и движения караимов.<ref>[http://www.jewishvirtuallibrary.org/jsource/judaica/ejud_0002_0005_0_04829.html Jewish Virtual Library]</ref>
+
-
 
+
-
В 969 г. Сирия перешла под управление египетской династии Фатимидов (их власть была прочной только в южных и центральных областях страны). В 977–991 гг. (с небольшим перерывом) пост великого визиря Фатимидского халифата занимал Абу ал-Фарадж Я‘куб ибн-Юсуф ибн-Киллис (930–991), еврей, принявший ислам.
+
-
 
+
-
В 990 г. он назначил '''Менашше бен Аврахама Ибн-Каззаза''' главой местной администрации Сирии, и тот использовал эту влиятельную должность во благо своим единоверцам.
+
-
 
+
-
В начале XI в. халиф ал-Хаким предпринял насильственное обращение евреев и христиан в ислам. В ряде городов Сирии синагоги были разрушены или превращены в мечети. Однако уже через несколько лет ал-Хаким отменил свои распоряжения, вернул синагоги евреям и разрешил им строить новые.<ref>[http://www.eleven.co.il/?mode=article&id=13826&query=СИРИЯ Электронная еврейская энциклопедия, статья "Сирия"]</ref>
+
-
 
+
-
=== В Ливане ===
+
-
В VII в. евреи поддерживали арабов в их борьбе против Византии. Завладев Триполи, арабы поручили охрану порта гарнизону из местных евреев. В первые века арабского владычества немногочисленное еврейское население Ливана, сосредоточенное главным образом в крупнейших городах — Тире, Сидоне, Триполи и Бейруте, — достигло материального и духовного процветания.
+
-
 
+
-
Главными занятиями евреев были изготовление и вывоз изделий из стекла, а также ввоз в страны Леванта специй и льна из Магриба и Египта.<ref>[http://www.eleven.co.il/?mode=article&id=12441&query=ЛИВАН Электронная еврейская энциклопедия, статья "Ливан"]</ref>
+
-
 
+
-
=== В Аравии ===
+
-
 
+
-
После смерти Мухаммада порабощённые еврейские племена центральной Аравии продолжали платить мусульманским властям арендную плату за свои же земли. Но калиф Омар ибн аль-Хаттаб (634-44) опасался влияния иудейской религии на мусульман и выслал евреев из своих владений. Они ушли в Сирию.<ref>[http://www.jewishencyclopedia.com/view.jsp?artid=1683&amp;letter=A&amp;search=Arabia#5010 Morris Jastrow Jr., Gerson B. Levi, Richard Gottheil, Hartwig Hirschfeld, Marcus Jastrow, Louis Ginzberg "Arabia" in Jewish Encyclopedia]</ref>
+
-
 
+
-
Но, по свидетельству арабских авторов и документов [[Каирская гениза|каирской генизы]], многие евреи на самом деле жили в Вади аль-Кура, Тайме и в других регионах в X и XI веках.
+
-
 
+
-
Возможно, что в это время (середина VII века) многие из обращенных в иудаизм южных арабов приняли ислам - видимо, больше, чем малое число евреев - потомков ссыльных.<ref>[http://www.jewishvirtuallibrary.org/jsource/judaica/ejud_0002_0002_0_01214.html "Arabia" in Jewish Virtual Library]</ref>
+
-
 
+
-
== В Африке ==
+
-
Арабское завоевание в седьмом веке улучшило положение евреев Северной Африки по сравнению с византийскими временами. Арабы, пришедшие туда, были весьма малочисленны и не изменили по существу строй местной жизни.
+
-
 
+
-
В ранний мусульманский период существенно окрепли экономически общины Египта, Туниса, Алжира, Марокко. Евреи активно участвовали в ремесленном развитии региона и налаживании новых торговых путей - например, через Сахару. Экономический расцвет сопровождался активной интеллектуальной деятельностью.
+
-
 
+
-
Но в конце X века произошло новое арабское вторжение - на этот раз массовое. Завоевание региона Фатимидами сопровождалось насилием и грабежами, нанесшими тяжёлый урон городскому населению, в том числе евреям. Наличие большого количества новых поселенцев - мусульманских фанатиков создало предпосылки для постепенного упадка культуры и ухудшения жизни в регионе.
+
-
 
+
-
=== В Египте ===
+
-
После арабского завоевания в 640 г. евреи Египта получили статус [[зимми]].
+
-
 
+
-
После этого еврейского населения Египта несколько увеличилось. Туда переселялись  из Ирака и Сирии. Эти переселенцы образовали собственные общины со своими синагогами и судами и поддерживали тесные связи с вавилонскими и палестинскими академиями.
+
-
 
+
-
О высоком уровне еврейского образования в Египте в этот период свидетельствует тот факт, что [[Саадия Гаон]] учился именно там.
+
-
 
+
-
В 969 г. Египет был завоеван Фатимидами и стал центром их государства, включавшего почти всю Северную Африку, Сирию и Страну Израиля. Период их владычества, кроме самого конца, отмечен экономическим расцветом и высокой степенью терпимости к немусульманским религиозным общинам. Одним из самых влиятельных сановников первых халифов из династии Фатимидов был перешедший в ислам еврей Якуб Ибн Килис (930–991).
+
-
 
+
-
В это время Египет стал узловым пунктом связи между еврейскими общинами Испании, стран Северной и Западной Африки, Страны Израиля и Вавилонии.
+
-
 
+
-
В начале правления Фатимидов была учреждена должность нагида — официального главы еврейской общины, и первый нагид Палтиэль пользовался большим влиянием при дворе.
+
-
 
+
-
В Египет переселились многие евреи из Ирака, Сирии и Страны Израиля.
+
-
По свидетельствам путешественников и других данным, число евреев в Египте составляло в этот период 12–20 тыс. человек.
+
-
 
+
-
Духовным центром Египетского еврейства стала основанная в X в. иешива в Фостате (Каир). Еврейство Египта поддерживало еврейскому населению Страны Израиля. 
+
-
 
+
-
В эту же эпоху Египет является одним из центров [[Караимы|караимства]].<ref>[http://www.eleven.co.il/?mode=article&id=11539&query=ЕГИПЕТ Электронная еврейская энциклопедия, статья "Египет"]</ref>
+
-
 
+
-
=== В Ливии ===
+
-
Евреи жили в Ливии до арабского завоевания. Источники XI также свидетельствуют о наличии еврейских общин во многих городах страны.
+
-
Несмотря на отсутствие письменных источников VII - X веков, '''следует предположить, что эти общины были там и в период раннего средневековья'''.
+
-
 
+
-
=== В Тунисе ===
+
-
После арабского завоевания берберы, в прошлом ставшие иудеями, приняли ислам. "Старые" еврейские общины этого не сделали.
+
-
 
+
-
Под властью мусульман евреи имели статус [[зимми]].
+
-
 
+
-
Он обеспечивал личную неприкосновенность, свободу вероисповедания и экономической деятельности, общинную автономию. С другой стороны, евреи должны были платить подушную подать (джизья или джавали) и во многих отношениях дискриминировались.
+
-
 
+
-
При всех мусульманских правителях раннего средневековья евреи Туниса процветали. В страну переселялись евреи из Алжира, Марокко, Испании, Италии (включая Сицилию) и, возможно, из Египта. Еврейское население страны росло.
+
-
 
+
-
Главным еврейским центром Туниса стала его столица Кайруан. Еврейские общины существовали в этот период также в Махдии, Габесе и других городах, прежде всего портовых.
+
-
 
+
-
Как следует из документов, обнаруженных в [[Каирская гениза|Каирской генизе]], и из других источников, в IX–XI вв. еврейские коммерсанты из Туниса играли важную роль в экономике страны и в мировой торговле. Они действовали во всех концах Средиземноморья и в других регионах, например, на Аравийском полуострове, в Иране и в Индии.
+
-
 
+
-
Колонии тунисских евреев существовали на Сицилии и других островах Средиземного моря, в Египте (Фостат; Александрия), Стране Израиля (в частности, в Иерусалиме), Йемене и других местах.
+
-
Еврейские купцы экспортировали из Туниса широкий ассортимент товаров, в том числе продукцию '''еврейских ткачей'''. Импортировали ещё более широкий ассортимент со всех концов света.
+
-
 
+
-
Перевозка товаров осуществлялась главным образом морем, на кораблях. Они принадлежали  казне или членам правящей династии, однако фактически были в распоряжении 20 еврейских семей (Маджани, Тахерти, Берехия, Ибн Зигмар, Нахрай и других), объединенных (главным образом путем браков) в несколько конкурировавших между собой группировок.  Представители этих семей, как правило, пользовались немалым влиянием при дворе и доминировали в руководящих органах общин. Богатство многих евреев Кайруана, Габеса и других тунисских городов было настолько велико, что вавилонские [[гаон]]ы в своих респонсах порицали их за излишнее пристрастие к дорогим тканям, благовониям и инструментальной музыке.
+
-
 
+
-
В IX в. – первой половине XI в. Махдия, Габес и особенно Кайруан были крупными очагами еврейской учености. Там действовали большие и влиятельные иешивы, руководители которых поддерживали тесные контакты с [[гаон]]ами Суры и Пумбедиты, жили и работали видные законоучители. Благодаря им Тунис стал одной из первых стран диаспоры, где сложился независимый от Вавилонии центр [[Галаха|галахического]] творчества.
+
-
 
+
-
В 880 г. Тунис посетил еврейский путешественник [[Эльдад hа-Дани]].<ref>[http://www.eleven.co.il/?mode=article&id=14178&query=ТУНИС Электронная еврейская энциклопедия, статья "Тунис"]</ref>
+
-
 
+
-
=== В Алжире ===
+
-
Евреи присутствовали на территории Алжира с первых веков нашей эры. Под их влиянием многие берберы приняли иудаизм, о чем писал арабский историк XIV века [http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D0%B1%D0%BD_%D0%A5%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%B4%D1%83%D0%BD '''Ибн Хальдун'''].
+
-
В седьмом веке в Северо-Западную Африку бежали от религиозных преследований евреи из Испании.
+
-
 
+
-
Арабы победили и заставили принять ислам берберские племена Алжира. Однако евреев - горожан они практически не тронули.
+
-
 
+
-
Восточные евреи, следовавшие за арабскими войсками, пополнили существующие общины и основали новые в разных городах страны. Они поддерживали связи с еврейскими общинами как на западе, так и на востоке, и даже с [[гаон]]ами Вавилонии и Страны Израиля.
+
-
 
+
-
Воинствующие кочевники, жившие в районе Варглы, были [[Караимы|караимами]]. Возможно, их потомками являлись так называемые бахуси (или бахуцим), которые жили в восточной части Алжира вплоть до новейшего времени.<ref>[http://www.eleven.co.il/?mode=article&id=10139&query=%C0%CB%C6%C8%D0 Электронная еврейская энциклопедия, статья "Алжир"]</ref>
+
-
 
+
-
Ибн Хальдун добавляет, что существование иудаизма среди берберов продолжалось до правления основателя династии Идрисидов (конец VIII века). Но некоторые обычаи, которые сохранились до нашего среди племен Ореса, такие, как уборка дома перед Песахом и соблюдение субботы, следует рассматривать как пережитки этой религии.
+
-
 
+
-
Кроме того, по некоторым сведениям, часть племени Хенанша (юг округа Константина) остались иудеями.<ref>[http://www.jewishencyclopedia.com/view.jsp?artid=1221&letter=A W. Marçais "ALGERIA" in Jewish Encyclopedia]</ref>
+
-
 
+
-
=== В Марокко ===
+
-
После завоевания Марокко арабами (703–711) некоторые племена берберов перешли из иудаизма в ислам, другие продолжали исповедовать иудаизм.<ref>[http://www.jewishencyclopedia.com/view.jsp?artid=801&letter=M&search=Morocco#2734 Joseph Jacobs, Max Schloessinger, Gotthard Deutsch, Budgett Meakin. "Morocco" in Jewish Encyclopedia]</ref> С этих пор правовой и политический статус евреев в Марокко определялся законодательством о [[зимми]].
+
-
 
+
-
В это время в Марокко переселилось большое число евреев, как правило из арабских стран.
+
-
 
+
-
Когда в 788 г. имамы династии Идрисидов провозгласили независимость Марокко под своей властью, многие еврейские воины сражались в их армии, в то время как другие марокканские евреи поддерживали халифат. После кровопролитных действий армии Идриса I против непокорных ему еврейских племён и общин евреи ушли из его армии. Захватив страну, Идрис I (788–793) устроил репрессии против евреев.<ref>[http://www.jewishencyclopedia.com/view.jsp?artid=801&letter=M&search=Morocco#2734 Joseph Jacobs, Max Schloessinger, Gotthard Deutsch, Budgett Meakin. "Morocco" in Jewish Encyclopedia]</ref> Впоследствии он разрешил евреям селиться в различных городах Марокко при условии выплаты подушной подати.
+
-
 
+
-
Его преемник Идрис II (793–828), основавший город [[Фес]] - новую столицу страны, официально пригласил евреев (равно как и христиан) селиться в нём. Евреям был отведен особый квартал (ал-фундук ал-яхуди), окруженный высокой стеной с одними воротами, и предписано платить подать в размере тридцати тысяч динаров в год. По некоторым сведениям, евреи Феса оказали Идрису II значительную помощь в борьбе за престол.
+
-
 
+
-
Отношение к евреям со стороны Идрисидов (788–974) было в общем благоприятным.
+
-
 
+
-
В [[Фес]]е и Сиджилмассе находились крупные иешивы. Создавались многочисленные произведения в различных областях еврейских знаний. Как явствует из респонсов вавилонских [[гаон]]ов, фесские раввины регулярно обращались к ним с запросами [[Галаха|галахического]] характера.<ref>[http://www.eleven.co.il/?mode=article&id=12646&query=МАРОККО Электронная еврейская энциклопедия, статья "Марокко"]</ref><ref>[http://www.eleven.co.il/article/14267  Электронная еврейская энциклопедия, статья "Фес"]</ref>
+
-
 
+
-
=== В Эфиопии ===
+
-
Евреев в Эфиопии называли "фалаша", что на языке геез означает "пришельцы". Самоназвание - '''"бита Израиль"''' - дом Израиля.
+
-
 
+
-
Пленные йеменские евреи, захваченные эфиопским царём после разгрома Химьяритского царства в 625 году, были расселены в области Сымен, где и уже жили евреи. Они укрепили общину.
+
-
 
+
-
В горных районах к северу от оз. Тана евреи сохраняли политическую независимость под предводительством собственных правителей.<ref>[http://www.eleven.co.il/article/15132 Электронная еврейская энциклопедия, статья "Эфиопские евреи"]</ref>
+
-
 
+
-
В десятом веке еврейская царица по имени Юдит (по другим источникам, Эстер или Тердаё-Гобаз), во главе фалаша провинции Сымен, судя по всему, свергла царя Аксума, и основала  династию, которая занимала трон в течение трех столетий. [[Галеви, Жозеф|Жозеф Галеви]] не сомневался в этой истории, которую подтвердили дальнейшие исследования.<ref>[http://www.jewishencyclopedia.com/view.jsp?artid=13&letter=F&search=Ethiopia J.D. Perruchon, Richard Gottheil. "FALASHAS" in Jewish Encyclopedia]</ref>
+
-
=== В Западной Африке ===
+
-
В восьмом веке [[раданиты]] стали селиться в в Тимбукту на территории будущего царства Мали. Там они основали торговый центр, из которого проложили сеть торговых маршрутов по всей Сахаре.<ref>[http://www.jewishvirtuallibrary.org/jsource/vjw/mali.html Ariel Scheib. The Jewish Virtual History Tour, Mali]</ref>
+
-
 
+
-
== В Европе ==
+
-
 
+
-
=== В Западной Европе ===
+
-
 
+
-
В Западной Европе еврейские общины существовали со времён Римской империи. Они, как правило, сохранились в уцелевших римских городах и начали развиваться после прекращения варварских нашествий.
+
-
 
+
-
В империи Карла Великого (конец VII - начало VIII века) евреи пользовались определёнными имущественными правами. Существовали евреи-землевладельцы. Сам император пользовался услугами еврейских купцов; отправлял евреев с политическими и торговыми поручениями в Азию и Африку. Очевидно, '''к периоду царствования Карла Великого относится возникновение ряда еврейских общин Германии, главным образом в Рейнской области'''.
+
-
 
+
-
Вместе с тем, церковь продолжала в этот период настаивать на требовании держать евреев в унижении и налагать на них различные ограничения. Так, еврей, обращавшийся в суд с жалобой на христианина, должен был представить больше свидетелей, чем христианин; евреям запрещалось брать в залог под ссуду вещи, принадлежавшие христианину; христианам запрещалось отдавать землю в аренду евреям, а евреям — иметь христианских арендаторов; евреям запрещалось занимать христиан работами для себя по воскресеньям и христианским праздникам; осуждалась продажа евреям церковного имущества. Евреям были запрещены некоторые виды брака, разрешенные еврейским правом; брак смешанный евреев и христиан находился под контролем церкви.<ref>[http://www.eleven.co.il/?mode=article&amp;id=11979&amp;query=КАРЛ+ВЕЛИКИЙ Статья "Карл Великий" из Электронной еврейской энциклопедии]</ref>
+
-
 
+
-
Торговые сообщества [[Раданиты|раданитов]] наладили поступление товаров и технологий из Сирии в Центральную и Западную Европу. Прибывшие из Сирии евреи, говорившие по-арамейски, пополнили старые общины Европы и сильно повлияли на них в культурном плане. В ашкензском диалекте иврита чувствуется сильный арамейский акцент.
+
-
<blockquote>
+
-
"Облик цивилизации изменился отнюдь не сразу же после Великого переселения народов. Несмотря на грабежи и разрушения, традиционные очаги культуры лишь в редких случаях быстро угасали и переставали излучать свой свет. Города, ставшие первой жертвой нашествия, в той или иной мере ещё сохраняли жизнь.
+
-
 
+
-
Своей жизненной силой они иногда были обязаны связанной с ввозом предметов роскоши торговле '''и наездам восточных купцов, которых называли сирийцами, но которые по большей части были евреями'''..." 
+
-
 
+
-
Жак ле Гофф, "Цивилизация средневекового Запада", стр. 111
+
-
</blockquote>
+
-
В Южной Европе евреи стали важным фактором развития в новых государствах. Мусульманские завоеватели охотно принимали их на государственную службу и позволяли подниматься довольно высоко.
+
-
 
+
-
==== В Германии ====
+
-
В ранних средневековых еврейских текстах Германия называлась "Алемания" (по названию её юго-западной части). Но ближе к X веку стало преобладать древнее слово '''"Ашкеназ"'''. Поэтому евреи из германских общин стали называться '''ашкеназим'''.
+
-
 
+
-
Западная часть территории Германии с V века входила во франкское и бургундское  королевства, и на евреев там распространялись законы, унаследованные от римских времён.
+
-
 
+
-
Меровинги (франкские короли) и правители бургундской империи были лишены фанатизма и  слабо поддерживали усилия церкви ограничить гражданские и социальные права евреев.<ref>[http://www.jewishencyclopedia.com/view.jsp?artid=160&letter=G&search=Germany#608 Executive Committee of the Editorial Board; M. Brann. "Germany" in Jewish Encyclopedia]</ref>
+
-
 
+
-
C VIII века евреи процветали в среде немецких племен '''на берегах Рейна'''. Евреи, по большей части, жили в гармонии с их недавно христианизированными соседями. Они могли занимать государственные посты, владеть землей и работать в любой отрасли. '''Евреи говорили на тех же языках и часто имели такие же  имена, как немцы'''<ref>Следует предположить, что это и дало начало языку [[идиш]]. Л.Гроервейдл</ref>. '''Многие немцы в этот период переходили в иудаизм'''.
+
-
 
+
-
Евреи наравне с прочим населением страдали от войн между германскими государствами и нападений варваров (викингов и венгров в IX - X вв.)
+
-
 
+
-
В VIII веке франкский правитель Карл Мартелл предоставил евреям значительные права.
+
-
 
+
-
При его потомке [[Карл Великий|Карле Великом]] (конец VIII века) положение евреев также было достаточно прочным. Он противился давлению церкви в сторону притеснения евреев, охотно использовал их на государственной службе.
+
-
Тем не менее, при нём произошли постепенные изменения в жизни евреев. В отличие от немцев, которые подлежали призыву на войну в любой момент в те смутные времена, евреи были освобождены от военной службы. Торговля и коммерческая деятельность были практически полностью в их руках.
+
-
 
+
-
Евреи добились монополии денежного кредитования, когда церковь запрещала христианам заниматься ростовщичеством. Их капитал был необходим, а их бизнес считался постыдным. Это стечение обстоятельств увеличило их влияние. Они ездили по стране свободно, поселяясь также в восточной части.<ref>[http://www.jewishencyclopedia.com/view.jsp?artid=160&letter=G&search=Germany#608 Executive Committee of the Editorial Board; M. Brann. "Germany" in Jewish Encyclopedia]</ref><ref>Как указано в многочисленных источника, (см., например Жак ле Гофф. "Цивилизация средневекового Запада"), б'''о'''льшая часть христианского населения в те времена была просто неграмотна, к тому же привязана к своему сословию. Так что заниматься торговлей тогдашним жителям Западной Европы было и не позволено, и практически невозможно. Л.Гроервейдл</ref>
+
-
 
+
-
В восточной части Германии, ближе к Эльбе, было королевство саксов, в VIII веке захваченное Карлом Великим. О евреях в нём нет точных сведений.
+
-
 
+
-
Через всю Германию проходили маршруты [[Раданиты|раданитов]].
+
-
 
+
-
Во всей империи франков и государствах других германских народов (баваров, фризов и т.д.) церковь старалась заставить власти угнетать евреев. В Германии, однако, эти усилия не могли быть успешны в тот период - люди были слишком заняты тем, как выжить в суровых условиях, чтобы откликнуться на призыв к дискриминации.
+
-
 
+
-
К тому же евреи обеспечивали необходимые для местной экономики торговые связи, которые были важнее для правителей, чем указания церкви.
+
-
 
+
-
В X веке начало процветать интеллектуальное движение ашкеназских евреев. '''[[Бен-Йеhуда, Гершом|Рабби Гершом бен Йеhуда]] (960-1028) (получивший посмертно прозвище "свет в изгнании") основал ешиву в Майнце.'''  Эта школа привлекла евреев со всей Европы, в том числе знаменитого [[Раши]]. Йешивы в Майнце и Вормсе приобрели большее значение, чем вавилонские.<ref>[http://www.jewishvirtuallibrary.org/jsource/vjw/germany.html David Shyovitz. Germany in The Virtual Jewish History Tour]</ref>
+
-
 
+
-
Еврейская община Ахена возникла ещё во времена Римской империи (первые века нашей эры)<ref>[http://www.jewishencyclopedia.com/ Jewish Encyclopedia]fckLR</ref>. Тем самым она может считаться одной из древнейших в Германии. [[Карл Великий]], сделавший Ахен своей столицей, имел дела с евреями города.
+
-
 
+
-
В каролингский период еврейский квартал располагался недалеко от королевского дворца. Еврейские купцы Аахена упоминаются в капитулярии восьмого века<ref>[http://www.jewishencyclopedia.com/ Jewish Encyclopedia]fckLR</ref>.
+
-
 
+
-
Хроники сообщают, что в 802 году [http://www.vokrugsveta.ru/chronograph/423/ Исаака, который сопровождал посла Карла Великого к халифу Гаруну-аль-Рашиду] <ref>[http://www.vokrugsveta.ru/chronograph/423/ "Вокруг света"]</ref>, торжественно принимали в королевской резиденции Аахена<ref>[http://www.jewishencyclopedia.com/view.jsp?artid=1019&amp;letter=A JewishEncyclopedia]</ref>. Среди евреев Аахена в 828 вошёл в историю Давид, лечивший [http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%AD%D0%B9%D0%BD%D1%85%D0%B0%D1%80%D0%B4 Эйнхарда]<ref>[http://www.jewishencyclopedia.com/view.jsp?artid=1019&amp;letter=A JewishEncyclopedia]</ref>.
+
-
 
+
-
Евреи поселились в Майнце, предположительно, во времена римского владычества. Достоверно известно о проживании евреев в Майнце с начала X в. Около 917 г. в Майнц переселились из Лукки (Италия) несколько членов семьи Калонимос, основавших в Майнце иешиву. Папа Лев VII запретил Фридриху, архиепископу Майнца (в 937–954 гг.), насильно крестить евреев.<ref>[http://www.eleven.co.il/article/12580 Электронная еврейская энциклопедия, статья "Майнц"]</ref>
+
-
 
+
-
Существуют записи и легенды о евреях, проживавших во Франкфурте на Майне в ранний период истории города. Франкфурт на Майне был важным торговым центром, и еврейские купцы, вероятно, посещали его ежегодную ярмарку.
+
-
 
+
-
Еврейская община Магдебург является одной из старейших в Германии. Еще в 965 году евреи, живущие в городе, были переданы под юрисдикцию архиепископа королём Отто Великим. Они торговали на "одёжной площадке" (Kleiderhof), в квартале торговцев и распространили свою торговлю на восток, за реки Одер (то есть в славянские земли). Их квартале Юдендорф (Judendorf), был расположен в южной части города, в домене архиепископа.<ref>[http://www.jewishvirtuallibrary.org/jsource/judaica/ejud_0002_0013_0_12995.html "Magdeburg" in Jewish Virtual Library]</ref>
+
-
 
+
-
В Баварии, на юге Германии, евреи впервые упоминается там в городе Пассау в правилах налогообложения 906 года.<ref>[http://www.jewishvirtuallibrary.org/jsource/judaica/ejud_0002_0003_0_02211.html "BAVARIA" in Jewish Virtual Library]</ref>
+
-
Согласно преданию, бытовавшему у евреев Регенсбурга, их предки жили в городе еще до начала новой эры. По некоторым данным, в IX в. Регенсбург, лежавший на важном торговом пути на Восток, посещали [[раданиты]]. Первые достоверные сообщения о евреях в Регенсбурге восходят к 981 г. и 1020 г.<ref>[http://www.eleven.co.il/article/12580 Электронная еврейская энциклопедия, статья "Регенсбург"]</ref>
+
-
 
+
-
==== В Нидерландах ====
+
-
Хотя первые евреи пришли на территорию современных Нидерландов, Бельгии и Люксембурга ещё с римскими легионами, нет сведений об их присутствии там в раннем средневековье.
+
-
==== Во Франции ====
+
-
В VII - VIII веках Франция входила во Франкское королевство (со времени [[Карл Великий|Карла Великого]] - империю). В дальнейшем она стала Западно-Франкским королевством. На её территории существовали также более мелкие государства и владения.
+
-
 
+
-
В VIII веке евреи принимали активное участие в торговле и медицине. Каролингские  императоры позволяли евреям становиться поставщиками императорского двора. Евреи также принял участие в сельском хозяйстве и доминировали в области виноградарства; они даже поставляли вино для церковных служб.<ref>[http://www.jewishvirtuallibrary.org/jsource/vjw/France.html#Middle Ages Jewish Virtual Library, France]</ref>
+
-
 
+
-
Евреи занимались торговлей, в том числе со странами Востока ([[Раданиты|раданиты]]). Арабские источники сообщали, что евреи южной Франции вели торговлю с Индией и Китаем. Евреям принадлежали флотилии кораблей, в этот период было много евреев-моряков. Короли охотно брали евреев на государственную службу в качестве сборщиков налогов, дипломатов.
+
-
Часто богатые еврейские купцы выполняли специальные поручения королей, связанные с доставкой различных товаров из-за границы.
+
-
 
+
-
Карл Мартелл, фактический правитель Франции в 720–737 гг., разрешил евреям владеть землей. Во времена Каролингов евреям разрешили нанимать на работу христиан, иметь рабов-нехристиан (католическая церковь запретила обращать этих рабов в католичество).
+
-
 
+
-
Короли покровительствовали еврейским купцам, которые должны были платить налог в размере '''одной десятой части от своих доходов''', в то время как христиане должны были платить '''одну одиннадцатую'''.
+
-
 
+
-
Евреи были подсудны только королевской власти. Короли, особенно Карл Великий и Людовик Благочестивый, тщательно следили за соблюдением еврейских привилегий. За это отвечал специальный чиновник.
+
-
 
+
-
Так, когда в начале 820-х гг. в Лионе начали обращать в христианство принадлежавших евреям рабов и нарушать другие привилегии евреев, туда по распоряжению этого чиновника были посланы королевские посланцы. Они жестоко расправились со всеми виновными, хотя епископ активно сопротивлялся этому.
+
-
 
+
-
Однако, существовали различные ограничения.
+
-
Если еврей подавал в суд жалобу на христианина, он должен был представить показания семи свидетелей обвинения, тогда как христианину нужно было представить показания только трех свидетелей. Евреям запрещали заключать браки между родственниками, даже если родство было отдаленным.
+
-
 
+
-
Христианам запрещалось сдавать землю в аренду евреям, землевладельцам-евреям не разрешалось иметь христиан-арендаторов, а также владеть землей, с которой платилась церковная десятина.
+
-
 
+
-
С конца IX в. этот закон использовали для конфискации земель у евреев. Карл III Простоватый (888–923) отобрал у евреев и передал католической церкви несколько участков земли.
+
-
 
+
-
Католическое духовенство неоднократно требовало от королей ограничить права евреев. Сразу после разрешения Карла Мартелла на владение землёй представители духовенства обратились к королю с просьбой об отмене привилегий. Епископы Лиона Агобард и его преемник Амолон жаловались Людовику Благочестивому на строгое соблюдение еврейских привилегий. Церковные соборы в Лионе (845) и Париже (846) требовали возобновить по отношению к евреям все ограничения и запреты эпохи Меровингов, но король Карл II Лысый (843–877) отказался утвердить решения соборов.
+
-
 
+
-
Продолжалась массовая иммиграцией из Италии и Испании. Многие христиане принимали иудаизм. Некоторые из них прежде принадлежали к господствующим кланам, например, Бодо, бывший священник при дворе Людовика Благочестивого), гиюр которого произвёл большое впечатление на высшие круги христианского общества.
+
-
<ref>[http://www.eleven.co.il/article/15499#02 Электронная еврейская энциклопедия, статья "Франция"]</ref>
+
-
 
+
-
==== В Испании ====
+
-
Вестготские короли Испании проводили активную антиеврейскую политику, приведшую к массовому бегству евреев и насильственным крещениям.
+
-
 
+
-
К моменту прихода в Испанию арабов (711) там остались только те евреи, которые исповедовали иудаизм тайно. Они, естественно, поддержали мусульман. В войске арабов, пришедших из Марокко, был еврейский отряд. По преданиям VIII века, арабы поручали евреям охрану завоеванных городов.
+
-
 
+
-
После разгрома вестготов '''арабы предоставили евреям свободу вероисповедания и судебную автономию'''. Еврейские самоуправляемые общины, а также еврейские кварталы назывались алджама (на испанском алхама). Для евреев был установлен подушный налог в 1 динар (золотая монета) в год.<ref> (Adolf do Castro, "Historia de los Judios en España," pp. 33 et seq.; Rios, "Hist." i. 106 et seq.; G. van Vlooten, "Recherches sur la Domination Arabe," Amsterdam, 1894)</ref>
+
-
 
+
-
Вслед за арабскими войсками в Испанию прибыли многие евреи из Африки. Первое десятилетие было временем интенсивной еврейской иммиграции.
+
-
 
+
-
Получив возможность '''заниматься любыми видами деятельности''', евреи быстро достигли экономического и культурного прогресса. Еврейская культура процветала бок о бок с арабской и испытывала влияние последней.
+
-
 
+
-
Вавилонские [[гаон]]ы вели переписку с испанскими раввинами Лусены (Алисаны) и [[Барселона - еврейская община|Барселоны]]. Ешива в Лусене упоминается уже в IX в.; арабские географы называют Лусену, [[Гранада|Гранаду]] и Таррагону еврейскими городами.
+
-
 
+
-
В X в. началась эпоха высочайшего расцвета еврейской культуры в Испании. Культурным (арабским и еврейским) центром мусульманской Испании стала [[Кордова]], резиденция омейядских халифов. Придворный врач и дипломат [[Хисдай Ибн Шапрут]], которого халиф назначил главой испанского еврейства, покровительствовал еврейским ученым, мыслителям и поэтам.
+
-
 
+
-
Ибн Шапрут назначил прибывшего из Италии выдающегося раввина '''Моше бен Ханоха''' (умер, по-видимому, в 965 г.) главным раввином и главой ешивы в Кордове. Это уменьшило зависимость испанского еврейства от авторитета вавилонских [[гаон]]ов. Сын Моше бен Ханоха, Ханох бен Моше (умер в 1014 г.), занимал должность раввина Кордовы с 965 г., но фактически был верховным раввином всего еврейства Испании. В его время прославился как талмудист и литургический поэт Иосеф бен Ицхак Ибн Авитор (вторая половина X в.).<ref>[http://www.jewishencyclopedia.com/ Электронная еврейская энциклопедия, статья "Испания"]</ref><ref>[http://www.jewishencyclopedia.com/view.jsp?artid=992&letter=S&search=Spain#3219 Richard Gottheil, Meyer Kayserling, Joseph Jacobs. "SPAIN" in Jewish Encyclopedia]</ref>
+
-
 
+
-
==== В Италии ====
+
-
Северные районы Италии в рассматриваемый период были под властью варварских королевств, а с VIII в. вошли в империю Каролингов. На евреев распространились законы [[Карл Великий|Карла Великого]].
+
-
 
+
-
В части Италии, контролируемой Византией со 2-й половине VI в. на еврейское население страны распространялись постановления так называемого Кодекса Феодосия II и Свода гражданского права Юстиниана I. Согласно им евреев относили к низшему классу граждан, обязывали выполнять ряд особых повинностей, закрывали им доступ к государственной и общественной службе и запрещали заниматься определенными профессиями.
+
-
 
+
-
Город Рим и его ближайшие окрестности были под прямым управлением римских пап. С 756 г. Рим — столица Папской области. 
+
-
 
+
-
Христианская церковь руководствовалась наследием папы Григория I (VI в.), требовавшего, с одной стороны, чтобы евреев не притесняли и позволяли им соблюдать предписания их религии, а с другой — лишивший их одинакового с христианами гражданского статуса, а также всех привилегий, кроме признанных за ними законами Римской империи после утверждения христианства и выступал против насильственного крещения.
+
-
 
+
-
Среди римских евреев в VIII–XII вв. было много состоятельных людей: торговцев, финансистов, встречались даже землевладельцы. Они имели тесную связь с папским двором и ходатайствовали за своих единоверцев в других странах.<ref>[http://www.eleven.co.il/article/13523 Электронная еврейская энциклопедия, статья "Рим"]</ref>
+
-
 
+
-
При следующих папах положение евреев не ухудшилось, как и в несколько меньших государствах, на которые Италия была разделена. И папы, и государства были настолько поглощены постоянными внешними и внутренними раздорами, что евреев оставили в покое. В каждом конкретном итальянском государстве им была предоставлена определенная защита для обеспечения деятельности их коммерческих предприятий. Тот факт, что историки этого времени едва упоминают евреев, доказывает, что их состояние было терпимо.<ref>[http://www.jewishencyclopedia.com/view.jsp?artid=369&letter=I&search=Italy Richard Gottheil, Vittore Castiglione. Italy in Jewish Encyclopedia]</ref>
+
-
 
+
-
Около Анконы, адриатического порта, евреи жили в 967. Документ  свидетельствует о том, что Петр, архиепископ Равенны, дал там землю в вечную аренду еврею Элияhу, сыну Юстуса. В Кодексе Де Росси, под десятым веком упомянут Натан, сын Махира, сына Менахема из Анконы.
+
-
 
+
-
Положение евреев южных областей Италии резко ухудшилось при императоре Василии I в 873–874 гг. и Романе I Лакапине в 932–936 гг., которые издали ряд ограничительных законов и понуждали евреев принять христианство. Об отмене указа о насильственном крещении, видимо, ходатайствовал перед женой императора Константина VII Багрянородного [[Хисдай Ибн Шапрут]] (сохранилось приписываемое ему письмо).
+
-
 
+
-
Императора Василий I (867-86), пытался убедить, а затем заставить евреев Апулии принять христианство. Согласно Хронике Ахимааца, Шефатия из Ории получил согласие императора освободить евреев Ории, а возможно, и всей Апулии от этого указа.
+
-
 
+
-
Ория была занята арабами в 925 г. Многие евреи были убиты или взяты в плен в ходе боевых действий, а другие бежали в Бари и Отранто. Император Роман I Лакапин (919-44) в очередной раз попытался заставить евреев принять христианство. Нападения со стороны населения, чтобы крестить их насильственно продолжались несколько дней, и многие евреи были истреблены.<ref>[http://www.jewishvirtuallibrary.org/jsource/judaica/ejud_0002_0002_0_01207.html Jewish Virtual Library, Apulia]</ref>
+
-
 
+
-
В Сицилии под властью сарацин (827–1061) положение еврейского населения было значительно лучше, чем в других областях Италии.
+
-
 
+
-
В это время многие евреи были ввезены на остров в качестве рабов, а затем выкуплены единоверцами.
+
-
 
+
-
В период арабского владычества евреи Сицилии имели статус [[зимми]] и должны были платить подушную подать (джизья) и налог на недвижимость (харадж), а также носить отличительный знак с изображением обезьяны. Им разрешалось владеть недвижимостью, но запрещалось строить новые синагоги. Как явствует из документов, обнаруженных в [[Каирская гениза|Каирской генизе]], общины Сицилии поддерживали тесные связи с единоверцами в Египте.<ref>[http://www.eleven.co.il/?mode=article&id=13831&query=СИЦИЛИЯ Электронная еврейская энциклопедия, статья "Сицилия"]</ref>
+
-
 
+
-
Из периода начиная с момента создания самостоятельного королевства в Сардинии (665), до присоединение острова к Арагону (1325), известно лишь несколько упоминаний о еврейских общинах.
+
-
 
+
-
Сардинский историк VIII века Антонио ди Таррос и Делотоне, составитель сборника стихов короля Сардинии Джьялето, упомянули о двух еврейских ученых из Кальяри, Аврааме и Канаиме.
+
-
 
+
-
Сардинский летописец Северино рассказал, что синагога в Кальяри расположенная в квартале Альямо, сгорела в 790 году, скорее всего, подожжённая христианскими  фанатиками (Де Кастро, "Библиотека", стр. 75).
+
-
 
+
-
Во время правления Онроко в провинции Арборея в Ористано часто происходили кровавые конфликты между евреями и христианами. Для того, чтобы положить этому конец, евреям  было приказано покинуть область в течение двух месяцев. Они поселились в городах Лугодоро, Луле и Галлуре. Следы их длительного пребывания в Aрборее еще нашёл в городе Таррос в 1183 мусульманский путешественник Мухаммед Абу-Джаббар.<ref>[http://www.jewishencyclopedia.com/view.jsp?artid=251&letter=S&search=Sardinia Joseph Jacobs,  Isaac Broydé. "Sardinia" in Jewish Encyclopedia]</ref>
+
-
 
+
-
==== На Мальте ====
+
-
Существуют признаки еврейского присутствия на Мальте в период арабского владычества
+
-
(870–1091 гг.).<ref>[http://www.eleven.co.il/?mode=article&id=12596&query=%CC%C0%CB%DC%D2%C0 Электронная еврейская энциклопедия, статья "Мальта"]</ref>
+
-
=== В Центральной Европе ===
+
-
==== В Чехии ====
+
-
Самое раннее свидетельство о жизни евреев в Праге относится к 970 г. Но евреи и раньше приезжали в Прагу и, видимо, проживали в городе в течение некоторого времени.<ref>[http://www.eleven.co.il/article/13302 Электронная еврейская энциклопедия, статья "Прага"]</ref>
+
-
 
+
-
=== В Восточной Европе ===
+
-
 
+
-
{{planned}}
+
-
 
+
-
<br>
+
-
 
+
-
==== В Византии ====
+
-
 
+
-
{{planned}}
+
-
 
+
-
== Ссылки ==
+
-
* [http://www.eleven.co.il/ Электронная еврейская энциклопедия]
+
-
* [http://www.jewishencyclopedia.com/ Jewish Encyclopedia]
+
-
* [http://www.jewishvirtuallibrary.org/ Jewish virtual library]
+
-
* [http://www.mindspring.com/~jaypsand/index.htm The Jews of Africa]
+
-
* [http://www.vokrugsveta.ru/ Вокруг Cвета]
+
-
 
+
-
Литература
+
-
* Жак ле Гофф. "Цивилизация средневекового Запада". Москва, Издательская группа "Прогресс", "Прогресс-академия", 1992 (перевод с французского издания Jacques le Goff "La civilisation de l'occident medeival" Paris Arthaud 1977)
+
-
 
+
-
Примечания
+
-
{{Примечания}}
+
-
 
+
-
{{WikiCopyRight}}
+

Текущая версия на 23:24, 30 мая 2013

  1. redirect ej:История еврейского народа в раннем средневековье (VII - X века) за пределами Страны Израиля
Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация