|
|
(63 промежуточные версии не показаны) |
Строка 1: |
Строка 1: |
- | {{Остатье| ТИП СТАТЬИ = 1
| + | #redirect [[:ej:История еврейского народа в раннем средневековье (VII - X века) за пределами Страны Израиля]] |
- | | АВТОР1 = Л.Гроервейдл
| + | |
- | | АВТОР2 =
| + | |
- | | АВТОР3 =
| + | |
- | | СУПЕРВАЙЗЕР =
| + | |
- | | ПРОЕКТ =
| + | |
- | | ПОДТЕМА =
| + | |
- | | КАЧЕСТВО =
| + | |
- | | УРОВЕНЬ =
| + | |
- | | ДАТА СОЗДАНИЯ =
| + | |
- | | ВИКИПЕДИЯ =
| + | |
- | | НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ =
| + | |
- | }} {{Полуфабрикат}}
| + | |
- | | + | |
- | == В странах Ближнего Востока ==
| + | |
- | Арабское завоевание на первых порах улучшило положение евреев. Арабы не могли управлять захваченными землями без поддержки местных образованных людей.
| + | |
- | | + | |
- | Религиозные преследования со стороны византийских и иранских властей сменились денежным налогом и некоторым ограничением прав по сравнению с мусульманами - более слабым, чем раньше.
| + | |
- | {{main|Еврейские общины стран Ближнего Востока в VII - X веках}}
| + | |
- | === В Месопотамии ===
| + | |
- | Вавилонские евреи, страдавшие от преследований иранских правителей, поддерживали арабских завоевателей. За это халифы расширили права евреев.
| + | |
- | Халиф Али ибн Аби Талиб признал '''рабби Ицхака''' (630–660) духовным вождем евреев Ирака.
| + | |
- | | + | |
- | Иешивы [[Сура|Суры]] и [[Пумбедита|Пумбедиты]], главы которых с конца VI в. носили титул [[гаон]]ов, достигли расцвета при владычестве арабских халифов в VII–XI вв.
| + | |
- | '''Еврейская община Месопотамии стала духовным центром для евреев, рассеянных по всему миру и сохранивших с ней связь.''' Во второй половине VIII в. – начале IX в. еврейская община раскололась на [[караимы|караимов]] и приверженцев раббанитского иудаизма.
| + | |
- | | + | |
- | При толерантных халифах евреи платили налоги и неплохо жили.
| + | |
- | При фанатичных халифах евреи подвергались ограничениям и гонениям. Так, халиф Мутаваккил в 850 г. впервые придал силу закона предписаниям о ношении немусульманами '''особых одеяний''' и приказал евреям жить в [[еврейские кварталы|еврейских кварталах]].
| + | |
- | В некоторых провинциях судьба евреев во многом определялась политикой губернаторов.
| + | |
- | | + | |
- | В 762 г. Багдад (где еврейская община существовала с III в.) был превращен в столицу халифата и стал резиденцией [[эксиларх]]а с наиболее значительной еврейской общиной Ирака.
| + | |
- | | + | |
- | Многие евреи достигли значительных успехов, проявив себя как выдающиеся врачи, ученые, писатели и '''заняв ключевые позиции в административном аппарате'''.
| + | |
- | | + | |
- | С 945 г. по 1055 г. Ирак находился под фактической властью персов-шиитов. Они возложили обязанность взимания подушных налогов на известных своей жестокостью мусульманских сборщиков.<ref>[http://www.eleven.co.il/article/11842 Электронная еврейская энциклопедия, статья "Ирак"]</ref>
| + | |
- | | + | |
- | На севере Месопотамии продолжала существование автономная община ассирийских евреев. После заселения этого района кочевыми племенами курдов местная еврейская община стала называться '''курдскими евреями'''.
| + | |
- | | + | |
- | === В Сирии ===
| + | |
- | В 634–636 гг. Сирию заняли арабы, освободив евреев от византийских угнетателей.
| + | |
- | | + | |
- | Среди приближенных халифов из династии Омейядов были евреи. С приходом к власти Аббасидов (750) евреям было предписано платить высокую подушную подать (джизья) и носить на одежде отличительный знак; их настойчиво побуждали к переходу в ислам.
| + | |
- | | + | |
- | Евреи Сирии сильно пострадали и от военно-политических смут (конец IX в. – первая половина X в.). В то же время в Сирию шёл приток переселенцев из Вавилонии. В крупных городах Сирии они образовали самостоятельные общины и построили собственные синагоги.
| + | |
- | Среди них было много членов возникших там сект и движения караимов.<ref>[http://www.jewishvirtuallibrary.org/jsource/judaica/ejud_0002_0005_0_04829.html Jewish Virtual Library]</ref>
| + | |
- | | + | |
- | В 990 г. великий визирь Фатимидского халифата (правившего в это время Сирией) Абу ал-Фарадж Я‘куб ибн-Юсуф ибн-Киллис (930–991) он назначил '''Менашше бен Аврахама Ибн-Каззаза''' главой местной администрации Сирии. Тот использовал эту должность во благо своим единоверцам.<ref>[http://www.eleven.co.il/?mode=article&id=13826&query=СИРИЯ Электронная еврейская энциклопедия, статья "Сирия"]</ref>
| + | |
- | | + | |
- | === В Ливане ===
| + | |
- | В VII в. евреи поддерживали арабов в их борьбе против Византии. Завладев Триполи, арабы поручили охрану порта гарнизону из местных евреев. В первые века арабского владычества немногочисленное еврейское население Ливана достигло материального и духовного процветания.
| + | |
- | | + | |
- | Главными занятиями евреев были изготовление и вывоз изделий из стекла, а также ввоз в страны Леванта специй и льна из Магриба и Египта.<ref>[http://www.eleven.co.il/?mode=article&id=12441&query=ЛИВАН Электронная еврейская энциклопедия, статья "Ливан"]</ref>
| + | |
- | | + | |
- | === В Аравии ===
| + | |
- | После смерти Мухаммада калиф Омар ибн аль-Хаттаб (634-44) выслал евреев из своих владений. Они ушли в Сирию.<ref>[http://www.jewishencyclopedia.com/view.jsp?artid=1683&letter=A&search=Arabia#5010 Morris Jastrow Jr., Gerson B. Levi, Richard Gottheil, Hartwig Hirschfeld, Marcus Jastrow, Louis Ginzberg "Arabia" in Jewish Encyclopedia]</ref> Возможно, в это время многие из обращенных в иудаизм южных арабов приняли ислам.
| + | |
- | | + | |
- | Но, по свидетельству арабских авторов и документов [[Каирская гениза|каирской генизы]], многие евреи жили в Центральной Аравии до XI века.<ref>[http://www.jewishvirtuallibrary.org/jsource/judaica/ejud_0002_0002_0_01214.html "Arabia" in Jewish Virtual Library]</ref>
| + | |
- | | + | |
- | == В Африке ==
| + | |
- | {{main|Еврейские общины Африки в VII - X веках}}
| + | |
- | Арабское завоевание в седьмом веке улучшило положение евреев Северной Африки по сравнению с византийскими временами. Арабы, пришедшие туда, были весьма малочисленны и не изменили по существу строй местной жизни.
| + | |
- | | + | |
- | Под властью мусульман евреи имели статус [[зимми]]. Он обеспечивал личную неприкосновенность, свободу вероисповедания и экономической деятельности, общинную автономию. С другой стороны, евреи должны были платить подушную подать (джизья или джавали) и во многих отношениях дискриминировались.
| + | |
- | | + | |
- | В ранний мусульманский период существенно окрепли экономически общины Египта, Туниса, Алжира, Марокко. Евреи активно участвовали в ремесленном развитии региона и налаживании новых торговых путей - например, через Сахару, создавая общины в базовых поселениях на трассах этой торговли в тропической Западной Африке.
| + | |
- | | + | |
- | Экономический расцвет сопровождался активной интеллектуальной деятельностью.
| + | |
- | | + | |
- | Но в конце X века произошло новое арабское вторжение - на этот раз массовое. Оно сопровождалось насилием и грабежами, нанесшими тяжёлый урон городскому населению, в том числе евреям. Наличие большого количества новых поселенцев - мусульманских фанатиков создало предпосылки для постепенного упадка культуры и ухудшения жизни в регионе.
| + | |
- | | + | |
- | В то же время евреи Эфиопии практически утратили связь с другими общинами мира. Последним контактом перед многовековой изоляцией было прибытие евреев-пленников из Йемена после поражения [[Химьяр|Химьяритского царства]].
| + | |
- | | + | |
- | === В Египте ===
| + | |
- | После арабского завоевания в 640 г. еврейского населения Египта несколько увеличилось. Переселенцы из Ирака и Сирии образовали собственные общины и поддерживали тесные связи с академиями Вавилонии и Страны Израиля.
| + | |
- | Еврейское образование в Египте в этот период было на высоком уровне.
| + | |
- | | + | |
- | В 969 г. Египет стал центром их государства Фатимидов, включавшего почти всю Северную Африку, Сирию и Страну Израиля. При них был достигнут экономический расцвет и высокая степень терпимости к немусульманам. С этого времени евреям давали видные должности на службе у калифов.
| + | |
- | | + | |
- | В это время Египет стал узловым пунктом связи между еврейскими общинами Испании, стран Северной и Западной Африки, Страны Израиля и Вавилонии. Община Египта поддерживала еврейское население Страны Израиля.
| + | |
- | В Египет переселились многие евреи из Ирака, Сирии и Страны Израиля. Число евреев в Египте составляло в этот период 12–20 тыс. человек.
| + | |
- | | + | |
- | Духовным центром Египетского еврейства стала иешива в Фостате (пригород Каира).
| + | |
- | | + | |
- | В эту же эпоху Египет является одним из центров [[Караимы|караимства]].<ref>[http://www.eleven.co.il/?mode=article&id=11539&query=ЕГИПЕТ Электронная еврейская энциклопедия, статья "Египет"]</ref><ref>[http://www.jewishencyclopedia.com/view.jsp?artid=67&letter=E&search=Egypt#200 Emil G. Hirsch, W. Max Muller, Richard Gottheil. "Egypt" in Jewish Encyclopedia]</ref>
| + | |
- | | + | |
- | === В Ливии ===
| + | |
- | Письменные источники свидетельствуют о присутствии евреев в Ливии до арабского завоевания и в XI веке. '''Возможно предположить, что эти общины были там и в промежутке между упомянутыми временами'''.
| + | |
- | | + | |
- | === В Тунисе ===
| + | |
- | После арабского завоевания берберы, в прошлом ставшие иудеями, приняли ислам. "Старые" еврейские общины этого не сделали.
| + | |
- | | + | |
- | При всех мусульманских правителях раннего средневековья евреи Туниса процветали. В страну переселялись евреи из Алжира, Марокко, Испании, Италии (включая Сицилию) и, возможно, из Египта. Еврейское население страны росло.
| + | |
- | | + | |
- | Главным еврейским центром Туниса стала его столица [[Кайруан]]. Еврейские общины существовали в этот период также в других городах, прежде всего портовых.
| + | |
- | | + | |
- | Как следует из документов IX–XI вв., еврейские коммерсанты из Туниса играли важную роль в экономике страны и в мировой торговле. Они экспортировали широкий ассортимент товаров, в том числе продукцию '''еврейских ткачей'''. Импортировали ещё более широкий ассортимент со всех концов света. Колонии тунисских евреев существовали на островах Средиземного моря, в Египте, Стране Израиля, Йемене и других местах.
| + | |
- | | + | |
- | Представители 20 еврейских семей, контролировавших морскую торговлю, как правило, пользовались немалым влиянием при дворе и доминировали в руководящих органах общин.
| + | |
- | | + | |
- | В IX в. – первой половине XI в. в городах Махдия, Габес и особенно [[Кайруан]] действовали большие и влиятельные иешивы, жили и работали видные законоучители. Благодаря им Тунис стал одной из первых стран диаспоры, где сложился независимый от Вавилонии центр [[Галаха|галахического]] творчества.<ref>[http://www.eleven.co.il/?mode=article&id=14178&query=ТУНИС Электронная еврейская энциклопедия, статья "Тунис"]</ref>
| + | |
- | | + | |
- | === В Алжире ===
| + | |
- | В седьмом веке арабы победили и заставили принять ислам берберские племена Алжира. Однако евреев - горожан они практически не тронули.
| + | |
- | Восточные евреи, следовавшие за арабскими войсками, пополнили существующие общины и основали новые в разных городах страны. Они поддерживали связи с еврейскими общинами других стран и даже с [[гаон]]ами Вавилонии и Страны Израиля.
| + | |
- | | + | |
- | Воинствующие кочевники, жившие в районе Варглы, были [[Караимы|караимами]].<ref>[http://www.eleven.co.il/?mode=article&id=10139&query=%C0%CB%C6%C8%D0 Электронная еврейская энциклопедия, статья "Алжир"]</ref>
| + | |
- | Существование иудаизма среди берберов продолжалось до правления основателя династии Идрисидов (конец VIII века). Кроме того, по некоторым сведениям, часть племени Хенанша (юг округа Константина) остались иудеями.<ref>[http://www.jewishencyclopedia.com/view.jsp?artid=1221&letter=A W. Marçais "ALGERIA" in Jewish Encyclopedia]</ref>
| + | |
- | | + | |
- | === В Марокко ===
| + | |
- | После завоевания Марокко арабами (703–711) некоторые племена берберов продолжали исповедовать иудаизм.<ref>[http://www.jewishencyclopedia.com/view.jsp?artid=801&letter=M&search=Morocco#2734 Joseph Jacobs, Max Schloessinger, Gotthard Deutsch, Budgett Meakin. "Morocco" in Jewish Encyclopedia]</ref>
| + | |
- | В это время в Марокко переселилось большое число евреев, как правило из арабских стран.
| + | |
- | | + | |
- | В 788 г. евреи приняли участие в войне Идрисидов против халифата (с обеих сторон). Захватив страну, Идрис I (788–793) устроил репрессии против евреев.<ref>[http://www.jewishencyclopedia.com/view.jsp?artid=801&letter=M&search=Morocco#2734 Joseph Jacobs, Max Schloessinger, Gotthard Deutsch, Budgett Meakin. "Morocco" in Jewish Encyclopedia]</ref> Впоследствии он разрешил евреям селиться в различных городах Марокко при условии выплаты подушной подати.
| + | |
- | | + | |
- | В новой столице Идрисидов - [[Фес]]е - евреям был отведен особый квартал.
| + | |
- | Отношение к евреям со стороны Идрисидов (788–974) было в общем благоприятным.
| + | |
- | | + | |
- | В [[Фес]]е и [[Сиджилмаса|Сиджилмасе]] находились крупные иешивы. Создавались многочисленные произведения в различных областях еврейских знаний. Как явствует из респонсов вавилонских [[гаон]]ов, фесские раввины регулярно обращались к ним с запросами [[Галаха|галахического]] характера.<ref>[http://www.eleven.co.il/?mode=article&id=12646&query=МАРОККО Электронная еврейская энциклопедия, статья "Марокко"]</ref><ref>[http://www.eleven.co.il/article/14267 Электронная еврейская энциклопедия, статья "Фес"]</ref>
| + | |
- | | + | |
- | === В Эфиопии ===
| + | |
- | Пленные йеменские евреи, захваченные эфиопским царём после разгрома Химьяритского царства в 625 году, были расселены в области Сымен, где '''уже жили евреи'''. Они укрепили общину.
| + | |
- | | + | |
- | В горных районах к северу от оз. Тана евреи сохраняли политическую независимость под предводительством собственных правителей.<ref>[http://www.eleven.co.il/article/15132 Электронная еврейская энциклопедия, статья "Эфиопские евреи"]</ref>
| + | |
- | | + | |
- | В десятом веке еврейская царица по имени Юдит (по другим источникам, Эстер или Тердаё-Гобаз), во главе евреев провинции Сымен, судя по всему, свергла царя Аксума, и основала династию, которая занимала трон в течение трех столетий. [[Галеви, Жозеф|Жозеф Галеви]] не сомневался в этой истории, которую подтвердили дальнейшие исследования.<ref>[http://www.jewishencyclopedia.com/view.jsp?artid=13&letter=F&search=Ethiopia J.D. Perruchon, Richard Gottheil. "FALASHAS" in Jewish Encyclopedia]</ref>
| + | |
- | | + | |
- | === В Западной Африке ===
| + | |
- | В восьмом веке [[раданиты]] стали селиться в в Тимбукту на территории будущего царства Мали. Там они основали торговый центр, из которого проложили сеть торговых маршрутов по всей Сахаре.<ref>[http://www.jewishvirtuallibrary.org/jsource/vjw/mali.html Ariel Scheib. The Jewish Virtual History Tour, Mali]</ref>
| + | |
- | | + | |
- | == В Европе ==
| + | |
- | {{main|Еврейские общины Европы в VII - X веках}}
| + | |
- | === В Западной Европе ===
| + | |
- | В Западной Европе еврейские общины существовали со времён Римской империи.
| + | |
- | Однако от "тёмных веков" почти не осталось документов о жизни этих общин между концом римской эпохи и возникновением новых европейских государств. В большинстве европейских городов документы о еврейском присутствии начали появляться лишь в X - XI веках. Иногда археологические открытия дают более ранние даты, не зафиксированные в письменных источниках.
| + | |
- | | + | |
- | Карл Мартелл, фактический правитель франкского королевства в 720–737 гг., разрешил евреям владеть землей и предоставил другие значительные права.
| + | |
- | | + | |
- | Его потомок [[Карл Великий]] (конец VII - начало VIII века) противился давлению церкви в сторону притеснения евреев, охотно использовал их на государственной службе.
| + | |
- | Тем не менее, при нём произошли постепенное ухудшение жизни евреев.
| + | |
- | | + | |
- | В империи Карла Великого существовали евреи-землевладельцы. Сам император пользовался услугами еврейских купцов; отправлял евреев с политическими и торговыми поручениями в Азию и Африку.
| + | |
- | | + | |
- | Во времена Каролингов евреям разрешили нанимать на работу христиан, иметь рабов-нехристиан (католическая церковь запретила обращать этих рабов в католичество).
| + | |
- | Каролингские императоры позволяли евреям становиться поставщиками императорского двора.
| + | |
- | | + | |
- | Евреи имели монополию денежного кредитования, когда церковь запрещала христианам заниматься ростовщичеством. Они ездили по стране свободно, поселяясь также в восточной части.<ref>[http://www.jewishencyclopedia.com/view.jsp?artid=160&letter=G&search=Germany#608 Executive Committee of the Editorial Board; M. Brann. "Germany" in Jewish Encyclopedia]</ref><ref>Как указано в многочисленных источника, (см., например Жак ле Гофф. "Цивилизация средневекового Запада"), б'''о'''льшая часть христианского населения в те времена была просто неграмотна, к тому же привязана к своему сословию. Так что заниматься торговлей тогдашним жителям Западной Европы было и не позволено, и практически невозможно. Л.Гроервейдл</ref>
| + | |
- | | + | |
- | Торговые сообщества [[Раданиты|раданитов]] наладили поступление товаров и технологий из Сирии в Центральную и Западную Европу, основали там новые общины и пополнили старые.
| + | |
- | <blockquote>
| + | |
- | "Облик цивилизации изменился отнюдь не сразу же после Великого переселения народов. Несмотря на грабежи и разрушения, традиционные очаги культуры лишь в редких случаях быстро угасали и переставали излучать свой свет. Города, ставшие первой жертвой нашествия, в той или иной мере ещё сохраняли жизнь.
| + | |
- | | + | |
- | Своей жизненной силой они иногда были обязаны связанной с ввозом предметов роскоши торговле '''и наездам восточных купцов, которых называли сирийцами, но которые по большей части были евреями'''..."
| + | |
- | | + | |
- | Жак ле Гофф, "Цивилизация средневекового Запада", стр. 111
| + | |
- | </blockquote>
| + | |
- | | + | |
- | Вместе с тем, церковь продолжала в этот период настаивать на требовании держать евреев в унижении и добилась наложения на них различных ограничений.<ref>[http://www.eleven.co.il/?mode=article&id=11979&query=КАРЛ+ВЕЛИКИЙ Статья "Карл Великий" из Электронной еврейской энциклопедии]</ref>
| + | |
- | | + | |
- | В Южной Европе евреи стали важным фактором развития в новых государствах. Мусульманские завоеватели охотно принимали их на государственную службу.
| + | |
- | | + | |
- | ==== В Германии ====
| + | |
- | В средневековых еврейских текстах с X века Германия называлась '''"Ашкеназ"'''. Поэтому евреи из германских общин стали называться '''ашкеназим'''.
| + | |
- | | + | |
- | Во всей империи франков и государствах других германских народов (баваров, фризов и т.д.) церковь старалась заставить власти угнетать евреев. Но евреи обеспечивали необходимые для местной экономики торговые связи, которые были важнее для правителей, чем указания церкви.
| + | |
- | | + | |
- | Меровинги (франкские короли) и правители бургундской империи слабо поддерживали усилия церкви ограничить права евреев.<ref>[http://www.jewishencyclopedia.com/view.jsp?artid=160&letter=G&search=Germany#608 Executive Committee of the Editorial Board; M. Brann. "Germany" in Jewish Encyclopedia]</ref>
| + | |
- | | + | |
- | Очевидно, '''к периоду царствования Карла Великого относится возникновение ряда еврейских общин Германии, главным образом в Рейнской области'''.
| + | |
- | | + | |
- | '''Евреи говорили на тех же языках и часто имели такие же имена, как немцы'''<ref>Следует предположить, что это и дало начало языку [[идиш]]. Л.Гроервейдл</ref>. '''Многие немцы в этот период переходили в иудаизм'''.
| + | |
- | | + | |
- | Евреи могли занимать государственные посты, владеть землей и работать в любой отрасли. В отличие от немцев, евреи были освобождены от военной службы. Торговля и коммерческая деятельность были практически полностью в их руках.
| + | |
- | | + | |
- | Через всю Германию проходили маршруты [[Раданиты|раданитов]].
| + | |
- | | + | |
- | Евреи наравне с прочим населением страдали от войн между германскими государствами и нападений варваров (викингов и венгров в IX - XI вв.).
| + | |
- | | + | |
- | В X веке начало процветать интеллектуальное движение ашкеназских евреев. '''[[Бен-Йеhуда, Гершом|Рабби Гершом бен Йеhуда]] (960-1028) (получивший посмертно прозвище "свет в изгнании") основал ешиву в Майнце.''' Йешивы в Майнце и Вормсе приобрели большее значение, чем вавилонские.<ref>[http://www.jewishvirtuallibrary.org/jsource/vjw/germany.html David Shyovitz. Germany in The Virtual Jewish History Tour]</ref>
| + | |
- | | + | |
- | ==== В Нидерландах ====
| + | |
- | Хотя первые евреи пришли на территорию современных Нидерландов, Бельгии и Люксембурга ещё с римскими легионами, нет сведений об их присутствии там в раннем средневековье.
| + | |
- | ==== Во Франции ====
| + | |
- | В VII - VIII веках Франция входила во Франкское королевство (со времени [[Карл Великий|Карла Великого]] - империю). В дальнейшем она стала Западно-Франкским королевством. На её территории существовали также более мелкие государства и владения.
| + | |
- | | + | |
- | В VIII веке евреи принимали активное участие в медицине и [[Раданиты|торговле]], в том числе со странами Востока. Им принадлежали флотилии кораблей, в этот период было много евреев-моряков.
| + | |
- | | + | |
- | Евреи также занимались сельским хозяйством и доминировали в области виноградарства.<ref>[http://www.jewishvirtuallibrary.org/jsource/vjw/France.html#Middle Ages Jewish Virtual Library, France]</ref>
| + | |
- | | + | |
- | Короли охотно брали евреев на государственную службу. Часто еврейские купцы выполняли специальные поручения королей.
| + | |
- | | + | |
- | Короли покровительствовали еврейским купцам, которые должны были платить налог в размере '''одной десятой части от своих доходов''', в то время как христиане должны были платить '''одну одиннадцатую'''.
| + | |
- | | + | |
- | Евреи были подсудны только королевской власти. Короли тщательно следили за соблюдением еврейских привилегий. За это отвечал специальный чиновник, жёстко наказывавший нарушителей.
| + | |
- | | + | |
- | Однако, существовали различные ограничения в сфере имущественного и семейного права и неполноправие в суде.
| + | |
- | | + | |
- | С конца IX в. практиковались конфискации земель у евреев.
| + | |
- | | + | |
- | Католическое духовенство неоднократно требовало от королей ограничить права евреев.
| + | |
- | | + | |
- | Продолжалась массовая иммиграцией из Италии и Испании. Многие христиане, в том числе аристократы и церковники, принимали иудаизм.<ref>[http://www.eleven.co.il/article/15499#02 Электронная еврейская энциклопедия, статья "Франция"]</ref>
| + | |
- | | + | |
- | ==== В Провансе ====
| + | |
- | До конца XV века Прованс (на побережье Средиземного моря) юридически не входил во Францию.
| + | |
- | Там неоднократно находили убежище евреи, изгнанные или бежавшие из Франци.
| + | |
- | | + | |
- | Часть Прованса принадлежала вестготам, затем была захвачена арабами. Существует предание о том, что евреи оказали помощь франкам в изгнании арабов в 759 г.
| + | |
- | | + | |
- | В IX в. евреи бывали в Провансе '''даже феодалами'''. Они владели собственностью, свободной от ленной повинности, могли нанимать христиан для работы '''на своих виноградниках, мельницах и полях''', что вызывало недовольство духовенства.<ref>[http://www.eleven.co.il/article/12905 Электронная еврейская энциклопедия, статья "Нарбонн"]</ref>
| + | |
- | | + | |
- | ==== На Балеарских островах ====
| + | |
- | Практически ничего не известно об истории островов с VI до VIII века - и еще меньше из истории евреев в этот период. Похоже, что '''еврейское поселение было разрушено''', когда византийский генерал Велизарий победил вандалов и взял Мальорку в 534 г. Аналогичным образом, мало сведений о периоде мусульманского завоевания.<ref>[http://www.jewishvirtuallibrary.org/jsource/judaica/ejud_0002_0013_0_13064.html "MAJORCA" in Jewish Virtual Library]</ref>
| + | |
- | | + | |
- | ==== В Испании ====
| + | |
- | Вестготские короли Испании проводили активную антиеврейскую политику, приведшую к массовому бегству евреев и насильственным крещениям.
| + | |
- | | + | |
- | К моменту прихода в Испанию арабов (711) там остались только те евреи, которые исповедовали иудаизм тайно. В войске арабов, пришедших из Марокко, был еврейский отряд. По преданиям VIII века, арабы поручали евреям охрану завоеванных городов.
| + | |
- | | + | |
- | После разгрома вестготов '''арабы предоставили евреям свободу вероисповедания и судебную автономию'''. Еврейские самоуправляемые общины, а также еврейские кварталы назывались алджама (на испанском алхама). Для евреев был установлен подушный налог в 1 динар (золотая монета) в год.<ref> (Adolf do Castro, "Historia de los Judios en España," pp. 33 et seq.; Rios, "Hist." i. 106 et seq.; G. van Vlooten, "Recherches sur la Domination Arabe," Amsterdam, 1894)</ref>
| + | |
- | | + | |
- | Вслед за арабскими войсками в Испанию прибыли многие евреи из Африки. Первое десятилетие было временем интенсивной еврейской иммиграции.
| + | |
- | | + | |
- | Получив возможность '''заниматься любыми видами деятельности''', евреи быстро достигли экономического и культурного прогресса. Еврейская культура процветала бок о бок с арабской и испытывала влияние последней. В Лусене и Гранаде действовали ешивы.
| + | |
- | | + | |
- | Арабские географы называют Лусену, [[Гранада|Гранаду]] и Таррагону еврейскими городами.
| + | |
- | | + | |
- | Уменьшилась зависимость испанского еврейства от авторитета вавилонских [[гаон]]ов. <ref>[http://www.jewishencyclopedia.com/ Электронная еврейская энциклопедия, статья "Испания"]</ref><ref>[http://www.jewishencyclopedia.com/view.jsp?artid=992&letter=S&search=Spain#3219 Richard Gottheil, Meyer Kayserling, Joseph Jacobs. "SPAIN" in Jewish Encyclopedia]</ref>
| + | |
- | | + | |
- | ==== В Италии ====
| + | |
- | Северные районы Италии в рассматриваемый период были под властью варварских королевств, а с VIII в. вошли в империю Каролингов. На евреев распространились законы [[Карл Великий|Карла Великого]].
| + | |
- | | + | |
- | Город Рим и его ближайшие окрестности были под прямым управлением римских пап. Папы со времён Григория I (VI в.) требовали, с одной стороны, чтобы евреев не притесняли и позволяли им соблюдать предписания их религии, а с другой — чтобы лишили их одинакового с христианами гражданского статуса и привилегий, и выступали против насильственного крещения.
| + | |
- | | + | |
- | Среди римских евреев в VIII–XII вв. было много состоятельных людей: торговцев, финансистов, '''встречались даже землевладельцы'''. Они имели тесную связь с папским двором и ходатайствовали за своих единоверцев в других странах.<ref>[http://www.eleven.co.il/article/13523 Электронная еврейская энциклопедия, статья "Рим"]</ref>
| + | |
- | | + | |
- | В обстановке постоянных политических раздоров евреев оставили в покое. В каждом государстве им была предоставлена определенная защита для обеспечения деятельности их коммерческих предприятий.<ref>[http://www.jewishencyclopedia.com/view.jsp?artid=369&letter=I&search=Italy Richard Gottheil, Vittore Castiglione. Italy in Jewish Encyclopedia]</ref>
| + | |
- | | + | |
- | В части Италии, контролируемой Византией со 2-й половине VI в. евреев относили к низшему классу граждан, обязывали выполнять ряд особых повинностей, закрывали им доступ к государственной и общественной службе и запрещали заниматься определенными профессиями.
| + | |
- | | + | |
- | Положение евреев южных областей Италии резко ухудшилось в IX - X веках, когда издали ряд ограничительных законов и понуждали евреев принять христианство.
| + | |
- | | + | |
- | При завоевании южной Италии арабами многие евреи были убиты или взяты в плен в ходе боевых действий, а другие убиты христианскими погромщиками.<ref>[http://www.jewishvirtuallibrary.org/jsource/judaica/ejud_0002_0002_0_01207.html Jewish Virtual Library, Apulia]</ref>
| + | |
- | | + | |
- | В период арабского владычества (827–1061 г.г.) евреи Сицилии имели статус [[зимми]] и должны были платить подушную подать и налог на недвижимость, а также '''носить отличительный знак с изображением обезьяны'''. Им разрешалось владеть недвижимостью, но запрещалось строить новые синагоги.<ref>[http://www.eleven.co.il/?mode=article&id=13831&query=СИЦИЛИЯ Электронная еврейская энциклопедия, статья "Сицилия"]</ref>
| + | |
- | | + | |
- | Из периода начиная с момента создания самостоятельного королевства в Сардинии (665), до присоединение острова к Арагону (1325), известно лишь несколько упоминаний о еврейских общинах.
| + | |
- | Синагога в Кальяри сгорела в 790 году, скорее всего, подожжённая христианскими фанатиками (Де Кастро, "Библиотека", стр. 75).
| + | |
- | | + | |
- | В провинции Арборея в Ористано часто происходили кровавые конфликты между евреями и христианами. Для того, чтобы положить этому конец, евреям было приказано покинуть область в течение двух месяцев.<ref>[http://www.jewishencyclopedia.com/view.jsp?artid=251&letter=S&search=Sardinia Joseph Jacobs, Isaac Broydé. "Sardinia" in Jewish Encyclopedia]</ref>
| + | |
- | | + | |
- | В Риме, Лукке, Веносе, Бари, Отранто и Сипонто существовали иешивы. Среди наиболее выдающихся еврейских ученых и писателей того времени были литургический поэт Шфатия бен Амиттай из Ории (умер в 866 г.), астроном и медик Шабтай Донноло, летописец и поэт Ахима‘ац бен Палтиэль.
| + | |
- | | + | |
- | Известны также члены семьи '''Калонимус''', впоследствии переселившейся (видимо, по приглашению императора Оттона II) в Германию: [[Галаха|галахисты]] и литургические поэты Моше бен Калонимус (IX в.), Калонимус бен Моше и Мешуллам бен Калонимус из Лукки (X в.).<ref>[http://www.eleven.co.il/?mode=article&id=11873&query=%C8%D2%C0%CB%C8%DF Электронная еврейская энциклопедия, статья "Италия" на основнии КЕЭ, том 3, кол. 957–968]</ref>
| + | |
- | | + | |
- | ==== На Мальте ====
| + | |
- | Существуют признаки еврейского присутствия на Мальте в период арабского владычества
| + | |
- | (870–1091 гг.).<ref>[http://www.eleven.co.il/?mode=article&id=12596&query=%CC%C0%CB%DC%D2%C0 Электронная еврейская энциклопедия, статья "Мальта"]</ref>
| + | |
- | | + | |
- | В это время члены еврейской общины служили в качестве гражданских служащих, и один был даже назначен визирем.<ref>[http://www.jewishvirtuallibrary.org/jsource/vjw/Malta.html "Malta" in Jewish Virtual Library]</ref>
| + | |
- | | + | |
- | === В Центральной Европе ===
| + | |
- | ==== В Австрии ====
| + | |
- | Евреи прибыли в Австрию с римскими легионами. В раннем средневековье она стала юго-восточной пограничной областью Германии.
| + | |
- | Через неё проходили маршруты [[раданиты|раданитов]].
| + | |
- | | + | |
- | После распада Римской империи, следующая известная запись о присутствии евреев в Австрии была сделана в IX веке.
| + | |
- | В постановлении о налогах начала IX века упоминаются «'''евреи и другие купцы'''», на которых оно распространяется.<ref>[http://www.eleven.co.il/?mode=article&id=10050&query=%C0%C2%D1%D2%D0%C8%DF Электронная еврейская энциклопедия, статья "Австрия"]</ref><ref>[http://www.jewishvirtuallibrary.org/jsource/vjw/Austria.html#MiddleAges Jacqueline Shields. "Austria" in Jewish Virtual Library]</ref>
| + | |
- | | + | |
- | ==== В Чехии ====
| + | |
- | Самое раннее свидетельство о жизни евреев в Праге относится к 970 г. Но евреи и раньше, видимо, проживали в городе в течение некоторого времени.<ref>[http://www.eleven.co.il/article/13302 Электронная еврейская энциклопедия, статья "Прага"]</ref>
| + | |
- | | + | |
- | Евреи впервые прибыли в регионы Богемии, Моравии и Силезии в 995 году, когда они получили разрешение на проживание там после оказания помощи Византийской империи против язычников.<ref>[http://www.jewishvirtuallibrary.org/jsource/vjw/Czech.html#1 "Czech" in Jewish Virtual Library]</ref>
| + | |
- | | + | |
- | ==== В Венгрии ====
| + | |
- | Евреи, поселившиеся в Паннонии при римской империи, не могли там остаться при непрерывных варварских нашествиях IV - IX веков. Только после окончательного захвата страны венграми в конце IX века стало возможно поселиться там и проложить торговые маршруты.
| + | |
- | | + | |
- | Первый исторический документ, касающийся евреев Венгрии - это письмо 960 года [[Хазары|хазарскому]] царю Иосифу от [[Хасдай ибн Шафрут|Хасдая ибн Шафрута]]. Там упомянуты евреи, живущим в "стране Унгарин".<ref>Jew. Encyc. iv. 3, s.v. Chazars</ref>
| + | |
- | | + | |
- | Примерно в то же время [[Ибн Якуб, Ибрагим|Ибрагим ибн Якуб]] записал, что евреи пришли из Венгрии в Прагу по торговым делам.<ref>[http://www.jewishencyclopedia.com/view.jsp?artid=970&letter=H&search=Pannonia#2584 Gotthard Deutsch, Alexander Büchler. "Hungary" in Jewish Encyclopedia]</ref>
| + | |
- | | + | |
- | === В Восточной Европе ===
| + | |
- | ==== В Иллирии (Албания, Хорватия) ====
| + | |
- | С римских времён евреи жили в северном регионе Албании. На протяжении веков евреи временно поселялись в Албании, но никогда не основывали постоянную общину.<ref>[http://www.jewishvirtuallibrary.org/jsource/vjw/albania.html Ariel Scheib. "Albania" in Jewish Virtual Library]</ref>
| + | |
- | | + | |
- | '''Евреи жили на территории нынешней Хорватии с седьмого века.'''
| + | |
- | Там были найдены документы, датированные рассматриваемым периодом. Евреи не были допущены к поселению или торговле там, потому что они были конкурентами для нееврейских купцов.<ref>[http://www.jewishvirtuallibrary.org/jsource/vjw/Croatia.html Stephanie Persin. "Croatia" in Jewish Virtual Library]</ref>
| + | |
- | | + | |
- | Упоминание о евреях в Хорватии в десятом веке можно найти в письме от испанского визиря [[Хасдай ибн Шафрут|Хасдая ибн Шафрута]] к Иосифу, царю [[Хазария|Хазар]]. Два человека, по имени мар Саул и мар Иосиф, пришли с послом "царя Гиблим" к Хасдаю в Кордову. Обычно предполагается, что "гиблим" - это хорваты.<ref>[http://www.jewishencyclopedia.com/view.jsp?artid=893&letter=C&search=Croatia Gotthard Deutsch, Gabriel Schwarz. "Croatia" in Jewish Encyclopedia]</ref>
| + | |
- | | + | |
- | ==== В Польше ====
| + | |
- | Первыми евреями, появившимися на территории Польши в IX в., были купцы-[[раданиты]] из Испании и Франции. В X–XI вв. в страну часто приезжали из соседних славянских земель еврейские купцы.<ref>[http://www.eleven.co.il/?mode=article&id=13274&query=%CF%CE%CB%DC%D8%C0 Электронная еврейская энциклопедия, статья "Польша"]</ref>
| + | |
- | | + | |
- | ==== В Румынии ====
| + | |
- | В VIII в. евреи Румынии помогли [[Хазария|хазарам]] завоевать страну. По свидетельствам византийских историков, в это время иудаизм был господствующей религией в Румынии.
| + | |
- | Нет никаких сведений о евреях в Румынии в IX–XI вв.<ref>[http://www.eleven.co.il/?mode=article&id=13620&query=%D0%D3%CC%DB%CD%C8%DF Электронная еврейская энциклопедия, статья "Румыния"]</ref>
| + | |
- | | + | |
- | ==== В Болгарии ====
| + | |
- | Во времена византийского императора Льва III (718–741) многие евреи бежали в Болгарию от преследований.
| + | |
- | | + | |
- | Болгарский царь Крум привёл сколько-то евреев среди 30000 пленников из Фессалии в 811 году.
| + | |
- | Отношение болгар к евреям в то время было благожелательным.
| + | |
- | | + | |
- | Во время правления царя Бориса I (852-89), евреи пытались обращать болгар в иудаизм. Но христианские эмиссары были более успешными. Вера ранних болгарских христиан была смесью христианских, еврейских и языческих верований.
| + | |
- | | + | |
- | Много византийских евреев обосновались в Болгарии в 967 году: в Никополе ([http://ejwiki.org/wiki/%D0%98%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F_%D0%B5%D0%B2%D1%80%D0%B5%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B3%D0%BE_%D0%BD%D0%B0%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%B0_%D0%BE%D1%82_%D1%80%D0%B0%D0%B7%D1%80%D1%83%D1%88%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F_%D0%A5%D1%80%D0%B0%D0%BC%D0%B0_%D0%B4%D0%BE_%D0%B0%D1%80%D0%B0%D0%B1%D1%81%D0%BA%D0%B8%D1%85_%D0%B7%D0%B0%D0%B2%D0%BE%D0%B5%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B9_%D0%B2%D0%BD%D0%B5_%D0%A1%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BD%D1%8B_%D0%98%D0%B7%D1%80%D0%B0%D0%B8%D0%BB%D1%8F#.D0.92.D0.BE_.D0.A4.D1.80.D0.B0.D0.BA.D0.B8.D0.B8_.28.D0.91.D0.BE.D0.BB.D0.B3.D0.B0.D1.80.D0.B8.D1.8F.2C_.D0.A0.D1.83.D0.BC.D1.8B.D0.BD.D0.B8.D1.8F.29 рядом с которым еврейское поселение было ещё во II веке]), Видине, Силистрии и Софии.<ref> Solomon Abraham Cohen, Responsa, Leghorn, 1592</ref><ref>"Маiм Rabbim", Amsterdam, 1637</ref>.<ref>[http://www.eleven.co.il/?mode=article&id=10695&query=%C1%CE%CB%C3%C0%D0%C8%DF Электронная еврейская энциклопедия, статья "Болгария"]</ref><ref>[http://www.jewishvirtuallibrary.org/jsource/vjw/bulgaria.html#ancient "Bulgaria" in Jewish Virtual Library]</ref><ref>
| + | |
- | [http://www.jewishencyclopedia.com/view.jsp?artid=1583&letter=B&search=Thrace#4578 Gotthard Deutsch, M. Franco "Bulgaria" in Jewish Encyclopedia]</ref>
| + | |
- | | + | |
- | ==== В Хазарии (от Дуная до Северного Прикаспия) ====
| + | |
- | [[Хазария]] стала сверхдержавой приблизительно в VIII веке. В это время она контролировала территорию от Дуная на западе до Хорезма (в Средней Азии) на востоке, от Дербента и Крыма на юге до лесостепной зоны в современной Украине и Средней Волги на севере.
| + | |
- | | + | |
- | Там с древности жили евреи, проходили важнейшие торговые пути того времени и находились важные узловые пункты маршрутов [[раданиты|раданитов]], например, Киев.
| + | |
- | | + | |
- | В Закавказье хазары вели тяжёлые войны с арабским халифатом, став, тем самым, союзником Византии.
| + | |
- | | + | |
- | Вероятно, в это время '''каган''' и его вельможи вместе с большим количеством народа принял еврейскую религию. Царь Иосиф в своем письме [[Хасдай ибн Шафрут|Хасдаю ибн Шафруту]] (около 960), сообщил, что хазары приняли иудаизм при '''царе Булане''' (см. [[Гаркави, Авраам Яковлевич|Гаркави А.Я.]], "Сообщения о Хазарах", в "Еврейская Библиотека", VII 153).<ref>[http://www.jewishencyclopedia.com/view.jsp?artid=402&letter=C&search=Chazars#1366 Herman Rosenthal CHAZARS in Jewish Encyclopedia]</ref>
| + | |
- | | + | |
- | По словам арабских писателей десятого века, только царь и вельможи были последователями иудаизма. Остальные хазары были христианами, мусульманами и язычниками, а евреи были в меньшинстве (Frähn, "De Chazaris," pp. 13-18, 584-590).
| + | |
- | Можно предположить, что в девятом веке многие хазары-язычники стали евреями в связи с религиозным рвением '''царя Овадии'''.
| + | |
- | | + | |
- | Еврейское население Хазарии между седьмым и десятым веками, должно было быть значительным. Несомненно, кавказские и другие восточные евреи жили там и вели дела с хазарами задолго до прибытия еврейских беженцев из Греции (723 г.).
| + | |
- | | + | |
- | Евреи в хазарской империи могли заниматься любыми делами - от государственной службы и военного дела до ремесла и сельского хозяйства. После нескольких поколений проживания на иноплеменной территории евреи начинали говорить на местных языках. Так, среди славян местные евреи перешли на славянский язык.
| + | |
- | | + | |
- | В 969 году шведы в союзе с кочевыми ордами разрушили столицу Хазарии в дельте Волги и нанесли большой урон хазарской державе. Восточная часть страны вскоре была уничтожена кочевниками. Население ушло в Среднюю Азию и Дагестан, при этом массово перейдя в ислам.
| + | |
- | | + | |
- | Причерноморская часть Хазарии продержалась ещё не менее ста лет. Отдельные хазарские княжества вошли в качестве вассалов в последующие государства на территории Восточно-Европейской равнины.
| + | |
- | | + | |
- | ==== В Греции (Византии) ====
| + | |
- | [[Файл: BizJews.JPG|right|Греческие евреи X века]]
| + | |
- | Евреи в Греции в византийские времена назывались '''романиотами''' (в отличие от евреев других общин).
| + | |
- | Через Грецию проходили многочисленные маршруты [[раданиты|раданитов]] из всех цивилизованных стран.
| + | |
- | Община Фив доминировала в шёлковой промышленности, а евреи Крита были производителями и экспортёрами сельскохозяйственной продукции.
| + | |
- | | + | |
- | Многие евреи интегрировались в греческую культуру. Некоторые общины пытались сохранить иврит, записывая разделы Танаха на греческом языке еврейскими буквами. Другие были ассимилированы полностью.
| + | |
- | | + | |
- | Византийские законы по поводу евреев были основаны на религиозной нетерпимости. Минимальную защиту жизни и имущества евреи всё же получали, но их права были урезаны до предела. Их заставляли заниматься самыми невыгодными и постыдными работами (быть ассенизаторами, палачами и т.п.).
| + | |
- | | + | |
- | Каждое политическое событие, носившее всегда религиозную окраску, приводило к антиеврейским акциям властей и населения.
| + | |
- | Бурные события конца VII — начала VIII в. привели к распространению среди евреев Византии '''апокалиптических теорий'''.
| + | |
- | | + | |
- | В период '''иконоборчества''' (VIII – начало IX в.) обе стороны конфликта вредили евреям.
| + | |
- | После победы иконопочитателей (843) на евреев обрушились еще более тяжелые репрессии и волны насильственного крещения. Часть евреев бежала от этих преследований к [[Хазария|хазарам]].
| + | |
- | | + | |
- | С IX по XII века многие '''евреи-ашкенази''' из Центральной Европы, где бывало ещё хуже, чем в Византии, нашли приют в Северной Греции, в Салониках.<ref>[http://www.eleven.co.il/?mode=article&id=10910&query=%C2%C8%C7%C0%CD%D2%C8%DF Электронная еврейская энциклопедия, статья "Византия"]</ref><ref>[http://www.jewishvirtuallibrary.org/jsource/vjw/Greece.html#Jewish Greece Shira Schoenberg. "Greece" in Jewish Virtual Library]</ref>
| + | |
- | | + | |
- | == В Азии ==
| + | |
- | {{main|Еврейские общины в Азии в VII - X веках}}
| + | |
- | === В Западной Азии ===
| + | |
- | ==== В Анатолии ====
| + | |
- | Полуостров Малая Азия (Анатолия) в раннем средневековье входил в состав Византии. На евреев, живших там, распространялась политика византийских императоров.
| + | |
- | | + | |
- | Еврейские общины Смирны, Эфеса и других древних городов на побережье сократились в этот период, несмотря на расцвет торговли по Великому шёлковому пути.
| + | |
- | ==== В Грузии ====
| + | |
- | До арабского завоевания еврейская община в Грузии существовала более полутора тысяч лет. В шестом веке она пополнилась переселенцами из Византии и беженцами из районов восточного Закавказья.
| + | |
- | | + | |
- | В рассматриваемый период грузинские евреи уже полностью перешли на грузинский язык..
| + | |
- | | + | |
- | Под властью арабов в конце девятого века, Абу-Имран Муса аль-Зафарани основал караимскую секту, которая называлась Тифлисской сектой на протяжении более 300 лет.<ref>[http://www.jewishvirtuallibrary.org/jsource/vjw/Georgia.html#a Joanna Sloame. "Georgia" in Jewish Virtual Library]</ref>
| + | |
- | | + | |
- | ==== В Армении ====
| + | |
- | В начале средних веков большинство городов Армения не допускало поселения евреев.
| + | |
- | | + | |
- | К концу периода армянская община исчезла, частично влившись в курдскую.<ref>[http://www.eleven.co.il/?mode=article&id=10288&query=%C0%D0%CC%C5%CD%C8%DF Электронная еврейская энциклопедия]</ref>
| + | |
- | <ref>[[http://www.jewishvirtuallibrary.org/jsource/vjw/armenia.html#history Ariel Scheib. "Armenia" in Jewish Virtual Library]]</ref>
| + | |
- | ==== В Азербайджане ====
| + | |
- | В середине VII в. Азербайджан (включая Дагестан) был захвачен арабами у Хазарии.
| + | |
- | | + | |
- | В районе Баку раскопаны остатки еврейского квартала и Шабранской синагоги VII в. (некоторые историки связывают ее с периодом правления хазар).<ref>[http://www.eleven.co.il/?mode=article&id=10098&query=%C0%C7%C5%D0%C1%C0%C9%C4%C6%C0%CD Электронная еврейская энциклопедия, статья "Азербайджан"]</ref>
| + | |
- | | + | |
- | Под властью Арабского халифата евреи продолжали селиться в районе Дербента.<ref>[http://www.eleven.co.il/?mode=article&id=11403&query=%C4%C5%D0%C1%C5%CD%D2 Электронная еврейская энциклопедия, статья "Дербент"]</ref>
| + | |
- | Когда шведы ("русы") в X веке опустошили хазарские города, оставшиеся в живых жители Семендера, а также [[Итиль|Итиля]] (столицы Хазарии), среди которых было много евреев, бежали в Дербент ([[Гаркави А.Я.|Гаркави]], "Сказание мусульманских писателей о славянах и русских", стр. 220).<ref>[http://www.jewishencyclopedia.com/view.jsp?artid=258&letter=D&search=Derbent Herman Rosenthal. "Derbent" in Jewish Encyclopedia]</ref>
| + | |
- | | + | |
- | ==== В Иране ====
| + | |
- | После арабского завоевания в 642 году еврейская община Ирана получила статус '''[[зимми]]'''.
| + | |
- | | + | |
- | В еврейской общине произошло в VIII веке разделение на раввинистический иудаизм, опирающийся на [[Талмуд]], и очень многочисленные [[караимы|караимские]], мессианские и сектантские общины.
| + | |
- | Раввинистическая часть иранских евреев была до конца раннего средневековья частью единой вавилоно-иранской еврейской общности.
| + | |
- | | + | |
- | Налог на землю для немусульман вытеснил евреев в города, заниматься ремеслами и торговлей. К середине VIII века евреи уже заняли ведущие позиции в торговле и финансовом деле в Иране в халифате в целом. Само слово "[[раданиты]]" - иранского происхождения.<ref>[http://www.eleven.co.il/?mode=article&id=11843&query=%C8%D0%C0%CD Электронная еврейская энциклопедия]</ref>
| + | |
- | | + | |
- | Из восточной провинции Ирана - Хорасана (ныне - территория Узбекистана) еврейские купцы ходили в '''Хазарию''' и '''Китай''' и постепенно создавали там свои поселения. Многие евреи пришли в Хазарию именно с территории Ирана.<ref>[http://www.jewishvirtuallibrary.org/jsource/judaica/ejud_0002_0020_0_20267.html "UZBEKISTAN" in Jewish Virtual Library]</ref>
| + | |
- | | + | |
- | === В Центральной Азии ===
| + | |
- | По Центральной Азии проходили пути [[Раданиты|раданитов]] из Хазарии и Ирана в Китай и Индию. Все древние торговые города там продолжали существовать в раннем средневековье, несмотря на все нашествия. Общины евреев в них росли и быстро восстанавливались после любого бедствия.
| + | |
- | | + | |
- | '''Евреи были единственной группой в Центральной Азии, которые не приняли ислам'''.
| + | |
- | | + | |
- | Существуют доказательства того, что еврейские общины процветали в регионе с IX по XII век, особенно в городах Балх, Хорезм и Самарканд, и что они признали авторитет [[экзиларх]]а в Багдаде и общались с ним.<ref>[http://www.jewishvirtuallibrary.org/jsource/judaica/ejud_0002_0004_0_03718.html "BUKHARA" in Jewish Virtual Library]</ref>
| + | |
- | | + | |
- | Мусульманские правители были довольно терпимы к бухарским евреям, с которых брали большие налоги в рамках статуса "[[Зимми|Зимми]]".<ref>[http://www.jewishvirtuallibrary.org/jsource/History/Bukharan_Jews.html#1 Joanna Sloame. "Bukharan Jews" in Jewish Virtual Library]</ref>
| + | |
- | | + | |
- | Ранние мусульманские источники (конца VII - начала VIII века) ссылаются на присутствие евреев в Мерве.<ref>[http://www.jewishvirtuallibrary.org/jsource/judaica/ejud_0002_0004_0_03718.html "BUKHARA" in Jewish Virtual Library]</ref>
| + | |
- | ==== В Афганистане ====
| + | |
- | В раннем средневековье Афганистан часто служил местом ссылки или добровольного изгнания для евреев, нежелательных для руководителей еврейской общины Месопотамии.
| + | |
- | | + | |
- | Еврейские и мусульманские источники сообщают о существовании еврейской общины в Балхе, Газни в X–XI вв., в Кандагаре и Кабуле в X в.<ref>[http://www.eleven.co.il/?mode=article&id=10329&query=%C0%D4%C3%C0%CD%C8%D1%D2%C0%CD Электронная еврейская энциклопедия, статья "Афганистан"]</ref>
| + | |
- | | + | |
- | Пуштуны (африди)- потомки северных племён, выселенных на территорию Афганистана ассирийцами, приняли ислам после арабского завоевания.
| + | |
- | | + | |
- | Другие сообщения говорят о персидских евреях, отвергших ислам, бежавших от мусульманского завоевания в VII и VIII веках и поселившихся в Афганистане.<ref>[http://www.jewishvirtuallibrary.org/jsource/vjw/Afghanistan.html Alden Oreck, "Afghanistan" in Jewish Virtual Library]</ref>
| + | |
- | | + | |
- | === В Восточной Азии ===
| + | |
- | ==== В Индии ====
| + | |
- | Йеменские евреи получили от царя Малабара феодальную власть над [[кочинские евреи|кочинской]] общиной на юго-западном (Малабарском) побережье Индии. Они держали '''чёрных''' евреев в крепостном состоянии, близком к рабству. Они также покупали рабов - тамилов, обращали их в иудаизм и поселяли среди евреев, с которыми те могли вступать в браки. '''Белые евреи''' йеменского или иракского происхождения с '''чёрными''' не смешивались. <ref>[http://www.eleven.co.il/article/12210 Электронная еврейская энциклопедия, статья "Кочинские евреи"]</ref>
| + | |
- | <ref>[http://www.jewishencyclopedia.com/view.jsp?artid=558&letter=C Joseph Jacobs, Joseph Ezekiel. "COCHIN" in Jewish Encyclopedia]</ref> Таким образом, кочинская община имела контакт с еврейским миром и знания о современной ей еврейской культуре.
| + | |
- | | + | |
- | Приблизительно в 30 км к югу от Бомбея в Махараштре жила община [[Бней-Исраэль]], возникшая ещё во II век до н.э. Эти евреи потеряли связь с другими еврейскими общинами и забыли многое, но продолжали соблюдать основные еврейские традиции.<ref>[http://www.eleven.co.il/article/10673 Электронная еврейская энциклопедия, статья "Бней-Исраэль"]</ref>
| + | |
- | | + | |
- | Так же жили и [[Бней-Менаше]] на северо-востоке Индии, утратившие все письменные источники и сильно перемешавшиеся с местными народами.
| + | |
- | | + | |
- | Три общины индийских евреев жили отдельно, не зная друг о друге. Они вели сельский образ жизни и были весьма небогаты.
| + | |
- | | + | |
- | ==== В Китае ====
| + | |
- | Еврейские купцы пришли в Китай в начале восьмого века. Они поселились в дальнем западном регионе страны, в городе Пьен-Лян и были официально признаны его жителями в 960 году.<ref>[http://www.jewishvirtuallibrary.org/jsource/vjw/chinajews.html Eli Braun The Pien-Liang (Kiafeng) Jewish Community in Jewish Virtual Library]</ref>
| + | |
- | В IX в. евреи появились также на юге Китая в порту Гуанчжоу.
| + | |
- | | + | |
- | По данным мусульманских путешественников, в IX веке многие евреи поступили на государственную службу и отказались от своей религии. Евреи упоминаются среди 120000 иностранцев, перебитых повстанцами в порту Канфу в 884 году.<ref>[Reinaud, "Géographie d'Abulfeda," i. lxxxiii., Paris, 1848]</ref>
| + | |
- | | + | |
- | Представляется весьма вероятным, что в десятом веке новая колония евреев появилась в Китае, прийдя из Индии морским путем.<ref>[http://www.eleven.co.il/?mode=article&id=12104&query=КИТАЙ Электронная еврейская энциклопедия, статья "Китай"]</ref><ref>[http://www.jewishencyclopedia.com/view.jsp?artid=461&letter=C&search=China#1530 Kaufmann Kohler, Richard Gottheil, Henri Cordier, Executive Committee of the Editorial Board. "China" in Jewish Encyclopedia]</ref>
| + | |
- | | + | |
- | == Ссылки ==
| + | |
- | * [http://www.eleven.co.il/ Электронная еврейская энциклопедия]
| + | |
- | * [http://www.jewishencyclopedia.com/ Jewish Encyclopedia]
| + | |
- | * [http://www.jewishvirtuallibrary.org/ Jewish virtual library]
| + | |
- | * [http://www.mindspring.com/~jaypsand/index.htm The Jews of Africa]
| + | |
- | * [http://www.vokrugsveta.ru/ Вокруг Cвета]
| + | |
- | * [http://www.lechaim.ru/ Журнал "Лехаим"]
| + | |
- | * [http://www.bukharianjews.com/ Bukharan Jewish Global Portal]
| + | |
- | | + | |
- | Литература
| + | |
- | * Артамонов М.И., История хазар (1962), 283–7
| + | |
- | * Березанский Евгений. Евреи, хазары, Русь. Герцлия, Исрадон, 2006
| + | |
- | * [[Гаркави А.Я.]], "Сообщения о Хазарах", в "Еврейская Библиотека", VII 153
| + | |
- | * [[Гаркави А.Я.]], היהודים ושפת סלבים;
| + | |
- | * он же, Об языке евреев, etc.;
| + | |
- | * он же, в הכרמל, iv., Nos. 31, 43; v., Nos. 2, 3, 9, 10;
| + | |
- | * он же, в Magazin, vi. 118;
| + | |
- | * он же, в "Русские евреи", 1883, Nos. 5 and 6;
| + | |
- | * он же, "Сказание мусульманских писателей о славянах и русских";
| + | |
- | * он же, Altjüdische Denkmäler aus der Krim;
| + | |
- | * Жак ле Гофф. "Цивилизация средневекового Запада". Москва, Издательская группа "Прогресс", "Прогресс-академия", 1992 (перевод с французского издания Jacques le Goff "La civilisation de l'occident medeival" Paris Arthaud 1977)
| + | |
- | * Поляк А.Н., Хазария (1951), index;
| + | |
- | * Толстов С.П., По следам древнехорезмийской цивилизации (1948: Auf den Spuren der altchoresmischen Kultur, 1953), esp. chs. 9–10;
| + | |
- | * он же, в "Советская этнография" (1946), 94–104;
| + | |
- | * [[Хвольсон, Даниил Авраамович|Хвольсон]], Труды пятаво Археологическаво съезда в Тифлисе, Москва, 1887;
| + | |
- | * он же, Achtzehn Hebräusche Grabinschriften aus der Krim, 1865;
| + | |
- | * он же, in Corpus Inscriptionum Hebraucarum;
| + | |
- | * F. Altheim and R. Stiehl, in: Anales de historia antigua y medieval, 8 (1955), 56–61; idem, Finanzgeschichte der Spaetantike (1957), 264–72.
| + | |
- | * Baron, Social2, 3 (1954), 326;
| + | |
- | * Abu-Raiḥān al-Bīrūnī, The Chronology of Ancient Nations, tr. and ed. by C.E. Sachau (1879), 42;
| + | |
- | * Adolf do Castro, "Historia de los Judios en España;
| + | |
- | * Solomon Abraham Cohen, Responsa, Leghorn, 1592;
| + | |
- | * E. Deinard, Massa' Ḳrim;
| + | |
- | * idem, Toledot Ḳrim;
| + | |
- | * D.M. Dunlop, History of the Jewish Khazars (1954), index S.V. Khwārism;
| + | |
- | * Encyclopaedia Judaica Edition 2 Published by Macmillan Reference USA 2007 Dartmouth Medal winner;
| + | |
- | * Fuenn, in הכרמל, ii., iii., v.;
| + | |
- | * Geiger, Jüd. Zeit. v. 221, vi. 234, x. 228, 304.H. R. I. Br.
| + | |
- | * Latyshew, Inscriptiones Antiquæ Oræ Septentrionalis Ponti Euxini Grœcœ et Latinœ, 1890, ii., No. 50;
| + | |
- | * Levi, Peter. Atlas of the Greek World. Facts on File, New York: 1980;
| + | |
- | * Löwe, "Die Reste der Germanen am Schwarzen Meere," стр. 72, Halle, 1896
| + | |
- | * "Маiм Rabbim", Amsterdam, 1637;
| + | |
- | * Mandl, Benedikt, “A Jewish History of Austria”;
| + | |
- | * Neubauer, Aus der Petersburger Bibliothek;
| + | |
- | * Reinaud, "Géographie d'Abulfeda", Paris, 1848;
| + | |
- | * Schürer, Die Juden im Bosporanischen Reiche, in Sitzungsberichte der Berliner Akademie, 1897, pp. 204-225;
| + | |
- | * S. Szyszman, in: RHR, 152 (1957), 186–90;
| + | |
- | * M. ibn J. al-Ṭabarī, Annales: Tarīkh al-Rusul wal-Mulūk … ed. by M.J. de Goeje, ser. 1 pt. 5 (repr., 1964), 2903; ser. 2 pt. 2 (repr., 1964), 1142–43, 1236–41; cf. Fr. tr. by M.H. Zotenberg, 3 (1871), 573; 4 (1874), 177;
| + | |
- | * G. van Vlooten, "Recherches sur la Domination Arabe" Amsterdam, 1894
| + | |
- | * Zaidner, Michael. Jewish Travel Guide 2000. Intl Specialized Book Service, 2000
| + | |
- | | + | |
- | Примечания
| + | |
- | {{Примечания}}
| + | |
- | | + | |
- | {{WikiCopyRight}}
| + | |
- | | + | |
- | [[Категория:Караимы]]
| + | |
- | [[Категория:требует категоризации]]{{checked_final}}
| + | |