История еврейского народа в раннем средневековье (VII - X века) за пределами Страны Израиля

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
(В Европе)
(В Египте)
Строка 70: Строка 70:
== В Африке ==
== В Африке ==
=== В Египте ===
=== В Египте ===
 +
После арабского завоевания в 640 г. евреи Египта получили статус [[зимми]].
 +
 +
После этого еврейского населения Египта несколько увеличилось. Туда переселялись  из Ирака и Сирии. Эти переселенцы образовали собственные общины со своими синагогами и судами и поддерживали тесные связи с вавилонскими и палестинскими академиями.
 +
 +
О высоком уровне еврейского образования в Египте в этот период свидетельствует тот факт, что [[Саадия Гаон]] учился именно там.
 +
 +
В 969 г. Египет был завоеван Фатимидами и стал центром их государства, включавшего почти всю Северную Африку, Сирию и Страну Израиля. Период их владычества, кроме самого конца, отмечен экономическим расцветом и высокой степенью терпимости к немусульманским религиозным общинам. Одним из самых влиятельных сановников первых халифов из династии Фатимидов был перешедший в ислам еврей Якуб Ибн Килис (930–991).
 +
 +
В это время Египет стал узловым пунктом связи между еврейскими общинами Испании, стран Северной и Западной Африки, Страны Израиля и Вавилонии.
 +
 +
В начале правления Фатимидов была учреждена должность нагида — официального главы еврейской общины, и первый нагид Палтиэль пользовался большим влиянием при дворе.
 +
 +
В Египет переселились многие евреи из Ирака, Сирии и Страны Израиля.
 +
По свидетельствам путешественников и других данным, число евреев в Египте составляло в этот период 12–20 тыс. человек.
 +
 +
Духовным центром Египетского еврейства стала основанная в X в. иешива в Фостате (Каир). Еврейство Египта поддерживало еврейскому населению Страны Израиля. 
 +
 +
В эту же эпоху Египет является одним из центров [[Караимы|караимства]].<ref>[http://www.eleven.co.il/?mode=article&id=11539&query=ЕГИПЕТ Электронная еврейская энциклопедия, статья "Египет"]</ref>
== В Европе ==
== В Европе ==

Версия 08:06, 24 июля 2010

Тип статьи: Регулярная статья



Содержание

В странах Ближнего Востока

В Месопотамии

Вавилонские евреи, страдавшие от преследований иранских правителей, поддерживали арабских завоевателей. За это халиф Омар ибн ал-Хаттаб расширил права евреев, оказал почести эксиларху.

Завоевав Фируз-Шапур (658), халиф Али ибн Аби Талиб признал главу местной иешивы рабби Ицхака (630–660) духовным вождем евреев Ирака и разрешил ему издавать такканот по упорядочению общинной жизни еврейского населения страны.

Иешивы Суры и Пумбедиты, главы которых с конца VI в. носили титул гаонов, достигли расцвета при владычестве арабских халифов в VII–XI вв. Этот период считается золотым веком еврейской учености в Месопотамии.

Еврейская община Месопотамии стала духовным центром для евреев, рассеянных по всему миру и сохранивших с ней связь.

Положение евреев Ирака зависело от отношения правящего халифа к немусульманским подданным. При толерантных халифах евреи платили налоги и неплохо жили. При фанатичных халифах евреи, как и другие немусульмане, подвергались ограничениям и гонениям. В некоторых провинциях судьба евреев во многом определялась политикой губернаторов.

В 762 г. Багдад (незначительный пригород бывшей столицы Сасанидов Ктесифона, где еврейская община существовала с III в.) был превращен в столицу халифата и стал резиденцией эксиларха с наиболее значительной еврейской общиной Ирака.

Во второй половине VIII в. – начале IX в. еврейская община раскололась на караимов и приверженцев раббанитского иудаизма. Гаоны ссорились между собой и с эксилархом.

В IX веке фанатичные халифы ухудшили положение еврейской общины Ирака. Под властью просвещенного покровителя наук халифа ал-Мамуна (813–833) положение евреев на некоторое время улучшилось, но вновь стало особенно тяжелым в годы правления халифа ал-Мутаваккила (847–861). Предписаниям прежних халифов о ношении немусульманами особых одеяний (что, видимо, не слишком соблюдалось) халиф Мутаваккил в 850 г. впервые придал силу закона. Он обязал зажиточных зимми носить жёлтые головные уборы, а их слуг и бедняков-немусульман — жёлтые лоскуты на спине и груди.

Ему приписываются также указы о заключении еврейского населения в еврейские кварталы , дискриминационном налогообложении и т. п. Однако и эти постановления, по-видимому, не всегда приводились в исполнение.

Многие евреи достигли значительных успехов, проявив себя как выдающиеся врачи, ученые, писатели и заняв ключевые позиции в административном аппарате. В правление аббасидского халифа ал-Му‘тадида (892–902) правительство побуждало образованных евреев поступать на государственную службу, считая их (а также христиан) более честными служащими, чем мусульмане.

Предложение халифа отменить обязательный для евреев подушный налог было отвергнуто главой багдадской общины Нетирой (умер в 916 г.), опасавшимся, что отмена налога лишит евреев статуса зимми, обеспечивавшего им покровительство властей.

С 945 г. по 1055 г. Ирак находился под фактической властью персов-шиитов, преследовавших всех нешиитов. Они отменили традиционные привилегии эксиларха и, лишив его прерогативы взимания подушных налогов, возложили эту обязанность на известных своей жестокостью мусульманских сборщиков.[1]

В Сирии

В 634–636 гг. Сирию заняли арабы, освободив евреев от византийских угнетателей.

Среди приближенных халифов из династии Омейядов были христиане и евреи. С приходом к власти Аббасидов (750) были введены Омаровы законы: евреям (так же, как и христианам) было предписано платить высокую подушную подать (джизья) и носить на одежде отличительный знак; их настойчиво побуждали к переходу в ислам.

Евреи Сирии сильно пострадали и от военно-политических смут (конец IX в. – первая половина X в.). В то же время в Сирию шёл приток переселенцев из Вавилонии, разоренной непрерывными войнами. В крупных городах Сирии (таких, как Дамаск) выходцы из Вавилонии образовали самостоятельные общины и построили собственные синагоги.

Среди переселенцев из Ирака было много членов возникших там сект и движения караимов.[2]

В 969 г. Сирия перешла под управление египетской династии Фатимидов (их власть была прочной только в южных и центральных областях страны). В 977–991 гг. (с небольшим перерывом) пост великого визиря Фатимидского халифата занимал Абу ал-Фарадж Я‘куб ибн-Юсуф ибн-Киллис (930–991), еврей, принявший ислам.

В 990 г. он назначил Менашше бен Аврахама Ибн-Каззаза главой местной администрации Сирии, и тот использовал эту влиятельную должность во благо своим единоверцам.

В начале XI в. халиф ал-Хаким предпринял насильственное обращение евреев и христиан в ислам. В ряде городов Сирии синагоги были разрушены или превращены в мечети. Однако уже через несколько лет ал-Хаким отменил свои распоряжения, вернул синагоги евреям и разрешил им строить новые.[3]

В Ливане

В VII в. евреи поддерживали арабов в их борьбе против Византии. Завладев Триполи, арабы поручили охрану порта гарнизону из местных евреев. В первые века арабского владычества немногочисленное еврейское население Ливана, сосредоточенное главным образом в крупнейших городах — Тире, Сидоне, Триполи и Бейруте, — достигло материального и духовного процветания.

Главными занятиями евреев были изготовление и вывоз изделий из стекла, а также ввоз в страны Леванта специй и льна из Магриба и Египта.[4]

В Аравии

После смерти Мухаммада порабощённые еврейские племена центральной Аравии продолжали платить мусульманским властям арендную плату за свои же земли. Но калиф Омар ибн аль-Хаттаб (634-44) опасался влияния иудейской религии на мусульман и выслал евреев из своих владений. Они ушли в Сирию.[5]

Но, по свидетельству арабских авторов и документов каирской генизы, многие евреи на самом деле жили в Вади аль-Кура, Тайме и в других регионах в X и XI веках.

Возможно, что в это время (середина VII века) многие из обращенных в иудаизм южных арабов приняли ислам - видимо, больше, чем малое число евреев - потомков ссыльных.[6]

В Африке

В Египте

После арабского завоевания в 640 г. евреи Египта получили статус зимми.

После этого еврейского населения Египта несколько увеличилось. Туда переселялись из Ирака и Сирии. Эти переселенцы образовали собственные общины со своими синагогами и судами и поддерживали тесные связи с вавилонскими и палестинскими академиями.

О высоком уровне еврейского образования в Египте в этот период свидетельствует тот факт, что Саадия Гаон учился именно там.

В 969 г. Египет был завоеван Фатимидами и стал центром их государства, включавшего почти всю Северную Африку, Сирию и Страну Израиля. Период их владычества, кроме самого конца, отмечен экономическим расцветом и высокой степенью терпимости к немусульманским религиозным общинам. Одним из самых влиятельных сановников первых халифов из династии Фатимидов был перешедший в ислам еврей Якуб Ибн Килис (930–991).

В это время Египет стал узловым пунктом связи между еврейскими общинами Испании, стран Северной и Западной Африки, Страны Израиля и Вавилонии.

В начале правления Фатимидов была учреждена должность нагида — официального главы еврейской общины, и первый нагид Палтиэль пользовался большим влиянием при дворе.

В Египет переселились многие евреи из Ирака, Сирии и Страны Израиля. По свидетельствам путешественников и других данным, число евреев в Египте составляло в этот период 12–20 тыс. человек.

Духовным центром Египетского еврейства стала основанная в X в. иешива в Фостате (Каир). Еврейство Египта поддерживало еврейскому населению Страны Израиля.

В эту же эпоху Египет является одним из центров караимства.[7]

В Европе

В Западной Европе

В Западной Европе еврейские общины существовали со времён Римской империи. Они, как правило, сохранились в уцелевших римских городах и начали развиваться после прекращения варварских нашествий.

В империи Карла Великого (конец VII - начало VIII века) евреи пользовались определёнными имущественными правами. Существовали евреи-землевладельцы. Сам император пользовался услугами еврейских купцов; отправлял евреев с политическими и торговыми поручениями в Азию и Африку. Очевидно, к периоду царствования Карла Великого относится возникновение ряда еврейских общин Германии, главным образом в Рейнской области.

Вместе с тем, церковь продолжала в этот период настаивать на требовании держать евреев в унижении и налагать на них различные ограничения. Так, еврей, обращавшийся в суд с жалобой на христианина, должен был представить больше свидетелей, чем христианин; евреям запрещалось брать в залог под ссуду вещи, принадлежавшие христианину; христианам запрещалось отдавать землю в аренду евреям, а евреям — иметь христианских арендаторов; евреям запрещалось занимать христиан работами для себя по воскресеньям и христианским праздникам; осуждалась продажа евреям церковного имущества. Евреям были запрещены некоторые виды брака, разрешенные еврейским правом; брак смешанный евреев и христиан находился под контролем церкви.[8]

Торговые сообщества раданитов наладили поступление товаров и технологий из Сирии в Центральную и Западную Европу. Прибывшие из Сирии евреи, говорившие по-арамейски, пополнили старые общины Европы и сильно повлияли на них в культурном плане. В ашкензском диалекте иврита чувствуется сильный арамейский акцент.

...особенно важной статьёй торговли были такие ценности, как дорогие ткани, пряности, которые восточные купцы, именовавшиеся "сирийцами", а в действительности бывшие евреями, привозили на Запад; ими же торговали восточные купцы, осевшие в христианском мире, которым доставляли их компатриоты. Жак ле Гофф, "Цивилизация средневекового Запада", стр. 30

В Южной Европе евреи стали важным фактором развития в новых государствах. Мусульманские завоеватели охотно принимали их на государственную службу и позволяли подниматься довольно высоко.

В Германии

Еврейская община Ахена возникла ещё во времена Римской империи (первые века нашей эры)[9]. Тем самым она может считаться одной из древнейших в Германии. Карл Великий, сделавший Ахен своей столицей, имел дела с евреями города.

В каролингский период еврейский квартал располагался недалеко от королевского дворца. Еврейские купцы Аахена упоминаются в капитулярии восьмого века[10].

Хроники сообщают, что в 802 году Исаака, который сопровождал посла Карла Великого к халифу Гаруну-аль-Рашиду [11], торжественно принимали в королевской резиденции Аахена[12]. Среди евреев Аахена в 828 вошёл в историю Давид, лечивший Эйнхарда[13].

Во Франции

В Испании

В мусульманских государствах Испании евреи были почти равноправными с мусульманами. Известны многочисленные евреи, занимавшие высокие должности при правителях мусульманских государств.

В Восточной Европе


В Византии

Ссылки

Литература

  • Жак ле Гофф. "Цивилизация средневекового Запада". Москва, Издательская группа "Прогресс", "Прогресс-академия", 1992 (перевод с французского издания Jacques le Goff "La civilisation de l'occident medeival" Paris Arthaud 1977)

Примечания

Уведомление: Предварительной основой данной статьи была аналогичная статья в http://ru.wikipedia.org, на условиях CC-BY-SA, http://creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0, которая в дальнейшем изменялась, исправлялась и редактировалась.

Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация