История еврейского народа в раннем средневековье (VII - X века) за пределами Страны Израиля

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
(Ссылки)
(Ссылки)
Строка 211: Строка 211:
* [http://www.jewishvirtuallibrary.org/ Jewish virtual library]
* [http://www.jewishvirtuallibrary.org/ Jewish virtual library]
* [http://www.mindspring.com/~jaypsand/index.htm The Jews of Africa]
* [http://www.mindspring.com/~jaypsand/index.htm The Jews of Africa]
 +
* [http://www.vokrugsveta.ru/ Вокруг Cвета]
Литература
Литература

Версия 08:40, 4 августа 2010

Тип статьи: Регулярная статья



Содержание

В странах Ближнего Востока

Арабское завоевание на первых порах улучшило положение евреев. Арабы были сравнительно малочисленны, культурно слабы и не могли управлять захваченными землями без поддержки местных образованных людей.

Религиозные преследования со стороны византийских и иранских властей остались в прошлом, сменившись денежным налогом и некоторым ограничением прав по сравнению с мусульманами - более слабым, чем раньше.

В Месопотамии

Вавилонские евреи, страдавшие от преследований иранских правителей, поддерживали арабских завоевателей. За это халиф Омар ибн ал-Хаттаб расширил права евреев, оказал почести эксиларху.

Завоевав Фируз-Шапур (658), халиф Али ибн Аби Талиб признал главу местной иешивы рабби Ицхака (630–660) духовным вождем евреев Ирака и разрешил ему издавать такканот по упорядочению общинной жизни еврейского населения страны.

Иешивы Суры и Пумбедиты, главы которых с конца VI в. носили титул гаонов, достигли расцвета при владычестве арабских халифов в VII–XI вв. Этот период считается золотым веком еврейской учености в Месопотамии.

Еврейская община Месопотамии стала духовным центром для евреев, рассеянных по всему миру и сохранивших с ней связь.

Положение евреев Ирака зависело от отношения правящего халифа к немусульманским подданным. При толерантных халифах евреи платили налоги и неплохо жили. При фанатичных халифах евреи, как и другие немусульмане, подвергались ограничениям и гонениям. В некоторых провинциях судьба евреев во многом определялась политикой губернаторов.

В 762 г. Багдад (незначительный пригород бывшей столицы Сасанидов Ктесифона, где еврейская община существовала с III в.) был превращен в столицу халифата и стал резиденцией эксиларха с наиболее значительной еврейской общиной Ирака.

Во второй половине VIII в. – начале IX в. еврейская община раскололась на караимов и приверженцев раббанитского иудаизма. Гаоны ссорились между собой и с эксилархом.

В IX веке фанатичные халифы ухудшили положение еврейской общины Ирака. Под властью просвещенного покровителя наук халифа ал-Мамуна (813–833) положение евреев на некоторое время улучшилось, но вновь стало особенно тяжелым в годы правления халифа ал-Мутаваккила (847–861). Предписаниям прежних халифов о ношении немусульманами особых одеяний (что, видимо, не слишком соблюдалось) халиф Мутаваккил в 850 г. впервые придал силу закона. Он обязал зажиточных зимми носить жёлтые головные уборы, а их слуг и бедняков-немусульман — жёлтые лоскуты на спине и груди.

Ему приписываются также указы о заключении еврейского населения в еврейские кварталы , дискриминационном налогообложении и т. п. Однако и эти постановления, по-видимому, не всегда приводились в исполнение.

Многие евреи достигли значительных успехов, проявив себя как выдающиеся врачи, ученые, писатели и заняв ключевые позиции в административном аппарате. В правление аббасидского халифа ал-Му‘тадида (892–902) правительство побуждало образованных евреев поступать на государственную службу, считая их (а также христиан) более честными служащими, чем мусульмане.

Предложение халифа отменить обязательный для евреев подушный налог было отвергнуто главой багдадской общины Нетирой (умер в 916 г.), опасавшимся, что отмена налога лишит евреев статуса зимми, обеспечивавшего им покровительство властей.

С 945 г. по 1055 г. Ирак находился под фактической властью персов-шиитов, преследовавших всех нешиитов. Они отменили традиционные привилегии эксиларха и, лишив его прерогативы взимания подушных налогов, возложили эту обязанность на известных своей жестокостью мусульманских сборщиков.[1]

В Сирии

В 634–636 гг. Сирию заняли арабы, освободив евреев от византийских угнетателей.

Среди приближенных халифов из династии Омейядов были христиане и евреи. С приходом к власти Аббасидов (750) были введены Омаровы законы: евреям (так же, как и христианам) было предписано платить высокую подушную подать (джизья) и носить на одежде отличительный знак; их настойчиво побуждали к переходу в ислам.

Евреи Сирии сильно пострадали и от военно-политических смут (конец IX в. – первая половина X в.). В то же время в Сирию шёл приток переселенцев из Вавилонии, разоренной непрерывными войнами. В крупных городах Сирии (таких, как Дамаск) выходцы из Вавилонии образовали самостоятельные общины и построили собственные синагоги.

Среди переселенцев из Ирака было много членов возникших там сект и движения караимов.[2]

В 969 г. Сирия перешла под управление египетской династии Фатимидов (их власть была прочной только в южных и центральных областях страны). В 977–991 гг. (с небольшим перерывом) пост великого визиря Фатимидского халифата занимал Абу ал-Фарадж Я‘куб ибн-Юсуф ибн-Киллис (930–991), еврей, принявший ислам.

В 990 г. он назначил Менашше бен Аврахама Ибн-Каззаза главой местной администрации Сирии, и тот использовал эту влиятельную должность во благо своим единоверцам.

В начале XI в. халиф ал-Хаким предпринял насильственное обращение евреев и христиан в ислам. В ряде городов Сирии синагоги были разрушены или превращены в мечети. Однако уже через несколько лет ал-Хаким отменил свои распоряжения, вернул синагоги евреям и разрешил им строить новые.[3]

В Ливане

В VII в. евреи поддерживали арабов в их борьбе против Византии. Завладев Триполи, арабы поручили охрану порта гарнизону из местных евреев. В первые века арабского владычества немногочисленное еврейское население Ливана, сосредоточенное главным образом в крупнейших городах — Тире, Сидоне, Триполи и Бейруте, — достигло материального и духовного процветания.

Главными занятиями евреев были изготовление и вывоз изделий из стекла, а также ввоз в страны Леванта специй и льна из Магриба и Египта.[4]

В Аравии

После смерти Мухаммада порабощённые еврейские племена центральной Аравии продолжали платить мусульманским властям арендную плату за свои же земли. Но калиф Омар ибн аль-Хаттаб (634-44) опасался влияния иудейской религии на мусульман и выслал евреев из своих владений. Они ушли в Сирию.[5]

Но, по свидетельству арабских авторов и документов каирской генизы, многие евреи на самом деле жили в Вади аль-Кура, Тайме и в других регионах в X и XI веках.

Возможно, что в это время (середина VII века) многие из обращенных в иудаизм южных арабов приняли ислам - видимо, больше, чем малое число евреев - потомков ссыльных.[6]

В Африке

Арабское завоевание в седьмом веке улучшило положение евреев Северной Африки по сравнению с византийскими временами. Арабы, пришедшие туда, были весьма малочисленны и не изменили по существу строй местной жизни.

В ранний мусульманский период существенно окрепли экономически общины Египта, Туниса, Алжира, Марокко. Евреи активно участвовали в ремесленном развитии региона и налаживании новых торговых путей - например, через Сахару. Экономический расцвет сопровождался активной интеллектуальной деятельностью.

Но в конце X века произошло новое арабское вторжение - на этот раз массовое. Завоевание региона Фатимидами сопровождалось насилием и грабежами, нанесшими тяжёлый урон городскому населению, в том числе евреям. Наличие большого количества новых поселенцев - мусульманских фанатиков создало предпосылки для постепенного упадка культуры и ухудшения жизни в регионе.

В Египте

После арабского завоевания в 640 г. евреи Египта получили статус зимми.

После этого еврейского населения Египта несколько увеличилось. Туда переселялись из Ирака и Сирии. Эти переселенцы образовали собственные общины со своими синагогами и судами и поддерживали тесные связи с вавилонскими и палестинскими академиями.

О высоком уровне еврейского образования в Египте в этот период свидетельствует тот факт, что Саадия Гаон учился именно там.

В 969 г. Египет был завоеван Фатимидами и стал центром их государства, включавшего почти всю Северную Африку, Сирию и Страну Израиля. Период их владычества, кроме самого конца, отмечен экономическим расцветом и высокой степенью терпимости к немусульманским религиозным общинам. Одним из самых влиятельных сановников первых халифов из династии Фатимидов был перешедший в ислам еврей Якуб Ибн Килис (930–991).

В это время Египет стал узловым пунктом связи между еврейскими общинами Испании, стран Северной и Западной Африки, Страны Израиля и Вавилонии.

В начале правления Фатимидов была учреждена должность нагида — официального главы еврейской общины, и первый нагид Палтиэль пользовался большим влиянием при дворе.

В Египет переселились многие евреи из Ирака, Сирии и Страны Израиля. По свидетельствам путешественников и других данным, число евреев в Египте составляло в этот период 12–20 тыс. человек.

Духовным центром Египетского еврейства стала основанная в X в. иешива в Фостате (Каир). Еврейство Египта поддерживало еврейскому населению Страны Израиля.

В эту же эпоху Египет является одним из центров караимства.[7]

В Ливии

Евреи жили в Ливии до арабского завоевания. Источники XI также свидетельствуют о наличии еврейских общин во многих городах страны. Несмотря на отсутствие письменных источников VII - X веков, следует предположить, что эти общины были там и в период раннего средневековья.

В Тунисе

После арабского завоевания берберы, в прошлом ставшие иудеями, приняли ислам. "Старые" еврейские общины этого не сделали.

Под властью мусульман евреи имели статус зимми.

Он обеспечивал личную неприкосновенность, свободу вероисповедания и экономической деятельности, общинную автономию. С другой стороны, евреи должны были платить подушную подать (джизья или джавали) и во многих отношениях дискриминировались.

При всех мусульманских правителях раннего средневековья евреи Туниса процветали. В страну переселялись евреи из Алжира, Марокко, Испании, Италии (включая Сицилию) и, возможно, из Египта. Еврейское население страны росло.

Главным еврейским центром Туниса стала его столица Кайруан. Еврейские общины существовали в этот период также в Махдии, Габесе и других городах, прежде всего портовых.

Как следует из документов, обнаруженных в Каирской генизе, и из других источников, в IX–XI вв. еврейские коммерсанты из Туниса играли важную роль в экономике страны и в мировой торговле. Они действовали во всех концах Средиземноморья и в других регионах, например, на Аравийском полуострове, в Иране и в Индии.

Колонии тунисских евреев существовали на Сицилии и других островах Средиземного моря, в Египте (Фостат; Александрия), Стране Израиля (в частности, в Иерусалиме), Йемене и других местах. Еврейские купцы экспортировали из Туниса широкий ассортимент товаров, в том числе продукцию еврейских ткачей. Импортировали ещё более широкий ассортимент со всех концов света.

Перевозка товаров осуществлялась главным образом морем, на кораблях. Они принадлежали казне или членам правящей династии, однако фактически были в распоряжении 20 еврейских семей (Маджани, Тахерти, Берехия, Ибн Зигмар, Нахрай и других), объединенных (главным образом путем браков) в несколько конкурировавших между собой группировок. Представители этих семей, как правило, пользовались немалым влиянием при дворе и доминировали в руководящих органах общин. Богатство многих евреев Кайруана, Габеса и других тунисских городов было настолько велико, что вавилонские гаоны в своих респонсах порицали их за излишнее пристрастие к дорогим тканям, благовониям и инструментальной музыке.

В IX в. – первой половине XI в. Махдия, Габес и особенно Кайруан были крупными очагами еврейской учености. Там действовали большие и влиятельные иешивы, руководители которых поддерживали тесные контакты с гаонами Суры и Пумбедиты, жили и работали видные законоучители. Благодаря им Тунис стал одной из первых стран диаспоры, где сложился независимый от Вавилонии центр галахического творчества.

В 880 г. Тунис посетил еврейский путешественник Эльдад hа-Дани.[8]

В Алжире

Евреи присутствовали на территории Алжира с первых веков нашей эры. Под их влиянием многие берберы приняли иудаизм, о чем писал арабский историк XIV века Ибн Хальдун. В седьмом веке в Северо-Западную Африку бежали от религиозных преследований евреи из Испании.

Арабы победили и заставили принять ислам берберские племена Алжира. Однако евреев - горожан они практически не тронули.

Восточные евреи, следовавшие за арабскими войсками, пополнили существующие общины и основали новые в разных городах страны. Они поддерживали связи с еврейскими общинами как на западе, так и на востоке, и даже с гаонами Вавилонии и Страны Израиля.

Воинствующие кочевники, жившие в районе Варглы, были караимами. Возможно, их потомками являлись так называемые бахуси (или бахуцим), которые жили в восточной части Алжира вплоть до новейшего времени.[9]

Ибн Хальдун добавляет, что существование иудаизма среди берберов продолжалось до правления основателя династии Идрисидов (конец VIII века). Но некоторые обычаи, которые сохранились до нашего среди племен Ореса, такие, как уборка дома перед Песахом и соблюдение субботы, следует рассматривать как пережитки этой религии.

Кроме того, по некоторым сведениям, часть племени Хенанша (юг округа Константина) остались иудеями.[10]

В Марокко

После завоевания Марокко арабами (703–711) некоторые племена берберов перешли из иудаизма в ислам, другие продолжали исповедовать иудаизм.[11] С этих пор правовой и политический статус евреев в Марокко определялся законодательством о зимми.

В это время в Марокко переселилось большое число евреев, как правило из арабских стран.

Когда в 788 г. имамы династии Идрисидов провозгласили независимость Марокко под своей властью, многие еврейские воины сражались в их армии, в то время как другие марокканские евреи поддерживали халифат. После кровопролитных действий армии Идриса I против непокорных ему еврейских племён и общин евреи ушли из его армии. Захватив страну, Идрис I (788–793) устроил репрессии против евреев.[12] Впоследствии он разрешил евреям селиться в различных городах Марокко при условии выплаты подушной подати.

Его преемник Идрис II (793–828), основавший город Фес - новую столицу страны, официально пригласил евреев (равно как и христиан) селиться в нём. Евреям был отведен особый квартал (ал-фундук ал-яхуди), окруженный высокой стеной с одними воротами, и предписано платить подать в размере тридцати тысяч динаров в год. По некоторым сведениям, евреи Феса оказали Идрису II значительную помощь в борьбе за престол.

Отношение к евреям со стороны Идрисидов (788–974) было в общем благоприятным.

В Фесе и Сиджилмассе находились крупные иешивы. Создавались многочисленные произведения в различных областях еврейских знаний. Как явствует из респонсов вавилонских гаонов, фесские раввины регулярно обращались к ним с запросами галахического характера.[13][14]

В Эфиопии

Евреев в Эфиопии называли "фалаша", что на языке геез означает "пришельцы". Самоназвание - "бита Израиль" - дом Израиля.

Пленные йеменские евреи, захваченные эфиопским царём после разгрома Химьяритского царства в 625 году, были расселены в области Сымен, где и уже жили евреи. Они укрепили общину.

В горных районах к северу от оз. Тана евреи сохраняли политическую независимость под предводительством собственных правителей.[15]

В десятом веке еврейская царица по имени Юдит (по другим источникам, Эстер или Тердаё-Гобаз), во главе фалаша провинции Сымен, судя по всему, свергла царя Аксума, и основала династию, которая занимала трон в течение трех столетий. Жозеф Галеви не сомневался в этой истории, которую подтвердили дальнейшие исследования.[16]

В Западной Африке

В восьмом веке раданиты стали селиться в в Тимбукту на территории будущего царства Мали. Там они основали торговый центр, из которого проложили сеть торговых маршрутов по всей Сахаре.[17]

В Европе

В Западной Европе

В Западной Европе еврейские общины существовали со времён Римской империи. Они, как правило, сохранились в уцелевших римских городах и начали развиваться после прекращения варварских нашествий.

В империи Карла Великого (конец VII - начало VIII века) евреи пользовались определёнными имущественными правами. Существовали евреи-землевладельцы. Сам император пользовался услугами еврейских купцов; отправлял евреев с политическими и торговыми поручениями в Азию и Африку. Очевидно, к периоду царствования Карла Великого относится возникновение ряда еврейских общин Германии, главным образом в Рейнской области.

Вместе с тем, церковь продолжала в этот период настаивать на требовании держать евреев в унижении и налагать на них различные ограничения. Так, еврей, обращавшийся в суд с жалобой на христианина, должен был представить больше свидетелей, чем христианин; евреям запрещалось брать в залог под ссуду вещи, принадлежавшие христианину; христианам запрещалось отдавать землю в аренду евреям, а евреям — иметь христианских арендаторов; евреям запрещалось занимать христиан работами для себя по воскресеньям и христианским праздникам; осуждалась продажа евреям церковного имущества. Евреям были запрещены некоторые виды брака, разрешенные еврейским правом; брак смешанный евреев и христиан находился под контролем церкви.[18]

Торговые сообщества раданитов наладили поступление товаров и технологий из Сирии в Центральную и Западную Европу. Прибывшие из Сирии евреи, говорившие по-арамейски, пополнили старые общины Европы и сильно повлияли на них в культурном плане. В ашкензском диалекте иврита чувствуется сильный арамейский акцент.

"Облик цивилизации изменился отнюдь не сразу же после Великого переселения народов. Несмотря на грабежи и разрушения, традиционные очаги культуры лишь в редких случаях быстро угасали и переставали излучать свой свет. Города, ставшие первой жертвой нашествия, в той или иной мере ещё сохраняли жизнь. Своей жизненной силой они иногда были обязаны связанной с ввозом предметов роскоши торговле и наездам восточных купцов, которых называли сирийцами, но которые по большей части были евреями..." Жак ле Гофф, "Цивилизация средневекового Запада", стр. 111

В Южной Европе евреи стали важным фактором развития в новых государствах. Мусульманские завоеватели охотно принимали их на государственную службу и позволяли подниматься довольно высоко.

В Германии

Еврейская община Ахена возникла ещё во времена Римской империи (первые века нашей эры)[19]. Тем самым она может считаться одной из древнейших в Германии. Карл Великий, сделавший Ахен своей столицей, имел дела с евреями города.

В каролингский период еврейский квартал располагался недалеко от королевского дворца. Еврейские купцы Аахена упоминаются в капитулярии восьмого века[20].

Хроники сообщают, что в 802 году Исаака, который сопровождал посла Карла Великого к халифу Гаруну-аль-Рашиду [21], торжественно принимали в королевской резиденции Аахена[22]. Среди евреев Аахена в 828 вошёл в историю Давид, лечивший Эйнхарда[23].

Во Франции

В Испании

В мусульманских государствах Испании евреи были почти равноправными с мусульманами. Известны многочисленные евреи, занимавшие высокие должности при правителях мусульманских государств.

В Восточной Европе


В Византии

Ссылки

Литература

  • Жак ле Гофф. "Цивилизация средневекового Запада". Москва, Издательская группа "Прогресс", "Прогресс-академия", 1992 (перевод с французского издания Jacques le Goff "La civilisation de l'occident medeival" Paris Arthaud 1977)

Примечания

  1. Электронная еврейская энциклопедия, статья "Ирак"
  2. Jewish Virtual Library
  3. Электронная еврейская энциклопедия, статья "Сирия"
  4. Электронная еврейская энциклопедия, статья "Ливан"
  5. Morris Jastrow Jr., Gerson B. Levi, Richard Gottheil, Hartwig Hirschfeld, Marcus Jastrow, Louis Ginzberg "Arabia" in Jewish Encyclopedia
  6. "Arabia" in Jewish Virtual Library
  7. Электронная еврейская энциклопедия, статья "Египет"
  8. Электронная еврейская энциклопедия, статья "Тунис"
  9. Электронная еврейская энциклопедия, статья "Алжир"
  10. W. Marçais "ALGERIA" in Jewish Encyclopedia
  11. Joseph Jacobs, Max Schloessinger, Gotthard Deutsch, Budgett Meakin. "Morocco" in Jewish Encyclopedia
  12. Joseph Jacobs, Max Schloessinger, Gotthard Deutsch, Budgett Meakin. "Morocco" in Jewish Encyclopedia
  13. Электронная еврейская энциклопедия, статья "Марокко"
  14. Электронная еврейская энциклопедия, статья "Фес"
  15. Электронная еврейская энциклопедия, статья "Эфиопские евреи"
  16. J.D. Perruchon, Richard Gottheil. "FALASHAS" in Jewish Encyclopedia
  17. Ariel Scheib. The Jewish Virtual History Tour, Mali
  18. Статья "Карл Великий" из Электронной еврейской энциклопедии
  19. Jewish EncyclopediafckLR
  20. Jewish EncyclopediafckLR
  21. "Вокруг света"
  22. JewishEncyclopedia
  23. JewishEncyclopedia

Уведомление: Предварительной основой данной статьи была аналогичная статья в http://ru.wikipedia.org, на условиях CC-BY-SA, http://creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0, которая в дальнейшем изменялась, исправлялась и редактировалась.

Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация