История еврейского народа в раннем средневековье (VII - X века) за пределами Страны Израиля

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

Перейти к: навигация, поиск
Тип статьи: Регулярная статья



Содержание

В странах Ближнего Востока

Арабское завоевание на первых порах улучшило положение евреев. Арабы были сравнительно малочисленны, культурно слабы и не могли управлять захваченными землями без поддержки местных образованных людей.

Религиозные преследования со стороны византийских и иранских властей остались в прошлом, сменившись денежным налогом и некоторым ограничением прав по сравнению с мусульманами - более слабым, чем раньше.

В Месопотамии

Вавилонские евреи, страдавшие от преследований иранских правителей, поддерживали арабских завоевателей. За это халиф Омар ибн ал-Хаттаб расширил права евреев, оказал почести эксиларху.

Завоевав Фируз-Шапур (658), халиф Али ибн Аби Талиб признал главу местной иешивы рабби Ицхака (630–660) духовным вождем евреев Ирака и разрешил ему издавать такканот по упорядочению общинной жизни еврейского населения страны.

Иешивы Суры и Пумбедиты, главы которых с конца VI в. носили титул гаонов, достигли расцвета при владычестве арабских халифов в VII–XI вв. Этот период считается золотым веком еврейской учености в Месопотамии.

Еврейская община Месопотамии стала духовным центром для евреев, рассеянных по всему миру и сохранивших с ней связь.

Положение евреев Ирака зависело от отношения правящего халифа к немусульманским подданным. При толерантных халифах евреи платили налоги и неплохо жили. При фанатичных халифах евреи, как и другие немусульмане, подвергались ограничениям и гонениям. В некоторых провинциях судьба евреев во многом определялась политикой губернаторов.

В 762 г. Багдад (незначительный пригород бывшей столицы Сасанидов Ктесифона, где еврейская община существовала с III в.) был превращен в столицу халифата и стал резиденцией эксиларха с наиболее значительной еврейской общиной Ирака.

Во второй половине VIII в. – начале IX в. еврейская община раскололась на караимов и приверженцев раббанитского иудаизма. Гаоны ссорились между собой и с эксилархом.

В IX веке фанатичные халифы ухудшили положение еврейской общины Ирака. Под властью просвещенного покровителя наук халифа ал-Мамуна (813–833) положение евреев на некоторое время улучшилось, но вновь стало особенно тяжелым в годы правления халифа ал-Мутаваккила (847–861). Предписаниям прежних халифов о ношении немусульманами особых одеяний (что, видимо, не слишком соблюдалось) халиф Мутаваккил в 850 г. впервые придал силу закона. Он обязал зажиточных зимми носить жёлтые головные уборы, а их слуг и бедняков-немусульман — жёлтые лоскуты на спине и груди.

Ему приписываются также указы о заключении еврейского населения в еврейские кварталы , дискриминационном налогообложении и т. п. Однако и эти постановления, по-видимому, не всегда приводились в исполнение.

Многие евреи достигли значительных успехов, проявив себя как выдающиеся врачи, ученые, писатели и заняв ключевые позиции в административном аппарате. В правление аббасидского халифа ал-Му‘тадида (892–902) правительство побуждало образованных евреев поступать на государственную службу, считая их (а также христиан) более честными служащими, чем мусульмане.

Предложение халифа отменить обязательный для евреев подушный налог было отвергнуто главой багдадской общины Нетирой (умер в 916 г.), опасавшимся, что отмена налога лишит евреев статуса зимми, обеспечивавшего им покровительство властей.

С 945 г. по 1055 г. Ирак находился под фактической властью персов-шиитов, преследовавших всех нешиитов. Они отменили традиционные привилегии эксиларха и, лишив его прерогативы взимания подушных налогов, возложили эту обязанность на известных своей жестокостью мусульманских сборщиков.[1]

В Сирии

В 634–636 гг. Сирию заняли арабы, освободив евреев от византийских угнетателей.

Среди приближенных халифов из династии Омейядов были христиане и евреи. С приходом к власти Аббасидов (750) были введены Омаровы законы: евреям (так же, как и христианам) было предписано платить высокую подушную подать (джизья) и носить на одежде отличительный знак; их настойчиво побуждали к переходу в ислам.

Евреи Сирии сильно пострадали и от военно-политических смут (конец IX в. – первая половина X в.). В то же время в Сирию шёл приток переселенцев из Вавилонии, разоренной непрерывными войнами. В крупных городах Сирии (таких, как Дамаск) выходцы из Вавилонии образовали самостоятельные общины и построили собственные синагоги.

Среди переселенцев из Ирака было много членов возникших там сект и движения караимов.[2]

В 969 г. Сирия перешла под управление египетской династии Фатимидов (их власть была прочной только в южных и центральных областях страны). В 977–991 гг. (с небольшим перерывом) пост великого визиря Фатимидского халифата занимал Абу ал-Фарадж Я‘куб ибн-Юсуф ибн-Киллис (930–991), еврей, принявший ислам.

В 990 г. он назначил Менашше бен Аврахама Ибн-Каззаза главой местной администрации Сирии, и тот использовал эту влиятельную должность во благо своим единоверцам.

В начале XI в. халиф ал-Хаким предпринял насильственное обращение евреев и христиан в ислам. В ряде городов Сирии синагоги были разрушены или превращены в мечети. Однако уже через несколько лет ал-Хаким отменил свои распоряжения, вернул синагоги евреям и разрешил им строить новые.[3]

В Ливане

В VII в. евреи поддерживали арабов в их борьбе против Византии. Завладев Триполи, арабы поручили охрану порта гарнизону из местных евреев. В первые века арабского владычества немногочисленное еврейское население Ливана, сосредоточенное главным образом в крупнейших городах — Тире, Сидоне, Триполи и Бейруте, — достигло материального и духовного процветания.

Главными занятиями евреев были изготовление и вывоз изделий из стекла, а также ввоз в страны Леванта специй и льна из Магриба и Египта.[4]

В Аравии

После смерти Мухаммада порабощённые еврейские племена центральной Аравии продолжали платить мусульманским властям арендную плату за свои же земли. Но калиф Омар ибн аль-Хаттаб (634-44) опасался влияния иудейской религии на мусульман и выслал евреев из своих владений. Они ушли в Сирию.[5]

Но, по свидетельству арабских авторов и документов каирской генизы, многие евреи на самом деле жили в Вади аль-Кура, Тайме и в других регионах в X и XI веках.

Возможно, что в это время (середина VII века) многие из обращенных в иудаизм южных арабов приняли ислам - видимо, больше, чем малое число евреев - потомков ссыльных.[6]

В Африке

Арабское завоевание в седьмом веке улучшило положение евреев Северной Африки по сравнению с византийскими временами. Арабы, пришедшие туда, были весьма малочисленны и не изменили по существу строй местной жизни.

В ранний мусульманский период существенно окрепли экономически общины Египта, Туниса, Алжира, Марокко. Евреи активно участвовали в ремесленном развитии региона и налаживании новых торговых путей - например, через Сахару. Экономический расцвет сопровождался активной интеллектуальной деятельностью.

Но в конце X века произошло новое арабское вторжение - на этот раз массовое. Завоевание региона Фатимидами сопровождалось насилием и грабежами, нанесшими тяжёлый урон городскому населению, в том числе евреям. Наличие большого количества новых поселенцев - мусульманских фанатиков создало предпосылки для постепенного упадка культуры и ухудшения жизни в регионе.

В Египте

После арабского завоевания в 640 г. евреи Египта получили статус зимми.

После этого еврейского населения Египта несколько увеличилось. Туда переселялись из Ирака и Сирии. Эти переселенцы образовали собственные общины со своими синагогами и судами и поддерживали тесные связи с вавилонскими и палестинскими академиями.

О высоком уровне еврейского образования в Египте в этот период свидетельствует тот факт, что Саадия Гаон учился именно там.

В 969 г. Египет был завоеван Фатимидами и стал центром их государства, включавшего почти всю Северную Африку, Сирию и Страну Израиля. Период их владычества, кроме самого конца, отмечен экономическим расцветом и высокой степенью терпимости к немусульманским религиозным общинам. Одним из самых влиятельных сановников первых халифов из династии Фатимидов был перешедший в ислам еврей Якуб Ибн Килис (930–991).

В это время Египет стал узловым пунктом связи между еврейскими общинами Испании, стран Северной и Западной Африки, Страны Израиля и Вавилонии.

В начале правления Фатимидов была учреждена должность нагида — официального главы еврейской общины, и первый нагид Палтиэль пользовался большим влиянием при дворе.

В Египет переселились многие евреи из Ирака, Сирии и Страны Израиля. По свидетельствам путешественников и других данным, число евреев в Египте составляло в этот период 12–20 тыс. человек.

Духовным центром Египетского еврейства стала основанная в X в. иешива в Фостате (Каир). Еврейство Египта поддерживало еврейскому населению Страны Израиля.

В эту же эпоху Египет является одним из центров караимства.[7]

В Ливии

Евреи жили в Ливии до арабского завоевания. Источники XI также свидетельствуют о наличии еврейских общин во многих городах страны. Несмотря на отсутствие письменных источников VII - X веков, следует предположить, что эти общины были там и в период раннего средневековья.

В Тунисе

После арабского завоевания берберы, в прошлом ставшие иудеями, приняли ислам. "Старые" еврейские общины этого не сделали.

Под властью мусульман евреи имели статус зимми.

Он обеспечивал личную неприкосновенность, свободу вероисповедания и экономической деятельности, общинную автономию. С другой стороны, евреи должны были платить подушную подать (джизья или джавали) и во многих отношениях дискриминировались.

При всех мусульманских правителях раннего средневековья евреи Туниса процветали. В страну переселялись евреи из Алжира, Марокко, Испании, Италии (включая Сицилию) и, возможно, из Египта. Еврейское население страны росло.

Главным еврейским центром Туниса стала его столица Кайруан. Еврейские общины существовали в этот период также в Махдии, Габесе и других городах, прежде всего портовых.

Как следует из документов, обнаруженных в Каирской генизе, и из других источников, в IX–XI вв. еврейские коммерсанты из Туниса играли важную роль в экономике страны и в мировой торговле. Они действовали во всех концах Средиземноморья и в других регионах, например, на Аравийском полуострове, в Иране и в Индии.

Колонии тунисских евреев существовали на Сицилии и других островах Средиземного моря, в Египте (Фостат; Александрия), Стране Израиля (в частности, в Иерусалиме), Йемене и других местах. Еврейские купцы экспортировали из Туниса широкий ассортимент товаров, в том числе продукцию еврейских ткачей. Импортировали ещё более широкий ассортимент со всех концов света.

Перевозка товаров осуществлялась главным образом морем, на кораблях. Они принадлежали казне или членам правящей династии, однако фактически были в распоряжении 20 еврейских семей (Маджани, Тахерти, Берехия, Ибн Зигмар, Нахрай и других), объединенных (главным образом путем браков) в несколько конкурировавших между собой группировок. Представители этих семей, как правило, пользовались немалым влиянием при дворе и доминировали в руководящих органах общин. Богатство многих евреев Кайруана, Габеса и других тунисских городов было настолько велико, что вавилонские гаоны в своих респонсах порицали их за излишнее пристрастие к дорогим тканям, благовониям и инструментальной музыке.

В IX в. – первой половине XI в. Махдия, Габес и особенно Кайруан были крупными очагами еврейской учености. Там действовали большие и влиятельные иешивы, руководители которых поддерживали тесные контакты с гаонами Суры и Пумбедиты, жили и работали видные законоучители. Благодаря им Тунис стал одной из первых стран диаспоры, где сложился независимый от Вавилонии центр галахического творчества.

В 880 г. Тунис посетил еврейский путешественник Эльдад hа-Дани.[8]

В Алжире

Евреи присутствовали на территории Алжира с первых веков нашей эры. Под их влиянием многие берберы приняли иудаизм, о чем писал арабский историк XIV века Ибн Хальдун. В седьмом веке в Северо-Западную Африку бежали от религиозных преследований евреи из Испании.

Арабы победили и заставили принять ислам берберские племена Алжира. Однако евреев - горожан они практически не тронули.

Восточные евреи, следовавшие за арабскими войсками, пополнили существующие общины и основали новые в разных городах страны. Они поддерживали связи с еврейскими общинами как на западе, так и на востоке, и даже с гаонами Вавилонии и Страны Израиля.

Воинствующие кочевники, жившие в районе Варглы, были караимами. Возможно, их потомками являлись так называемые бахуси (или бахуцим), которые жили в восточной части Алжира вплоть до новейшего времени.[9]

Ибн Хальдун добавляет, что существование иудаизма среди берберов продолжалось до правления основателя династии Идрисидов (конец VIII века). Но некоторые обычаи, которые сохранились до нашего среди племен Ореса, такие, как уборка дома перед Песахом и соблюдение субботы, следует рассматривать как пережитки этой религии.

Кроме того, по некоторым сведениям, часть племени Хенанша (юг округа Константина) остались иудеями.[10]

В Марокко

После завоевания Марокко арабами (703–711) некоторые племена берберов перешли из иудаизма в ислам, другие продолжали исповедовать иудаизм.[11] С этих пор правовой и политический статус евреев в Марокко определялся законодательством о зимми.

В это время в Марокко переселилось большое число евреев, как правило из арабских стран.

Когда в 788 г. имамы династии Идрисидов провозгласили независимость Марокко под своей властью, многие еврейские воины сражались в их армии, в то время как другие марокканские евреи поддерживали халифат. После кровопролитных действий армии Идриса I против непокорных ему еврейских племён и общин евреи ушли из его армии. Захватив страну, Идрис I (788–793) устроил репрессии против евреев.[12] Впоследствии он разрешил евреям селиться в различных городах Марокко при условии выплаты подушной подати.

Его преемник Идрис II (793–828), основавший город Фес - новую столицу страны, официально пригласил евреев (равно как и христиан) селиться в нём. Евреям был отведен особый квартал (ал-фундук ал-яхуди), окруженный высокой стеной с одними воротами, и предписано платить подать в размере тридцати тысяч динаров в год. По некоторым сведениям, евреи Феса оказали Идрису II значительную помощь в борьбе за престол.

Отношение к евреям со стороны Идрисидов (788–974) было в общем благоприятным.

В Фесе и Сиджилмассе находились крупные иешивы. Создавались многочисленные произведения в различных областях еврейских знаний. Как явствует из респонсов вавилонских гаонов, фесские раввины регулярно обращались к ним с запросами галахического характера.[13][14]

В Эфиопии

Евреев в Эфиопии называли "фалаша", что на языке геез означает "пришельцы". Самоназвание - "бита Израиль" - дом Израиля.

Пленные йеменские евреи, захваченные эфиопским царём после разгрома Химьяритского царства в 625 году, были расселены в области Сымен, где и уже жили евреи. Они укрепили общину.

В горных районах к северу от оз. Тана евреи сохраняли политическую независимость под предводительством собственных правителей.[15]

В десятом веке еврейская царица по имени Юдит (по другим источникам, Эстер или Тердаё-Гобаз), во главе фалаша провинции Сымен, судя по всему, свергла царя Аксума, и основала династию, которая занимала трон в течение трех столетий. Жозеф Галеви не сомневался в этой истории, которую подтвердили дальнейшие исследования.[16]

В Западной Африке

В восьмом веке раданиты стали селиться в в Тимбукту на территории будущего царства Мали. Там они основали торговый центр, из которого проложили сеть торговых маршрутов по всей Сахаре.[17]

В Европе

В Западной Европе

В Западной Европе еврейские общины существовали со времён Римской империи. Они, как правило, сохранились в уцелевших римских городах и начали развиваться после прекращения варварских нашествий.

Однако в "тёмные века" не велось записей, поэтому почти не осталось документов о жизни этих общин между концом римской эпохи и возникновением новых европейских государств - предшественников современных. В большинстве европейских городов документы о еврейском присутствии начали появляться лишь в X - XI веках. Иногда археологические открытия дают более ранние даты, не зафиксированные в письменных источниках.

В империи Карла Великого (конец VII - начало VIII века) евреи пользовались определёнными имущественными правами. Существовали евреи-землевладельцы. Сам император пользовался услугами еврейских купцов; отправлял евреев с политическими и торговыми поручениями в Азию и Африку. Очевидно, к периоду царствования Карла Великого относится возникновение ряда еврейских общин Германии, главным образом в Рейнской области.

Вместе с тем, церковь продолжала в этот период настаивать на требовании держать евреев в унижении и налагать на них различные ограничения. Так, еврей, обращавшийся в суд с жалобой на христианина, должен был представить больше свидетелей, чем христианин; евреям запрещалось брать в залог под ссуду вещи, принадлежавшие христианину; христианам запрещалось отдавать землю в аренду евреям, а евреям — иметь христианских арендаторов; евреям запрещалось занимать христиан работами для себя по воскресеньям и христианским праздникам; осуждалась продажа евреям церковного имущества. Евреям были запрещены некоторые виды брака, разрешенные еврейским правом; брак смешанный евреев и христиан находился под контролем церкви.[18]

Торговые сообщества раданитов наладили поступление товаров и технологий из Сирии в Центральную и Западную Европу. Прибывшие из Сирии евреи, говорившие по-арамейски, пополнили старые общины Европы и сильно повлияли на них в культурном плане. В ашкензском диалекте иврита чувствуется сильный арамейский акцент.

"Облик цивилизации изменился отнюдь не сразу же после Великого переселения народов. Несмотря на грабежи и разрушения, традиционные очаги культуры лишь в редких случаях быстро угасали и переставали излучать свой свет. Города, ставшие первой жертвой нашествия, в той или иной мере ещё сохраняли жизнь. Своей жизненной силой они иногда были обязаны связанной с ввозом предметов роскоши торговле и наездам восточных купцов, которых называли сирийцами, но которые по большей части были евреями..." Жак ле Гофф, "Цивилизация средневекового Запада", стр. 111

В Южной Европе евреи стали важным фактором развития в новых государствах. Мусульманские завоеватели охотно принимали их на государственную службу и позволяли подниматься довольно высоко.

В Германии

В ранних средневековых еврейских текстах Германия называлась "Алемания" (по названию её юго-западной части). Но ближе к X веку стало преобладать древнее слово "Ашкеназ". Поэтому евреи из германских общин стали называться ашкеназим.

Западная часть территории Германии с V века входила во франкское и бургундское королевства, и на евреев там распространялись законы, унаследованные от римских времён.

Меровинги (франкские короли) и правители бургундской империи были лишены фанатизма и слабо поддерживали усилия церкви ограничить гражданские и социальные права евреев.[19]

C VIII века евреи процветали в среде немецких племен на берегах Рейна. Евреи, по большей части, жили в гармонии с их недавно христианизированными соседями. Они могли занимать государственные посты, владеть землей и работать в любой отрасли. Евреи говорили на тех же языках и часто имели такие же имена, как немцы[20]. Многие немцы в этот период переходили в иудаизм.

Евреи наравне с прочим населением страдали от войн между германскими государствами и нападений варваров (викингов и венгров в IX - X вв.)

В VIII веке франкский правитель Карл Мартелл предоставил евреям значительные права.

При его потомке Карле Великом (конец VIII века) положение евреев также было достаточно прочным. Он противился давлению церкви в сторону притеснения евреев, охотно использовал их на государственной службе. Тем не менее, при нём произошли постепенные изменения в жизни евреев. В отличие от немцев, которые подлежали призыву на войну в любой момент в те смутные времена, евреи были освобождены от военной службы. Торговля и коммерческая деятельность были практически полностью в их руках.

Евреи добились монополии денежного кредитования, когда церковь запрещала христианам заниматься ростовщичеством. Их капитал был необходим, а их бизнес считался постыдным. Это стечение обстоятельств увеличило их влияние. Они ездили по стране свободно, поселяясь также в восточной части.[21][22]

В восточной части Германии, ближе к Эльбе, было королевство саксов, в VIII веке захваченное Карлом Великим. О евреях в нём нет точных сведений.

Через всю Германию проходили маршруты раданитов.

Во всей империи франков и государствах других германских народов (баваров, фризов и т.д.) церковь старалась заставить власти угнетать евреев. В Германии, однако, эти усилия не могли быть успешны в тот период - люди были слишком заняты тем, как выжить в суровых условиях, чтобы откликнуться на призыв к дискриминации.

К тому же евреи обеспечивали необходимые для местной экономики торговые связи, которые были важнее для правителей, чем указания церкви.

В X веке начало процветать интеллектуальное движение ашкеназских евреев. Рабби Гершом бен Йеhуда (960-1028) (получивший посмертно прозвище "свет в изгнании") основал ешиву в Майнце. Эта школа привлекла евреев со всей Европы, в том числе знаменитого Раши. Йешивы в Майнце и Вормсе приобрели большее значение, чем вавилонские.[23]

Еврейская община Ахена возникла ещё во времена Римской империи (первые века нашей эры)[24]. Тем самым она может считаться одной из древнейших в Германии. Карл Великий, сделавший Ахен своей столицей, имел дела с евреями города.

В каролингский период еврейский квартал располагался недалеко от королевского дворца. Еврейские купцы Аахена упоминаются в капитулярии восьмого века[25].

Хроники сообщают, что в 802 году Исаака, который сопровождал посла Карла Великого к халифу Гаруну-аль-Рашиду [26], торжественно принимали в королевской резиденции Аахена[27]. Среди евреев Аахена в 828 вошёл в историю Давид, лечивший Эйнхарда[28].

Евреи поселились в Майнце, предположительно, во времена римского владычества. Достоверно известно о проживании евреев в Майнце с начала X в. Около 917 г. в Майнц переселились из Лукки (Италия) несколько членов семьи Калонимос, основавших в Майнце иешиву. Папа Лев VII запретил Фридриху, архиепископу Майнца (в 937–954 гг.), насильно крестить евреев.[29]

Существуют записи и легенды о евреях, проживавших во Франкфурте на Майне в ранний период истории города. Франкфурт на Майне был важным торговым центром, и еврейские купцы, вероятно, посещали его ежегодную ярмарку.

Еврейская община Магдебург является одной из старейших в Германии. Еще в 965 году евреи, живущие в городе, были переданы под юрисдикцию архиепископа королём Отто Великим. Они торговали на "одёжной площадке" (Kleiderhof), в квартале торговцев и распространили свою торговлю на восток, за реки Одер (то есть в славянские земли). Их квартале Юдендорф (Judendorf), был расположен в южной части города, в домене архиепископа.[30]

В Баварии, на юге Германии, евреи впервые упоминается там в городе Пассау в правилах налогообложения 906 года.[31] Согласно преданию, бытовавшему у евреев Регенсбурга, их предки жили в городе еще до начала новой эры. По некоторым данным, в IX в. Регенсбург, лежавший на важном торговом пути на Восток, посещали раданиты. Первые достоверные сообщения о евреях в Регенсбурге восходят к 981 г. и 1020 г.[32]

В Нидерландах

Хотя первые евреи пришли на территорию современных Нидерландов, Бельгии и Люксембурга ещё с римскими легионами, нет сведений об их присутствии там в раннем средневековье.

Во Франции

В VII - VIII веках Франция входила во Франкское королевство (со времени Карла Великого - империю). В дальнейшем она стала Западно-Франкским королевством. На её территории существовали также более мелкие государства и владения.

В VIII веке евреи принимали активное участие в торговле и медицине. Каролингские императоры позволяли евреям становиться поставщиками императорского двора. Евреи также принял участие в сельском хозяйстве и доминировали в области виноградарства; они даже поставляли вино для церковных служб.[33]

Евреи занимались торговлей, в том числе со странами Востока (раданиты). Арабские источники сообщали, что евреи южной Франции вели торговлю с Индией и Китаем. Евреям принадлежали флотилии кораблей, в этот период было много евреев-моряков. Короли охотно брали евреев на государственную службу в качестве сборщиков налогов, дипломатов. Часто богатые еврейские купцы выполняли специальные поручения королей, связанные с доставкой различных товаров из-за границы.

Карл Мартелл, фактический правитель Франции в 720–737 гг., разрешил евреям владеть землей. Во времена Каролингов евреям разрешили нанимать на работу христиан, иметь рабов-нехристиан (католическая церковь запретила обращать этих рабов в католичество).

Короли покровительствовали еврейским купцам, которые должны были платить налог в размере одной десятой части от своих доходов, в то время как христиане должны были платить одну одиннадцатую.

Евреи были подсудны только королевской власти. Короли, особенно Карл Великий и Людовик Благочестивый, тщательно следили за соблюдением еврейских привилегий. За это отвечал специальный чиновник.

Так, когда в начале 820-х гг. в Лионе начали обращать в христианство принадлежавших евреям рабов и нарушать другие привилегии евреев, туда по распоряжению этого чиновника были посланы королевские посланцы. Они жестоко расправились со всеми виновными, хотя епископ активно сопротивлялся этому.

Однако, существовали различные ограничения. Если еврей подавал в суд жалобу на христианина, он должен был представить показания семи свидетелей обвинения, тогда как христианину нужно было представить показания только трех свидетелей. Евреям запрещали заключать браки между родственниками, даже если родство было отдаленным.

Христианам запрещалось сдавать землю в аренду евреям, землевладельцам-евреям не разрешалось иметь христиан-арендаторов, а также владеть землей, с которой платилась церковная десятина.

С конца IX в. этот закон использовали для конфискации земель у евреев. Карл III Простоватый (888–923) отобрал у евреев и передал католической церкви несколько участков земли.

Католическое духовенство неоднократно требовало от королей ограничить права евреев. Сразу после разрешения Карла Мартелла на владение землёй представители духовенства обратились к королю с просьбой об отмене привилегий. Епископы Лиона Агобард и его преемник Амолон жаловались Людовику Благочестивому на строгое соблюдение еврейских привилегий. Церковные соборы в Лионе (845) и Париже (846) требовали возобновить по отношению к евреям все ограничения и запреты эпохи Меровингов, но король Карл II Лысый (843–877) отказался утвердить решения соборов.

Продолжалась массовая иммиграцией из Италии и Испании. Многие христиане принимали иудаизм. Некоторые из них прежде принадлежали к господствующим кланам, например, Бодо, бывший священник при дворе Людовика Благочестивого), гиюр которого произвёл большое впечатление на высшие круги христианского общества. [34]

В Испании

Вестготские короли Испании проводили активную антиеврейскую политику, приведшую к массовому бегству евреев и насильственным крещениям.

К моменту прихода в Испанию арабов (711) там остались только те евреи, которые исповедовали иудаизм тайно. Они, естественно, поддержали мусульман. В войске арабов, пришедших из Марокко, был еврейский отряд. По преданиям VIII века, арабы поручали евреям охрану завоеванных городов.

После разгрома вестготов арабы предоставили евреям свободу вероисповедания и судебную автономию. Еврейские самоуправляемые общины, а также еврейские кварталы назывались алджама (на испанском алхама). Для евреев был установлен подушный налог в 1 динар (золотая монета) в год.[35]

Вслед за арабскими войсками в Испанию прибыли многие евреи из Африки. Первое десятилетие было временем интенсивной еврейской иммиграции.

Получив возможность заниматься любыми видами деятельности, евреи быстро достигли экономического и культурного прогресса. Еврейская культура процветала бок о бок с арабской и испытывала влияние последней.

Вавилонские гаоны вели переписку с испанскими раввинами Лусены (Алисаны) и Барселоны. Ешива в Лусене упоминается уже в IX в.; арабские географы называют Лусену, Гранаду и Таррагону еврейскими городами.

В X в. началась эпоха высочайшего расцвета еврейской культуры в Испании. Культурным (арабским и еврейским) центром мусульманской Испании стала Кордова, резиденция омейядских халифов. Придворный врач и дипломат Хисдай Ибн Шапрут, которого халиф назначил главой испанского еврейства, покровительствовал еврейским ученым, мыслителям и поэтам.

Ибн Шапрут назначил прибывшего из Италии выдающегося раввина Моше бен Ханоха (умер, по-видимому, в 965 г.) главным раввином и главой ешивы в Кордове. Это уменьшило зависимость испанского еврейства от авторитета вавилонских гаонов. Сын Моше бен Ханоха, Ханох бен Моше (умер в 1014 г.), занимал должность раввина Кордовы с 965 г., но фактически был верховным раввином всего еврейства Испании. В его время прославился как талмудист и литургический поэт Иосеф бен Ицхак Ибн Авитор (вторая половина X в.).[36][37]

В Италии

Северные районы Италии в рассматриваемый период были под властью варварских королевств, а с VIII в. вошли в империю Каролингов. На евреев распространились законы Карла Великого.

В части Италии, контролируемой Византией со 2-й половине VI в. на еврейское население страны распространялись постановления так называемого Кодекса Феодосия II и Свода гражданского права Юстиниана I. Согласно им евреев относили к низшему классу граждан, обязывали выполнять ряд особых повинностей, закрывали им доступ к государственной и общественной службе и запрещали заниматься определенными профессиями.

Город Рим и его ближайшие окрестности были под прямым управлением римских пап. С 756 г. Рим — столица Папской области.

Христианская церковь руководствовалась наследием папы Григория I (VI в.), требовавшего, с одной стороны, чтобы евреев не притесняли и позволяли им соблюдать предписания их религии, а с другой — лишивший их одинакового с христианами гражданского статуса, а также всех привилегий, кроме признанных за ними законами Римской империи после утверждения христианства и выступал против насильственного крещения.

Среди римских евреев в VIII–XII вв. было много состоятельных людей: торговцев, финансистов, встречались даже землевладельцы. Они имели тесную связь с папским двором и ходатайствовали за своих единоверцев в других странах.[38]

При следующих папах положение евреев не ухудшилось, как и в несколько меньших государствах, на которые Италия была разделена. И папы, и государства были настолько поглощены постоянными внешними и внутренними раздорами, что евреев оставили в покое. В каждом конкретном итальянском государстве им была предоставлена определенная защита для обеспечения деятельности их коммерческих предприятий. Тот факт, что историки этого времени едва упоминают евреев, доказывает, что их состояние было терпимо.[39]

Около Анконы, адриатического порта, евреи жили в 967. Документ свидетельствует о том, что Петр, архиепископ Равенны, дал там землю в вечную аренду еврею Элияhу, сыну Юстуса. В Кодексе Де Росси, под десятым веком упомянут Натан, сын Махира, сына Менахема из Анконы.

Положение евреев южных областей Италии резко ухудшилось при императоре Василии I в 873–874 гг. и Романе I Лакапине в 932–936 гг., которые издали ряд ограничительных законов и понуждали евреев принять христианство. Об отмене указа о насильственном крещении, видимо, ходатайствовал перед женой императора Константина VII Багрянородного Хисдай Ибн Шапрут (сохранилось приписываемое ему письмо).

Императора Василий I (867-86), пытался убедить, а затем заставить евреев Апулии принять христианство. Согласно Хронике Ахимааца, Шефатия из Ории получил согласие императора освободить евреев Ории, а возможно, и всей Апулии от этого указа.

Ория была занята арабами в 925 г. Многие евреи были убиты или взяты в плен в ходе боевых действий, а другие бежали в Бари и Отранто. Император Роман I Лакапин (919-44) в очередной раз попытался заставить евреев принять христианство. Нападения со стороны населения, чтобы крестить их насильственно продолжались несколько дней, и многие евреи были истреблены.[40]

В Сицилии под властью сарацин (827–1061) положение еврейского населения было значительно лучше, чем в других областях Италии.

В это время многие евреи были ввезены на остров в качестве рабов, а затем выкуплены единоверцами.

В период арабского владычества евреи Сицилии имели статус зимми и должны были платить подушную подать (джизья) и налог на недвижимость (харадж), а также носить отличительный знак с изображением обезьяны. Им разрешалось владеть недвижимостью, но запрещалось строить новые синагоги. Как явствует из документов, обнаруженных в Каирской генизе, общины Сицилии поддерживали тесные связи с единоверцами в Египте.[41]

Из периода начиная с момента создания самостоятельного королевства в Сардинии (665), до присоединение острова к Арагону (1325), известно лишь несколько упоминаний о еврейских общинах.

Сардинский историк VIII века Антонио ди Таррос и Делотоне, составитель сборника стихов короля Сардинии Джьялето, упомянули о двух еврейских ученых из Кальяри, Аврааме и Канаиме.

Сардинский летописец Северино рассказал, что синагога в Кальяри расположенная в квартале Альямо, сгорела в 790 году, скорее всего, подожжённая христианскими фанатиками (Де Кастро, "Библиотека", стр. 75).

Во время правления Онроко в провинции Арборея в Ористано часто происходили кровавые конфликты между евреями и христианами. Для того, чтобы положить этому конец, евреям было приказано покинуть область в течение двух месяцев. Они поселились в городах Лугодоро, Луле и Галлуре. Следы их длительного пребывания в Aрборее еще нашёл в городе Таррос в 1183 мусульманский путешественник Мухаммед Абу-Джаббар.[42]

На Мальте

Существуют признаки еврейского присутствия на Мальте в период арабского владычества (870–1091 гг.).[43]

В Центральной Европе

В Австрии

В раннем средневековье территория современной Австрии стала юго-восточной пограничной областью Германии, объектом завоевательных рейдов германских феодалов и различных пришельцев с востока.

Через неё проходили маршруты раданитов.

Ранняя история еврейского народа в Австрии фрагментарна, но восходит к Римской империи, когда евреи прибыли в регион с римскими легионами.

После распада Римской империи, следующая известная запись о присутствии евреев в Австрии была сделана в IX веке, когда епископ Зальцбурга Арно (785-871) лечился у врача-еврея ("Medicum iudaicum").

В постановлении о налогах, обнародованном в период правления Людовика Дитяти (899–911) ("Raffelstettener Zollordnung", действовало в 903-906 гг.) говорится: «Признанные законом торговцы, то есть евреи и другие купцы, откуда бы они ни пришли, из этой или какой-нибудь другой страны, должны уплачивать справедливый налог со своих рабов и с других товаров, как это было и при прежних королях».[44][45]

В Чехии

Самое раннее свидетельство о жизни евреев в Праге относится к 970 г. Но евреи и раньше приезжали в Прагу и, видимо, проживали в городе в течение некоторого времени.[46]

Евреи впервые прибыли в регионы Богемии, Моравии и Силезии в 995 году, когда они получили разрешение на проживание там после оказания помощи Византийской империи против язычников - болгар на территориях, входящих в настоящее время в Польшу, Словакию, Австрию и Венгрию.[47]

В Венгрии

Евреи, поселившиеся в Паннонии при римской империи, не могли там остаться при непрерывных варварских нашествиях IV - IX веков. Только после окончательного захвата страны венграми в конце IX века стало возможно поселиться там и проложить торговые маршруты.

Первый исторический документ, касающийся евреев Венгрии - это письмо 960 года хазарскому царю Иосифу от Хасдая ибн Шафрута, еврейского государственного деятеля Кордова. Там написано, что славянские послы обещали передать послание королю Славонии, который передаст его евреям, живущим в "стране Унгарин", которые, в свою очередь, передадут его дальше (см. Jew. Encyc. iv. 3, s.v. Chazars).

Примерно в то же время Ибрагим ибн Якуб записал, что евреи пришли из Венгрии в Прагу по торговым делам.

Ничего не известно о венгерских евреях в X веке, кроме того, что они жили в стране и занимались торговлей.[48]

В Восточной Европе

В Иллирии (Албания, Хорватия)

С римских времён евреи жили в северном регионе Албании. На протяжении веков евреи временно поселялись в Албании, но никогда не основывали постоянную общину.[49]

Евреи жили на территории нынешней Хорватии с седьмого века. В раннем средневековье на этой территории существовали автономные княжества Славония и Далмация.

Хотя есть документы, свидетельствующие о существовании еврейской общины в этом районе, мало известно о евреях Хорватии до XIII века.

В этом регионе были найдены документы о законах, направленных против еврейских меркантилизма, датированные рассматриваемым периодом. Евреи не были допущены к поселению или торговле там, потому что они были конкурентами для нееврейских купцов.[50]

Упоминание о евреях в Хорватии можно найти в письме от испанского визиря Хасдая ибн Шафрута к Иосифу, царю Хазар. Два человека по имени мар Саул и мар Иосиф, были носителями этого письма, и они пришли с послом "царя Гиблим" к Хасдаю в Кордову. Так как слова "гиблим" и "хорваты" этимологически имеют одинаковый смысл, т. е. "горные люди", обычно предполагается, что "гиблим" - это хорваты. Это доказательство, хотя и слабое, расселение евреев в нынешних пределах Хорватии в десятом веке.[51]

В Польше

Первыми евреями, появившимися на территории Польши в IX в., были купцы-раданиты из Испании и Франции. В X–XI вв. в страну часто приезжали из соседних славянских земель еврейские купцы. Некоторые из них оставались надолго.[52]

В путевом журнале Ибрагима ибн Якуба есть запись о посещении Кракова и первого польского герцога Мешко I.[53]

В Румынии

В VIII в. евреи Румынии помогли хазарам завоевать страну. По свидетельствам византийских историков, в это время иудаизм был господствующей религией в Румынии.

Нет никаких сведений о евреях в Румынии в IX–XI вв.[54]

В Болгарии

Болгарский царь Крум привёл сколько-то евреев среди 30000 пленников из Фессалии в 811 году.

Во времена византийского императора Льва III (718–741) многие евреи бежали в Болгарию от преследований.

Отношение болгар к евреям в то время было благожелательным.

Во время правления царя Бориса I (852-89), евреи, как сообщается, пытались использовать религиозные волнения среди болгар, оставшихся язычниками для обращения их в иудаизм. Но христианские эмиссары были более успешными. Вера ранних болгарских христиан была, однако, синкретической смесью христианских, еврейских и языческих верований.

Религиозную ситуацию того времени иллюстрируют 106 вопросов, заданных болгарскими представителями папе Николаю I (858-67).

Среди вопросов, на которые был дан ответ:

- порядок принесения в жертву первых плодов;

- закон о амулетах;

- какой день является днём отдыха: суббота или воскресенье;

- какие животные и птицы годятся в пищу;

- запрещено ли питаться мясом животных, которые не были зарезаны;

- должно ли выполнять ритуал погребения для самоубийц;

- сколько дней мужу надо воздержание от половых отношений с женой, когда она родила;

- должна ли женщина покрывать голову в домах молитвы, и так далее.

Имена князей Болгарии того времени (Давид, Моисей, Аарон, Самуил) свидетельствуют о еврейском влиянии.

Много византийских евреев обосновались в Болгарии в 967 году: в Никополе (рядом с которым еврейское поселение было ещё во II веке), Видине, Силистрии и Софии (см. Solomon Abraham Cohen,Responsa, Leghorn, 1592). Они сохранили свои греческие обычаи. Один из них - выбирать главного раввина из другого города, а другой - закрывать свои магазины в день погребения. Этот, второй, соблюдался до до 1720 года ("Маим Rabbim", Amsterdam, 1637).[55][56][57]

В Хазарии (от Дуная до Северного Прикаспия)

Хазария стала сверхдержавой приблизительно в VIII веке. В это время она контролировала территорию от Дуная на западе до Хорезма (в Средней Азии) на востоке, от Дербента и Крыма на юге до лесостепной зоны в современной Украине и Средней Волги на севере.

В Закавказье хазары вели тяжёлые войны с арабским халифатом, став, тем самым, союзником Византии.

Территория, контролировавшаяся хазарами, включала районы, с древности населённые евреями. По ней же проходили важнейшие торговые пути того времени и находились важные узловые пункты, где сходились маршруты раданитов. Например, Киев, ставший крупным торговым центром в VII веке, когда повысилось значение торгового пути с Балтики на юго-восток.

Вероятно, в это время каган и его вельможи вместе с большим количеством народа принял еврейскую религию. По словам А.Я. Гаркави ("Meassef Niddaḥim", i.), принятие еврейства произошло в 620 году, по другим данным - в 740. Царь Иосиф в своем письме Хасдаю ибн Шафруту (около 960), сообщил, что хазары приняли иудаизм при царе Булане (см. Гаркави А.Я., "Сообщения о Хазарах", в "Еврейская Библиотека", VII 153).[58]

По словам Ибн Фадлана, Ибн Дастаха и других арабских писателей десятого века, только царь и вельможи были последователями иудаизма. Остальные хазары были христианами, мусульманами и язычниками, а евреи были в меньшинстве (Frähn, "De Chazaris," pp. 13-18, 584-590). По словам Масуди ("Les Prairies d'Or," ii. 8), царь и его приближённые были евреями, но армия состояла из мусульман, в то время как другие жители были язычниками.

В работе "Китаб аль-булдан", написанной около девятого века (стр. 121; цитируется по Хвольсон и др. в "Известия о Хазарах", стр. 57), похоже, что все хазары были евреями, и что они были обращены в иудаизм лишь незадолго до того, как книга была написана. Можно предположить, что в девятом веке многие хазары-язычники стали евреями в связи с религиозным рвением царя Овадии.

Еврейское население Хазарии между седьмым и десятым веками, должно было быть значительным. Несомненно, кавказские и другие восточные евреи жили там и вели дела с хазарами задолго до прибытия еврейских беженцев из Греции (723).

Из переписки между царём Иосифом и Хасдаем очевидно, что двум испанским евреям, Меиру бен Натану и Иосифу Гагрису удалось поселиться в земле хазар, и что был немецкий еврей, Исаак бен Элиэзер "от земли Nyemetz" (Германия), который нес письмо Хасдая к царю. Саадия, который считался знатоком царства хазаров, упоминает некоего Исаака Бен Авраама, который был изгнан из Суры в Хазарию (Гаркави А.Я., in Kohut Memorial Volume, стр. 244).

Среди различных маршрутов, перечисленных арабским географом Ибн Хурдадба (860-880), используемых еврейскими купцами-раданитами, есть один, ведущей из Испании или Франции через Аллеманию, через земли славян, рядом с Итилем, столицей хазаров, откуда они шли Каспийским морем и продолжили путешествие через Балх, Трансоксанию и землю Тагасга в Индию и Китай. Эти купцы, которые говорили на арабском, персидском, греческом, испанском, французском и славянских языках, "постоянно путешествовали с запада на восток и с востока на запад по морю и по суше". (Гаркави А.Я., "Сказания мусульманских писателей о славянах и русских", с. 48, 53 ; "Журналь Азиатик", 1865).[59]

Евреи в хазарской империи могли заниматься любыми делами - от государственной службы и военного дела до ремесла и сельского хозяйства. После нескольких поколений проживания на иноплеменной территории евреи начинали говорить на местных языках. Так, среди славян местные евреи перешли на славянский язык.

В 969 году шведская дружина, пришедшая из района Новгорода, организовала союз кочевых орд (прежде всего печенегов) для нападения на Итиль - столицу Хазарии в дельте Волги. Они разрушили столицу и нанесли большой урон военной и политической силе хазарской державы. Восточная часть страны вскоре была фактически уничтожена печенегами и сменившими их кипчаками (половцами). Население вынуждено было эвакуироваться в Среднюю Азию и Дагестан. При этом произошла массовая исламизация переселенцев.

Тем не менее причерноморская часть Хазарии продержалась ещё не менее ста лет. Отдельные хазарские княжества вошли в качестве вассалов в последующие государства на территории Восточно-Европейской равнины.

Киев

В знаменитом киевском письме, написанном на иврите, стоят подписи евреев, носивших традиционные ивритские имена (Аврахам, Ицхак, Реувен, Иехуда, Иосеф, Моше, Синай), тюркские (Кибар, Манас, Манар, Куфин), готское Сварта ("Чёрный"), славянское Гостята. На письме есть ремарка, написанная тюркскими рунами: «Хокурум» («Я прочел [это]»). Считается, что это написал местный хазарский начальник.

Киевское письмо даёт информацию о жизни тогдашних киевских евреев. Это подписной лист для выкупа из долговой ямы некоего мара Яакова, сына рабби Хануки. Он попал туда, так как поручился за ссуду для своего брата, взятую у нееврея. Брат был убит разбойниками во время торговой поездки, деньги пропали. Сумму долга надо было собирать по всей общине.

Принято относить время написания письма к X веку.

Крым

Феофан (671) говорит об евреях Фанагории (Гаркави, "Ha-Yehudim u-Sefat ha-Slawim", стр. 129). В начале седьмого века хазары заняли большую части полуострова. Это привлекло в Крым многих евреев из соседних стран, особенно из Византийской империи во время правления Льва III Исавра (718), который преследовал их. После объявления иудаизма государственной религией крымские евреи стали практически правители страны до 1016, когда хазары были вытеснены совместными усилиями русских и византийцев. Список всех крымских городов, подвластных хазарам, (965) дан в письме царя Иосифа Хасдаю ибн Шафруту.[60]

Междуречье Дона и Волги

Столица Хазарии Итиль находилась в дельте Волги, недалеко от современной Астрахани. Там пребывали правители, высшие чиновники и главные торговые фирмы страны, принадлежавшие в основном евреям.

Второй крупнейший хазарский город, Саркел находился между Волгой и Доном, на дне нынешнего Цимлянского водохранилища. Он контролировал переправу товаров посуху между двумя крупными водными путями. Имелось также множество городов поменьше.

В городах преобладало еврейское население. Общность религии, образа жизни и интересов упростила смешивание потомков "старых" евреев с хазарами-горожанами.

Кавказ

Из книг арабских писателей Масуди и Ибн Хаукала, а также из "Дербент-наме" (иранской истории Дербента) известно, что арабы, когда захватили Дагестан в восьмом веке, нашли там большое количество евреев. [61]

Во времена хазарского царства евреи массово переселялись на Северо-Восточный Кавказ из Ирана и Азербайджана, где при последних Сасанидах происходили религиозные преследования, а после арабского завоевания началась политическая нестабильность. Язык современных горских евреев основан на раннесредневековом варианте фарси.

Небольшое княжество Хайдак к северу от Дербента было буферной зоной между Хазарией и мусульманским Азербайджаном. Арабо-персидский историк X века Ибн Рушд писал, что правитель Хайдака в пятницу молился с мусульманами, в субботу – с евреями, а в воскресенье с христианами.[62]

В Греции (Византии)

Греческие евреи X века

Евреи в Греции в византийские времена назывались романиотами (в отличие от евреев других общин). Они разработали обычай, ныне известный как "минhаг романия (מנהג רומניה)". Они перевели традиционные еврейской молитвы на греческий язык и читали их по-гречески, хотя молитвы были написаны еврейскими буквами. "Они переняли у греков до рождения Христа больше, чем греки переняли у них" (Levi, Peter. Atlas of the Greek World. Facts on File, New York: 1980. pg. 203).

Через Грецию проходили многочисленные торговые маршруты, по которым приходили еврейские купцы - раданиты из всех цивилизованных стран.

Многие еврейские общины отождествляли себя с определёнными отраслями промышленности. Например, община Фив, в которой было 2000 евреев, доминировала в шёлковой промышленности, а евреи Крита были производителями и экспортёрами сельскохозяйственной продукции.

Многие евреи интегрировались в греческую культуру. Некоторые общины пытались сохранить иврит, записывая разделы Танаха на греческом языке еврейскими буквами. Многие общины потеряли иврит, были ассимилированы полностью и потеряли всю еврейскую идентичность.

Византийские законы по поводу евреев (кодекс Феодосия II (V век) и указы Юстиниана I (VI век)) были основаны на религиозной нетерпимости. Минимальную защиту жизни и имущества евреи всё же получали, но их права были урезаны до предела. Их заставляли заниматься самыми невыгодными и постыдными работами (быть ассенизаторами, палачами и т.п.).

Каждое политическое событие, носившее всегда религиозную окраску, приводило к антиеврейским акциям властей и населения.

Бурные события конца VII — начала VIII в. привели к распространению среди евреев Византии апокалиптических теорий.

В период иконоборчества (VIII – начало IX в.) обе стороны конфликта вредили евреям. Иконопочитатели обвиняли евреев в том, что те являлись вдохновителями иконоборчества. Иконоборцы, которых в насмешку называли евреями, пытались отвести от себя это обвинение. Они усиливали гонения на евреев, насильно обращая их в христианство.

После победы иконопочитателей (843) на евреев обрушились еще более тяжелые репрессии. В 874 г. Василий I приказал насильно крестить всех евреев, однако этот указ был отменен императором Львом VI. Новая попытка насильственного крещения была предпринята в 943 г. Романом I. Источники сообщают, что часть евреев бежала от этих преследований к хазарам.

С IX по XII века многие евреи-ашкенази из Центральной Европы, где бывало ещё хуже, чем в Византии, нашли приют в Северной Греции, в Салониках.[63][64]

Монахи Кирилл (Константин) и Мефодий из Салоников, которые были посланы в Великую Моравию в 863, чтобы крестить моравов, общались с евреями в их родном городе и учились у еврейских учителей. Кирилл изобрел новый алфавит (позднее названный кириллицей) для писания на славянских языках. Он основан на греческом алфавите, но использует и еврейские буквы для передачи звуков, которых нет в греческом языке, например, Ш и Ц. Считается, что Кирилл сделал перевод части Библии с оригинала на иврите.[65]

В Азии

В Западной Азии

В Анатолии

Полуостров Малая Азия (Анатолия) в раннем средневековье входил в состав Византии. На евреев, живших там, распространялась политика византийских императоров.

Еврейские общины Смирны, Эфеса и других древних городов на побережье сократились в этот период, несмотря на расцвет торговли по Великому шёлковому пути.

В Азербайджане

После короткого пребывания в составе Хазарии Азербайджан (включая его северную область - Дагестан) был захвачен арабами.

Раскопки 1990 г. под руководством Р. Геюшова обнаружили в районе города Баку остатки еврейского квартала и Шабранской синагоги VII в. (некоторые историки связывают ее с периодом правления хазар).[66]

В эпоху Хазарского каганата в Дербенте существовала еврейская община. В середине VII в. он вошел в Арабский халифат. В дальнейшем евреи продолжали селиться в районе Дербента.[67]

Когда русские в X веке опустошили хазарский город Семендер, оставшиеся в живых жители этого города, а также Итиля (столицы Хазарии), среди которых было много евреев, бежали в Дербент (Гаркави, "Сказание мусульманских писателей о славянах и русских", стр. 220).[68]

В Грузии

Самоназвание грузинских евреев — эбраэли или исраэли. В рассматриваемый период они уже полностью перешли на грузинский язык. Отдельные еврейские слова использовались только в профессиональном торговом жаргоне "квирули".

Во второй половине седьмого века арабский халифат завоевал обширные территории Грузии. Арабские эмиры управляли большей частью страны до 1122 года.

Под властью арабов в конце девятого века, Абу-Имран Муса аль-Зафарани (позже известный как Абу-аль-Имран Тифлиси) основал караимскую секту, которая называлась Тифлисской сектой на протяжении более 300 лет. Секта отклонилась от hалахи в вопросах брака и правилах кашрута.[69]

В Армении

Ссылки

Литература

  • Березанский Евгений. Евреи, хазары, Русь. Герцлия, ИсраДон, 2006
  • Гаркави А.Я., "Сообщения о Хазарах", в "Еврейская Библиотека", VII 153
  • Гаркави А.Я., היהודים ושפת סלבים;
  • он же, Об языке евреев, etc.;
  • он же, в הכרמל, iv., Nos. 31, 43; v., Nos. 2, 3, 9, 10;
  • он же, в Magazin, vi. 118;
  • он же, в "Русские евреи", 1883, Nos. 5 and 6;
  • он же, Altjüdische Denkmäler aus der Krim;
  • Жак ле Гофф. "Цивилизация средневекового Запада". Москва, Издательская группа "Прогресс", "Прогресс-академия", 1992 (перевод с французского издания Jacques le Goff "La civilisation de l'occident medeival" Paris Arthaud 1977)
  • Хвольсон, Труды пятаво Археологическаво съезда в Тифлисе, Москва, 1887;
  • он же, Achtzehn Hebräusche Grabinschriften aus der Krim, 1865;
  • он же, in Corpus Inscriptionum Hebraucarum;
  • E. Deinard, Massa' Ḳrim;
  • idem, Toledot Ḳrim;
  • Encyclopaedia Judaica Edition 2 Published by Macmillan Reference USA 2007 Dartmouth Medal winner
  • Fuenn, in הכרמל, ii., iii., v.;
  • Geiger, Jüd. Zeit. v. 221, vi. 234, x. 228, 304.H. R. I. Br.
  • Latyshew, Inscriptiones Antiquæ Oræ Septentrionalis Ponti Euxini Grœcœ et Latinœ, 1890, ii., No. 50;
  • Levi, Peter. Atlas of the Greek World. Facts on File, New York: 1980.
  • Löwe, "Die Reste der Germanen am Schwarzen Meere," стр. 72, Halle, 1896
  • Mandl, Benedikt, “A Jewish History of Austria”
  • Neubauer, Aus der Petersburger Bibliothek;
  • Schürer, Die Juden im Bosporanischen Reiche, in Sitzungsberichte der Berliner Akademie, 1897, pp. 204-225;
  • Zaidner, Michael. Jewish Travel Guide 2000. Intl Specialized Book Service, 2000

Примечания

  1. Электронная еврейская энциклопедия, статья "Ирак"
  2. Jewish Virtual Library
  3. Электронная еврейская энциклопедия, статья "Сирия"
  4. Электронная еврейская энциклопедия, статья "Ливан"
  5. Morris Jastrow Jr., Gerson B. Levi, Richard Gottheil, Hartwig Hirschfeld, Marcus Jastrow, Louis Ginzberg "Arabia" in Jewish Encyclopedia
  6. "Arabia" in Jewish Virtual Library
  7. Электронная еврейская энциклопедия, статья "Египет"
  8. Электронная еврейская энциклопедия, статья "Тунис"
  9. Электронная еврейская энциклопедия, статья "Алжир"
  10. W. Marçais "ALGERIA" in Jewish Encyclopedia
  11. Joseph Jacobs, Max Schloessinger, Gotthard Deutsch, Budgett Meakin. "Morocco" in Jewish Encyclopedia
  12. Joseph Jacobs, Max Schloessinger, Gotthard Deutsch, Budgett Meakin. "Morocco" in Jewish Encyclopedia
  13. Электронная еврейская энциклопедия, статья "Марокко"
  14. Электронная еврейская энциклопедия, статья "Фес"
  15. Электронная еврейская энциклопедия, статья "Эфиопские евреи"
  16. J.D. Perruchon, Richard Gottheil. "FALASHAS" in Jewish Encyclopedia
  17. Ariel Scheib. The Jewish Virtual History Tour, Mali
  18. Статья "Карл Великий" из Электронной еврейской энциклопедии
  19. Executive Committee of the Editorial Board; M. Brann. "Germany" in Jewish Encyclopedia
  20. Следует предположить, что это и дало начало языку идиш. Л.Гроервейдл
  21. Executive Committee of the Editorial Board; M. Brann. "Germany" in Jewish Encyclopedia
  22. Как указано в многочисленных источника, (см., например Жак ле Гофф. "Цивилизация средневекового Запада"), большая часть христианского населения в те времена была просто неграмотна, к тому же привязана к своему сословию. Так что заниматься торговлей тогдашним жителям Западной Европы было и не позволено, и практически невозможно. Л.Гроервейдл
  23. David Shyovitz. Germany in The Virtual Jewish History Tour
  24. Jewish EncyclopediafckLR
  25. Jewish EncyclopediafckLR
  26. "Вокруг света"
  27. JewishEncyclopedia
  28. JewishEncyclopedia
  29. Электронная еврейская энциклопедия, статья "Майнц"
  30. "Magdeburg" in Jewish Virtual Library
  31. "BAVARIA" in Jewish Virtual Library
  32. Электронная еврейская энциклопедия, статья "Регенсбург"
  33. Ages Jewish Virtual Library, France
  34. Электронная еврейская энциклопедия, статья "Франция"
  35. (Adolf do Castro, "Historia de los Judios en España," pp. 33 et seq.; Rios, "Hist." i. 106 et seq.; G. van Vlooten, "Recherches sur la Domination Arabe," Amsterdam, 1894)
  36. Электронная еврейская энциклопедия, статья "Испания"
  37. Richard Gottheil, Meyer Kayserling, Joseph Jacobs. "SPAIN" in Jewish Encyclopedia
  38. Электронная еврейская энциклопедия, статья "Рим"
  39. Richard Gottheil, Vittore Castiglione. Italy in Jewish Encyclopedia
  40. Jewish Virtual Library, Apulia
  41. Электронная еврейская энциклопедия, статья "Сицилия"
  42. Joseph Jacobs, Isaac Broydé. "Sardinia" in Jewish Encyclopedia
  43. Электронная еврейская энциклопедия, статья "Мальта"
  44. Электронная еврейская энциклопедия, статья "Австрия"
  45. Jacqueline Shields. "Austria" in Jewish Virtual Library
  46. Электронная еврейская энциклопедия, статья "Прага"
  47. "Czech" in Jewish Virtual Library
  48. Gotthard Deutsch, Alexander Büchler. "Hungary" in Jewish Encyclopedia
  49. Ariel Scheib. "Albania" in Jewish Virtual Library
  50. Stephanie Persin. "Croatia" in Jewish Virtual Library
  51. Gotthard Deutsch, Gabriel Schwarz. "Croatia" in Jewish Encyclopedia
  52. Электронная еврейская энциклопедия, статья "Польша"
  53. Rebecca Weiner. "Poland" in Jewish Virtual Library
  54. http://www.eleven.co.il/?mode=article&id=13620&query=%D0%D3%CC%DB%CD%C8%DF Электронная еврейская энциклопедия, статья "Румыния"
  55. http://www.eleven.co.il/?mode=article&id=10695&query=%C1%CE%CB%C3%C0%D0%C8%DF Электронная еврейская энциклопедия, статья "Болгария"
  56. "Bulgaria" in Jewish Virtual Library
  57. Gotthard Deutsch, M. Franco "Bulgaria" in Jewish Encyclopedia
  58. Herman Rosenthal CHAZARS in Jewish Encyclopedia
  59. Herman Rosenthal CHAZARS in Jewish Encyclopedia
  60. Herman Rosenthal, Isaac Broydé. "Crimea" in Jewish Encyclopedia
  61. Richard Gottheil, Herman Rosenthal. "Caucasus" in Jewish Encyclopedia
  62. Игорь Семенов. ВЗОШЕДШИЕ НА КАВКАЗ, журнал "ЛЕХАИМ", АВГУСТ 2007
  63. Электронная еврейская энциклопедия, статья "Византия"
  64. Greece Shira Schoenberg. "Greece" in Jewish Virtual Library
  65. "Bulgaria" in Jewish Virtual Library
  66. Электронная еврейская энциклопедия, статья "Азербайджан"
  67. Электронная еврейская энциклопедия, статья "Дербент"
  68. Herman Rosenthal. "Derbent" in Jewish Encyclopedia
  69. Joanna Sloame. "Georgia" in Jewish Virtual Library

Уведомление: Предварительной основой данной статьи была аналогичная статья в http://ru.wikipedia.org, на условиях CC-BY-SA, http://creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0, которая в дальнейшем изменялась, исправлялась и редактировалась.

Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация