История еврейского народа с ХХ в. до н.э. до I в. н.э.

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
м (убрана категория «Требует категоризации» с помощью HotCat)
 
(9 промежуточных версий не показаны.)
Строка 1: Строка 1:
-
{{О_статье
+
#redirect [[:ej:История еврейского народа с ХХ в. до н.э. до I в. н.э.]]
-
|ТИП СТАТЬИ=1
+
-
|СУПЕРВАЙЗЕР=2
+
-
|УРОВЕНЬ=1
+
-
|КАЧЕСТВО=
+
-
|АВТОР1=
+
-
|АВТОР2=
+
-
|АВТОР3=
+
-
|ВИКИПЕДИЯ=
+
-
|ПРОЕКТ=
+
-
|НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ=
+
-
|ПОДТЕМА=
+
-
|ДАТА СОЗДАНИЯ=19/11/2010
+
-
}}
+
-
== Источники ==
+
-
[[Файл:1759 map Holy Land and 12 Tribes.jpg|thumb|280px|Карта [[Палестина|Палестины]] 1759 года, показывающая расселение<br />[[Двенадцать колен Израиля|Двенадцати колен Израиля]]]]
+
-
{{История еврейского народа‎}}
+
-
 
+
-
Древнейшая история еврейского народа охватывает период от появления евреев на арене истории во времена [[Авраам]]а, родоначальника еврейского народа (около XIX в. до н. э.), до завоевания Иудеи [[Александр Македонский|Александром Македонским]] (IV в. до н. э.).
+
-
 
+
-
Основным источником для изучения древнейшей истории еврейского народа служит [[ТаНаХ]]. Важным источником являются также сочинения [[Иосиф Флавий|Иосифа Флавия]] («[[Иудейские древности]]» и «[[Иудейская война]]»), [[Филон Александрийский|Филона Александрийского]] и др.
+
-
 
+
-
=== Значение древнейшей истории евреев ===
+
-
Одни исследователи видят в истории древнееврейского народа лишь естественно-исторический процесс, развивавшийся по общим историческим законам (взгляд еврейских учёных библеистов вроде Греца и рационалистов вроде Ренана). Другие, напротив, в большей или меньшей степени признают ту точку зрения, которая составляет характеристическую особенность самой Библии и по которой еврейский народ был народом «избранным», исключительным хранителем великих религиозных истин.
+
-
 
+
-
[[Страна Израиля]] ([[иврит|ивр.]] ''Эрец-Исраэль'') священна для еврейского народа со времён библейских патриархов — [[Авраам]]а, [[Исаак]]а и [[Иаков]]а. Учёные относят этот период к началу 2 тысячелетия до н. э.<ref>{{cite web |url=http://www.pbs.org/walkingthebible/timeline.html |publisher=Public Broadcast Television |title=Walking the Bible Timeline |work=Walking the Bible |accessdate=29 сентября|accessyear=2007|lang=en}}</ref> Согласно Библии, Земля Израиля была завещана евреям Богом, с тем, чтобы стать [[Земля Обетованная|Землёй Обетованной]] — здесь находятся все священные места еврейского народа.
+
-
 
+
-
== Древнейшая (библейская) история (XX—XI вв. до н. э.) ==
+
-
 
+
-
В качестве нации древние евреи сложились во 2 тыс. до н. э. на территории древнего [[Ханаан]]а. Хронологически возникновение еврейского народа совпало с эпохой рождения древнейших письменных цивилизаций, а географически его «национальный очаг» возник на перекрёстке Древнего мира — там, где встречаются пути, соединяющие Месопотамию и Египет, Малую Азию, Аравию и Африку.
+
-
 
+
-
Еврейские племена, потомки [[Авраам]]а, расставшегося в древности со своей родиной в плодородной Месопотамии, постепенно захватили земли ханаанских народов и стали называть Ханаан [[Земля Израиля|Землёй Израиля]]. По одной из версий, это произошло в результате интеграции [[семитские языки|семитоязычных]] скотоводов-кочевников среднего течения [[Евфрат]]а и земледельцев оазисов Ханаана. Согласно еврейской традиции, записанной в Торе, еврейский народ сформировался в результате [[Исход]]а из Египта и принятия Закона [[Тора|Торы]] у [[Синай (гора)|горы Синай]]. Пришедшие в Ханаан евреи были разделены на [[Двенадцать колен Израилевых|12 племён]] («колен»), ведущих своё происхождение от сыновей [[Иаков]]а-Израиля.
+
-
 
+
-
=== Эпоха патриархов, родоначальников еврейского народа (XX—XVII вв. до н. э.| ~ 250 лет) ===
+
-
{{main|Авраам|Исаак|Иаков}}
+
-
 
+
-
Авраам, первоначальное имя которого было Аврам (אַבְרָם), родился в местности Харран на территории древнего государства [[Мари]] в среднем течении [[Евфрат|Евфрата]], на территории современной Сирии.<ref>Вернер Келлер. «Библия как история», Москва, Крон-пресс, 1998. Перевод с Werner Keller “The Bible as history” 1980 by Hodder and Stoughton. Стр. 61-62</ref> Некоторое время он жил с отцом в халдейском городе [[Ур]] (Ур Касдим), одном из древнейших и важнейших городов южной [[Месопотамия|Месопотамии]]. 
+
-
 
+
-
Там он женился на [[Сара|Сарай]], которой позже Бог дал имя [[Сарра|Сара]].
+
-
 
+
-
Отец Авраама [[Фарра]] (Терах) покинул Ур и, взяв с собой Аврама, Сару и племянника [[Лот (в Библии)|Лота]], направился в [[Ханаан]]. По дороге, в городе [[Харран]]е (Северная Месопотамия) Фарра умер.
+
-
 
+
-
В Ханаане Авраам обнаружил существование [[Монотеизм|Единого Бога]].
+
-
 
+
-
В Ханаане был заключён Завет между Богом и Авраамом, договор, которым определялась дальнейшая судьба потомков Авраама.
+
-
 
+
-
Имена Авраам, Исаак и Иаков, названия городов Содом и Гоморра упоминаются в клинописных табличках царств [[Мари]] и [[Эбла]], найденных во второй половине двадцатого века.<ref>Вернер Келлер. «Библия как история», Москва, Крон-пресс, 1998. Перевод с Werner Keller “The Bible as history” 1980 by Hodder and Stoughton. Глава 7.</ref>
+
-
 
+
-
=== Переселение в Египет и египетское рабство (XVI—XIV вв. до н. э.| 210 лет) ===
+
-
 
+
-
Согласно [[Тора|Торе]], евреи попали в Египет вслед за [[Иосиф (в Библии)|Иосифом]], когда он стал высшим должностным лицом Египта. По приглашению Йосефа в Египет отправились его отец Яаков со всей семьёй — 67 человек. Там они получили землю Гесем (Гошен) для поселения ({{Библия|Быт|47}}).
+
-
 
+
-
Переселение евреев в Египет совпало с господством там династии [[Гиксосы|гиксов]], или царей-пастухов. Считается, что это был семитский народ, родственный [[Амореи|амореям]]. Они контролировали Нижний (северный) Египет, а в Верхнем продолжали править египетские фараоны, платившие им дань.<ref>Вернер Келлер. «Библия как история», Москва, Крон-пресс, 1998. Перевод с Werner Keller “The Bible as history” 1980 by Hodder and Stoughton. Стр.103</ref> 
+
-
 
+
-
Только при фараоне пастушеской династии мыслимо было, чтобы раб, вышедший из презиравшихся египтянами пастухов, мог быть назначен на пост верховного чиновника. Имя этого фараону [[Апапи II]]. С целью упрочения своего положения гиксы покровительствовали инородцам и раздавали им лучшие земли, чтобы найти в них верных союзников в случае нужды. Такой политикой можно объяснить и то, что Апапи II отдал вновь прибывшим поселенцам — евреям один из богатейших округов страны.
+
-
 
+
-
Там евреи начали быстро размножаться. Между тем около 1580 г. до н.э. из [[Фивы|Фив]] вышло освободительное движение, и гиксы были изгнаны из Египта.
+
-
 
+
-
На престоле фараонов воцарилась египетская XVII-я династия. При ней развилась крайняя подозрительность ко всему неегипетскому и особенно — пастушескому. Новая династия, вследствие известной связи еврейского народа с гиксами, начала относиться к нему подозрительно и враждебно. Так как он уже успел значительно возрасти в числе и представлял собой немалую силу, то по отношению к нему началась система угнетения. Начались труднейшие крепостные пограничные работы, и на них употреблён был даровой труд евреев.
+
-
 
+
-
В [[Тора|Торе]] написано: {{ВЗ2|Египтяне с жестокостью принуждали сынов Израилевых к работам и делали жизнь их горькою от тяжкой работы над глиною и кирпичами и от всякой работы полевой|Исх|1:13|,14}}.
+
-
 
+
-
Согласно традиционной точке зрения, египетское рабство продолжалось 210 лет.<ref>Следовательно, оно началось не сразу после изгнания гиксов. Учитывая, что [[Исход]] начался в начале XIII в. до н. э., начало рабства относится к началу XV в. до н. э., то есть примерно через 80 лет после смены власти в Египте. Л.Гроервейдл</ref>
+
-
 
+
-
=== Исход из Египта и скитания по пустыне (XIII в. до н. э.| 40 лет) ===
+
-
{{main|Исход}}
+
-
 
+
-
Условия жизни израильтян в годы, предшествующие Исходу, становятся невыносимыми. Когда фараон увидел, что принятые им меры не в состоянии задержать роста молодого народа, им было издано жестокое повеление, сначала тайно, а потом и открыто, убивать родившихся мальчиков из племени израильтян. И к народным стонам под тяжестью изнурительных работ присоединились стоны и вопли матерей, но среди этих стонов и воплей израильского народа родился его великий избавитель [[Моисей]].
+
-
 
+
-
Моисей, чудом спасённый от кровожадной ярости фараонова деспотизма, был воспитан при царском дворе и в качестве усыновленного сына дочери фараона (Хатасу, самостоятельно правившей страной в качестве регентши и опекунши своего младшего брата, впоследствии знаменитого фараона — воителя [[Тотмес III|Тотмеса III]]) был посвящён египетскими жрецами во {{НЗ2|всю мудрость египетскую|Деян|7:22}} и таким образом получил блистательную подготовку для своего будущего предназначения. Высокоодарённый от природы, он не затерялся в суете придворного блеска и не забыл своего происхождения от угнетаемого народа. Он не порвал и связи с ним, а напротив того, из роскошных палат дворца фараона ему было ещё больнее смотреть на то унижение и рабство, в котором находился его народ, и явственнее слышался стон его собратьев. При виде бедствий своего народа Моисею делался противным блеск раззолоченных дворцов, и он уходил в убогую хижину своих родителей, чтобы утишить бурю своего возмущенного духа. Он {{НЗ2|лучше захотел страдать с народом Божиим, нежели иметь временное, греховное наслаждение|Евр|11:25}} и потому даже {{НЗ2|отказался называться сыном дочери фараоновой|Евр|11:24}}.
+
-
 
+
-
Среди своих соплеменников Моисей вблизи увидел их страдания и однажды в порыве негодования убил египетского надсмотрщика, который жестоко наказывал раба-израильтянина. Моисей зарыл египтянина в песке, стараясь скрыть следы своего невольного человекоубийства, однако молва об этом успела распространиться, и ему грозила смертная казнь. Вследствие этого он вынужден был бежать из Египта на гористый, малодоступный [[Синайский полуостров]], в [[Мидьян]], где он в течение 40 лет вёл тихую пастушескую жизнь.
+
-
 
+
-
Когда наступило время, Моисей получил от Бога великое призвание вернуться в Египет, чтобы вывести оттуда свой народ из плена рабства и привести их к служению открывшемуся ему Богу. Вернувшись в Египет уже в качестве посланника и пророка Божия, Моисей именем Бога потребовал от фараона отпустить его народ, демонстрируя чудеса, призванные убедить фараона и его приближённых в божественности его предназначения. Эти чудеса получили название [[Десять казней египетских|десяти казней египетских]] из-за того, что каждое продемонстрированное Моисеем чудо сопровождалось страшными бедствиями для египтян. После продолжительной и настойчивой борьбы, Моисей вывел народ из Египта. Всего через неделю после Исхода армия фараона настигла евреев у Чермного, или Красного, моря, где совершается ещё одно чудо: воды моря расступились перед израильтянами и сомкнулись над войском фараона.
+
-
 
+
-
Странствуя по пустыне вслед за огненным столпом, израильтяне, спустя семь недель после Исхода подошли к [[Синай (гора)|горе Синай]]. У подошвы этой горы при грозных явлениях природы заключён был окончательный Завет (договор), между Богом и евреями как избранным народом, предназначенным отныне быть носителем истинной религии и нравственности для распространения их впоследствии на всё человечество. Основу Завета составили знаменитые [[Десять заповедей]] (Десятисловие), высеченные Моисеем на двух [[Скрижали Завета|Скрижалях Завета]] после сорокодневного уединения на горе Синай. Эти заповеди выражают основные начала религии и нравственности и доныне составляет основу всякого законодательства. Там же произошла религиозная и общественная организация народа: была сооружена [[Скиния]] (походный Храм), по воле Всевышнего колено Левия ([[левиты]]) было выделено для её обслуживания, а из самого колена были выделены [[коэны]] — потомки [[Аарон]]а, брата Моисея, для священнослужения. Это произошло, как принято считать, около 1230 года до н.э.<ref>Вернер Келлер. «Библия как история», Москва, Крон-пресс, 1998. Перевод с Werner Keller “The Bible as history” 1980 by Hodder and Stoughton. Главы 14-15</ref>
+
-
 
+
-
После годичной стоянки у священной горы народ, насчитывавший более 600 000 человек, способных носить оружие (что для всего народа составит более 2 000 000 душ), двинулся в дальнейший путь к [[Земля Израиля|Земле Обетованной]], то есть к [[Ханаан]]у.
+
-
 
+
-
Несмотря на то, что цель странствий — земля Ханаан, была установлена ещё при выходе из Египта, народ проводит в пути 40 лет в наказание за то, что, посланные в Ханаан 12 разведчиков не рекомендовали евреям туда входить. Путь израильтян по пустыне сопровождался как трудностями и бедствиями, так и божественными чудесами: дарованием [[Манна небесная|манны небесной]], появлением воды из скалы и многими другими. Движение было медленным, лишь через 40 лет странствования уже новое поколение подошло к границам Ханаана к северу от Мёртвого моря, где сделало последнюю остановку на берегу [[Иордан (река)|Иордана]]. Там с вершины [[Нево (гора)|горы Нево]] [[Моисей]] своим орлиным взглядом окинул страну своих надежд и, сделав нужные распоряжения и назначив своим преемником мужественного и испытанного воина [[Иисус Навин|Иисуса Haвина]], скончался так и не вступив в Землю Обетованную.
+
-
 
+
-
=== Завоевание Ханаана (ок. XIII в. до н. э.| 14 лет) ===
+
-
 
+
-
Первые древнееврейские племена (колена) появляются здесь около 1200 года до н. э. <ref name="krugpal">{{cite web|url=http://www.krugosvet.ru/articles/125/1012592/1012592a3.htm#1012592-L-108|publisher=Энциклопедия "Кругосвет" |title=Палестина| accessdate=7 июля 2008}}</ref> Этим периодом датируются обнаруженные здесь 250 еврейских поселений. <ref name="krugancient">{{cite web ||url=http://www.krugosvet.ru/articles/14/1001477/1001477a2.htm#1001477-L-106|publisher=Энциклопедия "Кругосвет" |title= Палестина древняя| accessdate=7 июля|accessyear=2008}}</ref>
+
-
 
+
-
Согласно ТАНАХу, встав во главе народа, [[Иисус Навин]] с необычайной энергией повёл наступательную войну и, пользуясь раздробленностью местных ханаанских князей, за короткое время разбил их одного за другим. При этом, согласно с обычным военным правом древности, подвергал всё население поголовному избиению, находившему себе оправдание, кроме того, и в той ужасной степени религиозно-нравственного развращения, на которой находились ханаанские народы (хананеи, феризеи, хивийцы, евусеи, хитейцы, гиргаши и эморейцы) и при которой они становились решительно опасными для религии и нравственности избранного народа. Завоевание исполнено было в семь лет, и завоеванная земля разделена была между двенадцатью племенами, на которые разделялся народ (по числу своих двенадцати родоначальников, сыновей Иакова), с выделением из них тринадцатого колена [[Левиты]] на священное служение.
+
-
 
+
-
=== Эпоха Судей (XII—XI вв. до н. э.| ~ З00 лет) ===
+
-
{{main|Эпоха Судей}}
+
-
 
+
-
После смерти Иисуса Навина народ остался без определенного политического вождя и фактически распался на двенадцать самостоятельных республик, объединением для которых служило лишь единство религии и закона и сознание своего братства по крови. Это разделение естественно ослабило народ политически, а вместе с тем и нравственно, так что он стал быстро подчиняться влиянию оставшегося не истреблённым ханаанского населения и увлекаться безнравственными формами его идолопоклонства, состоявшего в боготворении производительных сил природы (культ [[Ваал]]а и [[Астарта|Астарты]]). Этим пользовались как туземные, так и окружающие народы и, мстя евреям за их прежние победы, подчиняли их себе и подвергали жестоким угнетениям.
+
-
 
+
-
От этих бедствий народ был избавлен старейшинами и доблестными вождями, так называемыми судьями<ref> Слово '''шофет''' (שוֹפֵט) "судья" обозначает в ТаНаХе как военного вождя, так и судью.</ref> , среди которых особенно выдаются знаменитая пророчица [[Двора]], доблестный [[Гедеон]] и прославившийся своей чудесной силой [[Самсон]], гроза злейшего врага израильского народа — [[филистимляне|филистимлян]]. Несмотря на эти подвиги отдельных лиц, вся история периода судей (продолжавшегося около 350 лет) есть история постепенных заблуждений, беззаконий и идолопоклонства народа с неразлучно следовавшими за ними бедствиями. Среди избранного народа почти совсем забыта была истинная религия, и на место её явились жалкие суеверия, распространявшиеся разными беспутными, бродячими [[левиты|левитами]]. Безнравственность стала настолько всеобщей, что прелюбодейное сожительство считалось обычным делом и как бы заменяло брак, а в некоторых городах развелись даже такие гнусные пороки, которыми некогда [[Содом и Гоморра]] навлекли на себя страшный гнев Божий.
+
-
 
+
-
Внутреннее беззаконие и всеобщее самоуправство довершают картину жизни израильского народа в те дни, {{ВЗ2|когда у него не было царя и когда каждый делал то, что ему казалось справедливым|Суд|21:25}}. При таком положении избранному народу грозила окончательная гибель, но он избавлен был от неё последним и наиболее знаменитым судьёй [[Самуил]]ом. Своим проницательным умом открыв самый источник бедствий своего народа, он посвятил всю свою жизнь благу его и решился произвести в нём радикальное религиозно-общественное пребразование. Сосредоточивая в своей личности и духовную, и гражданскую власть и будучи пламенным ревнителем веры отцов, он с целью возрождения народа, сам будучи пророком и учителем веры, пришёл к мысли основать учреждение, которое могло бы навсегда служить источником духовного просвещения и из которого могли бы выходить просвещенные ревнители веры и закона. Такое учреждение и явилось в виде пророческих школ, или так называемых «сонмов пророков». Из этих школ впоследствии и выходили те доблестные мужи, которые бесстрашно говорили горькую правду сильным мира сего. Одушевленные самоотверженной ревностью об истинном благе народа, они были бесстрашными поборниками истинной религии и выступали решительными защитниками её при всякой угрожавшей ей опасности. Деятельность их развивалась и крепла по мере хода исторической жизни народа, и с течением времени они сделались грозными мстителями за всякое попрание религии, истины и справедливости. Своей неустанной проповедью они с этого времени не переставали будить совесть народа и его правителей и тем поддерживали в нём дух истинной религии и доброй нравственности.
+
-
 
+
-
Мудрое правление Самуила продолжалось до его преклонных лет; но беззаконные действия его негодных сыновей вновь угрожали народу возвращением к прежним бедствиям, и тогда в нём явилось непреодолимое желание решительно покончить с периодом анархии и он стал просить престарелого судью поставить над ним царя, который бы «судил их, как и прочие народы». Это желание было вызвано в народе окончательным сознанием своей неспособности к самоуправлению по возвышенным началам теократии, как они изложены были в законодательстве Моисеевом, хотя самое учреждение царской власти отнюдь не противоречило началу теократии и, напротив, в самом Моисеевом законодательстве предвиделось как необходимая ступень в развитии исторической жизни народа ({{Библия|Втор|22:14|,15}}).
+
-
 
+
-
== Древняя история (XI—IV вв. до н. э.) ==
+
-
 
+
-
=== Период «объединённого царства» (XI—X вв. до н. э.| 80 лет) ===
+
-
{{main|Саул|Давид|Соломон}}
+
-
: '''''Около X в. до н. э. на территории Ханаана было создано объединённое еврейское царство.'''''
+
-
 
+
-
==== Правление [[Саул]]а (ок. 1029—1005 гг. до н. э.) ====
+
-
 
+
-
Самуил, уступая желанию народа, помазал на царство [[Саул]]а (Шаула), происходившего из отличавшегося своей воинственностью колена Вениаминова.
+
-
 
+
-
Новый царь, и после избрания на царство с истинной патриархальностью продолжавший предаваться мирному труду пахаря, скоро показал свою воинственную доблесть и нанес несколько поражений окружающим враждебным народам, особенно филистимлянам, со времени Самсона сделавшимися злейшими угнетателями Израиля. Но эти подвиги вскружили ему голову, и он от первоначальной простоты начал круто переходить к высокомерному самодержавию, не стеснявшемуся в своих действиях даже указаниями престарелого пророка Самуила и закона Моисеева. Отсюда неминуемо произошло столкновение между светской и духовной властью, и так как всё показывало, что Саул и дальше пойдет всё в том же направлении, прямо угрожавшем подорвать основной принцип исторической жизни избранного народа, то оказалась печальная необходимость пресечь этот царственный род и преемником ему был избран юный [[Давид]] из колена Иудина, из города Вифлеема.
+
-
 
+
-
==== Правление [[Давид]]а ====
+
-
На рубеже 2-1 тыс. возникает [[Израильское царство]] [[Давид]]а. Давид, помазанный на царство, когда ещё был пастухом, стал знаменитейшим царём Израиля и родоначальником длинной линии царей иудейских почти до конца политического существования народа.
+
-
 
+
-
Новый избранник не сразу вступил на престол, а должен был всю молодость провести в разнообразных приключениях, скрываясь от кровожадной ревнивости всё более падавшего нравственно царя Саула.
+
-
 
+
-
В течение первых семи лет царствования его резиденцией был Хеврон, а после убийства сына Саула, [[Ивосфей|Иевосфея]] (Ишбошета) все колена признали Давида своим царём.
+
-
 
+
-
Давид пришёл к убеждению, что для утверждения царской власти в стране ему необходима столица, которая, не принадлежа никакому колену в отдельности, могла бы служить общей столицей для всего народа. Для этой цели он наметил одну сильную крепость на рубеже между коленами Иудиным и Вениаминовым, которая, несмотря на все усилия израильтян, отстаивала свою независимость и до того принадлежала храброму племени иевусеев. То был [[Иерусалим]], который, как видно из новейших открытий, ещё до вступления евреев в Ханаан занимал важное положение среди других городов страны, имея над ними своего рода гегемонию. Крепость эта теперь должна была пасть перед могуществом нового царя, и Давид основал в ней свою царскую столицу. Новая столица благодаря своему великолепному положению начала быстро стягивать к себе иудейское население, скоро расцвела пышно и богато, и Иерусалим стал одним из знаменитейших городов в истории не только израильского народа, но и всего человечества.
+
-
 
+
-
С Давида начинается быстрый расцвет и всего царства. Благодаря необычайной энергии этого гениального царя скоро приведены были в порядок расстроившиеся в конце прежнего царствования дела внутреннего благоустройства, и затем начался целый ряд победоносных войн, во время которых окончательно были сокрушены злейшие враги Израиля — филистимляне, а также моавитяне и идумеяне, земли которых сделались достоянием Израиля. Благодаря этим победам и завоеваниям царство израильского народа сделалось могущественной монархией, которая на время повелевала всей Западной Азией и в руках которой находилась судьба многочисленных народов, трепетно приносивших свою дань грозному для них царю. С финикиянами израильтяне вошли в ближайшие дружественные отношения, и эта дружба с высококультурным народом была весьма полезна и выгодна им в деле развития их материальной культуры. Вместе с тем начала быстро развиваться и духовная жизнь, и к этому именно времени относится богатейший расцвет древнееврейской духовно-религиозной поэзии, которая нашла себе особенно замечательное выражение в дивных своей глубиной и пламенностью чувств [[Псалтирь|Псалмах]] самого Давида и приближенных к нему певцов. К концу царствования вследствие введенного царём многоженства начались различные смуты, которыми омрачены были последние годы жизни великого царя, и после тяжёлых смятений престол перешёл к сыну самой любимой им жены, но вместе с тем и главной виновницы всех его бедствий, Вирсавии, именно к юному Соломону (около 1020 г. до н. э.).
+
-
 
+
-
==== Правление [[Соломон]]а ====
+
-
 
+
-
: '''''В X веке до н. э. царём [[Соломон]]ом был построен [[Иерусалимский Храм|Храм]] (''Бейт hа-микдаш'', «Дом Святости») в [[Иерусалим]]е.'''''
+
-
 
+
-
[[Соломон]] (Шломо) наследовал от своего отца обширное государство, простиравшееся от «''реки египетской до великой реки Евфрата''». Для управления таким государством требовался обширный ум и испытанная мудрость, и, к счастью для народа, юный дар был от природы наделён светлым умом и проницательностью, давшими ему впоследствии славу «мудрейшего царя». Пользуясь глубоким миром, Соломон обратил всё своё внимание на культурное развитие государства и в этом отношении достиг необычайных результатов. Страна разбогатела, и благосостояние народа возросло до небывалой степени. Двор Соломона не уступал в своём блеске дворам величайших и могущественнейших властелинов тогдашнего цивилизованного мира. Но высшим делом и славой его царствования было построение величественного [[Иерусалимский Храм|Храма]] в [[Иерусалим]]е, заменившего собой обветшавшую [[Скиния|Скинию]], который отныне стал национальной гордостью Израиля, душой его не только религиозной, но и политической жизни.
+
-
 
+
-
При нём же и поэзия достигла своего наивысшего развития, и замечательнейшими произведениями её служит знаменитая «[[Песня Песней|Песнь Песней]]» (Шир hа-ширим), по своей внешней форме представляющая нечто вроде лирической драмы, воспевающей любовь в её глубочайшей основе и чистоте. При Соломоне еврейский народ достиг кульминационного пункта своего развития, и с него же началось обратное движение, которое всего заметнее сказалось на самом царе. Конец его царствования омрачился разными разочарованиями, причиной которых главным образом было дошедшее до необычайных размеров многоженство и связанные с ним непомерные расходы. Народ стал тяготиться быстро возраставшими налогами, и Соломон кончил жизнь с убеждением, что «всё суета и томление духа», и с опасением за будущность своего дома, которому угрожал выступивший уже при нём Иеровоам.
+
-
 
+
-
=== Эпоха Первого Храма (IX—VII вв. до н. э.| ~ З50 лет) ===
+
-
{{main|Эпоха Первого Храма}}
+
-
 
+
-
: '''''На протяжении многих веков создаётся [[ТаНаХ]] (еврейское Священное Писание).'''''
+
-
 
+
-
Несмотря на битву между великими древними державами Египтом, Ассирией, а потом и Нововавилонским царством за гегемонию в данном регионе, несмотря на внутренний раскол, приведший к созданию двух, подчас враждовавших друг с другом еврейских царств, еврейский народ, его политические и религиозные лидеры смогли настолько укрепить связь евреев с этой землёй и [[Иерусалим]]ом, что даже уничтожение еврейского государства и [[Иерусалимский Храм|Иерусалимского храма]] и выселение евреев в Месопотамию не положило конец их национальной истории.
+
-
 
+
-
==== Период разделённых царств (978—722 гг. до н. э.) ====
+
-
[[Файл:Levant 830-rus.svg|thumb|220px|left|Карта юга Ближнего Востока, ок. 830 до н.э.
+
-
{{legend|#808040|Царство [[Моав]]}}
+
-
{{legend|#00ff00|'''Иудейское царство'''|border=#0d0}}
+
-
{{legend|#008000|[[Израильское царство]]}}
+
-
{{legend|#777777|[[Филистимляне]] города-государства}}
+
-
{{legend|#3000ee|[[Финикия|Финикийские]] государства}}
+
-
{{legend|#7777ff|Царство [[Аммон]]}}
+
-
{{legend|#ffff00|Царство [[Идумея]] (Эдом)|border=#db0}}
+
-
{{legend|#007777|Царство [[Арамейский Дамаск]]}}
+
-
{{legend|#005fff|[[Ассирия]]}}
+
-
{{legend|#800080|[[Арабы|арабские]] племена}}
+
-
{{legend|#804020|[[Набатейское царство|Набатейские]] племена}}
+
-
{{legend|#ffffff|Арамейские племена|border=silver}}
+
-
]]
+
-
 
+
-
После смерти Соломона, при его преемнике, неопытном и заносчивом [[Ровоам]]е, народ израильский разделился на два царства, из которых большее (десять колен) отошло к [[Иеровоам]]у из колена Ефремова (около 978 г. до н. э.). Эти половины стали называться [[Иудейское царство|Иудейским царством]] и [[Израильское царство|Израильским царством]], и между ними началось ожесточённое соперничество, которое истощало их внутренние и внешние силы, чем не замедлили воспользоваться соседи, и уже при Ровоаме египетский фараон [[Шешонк I]] сделал быстрый набег на Иудею, взял и ограбил Иерусалим и многие другие города страны и свою победу увековечил в изображениях и надписях на стене великого карнакского храма. С разрывом политического единства начался разрыв и религиозного единства, и в царстве Израильском в политических видах учрежден был новый культ, представлявший собой поклонение Богу Израиля под видом золотого тельца — в Вефиле. Напрасно протестовали против этого великие ревнители монотеизма — пророки, новый культ укоренился и повлек за собой неизбежное уклонение в самое грубое суеверие и идолопоклонство, за которым в свою очередь следовал полный упадок нравственности и ослабление общественно-политического организма. Вся история царства Израильского представляет собой непрестанные внутренние смуты и политические перевороты.
+
-
 
+
-
В 722 году столица Северного Израильского царства — Самария — была разгромлена грозными воителями [[Ассирия|Ассирии]], а его население, потомки десяти из [[Двенадцать колен Израилевых|12 колен Израиля]], было переселено ассирийцами в [[Мидия|Мидию]]. Уведённый в плен народ Израильского царства бесследно затерялся там среди окружающих народностей Востока. Предания о «[[Десять потерянных колен|десяти пропавших коленах]]» были популярны в еврейском фольклоре, они до сих пор распространены среди восточных еврейских общин и среди [[иудействующие|иудействующих]] движений. Согласно одной из версий, они вернутся перед приходом [[Мессия|Мессии]] (Машиаха).
+
-
 
+
-
На место уведенных в плен евреев ассирийцы пригнали другие побеждённые племена. Смешавшись с остатками десяти колен, они образовали новый народ - [[Самаритяне|Самаритян]].
+
-
==== Иудейское царство при господстве Ассирии и Вавилонии (720—586 гг. до н. э.) ====
+
-
[[Иудейское царство]], остававшееся более верным истинной религии и закону Моисея и имевшее в [[Иерусалимский Храм|Иерусалимском храме]] могучий оплот против внешних разлагающих влияний, продержалось дольше Израильского; но оно тоже не избегло роковой участи. В 586 вавилоняне завоевали Иудейское царство, разрушили [[Иерусалимский Храм]] и увели цвет его населения в [[Вавилон]] ([[Вавилонское пленение]]).
+
-
 
+
-
=== Вавилонское пленение (586—537 гг. до н. э.) ===
+
-
{{main|Вавилонское пленение}}
+
-
 
+
-
Вавилонский плен, однако, не стал могилой для народа Иудеи, в отличие от ассирийского плена, ставшего роковым для населения Израиля. Напротив, он послужил первым шагом к распространению чистого монотеизма среди народов языческих, так как с этого именно времени начался тот великий процесс иудейского рассеяния, который имел столь громадное значение для подготовления языческого мира к христианству. Спустя 70 лет в силу указа великодушного [[Кир II Великий|Кира Персидского]], сломившего могущество Вавилона, иудеи получили возможность возвратиться на свою землю и построить новый [[Второй Храм|Храм]] в Иepyсалиме. Но большая часть угнанных евреев осталось в Вавилонии или переселилось в другие части Персидской империи. Они составили раннюю еврейскую диаспору.
+
-
 
+
-
Сведения о еврейских общинах, сформировавшихся в древности вне Страны Израиля, неполны и нуждаются в археологических подтверждениях.
+
-
{{main|История еврейских общин вне Страны Израиля в древности (до III вв. до н. э.)}}
+
-
 
+
-
=== Эпоха Второго Храма (VI в. до н. э.—I в. н. э.) ===
+
-
{{main|Второй Храм|Эпоха Второго Храма}}
+
-
: '''''Развитие своеобразной еврейской культуры на базе древней традиции и под влиянием эллинистического мира. Формирование библейского канона. Возникновение еврейской диаспоры, связанной с Иерусалимом и еврейским населением в Земле Израиля.'''''
+
-
 
+
-
==== Иудея под персидским владычеством (537—332 гг. до н. э.) ====
+
-
 
+
-
С падением [[Нововавилонское царство|Нововавилонского царства]] (539) и возникновением [[Персидская империя|Персидской империи]], включившей в свои пределы все важнейшие центры древнего мира — в Месопотамии, Малой Азии и Египте, — часть евреев возвратилась в Иудею, где ими был восстановлен [[Второй Храм|Храм]] и возрождён религиозный центр в [[Иерусалим]]е, вокруг которого возобновилась государственная и этническая консолидация евреев. Персидские цари официально признали право евреев жить по законам праотцев, запечатлённым в Торе.
+
-
 
+
-
С этого времени начинает складываться доминирующая модель этнического развития евреев, включающая символический и культурный центр в Израиле и обширную диаспору. Возникнув первоначально в Месопотамии и Египте, с конца 1 тыс. до н. э. диаспора охватывает Северную Африку, Малую Азию, Сирию, Иран, Кавказ, Крым, Западное Средиземноморье.
+
-
 
+
-
== Античный период ==
+
-
=== Иудея под греческим владычеством (332—167 гг. до н. э.) ===
+
-
После разрушения персидской монархии [[Александр Македонский|Александром Македонским]] Земля Израиля сначала была подчинена эллинистическим государствам — [[Птолемеи|Птолемеям]] в Египте (320—201 г. до н. э.), затем [[Селевкиды|Селевкидам]] в Сирии. В эту эпоху в еврейскую среду проникает греческая культура. Высшие классы усваивают греческие нравы и обычаи, наряду с [[Древнееврейский язык|древнееврейским]] и [[арамейский язык|арамейским]] распространяется также [[древнегреческий язык]] ([[койне]]). Одновременно среди евреев распространяются три философских и религиозных течения. Наиболее популярным является учение фарисеев, учителей ревнителей закона. Путем толкований они стремятся приспособить основы Моисеева законодательства к новым условиям жизни, а также оградить чистоту еврейского вероучения и ритуала от языческого и в особенности эллинского влияния. Другого направления держались саддукеи, представители священнических и аристократических классов. Не допуская никаких толкований закона, они требовали от народа слепого исполнения обрядов. Третье направление заключалось в удалении от мирской суеты, в искании спасения в простой суровой жизни. Представителями этого течения были ессеи, родоначальники христианского аскетизма.
+
-
 
+
-
Рассеяние евреев по всем странам Востока и Запада началось за 3 века до н. э. Кроме обширных еврейских колоний в Месопотамии и Персии, Бактрии и Армении, со времени вавилонского пленения, в эпоху господства в Палестине Птоломеев образовалась очень многочисленная колония евреев в Египте ([[Александрия|Александрии]] и др.), где в городе [[Гелиополь|Гелиополе]] был воздвигнут [[храм Ония]], соперничавший с Иерусалимским. Во II в. до н. э. появились колонии евреев в Риме и некоторых приморских городах западного [[Средиземноморье|Средиземноморья]].
+
-
 
+
-
=== Освободительные войны Хасмонеев (167—140 гг. до н. э.) ===
+
-
 
+
-
С переходом евреев под сирийское владычество начались при [[Антиох IV Эпифан|Антиохе IV Эпифане]] жестокие гонения на еврейский культ и стремление насильственно эллинизировать евреев. В целях национальной самообороны среди евреев, под предводительством священника Маттафии и его сыновей ([[Маккавеи|Маккавеев]]), возникло восстание (165—141 г. до н. э.) против сирийцев, закончившееся освобождением Иудеи из-под власти Сирии. В 141 г. до н. э. освобождённая Иудея провозгласила правителем сына Маттафеи, Симона (Шимона), родоначальника [[Хасмонеи|хасмонейской династии]].
+
-
 
+
-
=== Хасмонейское царство (140 — 37 гг. до н. э.) ===
+
-
{{main|Хасмонейское царство}}
+
-
Еврейское восстание не только отстояло религиозную независимость Иудеи, но и привело к созданию независимого [[Хасмонейское царство|Хасмонейского царства]] 164-37) со столицей в Иерусалиме.
+
-
 
+
-
В это время эллинизированные группы и нееврейские семитские народы Негева и Заиорданья влились в состав еврейского народа.
+
-
 
+
-
Преемником Симона был его сын Иоанн-Гиркан (135—106 г. до н. э.), соединивший в своём лице царский титул и сан первосвященника. Потомки его были уже далеки от традиций эпохи национального подъема первых Маккавеев и всецело поддались влиянию эллинской культуры. После Иоанна-Гиркана царствовали его сыновья Аристобул, 106—105, и Александр-Яннай, 105-79. Последнему наследовала его супруга, [[Саломея Александра]], 79-70.
+
-
 
+
-
В 63 г до н. э. вспыхнула распря между сыновьями Саломеи, [[Гиркан II|Гирканом II]] и [[Аристобул II|Аристобулом II]], в результате которой был призван третейским судьёй римский полководец [[Помпей]], взявший Иерусалим и обративший Иудею в этнархию, входившую в состав римской провинции Сирии и находившуюся под управлением Гиркана. В 40 до н. э. царём Иудеи при помощи [[Парфия|парфян]] стал [[Антигон (царь Иудеи)|Антигон]], младший сын Аристобула. После его поражения территория Иудеи была разделена на Иудею, [[Самария|Самарию]], [[Галилея|Галилею]] и [[Петрея|Петрею]] (Заиорданье).
+
-
 
+
-
=== Царь Ирод I и его преемники (37 г до н. э. — 6 г н. э.) ===
+
-
 
+
-
[[Ирод I Великий]], сын идумейского наместника [[Антипатр Идумеянин|Антипатр]]а, поддерживаемый римлянами, покорил (37 г до н. э.) Иерусалим, низверг Антигона, отстроил великолепный [[Иерусалимский Храм]] (19 г до н. э.), Ирод умер в 4 году до н. э. Сын его [[Ирод Архелай|Архелай]] низложен в 6 году н. э. римлянами. Иудея присоединена к провинции Сирии и подчинена римскому прокуратору.
+
-
 
+
-
=== Иудея под властью Рима (6—66 гг. н. э.) ===
+
-
[[Ирод Агриппа I]], внук Ирода Великого, стал (с 14 по 41 гг.), по милости римского императора [[Калигула|Калигулы]], царём Иудеи.
+
-
 
+
-
Упадок Иудеи со времени последних Хасмонеев, гнёт антинациональной политики Иродовой династии, произвол и насилия римских прокураторов вызвали сильное брожение в народе, разбившемся на враждовавшие между собою партии. Особенно сильно распространилось мессианское движение сначала имевшее национально-политический характер: Мессия-спаситель явится и восстановит в Иудее независимое царство мира и справедливости; но вскоре мессианство приняло черты универсально-мистических верований, давших начало христианству.
+
-
 
+
-
В этот период еврейская диаспора ещё более укрепила свою связь с Иерусалимом. Собиравшийся при Храме [[Синедрион]] рассылал по всему древнему миру гонцов, руководя жизнью еврейской диаспоры в Риме и Александрии, в Вавилонии и Афинах, а евреи диаспоры прибывали в Иерусалим, особенно на большие праздники, и задерживались там месяцами, изучая Тору и наблюдая Храмовую службу. Они говорили на разных языках, носили одежды, принятые там, откуда они приехали, но ощущали себя одним народом.
+
-
 
+
-
=== Война с римлянами и падение иудейского государства (66—70 гг.) ===
+
-
[[Файл:Masada Roman Ruins by David Shankbone.jpg|thumb|280px|Римский гарнизон у подножия крепости [[Массада]]]]
+
-
В 66 году разразилось восстание против римлян ([[Иудейская война]]), окончившееся в 70 году, после взятия Иерусалима Титом, разрушением Храма, избиением и изгнанием евреев.
+
-
 
+
-
С 70 года н. э. Иудея лишилась автономного статуса и была превращена в [[Иудея (римская провинция)|римскую провинцию]].
+
-
 
+
-
=== Позднеримский период ===
+
-
Во II - III веках римские власти продолжали репрессивную политику против евреев.
+
-
 
+
-
Религиозные притеснения императора Адриана вызвали в 132 году восстание под руководством [[Бар-Кохба|Бар-Кохбы]]. После его поражения в 135 году последовала новая волна репрессий, погромов и депортаций.
+
-
 
+
-
В середине II века император Антонин Пий подавил восстание в Иудее.<ref>[http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%BD%D1%82%D0%BE%D0%BD%D0%B8%D0%BD_%D0%9F%D0%B8%D0%B9 Википедия, статья "Антонин Пий"]</ref>
+
-
После объявления христианства официальной религией Римской империи в начале IV века началось жёсткое религиозное давление.
+
-
 
+
-
Император Константин (306–337) и его мать Елена стремились превратить Страну Израиля в христианскую. Сын Константина Констанций запретил браки между иудеями и христианами и вновь ввел в действие закон, запрещавший евреям даже появляться в Иерусалиме. В его царствование было жестоко подавлено восстание евреев в Стране Израиля (351).<ref>[http://www.eleven.co.il/?mode=article&id=10910&query=ВИЗАНТИЯ Электронная еврейская энциклопедия, статья "Византия"]</ref>
+
-
 
+
-
== Литература ==
+
-
* {{источник/ЭСБЕ}}
+
-
* Вернер Келлер "Библия как история" Москва, "Крон-пресс", 1998 (перевод с Werner Keller "The Bible as history" 1980 by Hodder and Stoughton)
+
-
 
+
-
== См. также ==
+
-
* [[Библейская хронология]]
+
-
== Ссылки ==
+
-
* [http://jhistory.nfurman.com/code/dubnov.htm Краткая история евреев], [[С.М. Дубнов]]
+
-
* [http://nbad.narod.ru/exodus_case/01.htm Археологические открытия периода Авраама]
+
-
* [http://www.bbc.co.uk/russian/science/2010/09/100922_wind_parted_red_sea.shtml Компьютер показал, почему расступилось Красное море. BBC-russian]
+
-
* [http://www.plosone.org/article/info%3Adoi%2F10.1371%2Fjournal.pone.0012481 Carl Drews, Weiqing Han. Dynamics of Wind Setdown at Suez and the Eastern Nile Delta. PLoS One]
+
-
* [http://rian.ru/science/20100604/242365920.html Происхождение евреев выяснили ученые]
+
-
 
+
-
== Примечания ==
+
-
{{примечания}}
+
-
 
+
-
[[Категория:Древний Израиль и Иудея| ]]
+
-
[[Категория:Древняя история евреев| ]]
+
-
[[Категория:Эпоха Первого Храма| ]]
+
-
[[Категория:Эпоха Второго Храма| ]]
+
-
[[Категория:Библейская хронология| ]]
+
-
 
+
-
{{WikiCopyRight}}
+
-
{{checked_final}}
+

Текущая версия на 21:38, 5 ноября 2013

  1. redirect ej:История еврейского народа с ХХ в. до н.э. до I в. н.э.
Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация