Исход из Египта

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

Перейти к: навигация, поиск






Файл:Paris psaulter gr139 fol419v.jpg
«Переход через Чермное море», миниатюра из византийской псалтыри X века.

Исход — события, описываемые в Пятикнижии (главным образом в книге Исход), связанные с массовым выходом евреев (израильтян) из Египта.

Содержание

Изложение темы в Пятикнижии

Предыстория

Согласно Пятикнижию, евреи попали в Египет вслед за Иосифом, когда он стал фактическим правителем Египта, оставив фараону только высшие символы власти. По приглашению Иосифа в Египет отправились его отец Иаков со всей семьёй в количестве 67 человек.

Считается, что это произошло на рубеже XVIII-XVII вв до н.э., в период оккупации Египта гиксосами. Это может объяснить отсутствие египетских записей о происшедшем событии. Египтяне не владели в это время основной территорией страны, а архивы гиксосов, если существовали, были уничтожены после их изгнания.[1]

После того, как евреи поселились на богатой почве, благодаря влиянию высокоразвитой культуры и выгодному положению племени, родственного первому министру и благодетелю страны, их численность стала быстро расти.

Однако, после смерти Иосифа, со сменой фараона отношение египтян к поселившемуся среди них народу меняется, израильтяне попадают в рабство.

Предположительно, это произошло после изгнания гиксосов в XVI веке до н.э.

При фараоне Рамсесе II в начале XIII века до н.э. была затеяна огромная программа строительства. Евреев оторвали от животноводства и отправили работать на стройках и на полях.[2]

Евреев заставляли высекать огромные глыбы гранита и тащить их к месту построек; рыть и проводить новые каналы, делать кирпичи и месить глину и известь для возводимых построек, поднимать воду из Нила в канавы для орошения полей, под палочными ударами жестоких надзирателей, как это изображает Пятикнижие: «Египтяне с жестокостью принуждали сынов Израилевых к работам и делали жизнь их горькою от тяжкой работы над глиною и кирпичами и от всякой работы полевой»  (Исх.1:13,14).

Согласно традиционной точке зрения, египетское рабство продолжалось 210 лет. Не следует путать с общим сроком пребывания в Египте, который составил 430 лет.

Условия жизни израильтян в годы, предшествующие Исходу, становятся крайне тяжёлыми. Когда фараон увидел, что принятые им меры не в состоянии задержать рост численности молодого народа, им было издано повеление, сначала тайно, а потом и открыто, убивать родившихся мальчиков из племени израильтян. В это время рождается будущий вождь и освободитель еврейского народа Моисей.

Подготовка к исходу и сам исход

Моше был чудом спасён от гибели, благодаря тому, что младенцем он был положен в просмолённую его матерью Иохевед корзину, которая по водам Нила попала в руки дочери фараона Батьи. Моше был воспитан при царском дворе в качестве усыновлённого сына дочери фараона. Он не забыл своего происхождения от еврейского народа.

Однажды Моше убил египетского надсмотрщика, который бил раба-израильтянина. Моисей зарыл египтянина в песке, однако слух об этом успел распространиться, и ему грозила смертная казнь. Он бежал из Египта на гористый, малодоступный Синайский полуостров, в Мидьян, где он в течение 40 лет вёл пастушескую жизнь.

После этого Моше получил от Б-га повеление вернуться в Египет, чтобы вывести оттуда свой народ и поставить их на служение Богу.

Вернувшись в Египет уже в качестве посланника и пророка Божия, Моше именем Б-га потребовал от фараона отпустить его народ, демонстрируя чудеса, призванные убедить фараона и его приближённых в божественности его требования. Эти чудеса получили название десяти казней египетских из-за того, что каждое продемонстрированное Моисеем чудо сопровождалось страшными бедствиями для египтян. В честь последнего из этих чудес получил своё название еврейский праздник Песах (от פסח — миновал). Согласно Пятикнижию, ангел смерти казнил всех египетских первенцев и «миновал» дома евреев, которые были отмечены кровью жертвенного агнца.

Явления, описанные в Торе как казни египетские, периодически происходят до сих пор. Весеннее половодье намывает в истоках Нила краснозём, делая воду мутной и непригодной для питья. Слишком сильный разлив реки приводит к усиленному размножению насекомых и поедающих их земноводных. Насекомые кусают людей и животных, разнося возбудителей заразных болезней. Изредка в конце зимы происходят грозы с градом. Пыльные бури в начале весны могут сократить видимость до нескольких метров. При таких условиях неминуемо начинается эпидемия.[3]

Но совпадение всех этих стихийных бедствий с пребыванием Моше в Египте по заданию Б-га (или выбор времени прибытия в расчёте на эти явления, которые надо было каким-то образом предвидеть) заставляет привлекать для объяснения прямую волю Б-га.

Файл:Чермное.jpg
Таким видел переход через Чермное море изограф, расписавший в 1641 г. ярославскую церковь Николы Надеина.

Спасение еврейских первенцев ознаменовало начало Исхода из Египта. Через неделю после Исхода армия фараона настигла евреев у Чермного, или Красного, моря, где воды моря расступились перед израильтянами и сомкнулись над войском фараона.

Согласно описанию пути, приведённому в книге Исход, это произошло в северной части Суэцкого залива, около современного города Суэц.[4]

Странствия евреев по пустыне

Странствуя по пустыне вслед за Духом Божиим, воплотившемся в огненном столпе (колонне), израильтяне, спустя семь недель после Исхода подошли к горе Синай. У подошвы этой горы (отождествляемой большинством исследователей с горой Сас-Сафсафех, а другими с Сербалом) при грозных явлениях природы заключён был окончательный Завет (договор), между Богом и евреями как избранным народом, предназначенным отныне быть носителем истинной религии и нравственности. Основу Завета составили знаменитые Десять заповедей (Десятисловие или Декалог), высеченные Моше на двух Скрижалях Завета после сорокадневного уединения на горе Синай. Эти заповеди содержат основные начала данной Богом религии и нравственности. Там же произошла религиозная и общественная организация народа: была сооружена Скиния (походный Храм), по воле Всевышнего колено Левия (левиты) было выделено для её обслуживания, а из самого колена были выделены коэны — потомки Аhарона, брата Моше, призванные осуществлять само священнослужение.

После годичной стоянки у священной горы народ, насчитывавший более 600 000 человек, способных носить оружие (что для всего народа составит более 2 000 000 человек), отправился в дальнейший путь к Земле Обетованной, то есть к Ханаану.

Несмотря на то, что цель странствий — земля Ханаан, была установлена ещё при выходе из Египта, народ проводит в пути 40 лет в наказание за то, что, евреи усомнились в своей способности (а значит и в силе опекающего их Бога) захватить обетованную (обещанную) землю. Путь израильтян по пустыне сопровождался как трудностями и бедствиями, так и божественными чудесами: дарованием манны небесной, появлением воды из скалы и многими другими. Движение было медленным, лишь через 40 лет странствования уже новое поколение подошло к границам Ханаана к северу от Мёртвого моря, где сделало последнюю остановку на берегу Иордана. Там с вершины горы Нево Моше окидывает взглядом будущее место жительства еврейского народа и, сделав нужные распоряжения и назначив своим преемником опытного воина Йехошуа бин Нуна, умирает, так и не вступив в Ханаан.

Библейский сюжет не ограничивается, однако, только описанием событийной истории. Он изобилует как Божественными наставлениями, так и часто тщательным описанием их исполнения. Способы принесения жертв, формы божественной службы приводятся в книгах Второзаконие и Левит в тесной связи с моральными нормами и эстетическими воззрениями, которые формируют основной корпус заповедей.

Хронология Исхода

Традиционная религиозная точка зрения опирается на «430 лет», которое евреи, согласно Исх.12:40, провели в Египте с момента прихода туда патриарха Иакова, а с другой стороны, согласно 1Цар.6:1, это событие случилось за 480 лет до закладки Храма Соломона в Иерусалиме. Общепринято относить начало строительство этого Храма к 960-970 гг. до н. э., что даёт около 1445 г. до н. э. как дату исторического Исхода. Эта дата, однако, является противоречивой внутри самого религиозного летоисчиления, поскольку воцарению Соломона предшествовала как эпоха Судей, так и царствование его отца — царя Давида. Даже только эти два периода в совокупности лет превосходят упомянутые 480, даже не принимая в расчёт ни годы странствий евреев по пустыне (40 лет), ни время правления самого царя Соломона.

С другой стороны, используя как позднюю, так и раннюю датировку Древнеегипетской хронологии, 1445 г. до н. э. приходится на время правления Тутмоса III, который, согласно археологическим данным, был известен своими завоевательными походами в Ханаан, что не могло принести ему столь быстрого владычества над огромным количеством евреев-рабов.

И наконец, указанная дата не удовлетворяет результатам археологических раскопок, относящихся к периоду завоевания евреями Ханаана: раскопки в Хацоре показали смену материальной культуры его жителей от кнаанейской на культуру древних евреев относяшуюся к 1250-1150 гг. до н. э.; в Лахише подобный же переход датируется 1150 г. до н. э.; в Мегиддо — ок. 1145 г. до н. э.;

Помимо религиозной историографии, высказывалась теория, которая относила дату Исхода ко времени изгнания гиксосов из Египта. К таким выводам приходили как древние историки (Манефон, Иосиф Флавий), так и некоторые современные исследователи-египтологи. Следуя этой теории, время прибытия патриарха Иакова в Египет приходится на период правления гиксосов, приблизительно на 1730 г. до н. э. и, отнимая от этой даты 400 лет египетского плена, мы получаем ок. 1350 г. до н. э. приблизительным годом Исхода из Египта. Трудно, однако, допустить, что изгнанные из Египта гиксосы и послужили прообразом упоминаемых в Библии евреев уже хотя бы потому, что первые правили Египтом, как минимум, на протяжении двух столетий, тогда как евреи покидали Египет в статусе только что отпущенных рабов.

Те исследователи, которые всё же представляют Исход реальным историческим фактом, относят его ко времени правления Рамзеса II, то есть к периоду между 1279 и 1212 гг. до н. э. (или между 1290 и 1224 гг. до н. э. по другой версии древнеегипетской хронологии). Несмотря на то, что эта датировка мало согласуется с религиозной, многие исследователи утверждают, что для такого значительного события просто не остаётся другого приемлемого времени в ходе современной истории.

Альтернативные версии

Существует значительное число альтернативных теорий хронологии Исхода, в разной степени согласующихся как с религиозной, так и с современной археологической точкой зрения.

Вулканическая теория

Одним из возможных объяснений событий, изложенных в Библии, некоторые считают извержение вулкана на острове Санторини и последовавшее за ним цунами, достигшего дельты Нила приблизительно в 1600 г. до н. э. С цунами связываются необычные явления природы во время десяти казней египетских и рассечение вод моря во время перехода через него сынов Израиля. Дарование Торы на горе Синай тоже рассматривается некоторыми авторами как проявление извержения вулкана, предполагаемым местом такого извержения часто называется гора Алаль Бадр на территории современной Саудовской Аравии.

Связь с атонизмом

В 1939 году в своей работе «Моисей и монотеизм» Зигмунд Фрейд связал учение Моисея с религией, принятой в Египте во время правления фараона Эхнатона. Эта религия имела черты монотеизма. Она основывалась на поклонении только одному божеству из древнеегипетского пантеона — богу Атону. Далее Фрейд предполагает, что после провала этой религии в Египте один из учеников Эхнатона предпринял попытку объединить под её эгидой другой народ, совершив вместе с ним побег из Египта. Это относит дату Исхода сразу за датой кончины Эхнатона, то есть после 1358 г. до н. э. Идея Фрейда нашла поддержу у Джозефа Кэмпбелла, а современный египтолог Ахмет Осман даже предположил, что Моисей и Эхнатон — одно и то же лицо.

Всё же большинство современных египтологов не соглашаются отнести период Моисея к периоду, последовавшему за отменой религиозных реформ Эхнатона.

Сноски и источники

  1. Вернер Келлер. «Библия как история», Москва, Крон-пресс, 1998. Перевод с Werner Keller “The Bible as history” 1980 by Hodder and Stoughton. Стр. 103-110
  2. Вернер Келлер. «Библия как история», Москва, Крон-пресс, 1998. Перевод с Werner Keller “The Bible as history” 1980 by Hodder and Stoughton. Стр. 131-132
  3. Вернер Келлер. «Библия как история», Москва, Крон-пресс, 1998. Перевод с Werner Keller “The Bible as history” 1980 by Hodder and Stoughton. Стр. 135-136
  4. Вернер Келлер. «Библия как история», Москва, Крон-пресс, 1998. Перевод с Werner Keller “The Bible as history” 1980 by Hodder and Stoughton. Стр. 139-140

Литература

  • Вернер Келлер. «Библия как история», Москва, Крон-пресс, 1998. Перевод с Werner Keller “The Bible as history” 1980 by Hodder and Stoughton.
  • Holer, «De transitu israelitarum per mare Rubrum» (Иена, 1759);
  • Raumer, «Zug der Israeliten aus Aegypten nach Kanaan» (Лпц., 1837);
  • Brugsch-Bey, «L’Exode et les monuménts égyptiens» (1875);
  • G. Ebers, «Durch Gosen zum Sinai» (1872);
  • специальное исследование проф. Ф. Г. Елеонского, «История народа израильского в Египте» (1884 г., неоконч.),
  • несколько глав в I т. «Библейской ист.» А. П. Лопухина;
  • «Комментарии» Спикера (комментарий на И. принадлежит Ролинсону);
  • «Летопись» Г. Властова.

См. также

Ссылки

Логотип Викитеки
В Викитеке есть тексты по теме
Исход из Египта

sv:Uttåget ur EgyptenУведомление: Предварительной основой данной статьи была аналогичная статья в http://ru.wikipedia.org, на условиях CC-BY-SA, http://creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0, которая в дальнейшем изменялась, исправлялась и редактировалась.

Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация
На других языках