Иудаизм

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
(Delete this category, not in RUB)
Aryeolman (Обсуждение | вклад)
Строка 86: Строка 86:
Многие полагают что во время Первого Храмовного периода люди Израиля верили что у каждого народа существует свой Бог, но их Бог является самым главным Богом.<ref>John Bright ''A History of Israel''</ref><ref>Martin Noth ''The History of Israel''</ref> Некоторые утверждают что строгий монотеизм развился во время Вавилонского Изгнания как реакция на Зоротострийский дуализм. В текстах библии после Вавилонского Плена и строительства Второго Храма стали появляться упоминания о причастности сатаны к грехопадению, чего не наблюдалось в более ранних источниках.<ref>Ephraim Urbach ''The Sages''</ref> По этой гипотезе только в эллинистический период большинство иудеев начали верить что их Бог — единственный и что их народ сплачивает единая религия.<ref>Shaye Cohen ''The beginnings of Jewishness</ref>
Многие полагают что во время Первого Храмовного периода люди Израиля верили что у каждого народа существует свой Бог, но их Бог является самым главным Богом.<ref>John Bright ''A History of Israel''</ref><ref>Martin Noth ''The History of Israel''</ref> Некоторые утверждают что строгий монотеизм развился во время Вавилонского Изгнания как реакция на Зоротострийский дуализм. В текстах библии после Вавилонского Плена и строительства Второго Храма стали появляться упоминания о причастности сатаны к грехопадению, чего не наблюдалось в более ранних источниках.<ref>Ephraim Urbach ''The Sages''</ref> По этой гипотезе только в эллинистический период большинство иудеев начали верить что их Бог — единственный и что их народ сплачивает единая религия.<ref>Shaye Cohen ''The beginnings of Jewishness</ref>
-
Джон Дей приводит аргумент что истоки библейских Йахве, Эль, Ашера, Баал и тд. возможно имееют корни в ранней Ханааитской религии, основанной на пантеоне богов подобному греческому.<ref>John Day ''Yahweh and the Gods and Goddesses of Canaan'', page 68.</ref>
+
Джон Дей приводит аргумент что истоки библейского почитания YHWH, Эль, Ашера, Баал и тд. возможно имееют корни в ранней Ханааитской религии, основанной на пантеоне богов подобному греческому.<ref>John Day ''Yahweh and the Gods and Goddesses of Canaan'', page 68.</ref>
[[Зигмунд Фрейд]] полагал, что Моисей был египтянином и передал евреям свою религию - культ [[Атон]]а.<ref>Зигмунд Фрейд. «Этот человек Моисей»</ref>
[[Зигмунд Фрейд]] полагал, что Моисей был египтянином и передал евреям свою религию - культ [[Атон]]а.<ref>Зигмунд Фрейд. «Этот человек Моисей»</ref>

Версия 09:26, 22 декабря 2010

Тип статьи: Текст унаследован из Википедии


Файл:Judaica.jpg
Атрибуты иудаизма: шофар, яд (указка для чтения Торы), Танах, молитвенник, подсвечники, кружка для омовения рук.
Иудаизм
основные понятия

     

    Портал Иудаизм
п·о·р

Иудаи́зм, иуде́йство (др.-греч. Ἰουδαϊσμός), «иудейская религия» (от названия колена Иуды, давшее название Иудейскому царству, а затем, начиная с эпохи Второго Храма, стало общим названием еврейского народа — ивр. יהודה‎‎) — религиозное, национальное и этическое мировоззрение еврейского народа, одна из древнейших монотеистических религий человечества.

В большинстве языков понятия «иудей» и «еврей» обозначаются одним термином и не разграничиваются, что соответствует трактовке еврейства самим иудаизмом.

В русском языке существуют понятия еврей — иудей, разделяющие национальную принадлежность евреев и религиозную составляющую иудаизма, берущее начало из греческого языка и культуры. В других языках такого разделения нет.

В религиоведении принято различать в развитии иудаизма три исторических периода:[1] храмовый (в период существования Иерусалимского храма), талмудический и раввинистический (с VI века по настоящее время). Современный ортодоксальный иудаизм сложился на основе движения фарисеев (прушим)[2], возникшего в эпоху расцвета Маккавеев (II век до н. э.).

В современном иудаизме нет единого и общепризнанного института или лица, имеющего авторитет источника права, учительства или власти. Источники права (Галахи) современного ортодоксального иудаизма: Танах (Письменная Тора) и Талмуд (Устная Тора). Галаха регулирует, в частности, те сферы жизни евреев, которые в иных правовых системах регулируются уголовным, гражданским, семейным, корпоративным и обычным правом.

Содержание

Происхождение термина

Термин «иудаизм» происходит от греческого Ἰουδαϊσμός (в русском произношении «йудаисмо́с»), появляющегося в еврейско-эллинистической литературе на рубеже I в. до н. э. (2Макк.2:21; 4:38) и обозначающего еврейскую религию как антитезу эллинистическому язычеству. В некоторых языках наряду с термином «иудаизм», обозначающим еврейскую религию в узком смысле, существует более общий термин, охватывающий всю еврейскую цивилизацию, включая религию, в целом — русское еврейство, немецкое Judentum, английское Jewry. На иврите термины «иудаизм» и «еврейство» — синонимы. Термин ивр. יַהֲדוּת‎ (яхадут), возник в иврите после Вавилонского пленения. На идише иудаизм традиционно обозначается термином идиш ייִדישקײט (и́дишкейт или и́дишкайт), дословно означающим «еврейскость» (от прилагательного идиш ייִדיש, еврейский), то есть еврейский образ жизни.

Символы

Основная статья: Религиозные символы

В существенном смысле, символическое значение в иудаизме имеют молитва Шма и соблюдение Шаббата[3].

Один из внешних символов иудаизма с XIX века — шестиконечная Звезда Давида[4]. Более древним символом иудаизма является семисвечник (Менора), который, согласно Библии и традиции, стоял в Скинии и Иерусалимском храме.

Основные черты

Основная статья: 13 принципов веры
  • Иудаизм первым в истории человечества провозгласил монотеизм[5][6], углублённый учением о сотворении человека Богом по своему образу и подобию — следствием чего является любовь Бога к человеку, стремление Бога помочь человеку и уверенность в конечной победе Добра. Это учение дало и даёт повод к глубочайшим философским и религиозным прозрениям, обнаруживая глубину своего содержания в течение веков всё с новых и новых сторон.
  • Понятие о Боге как абсолютно Совершенном, не только абсолютном Разуме и Всемогуществе, но и источнике Благости, Любви и Справедливости, который выступает по отношению к человеку не только как Творец, но и как Отец.
  • Понятие о жизни как о Диалоге Бога и Человека, — ведущемся как на уровне индивидуума, так и на уровне народа (проявление Провидения в национальной истории) и на уровне «всего человечества как единого целого».
  • Учение об абсолютной ценности Человека (как индивидуума, так и народов и также всего человечества в целом) — как бессмертного духовного существа, созданного Богом по Своему образу и подобию, учение об идеальном назначении человека, заключающемся в бесконечном, всестороннем, духовном усовершенствовании.
  • Учение о равенстве всех людей в их отношениях к Богу: каждый человек является Сыном Божьим, каждому открыта дорога к совершенствованию в направлении соединения с Богом, всем людям даются средства к достижению этого предназначения — свободная воля и божественная помощь.
  • При этом у еврейского народа есть особая Миссия (то есть Избранность), заключающаяся в том, чтобы донести эти Божественные истины до человечества и через это помочь человечеству приблизиться к Богу. Для реализации этой задачи Бог заключил с еврейским народом Завет и дал ему заповеди. Божественный Завет неотменим; и он налагает на еврейский народ более высокий уровень ответственности.
  • Иудаизм предлагает всем людям и народам (неевреям) принять необходимый минимум моральных обязательств, налагаемых Торой на всё человечество: в то время как евреи обязаны соблюдать все 613 извлеченных из Пятикнижия предписаний (мицвот), нееврей, который считается участником завета, заключенного Богом с Ноем (Быт.9:9), обязан выполнять лишь семь законов Ноевых сынов[7]. В то же время, иудаизм принципиально не занимается миссионерством, то есть не стремится к прозелитизму (на иврите — гиюр) и является национальной религией еврейского народа.
  • Учение о полном господстве духовного начала над материей, но при этом духовной ценности также и мира материального: Бог — безусловный Владыка материи, как её Творец: и Он вручил Человеку господство над материальным миром, чтобы через материальное тело и в материальном мире осуществить своё идеальное назначение;
  • Учение о приходе Машиаха (Мессии, слово происходит от ивр. מָשִׁיחַ‎, «помазанник», то есть царь), когда «И перекуют мечи свои на орала и копья свои — на серпы; не поднимет народ меча на народ, и не будут больше учиться воевать … и наполнится вся земля познанием Господа»  (Ис.2:4).
(Машиах является царём, прямым потомком царя Давида, и, согласно иудейской традиции, должен быть помазан на царство пророком Илией (Элиягу), который был взят на небо живым)
  • Учение о воскресении из мертвых в конце дней (эсхатология), то есть вера в то, что в определенное время мертвые будут оживлены во плоти и будут снова жить на земле.
О воскресении из мертвых говорили многие еврейские пророки, такие как Иезекииль (Йехезкель), Даниил (Даниель) и др. Так, пророк Даниил об этом говорит следующее: «И многие из спящих в прахе земли пробудятся, одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление»  (Дан.12:2).

ТаНаХ («Еврейская Библия»)

Основная статья: Танах

ТаНаХ — это сокращение, на иврите ивр. תנ"ך‎, которое расшифровывается как Тора́ ивр. תורה‎, Невии́м ивр. נביאים‎, Ктуви́м ивр. כתובים‎ — Закон, Учение; Пророки и Писания. Тора иначе называется Пятикнижие Моисеево, так как эти пять книг, согласно традиции, были получены Моисеем от Всевышнего на горе Синай.

ТаНаХ иногда называют Еврейской Библией (у христиан — Ветхий Завет). Он описывает сотворение мира и человека, Божественный завет и заповеди, а также историю еврейского народа от его возникновения до начала периода Второго Храма. ТаНаХ, а также религиозно-философские представления иудаизма послужили основой для становления христианства и ислама [8].

История

Древнейшая история израильтян не может быть подтверждена никакими источниками, помимо Ветхого завета, и поэтому не представляется возможным установить, в каком пункте она перестает быть чисто легендарной. Первой личностью, упоминаемой в Ветхом завете, о котором имеется независимое письменное свидетельство, является Ахав, царь Израиля; о нем говорится в одном ассирийском письме, датированном 853 годом до н. э.[9]

Гипотезы о происхождении

Некоторые ученые отрицают точку зрения что еврейская библия написана по божьему одухотворению. Многие из них разделяют точку зрения Документальной гипотезы, которая утверждает что Тора или Пятикнижие приобрело современную форму благодаря объединению нескольких первоначально независимых литературных источников, а не написано целиком Моисеем.[10][11][12]


По мнению Бертрана Рассела, первоначально израильтяне и окружающие их племена, по-видимому, мало чем отличались друг от друга в религиозном отношении. Яхве на первых порах почитался лишь как племенной бог, покровительствовавший детям израилевым, но при этом не отрицалось существование и других богов, и их почитание было обыденным явлением (см. Монолатрия). В период Вавилонского пленения, а также на протяжении некоторого времени до и после этого периода еврейская религия претерпела целый ряд весьма важных изменений — начала выкристаллизовываться еврейская ортодоксия, включающая монотеизм[9].

Многие полагают что во время Первого Храмовного периода люди Израиля верили что у каждого народа существует свой Бог, но их Бог является самым главным Богом.[13][14] Некоторые утверждают что строгий монотеизм развился во время Вавилонского Изгнания как реакция на Зоротострийский дуализм. В текстах библии после Вавилонского Плена и строительства Второго Храма стали появляться упоминания о причастности сатаны к грехопадению, чего не наблюдалось в более ранних источниках.[15] По этой гипотезе только в эллинистический период большинство иудеев начали верить что их Бог — единственный и что их народ сплачивает единая религия.[16]

Джон Дей приводит аргумент что истоки библейского почитания YHWH, Эль, Ашера, Баал и тд. возможно имееют корни в ранней Ханааитской религии, основанной на пантеоне богов подобному греческому.[17]

Зигмунд Фрейд полагал, что Моисей был египтянином и передал евреям свою религию - культ Атона.[18]

Ортодоксальный иудаизм

Основная статья: Ортодоксальный иудаизм

Ортодоксальный иудаизм (от др.-греч. ὀρθοδοξία — букв. «правильное мнение») — общее название течений в иудаизме, последователи которых являются продолжателями классической формы еврейской религии. Ортодоксальный иудаизм считает обязательным соблюдение еврейского религиозного закона (Галаха) в том виде, в каком он зафиксирован в Талмуде и кодифицирован в своде Шулхан арух. В ортодоксальном иудаизме есть несколько направлений — литовское, хасидизм различного толка, модернистский ортодоксальный иудаизм (от англ. Modern Orthodox Judaism), религиозный сионизм. Общее количество последователей — более 4-х миллионов человек.


Литваки

Основная статья: Литваки

Представители наиболее классического направления в ашкеназской ветви современного иудаизма. Называются литваками, так как основные их духовные центры — иешивы находились, вплоть до Второй мировой войны, преимущественно в Литве (в Литву, точнее Великое княжество Литовское входили земли современной Литвы, Беларуси части Польши и Украины).

«Литовская Школа» появилась хронологически раньше хасидизма и религиозного сионизма.

Литваки являются последователями Виленского Гаона (рабби Элиягу бен Шлоймэ Залмана), великого еврейского ученого-талмудиста. С его благословления была создана первая литвакская иешива современного образца в Воложине.

В России литваки входят в состав КЕРООРа (Конгресс еврейских религиозных общин и организаций России).

Выдающиеся раввины, ученые и общественные деятели, принадлежащие к течению литваков: рабби Исроэль Мейр а-Коэн (Хафец Хаим), рав Шах,

Ссылки


Хасидизм

Основная статья: Хасидизм

Религиозно-мистическое движение, возникшее в XVIII веке. В настоящее время центры хасидизма расположены в Израиле, США, Великобритании и Бельгии.

См. также Хабад

Ссылки


Ортодоксальный модернизм

Ортодоксальный модернизм придерживается всех принципов ортодоксального иудаизма, при этом интегрирует их с современной культурой и цивилизацией, а также с религиозным пониманием сионизма. В Израиле его последователями является более половины ортодоксально-религиозного еврейского населения.

В XIX веке начальные формы «Современной ортодоксии» создали раввины Азриэль Хильдесхаймер (1820—1899) см. и Шимшон-Рафаэль Гирш (1808—1888), которые провозгласили принцип Тора вэ дэрех эрец — гармоничное сочетание Торы с окружающим (современным) миром.

Религиозный сионизм

Основная статья: Религиозный сионизм

Иное направление «Современной ортодоксии» — религиозный сионизм — было создано в 1850 году равом Цви Калишером, а затем в начале XX века разработано равом Авраамом-Ицхаком Куком.

Во второй половине XX века главные идеологи движения р. Цви-Иехуда Кук (Израиль) и р. Йосеф-Дов Соловейчик (США).

Видные представители в настоящее время: р. Авраам Шапира (умер в 2007 году), р. Элиезер Беркович (умер в 1992 году), р. Мордехай Элон, р. Шломо Рискин, р. Йехуда Амиталь, р. Аарон Лихтенштейн, р. Ури Шерки.

В русскоязычной еврейской общине принципам современной ортодоксии следует организация Маханаим во главе с Зеевом Дашевским и Пинхасом Полонским.

Ссылки

Традиционный (консервативный) иудаизм

Основная статья: Консервативный иудаизм

Современное течение в иудаизме, возникло в середине XIX века в Германии, первые организованные формы образовались в начале XX века в США.

См. МИЛИ — Иерусалимский центр традиционного иудаизма

Прогрессивный (реформистский) иудаизм

Основная статья: Иудаизм реформистский

Возник в начале XIX века на основе идей рационализма и изменения системы заповедей — сохранения «этических» заповедей при отказе от «ритуальных» заповедей. Движение прогрессивного иудаизма — это либеральное течение в иудаизме. Прогрессивный (современный) иудаизм считает, что еврейская традиция постоянно развивается, с каждым новым поколением приобретая новый смысл и новое содержание. Прогрессивный иудаизм стремится к обновлению и реформе религиозных обрядов в духе современности.

Движение прогрессивного иудаизма считает себя продолжателем дела пророков Израиля и следует по пути справедливости, милосердия и уважения к ближнему. Движение прогрессивного иудаизма стремится связать современную жизнь с еврейским Учением; его сторонники уверены в том, что на рубеже тысячелетий еврейские традиции и еврейское воспитание нисколько не утратили своей актуальности.

Зародившись около 200 лет назад в Европе, прогрессивный иудаизм насчитывает сегодня более миллиона приверженцев, проживающих на 5 континентах, в 36 странах.

Ссылки

Реконструктивистский иудаизм

Основная статья: Реконструктивистский иудаизм

Движение, базирующееся на идеях раввина Мордехая Каплана об иудаизме как цивилизации.

Прочие течения иудаизма

Иудаизм в русской этнической среде

См. статью Субботники

Святые места

Святой город — Иерусалим, в котором находился Храм. Храмовая гора, на которой возвышался Храм, — в иудаизме считается наиболее святым местом. Другие святые места иудаизма — Пещера Махпела в Хевроне, где похоронены библейские праотцы, Вифлеем (Бейт-Лехем) — город, на пути к которому похоронена праматерь Рахиль, Наблус (Шхем), где похоронен Иосиф, Цфат, в котором развилось мистическое учение Каббалы и Тверия, где долгое время заседал Синедрион.

Статус иудаизма в Израиле

Основная статья: Религия в Израиле

Среди еврейского населения Израиля (5,3 млн) около 25 % являются полностью соблюдающими сторонниками ортодоксального иудаизма (из них около половины — сторонники литовского направления и хасидизма, другая половина — сторонники религиозного сионизма), еще около 35 % соблюдают частично, но также считают себя сторонниками ортодоксального иудаизма. Сторонников консервативного и реформистского направлений — менее 1 %. В Государстве Израиль религия не является государственной (то есть обязательной для граждан), но она и не отделена от государства. Есть вопросы (женитьба, развод, смерть, гиюр — переход в иудаизм), которые находятся в исключительном ведении религиозных учреждений. Есть также и другие вопросы, которые могут рассматриваться в религиозным судом «Бейт дин» по обоюдному согласию сторон. В любом случае возможна апелляция в Верховный суд. Некоторые законы Израиля приняты на основании традиционного иудейского права — Галахи.

Взаимоотношения с другими религиями

Иудаизм и язычество

Общее отношение иудаизма к языческим религиям иллюстрирует молитва Алейну Лешабе́ах (современный текст написал вавилонский талмудист Рав Аба Арика, III век), которая завершает молитвословия всех служб еврейского суточного круга:

На нас возложено прославлять Господа всего мира, провозглашать величие Создателя вселенной. Ибо он не сделал нас подобными народам мира, не дал нам быть похожими на племена земные. Он дал нам не их удел, и не ту судьбу, что всем их полчищам. Ибо они поклоняются пустоте и тщете, и молятся божествам, которые не спасают <…> [19].

Конфликт иудаизма с верованиями эллинского мира нашел свое выражение в войне Маккавеев.

См. также статью: Ханука

Иудаизм и христианство

Основная статья: Иудаизм и христианство
См. также статьи: Христианство и антисемитизм, История раннего христианства, Фарисеи

В целом иудаизм относится к христианству как к своему «производному» — то есть как к «дочерней религии», призванной нести базовые элементы иудаизма народам мира:

«<…> и всё происшедшее с Йешуа Ганоцри и с пророком измаильтян, который пришёл после него, было подготовкой пути для царя Машиаха, подготовкой к тому, чтобы весь мир стал служить Всевышнему, как сказано: «Тогда Я вложу в уста всех народов ясные речи, и стянут люди призывать имя Господа и будут служить Ему все вместе»  (Соф.3:9). Каким образом [те двое способствовали этому]? Благодаря им весь мир наполнился вестью о Машиахе, о Торе и о заповедях. И достигли эти вести дальних островов, и среди многих народов с необрезанным сердцем начали рассуждать о Машиахе, и о заповедях Торы. Одни из этих людей говорят, что заповеди эти были истинными, но в наше время потеряли силу, ибо были даны только на время. Другие — что заповеди следует понимать иносказательно, а не буквально, и уже пришёл Машиах, и объяснил их тайный смысл. Но когда придет истинный Машиах, и преуспеет, и достигнет величия, сразу все они поймут, что научили их отцы ложному и что их пророки и предки ввели их в заблуждение.»

Рамбам. Мишне Тора, Законы о царях, гл. 11:4

В авторитетной раввинистической литературе нет единого мнения, считать ли христианство с его тринитарной и христологической догматикой, разработанной в IV веке, идолопоклонством (язычеством) или же приемлемой (для неевреев) формой монотеизма, известной в Тосефте как шитуф (термин подразумевает поклонение истинному Богу вместе с «дополнительными»)[20]. Христианство исторически возникло в религиозном контексте иудаизма: сам Иисус (ивр. ‎יֵשׁוּעַ‎) и его непосредственные последователи (апостолы) были по рождению и воспитанию иудеями; многие евреи воспринимали их в качестве одной из многочисленных иудейских сект. Так, согласно 24-ой главе Книги Деяний, на суде над апостолом Павлом сам Павел декларирует себя как Фарисея, и при этом он именуется от лица первосвященника и иудейских старейшин «представителем назорейской ереси»  (Деян.24:5).

С точки зрения иудаизма, личность Иисуса из Назарета не имеет никакого религиозного значения, и признание его мессианского статуса (и, соответственно, использование титула «Христос» по отношению к нему) неприемлемо [21]. В иудейских религиозных текстах той эпохи нет упоминаний о личности, которое можно было бы достоверно отождествить с Иисусом.

Иудаизм и ислам

Взаимодействие ислама и иудаизма началось в VII веке с возникновением и распространением ислама на Аравийском полуострове. Ислам и иудаизм относятся к авраамическим религиям, происходя из общей древней традиции, восходящей к Аврааму. Поэтому есть много общих аспектов между этими религиями. Мухаммед утверждал, что вера, которую он провозгласил, есть ничто иное, как чистейшая религия Авраама, впоследствии искажённая как иудеями, так и христианами. [22]

Иудеи признают ислам, в отличие от христианства, последовательным монотеизмом[23]. Иудею даже разрешается молиться в мечети[24]. В Средние века исламская теология и исламская культура оказали достаточно сильное влияние на иудаизм[25].

Традиционно, евреям, живущим в мусульманских странах, было разрешено исповедовать свою религию и управлять своими внутренними делами.[26] Они были свободны в выборе места жительства и профессии.[27] Период с 712 по 1066 годы был назван золотым веком еврейской культуры в исламской Андалусии (Испания). Лев Поляков пишет, что евреи в мусульманских странах пользовались большими привилегиями, их общины процветали. Не было никаких законов или социальных барьеров, препятствующих ведению ими коммерческой деятельности. Многие евреи мигрировали в районы, завоёванные мусульманами, и образовали там свои общины.[28] Османская империя стала убежищем для евреев, которые были изгнаны с территории Испании католической церковью.

Традиционно немусульмане, в том числе евреи, в мусульманских странах находились в положении подданства. Для этих народов существовал статус зимми, основанный на законах, которые были разработаны мусульманскими авторитетами во времена Аббасидов.[29] Пользуясь защитой жизни и имущества, они обязаны были признать безраздельное господства ислама во всех сферах жизни общества и платить специальный налог (джизья)[29]. Вместе с тем они освобождались от других налогов (закят) и освобождались от службы в армии.

Сегодняшний ислам позиционирует иудаизм как враждебную религию (ассоциируя его с сионизмом), что диктуется политическими мотивами — противостоянием Израиля и арабо-мусульманского мира.

Народы исповедующие иудаизм

Тора

То́рa (ивр. תּוֹרָה‎ — тора́, букв. «учение, закон»; в ашкеназском произношении — То́йро).
Тора́ — Откровение, дарованное Всевышним Израилю через Моше, учителя нашего. Состоит из Письменного и Устного Учения. В более узком смысле — Пятикнижие Моше. (Сидур «ТЕГИЛАТ ГАШЕМ» ISBN 965-310-008-4)
Определения термина

  • Как правило, Торой называют Пятикнижие Моисе́ево (греч. πεντάτευχος) или Кни́ги Моисе́евы.
  • В самом Пятикнижии «Торой» часто называется отдельное предписание Бога (Исх.15:25), отдельные заповеди (Быт.26:5) или совокупность законов, относящихся к тому или иному предмету, например, «закон (Тора) всесожжения» (Лев.6:2), «закон (Тора) о жертве повинности» (Лев.7:1) и т. п.
  • Слово «Тора» также встречается в смысле поучения или родительского наставления.
  • Иногда Торой называют весь ТаНаХ.
  • Дальнейшее расширение значения произошло с различением Письменного Закона (Тора ше-би-хтав) и Устного Закона (Тора ше-бе-‘ал пе): встречающееся в Пятикнижии множественное число торот было интерпретировано как относящееся к этим двум сферам Божественного откровения, которые традиционно рассматриваются как данные Моисею на горе Синай.
  • В самом широком смысле Торой называют всю совокупность еврейского традиционного закона.
  • Термин Тора означает также учение — философскую, научную и т.п. систему (например, торат Кант — `теория, учение, философия Канта`; торат а-яхасут — `Теория Относительности`).

[30]
Комментарии к Торе
Так как текст Торы и её истинный смысл достаточно труден для понимания (в том числе даже для изучающих её людей), веками мудрецы пытались комментировать отдельные её положения. Некоторые комментаторы, например Раши, создали комментарии почти к каждому предложению Письменной Торы. По данным традиции, Моисей получил на горе Синай вместе с Письменной и устную Тору, которая раскрывает глубинный, скрытый смысл, дополняет Письменную и объясняет то, что там «недосказано». Хотя в Письменной Торе нет прямого подтверждения об устной Торе. В книге Шмот (Исход) сказано: «И написал Моисей все слова Господни…». Из поколения в поколение Устная Тора передавалась лишь в виде устного предания, пока не была записана во II веке в виде Мишны, а позднее — в Гемаре, которые вместе составляют Талмуд. В современных изданиях Талмуда включают комментарии многих выдающихся мудрецов Торы из разных поколений: от гаоним (раннее средневековье) до XVII века. Другая часть комментариев вошла в Мидраш. Существуют мидраши на книги Бытие (Брешит Рабба), Левит (Вайикра Рабба) (ранние мидраши), на книгу Исход (Шмот Рабба). Есть также Тосефта (пояснения и дополнения к Мишне). [30]

См. также

Примечания

  1. Иудаизм на сайте «Мир религий».
  2. Статья «Фарисеи» в Электронной еврейской энциклопедии
  3. Статья «Суббота» в Электронной еврейской энциклопедии
  4. Статья «Маген Давид» в Электронной еврейской энциклопедии
  5. Статья «Иудаизм» в Электронной еврейской энциклопедии
  6. Некоторые исследователи считают древнейшей монотеистической религией зороастризм. Однако монотеистичность зороастризма до сих пор остаётся спорным вопросом. Существует также мнение, что первым был атонизм, провозглашенный египетским фараоном Эхнатон (1364—1347 годы до н. э.). Однако монотестичность атонизма, как и зороастризма, ставится под сомнение. Кроме того, есть версия, что Моисей мог жить раньше Эхнатона (правда, существование Моисея не является историческим фактом), и Эхнатон заимствовал монотеизм из иудаизма. При этом, однако, согласно распространённому в науке мнению (см. напр. Бертран Рассел, «История западной философии»), религия евреев на ранних этапах своей истории имела форму монолатрии, а монотеизм начал оформляться в VI в. до н. э., после возвращения евреев из Вавилонского пленения (то есть значительно позже жизни Эхнатона).
  7. Статья «Ноевых сынов законы» в Электронной еврейской энциклопедии
  8. Статья «Библия. Влияние Библии на мировую и еврейскую культуру» в Электронной еврейской энциклопедии
  9. 9,0 9,1 Рассел, Бертран — История западной философии — Новосибирск: Сиб. унив. изд-во; Изд-во Новосиб. ун-та, 2001
  10. Yehezkal Kauffman, The Religion of Israel
  11. Robert Alter The Art of Biblical Poetry
  12. E. A. Speiser Genesis (The Anchor Bible)
  13. John Bright A History of Israel
  14. Martin Noth The History of Israel
  15. Ephraim Urbach The Sages
  16. Shaye Cohen The beginnings of Jewishness
  17. John Day Yahweh and the Gods and Goddesses of Canaan, page 68.
  18. Зигмунд Фрейд. «Этот человек Моисей»
  19. Русский перевод по: «Сидур Врата молитвы» под редакцией Пинхаса Полонского — М., 1993, стр. 144—145.
  20. J. David Bleich. Divine Unity in Maimonides, the Tosafists and Me’iri(in Neoplatonism and Jewish Thought, ed. by L. Goodman, State University of New York Press, 1992), pp. 239—242.
  21. Пинхас Полонский. Евреи и христианство
  22. Энциклопедия «Britannica», 1987, Том 22, стр. 475.
  23. Статья «Маймонид» в Электронной еврейской энциклопедии
  24. рав Авраам Шмулевич. Строительство Храма как политический процесс
  25. Статья «Ислам» в Электронной еврейской энциклопедии
  26. Lewis, Bernard (1984). The Jews of Islam. Princeton: Princeton University Press. стр.10,20
  27. Lewis, стр. 8,62
  28. Поляков, Лев. The History of Anti-semitism. стр.68-71
  29. 29,0 29,1 Бат Йеор. Исторический очерк // «Зимми»: христиане и евреи под властью ислама = The Dhimmi: Jews and Christians Under Islam. — Fairleigh Dickinson University Press, 1985. — ISBN 0-8386-3233-5
  30. 30,0 30,1 Словарь терминов, используемых в текстах Иудаизма — Духовный портал

Ссылки

Литература

Ресурсы по иудаизму

ace:Yahudi af:Judaïsme als:Judentum an:Chudaísmo ar:يهوديةarz:يهوديه ast:Xudaísmu az:Yəhudilik ba:Йәһүдилек bar:Judntum bat-smg:Jodaėzmos be:Іудаізм be-x-old:Юдаізм bg:Юдаизъм bn:ইহুদি ধর্ম bo:ཡིའུ་ཐའེ་ཆོས་ལུགས། br:Yuzevegezh bs:Judaizam ca:Judaisme ceb:Hudayismo co:Ghjudaisimu crh:Yeudilik cs:Judaismus cv:Иудейсем cy:Iddewiaeth da:Jødedomdv:ޔަހޫދީދީން el:Ιουδαϊσμόςeo:Judismoet:Judaism eu:Judaismo ext:Judaísmu fa:یهودیت fi:Juutalaisuus fiu-vro:Judaism fo:Jødadómurfrp:Judâismo fur:Ebraisim fy:Joadendom ga:An Giúdachas gl:Xudaísmo hak:Yù-thai-kauhi:यहूदी धर्म hr:Judaizam ht:Jidayis hu:Zsidó vallás hy:Հուդայականություն ia:Judaismo id:Agama Yahudi ie:Judeisme ig:Judaism io:Judaismo is:Gyðingdómurja:ユダヤ教 jv:Agama Yahudi ka:იუდაიზმი kab:Tudayt kl:Juutit kn:ಯಹೂದಿ ಧರ್ಮ ko:유대교 krc:Иудейлик ksh:Jüddedom ku:Cihûtî kw:Yedhoweth la:Religio Iudaica lad:Djudaismo li:Joededom lij:Ebraiximo ln:Boyúda lt:Judaizmas lv:Jūdaisms mk:Јудаизам ml:യഹൂദമതം ms:Agama Yahudi mt:Ġudaiżmu mwl:Judaísmo nah:Judaísmo nds:Jodendom nds-nl:Jodendom new:यहुद धर्म nl:Jodendom nn:Jødedommen no:Jødedom nrm:Judaïsme oc:Judaïsme pdc:Yuddedum pih:Judaism pl:Judaizm pnb:یہودیت ps:يهوديت pt:Judaísmo qu:Hudyu iñiy ro:Iudaism sah:Иудаизм scn:Riliggiuni ebbraica sco:Judaism sh:Judaizamsk:Judaizmus (náboženstvo) sl:Judovstvo so:Yuhuuda sq:Jahudizmi sr:Јудаизам stq:Juudendum sv:Judendom sw:Uyahudi szl:Judajizm ta:யூதம் te:జుడాయిజం th:ศาสนายูดาย tl:Hudaismo tpi:Judaisim tr:Musevilik tt:Yəhüd dine ug:يەھۇدى دىنىur:یہودیت uz:Yahudiylik vi:Do Thái giáo war:Judaismozh:犹太教 zh-classical:猶太教 zh-min-nan:Iû-thài-kàu zh-yue:猶太教

Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация