Иудаизм в СССР в послевоенное время

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
Aryeolman (Обсуждение | вклад)
(Новая страница: «{{О_статье |ТИП СТАТЬИ=2 |СУПЕРВАЙЗЕР=2 |УРОВЕНЬ=1 |КАЧЕСТВО= |АВТОР1= |АВТОР2= |АВТОР3= |ВИКИПЕДИЯ…»)
Следующая правка →

Версия 14:08, 15 марта 2011

Тип статьи: Регулярная исправленная статья
Академический супервайзер: д-р Арье Ольман


Основная статья: Иудаизм в СССР

Содержание

1940-е гг.

В противовес общей политике И. Сталина, направленной на определенную либерализацию в отношении различных церквей и конфессий, с осени 1946 г. начал проводиться более жесткий курс в отношении иудаизма. В это время Совет по делам религиозных культов при Совете министров направил ряд докладных записок, в которых подвергались резкой критике еврейские религиозные общины. В записках говорилось, что среди евреев резко возросли так называемые «националистические» настроения и проявления «советского сионизма», представители которого, не желая видеть «путей и форм давно разрешенного в СССР так называемого еврейского вопроса, объявили синагогу единственным местом национальной концентрации и единственным оплотом национальной культуры». Центральные власти приняли решение провести политику жесткого ограничения иудаизма. Совету по делам религиозных культов было поручено установить более строгий контроль за еврейскими религиозными общинами, резко ограничить еврейскую благотворительность (цдака), развернуть борьбу с такими «подразумевающими националистические настроения» обычаями, как выпечка маццы, ритуальный убой скота и птицы (Кашрут). Было предписано ликвидировать похоронные службы (Хевра кадиша).

В начале 1946 г. в Самарканде на тайном собрании руководителей Хабада было принято решение воздержаться от выезда в надежде, что после войны власти не будут преследовать религиозных евреев. Но возобновившиеся преследования заставили хасидов изменить принятое решение. Созданному во Львове нелегальному комитету удалось организовать в 1946 г. выезд по фиктивным польским документам тысячи хасидов Хабада из СССР в Польшу, а затем в Эрец-Исраэль. Десятки тысяч евреев, бывших до 1939 г. польскими гражданами, уехали в 1944–49 гг. в Польшу в рамках соглашения о репатриации между Польшей и СССР.

Московская хоральная синагога организовала торжественное богослужение по поводу создания Государства Израиль, на котором присутствовало около десяти тысяч человек. (Подобные службы состоялись в Ташкенте, Черновцах и других городах.) Многие тысячи советских евреев приветствовали посла Израиля Голду Меир во время ее посещений Московской синагоги на Рош ха-Шана и Иом-Киппур.

В первые послевоенные годы наблюдался подъем еврейской религиозной жизни. В начале 1947 г. на территории СССР функционировали 162 синагоги. В полулегальных условиях в Самарканде в 1945–46 гг. действовали литовская иешива митнагдим под руководством раввина И. Копельмана и иешива хасидов Хабада под руководством раввина Н. Нейманова. Действующих синагог в стране было крайне мало, но советские власти не разрешали открывать синагоги (так, 11 октября 1945 г. группе верующих евреев из Киева, обратившейся в Совет по делам религиозных культов, было отказано в их просьбе о разрешении открыть в городе вторую синагогу). Однако в Биробиджане в 1947 г. была открыта синагога. В дни еврейских праздников или в связи с различными событиями еврейской истории в синагоги стали приходить тысячи советских евреев, многие из которых были далеки от религии (например, в марте 1945 и 1946 гг. на панихиду по жертвам нацизма в Московской синагоге, на торжественные богослужения в синагогах страны в честь создания Государства Израиль, и т. д.). В Еврейской автономной области также наблюдался рост религиозных настроений. В 1947 г. в синагоге Биробиджана на Рош ха-Шана присутствовало около 500 человек.

1950-е гг.

В сентябре 1953 г. впервые после антисемитской кампании конца 1940-х – начала 1950-х гг. раввину Московской синагоги Ш. Шлиферу было разрешено обратиться от имени всех еврейских общин к верующим английским евреям с поздравлением по случаю Рош ха-Шана и с призывом вести борьбу за мир. В дальнейшем советские власти неоднократно использовали еврейских религиозных деятелей в своих внешнеполитических целях. Так, в марте 1955 г. было опубликовано воззвание раввинов Москвы, Киева, Одессы и других городов к евреям всего мира с призывом поддержать обращение бюро Всемирного совета мира против подготовки атомной войны. В ноябре 1956 г. группа раввинов опубликовала протест по поводу Синайской кампании с требованием немедленного заключения «справедливого мира».

В 1957 г. в Москве при хоральной синагоге впервые в СССР с 1918 г. было открыто еврейское религиозное учебное заведение — иешива «Кол Я‘аков», в которой также обучалось несколько шохатим (резников). В том же году раввин Ш. Шлифер издал молитвенник «Сиддур ха-шалом» (тиражом десять тысяч экземпляров) и еврейский религиозный календарь.

Антирелигиозная кампания

Политика «оттепели» менее всего сказывалась в религиозной сфере. Наоборот, в конце 1950-х — начале 1960-х гг. наступление воинствующего атеизма на различные конфессии усилилось. Особенно грубый характер носили атаки на иудаизм.

В мае 1957 г. началась новая кампания борьбы с иудаизмом. На состоявшемся в Москве Всесоюзном совещании-семинаре по научно-атеистическим вопросам академик М. Митин (1901–87 гг.; член ЦК КПСС, редактор журнала «Вопросы философии») и М. Шахнович (заместитель директора Музея религии и атеизма) потребовали решительного усиления борьбы с иудаизмом. Одним из проявлений новой кампании стало закрытие синагог. Так, в 1958 г. синагоги были закрыты в Черновцах, Новосельцах (Черниговская область), Виннице, Барановичах, Оренбурге, Ракове (Закарпатская область), Иркутске. В 1962–63 гг. были закрыты синагоги в Свердловске, Казани, Пятигорске, Грозном, Львове, Житомире, Жмеринке, Каунасе. В 1966 г. в СССР осталось всего 62 синагоги (например, в РСФСР — 17, на Украине — 8, в Закавказье — 19).

Новая антиеврейская кампания нашла свое отражение в советской прессе, где все чаще появлялись статьи, обвиняющие раввинов и религиозных евреев в том, что они в синагогах встречаются с иностранцами, передают им секретные сведения, проводят мошеннические операции, осуществляют спекуляцию валютой. Особенно ожесточенный характер эти нападки приняли на Украине (например, статьи против синагоги г. Львова). Начались аресты: так, в 1958 г. в Черновцах было арестовано несколько религиозных евреев за «участие в сионистской пропаганде», которая заключалась в том, что на Песах они произносили: «В будущем году в Иерусалиме». В Ленинграде после того, как председатель правления синагоги (габбай) Г. Печерский (1901–75, с 1972 г. в Израиле) подал несколько петиций властям о разрешении открытия курсов по изучению иврита и еврейской истории, он и еще два члена правления синагоги были арестованы и в 1961 г. осуждены на разные сроки заключения по обвинению в «шпионаже в пользу одного капиталистического государства». Тогда же в Москве по подобному обвинению были осуждены три руководителя еврейской религиозной общины. Власти добились устранения руководителей еврейских общин в Киеве, Минске, Вильнюсе, Ташкенте и Риге.

Гонения на мацу

С 1959 г. в СССР стали вводить ограничения на выпечку маццы. В 1961 г. производство маццы в пекарнях при общинах было запрещено повсюду, за исключением Москвы, Ленинграда, Центральной Азии и Закавказья. В 1963 г. запрет был распространен на Москву и Ленинград. Власти вели борьбу с выпечкой маццы отдельными группами верующих. Так, в июне 1963 г. в Москве состоялся суд над четырьмя евреями, обвиненными в нелегальной выпечке маццы и спекуляции ею. Хотя прокуратура не могла представить никаких доказательств, что подсудимые выпекали маццу с целью продажи, трое обвиняемых были приговорены к тюремному заключению сроком от шести до одиннадцати месяцев. Советские власти препятствовали отправке маццы из-за границы в СССР. Так, в 1964 г. сотни посылок с маццой из Англии вернулись обратно; 20 т маццы из США были задержаны на советской таможне. Власти побуждали евреев публиковать в газетах письма против отправки из-за границы маццы для евреев СССР. Так, в газете «Правда Востока» (Ташкент) была опубликована статья ответственного секретаря газеты «Ленинский путь» г. Самарканд А. Танхельсона, в которой посылки маццы из Англии были названы идеологической диверсией. Статья была перепечатана газетой «Известия».

Гонения на еврейскую традицию

Так же резко отрицательно власти относились к ввозу молитвенников, таллитов, тфиллин и других предметов религиозного культа. В 1958 г. из Израиля в СССР на Суккот было отправлено 185 посылок с этрогами и лулавами, все посылки были возвращены обратно. В центральной прессе публиковались гневные статьи об американских раввинах, раздающих советским евреям молитвенники и таллиты. По распоряжению властей раввин Московской синагоги И. Левин просил верующих евреев не принимать никаких подарков от иностранцев.

Новая кампания коснулась еврейских кладбищ. В конце 1950-х – начале 1960-х гг. были закрыты еврейские кладбища в Минске, Киеве, Ровно, Пинске, Кишиневе, Пружанах. В Ровно и Пружанах еврейские кладбища были превращены в общественные парки. В Москве и Ленинграде еврейские кладбища были закрыты для захоронений.

1960-е гг.

Н. Хрущев неоднократно говорил о целом ряде отрицательных черт у евреев (отвращение к тяжелому физическому труду, нечистоплотность, отсутствие преданности советской стране и т. д.). Это личное отношение Н. Хрущева, который фактически был диктатором страны до октября 1964 г., во многом определяло политику советских властей в отношении евреев. После снятия Н. Хрущева со всех занимаемых постов политика властей в отношении евреев несколько смягчилась. Была ослаблена борьба против иудаизма, отменены почти повсеместно ограничения на выпечку маццы (в 1965 г. четыре пекарни в Москве выпекали маццу). Постепенно прекратилась кампания борьбы с экономическими преступлениями; хотя отдельные процессы над обвиняемыми в таких преступлениях евреями проходили еще в 1965–67 гг., они не сопровождались антисемитскими выступлениями в печати. Политика удушения всех форм еврейской жизни продолжалась, но велась она тихо, без эксцессов и без антисемитских заявлений во время встреч с иностранными делегациями.

Антирелигиозная литература

В эти годы в СССР было опубликовано несколько книг, в которых с псевдонаучных позиций иудаизм подвергался грубым нападкам: «Что такое Талмуд», М., 1963 г. (М. Беленький; 1910–96, в Израиле с 1991 г.); «Критика иудейской религии», М., 1962 (под редакцией М. Беленького); «Реакционная сущность иудаизма», М.—Л., 1960 г. (М. Шахнович). В СССР стали публиковаться работы, в которых нападки на иудаизм носили откровенно антисемитский характер, особенно в книгах Т. Кичко «Иудейская религия, ее происхождение и сущность» (на украинском языке; Киев, 1962 г.) и «Иудаизм без прикрас», (Киев, 1962 г.). В аннотации на обложке книги сказано: «...автор раскрывает перед читателями откровенную суть иудейской религии, которая вобрала в себя и сконцентрировала все наиболее реакционное и античеловеческое, что входит в писания разных религий». В книге утверждается, что «спекуляция маццой, свининой, воровство, обман, разврат — суть настоящее лицо руководителей синагоги», и неоднократно подчеркивается враждебность иудаизма другим религиям. Сионизм и иудаизм трактуются как орудие американского империализма. Текст книги сопровождается грубыми антисемитскими карикатурами. Резкая волна протестов в мировой печати, в том числе и в ряде коммунистических органов, протесты общественности за границей вынудили советские власти в достаточно мягкой форме покритиковать книгу.

Кровавые наветы и антиеврейские действия

Антисемитская кампания привела к очередным кровавым наветам. Такие обвинения стали появляться даже на страницах официальной советской печати. Так, 10 августа 1960 г. газета «Коммунист» (Буйнакск, Дагестан) утверждала: «Еврей, который не выпил хотя бы один раз в году крови мусульманина, не считается вполне правоверным евреем». Подобные обвинения в адрес евреев выдвигались в Маргилане в 1961 г., Ташкенте в 1962 г., Цхалтубо в 1963 г., Зестафони в 1964 г., Кутаиси в 1965 г., Вильнюсе в 1963 г.

Антисемитская кампания сопровождалась осквернением еврейских кладбищ, поджогами синагог. Так, 4 октября 1959 г. были подожжены синагога и домик смотрителя еврейского кладбища в Малаховке под Москвой. Во время пожара погибла жена смотрителя. В мае 1962 г. была подожжена синагога в г. Цхакая в Грузии.

В 1961 г. в Ленинграде были осуждены председатель совета синагоги (габбай) Г. Печерский, Н. Каганов (1906–77, в Израиле с 1971 г.) и Е. Дынкин, занимавшиеся многообразной деятельностью как в узких рамках «советской легальности», так и по необходимости вне этих рамок. Среди обвинений, предъявленных подсудимым на процессах сионистских активистов, важное место занимали обвинения в связях с израильским посольством. Приговор по делу Г. Печерского и других был необычно (для этого периода) суровым: Г. Печерский был приговорен к 12, Н. Каганов — к 7, Е. Дынкин — к 4 годам заключения. Однако после смещения Н. Хрущева некоторые из осужденных сионистов сумели добиться пересмотра своих дел и были освобождены. Н. Каганов и Е. Дынкин были освобождены в 1965 г.

Баалей-тшува

В 1970-е гг. во многих городах среди участников еврейского движения, преподавателей иврита появились первые ба‘алей тшува, пришедшие разными путями к религии. Одним из первых религиозных активистов был З. Вагнер (родился в 1951 г.), присоединившийся к движению Хабад. В 1973–74 гг. в его квартире собиралась группа по изучению Торы. Большую роль в распространении иудаизма в России сыграл И. Эссас (родился в 1946 г.; в Израиле с 1986 г.), выступавший на всех еврейских мероприятиях с докладами об иудаизме. Постепенно вокруг него образовалась группа приверженцев (около 15 человек), которые с 1979 г. под его руководством регулярно занимались изучением иудаизма. В том же году З. Шахновский (родился в 1944 г., с 1990 г. в Израиле) организовал еще одну группу по изучению Торы. В 1979 г. в Москве была создана религиозная воскресная школа для еврейских детей. В Ленинграде первыми религиозными активистами были И. Коган (родился в 1946 г., с 1986 г. в Израиле) и Г. Вассерман (родился в 1950 г.), организовавшие в конце 1970-х гг. семинар по изучению Торы. И. Эссас, Г. Вассерман и их последователи были идейно близки к движению Агуддат Исраэль.

Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация