Иудаизм и его отношение к браку

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
Architect1 (Обсуждение | вклад)
Aryeolman (Обсуждение | вклад)
Строка 1: Строка 1:
-
{{О_статье| ТИП СТАТЬИ  = 4
+
{{О_статье| ТИП СТАТЬИ  = 2
| АВТОР1  =  
| АВТОР1  =  
| АВТОР2 =
| АВТОР2 =
| АВТОР3 =  
| АВТОР3 =  
-
| СУПЕРВАЙЗЕР =  
+
| СУПЕРВАЙЗЕР = 2
| ПРОЕКТ =  
| ПРОЕКТ =  
| ПОДТЕМА =  
| ПОДТЕМА =  
| КАЧЕСТВО  =  
| КАЧЕСТВО  =  
-
| УРОВЕНЬ  =  
+
| УРОВЕНЬ  = 1
| ДАТА СОЗДАНИЯ  =
| ДАТА СОЗДАНИЯ  =
| ВИКИПЕДИЯ =
| ВИКИПЕДИЯ =
Строка 14: Строка 14:
{{Иудаизм}}
{{Иудаизм}}
-
{{Неадекватная}}
 
-
'''[[Иудаизм]]''' издревле определяет '''[[брак]]''', как идеальное состояние человеческого бытия. Мужчина без жены или женщина без мужа рассматриваются еврейским обществом как неполноценные личности.<ref>Babylonian Talmud - Yebomoth 62b.</ref>
+
'''[[Иудаизм]]''' издревле определяет '''[[брак]]''', как идеальное состояние человеческого бытия. Мужчина без жены или женщина без мужа рассматриваются еврейским обществом как неполноценные личности.<ref>Babylonian Talmud - Yebamoth 62b.</ref>
==Предложение(''shiddukhin'')==
==Предложение(''shiddukhin'')==
-
По [[Талмуд|еврейским законам]], понятие «предложение» определяется как обоюдное обещание мужчины и женщины по вступлению в брак в обозримом будущем и сроки, в пределах которых этот брак должен быть заключён.<ref>''The Principles of Jewish Law'', Ed Menachem Elon, ISBN 0-7065-1415-7, p 353.</ref> Подобное обещание может быть дано, как будущими супругами, так и их родителями или другими родственники. Обручение само по себе не влияет на личный статус сторон, и не дает ни одной из сторон права требовать выполнения каких либо обязательств.
+
По [[Талмуд|еврейским законам]], понятие «предложение» определяется как обоюдное обещание мужчины и женщины по вступлению в брак в обозримом будущем и сроки, в пределах которых этот брак должен быть заключён.<ref>''The Principles of Jewish Law'', Ed Menachem Elon, ISBN 0-7065-1415-7, p 353.</ref> Подобное обещание может быть дано, как будущими супругами, так и их родителями или другими родственниками. Обручение само по себе не влияет на личный статус сторон, и не дает ни одной из сторон права требовать выполнения каких либо обязательств.
По традиции вопросом предложений занимается отдельный человек со стороны, чаще всего это профессиональный [[сват]] ("''[[шадхан]]''"). Сам процесс от этого получил название ''shidduchim''. За свою работу сват получает вознаграждение, фиксированное законом или согласованное заранее с заказчиком. Как правило, оно составляет небольшой процент от [[приданое|приданого]]. Оплата вознаграждения производится во время помолвки или уже после свадьбы одной из сторон или каждой из сторон по отдельности.
По традиции вопросом предложений занимается отдельный человек со стороны, чаще всего это профессиональный [[сват]] ("''[[шадхан]]''"). Сам процесс от этого получил название ''shidduchim''. За свою работу сват получает вознаграждение, фиксированное законом или согласованное заранее с заказчиком. Как правило, оно составляет небольшой процент от [[приданое|приданого]]. Оплата вознаграждения производится во время помолвки или уже после свадьбы одной из сторон или каждой из сторон по отдельности.
Строка 32: Строка 31:
*Erusin - церемонии [[обручение|обручени]]я;
*Erusin - церемонии [[обручение|обручени]]я;
*Nissu'in – церемонии вступления в [[брак]].  
*Nissu'in – церемонии вступления в [[брак]].  
-
После обручения менялся межличностный статус пары, однако юридически закреплённым он становился только после проведения второй церемонии по вступлению в брак. В давние времена (следуя [[Талмуд]]у), два рассмотренных ранее этапа вступления в брак разделялись годовым перерывом. На протяжении этого времени невеста продолжает жить со своими родителями до тех пор, пока не состоится официальная церемония бракосочетания, которая, по традиции, проводилась в отдельной комнате или палатке, установленной её женихом. Начиная со времён [[средневековье|средневековья]], оба этапа были совмещены и стали проводятся как единая церемония, при этом обряд бракосочетания стал публичным.
+
После обручения менялся статус невесты: она становилась запрещённой всем мужчинам на свете, включая своего жениха. Разрешённой своему мужу она становилась только после проведения второй церемонии по вступлению в брак. В давние времена (следуя [[Талмуд]]у), два рассмотренных ранее этапа вступления в брак разделялись годовым перерывом. На протяжении этого времени невеста продолжает жить со своими родителями до тех пор, пока не состоится официальная церемония бракосочетания. Начиная со времён [[средневековье|средневековья]], оба этапа были совмещены и стали проводятся как единая церемония, при этом обряд бракосочетания стал публичным.
Существует несколько путей, следуя которым, пара могла обозначить свою помолвку:
Существует несколько путей, следуя которым, пара могла обозначить свою помолвку:
-
*С помощью денег (''kesef'') или ценного предмета, как, например, кольцо или ценная монета. Сам договор о помолвке закреплялся в присутствии двух свидетелей и с непосредственного согласия невесты;
+
*С помощью передачи мужем или его доверенным лицом невесте или её доверенному лицу денег (''kesef'') или ценного предмета, как, например, кольцо или ценная монета. Сам договор о помолвке закреплялся в присутствии двух свидетелей и с непосредственного согласия невесты;
*С помощью контракта (''shtar'') в присутствии двух свидетелей, содержащего заявление о erusin (см. выше);  
*С помощью контракта (''shtar'') в присутствии двух свидетелей, содержащего заявление о erusin (см. выше);  
-
*Намеренное вступление в половые отношения с целью обязать партнёра к замужеству; такой подход всячески не одобрялся раввинскими мудрецами  и имел место только в случае, когда вдова обязана была выходить замуж за брата своего мужа. Несмотря ни на что, данный метод был распространён у многих народов в эпоху родового строя.
+
*Намеренное вступление в половые отношения с целью обязать партнёра к замужеству; такой подход всячески не одобрялся раввинскими мудрецами  и имел место только в случае, когда вдова обязана была выходить замуж за брата своего мужа.  
Необходимо отметить, что все методы имели право на существование, однако с древних времён помолвка происходила, в основном, с использованием  ''kesef'' – передаче ценного предмета, которым чаще всего служило кольцо.
Необходимо отметить, что все методы имели право на существование, однако с древних времён помолвка происходила, в основном, с использованием  ''kesef'' – передаче ценного предмета, которым чаще всего служило кольцо.
-
После помолвки паре необходимо пройти через ритуал официального бракосочетания, который является, фактически, предложением выйти замуж со стороны мужчины и согласием со стороны женщины. Гости, приглашённые на свадьбу, играют роль свидетелей. Функция [[раввин]]а при проведении церемонии заключается в том, чтобы быть советником пары. К тому же в ряде стран гражданский закон требует от раввинов исполнения роли представителя государства, а от двух независимых свидетелей подписи свидетельства о браке.
+
После помолвки паре необходимо пройти через ритуал официального бракосочетания, который является, фактически, предложением выйти замуж со стороны мужчины и согласием со стороны женщины. Необходимо присутствие как минимум двух свидетелей. Функция [[раввин]]а при проведении церемонии заключается в том, чтобы быть советником пары. К тому же в ряде стран гражданский закон требует от раввинов исполнения роли представителя государства, а от двух независимых свидетелей подписи свидетельства о браке.
== Супружество ==
== Супружество ==
Строка 49: Строка 48:
=== Сексуальные отношения ===
=== Сексуальные отношения ===
-
Между супругами ожидается наличие регулярных сексуальных отношений. По еврейской традиции, сексуальные отношения являются обязательством мужчины перед своей женой и известно под именем "''onah''".<ref>[http://www.jewfaq.org/sex.htm Judaism 101: Kosher Sex<!-- Bot generated title -->]</ref> Несмотря на то, что инициатива по вступлению в сексуальную связь полностью лежит на женщине, она не должна использовать секс в качестве простого развлечения.
+
Между супругами ожидается наличие регулярных сексуальных отношений. По еврейской традиции, сексуальные отношения являются обязательством мужчины перед своей женой и известно под именем "''onah''".<ref>[http://www.jewfaq.org/sex.htm Judaism 101: Kosher Sex<!-- Bot generated title -->]</ref>  
=== «Семейная чистота» ===
=== «Семейная чистота» ===
-
Законы о "семейной чистоте" (tohorat hamishpacha) считаются важной частью браков относительно ортодоксального иудаизмаИм требуется соблюдение деталей менструальных [[''niddah'']] законов. Ортодоксальные женихи и невесты часто до свадьбы посещают занятия по данной тематике.
+
Законы о "семейной чистоте" (tohorat hamishpacha) считаются важной частью брачной жизниТребуется соблюдение деталей менструальных [[''nidda'']] законов. Ортодоксальные женихи и невесты часто до свадьбы посещают занятия по данной тематике.
== Замужество в детском возрасте ==
== Замужество в детском возрасте ==
-
Вступать в брак в детском возрасте иудаистский закон позволяет только девушкам;  несмотря на то, что мальчики (согласно раввинской литературе)считались половозрелыми уже к девяти годам, им позволено вступать в брак только по достижению совершеннолетнего возраста (13 лет).<ref>''Kiddushin'', 50b</ref> Половая зрелость у девочек, по мнению евреев, наступает уже с трёхлетнего возраста. В связи с этим уже с этого возраста, согласно Талмуду, в случае свободы девушки от брачных уз взрослому мужчине позволялось иметь с ней  сексуальную близость;<ref>''Niddah'' 44b</ref> в 3 года девочкам так же позволено обручаться и выходить замуж.
+
{{main|Замужество в детском возрасте в Талмуде}}
-
 
+
-
Иудаизм в целом разделят женщин на 3 возрастные группы:
+
-
*''Ketannah'' («дитя») – к этой группе относились все девочки в возрасте от 3-х до 12-лет.
+
-
*''Na'arah'' («девушка») - к этой группе относятся все девочки старше 12 лет, однако оставались они ими, как правило, не более 6 месяцев. Двенадцатилетний возраст считался возрастом наступления женского совершеннолетия, хотя при определённых обстоятельствах совершеннолетней девушка могла стать значительно позднее, например лет в 35.
+
-
*''Bogeret'' («перезрелая») – к этой группе относятся девушки старше 12 лет, которые уже не относились к категории  ''na'arah''. A ''bogeret'' was essentially an adult in all respects<ref>''Niddah'' 47a</ref> Такие девушки считались взрослыми по всем аспектам.
+
-
 
+
-
Девочки, относящиеся к первой группе, были полностью объектом власти своего отца, который мог выдать их замуж в независимости от их согласия. Аналогичную власть отец имел и при разводе.<ref>''Ketubot'', 64b</ref> В случае его смерти или отсутствия по тем или иным причинам, девочка переходила под контроль своих братьев, которые в сумме имели те же права, что и её мать на выдачу свой сестры за муж. Что же касается девушек (''na'arah''), то в Талмуде нет определённой точки зрения на то, имеют ли они те же права, что и ''ketannah'' или же они обладают полной свободой выбора как и ''bogeret''.<ref name="Kid43b">''Kiddushin'' 43b</ref><ref name="Kid44a">''Kiddushin'' 44a</ref>
+
-
 
+
-
=== Аннулирование «детских»  браков ===
+
-
Для  ''ketannah'' первое вступление в брак, предопределённое её отцом,  является полностью принудительным. Для разрыва такого брака необходимо пройти стандартную процедуру [[развод]]а, как и в случае со взрослыми супругами. Тем не менее, согласно талмуду, если брак был расторгнут (в случае развода или смерти мужа), все дальнейшие свадьбы для ''ketannah'' могут быть только добровольными с возможностью последующего расторжения. Следуя талмуду, брак, инициируемый  другими членами семьи (в случае отсутствия отца по тем или иным причинам), ''ketannah'' может расторгнуть, даже если он будет для неё первым.
+
-
 
+
-
Решение ''ketannah'' аннулировать свой брак, известное в иврите как ''mi'un'' («отрицание», «отказ», «протест»), ведёт к аннулированию, а не к официальному разводу. Официальный документ о разводе не оформлялся<ref>Yebamot 107a</ref>, вследствие чего ''ketannah'', аннулировавшая свой брак, по закону не считалась разведённой.<ref name="Yeb108a">''Yebamot'' 108a</ref>
+
-
 
+
-
В отличие от развода, ''mi'un'' часто воспринимался с отвращением многими раввинскими писателями.<ref>''Yebamot'' 109a</ref> В раннем классическом иудаизме было описано, что подобного рода права по аннулированию  действую только на период обручения (erusin), а после полноценного вступления в брак (''nissu'in'') уже не имеют силы.<ref>''Yebamot'' 107a</ref>
+
-
 
+
-
Для официального заявления об аннулировании брака ''ketannah'' нужно заявить о том, что она не хочет жить со своим мужем при двух свидетелях. Аннулирование вступает в силу сразу же после её слов.<ref name="Yeb108a" /> В давние времена, в таких случаях выдавался документ о том, что ''mi'un'' был произведён. Тем не менее,  для вступления в силу аннулирования не нужно было строго оформлять своё решение. Если ''ketannah'' демонстрировала, что она не в восторге от замужества, это уже было основой для аннулирования.<ref name="Yeb108a" /> Например, она могла помолвить (''erusin'') себя с другим мужчиной, что автоматически аннулировало её предыдущий брак (за исключением того случая, когда предыдущий брак считался первым, инициированным её отцом).<ref name="Yeb108a" /> Однако если замужество начиналось тогда, когда девочке было не менее 6 лет, и она выражала своё одобрение к нему, ей можно было аннулировать свой брак только за счёт официального документа, пока она не достигла десятилетнего возраста и понимания обстановки.<ref>''Yebamot'' 107b</ref><ref>''Gittin'' 65a</ref>.
+
-
 
+
-
=== На практике ===
+
-
В средние века культурное давление на еврейскую общественность привело к тому, что многие девочки вышли замуж ещё детьми (до того как они стали bogeret).<ref>''Kiddushin'' (tosafot) 41a</ref> Мальчики тоже подвергались давлению. Некоторые раввины оговаривали, что мальчики должны жениться сразу по наступлению совершеннолетнего возраста, поскольку считалось, что каждый, кто ещё не был женат по достижению двадцати лет, будет проклят Богом.<ref>''Sanhedrin'' 76b</ref><ref>''Kiddushin'' 29b</ref> Раввинские суды часто заставляли таких людей вступать в брак насильно.<ref>''Jewish Encyclopedia'', ''Marriage Laws''</ref> Тем не менее, были исключения, древние раввины видели изучение еврейского закона причиной оставаться холостым.<ref>''Yebamot'' 63b</ref>
+
-
 
+
-
Полностью отрицались раввинами, и пренебрежение нижним порогом возраста по вступлению в брак, и браки с большой разницей в возрасте между супругами (например, между молодым парнем и старой женщиной).<ref>''Yebamot'' 44a</ref><ref>''Sanhedrin'' 76a</ref> В средние века многие пытались запретить детские свадьбы, однако отношение к ним было куда лучше, чем к возможным признакам педофилии.
+
-
 
+
-
На сегодняшний день детские свадьбы не распространены в еврейском обществе. Теперь это стало крайне редким явлением, поскольку во многих странах их запретили законом.
+
-
 
+
== Межнациональные браки ==
== Межнациональные браки ==
Следуя результатам национального еврейского опроса населения 2000-01, 47% браков с участием евреев в США в 1996-2001гг. были зарегистрированы с нееврейскими партнёрами. Количество межнациональных браков увеличилось и в других странах. Еврейские лидеры различных течений иудаизма согласны с тем, что возможная [[ассимиляция]] это кризис, но в тоже время их мнение о межнациональных браках различно:
Следуя результатам национального еврейского опроса населения 2000-01, 47% браков с участием евреев в США в 1996-2001гг. были зарегистрированы с нееврейскими партнёрами. Количество межнациональных браков увеличилось и в других странах. Еврейские лидеры различных течений иудаизма согласны с тем, что возможная [[ассимиляция]] это кризис, но в тоже время их мнение о межнациональных браках различно:
-
*Все ответвления [[ортодоксальный иудаизм|ортодоксального иудаизма]] отвергают утверждение законности и легализации межнациональных браков;
+
*Все ответвления [[ортодоксальный иудаизм|ортодоксального иудаизма]] отвергают законность и легализацию межнациональных браков;
*Сторонники [[консервативный иудаизм|консервативного иудаизма]] не одобряют такие браки, но выступают за принятие нееврейского супруга в семью, надеясь, что это приведёт к улучшениям в семейной жизни;
*Сторонники [[консервативный иудаизм|консервативного иудаизма]] не одобряют такие браки, но выступают за принятие нееврейского супруга в семью, надеясь, что это приведёт к улучшениям в семейной жизни;
-
*[[реформистский иудаизм|Реформистский]] и [[иудаизм реконструктивистский|реконструктивистский иудаизм]] предоставляют полную персональную автономию в интерпретации еврейского закона. Не запрещают межнациональные браки. Раввины этих течений свободны в принятии решения о проведении свадеб между евреем и представителем другой культуры. Многие из которых стараются получить согласие от новоиспечённой пары о том, что их дети будут выращены по еврейским устоям.
+
*[[реформистский иудаизм|Реформистский]] и [[иудаизм реконструктивистский|реконструктивистский иудаизм]] предоставляют полную персональную автономию в интерпретации еврейского закона. Они не запрещают межнациональные браки. Раввины этих течений свободны в принятии решения о проведении свадеб между евреем и представителем другой культуры. Многие из которых стараются получить согласие от новоиспечённой пары о том, что их дети будут выращены по еврейским устоям.
-
Также существуют различные мнения на счёт составляющих межнационального брака, основанные на различных представлениях о том, кого считать  евреем, а кого нет. Ортодоксальное и консервативное течения не считают за еврея того, чья мать не была еврейкой.
+
Также существуют различные мнения на счёт составляющих межнационального брака, основанные на различных представлениях о том, кого считать  евреем, а кого нет. Ортодоксальное и консервативное течения не считают евреем того, чья мать не была еврейкой.
== Браки в Израиле ==
== Браки в Израиле ==
-
В [[Израиль|Израиле]] нет понятия [[гражданский брак|гражданского брака]], только официально узаконенные браки считаются духовными, например, брак, закреплённый под содействием раввина.
+
В [[Израиль|Израиле]] нет понятия [[гражданский брак|гражданского брака]], считаются состоявшимися только браки, закреплённые раввином.
-
По мнению сторонников ортодоксального индуизма израильские браки должны проводится в соответствии с halakha,  что подразумевает под собой правило, по которому отдельные люди (например, ''kohen and a divorcée'') не могут официально узаконить свои отношения. Многие люди попадали под действие этого закона. Это привело к сильному негодованию, по большей части людей, относившихся к мирному населению. Тем не менее, на территории Израиля сегодня приблизительно 300000 израильтян, которые не могут вступить в брак по причине того, что один из партнёров не еврей или их принадлежность к евреям не установлено.  
+
В соответствии с hалахой отдельные люди (например, коhен и разведённая) не могут официально узаконить свои отношения. Многие люди попадали под действие этого закона. Это приводит к сильному негодованию. Тем не менее, сегодня существует приблизительно 300000 израильтян, которые не могут заключить официальный брак по причине того, что один из партнёров не еврей или их принадлежность к евреям не установлено.  
-
Некоторые граждане Израиля улетают за границу, чтобы там официально оформить свой брак либо потому, что они просто не верят в ортодоксальный взгляд на индуизм или потому что их союз не может быть узаконен.
+
Некоторые граждане Израиля улетают за границу, чтобы там официально оформить свой брак либо потому, что они просто не принадлежат к ортодоксальному иудаизму или потому что их союз не может быть узаконен.
-
Пока люди многих религий населяют территорию Израиля, все легальные браки, зарегистрированные в этой стране, должны быть официально одобрены религиозными авторитетами той или иной религии. Пары с разными религиями, например, христианина и еврея или мусульманина с евреем не могут быть официально зарегистрированы в Израиле.
+
Все легальные браки, зарегистрированные в Израиле, должны быть официально одобрены религиозными авторитетами той или иной религии. Пары с разными религиями, например, христианин и еврей или мусульманин с евреем, не могут быть официально зарегистрированы в Израиле.
== Развод ==
== Развод ==
-
''Halakha'' (еврейский закон) допускает разводы. Документ о разводе называется «''get''». Заключительная часть церемонии развода заключается в том, что муж передаёт документ о разводе в руки жены или её агента. Однако жена сама может подать иск в раввинский суд, чтобы инициировать развод. В этом случае муж будет вынужден передать документ, если он нарушил, хотя бы одно из своих многочисленных обязательств. В случае развода жена может иметь, а может и не иметь право на денежную выплату.
+
Галаха (еврейский закон) допускает разводы. Документ о разводе называется «[[гет]]». Заключительная часть церемонии развода заключается в том, что муж передаёт документ о разводе в руки жены или её агента. Однако жена сама может подать иск в раввинский суд, чтобы инициировать развод. Иудаизм с 12 века признаёт право оскорблённой (физически или психологически) жены на развод. В этом случае муж будет вынужден передать документ, если он нарушил, хотя бы одно из своих многочисленных обязательств. В случае развода жена может иметь, а может и не иметь право на денежную выплату.
-
Иудаизм признаёт право оскорблённой жены (физически или психологически) на развод с 12 века. Консервативный иудаизм следует halacha, несмотря на отличия от ортодоксального иудаизма. Реформистские евреи обычно используют отдельную форму ketubah на своих свадьбах. Они не принимают разводы в том виде, в котором они были описаны, видя гражданский развод необходимым и достаточным. Тем не менее, некоторые  реформистские раввины поощряют прохождение пары через полноценную процедуру развода.  
+
Консервативный иудаизм следует hалахе, несмотря на отличия от ортодоксального иудаизма. Реформистские евреи обычно используют отдельную форму ктубы на своих свадьбах. Они не принимают разводы в том виде, в котором они были описаны, видя гражданский развод достаточным. Тем не менее, некоторые  реформистские раввины поощряют прохождение пары через полноценную процедуру развода.  
-
Консервативный и ортодоксальный индуизм не признаёт гражданский закон как важнейший религиозный закон, и, таким образом,  не считает гражданский развод достаточным. Мужчина и женщина могут быть обоснованно разведены относительно взглядов реформистских евреев, но до сих пор быть женаты по законам общества консерваторов. Ортодоксальный иудаизм не признаёт реформистские свадьбы потому что, в случае их заключения дети от реформистской женщины, вступившей в новый брак, будут рассматриваться как ''mamzerim'' (внебрачные). Внебрачные дети - это персональный статус, который не позволяет вступать в брак с  ''non-mamzer''.  
+
Консервативный и ортодоксальный иудаизм не считает гражданский развод достаточным. Мужчина и женщина могут быть полноценно разведены по мнению реформистских евреев, но до сих пор быть женатыми по законам общины консерваторов. Ортодоксальный иудаизм не признаёт реформистские свадьбы и разводы.
=== «Связанные» женщины ===
=== «Связанные» женщины ===
-
По традиции, когда муж сбегает или его местонахождение становится неизвестным по какой-либо причине, женщина становится ''agunah'' (“связанной”) и не может вступать в новый брак в силу того, что развод может инициироваться только мужем. В прежние времена исчезновение мужа в дальних странах было основной причиной подобной ситуации. В наше время, когда муж отказывается от составления договора о разводе по причине денег, собственности или опекунства, женщина не может выйти замуж повторно. Мужчина в этой ситуации называется ''Misarev Get'' (отказавшийся от развода).
+
По традиции, когда муж сбегает или его местонахождение становится неизвестным по какой-либо причине, женщина становится ''agunah'' (“связанной”) и не может вступать в новый брак в силу того, что развод может инициироваться только мужем. В прежние времена исчезновение мужа в дальних странах было основной причиной подобной ситуации. В наше время, когда муж отказывается от составления договора о разводе по причине денег, собственности или опекунства, женщина не может выйти замуж повторно. Мужчина в этой ситуации называется ''Mesarev Get'' (отказавшийся от развода).
-
Консервативные и ортодоксальные общества пытаются предотвратить возможность женщины не получить право на развод от своего мужа, и решать подобные вопросы, используя различные еврейские и мирские легальные методы. Однако до сих пор не существует ни одного легального решения проблемы жены потерявшей мужа.
+
Консервативные и ортодоксальные общины пытаются предотвратить возможность того, что женщина не получит развод от своего мужа, и решать подобные вопросы, используя различные еврейские и гражданские легальные методы. Однако до сих пор не существует ни одного всеобъемлющего легального решения проблемы жены, потерявшей мужа.
== См. также ==
== См. также ==
-
=== Взгляды иудаизма ===
 
-
* [[Иудаизм]]
 
-
* [[Ортодоксальный иудаизм]]
 
-
* [[Реформистский иудаизм]]
 
-
* [[Консервативный иудаизм]]
 
-
* [[Иудаизм реконструктивистский]]
 
-
* [[Иудаизм в России]]
 
== Ссылки ==
== Ссылки ==
{{Reflist}}
{{Reflist}}
-
[[cs:Židovská svatba]]
+
[[Категория:Семья]]
-
[[en:Jewish views of marriage]]
+
[[Категория:Еврейская свадьба]]
-
[[fr:Mariage juif]]
+
-
[[he:חופה וקידושין]]
+
-
[[uk:Кидушин]]
+
-
{{WikiCopyRight}}
+
-
 
+
-
 
+
-
[[Категория:Семья]]{{checked_final}}
+

Версия 07:04, 28 января 2011

Тип статьи: Регулярная исправленная статья
Академический супервайзер: д-р Арье Ольман



основные понятия

     

    Портал Иудаизм
п·о·р

Иудаизм издревле определяет брак, как идеальное состояние человеческого бытия. Мужчина без жены или женщина без мужа рассматриваются еврейским обществом как неполноценные личности.[1]

Содержание

Предложение(shiddukhin)

По еврейским законам, понятие «предложение» определяется как обоюдное обещание мужчины и женщины по вступлению в брак в обозримом будущем и сроки, в пределах которых этот брак должен быть заключён.[2] Подобное обещание может быть дано, как будущими супругами, так и их родителями или другими родственниками. Обручение само по себе не влияет на личный статус сторон, и не дает ни одной из сторон права требовать выполнения каких либо обязательств.

По традиции вопросом предложений занимается отдельный человек со стороны, чаще всего это профессиональный сват ("шадхан"). Сам процесс от этого получил название shidduchim. За свою работу сват получает вознаграждение, фиксированное законом или согласованное заранее с заказчиком. Как правило, оно составляет небольшой процент от приданого. Оплата вознаграждения производится во время помолвки или уже после свадьбы одной из сторон или каждой из сторон по отдельности. Раввин (руководитель общины верующих), как лицо, пользующееся особым доверием, иногда выступает в качестве посредника. Несмотря на то, что приготовления к свадьбе касаются в первую очередь родителей, их дети могут вступить в брак независимо от их согласия, свадьба не может быть отменена в результате протеста родителей одного из супругов.

Сегодня, в некоторых ортодоксальных кругах, многие молодые люди находят своих партнёров без участия родителей. И даже в том случае, если родители сводят своих детей, чаще всего дело не доходит даже до помолвки. Тем не менее, родители пары до сих пор вовлекаются в организацию свадеб.

Обручение и свадьба (erusin and nissu'in)

По древнееврейским законам свадьба состояла из двух основных этапов:

  • Erusin - церемонии обручения;
  • Nissu'in – церемонии вступления в брак.

После обручения менялся статус невесты: она становилась запрещённой всем мужчинам на свете, включая своего жениха. Разрешённой своему мужу она становилась только после проведения второй церемонии по вступлению в брак. В давние времена (следуя Талмуду), два рассмотренных ранее этапа вступления в брак разделялись годовым перерывом. На протяжении этого времени невеста продолжает жить со своими родителями до тех пор, пока не состоится официальная церемония бракосочетания. Начиная со времён средневековья, оба этапа были совмещены и стали проводятся как единая церемония, при этом обряд бракосочетания стал публичным.

Существует несколько путей, следуя которым, пара могла обозначить свою помолвку:

  • С помощью передачи мужем или его доверенным лицом невесте или её доверенному лицу денег (kesef) или ценного предмета, как, например, кольцо или ценная монета. Сам договор о помолвке закреплялся в присутствии двух свидетелей и с непосредственного согласия невесты;
  • С помощью контракта (shtar) в присутствии двух свидетелей, содержащего заявление о erusin (см. выше);
  • Намеренное вступление в половые отношения с целью обязать партнёра к замужеству; такой подход всячески не одобрялся раввинскими мудрецами и имел место только в случае, когда вдова обязана была выходить замуж за брата своего мужа.

Необходимо отметить, что все методы имели право на существование, однако с древних времён помолвка происходила, в основном, с использованием kesef – передаче ценного предмета, которым чаще всего служило кольцо. После помолвки паре необходимо пройти через ритуал официального бракосочетания, который является, фактически, предложением выйти замуж со стороны мужчины и согласием со стороны женщины. Необходимо присутствие как минимум двух свидетелей. Функция раввина при проведении церемонии заключается в том, чтобы быть советником пары. К тому же в ряде стран гражданский закон требует от раввинов исполнения роли представителя государства, а от двух независимых свидетелей подписи свидетельства о браке.

Супружество

Семейная гармония

Семейная гармония, известная как "shalom bayit", является древней еврейской традицией.

Сексуальные отношения

Между супругами ожидается наличие регулярных сексуальных отношений. По еврейской традиции, сексуальные отношения являются обязательством мужчины перед своей женой и известно под именем "onah".[3]

«Семейная чистота»

Законы о "семейной чистоте" (tohorat hamishpacha) считаются важной частью брачной жизни. Требуется соблюдение деталей менструальных [[nidda]] законов. Ортодоксальные женихи и невесты часто до свадьбы посещают занятия по данной тематике.

Замужество в детском возрасте

Межнациональные браки

Следуя результатам национального еврейского опроса населения 2000-01, 47% браков с участием евреев в США в 1996-2001гг. были зарегистрированы с нееврейскими партнёрами. Количество межнациональных браков увеличилось и в других странах. Еврейские лидеры различных течений иудаизма согласны с тем, что возможная ассимиляция это кризис, но в тоже время их мнение о межнациональных браках различно:

  • Все ответвления ортодоксального иудаизма отвергают законность и легализацию межнациональных браков;
  • Сторонники консервативного иудаизма не одобряют такие браки, но выступают за принятие нееврейского супруга в семью, надеясь, что это приведёт к улучшениям в семейной жизни;
  • Реформистский и реконструктивистский иудаизм предоставляют полную персональную автономию в интерпретации еврейского закона. Они не запрещают межнациональные браки. Раввины этих течений свободны в принятии решения о проведении свадеб между евреем и представителем другой культуры. Многие из которых стараются получить согласие от новоиспечённой пары о том, что их дети будут выращены по еврейским устоям.

Также существуют различные мнения на счёт составляющих межнационального брака, основанные на различных представлениях о том, кого считать евреем, а кого нет. Ортодоксальное и консервативное течения не считают евреем того, чья мать не была еврейкой.

Браки в Израиле

В Израиле нет понятия гражданского брака, считаются состоявшимися только браки, закреплённые раввином. В соответствии с hалахой отдельные люди (например, коhен и разведённая) не могут официально узаконить свои отношения. Многие люди попадали под действие этого закона. Это приводит к сильному негодованию. Тем не менее, сегодня существует приблизительно 300000 израильтян, которые не могут заключить официальный брак по причине того, что один из партнёров не еврей или их принадлежность к евреям не установлено.

Некоторые граждане Израиля улетают за границу, чтобы там официально оформить свой брак либо потому, что они просто не принадлежат к ортодоксальному иудаизму или потому что их союз не может быть узаконен.

Все легальные браки, зарегистрированные в Израиле, должны быть официально одобрены религиозными авторитетами той или иной религии. Пары с разными религиями, например, христианин и еврей или мусульманин с евреем, не могут быть официально зарегистрированы в Израиле.

Развод

Галаха (еврейский закон) допускает разводы. Документ о разводе называется «гет». Заключительная часть церемонии развода заключается в том, что муж передаёт документ о разводе в руки жены или её агента. Однако жена сама может подать иск в раввинский суд, чтобы инициировать развод. Иудаизм с 12 века признаёт право оскорблённой (физически или психологически) жены на развод. В этом случае муж будет вынужден передать документ, если он нарушил, хотя бы одно из своих многочисленных обязательств. В случае развода жена может иметь, а может и не иметь право на денежную выплату.

Консервативный иудаизм следует hалахе, несмотря на отличия от ортодоксального иудаизма. Реформистские евреи обычно используют отдельную форму ктубы на своих свадьбах. Они не принимают разводы в том виде, в котором они были описаны, видя гражданский развод достаточным. Тем не менее, некоторые реформистские раввины поощряют прохождение пары через полноценную процедуру развода.

Консервативный и ортодоксальный иудаизм не считает гражданский развод достаточным. Мужчина и женщина могут быть полноценно разведены по мнению реформистских евреев, но до сих пор быть женатыми по законам общины консерваторов. Ортодоксальный иудаизм не признаёт реформистские свадьбы и разводы.

«Связанные» женщины

По традиции, когда муж сбегает или его местонахождение становится неизвестным по какой-либо причине, женщина становится agunah (“связанной”) и не может вступать в новый брак в силу того, что развод может инициироваться только мужем. В прежние времена исчезновение мужа в дальних странах было основной причиной подобной ситуации. В наше время, когда муж отказывается от составления договора о разводе по причине денег, собственности или опекунства, женщина не может выйти замуж повторно. Мужчина в этой ситуации называется Mesarev Get (отказавшийся от развода).

Консервативные и ортодоксальные общины пытаются предотвратить возможность того, что женщина не получит развод от своего мужа, и решать подобные вопросы, используя различные еврейские и гражданские легальные методы. Однако до сих пор не существует ни одного всеобъемлющего легального решения проблемы жены, потерявшей мужа.

См. также

Ссылки

  1. Babylonian Talmud - Yebamoth 62b.
  2. The Principles of Jewish Law, Ed Menachem Elon, ISBN 0-7065-1415-7, p 353.
  3. Judaism 101: Kosher Sex
Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация