Иудаизм и его отношение к браку

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

Версия от 14:22, 19 февраля 2013; Raphael (Обсуждение | вклад)
Перейти к: навигация, поиск
Тип статьи: Регулярная исправленная статья
Академический супервайзер: д-р Арье Ольман



основные понятия

     

    Портал Иудаизм
п·о·р

Иудаизм издревле определяет брак как идеальное состояние человеческого бытия. Мужчина без жены или женщина без мужа рассматриваются еврейским обществом как неполноценные личности.[1]

Содержание

Предложение (ивр. שִידוּך‎, шидух)

По еврейским законам, понятие «предложение» определяется как обоюдное обещание мужчины и женщины о вступлении в брак в обозримом будущем и сроки, в пределах которых этот брак должен быть заключён.[2] Подобное обещание может быть дано, как будущими супругами, так и их родителями или другими родственниками. Обручение само по себе не влияет на личный статус сторон, и не дает ни одной из сторон права требовать выполнения каких либо обязательств.

По традиции вопросом предложений занимается отдельный человек со стороны, чаще всего это профессиональный шадхан (сват). Сам процесс от этого получил название шидух. За свою работу сват получает вознаграждение, фиксированное законом или согласованное заранее с заказчиком. Как правило, оно составляет небольшой процент от приданого. Оплата вознаграждения производится во время помолвки или уже после свадьбы одной из сторон или каждой из сторон по отдельности.

Раввин, как лицо, пользующееся особым доверием, иногда выступает в качестве посредника. Несмотря на то, что приготовления к свадьбе касаются в первую очередь родителей, их дети могут вступить в брак независимо от их согласия, свадьба не может быть отменена в результате протеста родителей одного из супругов.

Сегодня, в некоторых ортодоксальных кругах, многие молодые люди находят своих партнёров без участия родителей. И даже в том случае, если родители сводят своих детей, чаще всего дело не доходит даже до помолвки. Тем не менее, родители пары до сих пор вовлекаются в организацию свадеб.

Обручение и свадьба (erusin and nissu'in)

По древнееврейским законам свадьба состояла из двух основных этапов:

  • Erusin - церемонии обручения;
  • Nissu'in – церемонии вступления в брак.

После обручения менялся статус невесты: она становилась запрещённой всем мужчинам на свете, включая своего жениха. Разрешённой своему мужу она становилась только после проведения второй церемонии по вступлению в брак. В давние времена (следуя Талмуду), два рассмотренных ранее этапа вступления в брак разделялись годовым перерывом. На протяжении этого времени невеста продолжает жить со своими родителями до тех пор, пока не состоится официальная церемония бракосочетания. Начиная со времён средневековья, оба этапа были совмещены и стали проводятся как единая церемония, при этом обряд бракосочетания стал публичным.

Существует несколько путей, следуя которым, пара могла обозначить свою помолвку:

  • С помощью передачи мужем или его доверенным лицом невесте или её доверенному лицу денег (kesef) или ценного предмета, как, например, кольцо или ценная монета. Сам договор о помолвке закреплялся в присутствии двух свидетелей и с непосредственного согласия невесты;
  • С помощью контракта (shtar) в присутствии двух свидетелей, содержащего заявление о erusin (см. выше);
  • Намеренное вступление в половые отношения с целью обязать партнёра к замужеству; такой подход всячески не одобрялся раввинскими мудрецами и имел место только в случае, когда вдова обязана была выходить замуж за брата своего мужа.

Необходимо отметить, что все методы имели право на существование, однако с древних времён помолвка происходила, в основном, с использованием kesef – передаче ценного предмета, которым чаще всего служило кольцо. После помолвки паре необходимо пройти через ритуал официального бракосочетания, который является, фактически, предложением выйти замуж со стороны мужчины и согласием со стороны женщины. Необходимо присутствие как минимум двух свидетелей. Функция раввина при проведении церемонии заключается в том, чтобы быть советником пары. К тому же в ряде стран гражданский закон требует от раввинов исполнения роли представителя государства, а от двух независимых свидетелей подписи свидетельства о браке.

Супружество

Семейная гармония

Семейная гармония, известная как "shalom bayit", является древней еврейской традицией.

Сексуальные отношения

Между супругами ожидается наличие регулярных сексуальных отношений. По еврейской традиции, сексуальные отношения являются обязательством мужчины перед своей женой и известно под именем "onah".[3]

«Семейная чистота»

Законы о "семейной чистоте" (tohorat hamishpacha) считаются важной частью брачной жизни. Требуется соблюдение деталей менструальных (nidda) законов. Ортодоксальные женихи и невесты часто до свадьбы посещают занятия по данной тематике.


Возраст вступления в брак

В современном иудаизме допускается брак начиная с 16 лет.

При этом считается,что не следует сильно откладывать вступление в брак до более позднего возраста. Вчастности, Талмуд считает, что каждый, кто ещё не был женат по достижению двадцати лет, будет жить неправильно.[4][5][6]. Лишь в отдельных исключительных случаях поглощенность изучением еврейского закона признавалось легитимной причиной оставаться холостым.[7].

В период средневековья и в античности (в эпоху Талмуда) браки разрешались в более раннем возрасте; однако даже тогда вступление в ранний брак не означало начала интимных отношений, но было социальной формой заключения брачного контракта. Подробнее см. Замужество в детском возрасте в Талмуде

Запрет на насильственное вступление (или не-вступление) в брак

В Торе описывается, что когда слуга Авраама (Элиэзер) пришел сватать Ривку за Ицхака, то ее родители и родственники, хотя и выразили свое согласие на брак, должны были спросить саму Ривку, согласна ли она выходить замуж (Быт. 24:58). Основываясь на этом, еврейский закон устанавливает, что родители не имеют права выдавать своих детей замуж или женить без их согласия. Хотя принцип уважения к родителям является в иудаизме очень важным, он, тем не менее, не распространяется на личные дела детей, в частности, на то, как они женятся и выходят замуж.

В Талмуде рассказывается история, (которая считается классической в иудаизме), о том, как будущий рабби Акива в молодости был пастухом и за него хотела выйти замуж дочь его хозяина. Отец девушки категорически возражал против этого брака, лишил ее наследства и содержания и пытался всячески воспрепятствовать браку. Однако дочь не послушала его, вышла замуж за Акиву и в дальнейшем послала его учиться, тем самым воспитав из него выдающегося лидера еврейского народа. Эта история, известная каждому получающему классическое воспитание еврейскому ребенку, закрепляет право молодых людей самим принимать решение о собственном браке.

Межнациональные браки

Следуя результатам национального еврейского опроса населения 2000-01, 47% браков с участием евреев в США в 1996-2001гг. были зарегистрированы с нееврейскими партнёрами. Количество межнациональных браков увеличилось и в других странах. Еврейские лидеры различных течений иудаизма согласны с тем, что возможная ассимиляция это кризис, но в тоже время их мнение о межнациональных браках различно:

  • Все ответвления ортодоксального иудаизма отвергают законность и легализацию межнациональных браков;
  • Сторонники консервативного иудаизма не одобряют такие браки, но выступают за принятие нееврейского супруга в семью, надеясь, что это приведёт к улучшениям в семейной жизни;
  • Реформистский и реконструктивистский иудаизм предоставляют полную персональную автономию в интерпретации еврейского закона. Они не запрещают межнациональные браки. Раввины этих течений свободны в принятии решения о проведении свадеб между евреем и представителем другой культуры. Многие из которых стараются получить согласие от новоиспечённой пары о том, что их дети будут выращены по еврейским устоям.

Также существуют различные мнения на счёт составляющих межнационального брака, основанные на различных представлениях о том, кого считать евреем, а кого нет. Ортодоксальное и консервативное течения не считают евреем того, чья мать не была еврейкой.

Браки в Израиле

Основная статья: Законы о браке в Израиле

Развод

Галаха (еврейский закон) допускает разводы. Документ о разводе называется «гет». Заключительная часть церемонии развода заключается в том, что муж передаёт документ о разводе в руки жены или её агента. Однако жена сама может подать иск в раввинский суд, чтобы инициировать развод. Иудаизм с 12 века признаёт право оскорблённой (физически или психологически) жены на развод. В этом случае муж будет вынужден передать документ, если он нарушил, хотя бы одно из своих многочисленных обязательств. В случае развода жена может иметь, а может и не иметь право на денежную выплату.

Консервативный иудаизм следует hалахе, несмотря на отличия от ортодоксального иудаизма. Реформистские евреи обычно используют отдельную форму ктубы на своих свадьбах. Они не принимают разводы в том виде, в котором они были описаны, видя гражданский развод достаточным. Тем не менее, некоторые реформистские раввины поощряют прохождение пары через полноценную процедуру развода.

Консервативный и ортодоксальный иудаизм не считает гражданский развод достаточным. Мужчина и женщина могут быть полноценно разведены по мнению реформистских евреев, но до сих пор быть женатыми по законам общины консерваторов. Ортодоксальный иудаизм не признаёт реформистские свадьбы и разводы.

«Связанные» женщины

По традиции, когда муж сбегает или его местонахождение становится неизвестным по какой-либо причине, женщина становится agunah (“связанной”) и не может вступать в новый брак в силу того, что развод может инициироваться только мужем. В прежние времена исчезновение мужа в дальних странах было основной причиной подобной ситуации. В наше время, когда муж отказывается от составления договора о разводе по причине денег, собственности или опекунства, женщина не может выйти замуж повторно. Мужчина в этой ситуации называется Mesarev Get (отказавшийся от развода).

Консервативные и ортодоксальные общины пытаются предотвратить возможность того, что женщина не получит развод от своего мужа, и решать подобные вопросы, используя различные еврейские и гражданские легальные методы. Однако до сих пор не существует ни одного всеобъемлющего легального решения проблемы жены, потерявшей мужа.

См. также

Ссылки

Статья «Брак» в Электронной еврейской энциклопедии

Примечания

  1. Babylonian Talmud - Yebamoth 62b.
  2. The Principles of Jewish Law, Ed Menachem Elon, ISBN 0-7065-1415-7, p 353.
  3. Judaism 101: Kosher Sex
  4. Sanhedrin 76b
  5. Kiddushin 29b
  6. Jewish Encyclopedia, Marriage Laws
  7. Yebamot 63b
Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация