Йеhошуа бин Нун (Иисус Навин)

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
Строка 22: Строка 22:
Йеhошуа бин Нун упоминается в [[Тора|Торе]] и [[Йеhошуа (Иисус Навин), библейская книга|книге Йеhошуа бин Нуна]].
Йеhошуа бин Нун упоминается в [[Тора|Торе]] и [[Йеhошуа (Иисус Навин), библейская книга|книге Йеhошуа бин Нуна]].
-
Йеhошуа бин Нун был ближайшим сподвижником [[Моше]]. Он сопровождал его в восхождении на [[Гора Синай|гору Синай]] (Исх. 24:13; 32:17), охранял в отсутствие Моше скинию (Исх. 33:11), а также возглавлял израильтян в сражении с амалекитянами при Рефидим (Исх. 17:9–13). Будучи одним из 12 соглядатаев, посланных осматривать Ханаан, Йеhошуа бин Нун вместе с Калевом бен Иефунне возражал десяти остальным, испугавшимся силы противника (Чис. 13; 14:6–9); за твердость и веру в победу лишь Йеhошуа бин Нун и Калев из всего поколения были удостоены вступить в Ханаан, в Землю обетованную (Чис. 14:26–30). Моисей назначил Йеhошуа бин Нуна своим преемником (Чис. 27:15–23; Втор. 1:38), возложив на него обязанность завоевания Земли обетованной и раздела ее между коленами Израиля (Чис. 34:17; Втор. 31:7, 23).  
+
Йеhошуа бин Нун был ближайшим сподвижником [[Моше]]. Он сопровождал его в восхождении на [[Гора Синай|гору Синай]] (Исх. 24:13; 32:17), охранял в отсутствие Моше [[Скиния (Мишкан)|скинию]] (Исх. 33:11), а также возглавлял израильтян в сражении с [[Амалекитяне|амалекитянами]] при Рефидим (Исх. 17:9–13).  
-
В Йеhошуа бин Нуне, как он предстает в библейском повествовании, сочетались качества полководца и пророка. Его основная миссия — завоевание и заселение Ханаана (Втор. 3:21; 31:3–8), и в то же время он — человек, «исполненный духа премудрости», «раб Господень», подобно Моисею. Как и Моисей, Йеhошуа бин Нун — тот, через кого Бог говорит со своим народом (Чис. 27:18–20; Втор. 34:9; ИбН. 20:1; 24:2). Библия видит в Йеhошуа бин Нуне преемника Моисея, который довел до конца религиозную и законодательную миссию своего учителя (ИбН. 8:30–35; 23; 24; ср. Втор. 27).  
+
Будучи одним из 12 соглядатаев, посланных осматривать [[Ханаан]], Йеhошуа бин Нун вместе с [[Калев бен Иефуне|Калевом бен Иефуне]] возражал десяти остальным, испугавшимся силы противника (Чис. 13; 14:6–9).
 +
<blockquote>
 +
/1/ И ГОВОРИЛ БОГ, ОБРАЩАЯСЬ К МОШЕ, ТАК: /2/ "ПОШЛИ ОТ СЕБЯ ЛЮДЕЙ, ЧТОБЫ ВЫСМОТРЕЛИ ОНИ СТРАНУ КНААН, КОТОРУЮ Я ДАЮ СЫНАМ ИЗРАИЛЯ, ПО ОДНОМУ ЧЕЛОВЕКУ ОТ ОТЧЕГО КОЛЕНА ПОШЛИТЕ, КАЖДЫЙ ИЗ НИХ должен быть ВОЖДЕМ". /3/<br /> И ПОСЛАЛ ИХ МОШЕ ИЗ ПУСТЫНИ ПАРАН ПО СЛОВУ БОГА; ВСЕ ЛЮДИ ЭТИ - ГЛАВЫ СЫНОВ ИЗРАИЛЯ ОНИ. /4/ И ВОТ ИМЕНА ИХ: ОТ КОЛЕНА РЕУВЕНА - ШАМУА, СЫН ЗАКУРА. /5/ ОТ КОЛЕНА ШИМОНА - ШАФАТ, СЫН ХОРИ. /6/ ОТ КОЛЕНА ЙЕhУДЫ - КАЛЕВ, СЫН ЙЕФУНЭ. /7/ ОТ КОЛЕНА ИСАХАРА - ИГАЛЬ, СЫН ЙОСЕФА. /8/ ''ОТ КОЛЕНА ЭФРАИМА - ЃОШЕА, СЫН НУНА''. /9/ ОТ КОЛЕНА БИНЬЯМИНА - ПАЛЬТИ, СЫН РАФУ. /10/ ОТ КОЛЕНА ЗВУЛУНА - ГАДИЭЛЬ, СЫН СОДИ. /11/ ОТ КОЛЕНА ЙОСЕФА: ОТ КОЛЕНА МЕНАШЕ - ГАДИ, СЫН СУСИ. /12/ ОТ КОЛЕНА ДАНА - АМИЭЛЬ, СЫН ГМАЛИ. /13/ ОТ КОЛЕНА АШЕРА - СТУР, СЫН МИХАЭЛЯ. /14/ ОТ КОЛЕНА НАФТАЛИ - НАХБИ, СЫН ВОФСИ. /15/ ОТ КОЛЕНА ГАДА - ГЕУЭЛЬ, СЫН МАХИ. /16/<br /> ЭТО ИМЕНА ЛЮДЕЙ, КОТОРЫХ ПОСЛАЛ МОШЕ ВЫСМОТРЕТЬ СТРАНУ. ''И НАЗВАЛ МОШЕ ЃОШЕА, СЫНА НУНА, - ЙЕhОШУА''. /17/<ref>[http://www.machanaim.org/tanach/d-bamidb/indd04_1.htm Бамидбар]</ref>
 +
</blockquote>
-
Большинство современных исследователей, не сомневаясь в историчности Йеhошуа бин Нуна, считает, однако, что он возглавлял лишь одну из волн вторжения израильских племен в Ханаан: в национального героя Йеhошуа бин Нун превратился значительно позднее, когда многочисленные предания, относящиеся к завоеванию Ханаана, были постепенно ассоциированы с его именем.
+
За твердость и веру в победу лишь Йеhошуа бин Нун и Калев из всего поколения были удостоены вступить в [[Земля обетованная|Землю обетованную]] (Чис. 14:26–30).
 +
 
 +
[[Моше]] назначил Йеhошуа бин Нуна своим преемником (Чис. 27:15–23; Втор. 1:38), возложив на него обязанность завоевания Земли обетованной и раздела ее между [[Колена Израиля|коленами Израиля]] (Чис. 34:17; Втор. 31:7, 23).
 +
 
 +
== Облик Йеhошуа по материалу ТАНАХа ==
 +
В Йеhошуа бин Нуне, как он предстает в [[ТАНАХ|библейском]] повествовании, сочетались качества полководца и [[пророк]]а. Его основная миссия — завоевание и заселение [[Ханаан]]а (Втор. 3:21; 31:3–8), и в то же время он — человек, «исполненный духа премудрости», «раб Господень», подобно Моше. Как и [[Моше]], Йеhошуа бин Нун — тот, через кого Бог говорит со своим народом (Чис. 27:18–20; Втор. 34:9; ИбН. 20:1; 24:2). Библия видит в Йеhошуа бин Нуне преемника Моше, который довел до конца религиозную и законодательную миссию своего учителя (ИбН. 8:30–35; 23; 24; ср. Втор. 27).
 +
 
 +
== Точка зрения современных историков ==
 +
Большинство современных исследователей не сомневается в историчности Йеhошуа бин Нуна. Но они считают, что он возглавлял лишь одну из волн вторжения израильских племен в Ханаан: в национального героя Йеhошуа бин Нун превратился значительно позднее, когда многочисленные предания, относящиеся к завоеванию [[Ханаан]]а, были постепенно ассоциированы с его именем.
== Примечания ==
== Примечания ==

Версия 10:46, 27 апреля 2013

Источник: Электронная еврейская энциклопедия на русском языке
Тип статьи: Регулярная статья
Дата создания: 27.04.2013

Йеhошу́а бин Нун (יְהוֹשֻׁעַ בִּן נוּן; в русской традиции Иисус Навин или Иисус сын Навина) - предводитель израильских племен в период завоевания Ханаана (конец XIII века до н.э.).

Содержание

Сведения о личности

Йеhошуа бин Нун упоминается в Торе и книге Йеhошуа бин Нуна.

Йеhошуа бин Нун был ближайшим сподвижником Моше. Он сопровождал его в восхождении на гору Синай (Исх. 24:13; 32:17), охранял в отсутствие Моше скинию (Исх. 33:11), а также возглавлял израильтян в сражении с амалекитянами при Рефидим (Исх. 17:9–13).

Будучи одним из 12 соглядатаев, посланных осматривать Ханаан, Йеhошуа бин Нун вместе с Калевом бен Иефуне возражал десяти остальным, испугавшимся силы противника (Чис. 13; 14:6–9).

/1/ И ГОВОРИЛ БОГ, ОБРАЩАЯСЬ К МОШЕ, ТАК: /2/ "ПОШЛИ ОТ СЕБЯ ЛЮДЕЙ, ЧТОБЫ ВЫСМОТРЕЛИ ОНИ СТРАНУ КНААН, КОТОРУЮ Я ДАЮ СЫНАМ ИЗРАИЛЯ, ПО ОДНОМУ ЧЕЛОВЕКУ ОТ ОТЧЕГО КОЛЕНА ПОШЛИТЕ, КАЖДЫЙ ИЗ НИХ должен быть ВОЖДЕМ". /3/
И ПОСЛАЛ ИХ МОШЕ ИЗ ПУСТЫНИ ПАРАН ПО СЛОВУ БОГА; ВСЕ ЛЮДИ ЭТИ - ГЛАВЫ СЫНОВ ИЗРАИЛЯ ОНИ. /4/ И ВОТ ИМЕНА ИХ: ОТ КОЛЕНА РЕУВЕНА - ШАМУА, СЫН ЗАКУРА. /5/ ОТ КОЛЕНА ШИМОНА - ШАФАТ, СЫН ХОРИ. /6/ ОТ КОЛЕНА ЙЕhУДЫ - КАЛЕВ, СЫН ЙЕФУНЭ. /7/ ОТ КОЛЕНА ИСАХАРА - ИГАЛЬ, СЫН ЙОСЕФА. /8/ ОТ КОЛЕНА ЭФРАИМА - ЃОШЕА, СЫН НУНА. /9/ ОТ КОЛЕНА БИНЬЯМИНА - ПАЛЬТИ, СЫН РАФУ. /10/ ОТ КОЛЕНА ЗВУЛУНА - ГАДИЭЛЬ, СЫН СОДИ. /11/ ОТ КОЛЕНА ЙОСЕФА: ОТ КОЛЕНА МЕНАШЕ - ГАДИ, СЫН СУСИ. /12/ ОТ КОЛЕНА ДАНА - АМИЭЛЬ, СЫН ГМАЛИ. /13/ ОТ КОЛЕНА АШЕРА - СТУР, СЫН МИХАЭЛЯ. /14/ ОТ КОЛЕНА НАФТАЛИ - НАХБИ, СЫН ВОФСИ. /15/ ОТ КОЛЕНА ГАДА - ГЕУЭЛЬ, СЫН МАХИ. /16/
ЭТО ИМЕНА ЛЮДЕЙ, КОТОРЫХ ПОСЛАЛ МОШЕ ВЫСМОТРЕТЬ СТРАНУ. И НАЗВАЛ МОШЕ ЃОШЕА, СЫНА НУНА, - ЙЕhОШУА. /17/[1]

За твердость и веру в победу лишь Йеhошуа бин Нун и Калев из всего поколения были удостоены вступить в Землю обетованную (Чис. 14:26–30).

Моше назначил Йеhошуа бин Нуна своим преемником (Чис. 27:15–23; Втор. 1:38), возложив на него обязанность завоевания Земли обетованной и раздела ее между коленами Израиля (Чис. 34:17; Втор. 31:7, 23).

Облик Йеhошуа по материалу ТАНАХа

В Йеhошуа бин Нуне, как он предстает в библейском повествовании, сочетались качества полководца и пророка. Его основная миссия — завоевание и заселение Ханаана (Втор. 3:21; 31:3–8), и в то же время он — человек, «исполненный духа премудрости», «раб Господень», подобно Моше. Как и Моше, Йеhошуа бин Нун — тот, через кого Бог говорит со своим народом (Чис. 27:18–20; Втор. 34:9; ИбН. 20:1; 24:2). Библия видит в Йеhошуа бин Нуне преемника Моше, который довел до конца религиозную и законодательную миссию своего учителя (ИбН. 8:30–35; 23; 24; ср. Втор. 27).

Точка зрения современных историков

Большинство современных исследователей не сомневается в историчности Йеhошуа бин Нуна. Но они считают, что он возглавлял лишь одну из волн вторжения израильских племен в Ханаан: в национального героя Йеhошуа бин Нун превратился значительно позднее, когда многочисленные предания, относящиеся к завоеванию Ханаана, были постепенно ассоциированы с его именем.

Примечания

  1. Бамидбар

Источники

См. также

  • [Йеhошуа (Иисус Навин), библейская книга]
Электронная еврейская энциклопедия на русском языке Уведомление: Предварительной основой данной статьи была статья Йеhошуа бин Нун в ЭЕЭ
Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация