Йеhошуа (Иисус Навин), библейская книга

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
Raphael (Обсуждение | вклад)
м (Обзор книги: дополнение)
Строка 24: Строка 24:
Уже при самом вступлении в пустыню, по выходе из [[Древний Египет|Египта]], он руководил еврейским войском при отражение нападения [[амаликитяне|амалекитян]] ({{Библия|Исх|17:8|-16}}), и затем в течение всего странствования был одним из главных помощников Моисея ({{Библия|Исх|31:11}}, ({{Библия|Чис|11:28}}), пока, после смерти последнего, к нему не перешла вся власть над евреями ({{Библия|Чис|27:18|-23}}, {{Библия|Втор|31:23}}).
Уже при самом вступлении в пустыню, по выходе из [[Древний Египет|Египта]], он руководил еврейским войском при отражение нападения [[амаликитяне|амалекитян]] ({{Библия|Исх|17:8|-16}}), и затем в течение всего странствования был одним из главных помощников Моисея ({{Библия|Исх|31:11}}, ({{Библия|Чис|11:28}}), пока, после смерти последнего, к нему не перешла вся власть над евреями ({{Библия|Чис|27:18|-23}}, {{Библия|Втор|31:23}}).
 +
= Книга Йеhошуа бин Нуна =
 +
== Время создания с авторство ==
 +
Согласно талмудической традиции, автором книги Иехошуа бин Нуна является он сам (ББ. 14б). Мнения исследователей относительно времени создания и составления книги Иехошуа бин Нун расходятся. Одни ученые придерживаются концепции множественности и разновременности источников, легших в основу книги Иехошуа бин Нун, а составление книги относят к концу эпохи Первого [[Храм|храма]]; другие настаивают на внутреннем единстве книги и относят ее создание к периоду между завоеванием Ханаана и основанием единого Израильского царства.
 +
 +
== Структура ==
 +
 +
По содержанию книга может быть разделена на три основные части:
 +
# завоевание Ханаана (главы 1–12);
 +
# его раздел между [[Колена Израилевы|коленами]] и учреждение левитских городов и [[Города-Убежища|городов-убежищ]] (главы 13–21);
 +
# описание переговоров с заиорданскими коленами и заключение завета в Шхеме (главы 22–24).
== Обзор книги ==
== Обзор книги ==
-
Непосредственно после смерти Моисея к Йеhошуа явился Бог и сказал ему:
+
Непосредственно после смерти Моше к Йеhошуа явился Бог и сказал ему:
{|
{|
|{{начало цитаты}}
|{{начало цитаты}}
-
''«…встань, перейди через [[Иордан]] сей, ты и весь народ сей, в землю, которую Я даю им, сынам Израилевым. Всякое место, на которое ступят стопы ног ваших, Я даю вам, как Я сказал Моисею: от пустыни и [[Ливан]]а сего до реки великой, реки [[Евфрат]]а, всю землю [[Хетты|Хеттеев]]; и до великого моря к западу солнца будут пределы ваши. Никто не устоит пред тобою во все дни жизни твоей; и как Я был с Моисеем, так буду и с тобою: не отступлю от тебя и не оставлю тебя. Будь тверд и мужествен; ибо ты народу сему передашь во владение землю, которую Я клялся отцам их дать им;»'' ({{Библия|Нав|1:2|-6}})
+
''«…встань, перейди через [[Иордан]] сей, ты и весь народ сей, в землю, которую Я даю им, сынам Израилевым. Всякое место, на которое ступят стопы ног ваших, Я даю вам, как Я сказал Моше: от пустыни и [[Ливан]]а сего до реки великой, реки [[Евфрат]]а, всю землю [[Хетты|Хеттеев]]; и до великого моря к западу солнца будут пределы ваши. Никто не устоит пред тобою во все дни жизни твоей; и как Я был с Моше, так буду и с тобою: не отступлю от тебя и не оставлю тебя. Будь тверд и мужествен; ибо ты народу сему передашь во владение землю, которую Я клялся отцам их дать им;»'' ({{Библия|Нав|1:2|-6}})
{{конец цитаты}}
{{конец цитаты}}
|}
|}

Версия 19:43, 12 августа 2012

Тип статьи: Регулярная исправленная статья
Академический супервайзер: д-р Арье Ольман



Файл:Dore joshua sun.jpg
Иисус Навин останавливает солнце. Гравюра Гюстава Доре

Книга Иису́са Нави́на (ивр. יְהוֹשֻׁעַ בִּן-נוּן‎, Йеhошу́а бин Нун) — шестая книга в ТаНаХе. Помещается вслед за Пятикнижием, находится в теснейшей связи с ним и составляет как бы его продолжение, так что некоторые библейские критики (Дилльман и др.) прямо относят его к этой группе библейских книг, которую они вследствие этого называют «Шестикнижием».

Книга описывает историю еврейского народа от смерти Моше до смерти Йеѓошуа и составляет как бы сборник реляций с поля битвы, изобилует рассказами, которые ярко характеризуют военное право в древности. Критика старается указать некоторые анахронизмы в книге, но в общем она носит на себе печать современности и исторической правды.

Содержание

Жизнь Йеhошуа бин Нуна

Йеhошуа бин Нун происходил из колена Эфраима и носил первоначально имя hошеа, но был переименован Моисеем в Йеhошуа, когда был послан разведчиком с представителями других одиннадцати колен. Комментаторы объясняют причину изменения имени молитвой Моше, чтобы Йеhошуа оставался при своем мнении и не шёл за остальными разведчиками: новое имя можно перевести как "Господь спасёт".

Уже при самом вступлении в пустыню, по выходе из Египта, он руководил еврейским войском при отражение нападения амалекитян (Исх.17:8-16), и затем в течение всего странствования был одним из главных помощников Моисея (Исх.31:11, (Чис.11:28), пока, после смерти последнего, к нему не перешла вся власть над евреями (Чис.27:18-23, Втор.31:23).

Книга Йеhошуа бин Нуна

Время создания с авторство

Согласно талмудической традиции, автором книги Иехошуа бин Нуна является он сам (ББ. 14б). Мнения исследователей относительно времени создания и составления книги Иехошуа бин Нун расходятся. Одни ученые придерживаются концепции множественности и разновременности источников, легших в основу книги Иехошуа бин Нун, а составление книги относят к концу эпохи Первого храма; другие настаивают на внутреннем единстве книги и относят ее создание к периоду между завоеванием Ханаана и основанием единого Израильского царства.

Структура

По содержанию книга может быть разделена на три основные части:

  1. завоевание Ханаана (главы 1–12);
  2. его раздел между коленами и учреждение левитских городов и городов-убежищ (главы 13–21);
  3. описание переговоров с заиорданскими коленами и заключение завета в Шхеме (главы 22–24).

Обзор книги

Непосредственно после смерти Моше к Йеhошуа явился Бог и сказал ему:

«…встань, перейди через Иордан сей, ты и весь народ сей, в землю, которую Я даю им, сынам Израилевым. Всякое место, на которое ступят стопы ног ваших, Я даю вам, как Я сказал Моше: от пустыни и Ливана сего до реки великой, реки Евфрата, всю землю Хеттеев; и до великого моря к западу солнца будут пределы ваши. Никто не устоит пред тобою во все дни жизни твоей; и как Я был с Моше, так буду и с тобою: не отступлю от тебя и не оставлю тебя. Будь тверд и мужествен; ибо ты народу сему передашь во владение землю, которую Я клялся отцам их дать им;» (Нав.1:2-6)

Первым делом евреи под предводительством Йеhошуа атакуют Иерихон. В течение семи дней их войска маршируют вокруг городских стен, возглавляемые жрецами, несущими ковчег завета. На седьмой день, войско обошло город семь раз, сопровождаемое играющими на трубах священниками. В определённый момент Йеhошуа приказывает всему народу одновременно крикнуть, и тотчас стены города падают сами собой.

После этого Йеhошуа приказывает истребить население Иерихона полностью, включая женщин, стариков, детей и домашний скот. Была пощажена только блудница Рахав и её родня, за то что Раав ранее укрыла еврейских разведчиков, проникших в город. Сам Иерихон был полностью сожжён (Иисус Навин, глава 6).

Далее, вступив в Землю обетованную, он в целом ряде сражений победил несколько ханаанских племён, несмотря на то, что они выступали против него иногда целыми коалициями. Город Ай Йеhошуа захватил, а население его истребил полностью как и в Иерихоне. Пять царей — иерусалимский, хевронский, ярмутский, лахишский и эглонский - объединились против израильтян. Однако Йеhошуа удалось нанести им поражение. Бог принял участие в сражение на его стороне, кидая с неба в войско неприятеля камни:

«Когда же они бежали от Израильтян по скату горы Вефоронской, Господь бросал на них с небес большие камни до самого Азека, и они умирали; больше было тех, которые умерли от камней града, нежели тех, которых умертвили сыны Израилевы мечом.» (Нав.10:11)

Во время этого сражения Йеhошуа, согласно Библии, остановил на небе Солнце и Луну, чтобы противник не смог отступить, воспользовавшись вечерним и ночным мраком: «стой, солнце, над Гаваоном, и луна, над долиною Аиалонскою!» (Нав.10:12).

Пять царей потерпев поражения спрятались в одной из пещер. Но они были обнаружены и Навин приказал убить их и повесить на деревьях. Затем еврейское войско захватило города Македу, Ливну и Лахиш. Все жители этих городов были поголовно вырезаны. На помощь царю Лахиша пришёл царь Гезерский, но израильтяне одержали вверх и истребили его народ полностью. Та же судьба постигла всех жителей городов Эглон и Хеврон:

«И поразил Йеhошуа всю землю нагорную и полуденную, и низменные места и землю, лежащую у гор, и всех царей их: никого не оставил, кто уцелел бы, и все дышащее предал заклятию, как повелел Господь Бог Израилев; поразил их Йеhошуа от Кадеш-Барнеа до Газы, и всю землю Гошен даже до Гаваона;» (Нав.10:40-41)

После покорения и раздела земли он мирно скончался и погребён на в горах Эфраима(Нав.19:49-50, Нав.24:29-30). Незадолго до смерти призывал свой народ: «бойтесь Господа и служите Ему в чистоте и искренности; отвергните богов, которым служили отцы ваши за рекою и в Египте, а служите Господу» (Нав.24:14).

Ссылки



Уведомление: Предварительной основой данной статьи была аналогичная статья в http://ru.wikipedia.org, на условиях CC-BY-SA, http://creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0, которая в дальнейшем изменялась, исправлялась и редактировалась.

Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация