Йеhошуа (Иисус Навин), библейская книга

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

Перейти к: навигация, поиск
Источник: Электронная еврейская энциклопедия на русском языке
Тип статьи: Регулярная статья
Академический супервайзер: д-р Арье Ольман


Книга Йеhошу́а бин Нун (ивр. יְהוֹשֻׁעַ בִּן-נוּן‎, в русских переводах Иису́са Нави́на) — первая книга в разделе Ранних пророков канонического текста ТаНаХа.

Содержание

Особенности книги

Книга посвящена периоду, когда Йеhошуа бин Нун стоял во главе израильских племен, то есть от смерти Моше до смерти Йеhошуа.


Йеhошуа бин Нун

Происхождение Йеhошуа бин Нуна и его дела до вступления в Землю Обетованную описаны в Торе. В книге Йеhошуа бин Нуна он действует уже после смерти Моше, как назначенный им новый вождь еврейского народа.

Файл:Joshua1.jpg
На могиле Иеhошуа в Кифл Харес, апрель 2007

Книга Йеhошуа бин Нуна

Структура

По содержанию книга может быть разделена на три основные части:

  1. завоевание Ханаана (главы 1–12);
  2. его раздел между коленами и учреждение левитских городов и городов-убежищ (главы 13–21);
  3. описание переговоров с заиорданскими коленами и заключение завета в Шхеме (главы 22–24).

Книга Йеhошуа бин Нун содержит ценную информацию о расселении израильских племен в Ханаане и о территориях, находившихся во владении израильтян. Время составления описаний наделов колен вызывает разногласия ученых, однако несомненно, что эти описания основаны на древних источниках и отражают расселение еврейских племен к началу Израильского царства.

Время создания с авторство

Мнения исследователей относительно времени создания и составления книги Йеhошуа бин Нун расходятся.

Одни ученые придерживаются концепции множественности и разновременности источников, легших в основу книги Йеhошуа бин Нун, а составление книги относят к концу эпохи Первого храма. Другие настаивают на внутреннем единстве книги и относят ее создание к периоду между завоеванием Ханаана и основанием единого Израильского царства.

Согласно талмудической традиции, автором книги Иеhошуа бин Нуна является он сам (ББ. 14б).

Обзор книги

Непосредственно после смерти Моше к Йеhошуа явился Бог и сказал ему:

«…встань, перейди через Иордан сей, ты и весь народ сей, в землю, которую Я даю им, сынам Израилевым. Всякое место, на которое ступят стопы ног ваших, Я даю вам, как Я сказал Моше: от пустыни и Ливана сего до реки великой, реки Евфрата, всю землю Хеттеев; и до великого моря к западу солнца будут пределы ваши. Никто не устоит пред тобою во все дни жизни твоей; и как Я был с Моше, так буду и с тобою: не отступлю от тебя и не оставлю тебя. Будь тверд и мужествен; ибо ты народу сему передашь во владение землю, которую Я клялся отцам их дать им;» (Нав.1:2-6)

Первым делом евреи под предводительством Йеhошуа атакуют Иерихон. В течение семи дней их войска маршируют вокруг городских стен, возглавляемые жрецами, несущими ковчег завета. На седьмой день, войско обошло город семь раз, сопровождаемое играющими на трубах священниками. В определённый момент Йеhошуа приказывает всему народу одновременно крикнуть, и тотчас стены города падают сами собой.

После этого Йеhошуа приказывает истребить население Иерихона полностью, включая женщин, стариков, детей и домашний скот. Была пощажена только блудница Рахав и её родня, за то что Рахав ранее укрыла еврейских разведчиков, проникших в город. Сам Иерихон был полностью сожжён (ИбН, 6).

Далее, вступив в Землю обетованную, он в целом ряде сражений победил несколько ханаанских племён, несмотря на то, что они выступали против него иногда целыми коалициями. Город Ай Йеhошуа захватил, а население его истребил полностью как и в Иерихоне. Пять царей — иерусалимский, хевронский, ярмутский, лахишский и эглонский - объединились против израильтян. Однако Йеhошуа удалось нанести им поражение. Бог принял участие в сражение на его стороне, кидая с неба в войско неприятеля камни:

«Когда же они бежали от Израильтян по скату горы Вефоронской, Господь бросал на них с небес большие камни до самого Азека, и они умирали; больше было тех, которые умерли от камней града, нежели тех, которых умертвили сыны Израилевы мечом.» (Нав.10:11)

Во время этого сражения Йеhошуа, согласно Библии, остановил на небе Солнце и Луну, чтобы противник не смог отступить, воспользовавшись вечерним и ночным мраком: «стой, солнце, над Гаваоном, и луна, над долиною Аиалонскою!» (Нав.10:12).

Пять царей потерпев поражения спрятались в одной из пещер. Но они были обнаружены и Навин приказал убить их и повесить на деревьях. Затем еврейское войско захватило города Македу, Ливну и Лахиш. Все жители этих городов были поголовно вырезаны. На помощь царю Лахиша пришёл царь Гезерский, но израильтяне одержали вверх и истребили его народ полностью. Та же судьба постигла всех жителей городов Эглон и Хеврон:

«И поразил Йеhошуа всю землю нагорную и полуденную, и низменные места и землю, лежащую у гор, и всех царей их: никого не оставил, кто уцелел бы, и все дышащее предал заклятию, как повелел Господь Бог Израилев; поразил их Йеhошуа от Кадеш-Барнеа до Газы, и всю землю Гошен даже до Гаваона;» (Нав.10:40-41)

После покорения и раздела земли он мирно скончался и погребён на в горах Эфраима(Нав.19:49-50, Нав.24:29-30). Незадолго до смерти призывал свой народ: «бойтесь Господа и служите Ему в чистоте и искренности; отвергните богов, которым служили отцы ваши за рекою и в Египте, а служите Господу» (Нав.24:14).

Точка зрения современных историков

Большинство современных исследователей не сомневается в историчности Йеhошуа бин Нуна.

Файл:Mount Ebal 111.jpg
Жертвенник на горе Эйваль

Но в течение всего двадцатого века было принято считать, что он возглавлял лишь одну из волн вторжения израильских племен в Ханаан, и что в национального героя Йеhошуа бин Нун превратился значительно позднее, когда многочисленные предания, относящиеся к завоеванию Ханаана, были постепенно ассоциированы с его именем.

Это аргументировалось ссылками на ТАНАХ, где содержится множество упоминаний о войнах с ханаанеями в эпоху Судей. Делался вывод, что завоевание Земли Обетованной было не спланированной военной кампанией, а процессом спорадических набегов отдельных племён, растянувшимся на века.

Ряд исследователей полагает, что заключенный в Шхеме завет означал распространение Синайского Завета на те колена, которые во время его заключения уже жили в Ханаане, а потому не были причастны к нему.

Но в конце века профессор Адам Зерталь обнаружил жертвенник Йеhошуа бин Нуна на горе Эйваль - точно там, где указано в ТАНАХе.[1]

С другой стороны, неясно, где должны были находиться израильские племена то время, когда они якобы ещё не завоевали остаток Ханаана и время от времени возобновляли попытки. Следы их пребывания в Заиорданье и Сирии должны были бы быть давно найдены. Археологические исследования на севере Израиля дают всё новые факты, говорящие о массированном натиске израильских племён на рубеже XIII-XII веков до н.э.

Примечания

  1. Начинаются работы по датировке жертвенника Егошуа бин Нуна

Источники

Электронная еврейская энциклопедия на русском языке Уведомление: Предварительной основой данной статьи была статья Иехошуа бин Нун в ЭЕЭ
Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация